Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доказательность и убедительность речи

 

В процессе речевого взаимодействия адресант(отправитель) не просто передает адресату (получателю) новую информацию, а оказывает на оппонента убеждающее воздействие. Изучение наиболее эффективных в коммуникативном процессе методов и приемов убеждающего воздействия занимается особая отрасль знания – теория аргументации.

Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие методы и приемы убеждающего воздействия.

Исследователи выделяют в аргументации два аспекта – логический и коммуникативный. В коммуникативном плане аргументация есть процесс передачи, истолкования адресату информации, зафиксированной в тезисах адресанта. Конечная цел этого процесса – формирования убеждения. Аргументация достигает этой цели лишь в том случае, если адресат: а) воспринял, б) понял и в) принял тезис аргументатора.

В логическом плане аргументация выступает как процедура отыскания оснований (доводов) для некоторого положения (тезиса), выражающего определенную точку зрения.

Доказывание и убеждение – это разные процессы, хотя и тесно связанные друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность тезиса, а убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий.

Что же представляет собой доказательство как логическая операция?

Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать), аргументы – доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис), демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов. Следует иметь ввиду, что тезис нужно четко сформулировать, он должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства и не содержать в себе логического противоречия. В качестве аргументов нужно использовать истинные положения, причем их истинность доказывается независимо от тезиса. Кроме того, нельзя забывать, что аргументы должны быть забывать, что аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

При нарушении этих правил в доказательстве возникают различные логические ошибки. Наиболее распространенной ошибкой, совершаемой относительно доказываемого тезиса, считается подмена тезиса. Суть ее заключается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально.

Одним из основных коммуникативных качеств речи признается ее логичность. Речь признается логичной, если она правильно отражает элементы реальной действительности и определяет понятия, объективно передает их связи и отношения, соответствует правилам операций с понятиями и законами мышления. Нарушения логичности речи (алогизмы) могут быть связаны с отдельными частями текста (словами, словосочетаниями), текстовки фрагментам и целым текстом. Логичность на уровне целого текста связана с его композицией и предполагает деление текста на пропорциональные части и продуманную последовательность этих частей с обозначением переходов от одного смыслового отрезка к другому.

Логические ошибки возникают при отсутствии у коммуникантов логической культуры, В устном общении логические ошибки в рассуждениях осложняют ведение диалога, публичного спора, дискуссии, мешают принятию правильного решения. Поэтому необходимо стараться свести их к минимуму в своей речи, уметь найти логические ошибки в рассуждениях оппонентов.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое речевое общение и какие компоненты в нем выделяются?

2. Какие типы речевого общения вы можете назвать?

3. Расскажите о структуре речевой коммуникации.

4. От чего зависит эффективность общения?

5. Как достигается доказательность и убедительность речи?

6. Что представляет собой доказательство как логическая операция?

7. Расскажите о логичности речи как одном из основных ее коммуникативных качеств.

Рекомендуемая литература

1. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М., 1997

2. Национально-культурная специфика речевого поведения (раздел 1). – М., 1977

3. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. – М., 1990

4. Максимова, В. И. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимовой. – М., 2000. Гл. 1, § 35.

5. Ушакова, Т. Н. Речь человека в общении / Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. – М., 1989. Гл. 3.

Задания

1. Найдите тезис и аргументы в следующих рассуждениях

А. Для того чтобы сообщить свою мысль другим людям, мы должны выразить ее в языковой форме. Логика тесно связана с грамматикой. Всякое слово, всякая фраза выражает какую-то мысль. Не существует мыслей вне языковой оболочки. Все это доказывает тесную связь логики с грамматикой.

Б. И умрет, и выздоровеет человек независимо от того, будет к нему вызван врач или нет. Всякому, кому суждено умереть, - умрет. Всякому, кому суждено выздороветь, - выздоровеет Поэтому не стоит вызывать врача к больному.

2. Определить вид аргументации в приведенных рассуждениях. Оцените правильность аргументации. Если аргументация некорректна, укажите почему.

А. Поскольку риск, как считается, благородное дело, и очевидно. что дача взятки должностному лицу, безусловно представляет собой риск, отсюда по правилам логики следует, что дача взятки должностному лицу является делом благородным.

Б. Я полностью согласен с утверждением журнала мод «Бурда», что зависть является курсивом всех зол. Зависть не только отравляет людям повседневную жизнь, но и может привести и к более серьезным последствиям. Поэтому наряду с ревностью, злобой и ненавистью зависть, несомненно, относится к самым плохим чертам характера. Подкравшись незаметно, зависть ранит болью и глубоко. Человек завидует благополучию других, мучается от сознания того, что кому-то больше повезло.

В. Все студенты доброжелательны, ведь они люди.

Г. Изучение экономики полезно, так как изучение экономики США принесло мне немалую пользу.

3. Оцените убедительность приведенных рассуждений.

А. Без личного труда человек не может идти вперед: не может оставаться на одном месте; но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было. у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу м перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутомимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро опускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд – личный, свободный труд – и есть жизнь. (К, Д. Ушинский)

Б. Группе ученых задали вопрос: «Может ли ЭВМ обладать сознанием? Они ответили так: «ЭВМ нельзя рассматривать как мозг; поэтому она не может обладать и свойством, присущим наиболее развитой форме материи, - сознанием».

4. Проанализируйте примеры логических ошибок. Объясните причины их возникновения.

1) Врачи и педиатры Америки одним из лучших средств считают панадол.

2) Предлагаем полное излечение алкоголиков и других болезней. (Из объявлений)

3) Когда суп съешь, поставь его в холодильник.

4) У него были золотые руки, но он пропал.

5) Посмертное творение Моцарта «Реквием» исполнялось в Праге.

6) Борьба с насекомыми: мухи, тараканы и грызуны. (Из объявления)

7) Власть должна принадлежать людям, а не олигархам.

8) В рамках завтрашней 15-минутной программы мы минимум 20 минут будем говорить о футболе.

9) Белорусский народ будет жить плохо, но недолго.

10) У меня приблизительно два сына.

11) Армия – это острие штыка, которое одето в форму.

12) Он нанес мне моральный ущерб ударом по голове.

13) Стоматология, Общий наркоз. Гарантия 3 года. (Из объявления)

14) Он защищал блокаду Ленинграда.

 

Заключение

Авторы учебника выражают надежду, что использование в учебном процессе материалов, содержащихся в учебнике, имеющих как теоретическую, так и практическую направленность, позволит повысить уровень речевой культуры будущих специалистов, а также сформировать у них необходимые умения, позволяющие организовать свою речевую деятельность, используя языковые средства, адекватные ситуации общения.

 


[1] При выполнении заданий пользуйтесь лингвистическим комментарием

[2] При выполнении заданий пользуйтесь лингвистическим комментарием

[3] При выполнении заданий пользуйтесь лингвистическим комментарием

[4] Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. – 11-е изд. – М., Флинта, 2005.

[5] Существует несколько видов классификации деловых писем. См. подробнее об этом в кн. Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – М., 2005. – С. 82-83. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 11-е изд. – М., 2005. – С. 116-117.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...