Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверка совместимости ингредиентов в рецепте

В рецепте, требующем индивидуального изготовления, проверяется совместимость ингредиентов, входящих в состав лекарственного препарата. При наличии в аптечной организации лекарственных средств с дозировкой, отличной от дозировки, выписанной в рецепте врача, работник аптечной организации может принять решение об отпуске больному имеющихся лекарственных средств в случае, если дозировка лекарственного средства меньше дозировки, указанной в рецепте врача, с учетом перерасчета на курсовую дозу.

В случае если дозировка имеющегося в аптечной организации лекарственного средства превышает дозировку, указанную в рецепте врача, решение об отпуске больному лекарственного средства принимает врач, выписавший рецепт.

Больному предоставляется информация об изменении разовой дозы приема лекарственного средства.

5. Проверка высших разовых и суточных доз лекарственного средства с учетом возраста больного. При оценке лекарственной прописи аптечный работник должен проверить высшие разовые и суточные дозы (ВРД и ВСД) лекарственных средств с учетом возраста больного.

6. Проверка соответствия количества выписанного лекарственного средства установленным приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения».

При выписывании рецепта запрещается превышать предельно допустимое количество лекарственных средств для выписывания на один рецепт, установленное приложение №1 к приказу № 1175н за исключение следующих случаев:

- количество выписываемых наркотических и психотропных средств списка II Перечня и иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, при оказании пациентам паллиативной медицинской помощи может быть увеличено в 2 раза по сравнению с предельно допустимым количеством лекарственных средств для выписывания на один рецепт;

- рецепты на производные барбитуровой кислоты, эфедрин, псевдоэфедрин в чистом виде и в смеси с другими лекарственными средствами, лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью, комбинированные лекарственные препараты, содержащие кодеин (его соли), для лечения пациентов с затяжными и хроническими заболеваниями могут выписываться на курс лечения до двух месяцев.

В этих случаях на рецептах производится надпись «По специальному назначению», отдельно скрепленная подписью лечащего врача и печатью медицинской организации «Для рецептов».

При выписывании наркотических лекарственных препаратов, не предусмотренных приложением №1, их предельно допустимое количество для выписывания в одном рецепте может в пять раз превышать разовую дозу, указанную в инструкции по медицинскому применению выписываемого лекарственного препарата.

Отпуск этилового спирта производится:

- по рецептам, выписанным врачами с надписью «Для наложения компрессов» (с указанием необходимого разведения с водой) или «Для обработки кожи» - до 50 граммов в чистом виде;

- по рецептам, выписанным врачами на лекарственную пропись индивидуального изготовления, - до 50 граммов в смеси;

- по рецептам, выписанным врачами на лекарственную пропись индивидуального изготовления, с надписью «По специальному назначению», отдельно заверенной подписью врача и печатью медицинской организации «Для рецептов», для больных с хроническим течением болезни - до 100 граммов в смеси.

7. Проверка срока действия рецепта. На основании приказа № 1175н от 20 декабря 2012 года Министерства здравоохранения России устанавливаются следующие сроки действия рецептов.

- рецепты, выписанные на специальных рецептурных бланках на наркотическое средство и психотропное вещество действительны в течение 5 дней со дня выписки;

- рецепты, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, - в течение 10 дней.

- рецепты на лекарственные препараты (за исключением подлежащих предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л), гражданам, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение, действительны в течение одного месяцасо дня выписки, за исключение следующих случаев

- гражданам, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы инвалидности и детям – инвалидам действительны в течение трех месяцев со дня выписки;

- для лечения затяжных и хронических заболеваний указанным категориям граждан рецепты на лекарственные препараты могут выписываться на курс лечения до 3-х месяцев.

- рецепты на все остальные лекарственные препараты действительны в течение 2-х месяцев со дня выписки.

При выписывании лечащим врачом рецептом на готовые лекарственные препараты и лекарственные препараты индивидуального изготовления пациентам с хроническими заболеваниями на рецептурных бланках формы № 107 -1/у разрешается устанавливать срок действия рецепта в пределах до одного года.

При выписывании таких рецептов лечащий врач делает пометку «Пациенту с хроническим заболеванием», указывает срок действия рецепта и периодичность отпуска лекарственных препаратов из аптечной организации или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность (еженедельно, ежемесячно и т.п.), заверяет это указание своей подписью и личной печатью, а также печатью медицинской организации «Для рецептов».

После установления правильности выписывания рецепта проводится его таксировка, т.е. определение стоимости выписанных лекарственных средств по розничным ценам.

Последовательность таксировки рецептов и требований медицинской организации следующие:

- таксировку проводят с левой стороны рецепта напротив каждого входящего ингредиента без округления, округляют общий результат,

- розничная цена на экстемпоральные лекарственные формы и внутриаптечную заготовку складывается из стоимости:

- входящих в него ингредиентов;

- аптечной посуды;

-вспомогательных материалов (пробок, колпачков, этикеток и т. п.);

- воды очищенной;

- тарифа на изготовление лекарства

Подсчет стоимости производится на рецептурном бланке слева от рецептурной прописи в виде столбика, в котором на первом месте указывается стоимость ингридиентов в том порядке, в котором они перечислены в рецептурной прописи, затем под чертой подсчитывается стоимость всех входящих в лекарственную форму ингредиентов. К ней прибавляется стоимость посуды или пакета со значком «П» и под чертой подсчитывается стоимость ингридиентов с посудой. После этого указывается тариф основной и дополнительный со значком «Т», под чертой подсчитывается стоимость лекарственной формы без округления, а под второй чертой с округлением, руководствуясь при этом известным правилом округления: если дробные доли копейки меньше пяти десятых, их следует отбросить, если пять и более – округлить до целой копейки.

Тариф за изготовление (Taxa Laborum) является исторической категории (более 350 лет), характеризующей, прежде всего, трудовые затраты.

Слово «тариф» происходит от названия небольшого города Тарифа близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива арабы взимали в Тарифе по особой таблице сбор со всех судов, проходивших через пролив, соответственно качеству и количеству груза. Впоследствии таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово «тариф» вошло во всеобщее употребление.

Значение слова «Тариф» - установленный размер стоимости чего-либо, оплаты за что-либо, нормы налогообложения, сборов с чего-либо.

Первое регулирование цен на лекарственные средства в России было введено государством в 1789 году - вышел в свет документ под названием «Аптекарская такса». До этого по аптекам рассылались письменные таксы, в которых содержались указания по предельным ценам. Эти требования, как правило, аптекарями не соблюдались. Издание печатной таксы позволило перейти к контролю за её исполнением. В 1790 г аптекарская такса была переиздана.

Согласно Энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Аптекарская такса - такса, утверждаемая Медицинским советом Министерства внутренних дел для показанных в фармакопее простых и сложных медикаментов; кроме того, в таксе точно обозначены цены за приготовление лекарств по рецептам врачей и цены за сосуды для лекарств.

Введение официальной таксы произошло «по поводу происшедших в обществе неудовольств, что в аптеках по произволу каждого аптекаря налагается на лекарства столь великая цена, которая не только соразмерна доброте оных, но даже и позволенную им цену по прежде учрежденным рукописным таксам иметь прибыль превосходит, а тем самым недостаточные больные чувствуют великое отягощение».

Аптекарская такса состояла из четырех частей:

1) введения, где указаны принципы составления таксы;

2) оценки медикаментов, входящих в состав лекарств;

3) оценки тары;

4) оценки трудовых процессов при изготовлении и отпуске лекарств.

В 1800 году в свет вышло второе издание Аптекарской таксы, явно отличающееся от первого количеством представленных в ней препаратов (1873 наименования вместо 1684 из первой таксы), увеличением цен в 1,5-2 раза. Кроме того, отдельно прописывалась плата за посеребрение или позолоту пилюль, намазку пластыря на холст, завертку порошков в бумагу.

В номенклатуре лекарственных препаратов можно было встретить эликсир желудочных гормонов, эликсир грудной короля датского, шпанских мух порошок, мышьяк желтый, глину армянскую, кость слоновую и другие необычные для нас лекарства.

В пражской аптекарской таксе 1659 года приводятся в числе прочих следующие химические препараты, которые аптеки готовили сами: медный купорос, сернистая медь, сернокислая ртуть, свинцовый глет, селитра, жидкое стекло и в особенности многочисленные сурьмянистные препараты, такие как сульфиды и сероокиси сурьмы, серьмянная кислота.

Судя по таксе первого и второго издания, среди лекарственных средств того времени в основном преобладали растительные продукты и препараты из них.

Наряду с лекарственными растениями и ягодами в номенклатуре лекарственных средств были широко представлены воды составные, водочные и виноградные, масла перегонные, выжатые и вареные, неорганические и органические кислоты, настойки, мази.

Так же приводились цена за изготовление лекарственных средств, за разделение порошков на дозы, за обвязку склянок бумагой и другие технологические операции.

Далее подготовкой и изданием аптекарских такс занимался Медицинский совет при Министерстве внутренних дел. Последняя полная аптекарская такса была издана в 1911 году.

