Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ОБВИНИТЕЛЯ ОТ США ДОДДА 845

Если возникает вопрос о том, где же можно было встретить вездесу-
щих членов СД, ответ на него не вызовет никаких затруднений, 'несмотря
на то, что некоторые показания и заявления, сделанные в Суде, были
путаными. До 1933 года члена СД можно было всегда найти в главном
управлении СД, при рейхсфюрерё СС или в различных областных отделах
СД, разбросанных по всей империи. В течение этого периода СД во всех
схемах и планах строения СС и во всех правительственных распоряже-
ниях и декретах постоянно называлась отделом СС.

В течение этого периода СД являлась отделом политической контр-
разведки СС, партии и правительства и поставляла секретную политиче-
скую информацию в исполнительные органы партии и государства, но
главным образом через гестапо. После 1939 года члены СД появляются
в III и IV управлениях РСХА, в различных районных отделах СД внутри
Германии и на оккупированных территориях, а также в эйнзатцгруппах
полиции безопасности и СД в районах, расположенных непосредственно
за линией фронта.

В процессе рассмотрения дела по организациям возникли также не-
которые неясности в отношении определения деятельности РСХА, ВФХА,
отдела, руководимого Эйхманом, и эйнзатцгрупп. РСХА представляло
собой управление СС, и в основном его сотрудники являлись членами
СС. РСХА возглавлялось обергруппенфюрером СС Кальтенбруннером.
В дополнение к СД, которая всегда являлась подразделением СС, это
управление включало также гестапо и имперскую уголовную полицию,
которые являлись государственными учреждениями. Именно по этой
причине РСХА и рассматривалось как одно из управлений имперского
министерства внутренних дел. ВФХА представлял собой еще один из ха-
рактерных отделов СС. ВФХА возглавлялся обергруппенфюрером СС
Полем, который ведал управлением концентрационных лагерей и эксплу-
атацией труда заключенных.

Отдела Эйхмана как такового не существовало. Эйхман являлся про-
сто начальником управления гестапо, которому были поручены вопросы,
касающиеся церкви и евреев. Именно на этот отдел гестапо была возло-
жена главная ответственность за сбор евреев во всей Европе и передачу
их в концлагери. Так называемый отдел Эйхмана внутри гестапо был не
в большей степени независимым от гестапо, чем любой другой отдел, под-
чинявшийся Мюллеру. Эйнзатцгруппы полиции безопасности и СД — мы
считаем, что очень важно все время иметь в виду полное наименование
этих групп — являлись отделами полиции безопасности и СД, действо-
вавшими в ближних тылах армии за линией фронта.

После того, как полицейский контроль был в достаточной мере уста-
вовлен на вновь занятых территориях, подвижные эйнзатцгруппы были
упразднены и превратились в областные управления, возглавляемые
командирами полиции безопасности и СД на оккупированных террито-
риях. Эйнзатцгруппы являлись частью управления полиции безопасности
и СД—РСХА и в качестве таковых являлись частью СС, причем принад-
лежность эйнзатцгрупп к этой организации являлась неполной лишь в той
мере, что некоторые сотрудники РСХА, приданные этим группам, те
являлись членами СС.

В 1939 году главные управления СД и гестапо были включены в со-
четав РСХА, однако СД в течение всего этого периода сохранила свой
независимый статус.

846 РЕЧИ ОБВИНИТЕЛЕЙ ПО ДЕЛУ ПРЕСТУПНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ

Обвинение, несомненно, сумело доказать, что эти организации пред-
ставляют собою «группы» не только в соответствии с критериями, которые
выдвинуло для себя само Обвинение, но и согласно нормам здравого"
смысла и практического опыта.

Принадлежность к руководящему составу была, без сомнения, доб-
ровольной, никого не вынуждали вступать в НСДАП, а еще в меньшей
степени — занимать руководящий пост в нацистской партии. Мы не со-
мневаемся в том, что многие присоединились к руководящему составу по
причинам делового, социального или какого-либо иного личного харак-
тера. Эти .причины объясняют стремление легко нажить политический
капитал, но они не представляют собой принуждения в законодательном
порядке.

Никто не был мобилизован в имперское правительство, более того,
некоторые из его членов подали в отставку, когда их взгляды пришли
в столкновение с его целями и задачами. Шлегельбергер подал в отставку
из-за посягательств на независимость судей; Шмидт ушел, так как он
был убежден, что Гитлер шел по пути к войне; Эльц фон Рюбенах ушел
в отставку из-за политики Гитлера, направленной против христианской
церкви.

Большинство нацистов очень стремилось получить место в правитель-
ственных сферах, влекущее за собой титулы и мишурный блеск. Сопер-
ничество в борьбе за получение правительственных постоз было весьма
простым, и поэтому все попытки, направленные к тому, чтобы отвести
декларацию о преступности в отношении этой группы на том основании,
что ее члены были вовлечены в нее насильно, являются просто смехо-
творными.

Вступление в СА было настолько не связано с какими-либо элемен-
тами принуждения, что справочник по организации НСДАП, изданный
в 1943 году, все еше призывал членов СА выходить из рядов организации
в тех случаях, когда они чувствовали, что не согласны с ее целями и
идеологией и не могут выполнить все возложенные на них обязанности.
Члены нацистской партии не принуждались вступать в СА. Контроль и
дисциплина, которым подвергались члены СА внутри организации, не
имеют ничего общего с добровольным характером самого членства.
Добровольное подчинение члена СА командованию СА совсем не то же
самое, что принудительное и недобровольное вступление в ряды орга-
низации.

Кандидаты в СС были не только добровольцами, но, кроме того, они
долж.ны были удовлетворять очень строгим требованиям, что иллюстри-
руется справочником для солдат СС, а также настойчивыми требованиями
Гиммлера соблюдать принцип добровольности при подаче заявлений для
вступления в члены организации, которые излагаются в его письме
к Кальтенбруннеру в 1943 году. Организация СС называла себя отрядом
избранных, широко оповещала о том, что она отказывалась принимать
в свои ряды тех кандидатов, которые не отвечали расовым, биологиче-
ским и идеологическим требованиям, и разъясняла всем, что для вступле-
ния в члены этой организации требовались необыкновенные качества.
Именно такой характер по существу носило заявление Гиммлера, когда
он бахвалился перед армией: «Если мне удастся избрать из среды немец-
кого народа для организации как можно больше лиц, полноценных в ра-
совом отношении, обучить их военной дисциплине и привить им понятия

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ОБВИНИТЕЛЯ ОТ США ДОДДА 847

о ценности крови и все вытекающее отсюда мировоззрение, тогда явится
фактическая возможность создать такую избранную организацию, кото-
рая сумеет успешно постоять за себя во всех случаях крайней необходи-
мости».

От «избранных» требовалось, чтобы они доказали свое нордическое
происхождение. Если подающий заявление был офицером, он должен был-
представить сведения с 175игода, а для рядового кандидата—с 1800 го-
да. Кроме того, для кандидатов были установлены необычные требования'
в отношении роста и нордической внешности. Очень тщательно проверя-
лось также политическое и идеологическое лицо каждого кандидата в «из-
бранные». Весьма примечательно, что мы располагаем доказательствами
о том, что еще в 1943 году эти расовые и идеологические требования
оставались в действии даже для вступления в войска СС. Здесь утвержда-
лось, что, так как некоторые военнослужащие войск СС были призваны
туда по мобилизации в период последней, безнадежной стадии войны, то
вся организация в целом не основывалась на добровольном принципе'
членства. Те, которые были действительно принудительно мобилизованы
в войска СС, смогут выдвинуть соответствующие защитительные доводы
при последующем разборе их дела, но мы подчеркиваем тот факт, что
принуждение, к которому прибегли в последнем безумном усилии отсро-
чить разгром в последние дни войны, не меняет существа того факта,
что членство в этой организации в целом было добровольным. Какое бы
давление ни оказывалось для того, чтобы увеличить число членов этой
организации, она возникла как добровольная организация и оставалась,
главным образом, добровольной организацией, пополнявшейся на основе
строгого отбора.

В качестве части организации СС организация СД состояла из-
эсэсовцев, обладавших особыми качествами. Действия членов этой орга-
низации лучше всего иллюстрируют характер этих особых качеств, по-
тому что протокол судебных заседаний по этому делу полон ужасающих
рассказов об этих действиях. Член СД являлся просто эсэсовцем с допол-
нительными обязанностями. Если членство в СС было в основном добро-
вольным, как мы это утверждаем, из этого с определенностью следует,.
что членство в СД было также добровольным.

Гестапо всегда являлось государственной организацией, частью пра-
вительства, во всех отношениях аналогичной другим частям правитель-
ства. При рассмотрении вопроса о добровольном характере членства
в этой организации все другие соображения являются по сравнению
с этим определением гестапо как правительственного органа второстепен-
ными. Если членство в гестапо было принудительным, то сотрудничество
в полиции охраны порядка, в отделе безопасности и в финансовом отделе
также должно было быть принудительным. Правильно, что когда вслед
за захватом власти было создано гестапо, многие сотрудники ранее
существовавшей полицейской системы в различных федеральных землях
были переведены в гестапо. Но они не были вынуждены вступать в ге-
стапо законодательным порядком. Как заявил свидетель Лоссе, дававший'
письменные показания под присягой по делу гестапо (я цитирую):

<Если бы они отказались это сделать, их могли бы уволить без пенсии'
и, таким образом, их пугала возможность безработицы».

Свидетель Шелленберг показал, что новые члены гестапо набира-
лвсь на добровольных началах. Любой из них мог подать в отставку и

848 РЕЧИ ОБВИНИТЕЛЕЙ ПО ДЕЛУ ПРЕСТУПНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ

искать работу в других правительственных учреждениях или должность,
не связанную с государственной службой. Для того чтобы стать сотруд-
ником тайной государственной полиции, следовало подать заявление
так же, как и в любое другое государственное учреждение. Давая показа-
ния на заседании комитета уполномоченных, свидетель Гофман заявил,
что он подавал заявление, чтобы поступить на работу в три государствен-
ные учреждения, из которых одно было гестапо. В гестапо его заявление
было принято, и таким образом он стал сотрудником этой организации.
Ничто не могло препятствовать сотруднику гестапо подать в отставку со
своей должности в случае, если он становился не согласным с целями,
действиями и методами организации. Свидетель Тесмер показал на за-
седании комитета, что, если какой-либо офицер отказался бы выполнить
преступный приказ, его, вероятно, сняли бы с должности. Даже после
начала войны, когда все сотрудники правительственных учреждений были
в большей или меньшей степени закреплены на своих должностях,
сотрудники гестапо имели возможность подавать в отставку. Сам свиде-
тель Тесмер ушел из гестапо в период войны, а свидетель Штрауб пока-
зал, что сотрудник гестапо мог уйти в отставку, рискуя при этом быть
направленным на фронт на действительную военную службу. Без сомне-
ния, в юридическом смысле слова это не являлось принуждением. Потери,
которые грозили сотрудникам политической полиции в случае выхода
в отставку, как, например, потеря выслуги лет и прав на пенсию, могли
являться решающим фактором для тех, кто оставался в гестапо; однако
эти соображения ни при каких обстоятельствах нельзя истолковывать как
принуждение законодательным порядком, оправдывающее тех, которые
продолжали оставаться сотрудниками организации, преступный характер
которой пользовался такой печальной известностью. Повидимому, было
несколько случаев, когда сотрудники военной тайной полиции были впо-
следствии переведены из армии в гестапо. В таких случаях эти отдельные
лица, ссылаясь на военные приказы, могут выдвинуть их наличие как
защитительный довод в отношении преступлений, совершенных гестапо
в тот период, когда они принадлежали к этой организации. Но эти от-
дельные примеры, которые можно принять во внимание для оправдания
на последующих судебных процессах, не могут никоим образом изменить
основного характера гестапо как одного из государственных учреждений,
для поступления в которое не оказывалось большего принуждения и для
ухода из которого не существовало более значительных препятствий
юридического характера, чем в отношении любого другого государствен-
ного учреждения.

