Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели арбитража и посредничества в управлении конфликтамиСуществуют два способа разрешения конфликта с помощью третьего лица. При использовании модели арбитража третье лицо выслушивает обе стороны и принимает решение по спорному вопросу. Когда применяется модель посредничества, третье лицо не принимает решение, но организует процесс разрешения конфликта самими участниками. Преимущества арбитража: · есть возможность принять быстрое решение; · руководитель (арбитр) может принять выгодное для него решение. Недостатки арбитража: · чтобы принять правильное решение, необходимо детально разобраться в ситуации, – это сложно; · принимая решение в пользу одной стороны, руководитель наносит ущерб отношениям с другой; · решение носит спорный характер; · ответственность за решение, в том числе и за его исполнение, возлагается на руководителя, участники освобождены от ответственности. Ситуации, в которых арбитраж необходим: · принятие решения находится в компетенции лица, к которому обращаются участники конфликта; · ситуации, когда существует дефицит времени, риск, высокая ответственность; · переговорный процесс между участниками конфликта невозможен. Роль посредника заключается в создании условий для проведения переговоров конфликтующих сторон. Преимущества посредничества: · посредник не должен принимать решения и выяснять, кто прав, кто виноват, он отвечает только за организацию переговоров. Ответственность за принятое решение возлагается на участников, что способствует изменению их поведения; · посредничество позволяет решить проблему и сохранить взаимоотношения. Недостатки посредничества: · переговорный процесс может отнять много времени; · поскольку решение принимается участниками, оно может быть не таким, как хочет посредник; · деятельность посредника сложна, требует особых навыков. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. В социальной психологии выделяют следующие основные признаки группы: · осознание индивидами своей принадлежности к группе («мы-чувство»), · наличие между индивидами определенных отношений, · ? … (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов), функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми общностью нормами, · ?...
2. Непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами, – это: a) большая группа; b) малая группа; c) условная группа; d) лабораторная группа.
3. Группа, к которой человек добровольно себя причисляет либо членом которой он хотел бы стать, называется: a) первичной; b) неформальной; c) референтной; d) паритетной.
4. Основные признаки коллектива (исключите ошибочный ответ): a) объединение людей во имя социально одобряемой цели, b) «мы-чувство»; c) целостность, d) принцип развития личности вместе с развитием коллектива.
5. Группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счёт других групп, называется: a) ассоциация; b) корпорация; c) кооперация; d) конформизм.
6. Своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение, которое даётся высокостатусным членам группы, называется: a) социальная фасилитация b) конформизм c) идиосинкразический кредит d) социальная ингибиция.
7. Повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида, определяется как: a) социальная фасилитация; b) конформизм; c) идиосинкразический кредит; d) социальная ингибиция.
8. Изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы – это: a) социальная фасилитация; b) конформизм; c) идиосинкразический кредит; d) социальная ингибиция.
9.. Позицией, противостоящей подлинному конформизму, является: a) рефлексия; b) негативизм; c) борьба; d) рациональный конформизм.
10. Заполните пропуски в таблице: Отличительные характеристики лидера и руководителя
11. Демократический стиль эффективен в условиях … (продолжите). 12. В случае высокой самоорганизации коллектива при решении творческих задач эффективен стиль: a) авторитарный; b) демократический; c) либеральный.
13. В условиях, близких к экстремальным; в жёстко заданных, алгоритмизируемых условиях (в армии), при низком уровне организации группы, для работников с низкой квалификацией эффективен стиль: a) авторитарный; b) демократический; c) либеральный.
14. Дела в группе идут сами собой; лидер не даёт указания; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера – это характеристики стиля: a) авторитарного; b) демократического; c) либерального.
15. В общении можно выделить три стороны: · коммуникация (? …), · ?… (организация взаимодействия), · социальная перцепция (восприятие и познание друг друга партнерами) (дополните). 16. Общая система значений, понимаемых всеми членами группы – это: a) тезаурус b) словарь c) аттракция d) каузальная атрибуция
17.Паралингвистическая система включает: a) жесты, мимику, пантомимику; b) движения глаз; c) систему вокализации; d) включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания, сам темп речи.
18. Человек, использующий … (стиль общения) стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «вещей».
19. Общение при … (стиль общения) предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих
20. Отождествление себя с другим, уподобление себя другому – это: a) рефлексия; b) идентификация; c) проекция; d) аттракция.
21. Приписывание другому человеку причин поведения, намерений, чувств, качеств личности – это: a) стереотипизация; b) идентификация; c) каузальная атрибуция; d) аттракция.
22. Информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот ранее сложившийся образ выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты объекта восприятия (эффект восприятия). 23. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом («сокращением») при взаимодействии с этим явлением: a) стереотип; b) предубеждение; c) каузальная атрибуция; d) аттракция.
24. Недоверие к коммуникатору, распространяемое на передаваемую им информацию, служит причиной барьеров: a) понимания b) социально-культурного различия c) отношения.
25.Осознание действующим индивидом, как он воспринимается партнёром по общению, называется: a) идентификацией b) эмпатией c) рефлексией
26. В ситуации восприятия знакомого человека срабатывает эффект: a) ореола b) первичности c) новизны.
27.Экстралингвистическая система включает: a) жесты, мимику, пантомимику b) качество голоса, диапазон, тональность c) паузы, плач, смех, покашливание, темп речи.
28.При помощи какого типа каузальной атрибуции склонны объяснять событие наблюдатели: a) личностная b) объектная c) обстоятельственная.
29.Барьер, вызываемый различием тезаурусов собеседников, называется: a) фонетический b) логический c) семантический d) стилистический
30. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с ним, называется: a) тезаурусом b) стереотипом c) предубеждением d) клише.
31. Накопившееся противоречие, содержащее первопричину конфликта: а) инцидент; б) конфликтная ситуация; в) позиция; г) конфликтоген.
32. Экспансия и эскалация характерны для конфликтов: а) деструктивных; б) продуктивных; в) горизонтальных; г) вертикальных.
33. Если вы максимально уверены в своей правоте и экстремальная ситуация требует быстрого реагирования, какой способ управления конфликтом вы изберёте: а) сотрудничество; б) компромисс; в) уступка; г) избегание; д) соперничество.
34. Если вы уверены в своей правоте, но хотите, чтобы ваш партнёр учился на собственных ошибках, вы прибегнете к способу управления конфликтом: а) сотрудничество; б) компромисс; в) уступка; г) избегание; д) соперничество.
35. Если ваш партнёр вот-вот готов «взорваться», вы прибегнете к следующим способам управления конфликтом: а) сотрудничество; б) компромисс; в) уступка; г) избегание; д) соперничество.
36. На вопрос «Чего я хочу?» отвечает: а) интерес; б) позиция; в) инцидент; г) объект.
37. Нарушение отношений с одним из участников является недостатком модели: а) арбитража; б) посредничества; в) сотрудничества; г) избегания.
38. Признаками деструктивного конфликта являются «экспансия» и …. (дополните)?
39. Конфликтогены играют основную роль в возникновении (случайного? неслучайного?) конфликта.
40. В том случае, когда другой может извлечь из этой ситуации хороший урок, даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку, используется метод (?).
РЕЗЮМЕ МОДУЛЯ 2 Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. К характеристикам группы относят размер, композицию, структуру, групповую динамику, групповые нормы и групповые санкции. Важным параметром характеристики группы является статус индивида в ней. Группы подразделяются на условные и реальные. Реальные группы могут быть лабораторными или естественными, естественные – большими или малыми.Малые группыобразуют непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Классификация малых групп включает первичные и вторичные, формальные и неформальные группы, а также референтные и группы членства. В зависимости от прав, предоставленных членам, выделяют паритетные и непаритетные группы. По уровню развития различают слабо-, средне- и высокоразвитые группы (коллективы). В социальной психологии известно несколько моделей группообразования (в частности, стратометрическая концепция А.В. Петровского), каждая из которых различным образом описывает динамику группового развития. К механизмам групповой динамики относят разрешение внутригрупповых противоречий, идиосинкразический кредит и психологический обмен. Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Группа оказывает влияние на её членов, которое проявляется в феноменах групповой жизнедеятельности, таких как конформизм, социальная фасилитация и ингибиция, социальная леность, феномены деиндивидуализации, огруппления мышления и групповой поляризации. Теории лидерства объясняют происхождение данного феномена. Выделяют несколько подобных теорий: теория черт (харизматическая), ситуационная, системная, концепция ценностного обмена, в каждой из которых различным образом объясняется происхождение данного явления. Понятия «руководство» и «лидерство» подразумевают ряд отличий, которые касаются регуляции отношений в группе, возникновения, системы санкций, принятия решений, взаимосвязей с социумом. Наряду с явными различиями, данные феномены имеют и общие характеристики. Так, и руководитель, и лидер организуют и координируют деятельность группы, осуществляют в ней социальное влияние и используют отношения субординации. Руководство, как и лидерство, характеризуется его стилем – комплексом систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействия на подчинённых и общения с ними. Традиционно выделяется три подобных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Искусство управления состоит в рациональном выборе того или иного стиля в зависимости от ситуации, подчинённых, индивидуальных особенностей руководителя и типа задачи. Руководить – значит менять стиль. Каждый руководитель обладает определённым объёмом власти, под которой понимается возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Выделяют несколько типов власти: вознагражающая, принуждающая, легитимная, референтная, эталонная. Власть руководителя связана с его авторитетом, т. е. влиянием руководителя на подчинённых. Наиболее эффективен тот руководитель, который обладает не только функциональным, но моральным и функциональным авторитетом. К составляющим личности эффективного руководителя относят его опыт, способности, совокупность личных и деловых качеств и биографические характеристики. Среди биографических характеристик на эффективность руководства в наибольшей мере влияет уровень образования. Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникативная сторона), выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона) и восприятие, понимание другого человека (перцептивная сторона). Выделяют такие виды общения, как непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, межперсональное и ролевое, вербальное и невербальное. Обмену информацией способствуют одинаковый тезаурус участников, препятствует наличие коммуникативных барьеров. Ситуация взаимодействия диктует выбор определённого типа взаимодействия (кооперация или конкуренция) и стиля взаимодействия (ритуальный, манипулятивный, гуманистический). Познанию партнёра по общению способствуют механизмы идентификации и рефлексии, искажают восприятие каузальная атрибуция и эффекты восприятия (ореола, первичности, новизны и другие), которые могут рассматриваться как проявление стереотипизации. МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Вход в модуль Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |