Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение часов по темам и видам учебных занятий

 

Наименование тем и разделов Всего часов В т.ч. аудиторных Форма (вид) контроля
Лекц. Практ.
Словообразование как учение о морфемике и деривации лексических единиц СР-1 Конспект Тестирование
Морфемика как раздел науки о минимальных значимых частях в составе слова Опрос
Основа слова КР №1-р Тестирование СР-2
Словообразовательная мотивированность и словообразовательная производность Конспект Опрос
Способы образования слов (деривация) СР-3 Конспект тестирование
Системные отношения в синхронном словообразовании КР №2-р Опрос СР-4
Морфология как грамматическое учение о слове КР №3-р Опрос
Грамматическое учение о частях речи СР-5 Конспект Опрос
Именные части речи в русском языке (их сопоставительный анализ) КР №4-р Микросочинение
  Итоговая аттестация Экзамен (тест)

Календарный план лекционных занятий

Содержание занятия Кол-во ауд. часов Объем материала Форма контроля Задания для СР
Словообразование как учение о морфемике и деривации лексических единиц 3: 5-17 4: 237-239 5: 3-9 Конспект СР-1
Морфемика как раздел науки о минимальных значимых частях в составе слова 1: 123-132 2: 180-203 3: 17-52 4: 245-259 5: 9-86 Схема-таблица  
Основа слова 2: 205-228 3: 32-53 4: 259-276 5: 37-55 КР №1 СР-2
Словообразовательная мотивированность и словообразовательная производность 2: 201-203 3: 33-36 4: 259-276 5: 111-117 Конспект: [МР: 2, 3, 4]  
Способы образования слов (деривация) 1: 142-409 3: 62-72 4: 308-320 5: 94-106 КР №3 СР-4
Системные отношения в синхронном словообразовании 1: 131-137 2: 229-234 4: 331-358 5: 111-117 Конспект: [МР: 2, 3, 4] КР №2 СР-3
Морфология как грамматическое учение о слове 1: 453-457 3: 79-93 4: 380-392 Схема-таблица  
Грамматическое учение о частях речи 1: 457-459 3: 89-93 4: 393-402 Конспект 4 СР-5
Именные части речи в русском языке (их сопоставительный анализ) 1: 460-581 3: 93-156 4: 403-463 Конспект 5 КР №4 реферат  

 


Календарный план практических занятий

Содержание занятия Кол-во ауд. часов Объем материала Форма контроля Задания для СР
Морфемный состав слова. Виды морфем 1: 123-132 2: 180-203 3: 17-52 4: 245-259 5: 9-86 Опрос Конспект Схема-таблица (тест) ПР-1
Основа слова. Типы слов 2: 205-228 3: 32-53 4: 259-276 5: 37-55 Опрос Конспект КР №1 (тест) ПР-2
Трудные случаи морфемного анализа гиперссылка Опрос Анализ схемы
Словообразовательная мотивированность и словообразовательная производность 2: 201-203 3: 33-36 4: 259-276 5: 111-117 КР №2 ПР-3
Способы словообразования 1: 142-409 3: 62-72 4: 308-320 5: 94-106 Конспект: [МР: 2, 3, 4] ПР-4
Трудные случаи словообразовательного анализа гиперссылка Опрос Анализ схемы
Учение о частях речи в русской грамматике 1: 457-459 3: 89-93 4: 393-402 КР №3 ПР-5
Грамматические категории имен: содержание и способы определения 1: 460-581 3: 93-156 4: 403-463 Конспект: [МР: 2, 3, 4] КР №2 ПР-6
Трудные случаи морфологического анализа имен гиперссылка Опрос Анализ схемы

Содержание программы

Тема 1. Словообразование как учение о морфемике и деривации лексических единиц

Основные понятия словообразования. Словообразование и словоизменение. Связь словообразовательной системы русского языка с фонетикой и фонологией, лексикой и грамматикой (морфология и синтаксис). Словообразование как самостоятельный уровень языка. Слово и морфема. Структурные типы слова. Словообразование как раздел лингвистики. Анализ слова как морфемного и деривационного целого. Предмет и задачи морфемного, словообразовательного и этимологического анализов. Основные правила. Синхронический и диахронический аспекты языка. Морфемика и словообразование в школьных учебниках русского языка.