С момента создания нацистской партии в 1920 году до окончания
войны в 1945 году эти организации использовались заговорщиками для
выполнения их планов, и каждая из них совершила одно или более пре-
ступлений, описанных в статье 6 Устава, и участвовала в общем за-
говоре. Руководящий состав нацистской партии был первой из орга-
низаций, появившихся на сцене. Следующим шагом было создание
в 1920 году полувоенной организации СА, целью которой было захватить
для нацистской партии насильственным путем руководящее положение
яа политической арене. Из этой группы была создана в 1925 году со-
стоявшая из избранных фанатичная организация СС. Она должна была
занять место СА в тот период, когда последняя была распущена, а затем
совместно с ней подготовить почву для «революции». При захвате власти

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ОБВИНИТЕЛЯ ОТ США ДОДДА 849

в 1933 году следующая организация—правительственный кабинет—за-
няла свое место в заговоре. Держа правительство в своих руках, заговор-
щики поспешили подавить всякую потенциальную оппозицию, и с этой
целью они создали гестапо и СД.

Обеспечив внутреннюю безопасность, они затем .приобрели возмож-
ность для осуществления своих планов экспансии с помощью последнего
своего орудия — военной группы. Каждая из этих организаций была необ-
ходима для успешного осуществления целей заговора: политическое ру-
ководство — для того, чтобы управлять и руководить партией, при по-
мощи которой была захвачена политическая власть; СА и СС — для того,
чтобы противодействовать политическим противникам путем насилия
и—после 1933 года—для того, чтобы закрепить нацистский контроль
над Германией путем незаконных действий; кабинет — для того, чтобы
создавать и осуществлять законы, необходимые для обеспечения даль-
нейшего существования режима; гестапо и СД—для того, чтобы выяв-
лять и подавлять внутреннюю оппозицию, и раболепная военная груп-
па — для того, чтобы подготовить и осуществить расширение территорий
с помощью агрессивной войны.

Каждая из этих организаций продолжала играть жизненно важную
роль на всем протяжении заговора. Программа нацистского режима
выросла из нацистской партии. Как заявил Гитлер в 1934 году: «Не го-
сударство дает нам приказы, а мы даем приказы государству». И позже,
в 1938 году, Гитлер заявил: «Национал-социализм обладает всей Герма-
нией целиком и полностью с того дня, как пять лет тому назад я покинул
дом на Вильгельмплац рейхсканцлером...»

Именно корпус политических руководителей вырабатывал полити-
ческий курс этой партии. Именно корпус руководителей объединял пар-
тию. Именно корпус руководителей с помощью своей иерархии фюреров
вплоть до блоклейтеров следил за группами, состоявшими из 40 семей,
и крепко держал в своих руках все население. Каждое из преступлений,
инкриминируемых в Обвинительном заключении, является преступлением,
совершенным правительственной системой, которая контролировалась
партией, а именно корпус руководителей управлял партией и осуществлял
ее деятельность.

В то 'время как нацистская партия через посредство корпуса поли-
тических руководителей отдавала приказы государству, правительствен-
ный кабинет — законодательное, исполнительное и административное
ядро государства — превращал эти приказы в законы. Точно таким же
образом, как корпус руководителей осуществлял деятельность партии,
кабинет осуществлял деятельность государства. Каждое из преступлений,
которые были нами доказаны, является преступлением нацистского
государства, а правительственный кабинет являлся высшей инстан-
цией политического контроля и управления внутри нацистского госу-
дарства.

Но политики и законов недостаточно. Они должны быть введены в
действие и осуществлены. Четыре другие организации являлись исполни-
тельными органами партии и государства. Тогда, когда дело касалось
осуществления законов, слежки, тюремного заключения и уничтожения
Противников или потенциальных противников, вступали в игру СД, ге-
стапо и СС и весь механизм концентрационных лагерей. Тесная связь
I цежду СД и гестапо и важная роль первой из них в подборе нацистских

84 Нюрнбергский процесс, т. II

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...