Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РЫНКЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

2.1. Ценообразование на лекарственные препараты за рубежом

«Нет справедливой цены. Дешевизна не более

и не менее точна, чем дороговизна».

Поль Мишель Фуко

Мировой опыт в создании и реализации систем обеспечения населения

лекарственными препаратами свидетельствует о первостепенном влиянии государства в этом социально-значимом проекте через определенные механизмы регулирования фармрынка. Обеспечение должной сбалансированности между удовлетворением потребностей производителей ЛП и потребностей здравоохранения – трудная задача. В разных странах для решения этой задачи используются такие меры, как контроль за расходами на ЛП, темпами роста расходов на них в общественном секторе, поддержание принципа справедливости в здравоохранении, предоставление населению возможности приобретать необходимые лекарства по доступным для них ценам.

Исследования, проведенные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 168 странах мира (из 192 членов ВОЗ), показали, что свободной реализации ЛП нет ни в одной стране. При этом механизмы, которые применяются для регламентации реализации ЛП, весьма разнообразны: ограничительные списки, рецептурный и безрецептурный отпуск, льготное обеспечение отдельных категорий граждан и т. д.

Основы регулирования цен в Европе были заложены в 1954 году при создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), которое явилось предшественником Общего рынка, а затем и Евросоюза. Именно в 1954 году было провозглашено свободное обращение товаров, в том числе и лекарственных средств, свободный доступ к их источникам, уважение к правилам конкуренции и прозрачность ценообразования под контролем надгосударственного органа.

Договор о создании ЕОУС предусматривал в отношении цен запрет на ценовой сговор и злоупотребление доминирующим положением на рынке. Соглашения и картели, предусматривавшие разную ценовую политику при схожих сделках, могли быть отменены решением контролирующего органа, если такие соглашения препятствовали, ограничивали или искажали «нормальную конкуренцию».

Договор о Европейском союзе (ЕС) был подписан в Маастрихте 7 февраля1992 года и вступил в силу с 1 ноября 1993 года, приложением к нему являлся социальный протокол, которым были расширены полномочия в социальной сфере, направленные на повышение уровня охраны здоровья.

Амстердамским договором 1999 года был принят закон о единой Европе и появилась концепция граждан Европы, в которой добавились такие вопросы, как охрана окружающей среды, здоровье и защита потребителей.

В статье 152 Договора о ЕС расширены возможности применения положений договора. Среди областей сотрудничества государств членов новая статья договора предусматривает не только лечение и профилактику заболеваний, и предотвращение вредных для здоровья людей факторов, но и все факторы, угрожающие здоровью людей.

Основным нормативно-правовым документом, определяющим работу всех аптек в ЕС, является Копенгагенская Декларация, которая была принята в мае 1994 года на Европейском Форуме фармацевтических обществ. В ее основе лежат положения:

1. Лекарства не являются обычным промышленным товаром;

2. Каждый фармацевт осуществляет контроль за качеством производимых медикаментов, руководствуясь в своей деятельности четкими профессионально-этическими правилами.

3. Определение «Аптека» относится только к тем учреждениям, которые соответствуют этому понятию.

4. Фармацевт является единственным специалистом с соответствующей квалификацией, необходимой для принятия решений по выводу лекарственных препаратов на рынок. Образование и постоянное повышение квалификации дают возможность фармацевтам осуществлять соответствующий контроль над всеми этапами оптового и розничного оборота лекарств во имя здоровья и безопасности общества.

В целом государственное регулирование осуществляется в соответствии с принципами разделения властей на законодательную, исполнительную и судебно-надзорную. Согласно этому, ценообразование на ЛП регламентируется законодательными актами на этапах производства и реализации; меры, принимаемые органами исполнительной власти, направлены на ограничение цены при реализации ЛП и сдерживание уровня извлечения высокой прибыли посредниками независимо от того, каким образом возмещается их стоимость и какая категория населения является их потребителем; судебно-надзорная власть связана с контролем цен за ЛП.

Наиболее часто государства регулируют цены на ЛП, которые назначаются:

а) льготным категориям граждан, как правило, в пределах установленного ограничительного перечня ЛП;

б) больным, страдающим определенными заболеваниями.

Номенклатура ЛП, цены, на которые регулируются государством, зависит от финансовых возможностей государства и компаний медицинского страхования.

Существуют различные альтернативные пути регулирования цен на ЛС:

1) прямой контроль над ценами (регламентируются цены на отдельные лекарства) или

свободное ценообразование;

2) возмещение расходов на ЛП или замена назначенного лечащим врачом препарата более дешевым.

Европейские страны используют комбинации этих решений, хотя цель правительств остается одной и той же: контроль за расходами на ЛП и создание эффективного механизма сдерживания расходов на здравоохранение в рамках принятого бюджета. Заметим: как правило, в развитых странах, где сформирован цивилизованный фармацевтический рынок, механизмы ценообразования, установленные органами государственной власти, применяются без резких изменений десятилетиями.

Нередко используется метод внутреннего сравнения цен. В этом случае цена устанавливается с учетом цены на аналогичные ЛП, уже имеющиеся на национальном рынке. Это означает, что цена на аналогичные препараты будет устанавливаться примерно одинаковая и возможности для конкуренции цен будет немного, а правительству не надо принимать меры для преодоления нежелания врачей отказаться от выбора назначения лекарства. Цены на новые лекарства, аналогов которых нет на национальном рынке, могут быть определены на основе соответствующих цен в других странах. Этот метод используется в Испании, Люксембурге, Португалии.

В Греции оптовую цену рассчитывают на основе самой низкой отпускной цены в Европе. Регулирующие органы Греции рассматривают заявку только в том случае, если препарат уже реализуется не менее чем в двух других странах Европы, причем хотя бы в одной из них действует система контроля за ценообразованием. Регулирующие органы устанавливают подлинность ценовых списков в других странах через коммерческих атташе греческого посольства в каждой стране. Португалия использует минимальную цену в трех странах; в Италии при сравнении цен их сначала ранжируют в нескольких соседних странах в зависимости от покупательной способности населения в этих странах.

Во Франции используется метод снижения цен с учетом продаваемых лекарств, когда на новые лекарства устанавливаются высокие цены, что может представлять угрозу для государственного бюджета, предназначенного для возмещения расходов на лекарства. Когда реальный объем продажи новых ЛС превышает ожидаемые объемы расходов, цена на эти ЛС должна быть снижена.

В Израиле цены на лекарства устанавливались по модели ценообразования, используемой во Франции, Великобритании, Бельгии и Германии, но без учета уровня жизни в этих странах, который существенно выше, чем в Израиле. С 2006 года цены на лекарства устанавливаются в соответствии с ценами на эквивалентные препараты в государствах, жизненный уровень в которых приблизительно равен израильскому. Считается, что это позволит в течение четырех лет снизить цены на ЛП приблизительно на 20%.

В Канаде контроль цен на ЛП на федеральном уровне осуществляет независимый орган – Федеральная палата по рассмотрению цен на патентованные лекарства. Палата не устанавливает цены. Ее задача не допускать того, чтобы цены, устанавливаемые производителем на патентованные ЛП, не завышались. Палатой контролируются в основном цены патентованных лекарств, в меньшей степени непатентованных. При регулировании цен могут быть применены различные подходы: использование формуляров, отказ от дженериков, установка цен по отзывам о препаратах, замораживание цен, контроль за наценкой на заводах, в аптеках, планирование рисков. Палата отчитывается перед министром здравоохранения и парламентом.

В целом завышение определяется по следующему признаку: цена лекарства может быть ограничена, с тем чтобы затраты на лечение им были не выше таковых для подобных ЛП определенной фармакотерапевтической группы.

Рассмотренный опыт ценообразования на ЛП в европейских странах свидетельствует об отсутствии единого подхода к решению этого вопроса.

Существуют и другие способы государственного регулирования цен.

Наиболее часто используются следующие:

а) установление уровня рентабельности производителям. Государством контролируется процент прибыли производителей;

б) установление торговых наценок на ЛП в товаропроводящей сети: по оптовому звену (от 7 до 16%) и по розничной сети (от 15 до 39%). При установлении наценки на ЛП ее величина должна покрывать издержки и давать прибыль этим предприятиям. Как правило, наценка для розничной сети больше, чем оптовой.

Страны в зависимости от используемой схемы государственного регулирования цен на рецептурные препараты можно разделить на три группы:

- первая группа – правительство решительно вмешивается в процесс ценообразования. Так, например, в Испании и Бельгии перед выпуском на рынок рецептурного препарата его цену необходимо согласовать с государственными структурами;

- вторая группа – цены на все патентованные препараты должны обеспечивать уровень прибыли в определенных границах (Великобритания и Япония). Условия переговоров и разрешенный объем прибыли являются конфиденциальной информацией, которой обладают только власти и фармацевтические компании;

- третья группа – максимальная розничная цена на препарат определяется по соотношению с ценой этого же препарата в соседних странах (Греция, Ирландия, Голландия, Германия, Португалия и частично Италия).

При наличии государственного регулирования цен на ЛП необходимым условием обеспечения приемлемого уровня лекарственной помощи населению является система возмещения стоимости лекарственных препаратов. Власть должна гарантировать, что пациентам не придется платить больше, чем они смогут заплатить. Это позволяет соблюсти социальное равенство в обществе в части доступности ЛП и обеспечить определенный уровень оказания медицинской помощи.

Существует четыре основных механизма возмещения стоимости лекарственных средств:

1. Возмещение фиксированной суммы от полной стоимости ЛП (Великобритания, Австрия, Нидерланды, Израиль). Пациент оплачивает лишь определенную сумму от реальной стоимости препарата.

2. Возмещение фиксированного процента от полной стоимости лекарственного препарата (Франция, Испания, Греция, Португалия). Процент возмещения может колебаться от 0 до 100% в зависимости от страны производства, диагноза, социальной группы и др. Так, в Испании существуют следующие четыре вида возмещения стоимости препарата:

1) 100% для препаратов, применяющихся только в стационаре;

2) 90% для препаратов для лечения хронических заболеваний;

3) 60% для большинства рецептурных препаратов;

4) 0% для безрецептурных препаратов.

В Финляндии большинство рецептурных препаратов попадают в категорию базового уровня возмещения. Возмещается 50% стоимости препарата сверх установленной фиксированной суммы. Больные с серьезными и хроническими заболеваниями подают заявку на возмещение стоимости лечения по нижней или верхней специальной категории (75 или 100% возмещения соответственно).

3. Установление определенного нижнего предела возмещаемой доли от полной стоимости лекарственного препарата (Бельгия).

4. Сочетание вышеперечисленных принципов возмещения. Обычно применяется фиксированная ставка возмещения или снижение ее размера до определенного минимума плюс процент от стоимости лекарственного препарата (Дания, Италия, Швеция).

Существует три основных метода возмещения расходов на лекарственные препараты.

I. Ценообразование по принципу «средние издержки плюс прибыль». Системы контроля прибыли и издержек производителей, в рамках которой фирмы-производители предоставляют информацию о своих доходах, издержках и прибыли, относится к инструментам косвенного регулирования цен. Все издержки анализируются и контролируются регуляторными органами, причем издержки, признанные необоснованными, рассматриваются как скрытая прибыль. Система построена таким образом, чтобы поощрить производителей к научно-исследовательской и внедренческой работе, тем самым обеспечивая постоянное развитие фармацевтической отрасли.

2. «Система сравнения». В этом случае устанавливаемые государством максимально допустимые цены на лекарственные препараты (или размеры их возмещения) определяются путем сопоставления с ценами аналогичных или близких по терапевтической эквивалентности препаратов, присутствующих на рынке данной страны.

3. Система референтных цен. Существуют два метода референтного ценообразования - внешний и внутренний. Первый метод заключается в определении усредненного значения по странам с максимальными и минимальными ценами либо в качестве критерия сравнения выбираются страны с низким ценовым уровнем, которые имеют примерно одинаковые экономические показатели. Второй метод (или система внутреннего референтного ценообразования) предполагает определение цены возмещения на основании группирования лекарственных препаратов по следующим принципам:

- препараты, содержащие одно и то же действующее вещество;

- препараты, имеющие одинаковое терапевтическое действие;

- препараты, относящиеся к одной анатомо-терапевтическо-химической группе (АТХ группа).

Существует еще один инструмент, относящийся к косвенному влиянию на цены. Это утверждение положительных (списки лекарственных препаратов, подлежащих возмещению) и отрицательных (не подлежащих возмещению) списков. В большинстве стран предпочтение отдают положительным спискам (Франция, Швеция, Бельгия и др.). Препараты, входящие в положительные списки, должны соответствовать современным стандартам качества, эффективности и безопасности, подтвержденным данными доказательной медицины и фармакоэкономики, и предназначены для лечения наиболее распространенных заболеваний. В нашей стране к положительным спискам можно отнести перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) (таблица 5).