 

Тема 2. Морфемика как раздел науки о минимальных значимых частях в составе слова

Понятие морфемы и морфа. Морфемный состав слова. Виды морфем: корень, аффиксы (префикс, суффикс, постфикс, интерфикс, флексия). Радиксоиды и аффиксоиды. Унификсы. Субморфы. Амоморфы и варианты морфем. Аффиксальные морфемы: словообразовательные, формообразовательные, словоизменительные и синкретические. Морфы материально выраженные и нулевые. Запись фонемного состава морфемы как нелинейной единицы языка. Источники пополнения фона морфем.

 

Тема 3. Основа слова

Основа и флексия. Грамматические особенности флексий. Основы словоизменительная, формообразовательная и словообразовательная. Соотношение понятий «членимость» и «производность» основ. Основа связанная и несвязанная, производная и непроизводная, мотивированная и немотивированная. Нечленимая основа. Основа прерывная и непрерывная, простая и сложная. Супплетивные основы. Исторические изменения в деривационной структуре и морфемном составе основы: опрощение, переразложение, усложнение, декорелляция, диффузия, замещение. Причины и характер этих процессов, их значение для развития словообразовательной системы русского языка. Этимологический анализ.

 

Тема 4. Словообразовательная мотивированность и словообразовательная производность

Понятие словообразовательной производности и мотивированности. Производное слово и его признаки. Критерий Г.О. Винокура. Производящая база и словообразовательный формант. Словообразовательная пара. Виды отношений производности. Полная и частичная (периферийная) производность. Фразеологичность (идиоматичность) производного слова. Понятие словообразовательного значения. Виды отношений производности, отражающие характер словообразовательного значения. Лексическая и синтаксическая деривация. Явления транспозиции, модификации и мутации в процессе образования слов. Направление и показатели производности. Отношения множественной мотивации.

Тема 5. Системные отношения в синхронном словообразовании

Понятие «система синхронного словообразования» и ее единицы. Внутрисловные словообразовательные единицы: словообразовательный аффикс, словообразовательный формант, производящая (мотивирующая) база. Состав производного (мотивированного) слова. Комплексные единицы: словообразовательная пара, словообразовательный тип, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо, словообразовательная категория. Способ словообразования.

 

Тема 6. Способы деривации

Пути появления новых слов. Исторические (действующие в диахронии) способы образования: морфемно-синтаксические, лексико-синтаксические и лексико-семантические. Субстантивация. Сращение. Их трактовка в плане синхронии. Морфологические аффиксные и безаффиксные способы словообразования. Калькирование как особый прием обогащения лексики. Словообразовательный анализ. Изменения, происходящие в современном русском словообразовании: рост агглютинативных черт в структуре производного слова; изменение продуктивности словообразовательных типов; специализация словообразовательных значений и средств. Ключевые слова эпохи как основа словопроизводства. Неузуальное словообразование.

 

Тема 7. Морфология как грамматическое учение о слове

Основные понятия морфологии: лексема, словоформа (форма слова), морфема. Лексема как слово в совокупности его конкретных грамматических форм и выражающих их флексий. Словоформа как лексема (слово) в определенной морфологической форме с типовым конкретно-морфологическим значением. Виды словоформ: синтаксические (простые), аналитические (составные). Грамматические (морфологические) значения, способы и средства выражения. Грамматические (морфологические) категории, их типы. Морфологическое противопоставление (оппозиции). Особенности одноименных категорий у именных частей речи (категория рода, числа, падежа). Грамматическая (морфологическая) парадигма как система форм одного слова. Типы парадигмы: именная (склонение), глагольная (спряжение). Полная и неполная (дефектная) парадигма. Частные парадигмы числа, рода, времени и др. Синкретичные слова в русской морфологии. Подвижность частеречных границ.

 

Тема 8. Грамматическое учение о частях речи

Понятие части речи. Вопрос о принципах ограничения и разграничения частей речи, их количестве и объеме. Традиционные учения о частях речи как результат принципиальных компромиссов. Слова самостоятельные (знаменательные) и служебные. Модальные слова, междометия и звукоподражательные слова как особые грамматические разряды слов. Вопрос о связках. Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам.

 

Тема 9. Именные части речи в русском языке (их сопоставительная характеристика)

Понятие «имя»: имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение. Сопоставительная характеристика категорий рода, числа, падежа именных частей речи: общие и отличительные признаки. Вопрос о широком и узком понимании имени прилагательного. Грамматический статус имен числительных. Языковой статус и границы местоименных слов. Местоимения в лексико-грамматическом и семантико-грамматическом освещении. Грамматическое своеобразие местоимений – существительных. Типы парадигм именных частей речи.


Список литературы (основной)

1. Русская грамматика: В 2т./редкол. Н.Ю. Шведова (гл. ред.) и др. – М,: Наука, 1980. -Т.1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология./ И.С. Авилова, А.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова и др.- 1980. - С. 123-452; с. 453-581.

2. Современный русский язык: В3 ч. – ч.2. Словообразование. Морфология/ Под ред. Н.М. Шанского, А.Н. Тихонова. – М.: 1987. - С. 5 - 78; с. 79-156.

3. Современный русский язык: учебник для филолог. спец. ун-тов/ Под ред. В.А. Белошапковой. – 2е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 237-379; с. 380-463.

4. Современный русский язык: учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология»/ П.А. Лекант, В.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – С. 180-203.

5. Николина Н.А. Словообразование современного русского языка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.А. Николина, Е.А.Фролова, М.М. Литвинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Белякова Г.В. Аффиксальные способы словообразования: методические рекомендации. – Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та. – 2001. – 12с.

2. Мотивированность и производность слов в современном русском языке: методические рекомендации/ Сост. Н.Ю. Санникова. – Астрахань: издательский дом «Астраханский университет», 2005. – 18с.

3. значение производного слова в современном русском языке [текст]: методические рекомендации/ Сост. Л.А. Леон, Н.Ю. Санникова. – Астрахань: издательский дом «Астраханский университет», 2007. – 12с.

4. Белякова Г.В. Современный русский язык. Словообразование. Практический курс [текст]:учебное пособие/ Г.В. Белякова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – 64с.

5. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. – ч.1. – Морфемный состав слова. Словообразование. – М.: 1979. – 104с.

6. Современный русский язык: Анализ языковых единиц: В 3т./ Под ред. В.И. Дибровой. – Ростов-на-Дону: 1997. – ч. 2. – с. 3-53, 76-107.

7. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. – ч.2. – Система частей речи. Имена. – М.: Просвещение. – 1980. – 174с.

 

Список словарей и справочников

 

1. Алексеев Д.И. Словарь сокращений русского языка. Около 17700 сокращений/ Под ред. Д.И. Алексеева. – 4е изд., стер. – М.: Русский язык, 1984. – 487с.

2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М.: Просвещение, 1997. – 350с.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Рус. Яз., 2000. – Т. 1 А – О. – 1209с.; Т.2 П – Я. – 1088с.

4. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – 2е изд., испр. – М.: АСТ; Астрель, 2005. – 636 [4]с.

5. Кузнецова А.И. Словарь морфем русского языка. Ок. 52000 слов. – М.: Русский язык, 1986. – 1136с.

6. Скляревская Г.Н. Словарь сокращений современного русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 448с.

7. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2т. Ок. 145000 слов. – 2е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990. - 886с.

8. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская Морфемика. – М.: Школа-пресс, 1996. – 704с.

9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – Изд. 4е стер. – М.: Цитадель-трейд, 1996. – 736с.

10. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имен. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 736с.

11. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. Комплексное описание русской лексики и словообразования. – М.: АСТ; Астрель; Русские словари; ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 1022с.

 

Школьные учебники

 

1. Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобр. учрежд./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. – 21е изд. – М., 1994. Или: послед. издания.

2. Русский язык: учеб. Для 6 кл. общеобр. учрежд./ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – 17е изд. – М., 1994. Или: послед. издания.

3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9кл. общеобразовательных учебн. завед. – 3е изд. – М., 1994. Или: послед. издания.

4. Бабайцева В.В Русский язык: Теория: 5-11кл.: Учеб. для школ и классов с углубл. Изучением рус. языка. – 3е изд., испр. – М., 2000.

5. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. Под ред. М.М. Разумовская, П.А. Леканта. – 5е изд. – М., 1999.

6. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. Под ред. М.М. Разумовская, П.А. Леканта. – 2е изд. – М., 1998.

7. Русский язык: Теория. Практика. Речь. 5 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ П.А. Лекант, В.В. Леденева, Т.В. Маркелова и др./ Под. Ред. П.А. Леканта. – М., 2000.

8. Русский язык: Учеб. для средних школ/ Под ред. М.В. Панова. – М.: 1995-1997 (5-6кл.)

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...