Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тесты для текущего, промежуточного, итогового контроля

1. Проверка пропедевтической компетенции по дисциплине «Современный русский язык» раздел «Словообразование»:

а) Тест 1. Морфемика и словообразование (126 вопросов: отдельный файл)

б) Тест 2. Грамматика. Морфология: имена (128 вопросов: отдельный файл)

2. Тестовые задания открытой формы:

а) Тест 1. Морфемный состав слова

б) Тест 2. Способы словообразования

в) Тест 3. Система синхронного словообразования

г) Тест 4. Грамматика. Введение в морфологию

3. Контрольные работы:

а) Тест 1. Морфемный состав слова в синхронии и диахронии

б) Тест 2. Дериватология

в) Тест 3. Система синхронного словообразования

г) Тест 4. Итоговый

4. Проверочные работы (текущий контроль):

а) №1. Образец

б) № 2. Образец

в) № 3. Образец

г) №4. Образец


Тестовые задания открытой формы

Тест 1. Морфемный состав слова

 

1. Какое слово состоит из префикса, корня, одного суффикса, флексии?

1) Беспроигрышный;

2) выскользнув;

3) скрипачка;

4) предосенний.

2. Какое слово состоит из префикса, корня, одного суффикса, флексии?

1) Бесконечный;

2) задумав;

3) подсыпающий;

4) свирепостью.

3. В каких случаях морфемное членение слова указано верно?

1) Со/рв/и/голов/а;

2) сем/и/сот/пят/и/десят/и/двух/ведер/н/ый;

3) по/бере/чь/ся;

4) рас/крас/ав/иц/а;

5) жал/ишь.

4. В каких случаях морфемное членение слова указано неверно?

1) Вращ/ая/сь;

2) наи/красив/ейш/ий;

3) волг/о/град/очк/а;

4) кот/еноч/ек;

5) дв/е/на/дцат/и/перст/н/о/-под/вз/дош/н/о/-кишеч/н/ый.

5. В каких словах суффикс выполняет словообразовательную функцию?

1) Выход;

2) пришедший;

3) влечение;

4) бегом (нареч.);

5) замерз.

6. В каких словах постфикс выполняет формообразующую функцию?

1) Улыбаться;

2) кого-то;

3) принесите;

4) пришел-таки;

5) обидеться.

7. В каких словах постфикс выполняет словообразовательную функцию?

1) Обеспечьте;

2) учиться;

3) все-таки;

4) что-то;

5) разрыдаться.

8. В каких словах постфикс выполняет синкретическую функцию?

1) Пронестись;

2) где-либо;

3) обернуться;

4) пройтись;

5) расчесаться.

9. Формообразующими суффиксами являются:

1) Суффиксы инфинитива _ть, -ти;

2) суффиксы причастий –вш-, -ш-, -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -т-, -ем-, -ом-, -им-, -н-, -нн-, -ен-, -енн;

3) суффиксы наречий –о-, -е-;

4) суффиксы существительных –ец-, -тель-, -арь-, -ист-;

5) суффиксы повелительного наклонения глагола –и-, -j-, Ø.

10. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс –е- + суффикс ниj + флексия»?

1) Брожение, влечение, крещение;

2) прощение, хранение, черчение;

3) свечение, хождение, рождение;

4) скрипение, хрипение, шипение.

11. В каком ряду во всех словах выделяется префикс до-?

1) Догоняющий, дотация, донорский;

2) достроенный, доверху, доломанный;

3) довоенный, должностной, добропорядочный;

4) доисторический, доукомплектованный, документ.

12. Обязательная морфема любого слова, обозначающая наиболее конкретный элемент лексического значения слова, называется…

13. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «префикс + корень + нулевой суффикс + нулевая флексия»?

1) Всхлип, взрыв, вспять;

2) вход, вскачь, встарь;

3) всплеск, взмах, вскрик;

4) взгляд, взнос, вскользь.

14. Послекорневая аффиксальная морфема, занимающая позицию между корнем и флексией и имеющая в основном СО значение, называется…

15. В каком ряду во всех словах выделяется флексия –ий?

1) Броский, звонкий, медвежий;

2) шипучий, санаторий, казачий;

3) мягкий, сияющий, тишайший;

4) бросивший, планетарий, барсучий.

16. В каких рядах приведены алломорфы?

1) –мороз-// -мороз’-// -морож-// -мораж- (морозный, морозец, мороженое, замораживать);

2) –ц-// -ц- (морозец, морозца);

3) –ой // -ою (зимой, зимою);.

17. В каких рядах приведены варианты морфем?

1) –лг- // -лж- (лгать, лжец);

2) –ее// -ей (длиннее, длинней);

3) кой-// кое- (кой-где, кое-где).

18. Укажите слова с простой основой:

1) Стопятидесятилетие;

2) диван-кровать;

3) тринадцатый;

4) беззаконие;

5) прехорошенький.

19. Укажите слова со сложной основой:

1) Предрассветный;

2) пятнадцать;

3) светло-зеленый;

4) присоединив;

5) пятьсот.

20. Интерфикс входит в состав слова:

1) Шоссейный;

2) астраханец;

3) тыкать;

4) хлеборезка;

5) ялтинский.

21. Интерфикс отсутствует в слове:

1) Хладоагент;

2) подготовлена;

3) мартовский;

4) мостовая;

5) конголезец.

22. В каком ряду во всех словах выделяется префикс за-?

1) Заглохший, залеж, законный;

2) загородный, задушевность, закатиться;

3) заземленный, замшевый, заикаться;

4) заквасить, занозить, закадычный.

23. Аффиксальная взаимозаменяемая морфема, занимающая обычно позицию конца словоформы и имеющая в основном формообразующее значение, называется…

24. В каком ряду во всех словах суффикс –к- имеет одно и то же значение?

1) Варка, чистка, внучка;

2) оценка, девятка. волейболистка;

3) переписка, пенсионерка, посылка;

4) артистка, студентка, гимнастка.

25. В каком ряду во всех словах префикс при- имеет одно и то же значение?

1) Приусадебный, присказка, прикандалить;

2) присвоить, принуждение, придурок;

3) приморье, приствольный, приодеться;

4) приходящий, приползти, приезд.

26. Докорневая аффиксальная морфема, имеющая в основном СО значение, называется...

27. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс –инк- + флексия»?

1) Снежинка, тропинка, спинка;

2) вершинка, смешинка, овчинка;

3) горошинка, перинка, льдинка;

4) осинка, крупинка, корзинка.

28. Какую функцию выполняет в слове суффикс –иj- притяжательных прилагательных?

29. В каком ряду во всех словах выделяется флексия -ей?

1) Суховей, судей, ручей;

2) ножей, похожей (на), юношей;

3) отрубей, налей, воробей;

4) лицей, свечей, ничей.

30. В каком ряду во всех словах суффикс -иц- имеет одно и то же значение?

1) Медведица, теплица, кожица;

2) львица, орлица, тигрица;

3) сестрица, переносица, любимица;

4) водица, волчица, жижица.

31. В каком ряду во всех словах префикс пере- имеет одно и то же значение?

1) Переоценить, перестроить, переход;

2) перемена, перераспределить, перекрёсток;

3) переехать, перестройка, переесть;

4) переиначить, перекроить, передумать.

32. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «префикс + корень + суффикс + суффикс + суффикс + флексия»?

1) Бесконечность, безнадёжность;

2) бесхозяйственность, бесхитростность;

3) бесконтрольность, бесконфликтность;

4) бесчеловечность, бескомпромиссность.

33. Назовите формообразующий суффикс прошедшего времени глагола.

34. В каком ряду во всех словах выделяется префикс ис-?

1) Искалеченный, исколесить, искрометный;

2) искореженный, искоса, искательница;

3) искривленный, искусство, исключительный;

4) искупление, исклеванный, ископаемые.

35. В каком ряду во всех словах выделяется флексия -ие?

1) Хорошие, избрание, описание;

2) завтрашние, сочувствие, заглавие;

3) альпийские, мнение, какие;

4) рационализаторские, азиатские, такие.

36. В каком ряду во всех словах суффикс -ец- имеет одно и то же значение?

1) Боец, мудрец, характерец;

2) испанец, немец, иранец;

3) старец, хлебец, братец;

4) морозец, хитрец, борец.

37. В каком ряду во всех словах префикс при- имеет одно и то же значение?

1) Пришкольный, прикладной, пристрой;

2) присудить, принарядиться, приукрасить;

3) прикарманить, примонастырский, притвориться;

4) приболеть, пригореть, приоткрыть.

38. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + интерфикс + префикс + корень + суффикс + флексия»?

1) Благовидный, благополучный;

2) благосклонный, благоустроенный;

3) благоразумный, благонадёжность;

4) благожелательный, благозвучный.

39. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс –ат- + флексия»?

1) Усатый, хвостатый, сжатый;

2) лохматый, репчатый, ноздреватый;

3) бородатый, крылатый, полосатый;

4) дощатый, узорчатый, волосатый.

40. В каком ряду во всех словах выделяется префикс об-?

1) Обгоревший, необдуманный, обезьянка;

2) обвенчаться, обвести, обвинитель;

3) обвисший, оберегать, обедать;

4) обворованный, обидчивый, обаятельный.

41. В каком ряду во всех словах выделяется флексия -ее?

1) Блистающее, красивее, мелодичнее;

2) дальнее, певучее, прекраснее;

3) зловещее, позавчерашнее, ближайшее;

4) рассекающее, преобладающее, спокойнее.

42. В каком ряду во всех словах префикс при- имеет одно и то же значение?

1) Приоткрыть, пришить, прилететь;

2) притормозить, привстать, привязать;

3) прикрепить, приклеить, приблизить;

4) приподняться, приписать, придумать.

43. В каком ряду во всех словах суффикс -ии- имеет одно и то же значение?

1) Развалина, лососина, хозяин;

2) трещина, конина, глубина;

3) грузин, ширина, седина;

4) свинина, осетрина, баранина.

44. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «префикс + корень + суффикс + флексия»?

1) Безопасный, безотрывный;

2) безоглядный, безотказный;

3) безоружный, безобидный;

4) безоблачный, безотрадный.

45. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс –ив- + суффикс –ость- + флексия»?

1) Стыдливость, трусливость, пугливость;

2) лживость, льстивость, правдивость;

3) фальшивость, усидчивость, совестливость;

4) хвастливость, привязчивость, вдумчивость.

46. В каком ряду во всех словах выделяется префикс о-?

1) Огрубелый, оглядеться, оглобля;

2) огарок, огнедышащий, огорчительный;

3) оглушительный, оглавление, оголодать;

4) оглашать, ограничительный, огуречный.

47. В каком ряду во всех словах выделяется флексия –е (-э)?

1) Междуречье, олицетворение, вдвойне;

2) чудовище, преддверие, знамение;

3) вызывающе, глубже, доисторические;

4) многоводье, вкратце, сверхдальние.

48. В каком ряду во всех словах префикс пере- имеет одно и то же значение?

1) Перелететь, переварить, перешить;

2) перегреть, переезжать, перечитать;

3) перевоспитать, пересолить, переносить;

4) перебежать, переползти, перейти.

49. В каком ряду во всех словах суффикс -ник- имеет одно и то же значение?

1) Коровник, скворечник, подводник;

2) пододеяльник, осинник, участник;

3) работник, охотник, помощник;

4) проводник, подоконник, ельник.

50. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс + интерфикс + корень + суффикс + флексия»?

1) Единовластный, златотканый, черноморский;

2) стекловидный, основоположник, любознательный;

3) разнообразный, противотанковый, метростроитель;

4) вольнодумец, конноспортивный, железнодорожный.

51. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс ЧИК + флексия»?

1) Возчик, грузчик, стаканчик;

2) калачик, перчик, кончик;

3) пончик, жетончик, ключик;

4) стульчик, пальчик, мячик.

52. В каком ряду во всех словах выделяется флексия -о?

1) Казачество, пятеро, заново;

2) железо, местожительство, затемно;

3) домишко, всечасно, вчетверо;

4) умно (поколение), вмешательство, шестеро.

53. В каком ряду во всех словах суффикс -ниц- имеет одно и то же значение?

1) Защитница, писательница, икорница;

2) помощница, мельница, чернильница;

3) соусница, сахарница, салатница;

4) читательница, учительница, игольница.

54. В каком ряду во всех словах выделяется префикс про-?

1) Провокация, проступить, прогнозировать;

2) продолговатый, прогрессивный, проделка;

3) прогульщик, продавец, программа;

4) проголодаться, провозглашать, проходной.

55. В каком ряду во всех словах префикс пере- имеет одно и то же значение?

1) Пересылка, перешёптываться, переварить;

2) передача, переулок, перехоронить;

3) перевоспитать, переубедить, перешить;

4) перетрудиться, переформулировать, переход.

56. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс ЧИК+ флексия»?

1) Извозчик, кончик, обидчик;

2) заливчик, вкладчик, чубчик;

3) зайчик, резчик, вагончик;

4) калачик, жеребчик, зубчик.

57. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс –ив- + суффикс –ость- + флексия»?

1) Молчаливость, сговорчивость, устойчивость;

2) лживость, червивость, правдивость;

3) услужливость, ребячливость, сиротливость;

4) потливость, привязчивость, удачливость.

58. В каких случаях морфемное членение слова указано неверно?

1) кот/ор/ым;

2) дом/ик/;

3) брон/е/бой/н/о/-за/жига/тель/н/о/-трасс/ир/у/ющ/ий;

4) куд/а/-то/;

5) руче/ёч/ек.

59. В каком ряду во всех словах суффикс -тель- имеет одно и то же значение?

1) Строитель, воспитатель, водитель;

2) учитель, покупатель, очиститель;

3) победитель, глушитель, испаритель;

4) распылитель, выключатель, читатель.

60. В каком ряду во всех словах выделяется нулевая флексия?

1) Гербарий, коров, босиком;

2) суффикс, смелость, рощ;

3) улей, олений, разбросав;

4) гуманист, ранить, другой.

61. В каких случаях морфемное членение слова указано верно?

1) депо;

2) веш/а/л/к/а;

3) уч/ит/ель/ск/ий;

4) пыл/ин/к/а;

5) вс/як/ий/.

62. В каком ряду во всех словах выделяется флексия –ая?

1) Гостиная, самая, переливая;

2) масляная, пельменная, разбрасывая;

3) жестокая, какая, прекрасная;

4) стая, запятая, кладовая.


 

 

Тест 2. Способы словообразования

 

1. В каком ряду расположены слова, образованные префиксальным способом?

1) Разбить, нерадостный, антиобщественный;

2) перепрыгнуть, внеклассный, чернослив;

3) навсегда, подземный, пылесос;

4) побольше, хлебозавод, внучонок.

2. В каком ряду расположены слова, образованные префиксально-суффиксальным способом?

1) Внеочередной, довоенный, прочувствовать;

2) ежеминутный, расшуметься, проповедник;

3) подыскать, сверхприбыльный, накрепко;

4) сузить, бездорожье, настольный.

3. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) Шалун, адресат, ультрамодный;

2) конюх, испытатель, ежевечерний;

3) телятник, персональный, отчим;

4) ультразвук, заборчик, забайкальский.

4. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) Сапожок, зубной, землянка;

2) вбежать, красавец, глупыш;

3) дипломник, циркач, предыстория;

4) вредитель, баловень, прародина.

5. В каком ряду расположены слова, образованные префиксальным способом?

1) Нелегальный, шахтер, акционер;

2) вдвое, чертёжник, голубиный;

3) израсходовать, ускакать, вызывающе;

4) подписать, пригород, сверхмощный.

6. В каком ряду расположены слова, образованные префиксально-суффиксальным способом?

1) Разрыдаться, сослуживец, наибольший;

2) по-зимнему, привокзальный, наручник;

3) наконечник, досрочный, премилый;

4) закавказский, нахлебник, просмотреть.

7. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) Юбиляр, силач, лесник;

2) драчун, банкир, хитрец;

3) антиобщественный, стряпуха, умница;

4) беженец, привокзальный, спилить.

8. В каком ряду расположены слова, образованные префиксальным способом?

1) Сыграть, подполковник, раскрасавица;

2) соразмерный, зааплодировать, вылет;

3) развесёлый, прабабушка, разыграть;

4) поумнее, прескверный, буквенный.

9. В каком ряду расположены слова, образованные префиксально-суффиксальным способом?

1) Повысить, разнесчастный, пресмешной;

2) подбородок, бесстыдник, приусадебный;

3) по-братски, подводник,

4) подснежник, надомник, приморский.

10. Укажите производные, образованные сложением:

1) Серебристо-жемчужный;

2) скоропортящийся;

3) антинародный;

4) малоисследованный;

5) диван-кровать.

 

11. Соотнесите графы таблицы:

 

Производные Способы словообразования
1. Длинноухий А. Сложение
2. Густонаселенный
3. Желудочно-кишечный Б. Сращение
4. Рыбозащита
5. Научно-популярный В. Другое

 

12. Укажите производные, образованные сращением:

1) Долгоиграющий;

2) густонаселенный;

3) системно-исторический;

4) лесостепь;

5) глубокорасположенный.

13. Какое слово образовано префиксацией в сочетании с нулевой суффиксацией?

1) Одноногий;

2) безголосый;

3) разбрасывание;

4) жаркое (сущ.);

5) сберкнижка.

14. Какое слово образовано префиксальным способом?

1) Противотанковый;

2) сине-зелёный;

3) разноязычный;

4) вечнозелёный.

15. Соотнесите графы таблицы:

 

Производные Способы словообразования
1. Официально-деловой А. Сложение
2. Видео Б. Сращение
3. Вышеуказанный В. Усечение
4. Комбижир Г. Аббревиация
5. Слабопроницаемый Д. Другое

 

16. Какое слово образовано постфиксальным способом?

1) Диван-кровать;

2) кто-нибудь;

3) лекарственный;

4) отъезжающий (сущ.);

5) котёнок.

17. Какое слово образовано префиксально-суффиксальным способом?

1) Сосудорасширяющий;

2) плащ-палатка;

3) ловля;

4) подыскать;

5) намордник.

18. Какое слово образовано префиксалъно-суффиксально-постфиксальным способом?

1) Насмехаться;

2) розыгрыш;

3) улыбнуться;

4) часовой (сущ.);

5) разговориться.

 

19. Соотнесите графы таблицы:

 

Производные Способы словообразования
1. Русско-немецкий А. Сложение
2. Вуз
3. Плащ-палатка Б. Аббревиация
4. Банкомат
5. Дворянско-аристократический В. Другое

 

20. Какое слово образовано с помощью нулевой суффиксации?

1) Бомбоубежище;

2) просмотр;

3) трудоспособный;

4) зам;

5) финансово-монополистический.

 

21. Какое слово образовано префиксально-постфиксальным способом?

1) Уловить;

2) продажа;

3) размечтаться;

4) что-нибудь;

5) повышение.

22. Соотнесите графы таблицы:

 

Способы частеречной транспозиции Часть речи, в которую переходит какая-либо часть речи
1. Субстантивация А. Прилагательное
2. Адвербиализация Б. Предлог
3. Препозиционализация В. Числительное
4. Вербализация Г. Союз
5. Конъюнкционализация Д. Междометие
6. Адъективация Е. Существительное
7. Партикуляция Ж. Глагол
8. Прономенализация З. Местоимение
9. Интеръективация И. Категория состояния
10. Нумерализация К. Наречие
11. Предикативация Л. Частица
12. Модаляция М. Модальные слова

 

23. Какое слово образовано сложением в сочетании с суффиксацией?

1) Ясновидец;

2) синеглазка;

3) собес;

4) спортинвентарь;

5) втридорога.

 

24. Какое слово образовано сложением в сочетании с нулевой суффиксацией?

1) Свежевыкрашенный;

2) краснолицый;

3) быстрорастворимый;

4) чаеразвесочный;

5) пылесос.

25. Какое слово образовано усечением?

1) Комроты;

2) ЗАГС;

3) завуч;

4) зам;

5) запчасти.

 

25. Каким способом образовано слово лётчик?

 

27. Какое слово образовано аббревиацией?

1) Комбат;

2) видик;

3) опер;

4) проседь;

5) высь.

 

28. Какое слово образовано сращением?

1) Узкоспециальный;

2) месткомовец;

3) смородинно-брусничный;

4) мопед;

5) нижеподписавшийся

 

29. Соотнесите графы таблицы:

Производные Способы словообразования
1. Торгово-промышленный А. Сложение
2. Давноминувший Б. Сращение
3. Военкомат В. Усечение
4. Зам Г. Аббревиация
5. Уменьшительно-ласкательный Д. Другое

 

30. Какое слово образовано усечением в сочетании с суффиксацией?

1) Призыв;

2) телик;

3) скалолаз;

4) пылеулавливатель;

5) видеомагнитофон.

 


Тест 3. Система синхронного словообразования

 

1. Упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующихся общностью корня, называется словообразовательное…

2. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке собака → … → по-собачьи

1) Собачник;

2) собачий;

3) собачонка;

4) собачка.

3. Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства, называется...

4. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке новый → обновить → … → возобновление?

1) Обновитель;

2) обновка;

3) возобновить;

4) новизна.

5. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке антиобледенительный ← ... ← обледенить ← леденить ← лёд?

6. Ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной производности, называется словообразовательная…

7. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке пар → парить → ... → испарение?

1) Парной;

2) испарить;

3) парильня;

4) парник.

8. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке пустой → пустыня →... → пустынно?

1) Пустырь;

2) пустота;

3) пустынный;

4) опустошить.

9. Схема (формула) построения производных слов, характеризующаяся общностью части речи производящих, одинаковым семантическим соотношением между производными и производящими, а также общностью способа словообразования и ведущим словообразовательным средством, называется словообразовательный ...

10. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке равный → равнять → ... → уравнение?

1) Уравнять;

2) сравняться;

3) поровну;

4) равнение.

11. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке свет→ светить → ... → освещение?

1) Осветитель;

2) светлый;

3) осветить;

4) просвет.

12. Вертикальная ось словообразовательного гнезда представлена словообразовательной...

13. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке сказать → предсказать → ... → предсказательница?

1) Сказание;

2) рассказывать;

3) предсказывать;

4) предсказатель.

14. Сколько членов насчитывает словообразовательная цепочка, начальным и конечным членами которой являются слова удивлённо и диво?

15. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке ходить → походить → поход → ... → по-походному?

1) Походка;

2) похождение;

3) походный;

4) выход.

16. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке диво → дивить → удивить → ... → удивительно?

1) Удивительный;

2) удивление;

3) удивиться;

4) дивиться.

17. Горизонтальная ось словообразовательного гнезда представлена словообразовательной…

18. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке живой → живить → оживить → ... → оживлённость?

1) Оживление;

2) оживленно;

3) живительный;

4) оживленный.

19. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке разъезженный ← разъездить ← ... ← ехать?

20. Сколько членов насчитывает словообразовательная цепочка, начальным и конечным членами которой являются слова примиренчество и мир?

21. Каково исходное слово словообразовательной цепочки, конечным членом которой является производное слово рассказ?

22. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) Катить → раскатить → раскат → раскатисто;

2) единый → соединить → присоединить → присоединение;

3) играть → разыграть → розыгрыш → розыгрышный;

4) смотреть → осмотреть → осмотрительный осмотрительность.

23. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке недоброжелательствовать ← ... ← недоброжелатель ← доброжелатель ← добро + желать?

24. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке тьма → тёмный → темнеть → ... → потемнение?

1) Темнота;

2) затемнение;

3) потемнеть;

4) темноватый.

25. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке залавливание ← ... ← заловить ← ловить?

26. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке общий → обобщить → ... → обобщённо?

1) Обобщённый;

2) общество;

3) приобщение;

4) обобщение.

27. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке опустынивание ← опустынивать ← ... ← пустыня ← пустой?

28. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) Валить → перевалить → перевалка → вперевалку;

2) варить → сварить → сварка → газосварочный;

3) щетина → щетинить → щетиниться → ощетиниться;

4) стекло → стекленеть → остекленеть → остекленелый.

29. Каково исходное слово словообразовательной цепочки, конечным членом которой является производное слово переадресовывание?

30. На каком словообразовательном шаге образуется дериват поджигательство?

31. Словообразовательная цепочка попрошайничание ← попрошайничать ← попрошайка ← попросить ← просить является:

1) линейной;

2) кольцевой.

32. Сколько членов насчитывает словообразовательная цепочка, начальным и конечным членами которой являются слова подзащитный (сущ.) и защищать?

33. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке единый → соединить → ... → воссоединение?

1) Соединённый;

2) соединение;

3) соединиться;

4) воссоединить.

34. Сколько членов насчитывает словообразовательная цепочка, начальным и конечным членами которой являются слова неузнаваемость и знать?

35. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке краска → красить → окрасить → ... → окрасочный?

1) Окраска;

2) окраситься;

3) окрашивать;

4) выкрасить.


Тест 4. Грамматика. Введение в морфологию

1. Когда были заложены основы той системы частей речи, которая с некоторыми модификациями сохранилась до нашего времени?

1) в средние века;

2) в новое время;

3) в V в. н.э.;

4) в античности.

2. Какой из приведенных ответов наиболее и точно отражает сущность определения частей речи?

1) части речи – это грамматические классы слов;

2) части речи – это лексические разряды слов;

3) части речи – это предельно большие классы слов, объединенных внутри каждого такого класса общностью грамматического значения и его формальных показателей;

4) части речи – это грамматическая группировка лексических единиц языка.

3. Чем различаются части речи?

1) внешней структурой;

2) лексическими значениями и средствами их формального выражения;

3) грамматическими значениями и средствами их формального выражения;

4) внешней и внутренней структурой.

4. Сколько частей речи выделялось в римских грамматиках?

1) 6;

2) 8;

3) 7;

4) 5.

5. Кем было произведено первое разграничение частей речи (имени и глагола)?

1) Эсхилом;

2) Аристотелем;

3) Софоклом;

4) Плутархом.

6. Кто в отечественном языкознании был основателем морфологического подхода к выделению частей речи?

1) А.Х. Востоков;

2) В.В. Виноградов;

3) Ф.Ф. Фортунатов;

4) Г.О. Винокур.

7. К трудам какого языковеда в России восходит разграничение существительных и прилагательных?

1) А.Х. Востокова;

2) Ф.Ф. Фортунатова;

3) Д.Н. Ушакова;

4) А.М. Пешковского.

8. Какой подход к выделению частей речи был разработан Л.В. Щербой?

1) морфологический;

2) психолингвистический;

3) синтаксический;

4) семантический.

9. Кому принадлежит первая классификация частей речи, охватывающая все слова языка?

1) софистам;

2) стоикам;

3) аналогистам;

4) александрийским грамматикам

10. Кто автор первой полной русской грамматики?

1) Тредиаковский;

2) Кантемир;

3) Сумароков;

4) Ломоносов.

11. Какой из приведенных ответов адекватен понятию грамматической категории?

1) совокупность разнородных граммем;

2) система однородных рядов грамматических форм;

3) единство грамматического значения и грамматических форм;

4) система противопоставленных друг другу грамматических значений.

12. Как называются грамматические категории, которые непосредственно соотнесено с определенной грамматической формальной структурой?

1) формально-грамматическими;

2) семантико-грамматическими;

3) логико-грамматическими;

4) структурно-грамматическими.

13. Что понимается под функциональной грамматикой?

1) описание грамматического строя языка, идущее от формы к значению;

2) описание грамматического строя языка, идущее от смысла к значению;

3) описание грамматического строя языка, идущее от значения к форме;

4) рациональное описание грамматического строя языка.

14. Что объединяет и отождествляет грамматические категории словесных конструкций?

1) отдельные высказывания;

2) отдельные члены предложения;

3) отдельные части речи;

4) лексические значения слов.

15. Какие главные типы грамматических категорий известны в настоящее время?

1) ГК слов и словесных позиций;

2) ГК словесных позиций и словесных конструкций;

3) ГК словесных форм и словесных позиций;

4) ГК слов, словесных форм и словесных позиций, словесных конструкций.

16. На какие разделы подразделяется грамматика как учение?

1) на морфологию и фонетику;

2) на лексику и синтаксис;

3) на лексику и морфологию;

4) на морфологию и синтаксис.

 


Контрольная работа 1. Морфемный состав слова в синхронии и диахронии

 

1. Найдите неверное утверждение.

1) Морфема – минимальная значимая единица языка.

2) Морфема не может выражать грамматическое значение.

3) По функции морфемы делятся на формообразующие, основообразующие и словообразующие.

4) Корневые и аффиксальные морфемы могут быть уникальными.

5) Нулевые аффиксы могут выполнять формообразующую и словообразующую функции.

6) Непроизводное слово не может быть членимо.

7) Алломорфы находятся между собой в отношениях дополнительной дистрибуции.

8) Аффиксоиды – компоненты сложных слов, регулярно повторяющиеся и характеризующиеся семантическим побледнением.

9) Опрощение – процесс, обратный переразложению.

2. Найдите слова, в которых графический морфемный анализ сделан неправильно:


1) УроженецØ;

2) дыханиjе;

3) втроjем;

4) разузнать;

5) обезболить;

6) развязывать;

7) зажигалка;

8) осмотрØ;

9) носи(ль)щикØ;

10) охотничий


 

3. Найдите слова со связанными корнями:


1) Читать;

2) занятие;

3) жжение;

4) обойти;

5) избрать;

6) въезжать;

7) кое-какой;

8) утонуть;

9) затворить;

10) яростный.



4. Найдите слова, в которых произошло опрощение:

1) Дар;

2) безразмерный;

3) печаль;

4) испытывать;

5) ежевика.

5. Найдите слова, в которых произошло переразложение:

1) Мешок;

2) взрывчатый;

3) довод;

4) репчатый;

5) заповедь.

6. Найдите слова с префиксом за-:

1) Забрать;

2) забывать;

3) завал;

4) закон;

5) занятие.

7. Найдите слова с непроизводными основами:

1) Везущий;

2) толкнуть;

3) метро;

4) заноза;

5) прибавить.


Контрольная работа 2. Дериватология

 

1. Произведите словообразовательный анализ следующих слов:

 

Играючи, по-иностранному, таинственный, письмоносец, изгнанник, водоотталкивающий, возобновляясь, шуточный, раздевалочка, увлажнитель, подоконник, усложнить, безработица, беспокойство, добела, укрупнить, заокеанский, озвучить, издали, вхолостую.

 

2. Постройте СЦ к следующим словам:

 

Никудышно, раздвоенность, подорожание, перегруженность, обогревательный, безбукварный, убаюкивающее, клеенчатый, подсинивание, преудивительный.

 

3. Докажите, что данные словоформы могут различаться своим составом морфем:

 

Спел, стих, простой, подвинут, печь, стали, знать, тепло.

 

4. Приведите примеры словообразовательной омонимии и синонимии морфем.

 

5. Выделите аффиксы и установите, какие из них словообразовательные и словоизменительные (формообразовательные).

 

Перечитывающий, подгруппа, взмах, разговорилась, смелее, антивоенный, разговорчивый, задумавшись, идемте, выписав.

 

6. Укажите способ словообразования:

 

Банщик, содоклад, подсвечник, столовая, итого, мореход, АГУ, сногсшибательный, грохот (решето), сберкасса, политрук, НЛО, высокоразвитый, прихожая, циркачка, мех (кузнечный), шепотом, мыться, мышеловка, насекомое.

 

7. Восстановите СЦ:

 

Бесчестность, воспламеняющийся.


 

 

Контрольная работа 3. Система синхронного словообразования

 

1. Укажите слова, относящиеся к тому же словообразовательному типу, что и первое из приведенных:

 

Стрижка, дорожка, трещотка, поливка, пастушка, американка, тренировка, шоколадка.

 

 

2. Постройте словообразовательную цепочку данных слов от начала к концу:

 

Заготовительница, холодновато.

 

3. Восстановите пропущенные звенья в приведенных ниже СЦ:

4.

Письменность - … - письмо - …

Преудивительный - … - … - дивить - …

 

5. Укажите слово, словообразовательную парадигму которого составляют данные ниже слова:

 

Беленький, беловатый, белизна, добела, пребелый, белеть, белить.

 

6. Постройте словообразовательное гнездо с исходным словом писать.


 

 

Контрольная работа 4. Итоговая

 

1. Все слова указанных рядов имеют формы словоизменения:

1) сжигая, соловей, статный;

2) дважды, рыжий, сделавший;

3) рад, пятый, кошачий;

4) себе, умер, будто;

5) ворота, бордо, конечно.

2. Все слова указанных рядов имеют нулевую флексию:

1) площадь, занятий (Р.п. мн.ч.), сто;

2) мороженое, очень, замёрз;

3) лисий, океанарий, рощ (Р.п. мн.ч.);

4) быстрее, высох, стеречь;

5) семь, отмерь, казачий.

3. В каких словах основа непроизводная?

1) смотр;

2) плохо (наречие);

3) простой (прилаг.);

4) синь;

5) ласточка.

4. Укажите мотивирующую основу слова проигрыватели:

1) проигрыватель;

2) проиграть;

3) проигрывать;

4) игра;

5) играть.

5. В каких парах слов одинаковые флексии?

1) зодчий - порций;

2) дети -

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...