Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тесты для текущего, промежуточного, итогового контроля1. Проверка пропедевтической компетенции по дисциплине «Современный русский язык» раздел «Словообразование»: а) Тест 1. Морфемика и словообразование (126 вопросов: отдельный файл) б) Тест 2. Грамматика. Морфология: имена (128 вопросов: отдельный файл) 2. Тестовые задания открытой формы: а) Тест 1. Морфемный состав слова б) Тест 2. Способы словообразования в) Тест 3. Система синхронного словообразования г) Тест 4. Грамматика. Введение в морфологию 3. Контрольные работы: а) Тест 1. Морфемный состав слова в синхронии и диахронии б) Тест 2. Дериватология в) Тест 3. Система синхронного словообразования г) Тест 4. Итоговый 4. Проверочные работы (текущий контроль): а) №1. Образец б) № 2. Образец в) № 3. Образец г) №4. Образец Тестовые задания открытой формы Тест 1. Морфемный состав слова
1. Какое слово состоит из префикса, корня, одного суффикса, флексии? 1) Беспроигрышный; 2) выскользнув; 3) скрипачка; 4) предосенний. 2. Какое слово состоит из префикса, корня, одного суффикса, флексии? 1) Бесконечный; 2) задумав; 3) подсыпающий; 4) свирепостью. 3. В каких случаях морфемное членение слова указано верно? 1) Со/рв/и/голов/а; 2) сем/и/сот/пят/и/десят/и/двух/ведер/н/ый; 3) по/бере/чь/ся; 4) рас/крас/ав/иц/а; 5) жал/ишь. 4. В каких случаях морфемное членение слова указано неверно? 1) Вращ/ая/сь; 2) наи/красив/ейш/ий; 3) волг/о/град/очк/а; 4) кот/еноч/ек; 5) дв/е/на/дцат/и/перст/н/о/-под/вз/дош/н/о/-кишеч/н/ый. 5. В каких словах суффикс выполняет словообразовательную функцию? 1) Выход; 2) пришедший; 3) влечение; 4) бегом (нареч.); 5) замерз. 6. В каких словах постфикс выполняет формообразующую функцию? 1) Улыбаться; 2) кого-то; 3) принесите; 4) пришел-таки; 5) обидеться. 7. В каких словах постфикс выполняет словообразовательную функцию? 1) Обеспечьте; 2) учиться; 3) все-таки; 4) что-то; 5) разрыдаться. 8. В каких словах постфикс выполняет синкретическую функцию? 1) Пронестись; 2) где-либо; 3) обернуться; 4) пройтись; 5) расчесаться. 9. Формообразующими суффиксами являются: 1) Суффиксы инфинитива _ть, -ти; 2) суффиксы причастий –вш-, -ш-, -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -т-, -ем-, -ом-, -им-, -н-, -нн-, -ен-, -енн; 3) суффиксы наречий –о-, -е-; 4) суффиксы существительных –ец-, -тель-, -арь-, -ист-; 5) суффиксы повелительного наклонения глагола –и-, -j-, Ø. 10. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс –е- + суффикс ниj + флексия»? 1) Брожение, влечение, крещение; 2) прощение, хранение, черчение; 3) свечение, хождение, рождение; 4) скрипение, хрипение, шипение. 11. В каком ряду во всех словах выделяется префикс до-? 1) Догоняющий, дотация, донорский; 2) достроенный, доверху, доломанный; 3) довоенный, должностной, добропорядочный; 4) доисторический, доукомплектованный, документ. 12. Обязательная морфема любого слова, обозначающая наиболее конкретный элемент лексического значения слова, называется… 13. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «префикс + корень + нулевой суффикс + нулевая флексия»? 1) Всхлип, взрыв, вспять; 2) вход, вскачь, встарь; 3) всплеск, взмах, вскрик; 4) взгляд, взнос, вскользь. 14. Послекорневая аффиксальная морфема, занимающая позицию между корнем и флексией и имеющая в основном СО значение, называется… 15. В каком ряду во всех словах выделяется флексия –ий? 1) Броский, звонкий, медвежий; 2) шипучий, санаторий, казачий; 3) мягкий, сияющий, тишайший; 4) бросивший, планетарий, барсучий. 16. В каких рядах приведены алломорфы? 1) –мороз-// -мороз’-// -морож-// -мораж- (морозный, морозец, мороженое, замораживать); 2) –ц-// -ц- (морозец, морозца); 3) –ой // -ою (зимой, зимою);. 17. В каких рядах приведены варианты морфем? 1) –лг- // -лж- (лгать, лжец); 2) –ее// -ей (длиннее, длинней); 3) кой-// кое- (кой-где, кое-где). 18. Укажите слова с простой основой: 1) Стопятидесятилетие; 2) диван-кровать; 3) тринадцатый; 4) беззаконие; 5) прехорошенький. 19. Укажите слова со сложной основой: 1) Предрассветный; 2) пятнадцать; 3) светло-зеленый; 4) присоединив; 5) пятьсот. 20. Интерфикс входит в состав слова: 1) Шоссейный; 2) астраханец; 3) тыкать; 4) хлеборезка; 5) ялтинский. 21. Интерфикс отсутствует в слове: 1) Хладоагент; 2) подготовлена; 3) мартовский; 4) мостовая; 5) конголезец. 22. В каком ряду во всех словах выделяется префикс за-? 1) Заглохший, залеж, законный; 2) загородный, задушевность, закатиться; 3) заземленный, замшевый, заикаться; 4) заквасить, занозить, закадычный. 23. Аффиксальная взаимозаменяемая морфема, занимающая обычно позицию конца словоформы и имеющая в основном формообразующее значение, называется… 24. В каком ряду во всех словах суффикс –к- имеет одно и то же значение? 1) Варка, чистка, внучка; 2) оценка, девятка. волейболистка; 3) переписка, пенсионерка, посылка; 4) артистка, студентка, гимнастка. 25. В каком ряду во всех словах префикс при- имеет одно и то же значение? 1) Приусадебный, присказка, прикандалить; 2) присвоить, принуждение, придурок; 3) приморье, приствольный, приодеться; 4) приходящий, приползти, приезд. 26. Докорневая аффиксальная морфема, имеющая в основном СО значение, называется... 27. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс –инк- + флексия»? 1) Снежинка, тропинка, спинка; 2) вершинка, смешинка, овчинка; 3) горошинка, перинка, льдинка; 4) осинка, крупинка, корзинка. 28. Какую функцию выполняет в слове суффикс –иj- притяжательных прилагательных? 29. В каком ряду во всех словах выделяется флексия -ей? 1) Суховей, судей, ручей; 2) ножей, похожей (на), юношей; 3) отрубей, налей, воробей; 4) лицей, свечей, ничей. 30. В каком ряду во всех словах суффикс -иц- имеет одно и то же значение? 1) Медведица, теплица, кожица; 2) львица, орлица, тигрица; 3) сестрица, переносица, любимица; 4) водица, волчица, жижица. 31. В каком ряду во всех словах префикс пере- имеет одно и то же значение? 1) Переоценить, перестроить, переход; 2) перемена, перераспределить, перекрёсток; 3) переехать, перестройка, переесть; 4) переиначить, перекроить, передумать. 32. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «префикс + корень + суффикс + суффикс + суффикс + флексия»? 1) Бесконечность, безнадёжность; 2) бесхозяйственность, бесхитростность; 3) бесконтрольность, бесконфликтность; 4) бесчеловечность, бескомпромиссность. 33. Назовите формообразующий суффикс прошедшего времени глагола. 34. В каком ряду во всех словах выделяется префикс ис-? 1) Искалеченный, исколесить, искрометный; 2) искореженный, искоса, искательница; 3) искривленный, искусство, исключительный; 4) искупление, исклеванный, ископаемые. 35. В каком ряду во всех словах выделяется флексия -ие? 1) Хорошие, избрание, описание; 2) завтрашние, сочувствие, заглавие; 3) альпийские, мнение, какие; 4) рационализаторские, азиатские, такие. 36. В каком ряду во всех словах суффикс -ец- имеет одно и то же значение? 1) Боец, мудрец, характерец; 2) испанец, немец, иранец; 3) старец, хлебец, братец; 4) морозец, хитрец, борец. 37. В каком ряду во всех словах префикс при- имеет одно и то же значение? 1) Пришкольный, прикладной, пристрой; 2) присудить, принарядиться, приукрасить; 3) прикарманить, примонастырский, притвориться; 4) приболеть, пригореть, приоткрыть. 38. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + интерфикс + префикс + корень + суффикс + флексия»? 1) Благовидный, благополучный; 2) благосклонный, благоустроенный; 3) благоразумный, благонадёжность; 4) благожелательный, благозвучный. 39. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс –ат- + флексия»? 1) Усатый, хвостатый, сжатый; 2) лохматый, репчатый, ноздреватый; 3) бородатый, крылатый, полосатый; 4) дощатый, узорчатый, волосатый. 40. В каком ряду во всех словах выделяется префикс об-? 1) Обгоревший, необдуманный, обезьянка; 2) обвенчаться, обвести, обвинитель; 3) обвисший, оберегать, обедать; 4) обворованный, обидчивый, обаятельный. 41. В каком ряду во всех словах выделяется флексия -ее? 1) Блистающее, красивее, мелодичнее; 2) дальнее, певучее, прекраснее; 3) зловещее, позавчерашнее, ближайшее; 4) рассекающее, преобладающее, спокойнее. 42. В каком ряду во всех словах префикс при- имеет одно и то же значение? 1) Приоткрыть, пришить, прилететь; 2) притормозить, привстать, привязать; 3) прикрепить, приклеить, приблизить; 4) приподняться, приписать, придумать. 43. В каком ряду во всех словах суффикс -ии- имеет одно и то же значение? 1) Развалина, лососина, хозяин; 2) трещина, конина, глубина; 3) грузин, ширина, седина; 4) свинина, осетрина, баранина. 44. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «префикс + корень + суффикс + флексия»? 1) Безопасный, безотрывный; 2) безоглядный, безотказный; 3) безоружный, безобидный; 4) безоблачный, безотрадный. 45. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс –ив- + суффикс –ость- + флексия»? 1) Стыдливость, трусливость, пугливость; 2) лживость, льстивость, правдивость; 3) фальшивость, усидчивость, совестливость; 4) хвастливость, привязчивость, вдумчивость. 46. В каком ряду во всех словах выделяется префикс о-? 1) Огрубелый, оглядеться, оглобля; 2) огарок, огнедышащий, огорчительный; 3) оглушительный, оглавление, оголодать; 4) оглашать, ограничительный, огуречный. 47. В каком ряду во всех словах выделяется флексия –е (-э)? 1) Междуречье, олицетворение, вдвойне; 2) чудовище, преддверие, знамение; 3) вызывающе, глубже, доисторические; 4) многоводье, вкратце, сверхдальние. 48. В каком ряду во всех словах префикс пере- имеет одно и то же значение? 1) Перелететь, переварить, перешить; 2) перегреть, переезжать, перечитать; 3) перевоспитать, пересолить, переносить; 4) перебежать, переползти, перейти. 49. В каком ряду во всех словах суффикс -ник- имеет одно и то же значение? 1) Коровник, скворечник, подводник; 2) пододеяльник, осинник, участник; 3) работник, охотник, помощник; 4) проводник, подоконник, ельник. 50. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс + интерфикс + корень + суффикс + флексия»? 1) Единовластный, златотканый, черноморский; 2) стекловидный, основоположник, любознательный; 3) разнообразный, противотанковый, метростроитель; 4) вольнодумец, конноспортивный, железнодорожный. 51. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс ЧИК + флексия»? 1) Возчик, грузчик, стаканчик; 2) калачик, перчик, кончик; 3) пончик, жетончик, ключик; 4) стульчик, пальчик, мячик. 52. В каком ряду во всех словах выделяется флексия -о? 1) Казачество, пятеро, заново; 2) железо, местожительство, затемно; 3) домишко, всечасно, вчетверо; 4) умно (поколение), вмешательство, шестеро. 53. В каком ряду во всех словах суффикс -ниц- имеет одно и то же значение? 1) Защитница, писательница, икорница; 2) помощница, мельница, чернильница; 3) соусница, сахарница, салатница; 4) читательница, учительница, игольница. 54. В каком ряду во всех словах выделяется префикс про-? 1) Провокация, проступить, прогнозировать; 2) продолговатый, прогрессивный, проделка; 3) прогульщик, продавец, программа; 4) проголодаться, провозглашать, проходной. 55. В каком ряду во всех словах префикс пере- имеет одно и то же значение? 1) Пересылка, перешёптываться, переварить; 2) передача, переулок, перехоронить; 3) перевоспитать, переубедить, перешить; 4) перетрудиться, переформулировать, переход. 56. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс ЧИК+ флексия»? 1) Извозчик, кончик, обидчик; 2) заливчик, вкладчик, чубчик; 3) зайчик, резчик, вагончик; 4) калачик, жеребчик, зубчик. 57. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме «корень + суффикс –ив- + суффикс –ость- + флексия»? 1) Молчаливость, сговорчивость, устойчивость; 2) лживость, червивость, правдивость; 3) услужливость, ребячливость, сиротливость; 4) потливость, привязчивость, удачливость. 58. В каких случаях морфемное членение слова указано неверно? 1) кот/ор/ым; 2) дом/ик/; 3) брон/е/бой/н/о/-за/жига/тель/н/о/-трасс/ир/у/ющ/ий; 4) куд/а/-то/; 5) руче/ёч/ек. 59. В каком ряду во всех словах суффикс -тель- имеет одно и то же значение? 1) Строитель, воспитатель, водитель; 2) учитель, покупатель, очиститель; 3) победитель, глушитель, испаритель; 4) распылитель, выключатель, читатель. 60. В каком ряду во всех словах выделяется нулевая флексия? 1) Гербарий, коров, босиком; 2) суффикс, смелость, рощ; 3) улей, олений, разбросав; 4) гуманист, ранить, другой. 61. В каких случаях морфемное членение слова указано верно? 1) депо; 2) веш/а/л/к/а; 3) уч/ит/ель/ск/ий; 4) пыл/ин/к/а; 5) вс/як/ий/. 62. В каком ряду во всех словах выделяется флексия –ая? 1) Гостиная, самая, переливая; 2) масляная, пельменная, разбрасывая; 3) жестокая, какая, прекрасная; 4) стая, запятая, кладовая.
Тест 2. Способы словообразования
1. В каком ряду расположены слова, образованные префиксальным способом? 1) Разбить, нерадостный, антиобщественный; 2) перепрыгнуть, внеклассный, чернослив; 3) навсегда, подземный, пылесос; 4) побольше, хлебозавод, внучонок. 2. В каком ряду расположены слова, образованные префиксально-суффиксальным способом? 1) Внеочередной, довоенный, прочувствовать; 2) ежеминутный, расшуметься, проповедник; 3) подыскать, сверхприбыльный, накрепко; 4) сузить, бездорожье, настольный. 3. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом? 1) Шалун, адресат, ультрамодный; 2) конюх, испытатель, ежевечерний; 3) телятник, персональный, отчим; 4) ультразвук, заборчик, забайкальский. 4. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом? 1) Сапожок, зубной, землянка; 2) вбежать, красавец, глупыш; 3) дипломник, циркач, предыстория; 4) вредитель, баловень, прародина. 5. В каком ряду расположены слова, образованные префиксальным способом? 1) Нелегальный, шахтер, акционер; 2) вдвое, чертёжник, голубиный; 3) израсходовать, ускакать, вызывающе; 4) подписать, пригород, сверхмощный. 6. В каком ряду расположены слова, образованные префиксально-суффиксальным способом? 1) Разрыдаться, сослуживец, наибольший; 2) по-зимнему, привокзальный, наручник; 3) наконечник, досрочный, премилый; 4) закавказский, нахлебник, просмотреть. 7. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом? 1) Юбиляр, силач, лесник; 2) драчун, банкир, хитрец; 3) антиобщественный, стряпуха, умница; 4) беженец, привокзальный, спилить. 8. В каком ряду расположены слова, образованные префиксальным способом? 1) Сыграть, подполковник, раскрасавица; 2) соразмерный, зааплодировать, вылет; 3) развесёлый, прабабушка, разыграть; 4) поумнее, прескверный, буквенный. 9. В каком ряду расположены слова, образованные префиксально-суффиксальным способом? 1) Повысить, разнесчастный, пресмешной; 2) подбородок, бесстыдник, приусадебный; 3) по-братски, подводник, 4) подснежник, надомник, приморский. 10. Укажите производные, образованные сложением: 1) Серебристо-жемчужный; 2) скоропортящийся; 3) антинародный; 4) малоисследованный; 5) диван-кровать.
11. Соотнесите графы таблицы:
12. Укажите производные, образованные сращением: 1) Долгоиграющий; 2) густонаселенный; 3) системно-исторический; 4) лесостепь; 5) глубокорасположенный. 13. Какое слово образовано префиксацией в сочетании с нулевой суффиксацией? 1) Одноногий; 2) безголосый; 3) разбрасывание; 4) жаркое (сущ.); 5) сберкнижка. 14. Какое слово образовано префиксальным способом? 1) Противотанковый; 2) сине-зелёный; 3) разноязычный; 4) вечнозелёный. 15. Соотнесите графы таблицы:
16. Какое слово образовано постфиксальным способом? 1) Диван-кровать; 2) кто-нибудь; 3) лекарственный; 4) отъезжающий (сущ.); 5) котёнок. 17. Какое слово образовано префиксально-суффиксальным способом? 1) Сосудорасширяющий; 2) плащ-палатка; 3) ловля; 4) подыскать; 5) намордник. 18. Какое слово образовано префиксалъно-суффиксально-постфиксальным способом? 1) Насмехаться; 2) розыгрыш; 3) улыбнуться; 4) часовой (сущ.); 5) разговориться.
19. Соотнесите графы таблицы:
20. Какое слово образовано с помощью нулевой суффиксации? 1) Бомбоубежище; 2) просмотр; 3) трудоспособный; 4) зам; 5) финансово-монополистический.
21. Какое слово образовано префиксально-постфиксальным способом? 1) Уловить; 2) продажа; 3) размечтаться; 4) что-нибудь; 5) повышение. 22. Соотнесите графы таблицы:
23. Какое слово образовано сложением в сочетании с суффиксацией? 1) Ясновидец; 2) синеглазка; 3) собес; 4) спортинвентарь; 5) втридорога.
24. Какое слово образовано сложением в сочетании с нулевой суффиксацией? 1) Свежевыкрашенный; 2) краснолицый; 3) быстрорастворимый; 4) чаеразвесочный; 5) пылесос. 25. Какое слово образовано усечением? 1) Комроты; 2) ЗАГС; 3) завуч; 4) зам; 5) запчасти.
25. Каким способом образовано слово лётчик?
27. Какое слово образовано аббревиацией? 1) Комбат; 2) видик; 3) опер; 4) проседь; 5) высь.
28. Какое слово образовано сращением? 1) Узкоспециальный; 2) месткомовец; 3) смородинно-брусничный; 4) мопед; 5) нижеподписавшийся
29. Соотнесите графы таблицы:
30. Какое слово образовано усечением в сочетании с суффиксацией? 1) Призыв; 2) телик; 3) скалолаз; 4) пылеулавливатель; 5) видеомагнитофон.