Действующая такса в РСФСР издана Наркомздравом РСФСР в 1926 году. В отличие от довоенной, эта такса не предполагала взимания платы за отпуск «simplicia» (простых, не требующих изготовления в аптеках, лекарств). Такса в РСФСР являлась предельной, и выше ее цен аптеки продавать были не вправе. На территории остальных союзных республик действовали таксы, изданные соответствующими наркомздравами союзных республик. При отпуске лекарств застрахованным и приравненным к ним группам за счет органов здравоохранения аптекарская такса не применялась. Этот отпуск, составляющий до 66% всей рецептуры аптек, производился согласно распоряжению Наркомздрава по себестоимости. Средняя стоимость такого рецепта (в РСФСР) на 1925 - 1926 годах составляла 24 копейки. В этот период времени и вплоть до 90-х годов плата за изготовление лекарственного средства в его стоимость не включалась.

В дальнейшем цена за лекарственное средство определялась согласно издаваемым прейскурантам розничных цен.

В настоящее время аптечным организациям - юридическим лицам предоставлено право самостоятельно формировать розничные цены на субстанции лекарственных и вспомогательных веществ, а так же разрабатывать тарифы на изготовление и расфасовку лекарственных средств. Тарифы утверждаются приказом по аптеке. В основу тарификации положены:

- нормативы затрат времени на отдельные операции по изготовлению, контролю, фасовке и отпуску экстемпоральных форм и внутриаптечной заготовки, которые были ранее разработаны еще ВНИИФ;

- стоимость одной минуты рабочего времени, рассчитанной с учетом средней заработной платы.

Порядок расчета тарифа за изготовление лекарственных средств представлены в Методических рекомендациях «Определение тарифов за изготовлен6ие и фасовку лекарственных средств и изделий медицинского назначения», предложенных НИИ Фармации 24 января 1995 года.

Исходными данными для определения издержек производства служат данные бухгалтерского учета и отчетности аптеки за истекший месяц.

Тариф – это стоимость услуг по изготовлению лекарственной формы. Основной тариф зависит от вида лекарственной формы, включающей 2 компонента, а также от объема (для жидких лекарственных форм) и количества доз (для порошков).

Дополнительные тарифы оценивают услуги по добавлению каждого последующего компонента, дозированию каждого последующего порошка и ответственность за работу с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Правила таксирования:

1. Стоимость ингредиентов рассчитывается исходя из их стоимости за 1 г, 1 кг или 1 л с учетом дозировки и количества доз.

2. Стоимость посуды (упаковки) зависит от ее вида и вместимости

3. Стоимость порошков рассчитывают сразу на общее количество порошков;

4. Стоимость настоев и отваров рассчитывают по цене лекарственного растительного сырья и воды очищенной с учетом коэффициентов водопоглощения;

Если не указана масса лекарственного растительного сырья, то его рассчитывают исходя из следующих соотношений:

- 1:400 - лист наперстянки и трава термопсиса;

- 1:30 - спорынья, ландыш, истод, валериана, адонис;

- 1:10 - все остальные;

5. Вязкие и летучие жидкости отпускаются и таксируются по массе;

6. Спирт этиловый. Если не указана концентрация, то отпускается 90%.

Если не указана концентрация спиртовых растворов, то: раствор йода 2% готовят на 96% спирте; раствор борной, салициловой кислот готовят на 70% спирте; раствор метиленовой сини, бриллиантового зеленого - на 60%;

7. При таксировании суппозиториев исходят из того, что средний вес свечи - 3,0; средний вес шариков - 4,0.

Рецепты на бесплатный и льготный отпуск таксируются по полной стоимости, несмотря на то, что больной ничего не платит за препарат или оплачивает только 50% его стоимости.

Примеры таксировки экстемпоральных рецептов:

0-66 0-20 м 0-86 п 4-00 т 10-00 14-86 Rp: Sol. Natrii bromidi 3% - 200 ml MDS. По 1 ст. ложке 3 раза в день после еды. Расчет стоимости: Для приготовления раствора требуется 6г. натрия бромида и 200 мл воды. Стоимость ингредиентов: - натрия бромида 0-11 х 6,0 = 0-66 - воды очищенной 1-00 х 0,2 л = 0-20 К стоимости ингредиентов добавляем стоимость склянки и тариф. цена: 1,0 натрия бромида – 0-11 1 л воды очищенной – 1-00
4-00 0-22,32 0-33 1-20 0-50 м 6-22,32 п 4 -00 т 10-00 3-00 23-92 Rp: Infusi rhizomatis cum radicibus Valerianae 8,0:200 ml Natrii bromidi 3,0 Adonisidi 4 ml T-rae Leonuri 5 ml MDS По 1 ст. л. на ночь. Расчет стоимости: Для приготовления настоя требуется 8,0 корневищ с корнями валерианы. Объем воды очищенной для экстракции рассчитывается по форм = V1 + (Кв1 х М ), где V – объем воды очищенной взятой для экстракции; V1 – объем водного извлечения, указанный в прописи рецепта; Кв – коэффициент водопоглощения растительного сырья; М – масса растительного сырья. V = 200,0 + (2,9 х 8,0) = 223,2 мл Стоимость ингредиентов: - воды очищенной 1,0 х 0,2232 = 0-22,32 - корневищ с корнями валерианы 0-50 х 8,0 = 4-00 - натрия бромида 0-11 х 3,0 = 0-33 - адонизида 0-30 х 4 мл = 1-20 - настойки пустырника 0-10 х 5 мл = 0-50 К стоимости ингредиентов добавляем стоимость склянки и тариф. Приготовление флакона раствора для внутреннего применения - 10-00, добавление каждого последующего компонента 1-00, то есть 1-00 х 3 = 3-00. цена: корневище с корнями валерианы - 0-50 1 л воды очищенной – 1-00 1,0 натрия бромида – 0-11 1 мл адонизида – 0-30 1 мл настойки пустырника – 0-10  
0-20 0-01,8 1-12 1-10 0-14,53 м 1-58,33 п 4-00 т13-00 о10--00 28-58 Rp:Codeini phosphatis Papaverini hydrochloridi ana 0,3 Analgini 0,3 Natrii bromidi 10,0 Aquae purificatae ad 150,0 M.D.S. По 1 ст. ложке 3 раза в день Расчет стоимости: Предельно допустимое количество кодеина фосфата для выписывания на один рецепт 0,2 грамма, в нашем случае 0,3 грамма. В недозированных лекарственных формах (растворы, микстуры, суспензии, эмульсии, глазные мази и капли, мази и т.п.) необходимо просто уменьшить количество лекарственного вещества до нормы отпуска .  
0,3 0,2


Rp:Codeini phosphatis 0,2

Papaverini hydrochloridi ana 0,3

Analgini 0,3

Natrii bromidi 10,0

Aquae purificatae ad 150,0

M.D.S. По 1 ст. ложке 3 раза в день

Определяем суммарное количество твердых веществ в лекарственной форме

0,2 + 0,3 + 3,0 + 10,0 = 13,5.

Определяем концентрацию твердых веществ в растворе

13,5 × 100% : 150 мл = 9% .

Определяем объем воды очищенной

150 мл – 3,0 × 0,68 – 10,0 ×0,26 = 145,36 мл, где

0,68 мл/г и 0,26 мл/г - коэффициент увеличения объема при растворении 1,0 вещества при 200С.

Стоимость ингредиентов:

- кодеина фосфата – 0,2 × 1-00 = 0-20

- папаверина гидрохлорид – 0,3 × 0-06 = 0-01,8

- анальгин – 0,3 × 0-04 = 0-12

- натрия бромид – 10,0 × 0-11 = 1-10

- вода очищенная – 145,36 × 1-00 = 0-14,53

К стоимости ингредиентов добавляем стоимость склянки и тариф.

Приготовление раствора для внутреннего применения 2-х компонентного 10-00, добавление каждого последующего компонента 1-00, следовательно, тариф – 10.0 + 1-00 × 3 = 13-00.

Данная лекарственная пропись содержит вещество списка II Перечня, поэтому в стоимость лекарственной формы может входить цена ответственности за работу с этими веществами.

цена: 1,0 кодеина фосфата - 1-00 1,0 папаверина гидрохлорида – 0-06 1,0 анальгина – 0-04 1,0 натрия бромида – 0-11 1 л воды очищенной – 1-00  
0-16 0-12 м 0-28 т 30-00 30-28 Rp: Acidi ascorbinici 0,1 Sachari albi 0,2 M., ut fiat pulvis D.t.d. № 20 S. По 1 пор. 3 раза в день за 30 мин. до еды. Расчет стоимости: Определяем количество каждого лекарственного вещества необходимое для приготовления 20 порошков и затем определяем стоимость этого вещества на 20 порошков Стоимость ингредиентов: - кислота аскорбиновая – 0,1 × 20 × 0-08 = 0-16 - сахар – 0,2 × 20 × 0-03 = 0-12 К стоимости ингредиентов добавляем стоимость тарифа. Приготовление 10 порошков 2-х компонентной прописи – 20-00, дозирование каждого последующего порошка – 1-00, следовательно, тариф будет равен: 20-00 + 1-00 × 10 = 30-00 цена: 1,0 аскорбиновой кислоты – 0-08 1.0 сахара – 0-03
0-36 0-02,4 0-80 м 1-18 т 31-00 32-18 Rp: Phenobarbitali 0,03 Papaverini hydrochloride 0,02 Calcii gluconatis 0,5 Misce fiat pulvis Da tales doses № 20 Signa. По 1 пор. 3 раза в день Расчет стоимости: Определяем количество каждого лекарственного вещества необходимое для приготовления 20 порошков и затем определяем стоимость этого вещества на 20 порошков. Стоимость ингредиентов: - фенобарбитал – 0,03 × 20 × 0-60 = 0-36 - папаверина гидрохлорид – 0,02 × 20 × 0-06 = 0-02,4 - кальция глюконат – 0,5 × 20 × 0-08 = 0-80 К стоимости ингредиентов добавляем стоимость тарифа. Приготовление 10 порошков 2-х компонентной прописи – 20-00, дозирование каждого последующего порошка – 1-00, добавление каждого последующего компонента в лекарственную форму – 1-00, следовательно, тариф будет равен: 20-00 + 1-00 × 10-00 + 1-00 × 1 = 31-00. цена: 1,0 фенобарбитала – 0-60 1,0 папаверина гидрохлорида – 0-06 1,0 кальция глюконата – 0-08
0-20 0-30 2-25 0-10 м 2-85 т 22-00 о 10-00 34-85   Rp: Codeini phosphatis 0,02 Phenobarbitali 0,05 Coffeini natrii benzoatis 0,25 Analgini 0,25 Misce fiat pulvis Da tales doses № 20 Signa. По 1 пор. 3 раза в день Расчет стоимости: Предельно допустимое количество кодеина фосфата для выписывания на один рецепт 0,2 грамма, в нашем случае 0,02 × 20 = 0,4грамма. В дозированных лекарственных формах (порошки, свечи, пилюли и т.п.) необходимо уменьшить количество доз лекарственного вещества до нормы отпуска.     Ююююююююююююю Rp: Codeini phosphatis 0,02 Phenobarbitali 0,05 Coffeini natrii benzoatis 0,25 Analgini 0,25 Misce fiat pulvis Da tales doses № 20 10 Signa. По 1 пор. 3 раза в день Стоимость ингредиентов: Определяем количество каждого лекарственного вещества необходимое для приготовления 10 порошков и затем определяем стоимость этого вещества на 10 порошков. - кодеина фосфат – 0,02 × 10 × 1-00 = 0-20 - фенобарбитал - 0,05 × 10 × 0-60 = 0-30 - кофеина натрия бензоат – 0,25 × 10 × 0-90 = 2-25 - анальгин – 0,25 × 10 × 0-04 = 0-10 К стоимости ингредиентов добавляем стоимость тарифа. Приготовление 10 порошков 2-х компонентной прописи – 20-00, добавление каждого последующего компонента в лекарственную форму – 1-00, следовательно, тариф будет равен: 20-00 + 1-00 × 2 = 22-00. Данная лекарственная пропись содержит вещество списка II Перечня, поэтому в стоимость лекарственной формы может входить цена ответственности за работу с этими веществами. цена: 1,0 кодеина фосфата – 1,0 1,0 фенобарбитала – 0-60 1,0 кофеина натрия бензоата – 0-90 1,0 анальгина – 0-04

 

После таксировки рецепт оплачивается больным и регистрируется провизором-технологом в рецептурном журнале. Зарегистрировать – это значит присвоить каждой лекарственной форме порядковый номер, под которым она пройдет все этапы аптечного производства: приготовление, контроль и отпуск. Кроме того, в рецептурный журнал вносится фамилия больного, вид лекарственной формы и ее стоимость, в том числе отдельно регистрируется стоимость ингредиентов, воды, посуды, тарифа. Регистрация ведется по мере поступления рецептов. Провизор записывает в этот журнал дату, номер, который присваивается рецепту в момент поступления, фамилию больного, вид лекарственной формы (мазь, раствор для внутреннего или наружного применения и т.д.), стоимость лекарственного средства. В конце смены подсчитывается число рецептов и общая стоимость лекарственных средств, а также отдельно по экстемпоральным и готовым лекарственным средствам. В конце месяца указывается количество единиц изготовленных рецептов и сумма.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...