Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематика рефератов, докладов, курсовых работ

 

1. Специфика многозначности русских морфем.

2. Нулевые морфемы в русском языке.

3. Свойства русских флексий.

4. Уникальные морфемы в современном русском языке.

5. Новые тенденции в употреблении аббревиатур.

6. Сложносоставные слова в современной речи.

7. Калькирование как особый способ деривации.

8. Морфемы слова и компоненты фразеологического оборота.

9. Омонимия морфем и слов.

10. Синонимия морфем и слов.

11. «Мертвые» суффиксы в системе русского словопроизводства.

12. Изменение продуктивности словообразовательных типов (на примере имен прилагательных).

13. Особенности производных с инозначными компонентами в основе.

14. Словообразовательный тип как средство языкового прогнозирования лексики (на примере неологизмов, окказионализмов).

15. Имена собственные как основа словообразовательных цепочек.

16. Префиксация в сфере имен существительных.

17. Аффиксы в качестве самостоятельных слов.

18. Универбация в современной речи.

19. Интерфикс и интерфиксация в русском языке.

20. Исторический характер системы частей речи.

21. Проблема выделения частей речи в разных интерпретациях.

22. Местоименные слова в системе частей речи.

23. Синкретичные слова в русском языке.

24. Переходные явления в сфере именных частей речи.

25. Дефектные парадигмы.

26. Компаратив как грамматическая категория.

27. Узуальные и окказиональные формообразования.

28. Специфика несклоняемых имен в современном русском языке.

29. Суффиксация в сфере наименований лиц по профессии.

 


Вопросы к экзамену по разделу «Словообразование. Морфология (имена)»

 

1. Предмет и задачи словообразования. Словообразование диахроническое и синхроническое. Их цели и задачи. Связь словообразования с другими разделами науки о языке.

2. Понятие о морфеме. Морфема и морф. Алломорфы и варианты морфем. Объединение морфов в одну морфему.

3. Классификация морфем: корни – аффиксы. Основания к разграничению типов морфем.

4. Понятие о нулевых аффиксах.

5. Основа слова и словоформ. Членимость основ. Степени членимости основ.

6. Корни и их типы.

7. Исторические изменения в морфемной структуре слова: опрощение, переразложение, усложнение, замещение, изменение степени членимости основ.

8. Морфемный анализ и его принципы. Трудные случаи анализа.

9. понятие о производном слове. Структурные и семантические признаки производного слова.

10. Морфонологические явления в структуре слова при процессах словообразования и словоизменения.

11. Этимологический анализ слова, его роль в познании системных связей слов. Правила анализа.

12. Словообразовательная пара, квадрат. Производящая база и основа. Словообразовательный тип. Словообразовательная модель.

13. Словообразовательная цепочка. Отношения мотивации в словообразовательной цепочке. Ступени словообразования. Словообразовательное гнездо.

14. Словообразовательная парадигма, ее отличие от морфологической (словоизменительной). Типовая словообразовательная парадигма.

15. Классификация способов словообразования, предложенная В.И.Виноградовым.

16. Аффиксальные способы словообразования.

17. Аббревиация (сложение усеченных основ). Виды аббревиатур. Усечение.

18. Словообразовательный анализ и его отличие от морфемного.

19. Русская морфемная и словообразовательная лексикография.

20. Предмет морфологии. Морфология как грамматическое учение о слове. Основные единицы и понятия морфологии.

21. Учение о частях речи в русской грамматической науке и школьной практике. Явления переходности в системе частей речи.

22. Имя существительное, его семантико-грамматическая характеристика. Специфика категорий рода, числа, падежа. Лексико-грамматические разряды.

23. Имя прилагательное; его семантико-грамматическая характеристика; лексико-грамматические разряды. Специфика категорий рода, числа, падежа. Типы склонений. Степени сравнения качественных прилагательных.

24. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды. Типы склонений.

25. Местоимения. Специфика разрядов. Соотнесенность с другими частями речи. Особенности склонения и употребления.

 


Задания для самостоятельной и аудиторной работы студентов

Практическое занятие 1

Тема. Морфемный состав слова. Виды морфем

 

Задание 1. Ответьте на вопросы

 

  1. Определите понятие «морфемный состав слова».
  2. Дайте определение морфемы; кому принадлежит этот термин?
  3. Какие признаки морфем сближают их со словом, а какие – отличают?
  4. Как соотносятся между собой морфема и морф? Морф и алломорф? Как происходит объединение морфов в морфему?
  5. По каким признакам осуществляют классификацию морфем?
  6. Охарактеризуйте основные типы морфем (дайте определения см.: раздел «Словари и справочники»).
  7. С выполнением каких функций связано выделение словоизменительных, формообразующих и словообразующих морфем?
  8. Раскройте понятия «радиксоид», «аффиксоид».
  9. Перечислите постфиксы и укажите их особенности.
  10. Что представляют собой синкретические морфемы?

 

Задание 2. Выполните упражнения

 

  1. Обозначьте флексии в данных словоформах, укажите их особенности.

 

Вчетвером, вывих, обмолвился, нельзя, казачий, летний, бюро, нежен, занимались, волнующе, дров, столов, ловок, амплуа, дважды, статей, бровей, зато, сестрин, играть, предгорье.

 

  1. Определите морфемы. Отметьте аффиксы словообразования (со) и формообразования (фо).

 

Вправе, вражий, вывела, блюдечко, вернее, довести, замерзший, наихудший, выгоняя, по-осеннему, нес, судьи, напишите, напишете, прехорошенький.

 

  1. Определите позицию звука [j].

 

Гармония, завещания, барсучий, загрубеют, рабочий, лицей, свечей, трамвай, ружей, старье.

 

  1. Чем является конечное –е в данных словах?

 

Шоссе, тире, себе, скорее, обе, поодиночке, коммюнике, пособие, две, где, будущее, горючее, вдалеке, больше, горе.

 

  1. Раскройте скобки. Чем является языковая единица, заключенная в скобки?

 

Какой(то), так(себе), читал(же), (не)было, (кое)кто, сто(семь), пол(миллиона), бок(о)бок, дай(ка), за(то) здание, за(то) умен, иди(те), крикне(те), на(руки), (черес)чур.

 

  1. К данным словам подберите однокоренные. Укажите алломорфы одной морфемы.

 

Образец:

песок (<песок> <песч> <песк’>)

песчаный

пески

 

Вызов, морозить, послать, собирать.

 

  1. Даны сложные слова. Определите корни, один из которых выступает в функции аффиксоида (префиксоид, суффиксоид). Как рассматриваются подобные слова в школе?

 

Авианосец, молниеносный, полумесяц, пароход, языковед, вездеход, овощевод, разнообразный, тлетворный, хлебопашец, хлопкороб, рекордсмен, нитевидный, филолог.

 

  1. Разбейте слова на морфемы, подбирая однокоренные и одноаффиксальные слова.

 

Образец: задвижка

за-: задвигать, придвигать, передвигать

-движ-: двигать, движет, двинуть

-к-: загородка, затычка, заколка

-а: задвижки, задвижкой, задвижку

 

Воссоединение, зарисовали, Приднестровье, ветреность, охотничий, разыграться.

 

  1. Определите окончание (если оно есть) в словах.

 

Окно, танго, пальто, верно, три, сел, лекций, бросив, кинь, дам, ест, колоколен, щей, отец, мы, шестьсот, потусторонний, повсеместный, пятиэтажка.

 

  1. В чем разница окончаний в словах:

 

Мыслью - мыслию, чая - чаю, сыны - сыновья, в снеге - в снегу, учители – учителя, костями – костьми, вода – кума – плакса, портной – молодой – часовой.


 

Практическое занятие 2

Тема. Основа слова. Типы слов

Задание 1. Ответьте на вопросы

  1. Раскройте понятие «основа слова». Как оно истолковывается в лингвистической литературе?

 

  1. Что такое основа словоформы? Чем она отличается от основы слова?

 

  1. Дайте характеристику основе: чистая – нечистая, простая – сложная, членимая – нечленимая, прерывистая – непрерывная, производная – непроизводная, мотивированная – немотивированная, связанная – несвязанная (свободная), супплетивная.

 

  1. Как связана структура слова с понятием «членимость слова»? Как различаются морфемная структура слова и словообразовательная структура? Покажите на примере.

 

  1. Раскройте понятия «словоизменительная основа», «формообразующая основа», «словообразующая основа».

 

  1. Ознакомьтесь со статьей Г.О. Винокура «Заметки по русскому словообразованию» (Винокур Г.О.// Известия АН СССР ОЛЯ. – 1946. – Т. 5. – Вып. 4. – С. 315 – 322

ü Как определяет Г.О. Винокур понятия производной и непроизводной основы? Каковы признаки производных слов?

ü Сформулируйте критерий производности, предлагаемый ученым.

ü Какая концепция членимости предлагается в работе? Как соотносятся членимость и производность?

ü Что имеет ввиду Г.О. Винокур, говоря о вариациях непроизводной основы?

 

Задание 2. Выполните упражнения

1. Назовите словоформы, выделите в них основы. Укажите, что остается за пределами основы.

 

Заработаться, стеклянный, пристрастившись, привлекаемый, настойчиво, приходите, веселее, разыгрался, голубоглазый, паровозоремонтный.

 

2. Какие типы основ представлены в данных словах? Разбейте на группы (их должно быть 8).

3.

Гора, быстрее, сгоряча, горевший, звучный, закричать, сильнейший, вдруг, теплый, идти, по-хорошему, ярчайший, молодость, посмелее, подтянутый, или, вылетит, молча, общо, зрелый, загубит, сказав, покричала, кино.

 

4. Сравните данные слова с точки зрения производности и членимости. Одинаковы ли основания для их членимости?

Образец:

Обуть – непроизводное, но членимое:

Об – приставка (т.к. есть разуть, т.е. корень встречается в сочетании с разными приставками)

 

Конина, свинина, буженина, говядина

(см.: Г.О. Винокур. – С.317. – «…дискуссия о буженине»

 

5. Опишите процедуру морфемного анализа. Проведите полный морфемный анализ слов: вазочка, подписали, наикратчайший.


Практическое занятие 3.

Тема. Словообразовательная мотивированность и словообразовательная производность

 

Задание 1. Ответьте на вопросы

 

1. Каковы признаки производного слова (деривата)?

2. Какова роль отсылочной и формантной частей в формировании семантики производного слова?

3. Что понимается под структурой значения производного слова?

4. Чем обусловлена Фразеологичность семантики производного слова?

5. Дайте характеристику понятию «словообразовательное значение». Укажите виды словообразовательного значения

6. Что общего между мотивированностью и производностью и чем они различаются?

7. В чем различия между мотивированными и немотивированными словами? Какие виды мотивированности можно выделить?

8. Каковы различия между производными и непроизводными словами? Какие виды отношений устанавливаются между производными и производящими?

9. Дайте характеристику отношений многопроизводности.

10. Как определить направление производности? Укажите показатели производности.

 

Задание 2. Выполните упражнения

 

1. Укажите отсылочную и формантную часть данных дериватов.

 

Образец:

Молочный – «такой, который изготовлен из молока»

Отсылочная часть – корень молок(о). Формантная часть – суффикс относительного прилагательного –н-.

 

Агрессивность, учительствовать, зачетка, битва, быстрорастворимый, волчонок, гусиный, сжать, горьковатый, рыбачий.

 

2. Определите вид словообразовательного значения (СЗ) указанных слов.

 

Образец:

Воспитанность – «свойство по признаку, названному производящим словом (то, чем обладает воспитанный человек): производящая база – воспитанн(ый).

Семантика производного полностью сохраняет семантику производящей базы, изменяется частеречная принадлежность – транспозиционное СЗ.

 

Арматурный, засмеяться, студентка, вешалка, купание, неизменяемость, подвластный, свободно, АГУ, безлунье, завал.

 

3. Опираясь на критерий Г.О. Винокура, определите производящую базу. Запишите формулы толкования, обозначьте в каждой паре производящую основу (в производящем слове) и формант (в производном слове).

Образец:

Слушатель – «тот, кто слушает» ← слушать

 

Разрушительный, доверчивость, по-турецки, разохавшиеся, зайчишечка, взмахи, открыточка, безголосый, гладкошерстный, чаеразвесочная.

 

4. Определите, от одной или от разных производящих слов образованы данные дериваты.

 

Мудрость, мудрец, мудрствовать;

целость, целостность, цельность;

ломка, поломка, ломкость, поломаться;

море, моряк, приморский;

перепись, отписка, подписать.

 

5. Установите направление производности в данных парах. Что служит основанием при решении этого вопроса?

 

Астрономия – астроном, преферанс – преф, студент – студентка, сухой – сушь, газификация – газифицировать, ходить – ходьба, педагог – педагогика, смотреть – смотр.

 

6. У нижеприведенных слов наблюдается расхождение формальной и смысловой производности. Как образованы эти слова? Составьте предложения и решите, с какой из основ они соотносятся по смыслу, а с какой формально.

 

Образец:

по-писательски → писательский

→ писатель

 

по-бальному → бальный

→ на бале

 

французский → Франция

→ француз

 

геологический → геолог

→ геология

7. Определите морфемный состав данных слов. К каждой из морфем подберите, если возможно, аналогичную в другом слове. Решите, как соотносится членимости и производность основ этих слов.

 

Обслуживание, плотничать, устройство, безграмотный, почтальон, отвергнуть, планетарий, кинопанорама, телевизор, молотилка.


Практическое занятие 4

Тема. Способы словообразования

 

Задание 1. Ответьте на вопросы

 

1. Что понимают под термином «способ словообразования» в синхронии и диахронии?

2. Дайте характеристику лексико-синтаксического способа, определите как он характеризуется в русской грамматике, в учебном пособии Е.А. Земской?

3. Что дает повод некоторым исследователям говорить о сращении как синхронном способе?

4. Возможно ли в рамках морфолого-синтаксического способа выделение явлений синхронии и диахронии?

5. Что представляет собой морфологический способ и чем определяется его ведущая роль?

6. Постройте таблицу синхронных способов словообразования с учетом их деления на простые и сложные, аффиксальные, безаффиксные и смешанные, запишите по 1-2 примера в каждую рубрику.

7. В каких отношениях находятся способ словообразования и словоизменительный тип?

8. Как соотносятся между собой способ словообразования и словообразовательная структура слова?

9. Какие способы характеризуют словообразование имен?

10. Определите предмет и задачи словообразовательного анализа. Опишите процедуру словообразовательного анализа слова разносчик.

 

Задание 2. Выполните упражнения

 

1. Укажите производящую базу и словообразовательный формант.

 

Олицетворенный, окружной, печатник, перевозка, соседствовать, мужественно, собирательница, сушильный, снежинка, холодильник.

 

2. Указав производящую базу, определите способ образования данных слов. Сделайте вывод о значении производных.

 

Топь, взрыв, нажива, глубь, срез, брань, подступ, задира, крик, закись.

 

3. Как образованы данные слова? Сгруппируйте их по словообразовательным типам. Приведите примеры других слов подобного типа.

 

Заботливый, бездорожье, молодняк, стрижка, приветливый, крикливый, москвичка, земляк, белизна, гладь, доброта, рыбий, узколобый, МИД, мольба, подоконник, сузить, обессилеть.

 

4. Определите последовательность словообразовательных ступеней в данных словах путем выделения в них производящей основы до получения непроизводной.

 

Образец:

Переоценка – переоценить – оценить – ценить – цена.

 

Навязчивость, союзнический, пренеприятный, чернильница, безухий, безукоризненна, просыпающийся, вдохновительница, ходатайствовать, горошинка.

 

5. Укажите, какое значение придают словам префиксы. Определите их происхождение.

 

Архиважный, ассиметрия, антикоррупционный, демобилизовать, реинкарнация, дисквалификация, супермодный, постиндустриальный, гиперзвук, транссибирский, праязык, ультраправый.

 

6. Определите производящую базу и способ образования данных дериватов.

 

Вольнолюбивый, самоокупаемый, трехъярусный, беломраморный, густонаселенный, землечерпалка, многоводье, вполсилы, картосхема, густолиственный, железнодорожник, премьер-министр, официально-деловой.

 

7. Отметьте производные одного и того же словообразовательного типа в предлагаемых группах слов.

 

Воспитатель, учитель, осветитель; маслозавод, водопровод, водорез; моряк, рыбак, горняк; неженка, лакомка, выскочка; электросушилка, сенокосилка, соковыжималка.


 

 

Практическое занятие 5

Тема. Учение о частях речи в русской грамматике

 

Задание 1. Ответьте на вопросы

 

1. Определите понятие части речи. Какие признаки учитываются при их классификации?

2. Что такое общекатегориальное значение части речи? Чем отличается оно от частного грамматического значения?

3. Назовите типы и способы выражения грамматических значений.

4. Назовите характер границ между частями речи в общей системе классификации.

5. Является ли классификация слов по частям речи адекватной действительности?

6. Есть ли основания выделять местоимения в отдельную часть речи?

7. Признаками каких частей речи обладают числительные? К какой части речи они тяготеют более всего?

8. Как проявляется системность частей речи в явлении перехода из одной части речи в другую?

 

Задание 2. Выполните упражнения

1. Сопоставьте данные определения и укажите принципы разграничения частей речи, на которые опираются ученые: 1) логико-семантический, 2) формально-грамматический, 3) структурно-словообразовательный, 4) функционально-семантический, или на совокупность ряда принципов.

 

«Слово в его отношении к предложению или вообще к речи определяется в грамматике как часть речи. Во многих языках, в частности в русском, части речи могут различаться морфологически, т. е. слова, относящиеся к одной части речи, могут отличаться или самим своим строением или способностью изменяться по грамматическим категория от слов, относящихся к другим частям речи; так, в литературном языке имеется немало несклоняемых слов, которые по своему значению относятся к существительным, например, амплуа, колибри; таким образом, существительное как часть речи не может быть определено как слово склоняемое, изменяющееся по падежам. Морфологические изменения соответствуют, как сказано, грамматическим категориям, существенным признаком, отличающим части речи друг от друга, является связь каждой из них с этими грамматическими категориями, а так как категория грамматическая познается в синтаксисе, то синтаксическое определение частей речи должно принять во внимание и ту падежную связь, которая имеется между отдельными частями речи и грамматическими категориями». (Шахматов А.А. Синтаксис русского языка// Избр. труды. - М.: 1952. – С. 29).

«Имя существительное, имя прилагательное, глагол и наречие являются основными частями речи и основными грамматическими категориями ее. Это сказывается в том, что: 1) категории эти в той или иной степени оформления существуют во всех человеческих языках, независимо от того разнообразия языковых средств, какими они выражаются; 2) всюду они являются категориями, обусловливающими все другие категории; 3) все другие категории столь же общего порядка, могущие претендовать на такое исключительное положение (причастие, деепричастие, герундий и т.д.), являются по значению смешанными категориями, причем в их значениях смешаны элементы именно этих четырех категорий» (Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: 1938. – С. 119).

«Однако в вопросе о «частях речи» исследователю вовсе не приходится классифицировать слова по каким - либо ученым и очень умным, но предвзятым признакам, какая классификация особенно настойчиво навязывается самой языковой системой, или точнее, - то дело вовсе не в «классификации», - под какую общую категорию подводится то или иное лексическое значение в каждом отдельном случае, или еще иначе, какие общие категории различаются в данной языковой системе». (Щерба Л.В. О частях речи в русском языке// Избр. работы по русскому языку. – М.: 1957. – С.64).

«Деление частей речи на основные грамматические категории обусловлено: 1) различиями тех синтаксических функций, которые выполняют разные категории слов в связной речи, в структуре предложения; 2) различиями морфологического строя и форм слов; 3) различиями вещественных (лексических) значений слов; 4)различиями в способе отражения действительности; 5) различиями в природе тех соотносительных и соподчиненных грамматических категорий, которые связаны с той или иной частью речи. Не надо думать, что части речи одинаковы по количеству и качеству во всех языках мира. В системе частей речи отражается стадия развития данного языка, его грамматический строй...

Выделение основных структурно - семантических типов слов помогает внести некоторую ясность в учение о частях речи. К частям речи не принадлежат ни модальные слова, ни междометия, ни связочные слова или частицы речи. Круг частей речи ограничивается пределами слов, способных выполнять номинативную функцию или быть указательными эквивалентами названий» (Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). – М.: 1947. - С. 38-39, 41).

«Части речи - это грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков: 1) наличием обобщенного значения, абстрагированного от лексических и морфологических значений всех слов данного класса; 2) комплексом определенных морфологических категорий; 3) общей системой (тождественной организацией) парадигм; 4) общностью основных синтаксических функций» (Русская грамматика. Т. 1. – М.: 1980. – С. 457).

 

2. Наиболее многомерной и дифференцированной является следующая система частей речи русского языка:

А. Самостоятельные части речи:

1. Именные: 1) имя существительное; 2) имя прилагательное; 3) имя числительное; 4) местоимение.

2. Глагольные: 5) собственно глагол; 6) причастие; 7) деепричастие.

3. Наречные: 8) собственно наречие; 9) предикативные наречия (категория состояния); 10) Компаратив (сравнительная степень).

Б. Служебные слова (части речи): 11) собственно частицы; 12) предлоги; 13) союзы; 14) связки.

В. Модальные слова и частицы.

Г. Междометия.

Укажите какие из них не представлены в школьных учебниках?

 

3. Дайте определение всем частям речи русского языка в соответствии с признаками, положенными в основу классификации. Сравните их с определениями в русской грамматике.

 

4. Сравните словоформы. Определите, сколько здесь различных окончаний. Каким частям речи они принадлежат, носителем какого грамматического значения являются?

 

Статей, гусей, семей, чей, моей, вашей, бей, сей, лей; хром, нас, нее; летний, рыбий, гений, армий.

 

5. Определите, чем различаются данные единицы, объединенные в пары и цепочки, учитывая, что грамматические значения по своему содержанию и средствам выражения неоднородны.

 

Читать – чтение, лист – листья, лист – листва, два – двойка – удвоить, лесной – лесистый, делать – сделать, писать – пописывать, пишу – писал – буду писать, я – меня, горячий – горящий, мы – мои, синий – синева, кто – никто, спит – спится, бедняк – беднота.

 

 

6. Какие явления перехода из одной части речи в другую вам известны? Расшифруйте термины; приведите примеры (1-2).

 

Субстантивация, адъективация, прономинализация, нумерализация, адвербализация, вербализация, интеръективация, конъюктивация, модаляция, партикуляция, предикативация, препозиционализация.


 

Практическое занятие 6

Тема. Грамматические категории имен: содержание и способы определения

 

Задание 1. Ответьте на вопросы

 

1. Что представляет собой морфологическая (грамматическая) категория? Какие типы ее выделяют в русской грамматике?

2. В чем своеобразие категориальной семантики каждой именной части речи?

3. Каково отношение ТК к другим единицам морфологии – ЛГР, частям речи, формантным группам слов?

4. Как проявляется категория рода, числа и падежа у именных частей речи: общее и различное?

5. В чем специфика категории рода имени существительного?

6. Дайте определение морфонологической парадигмы. Укажите ее типы. Отчего зависит количество словоформ в парадигме?

7. Наблюдаются ли в именных частях речи словоформы, не обладающие грамматическими категориями. Назовите их.

8. Почему имя склоняется, а глагол спрягается?

 

Задание 2. Выполните упражнения

 

1. В данных словоформах выделите морфемы, выражающие грамматическое значение. Укажите, какие именно.

Смолкая, страшнейший, раскрыто, филология, старушечий, получше, замерзший, подготовлюсь, вчистую, шестеро.

2. Представьте в виде схемы отдельные грамматические категории, показав их двуплановость (оппозиции) и определив категориальное значение.

Образец:

Название категории Категориальное значение Частное ГЗ Средства выражения
Категория числа Им.сущ. Отношение к числу Предмет представлен в количестве, равном 1 М.:Ø; -а –я в И.п. Ж.: -а, -я, Ø С.: -о, -е
Предмет представлен в количестве М.: -а, -я, -и, -ы Ж.: -п, -ы С.: -а, -я

 

Грамматические категории, свойственные именам существительным; грамматические категории, свойственные личным местоимениям; грамматические категории вида, времени глагола.

 

3. Определите род данных слов, способ и средства выражения.

 

Тракторист, площадка, утиль, дядя, невеста, придира, львица, волчище, тень, эму, очки.

 

4. Определите род данных имен собственных. Составьте с ними предложения.

 

Арагви, Лонжюмо, Кентукки, Гаити, Гоби, Тарту, Хоккайдо, Монако, Онтарио.

 

5. Определите падеж. Дайте пояснения, каким способом вы пользовались. Перечислите все 8 способов определения падежей.

 

Идет на завод, принесли малышей, летели четыре утки, солнце закрыло облака.

 

6. Поставьте в форме родительного падежа множественного числа.

 

Рельс, джинсы, растеряха, таджик, немец, кровля, профилакторий, тапок, доля, кухня, Валерий, Валерия, Даша.

 

7. В данных предложениях найдите качественные прилагательные в формах степени сравнения, укажите способ их образования и синтаксическую функцию.

 

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! (Пушкин)

Печаль минувших дней В моей душе чем старее, тем сильней. (Пушкин)

Под ним струя светлей лазури. Над ним луч солнца золотой. (Лермонтов)

Так осенью бурливее река, но холодней бушующие волны. (Некрасов)

В душном воздухе молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Звонче голос стрекозы. (Тютчев)

 

8. Образуйте сложные слова. Определите, к какой части речи они относятся.

 

6 тысяч, 66 лет, 78 миллионов, 452 литра, 587 килограммов.

 

9. В каких случаях слова много, мало, немного, немало являются наречиями, а в каких – числительными? Подтвердите примерами.

 

10. Произведите общий морфологический разбор текста; сделайте полный морфологический анализ выделенных существительных, прилагательных, местоимений.

Проклиная дни отступленья, мы тогда, в 42-м, конечно, не могли со всей очевидностью предполагать того, что наше успешное наступление в самом начале зимы, наши атаки – все это и было началом конца этой страшной войны. (Бондарев)


 

 

Самостоятельная работа 1

Тема. Морфемика и словообразование в школьных учебниках русского языка

 

Задание 1. Ответьте на вопросы

 

1. Сопоставьте научную и школьную классификацию морфем. Какие морфемы не рассматриваются в школе? С чем это связано? Какие морфемы представлены без соответствующих терминов?

 

2. Сопоставьте научные и школьные определения окончания (флексии), основы, корня, суффикса, приставки (префикса), постфикса. В чем различия и сходство?

 

3. Среди морфем, так же как и среди слов, наблюдаются явления полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, свидетельствующие о системном характере словообразования. Как этот вопрос представлен в школьных учебниках?

 

4. К ведущим понятиям собственно словообразования (дериватологии) относятся: словообразовательная мотивация, мотивирующая (производящая) основа, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательный формант, словообразовательный тип, словообразовательное значение, способ словообразования. В каких упражнениях школьного учебника нашли отражение эти понятия?

 

5. В научной грамматике способы словообразования представлены в диахронном и синхронном аспектах. Какие способы выделяются в практике вузовского преподавания? Какие не представлены в школьном учебнике?

 

Задание 2. Выполните приведенные упражнения, используя школьную символику и порядок разбора слов по составу и словообразовательный разбор

 

1. Выпишите слова, не имеющие окончаний. Обозначьте часть речи В каждом из слов выделите основу и значимые части. Покажите, как вы обнаружили, из каких значимых частей состоит основа.

 

Крайний, медвежий, молча, свеча, иней, статей, нес, поднос, рагу, могу, три, трижды, третий, кто, навеки, значение, сочи, везет (мне).

 

2. Подберите однокоренные слова к слову исподтишка. Определите основное лексическое значение каждого. Что общего в их значениях?

 

3. Данные слова распределите на группы в зависимости от морфемной структуры.

 

Мигалка, каталка, вилка, давилка, сиделка, тарелка, стрелка, галка, читалка, вешалка, палка, русалка, парилка, жилка, иголка, дразнилка.

 

4. Покажите в составе каких слов могут употребляться представленные корни-омонимы:

 

-гор-, -куп-, -крот-, -нос-; суффиксы-омонимы: -к(а), -ин(а), -ищ(е), -ок(Ø).

 

5. Чем отличаются «омофинальные» слова в морфемном и словообразовательном плане: белея, траншея, дряхлея, сиротея, молодея, орхидея, змея, эпопея, грея, леденея.

 

6. Определите значения данных слов с помощью словообразовательных перифраз, т.е. через однокоренные мотивирующие слова. От чего и посредством чего они образованы? Приведите 2-3 других слова такого же способа образования.

 

Подоблачный, переписал, пароходный, львенок, молчун, безвкусный, орешник, красноватый, стюардесса, англичанин.

 

7. Составьте словообразовательное гнездо с любым словом в исходе. Что от чего в нем образовано?

 

Чистый, частный, вина, группа, гореть, воля, единый, один, два, три, год, волос, спать, искать.

 

8. На примере слова общественность покажите различие между словообразовательным разбором и разбором по составу.

 

9. Составьте конспект статьи:

Рочко, Т.А. Морфемный и словообразовательный разбор слова// Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». – 2001. - №25. – С.2-4.


 

 

Самостоятельная работа 2

Тема. Исторические изменения в морфемной структуре основы слова

 

Задание 1. Ответьте на вопросы

 

1. Что такое «внутренняя форма» слова?

2. Каковы причины изменений в морфемной структуре основы слова?

3. Что такое опрощение, его причины; на стыке каких морфем оно происходит, какие части речи охватывает?

4. Что такое переразложение? В чем известная общность, «перекрещиваемость» процессов опрощения и переразложения?

5. Чем объясняется ограниченность распространения процесса усложнения основы?

6. Что такое диффузия и декорреляция? Их отличие от вышеуказанных процессов?

7. Какие задачи ставит и решает этимологический анализ?

 

Задание 2. Выполните данные упражнения с использованием любого этимологического словаря

1. Укажите типы исторических изменений морфемной структуры слов (опрощение, переразложение, усложнение).

 

Опенок, ласточка, вынуть, зодчий, сутки, захолустье, фляжка, наречие, взор, смородина.

 

2. Укажите на стыке каких морфем произошло опрощение в основах следующих слов.

 

Тир, польза, закадычный, объегорить, мошенник, сдоба, ловкий, рубаха, силос.

 

3. В приведенных словах произошел процесс усложнения основы. Каково морфемное членение этих слов? Подберите родственные слова.

 

Конфронтация, агитация, делегация, гравюра, ехидна.

 

4. Опишите процедуру этимологического анализа следующих слов.

 

Тучный, календарь, спряжение, запятая, союзник, общий, урок, говядина, целовальник, внутрь.

 

5. Посмотрите оглавление книги Шанский, Н.М. В мире слов/ Пособия для учителей. Изд. 2е, испр. и доп. М.: Просвещение. – 1978. – С. 124 – 186. Почему одна

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...