Тест 3. Система синхронного словообразования
1. Упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующихся общностью корня, называется словообразовательное… 2. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке собака → … → по-собачьи 1) Собачник; 2) собачий; 3) собачонка; 4) собачка. 3. Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства, называется... 4. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке новый → обновить → … → возобновление? 1) Обновитель; 2) обновка; 3) возобновить; 4) новизна. 5. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке антиобледенительный ← ... ← обледенить ← леденить ← лёд? 6. Ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной производности, называется словообразовательная… 7. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке пар → парить → ... → испарение? 1) Парной; 2) испарить; 3) парильня; 4) парник. 8. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке пустой → пустыня →... → пустынно? 1) Пустырь; 2) пустота; 3) пустынный; 4) опустошить. 9. Схема (формула) построения производных слов, характеризующаяся общностью части речи производящих, одинаковым семантическим соотношением между производными и производящими, а также общностью способа словообразования и ведущим словообразовательным средством, называется словообразовательный ... 10. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке равный → равнять → ... → уравнение? 1) Уравнять; 2) сравняться; 3) поровну; 4) равнение. 11. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке свет→ светить → ... → освещение? 1) Осветитель; 2) светлый; 3) осветить; 4) просвет. 12. Вертикальная ось словообразовательного гнезда представлена словообразовательной... 13. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке сказать → предсказать → ... → предсказательница? 1) Сказание; 2) рассказывать; 3) предсказывать; 4) предсказатель. 14. Сколько членов насчитывает словообразовательная цепочка, начальным и конечным членами которой являются слова удивлённо и диво? 15. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке ходить → походить → поход → ... → по-походному? 1) Походка; 2) похождение; 3) походный; 4) выход. 16. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке диво → дивить → удивить → ... → удивительно? 1) Удивительный; 2) удивление; 3) удивиться; 4) дивиться. 17. Горизонтальная ось словообразовательного гнезда представлена словообразовательной… 18. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке живой → живить → оживить → ... → оживлённость? 1) Оживление; 2) оживленно; 3) живительный; 4) оживленный. 19. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке разъезженный ← разъездить ← ... ← ехать? 20. Сколько членов насчитывает словообразовательная цепочка, начальным и конечным членами которой являются слова примиренчество и мир? 21. Каково исходное слово словообразовательной цепочки, конечным членом которой является производное слово рассказ? 22. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов? 1) Катить → раскатить → раскат → раскатисто; 2) единый → соединить → присоединить → присоединение; 3) играть → разыграть → розыгрыш → розыгрышный; 4) смотреть → осмотреть → осмотрительный осмотрительность. 23. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке недоброжелательствовать ← ... ← недоброжелатель ← доброжелатель ← добро + желать? 24. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке тьма → тёмный → темнеть → ... → потемнение? 1) Темнота; 2) затемнение; 3) потемнеть; 4) темноватый. 25. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке залавливание ← ... ← заловить ← ловить? 26. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке общий → обобщить → ... → обобщённо? 1) Обобщённый; 2) общество; 3) приобщение; 4) обобщение. 27. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке опустынивание ← опустынивать ← ... ← пустыня ← пустой? 28. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов? 1) Валить → перевалить → перевалка → вперевалку; 2) варить → сварить → сварка → газосварочный; 3) щетина → щетинить → щетиниться → ощетиниться; 4) стекло → стекленеть → остекленеть → остекленелый. 29. Каково исходное слово словообразовательной цепочки, конечным членом которой является производное слово переадресовывание? 