Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и правовые основы применения технических средств и систем негласного видеоконтроля

 

Направленность применения технических средств и систем негласного видеоконтроля (ТСС НВК) связана прежде всего с необходимостью:

- вооружить оперативного работника действенным инструментом, расширяющим возможности его органов чувств;

- обеспечить высокий уровень скрытности проводимых оперативно-розыскных мероприятий;

-закрепить полученные сведения в качестве оперативно-справочных либо как вещественные доказательства для дальнейшего использования в судебном процессе.

ТСС НВК включают в себя технические средства оперативного наблюдения и негласной фиксации визуальной информации.

Технические средства оперативного наблюдения (ТС ОН) принято подразделять на:

- оптико-механические приборы;

- приборы видения в темноте (электронно-оптические);

- эндоскопы;

- телевизионные системы.

Технические средства фиксации визуальной информации (ТС ФВИ) можно также разделить на средства, закрепляющие визуальные данные:

- в статическом виде (фотоаппаратура, видеопринтеры);

- в динамическом виде (видеоаппаратура).

Современные достижения науки и техники позволяют в качестве ТС НВК применять световолоконную оптику, инфракрасные приборы для получения визуальной информации в темноте, миниатюрные телевизионные камеры, компактные средства видеозаписи, а также ряд дополнительных устройств вспомогательного назначения (средства камуфляжа, дистанционного управления и т.п.). Все это превращает их в весьма эффективное оружие осуществления оперативно-розыскной деятельности.

К нормативным актам, устанавливающим общую допустимость применения ТС НВК, в первую очередь, относится Конституция Российской Федерации. В частности, ст. 19 Конституции устанавливает обязанность государства по обеспечению охраны правопорядка, прав и свобод граждан. К этой же группе относятся нормы Конституции (ст.ст. 21-25), определяющие права граждан на неприкосновенность личности, жилища, личной жизни.

Особое положение в блоке нормативных актов занимает Закон РФ "Об ОРД", в котором определен полный перечень оперативно-розыскных действий. Эти действия реализуются путем проведения ОРМ. При этом могут быть использованы различные технические средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью личности и окружающей среде. Таким образом, законодатель обозначил допустимость использования ТС НВК в процессе ОРД.

В соответствии с ведомственными нормативными актами применение рассматриваемых средств разрешается только для решения наиболее сложных оперативно-тактических задач в ходе раскрытия тяжких преступлений, когда другими средствами и методами получить необходимую информацию не представляется возможным.

Нормативное регулирование порядка применения ТС ОН несколько отличается от применения ТС ФВИ. Это обусловлено в значительной степени предполагаемыми конечными целями использования полученных результатов. В частности, ТС ОН предназначены, преимущественно, для увеличения тактического диапазона скрытого наблюдения путем расширения возможностей органов чувств человека, обеспечения конспирации действий оперативного состава, а ТС ФВИ используются, прежде всего, для обеспечения документирования преступной деятельности проверяемых или разрабатываемых путем закрепления такой информации на техническом носителе.

Режим правового регулирования применения ТС ФВИ, в сравнении с использованием ТС ОН, является более жестким. Во-первых, все ограничения по применению ТС ОН полностью распространяются и на использование ТС ФВИ. Во-вторых, в связи с тем, что результаты ФВИ часто используются в процессе доказывания и во многих случаях являются единственными доказательствами по уголовным делам, нормативные акты предусматривают дополнительные требования ограничительного характера к порядку оформления полученной информации.

Рассмотрим более подробно причины таких отличий в правовом регулировании. Так, визуальная информация, полученная с помощью ТС ОН, фиксируется в сознании оперативного работника в мысленных образах, из-за чего при вторичном воспроизведении зрительного образа он может привнести субъективные элементы, искажающие визуальную информацию. Поэтому ее трансформация в доказательственную возможна лишь путем проведения допроса наблюдающего и всесторонней оценки возможных искажений.

По иному обстоит дело при использовании ТС ФВИ. Закрепленные на материальном носителе фактические сведения обладают весьма высокой степенью объективности. При многократном воспроизведении они могут оцениваться в различных аспектах в процессе судебного разбирательства. После проведения необходимых процессуальных процедур такая информация, полученная оперативным путем, может преобразовываться в доказательственную.

Доказательственное значение полученные оперативным путем фотографии и видеокассеты могут иметь лишь тогда, когда к уголовному делу они приобщены с соблюдением требований, установленных уголовно-процессуальным законодательством. Для этого необходимо проведение соответствующих следственных действий, направленных на процессуальную проверку их достоверности. Так, эти материалы могут быть направлены на экспертизу для установления возможных следов монтажа или фальсификации, а также для идентификации изображенных на них объектов с оригиналами, определения типа аппаратуры, с помощью которых они были получены, и т.п.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...