 

 

Таблица 5

Характеристика системы ценообразования в разных странах

Страна Порядок формирования цен ЛП, цены на которые подлежат регулированию Методы регулирования цен Механизм установления цен Возмещение стоимости ЛП Уровень возмещения стоимости ЛП Порядок установления референтных цен
Франция Государствен- ное регули- рование + свободное ценообразование   ЛП, стоимость которых подлежит возме- щению (рецептурные) Регистрация цен Ведение пе-реговоров. Для ранее вы- пускавшихся ЛП – регули- рование при- были Положительный список Устанавли- вается в процессе переговоров  
Германия Свободное ценообразование + государствен- ное регули- рование   Оптовые и розничные Надбавки Косвенное регулирование - эталонное ценообразование   Свободное ценообразование на уровне производителя. Единые дифференцированные торговые надбавки – оптовые и розничные Отрицательный список Эталонные цены Несколько выше цены наиболее дешевого воспроизведенного ЛП в группе
Испания Государствен- ное регули- рование   ЛП, стоимость которых подлежит возме- Щению Регистрация цен Учитываются цены для международной торговли Отрицательный список + положительный список Эталонные цены Ниже цены патентованного препарата аналога
Велико- Британия Свободное ценообразование + косвенное регулирование Принципиально новые ЛП, стоимость которых подлежит возмещению Контроль и согласование дохода компании-произ- водителя Свободное ценообразование в пределах установленного дохода компании Выборочный отрицательный список Шкала (тарифы) возмещения -
Швеция Свободное ценообразование + государствен- ное регули- рование   ЛП, стоимость которых подлежит возме- Щению Регистрация цен. Ограничения на повышение цен (не более чем на 10%) Ведение переговоров. Учитываются цены в ЕС, Норвегии, Швейцарии, США. Учитываются объемы продаж Положительный список Эталонные цены на препараты разных производителей. Для новых препаратов - регистрация цен Цены самого дешевого генерика + 10%, пересмотр 4 раза в год
Бельгия ЛП, стоимость которых подлежит возме- щению Все ЛП Регистрация цен.   Учитываются структура затрат, цены на ЛП - аналоги на внутреннем рынке и в ЕС. Ограничение торговой надбавки – оптовой и розничной Положительный список Регулируемые цены -
США Свободное ценообразование + государствен- ное регули- рование в рамках федеральных программ   ЛП, охвачен-ные общественными программами «Medicaid» и др. Система возврата переплат, ценовые скидки Использование максимальных, средних, лучших цен производителя, система возврата переплат, ценовые скидки Обществен- ные программы здравоохранения, частное страхование здоровья Общественные программы: минимальный из возможных вариантов. Частное страхование: фиксированные расценки, включающие плату за ЛП -
Китай Государствен- ное регули- рование + свободное ценообразование   ЛП, стоимость которых подлежит возме- щению. Все ЛП (с учетом прибыли дистрибьюторов и больниц) Контроль розничных цен на все ЛП. Дифференцированное регулирование инновационных ЛП, воспроизведенных ЛП, ЛП, произведенных согласно требованиям GMP Контроль прибыли дистрибьютеров и больниц. Для импортных ЛП учитываются цены в странах, аналогичных по уровню экономического развития, и цены на отечественные препараты Национальный и региональные списки ЛП, стоимость которых подлежит возмещению. Установленные цены -
Япония Государствен- ное регули- рование + свободное ценообразование   ЛП, стоимость которых подлежит возме- щению (рецептурные) Ежегодная регистрация стандартных цен. Снижение цен Стандартные цены с учетом «разницы для врача» Положительный список Регистрируемые (стандартные цены)  
Индия Государствен- ное регули- рование + свободное ценообразование Препараты, включенные в списки Регистрация оптовых и розничных цен. Жесткая регламентация цен Учитываются издержки производства и другие экономические показатели      

 

Свободное ценообразование и ориентация на международную торговлю в установлении цен являются мощным стимулом для проведения НИР и создания инновационных препаратов, и это обстоятельство учитывается в национальных системах ценообразования на ЛП в развитых странах. Так, в Великобритании и Японии одной из основных задач системы ценообразования является поддержка развитой и рентабельной фармацевтической промышленности и поощрение разработки конкурентоспособных инновационных ЛС, обеспечивающих максимально эффективное и экономичное лечение.

В целом в странах с преимущественно свободным ценообразованием инновационных компаний значительно больше, чем в странах с регулируемым ценообразованием. Исходя из количества разработанных активных ингредиентов, в области создания инновационных ЛП лидируют США и Великобритания (в США действует свободное ценообразование, за исключением программ «Medicaid» и «Federal Supplу Schedule of Prices»).

В Японии, которая славится своими инновациями в области высоких технологий, впервые синтезируется значительное количество лекарственных молекул, однако принципиально новых среди них мало. Это связано с применяемой в Японии «системой контроля стандартного ценообразования на ЛП», имеющей ряд существенных недостатков. К таковым относится, прежде всего, значительный разрыв между фактической ценой, по которой медицинские учреждения приобретают препараты, и ценой, используемой для расчета суммы, которую должен возместить медицинскому учреждению страхователь (в соответствии с официальным прейскурантом цен), в результате врач и больница получают «разницу для врача». Кроме того, действующая система ценообразования предполагает установление более высоких цен на новые препараты, что должно стимулировать разработку инновационных ЛП, обеспечивающих более эффективное и экономичное лечение. Таким образом для врачей создается стимул к чрезмерному назначению дорогостоящих препаратов (чтобы получить бoльшую «разницу для врача»), а для производителей - к разработке большого числа «непринципиальных» инноваций (чтобы добиться максимальной цены на свой препарат).

В Индии розничные цены на ЛП местного производства рассчитывают так: к себестоимости производства добавляют максимально допустимые постпроизводственные затраты (все расходы, понесенные от стадии выпуска с производства до розничной продажи, включая торговую надбавку, маржу производителя и акцизный сбор). Розничные цены на препарат зарубежного производства устанавливают путем сложения «landed»-затрат (расходы на импорт препарата, включая таможенный сбор, и издержки на клиринг — безналичные расчеты между банками) и торговой надбавки, которая не должна превышать 50% «landed»-затрат.

На сегодняшний день в Китае регулирование розничных цен на ЛП осуществляется путем контроля за прибылью дистрибьюторов и лечебных учреждений: если Государственная комиссия по планированию и развитию устанавливает, что дистрибьютор или больница получает избыточную прибыль, она вправе снизить розничную цену на препарат.

В Германии, где на уровне производителя действует свободное ценообразование, государственному регулированию подлежат розничные цены. Государство устанавливает единые дифференцированные торговые надбавки для оптовой и розничной торговой сети.

НДС на лекарственные препараты существует во многих странах Европы, однако ставки его значительно различаются. Понятно, что это обстоятельство существенно влияет на то, по какой цене приобретет лекарства пациент в той или иной стране. Самый высокий НДС на лекарства в Дании – 25%, его ставка равна общеустановленному НДС на другие товары. Такая же ситуация наблюдается в Норвегии и Германии – 23 и 16% соответственно (рис. 16).

В Австрии от НДС освобождены ЛП, расходы на которые покрывает медицинская страховка, а если вы покупаете лекарство по собственной инициативе – заплатите 20% НДС. В Великобритании и Швеции при продаже медикаментов по рецептам врача НДС также не взимается.

Рис. 16. НДС в странах Европы. Сравнительный анализ стандартной ставки и ставки на лекарства, %

В большинстве же развитых стран производители и торговцы лекарствами и медпрепаратами платят пониженный НДС или не платят его вовсе. В Бельгии и Нидерландах НДС составляет 6% при стандартной ставке этого налога 21 и 17,5%, в Финляндии и Греции – 8% при общей ставке 22 и 18%, в Португалии – 5 при общей ставке 17% и т.д. (рис. 17).

Рис. 17. Соотношение НДС на ЛП и остальные товары

Самый низкий НДС на лекарства во Франции, Испании и Швейцарии. Во Франции сниженная ставка НДС в размере 2,1% действует для ЛП бесплатного отпуска в рамках государственного медицинского страхования, в то время как для остальных лекарств действует налоговая ставка 5,5, а общая ставка НДС – 20,5%. В Швейцарии лекарства облагаются 2,3% НДС при общей ставке 7,5%, в Испании – 4 % при общей ставке 16%.

В Великобритании розничные цены на безрецептурные препараты во всех местах реализации устанавливаются производителем. В структуре розничных цен на лекарственные препараты отпускная цена производителя обычно составляет около 50%. Стоимость ряда безрецептурных препаратов в Великобритании компенсируется, если они выписываются государственными учреждениями Национальной службы здоровья (NHS).

Лекарства, дотируемые NHS, освобождены от НДС, для остальных медикаментов он составляет 17,5%. В Ирландии не облагаются НДС медикаменты для перорального применения, для всех других ЛС ставка – 21%.

Иностранный производитель формирует цену на свои лекарства на российском рынке, исходя из «минимальной цены», анализируя конкурентную среду, учитывая необходимые инвестиции в маркетинг, продвижение препаратов и т.д.

В контексте международной торговли трансфертная цена определяется как цена, устанавливаемая при торговле товарами и услугами во внутренних отношениях, т.е. при торговле между структурными подразделениями единого предприятия и его аффилированными лицами, находящимися в различных странах. Следовательно, правовое регулирование трансфертного ценообразования может сопровождаться налоговой конкуренцией между странами, на территории которых осуществляют деятельность подразделения транснациональной компании (ТНК).

Более развернуто трансфертная цена рассматривается как цена, устанавливаемая между ассоциированными организациями, по которой одна организация реализует товары, нематериальные активы и оказывает услуги другой ассоциированной организации (п.11 Введения к Руководству ОЭСР «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов» 1995 г.).

При регулировании трансфертного ценообразования, прежде всего, речь идет о налогообложении прибыли транснациональных компаний, которые имеют коммерческое присутствие на территории нескольких налоговых юрисдикций. В результате сложных экономических взаимоотношений между подразделениями таких организаций при реализации ими товаров и услуг возникает необходимость правильного определения налогооблагаемой прибыли каждого из таких подразделений, действующих в различных организационно-правовых формах (в виде самостоятельного юридического лица или постоянного представительства). Причем основной целью распределения прибыли ТНК в целом является обеспечения справедливой доли налоговой базы для каждой налоговой юрисдикции, в пределах которой функционирует соответствующее подразделение ТНК.

Исходя из этого, налоговые администрации заинтересованных стран предъявляют достаточно жесткие требования к порядку ценообразования ТНК в целях налогообложения. В случае нарушения налогоплательщиками установленных правил определения цен действуют нормы, регулирующие трансфертное ценообразование, или применяются иные правовые инструменты, исходя из которых пересматриваются налоговые обязанности нарушителя.

Основная цель применения трансфертных цен – «перевод» налоговой базы на аффилированное лицо, находящееся в более благоприятном налоговом или ином административном режиме. Речь идет о различных налоговых преференциях, в частности, о наличии статуса резидента оффшорной зоны, предоставлении налоговых каникул, применении льготных налоговых ставок, праве на использование иных налоговых преимуществ. При этом такой перевод, как правило, осуществляется путем манипулирования ценой сделок.

Другой причиной использования механизма трансфертного ценообразования является двойное налогообложение, распределяемого в пользу иностранного участника прибыли, когда удержанный у источника выплаты налог не кредитуется в стране соответствующего участника. В этом случае выгоднее репатриировать прибыль не путем получения дивидендов, а манипулированием трансфертными ценами.

Основными научными и методологическими центрами по разработке регламентирующих документов в области трансфертного ценообразования на европейском континенте признаны Европейский Союз, в лице Европейской комиссии и Совместного форума ЕС по трансфертному ценообразованию, а также Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В основе международно-правовых принципов в области трансфертного ценообразования на региональном уровне Европы находятся документы, представленные на рисунке 18.

Несмотря на иерархическое представление документов, нельзя сказать, что они находятся в строгой и беспрекословной иерархии. Государства могут заимствовать те или иные положения, которые на их взгляд являются наиболее подходящими для их национальных особенностей экономики.

Разработанные под эгидой ЕС и ОЭСР документы можно отнести к категории мягкого права. Не будучи stricto sensu юридически-обязательными, а лишь вспомогательными источниками регулирования, многие положения нашли свою реализацию в национальном законодательстве ряда стран, как западной, так и восточной Европы. Посредством рекомендательных предписаний они ориентируют государства на унифицированное развитие национального правового поля в сфере трансфертного ценообразования.

В пределах ЕС выполнение требований относительно трансфертного ценообразования подразумевает, прежде всего, соблюдение принципа «вытянутой руки» т.е. принципа соразмерности (arm’s length principle, Fremdvergleichsprinzip, principle des enterprises indepentendantes).

 


Рис. 18. Схема документации по трансфертному ценообразованию

В его основу заложен международный консенсус о том, что прибыль, получаемая в результате проведения внутригрупповых транзакций, должна быть соразмерна той, которая могла бы быть получена от аналогичных операций независимых предприятий.

Юридическое закрепление принцип «вытянутой руки» нашел в положениях статьи 9 Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал (OECD Model Tax Convention). Статья гласит: « … если между двумя предприятиями в их коммерческих или финансовых отношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место между независимыми предприятиями, тогда любая прибыль, которая могла бы быть начислена одному из предприятий, но из-за наличия этих условий не была ему начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и, соответственно, обложена налогом».

В таких случаях для определения цены сделки может применяться не договорная, а рыночная цена.

Ориентиром для реализации принципа «вытянутой руки» является Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для мультинациональных предприятий и налоговых администраций (Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations), что особенно важно в связи с различными подходами к его трактовке. В целях сближения подходов к применению Руководства, в июне 2011 года Организацией экономического сотрудничества и развития были опубликованы Методические рекомендации по разработке законодательства в сфере трансфертного ценообразования, направленные на гармонизацию применимого подхода (Transfer Pricing Legislation – A suggested Approach, June 2011).

Принцип «вытянутой руки» дополняют такие инструменты, как определение основных моделей трансфертного ценообразования и установление требований к документации по трансфертному ценообразованию. Так, одним из неотъемлемых разделов Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для мультинациональных предприятий и налоговых администраций является Руководство по заключению Соглашений о предварительном ценообразовании согласно процедуре взаимного согласия (Guidelines for conducting Advance Pricing Arrangements under the Mutual Agreement Procedure, MAP APAs).

Заложенный в Руководстве подход, ориентирован на избежание разногласий в применении принципа «вытянутой руки». Представлено описание процедуры в целом, начиная со встреч, предшествующих подаче документов, переходя непосредственно к процессу подготовки и предъявления документов, их оценке налоговыми органами, обсуждению и заключению соглашения, его имплементации, последующему мониторингу и т.д.

В рамках Европейского Союза также предусмотрен инструмент эффективного применения такого рода соглашений в процессе взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов: Руководство ЕС по соглашениям о предварительном ценообразовании (Guidelines for Advance Pricing Agreements (APAs) within the EU). В случае соблюдения согласованных условий, закрепленный механизм позволяет налогоплательщикам минимизировать риски доначисления сумм по результатам налоговой проверки. Обеспечивая наперед определенность относительно применимой методологии формирования трансфертных цен, соглашения о предварительном ценообразовании упраздняют либо же и вовсе разрешают избежать затратных проверок внутрикорпоративных операций, включенных в соглашения.

В рамках ЕС был разработан также Кодекс поведения относительно документации по трансфертному ценообразованию для ассоциированных предприятий в Европейском Союзе (Code of Conduct on transfer pricing documentation for associated enterprises in the European Union (EUTPD)). Этот документ направлен на стандартизацию пакета документов, которые мультинациональные компании обязаны подавать в налоговые органы в части ценообразования трансграничных внутригрупповых операций (документация по «трансфертному ценообразованию»).

2.2. Ценообразование и специфика российского

Фармацевтического рынка

Цена наряду с платежеспособным спросом и товарным предложением является основным компонентом рыночных отношений. Цена отражает все общественно необходимые затраты на производство и обращение ЛП. В рыночных условиях цена должна увязываться не только с затратами, но и с потребительскими свойствами товара, эффективностью изделия, степенью сбалансированности производимого продукта с общественными потребностями и спросом населения. Обеспечение доступных цен на ЛП является одним из факторов стабильности в обществе.

Свобода экономической деятельности, гарантированная ст. 8 Конституции РФ, подразумевает и свободу ценообразования. Ограничение свободы производителя (продавца) в данном вопросе не только должно преследовать совершенно определенные экономические и социальные цели, но должно быть облечено в соответствующую юридическую форму.

Правовая основа государственного регулирования цен заложена в п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, где говорится, что в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В остальных случаях цена должна устанавливаться соглашением сторон, что является отражением принципа свободы ценообразования.

Федеральный закон РФ от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» регламентирует порядок ценообразования на лекарственные средства.

Глава 12. Закона определяет порядок государственного регулирования цен на лекарственные препараты для медицинского применения.

Статья 60. Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения:

Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется посредством:

1) утверждения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, включенных в такой перечень под международными непатентованными или химическими наименованиями и соответст

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...