30. На каком словообразовательном шаге образуется дериват поджигательство? 31. Словообразовательная цепочка попрошайничание ← попрошайничать ← попрошайка ← попросить ← просить является: 1) линейной; 2) кольцевой. 32. Сколько членов насчитывает словообразовательная цепочка, начальным и конечным членами которой являются слова подзащитный (сущ.) и защищать? 33. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке единый → соединить → ... → воссоединение? 1) Соединённый; 2) соединение; 3) соединиться; 4) воссоединить. 34. Сколько членов насчитывает словообразовательная цепочка, начальным и конечным членами которой являются слова неузнаваемость и знать? 35. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке краска → красить → окрасить → ... → окрасочный? 1) Окраска; 2) окраситься; 3) окрашивать; 4) выкрасить. Тест 4. Грамматика. Введение в морфологию 1. Когда были заложены основы той системы частей речи, которая с некоторыми модификациями сохранилась до нашего времени? 1) в средние века; 2) в новое время; 3) в V в. н.э.; 4) в античности. 2. Какой из приведенных ответов наиболее и точно отражает сущность определения частей речи? 1) части речи – это грамматические классы слов; 2) части речи – это лексические разряды слов; 3) части речи – это предельно большие классы слов, объединенных внутри каждого такого класса общностью грамматического значения и его формальных показателей; 4) части речи – это грамматическая группировка лексических единиц языка. 3. Чем различаются части речи? 1) внешней структурой; 2) лексическими значениями и средствами их формального выражения; 3) грамматическими значениями и средствами их формального выражения; 4) внешней и внутренней структурой. 4. Сколько частей речи выделялось в римских грамматиках? 1) 6; 2) 8; 3) 7; 4) 5. 5. Кем было произведено первое разграничение частей речи (имени и глагола)? 1) Эсхилом; 2) Аристотелем; 3) Софоклом; 4) Плутархом. 6. Кто в отечественном языкознании был основателем морфологического подхода к выделению частей речи? 1) А.Х. Востоков; 2) В.В. Виноградов; 3) Ф.Ф. Фортунатов; 4) Г.О. Винокур. 7. К трудам какого языковеда в России восходит разграничение существительных и прилагательных? 1) А.Х. Востокова; 2) Ф.Ф. Фортунатова; 3) Д.Н. Ушакова; 4) А.М. Пешковского. 8. Какой подход к выделению частей речи был разработан Л.В. Щербой? 1) морфологический; 2) психолингвистический; 3) синтаксический; 4) семантический. 9. Кому принадлежит первая классификация частей речи, охватывающая все слова языка? 1) софистам; 2) стоикам; 3) аналогистам; 4) александрийским грамматикам 10. Кто автор первой полной русской грамматики? 1) Тредиаковский; 2) Кантемир; 3) Сумароков; 4) Ломоносов. 11. Какой из приведенных ответов адекватен понятию грамматической категории? 1) совокупность разнородных граммем; 2) система однородных рядов грамматических форм; 3) единство грамматического значения и грамматических форм; 4) система противопоставленных друг другу грамматических значений. 12. Как называются грамматические категории, которые непосредственно соотнесено с определенной грамматической формальной структурой? 1) формально-грамматическими; 2) семантико-грамматическими; 3) логико-грамматическими; 4) структурно-грамматическими. 13. Что понимается под функциональной грамматикой? 1) описание грамматического строя языка, идущее от формы к значению; 2) описание грамматического строя языка, идущее от смысла к значению; 3) описание грамматического строя языка, идущее от значения к форме; 4) рациональное описание грамматического строя языка. 14. Что объединяет и отождествляет грамматические категории словесных конструкций? 1) отдельные высказывания; 2) отдельные члены предложения; 3) отдельные части речи; 4) лексические значения слов. 15. Какие главные типы грамматических категорий известны в настоящее время? 1) ГК слов и словесных позиций; 2) ГК словесных позиций и словесных конструкций; 3) ГК словесных форм и словесных позиций; 4) ГК слов, словесных форм и словесных позиций, словесных конструкций. 16. На какие разделы подразделяется грамматика как учение? 1) на морфологию и фонетику; 2) на лексику и синтаксис; 3) на лексику и морфологию; 4) на морфологию и синтаксис.
Контрольная работа 1. Морфемный состав слова в синхронии и диахронии
1. Найдите неверное утверждение. 1) Морфема – минимальная значимая единица языка. 2) Морфема не может выражать грамматическое значение. 3) По функции морфемы делятся на формообразующие, основообразующие и словообразующие. 4) Корневые и аффиксальные морфемы могут быть уникальными. 5) Нулевые аффиксы могут выполнять формообразующую и словообразующую функции. 6) Непроизводное слово не может быть членимо. 7) Алломорфы находятся между собой в отношениях дополнительной дистрибуции. 8) Аффиксоиды – компоненты сложных слов, регулярно повторяющиеся и характеризующиеся семантическим побледнением. 9) Опрощение – процесс, обратный переразложению. 2. Найдите слова, в которых графический морфемный анализ сделан неправильно: 1) УроженецØ; 2) дыханиjе; 3) втроjем; 4) разузнать; 5) обезболить; 6) развязывать; 7) зажигалка; 8) осмотрØ; 9) носи(ль)щикØ; 10) охотничий
3. Найдите слова со связанными корнями: 1) Читать; 2) занятие; 3) жжение; 4) обойти; 5) избрать; 6) въезжать; 7) кое-какой; 8) утонуть; 9) затворить; 10) яростный. 4. Найдите слова, в которых произошло опрощение: 1) Дар; 2) безразмерный; 3) печаль; 4) испытывать; 5) ежевика. 5. Найдите слова, в которых произошло переразложение: 1) Мешок; 2) взрывчатый; 3) довод; 4) репчатый; 5) заповедь. 6. Найдите слова с префиксом за-: 1) Забрать; 2) забывать; 3) завал; 4) закон; 5) занятие. 7. Найдите слова с непроизводными основами: 1) Везущий; 2) толкнуть; 3) метро; 4) заноза; 5) прибавить. Контрольная работа 2. Дериватология
1. Произведите словообразовательный анализ следующих слов:
Играючи, по-иностранному, таинственный, письмоносец, изгнанник, водоотталкивающий, возобновляясь, шуточный, раздевалочка, увлажнитель, подоконник, усложнить, безработица, беспокойство, добела, укрупнить, заокеанский, озвучить, издали, вхолостую.
2. Постройте СЦ к следующим словам:
Никудышно, раздвоенность, подорожание, перегруженность, обогревательный, безбукварный, убаюкивающее, клеенчатый, подсинивание, преудивительный.
3. Докажите, что данные словоформы могут различаться своим составом морфем:
Спел, стих, простой, подвинут, печь, стали, знать, тепло.
4. Приведите примеры словообразовательной омонимии и синонимии морфем.
5. Выделите аффиксы и установите, какие из них словообразовательные и словоизменительные (формообразовательные).
Перечитывающий, подгруппа, взмах, разговорилась, смелее, антивоенный, разговорчивый, задумавшись, идемте, выписав.
6. Укажите способ словообразования:
Банщик, содоклад, подсвечник, столовая, итого, мореход, АГУ, сногсшибательный, грохот (решето), сберкасса, политрук, НЛО, высокоразвитый, прихожая, циркачка, мех (кузнечный), шепотом, мыться, мышеловка, насекомое.
7. Восстановите СЦ:
Бесчестность, воспламеняющийся.
Контрольная работа 3. Система синхронного словообразования
1. Укажите слова, относящиеся к тому же словообразовательному типу, что и первое из приведенных:
Стрижка, дорожка, трещотка, поливка, пастушка, американка, тренировка, шоколадка.
2. Постройте словообразовательную цепочку данных слов от начала к концу:
Заготовительница, холодновато.
3. Восстановите пропущенные звенья в приведенных ниже СЦ: 4. Письменность - … - письмо - … Преудивительный - … - … - дивить - …
5. Укажите слово, словообразовательную парадигму которого составляют данные ниже слова:
Беленький, беловатый, белизна, добела, пребелый, белеть, белить.
6. Постройте словообразовательное гнездо с исходным словом писать.
Контрольная работа 4. Итоговая
1. Все слова указанных рядов имеют формы словоизменения: 1) сжигая, соловей, статный; 2) дважды, рыжий, сделавший; 3) рад, пятый, кошачий; 4) себе, умер, будто; 5) ворота, бордо, конечно. 2. Все слова указанных рядов имеют нулевую флексию: 1) площадь, занятий (Р.п. мн.ч.), сто; 2) мороженое, очень, замёрз; 3) лисий, океанарий, рощ (Р.п. мн.ч.); 4) быстрее, высох, стеречь; 5) семь, отмерь, казачий. 3. В каких словах основа непроизводная? 1) смотр; 2) плохо (наречие); 3) простой (прилаг.); 4) синь; 5) ласточка. 4. Укажите мотивирующую основу слова проигрыватели: 1) проигрыватель; 2) проиграть; 3) проигрывать; 4) игра; 5) играть. 5. В каких парах слов одинаковые флексии? 1) зодчий - порций; 2) дети - |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |