Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распределение часов по темам и видам учебных занятий
Календарный план лекционных занятий
Календарный план практических занятий
Содержание программы Тема 1. Словообразование как учение о морфемике и деривации лексических единиц Основные понятия словообразования. Словообразование и словоизменение. Связь словообразовательной системы русского языка с фонетикой и фонологией, лексикой и грамматикой (морфология и синтаксис). Словообразование как самостоятельный уровень языка. Слово и морфема. Структурные типы слова. Словообразование как раздел лингвистики. Анализ слова как морфемного и деривационного целого. Предмет и задачи морфемного, словообразовательного и этимологического анализов. Основные правила. Синхронический и диахронический аспекты языка. Морфемика и словообразование в школьных учебниках русского языка.
Тема 2. Морфемика как раздел науки о минимальных значимых частях в составе слова Понятие морфемы и морфа. Морфемный состав слова. Виды морфем: корень, аффиксы (префикс, суффикс, постфикс, интерфикс, флексия). Радиксоиды и аффиксоиды. Унификсы. Субморфы. Амоморфы и варианты морфем. Аффиксальные морфемы: словообразовательные, формообразовательные, словоизменительные и синкретические. Морфы материально выраженные и нулевые. Запись фонемного состава морфемы как нелинейной единицы языка. Источники пополнения фона морфем.
Тема 3. Основа слова Основа и флексия. Грамматические особенности флексий. Основы словоизменительная, формообразовательная и словообразовательная. Соотношение понятий «членимость» и «производность» основ. Основа связанная и несвязанная, производная и непроизводная, мотивированная и немотивированная. Нечленимая основа. Основа прерывная и непрерывная, простая и сложная. Супплетивные основы. Исторические изменения в деривационной структуре и морфемном составе основы: опрощение, переразложение, усложнение, декорелляция, диффузия, замещение. Причины и характер этих процессов, их значение для развития словообразовательной системы русского языка. Этимологический анализ.
Тема 4. Словообразовательная мотивированность и словообразовательная производность Понятие словообразовательной производности и мотивированности. Производное слово и его признаки. Критерий Г.О. Винокура. Производящая база и словообразовательный формант. Словообразовательная пара. Виды отношений производности. Полная и частичная (периферийная) производность. Фразеологичность (идиоматичность) производного слова. Понятие словообразовательного значения. Виды отношений производности, отражающие характер словообразовательного значения. Лексическая и синтаксическая деривация. Явления транспозиции, модификации и мутации в процессе образования слов. Направление и показатели производности. Отношения множественной мотивации. Тема 5. Системные отношения в синхронном словообразовании Понятие «система синхронного словообразования» и ее единицы. Внутрисловные словообразовательные единицы: словообразовательный аффикс, словообразовательный формант, производящая (мотивирующая) база. Состав производного (мотивированного) слова. Комплексные единицы: словообразовательная пара, словообразовательный тип, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо, словообразовательная категория. Способ словообразования.
Тема 6. Способы деривации Пути появления новых слов. Исторические (действующие в диахронии) способы образования: морфемно-синтаксические, лексико-синтаксические и лексико-семантические. Субстантивация. Сращение. Их трактовка в плане синхронии. Морфологические аффиксные и безаффиксные способы словообразования. Калькирование как особый прием обогащения лексики. Словообразовательный анализ. Изменения, происходящие в современном русском словообразовании: рост агглютинативных черт в структуре производного слова; изменение продуктивности словообразовательных типов; специализация словообразовательных значений и средств. Ключевые слова эпохи как основа словопроизводства. Неузуальное словообразование.
Тема 7. Морфология как грамматическое учение о слове Основные понятия морфологии: лексема, словоформа (форма слова), морфема. Лексема как слово в совокупности его конкретных грамматических форм и выражающих их флексий. Словоформа как лексема (слово) в определенной морфологической форме с типовым конкретно-морфологическим значением. Виды словоформ: синтаксические (простые), аналитические (составные). Грамматические (морфологические) значения, способы и средства выражения. Грамматические (морфологические) категории, их типы. Морфологическое противопоставление (оппозиции). Особенности одноименных категорий у именных частей речи (категория рода, числа, падежа). Грамматическая (морфологическая) парадигма как система форм одного слова. Типы парадигмы: именная (склонение), глагольная (спряжение). Полная и неполная (дефектная) парадигма. Частные парадигмы числа, рода, времени и др. Синкретичные слова в русской морфологии. Подвижность частеречных границ.
Тема 8. Грамматическое учение о частях речи Понятие части речи. Вопрос о принципах ограничения и разграничения частей речи, их количестве и объеме. Традиционные учения о частях речи как результат принципиальных компромиссов. Слова самостоятельные (знаменательные) и служебные. Модальные слова, междометия и звукоподражательные слова как особые грамматические разряды слов. Вопрос о связках. Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам.
Тема 9. Именные части речи в русском языке (их сопоставительная характеристика) Понятие «имя»: имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение. Сопоставительная характеристика категорий рода, числа, падежа именных частей речи: общие и отличительные признаки. Вопрос о широком и узком понимании имени прилагательного. Грамматический статус имен числительных. Языковой статус и границы местоименных слов. Местоимения в лексико-грамматическом и семантико-грамматическом освещении. Грамматическое своеобразие местоимений – существительных. Типы парадигм именных частей речи. Список литературы (основной) 1. Русская грамматика: В 2т./редкол. Н.Ю. Шведова (гл. ред.) и др. – М,: Наука, 1980. -Т.1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология./ И.С. Авилова, А.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова и др.- 1980. - С. 123-452; с. 453-581. 2. Современный русский язык: В3 ч. – ч.2. Словообразование. Морфология/ Под ред. Н.М. Шанского, А.Н. Тихонова. – М.: 1987. - С. 5 - 78; с. 79-156. 3. Современный русский язык: учебник для филолог. спец. ун-тов/ Под ред. В.А. Белошапковой. – 2е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 237-379; с. 380-463. 4. Современный русский язык: учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология»/ П.А. Лекант, В.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – С. 180-203. 5. Николина Н.А. Словообразование современного русского языка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.А. Николина, Е.А.Фролова, М.М. Литвинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
Дополнительная литература
1. Белякова Г.В. Аффиксальные способы словообразования: методические рекомендации. – Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та. – 2001. – 12с. 2. Мотивированность и производность слов в современном русском языке: методические рекомендации/ Сост. Н.Ю. Санникова. – Астрахань: издательский дом «Астраханский университет», 2005. – 18с. 3. значение производного слова в современном русском языке [текст]: методические рекомендации/ Сост. Л.А. Леон, Н.Ю. Санникова. – Астрахань: издательский дом «Астраханский университет», 2007. – 12с. 4. Белякова Г.В. Современный русский язык. Словообразование. Практический курс [текст]:учебное пособие/ Г.В. Белякова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. – 64с. 5. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. – ч.1. – Морфемный состав слова. Словообразование. – М.: 1979. – 104с. 6. Современный русский язык: Анализ языковых единиц: В 3т./ Под ред. В.И. Дибровой. – Ростов-на-Дону: 1997. – ч. 2. – с. 3-53, 76-107. 7. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. – ч.2. – Система частей речи. Имена. – М.: Просвещение. – 1980. – 174с.
Список словарей и справочников
1. Алексеев Д.И. Словарь сокращений русского языка. Около 17700 сокращений/ Под ред. Д.И. Алексеева. – 4е изд., стер. – М.: Русский язык, 1984. – 487с. 2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М.: Просвещение, 1997. – 350с. 3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Рус. Яз., 2000. – Т. 1 А – О. – 1209с.; Т.2 П – Я. – 1088с. 4. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – 2е изд., испр. – М.: АСТ; Астрель, 2005. – 636 [4]с. 5. Кузнецова А.И. Словарь морфем русского языка. Ок. 52000 слов. – М.: Русский язык, 1986. – 1136с. 6. Скляревская Г.Н. Словарь сокращений современного русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 448с. 7. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2т. Ок. 145000 слов. – 2е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990. - 886с. 8. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская Морфемика. – М.: Школа-пресс, 1996. – 704с. 9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – Изд. 4е стер. – М.: Цитадель-трейд, 1996. – 736с. 10. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имен. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 736с. 11. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. Комплексное описание русской лексики и словообразования. – М.: АСТ; Астрель; Русские словари; ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 1022с.
Школьные учебники
1. Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобр. учрежд./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. – 21е изд. – М., 1994. Или: послед. издания. 2. Русский язык: учеб. Для 6 кл. общеобр. учрежд./ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – 17е изд. – М., 1994. Или: послед. издания. 3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9кл. общеобразовательных учебн. завед. – 3е изд. – М., 1994. Или: послед. издания. 4. Бабайцева В.В Русский язык: Теория: 5-11кл.: Учеб. для школ и классов с углубл. Изучением рус. языка. – 3е изд., испр. – М., 2000. 5. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. Под ред. М.М. Разумовская, П.А. Леканта. – 5е изд. – М., 1999. 6. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. Под ред. М.М. Разумовская, П.А. Леканта. – 2е изд. – М., 1998. 7. Русский язык: Теория. Практика. Речь. 5 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ П.А. Лекант, В.В. Леденева, Т.В. Маркелова и др./ Под. Ред. П.А. Леканта. – М., 2000. 8. Русский язык: Учеб. для средних школ/ Под ред. М.В. Панова. – М.: 1995-1997 (5-6кл.)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |