Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реакция покупателей на изменение цены

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

ценообразование; тариф; цена; теория трудовой стоимости; стоимость товара; индивидуальное рабочее время; общественная стоимость товара; общественно необходимые затраты труда; закон стоимости; теория предельной полезности; ценность; полезность; теория издержек производства; теория рыночного спроса и предложения; спрос; объем спроса; цена спроса; предложение; объем предложения; цена предложения; функции цены; учетная функция; стимулирующая функция; распределительная или перераспределительная функция цены; балансирующая функция или функция балансирования рыночного спроса и предложения; функция цены как средства рационального размещения производства; информационная функция; факторы цены на микроуровне; факторы цены на макроуровни; факторы, содействующие росту цены; факторы, способствующие снижению цены; эластичность; точечная эластичность; дуговая эластичность; эластичность спроса; эластичность спроса по цене; эластичный спрос; неэластичный спрос; спрос с единичной эластичностью; совершенно эластичный спрос; совершенно неэластичный спрос; эластичность спроса по доходу; неполноценные товары; полноценные товары; перекрестная эластичность спроса; эластичность предложения; эластичность предложения по цене; точечная эластичность предложения; дуговая эластичность предложения; перекрестная эластичность предложения; перекрестная эластичность спроса.

 

Цена как экономическая категория. Теории ценообразования

 

Ценообразование является процессом установления, регулирования цен (тарифов) и контроля за применением установленного законодательством порядка формирования цены юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.

Основными понятиями процесса ценообразования являются:

· ценакак денежная оценка стоимости единицы товара;

· тарифкак денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.

При рассмотрении теоретических подходов к ценообразованию можно выделить два направления:

отечественный или марксистский, основанный на теории трудовой стоимости;

западный, состоящий из:

- теории предельной полезности;

- теории издержек производства;

- теории спроса и предложения.

Рассмотрим подробно основные пункты данных теорий.

Согласно теории трудовой стоимости цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. В основе стоимости лежит труд, затраченный на производство данной продукции, таким образом, воплощенный в товаре труд образует стоимость товара. Величина стоимости товара должна измеряться количеством труда, затраченного на производство продукции.

Различают понятия индивидуальной и общественной стоимости труда. То рабочее время, которое затрачивается на производство товара отдельным товаропроизводителем, называется индивидуальным рабочим временем. Однако на рынке все товары одинакового качества продаются по одинаковой цене, в основе которой лежит общественная стоимость товара. Общественная стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда. Следовательно, цена, являясь денежной формой стоимости, отражает затраты общественно необходимого труда.

Общественно необходимые затраты труда представляют собой рабочее время, требуемое для изготовления определенного товара при общественно нормальных условиях производства, при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда, т.е. это время, которое требуется для производства основной массы продукции данного вида.

На основе теории трудовой стоимости был сформулирован закон стоимости, в соответствии с которым обмен товарами на рынке происходит по стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами труда.

Теория предельной полезности, как альтернативная концепция по отношению к марксистскому подходу, вводит понятия ценности и полезности для описания процесса ценообразования.

Ценность является меновой стоимостью товара, но не всякая полезная вещь, согласно данной теории, обладает ценностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве, то они ценностью не обладают. Ценностью обладают только те вещи, запас которых строго ограничен. Таким образом, ценность характеризует отношение человека к вещи, а не отношение людей по поводу вещей. Человек дает ту или иную оценку вещи в зависимости от того, какую она ему приносит полезность. Полезность определяется, во-первых, способностью товара или услуги удовлетворять потребность человека; во-вторых, удовлетворением или удовольствием, которое человек получает от потребления товара или услуги; в-третьих, полезность является субъективным свойством товара.

Согласно теории предельной полезности, цена определяется не объемом затрат труда на производство товара, а субъективными представлениями о полезности блага, которые оценивает потребитель с точки зрения конечного его потребления.

Сторонники теории издержек производства считали, что на цену, которую согласен уплатить покупатель в зависимости от степени полезности товара, влияет и цена, по которой производитель товара согласен его продать. Причем цена производителя не может быть ниже издержек, поэтому в основе расчета цены должны лежать калькуляция затрат и какая–то предполагаемая норма рентабельности. Ведь если потребитель не ездит на машине, то для него стоимость бензина, колес и других деталей к машине равна нулю. Возникает вопрос, чьи субъективные оценки должны лежать в основе цены – потребителя или производителя? Однако, если производитель не компенсирует своих затрат и не получает прибыли, то он не будет вообще производить данную продукцию.

В качестве компромисса между производителями и потребителями выступила теория рыночного спроса и предложения. Почему она является таковой? Спрос отражает интересы покупателей. Спрос на какой–либо товар или услугу представляет собой желание и возможность купить определенное количество товаров или услуг по определенной цене в определенный период времени. Спрос характеризует не просто желание купить товар, но и способность покупателя заплатить за него, то есть рассматривается только реальная возможность покупки. Характеристиками спроса являются:

- объем спроса, отражающий количество товаров или услуг, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени;

- цена спроса, определяющая максимальный уровень цены, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товаров или услуг.

В свою очередь, предложение отображает интересы производителей. Предложение какого–либо товара или услуги отражает готовность производителей продать определенное количество данного товара или услуги по определенной цене в течение определенного периода времени. Характеристиками предложения являются:

- объем предложения, отражающий количество товаров или услуг, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени;

- цена предложения, определяющая минимальный уровень цены, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров или услуг.

Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне, который устраивает в определенный момент времени обе стороны.

 

Функции цены

 

Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Выделяют следующие виды функций:

§ учетная функция проявляется в том, что цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, к ним относятся как количественные (валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, объем инвестиций, объем выпускаемой и реализуемой продукции и т.д.), так и качественные показатели (рентабельность, производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.д.).

Цены показывают, сколько необходимо средств затратить обществу для удовлетворения потребности в той или иной продукции. Цена отражают объемы затраченного сырья, материалов, топлива и электроэнергии, труда и т.д. и эффективность использования ресурсов для создания данного продукта, так как цена включает не только величину общих издержек производства и реализации, но и размер прибыли.

Рыночная цена может значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте производителя и потребителя в результате столкновения их интересов. Интерес производителя заключается в получении максимально возможной прибыли; интересе покупателя состоит в покупке товара минимально возможной цене. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться не только от цены, по которой хотел бы продать товар производитель, но и от цены, по которой ее хотел бы купить потребитель.

В условиях монополизированной экономики, деформированного или неразвитого рынка, слабой конкуренции производитель диктует цены, сдержать его в таком случае может только административное регулирование. В условиях рыночной экономики, чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляя их с затратами других фирм, стремясь за счет снижения затрат на единицу продукции и улучшения качества товара захватить большую емкость рынка.

§ стимулирующая функция выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению объема выпуска и потребления той или иной продукции. Для производителей важны цены, по которым они непосредственно продают продукцию, и возможность их изменения, так как различные виды продукции обладают разной эластичностью спроса по цене и эластичностью спроса по доходу, от которых зависит валовой доход фирмы.

С помощью цены можно стимулировать или замедлять внедрение результатов научно-технического процесса, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.

§ распределительная или перераспределительная функция ценыотражает участие цены в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Распределительная функция цены проявляется через налогово-бюджетную политику, а именно, через налоги, особенно косвенные (акцизы на отдельные группы товаров, налог на добавленную стоимость) происходит централизация чистого дохода, поступающего в бюджет на общегосударственные нужды. А через бюджетную систему централизованные средства направляются на решение экономических и социальных задач общества.

§ балансирующая функция или функция балансирования рыночного спроса и предложениязаключается в том, что через цену осуществляется связь между производителями и потребителями, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и указывает на необходимость принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом, с помощью которого достигается компромисс между ценой спроса и ценой предложения. При этом цена предложения отражает минимальную цену, по которой производитель готов в определенный период времени продать свою продукцию, а цена спроса характеризует максимальную цену, по которой потребитель готов его приобрести. При появлении диспропорций в развитии национальной экономики, несоответствия между предложением и спросом равновесие восстанавливается посредством либо увеличения (сокращения) производств, либо посредством роста (снижения) цены, либо одновременно тем и другим способом.

Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента пользующихся спросом товаров. В условиях административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и предложением практически не обеспечивалась, хотя и предусматривалась планами. Спрос лишь частично регулировался через более высокие цены на особо модные, дефицитные товары, понижение цен на товары, не пользующиеся спросом, сезонные цены (уценки). В переходный период, когда сохраняется дефицит товаров и относительно монопольное положение производителей, рост цен зачастую сопровождается сокращением объемов производства. По мере становления рынка и развития конкуренции, достижения сбалансированности спроса и предложения, повышение цен должно быть обусловлено улучшением качества продукции, выпуском изделий с новыми потребительскими свойствами. В условиях становления рыночных отношений, предпринимательства и конкуренции эта функция цены будет играть более значительную роль при формировании уровня цены.

§ функция цены как средства рационального размещения производствапроявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов между секторами и отраслями экономики в зависимости от уровня нормы прибыли. Это движение капиталов осуществляется фирмами под воздействием законов конкуренции и спроса, так как фирма самостоятельно решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль экономики вкладывать капитал. Этому предшествуют маркетинговые исследования (анализ рынка, в том числе и рыночных цен).

§ информационная функцияцены проявляется в том, что цена служит индикатором состояния дел в национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка, ее уровень и динамика помогает фирме, желающей войти на рынок, принять окончательно решение, выступая в качестве решающего аргумента «за» или «против».

Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию балансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при снижении ее уровня), что приводит к снижению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к согласованию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

Распределительная функция цены взаимодействует с функцией цены как средства рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и сектора экономики, где предъявляется повышенный спрос на товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также с функцией балансирования спроса и предложения, поскольку в рыночных условиях под воздействием многих факторов цена часто существенно отклоняется от издержек производства и обращения.

Взаимосвязи между различными функциями цены бывают сложными и отличаются многообразием, поэтому должны быть объектом исследования для фирмы, а именно для ее специальных подразделений в лице маркетинговых служб.

 

Факторы

Факторы, оказывающие воздействие на уровень цен и их динамику на макроуровне:


 

 

В зависимости от влияния на уровень цены выделяют:

§ факторы, содействующие росту цены:

1. кризисное состояние производства и экономики в целом;

2. разбалансированность финансово-кредитной системы;

3. несовершенство налоговой политики;

4. высокая налоговая нагрузка;

5. недостаточный объем производства продукции;

6. высокая плата за услуги государственных учреждений, государственных сборов, таможенных платежей;

7. отсутствие конкуренции в отрасли и др.

§ факторы, способствующие снижению цены:

1. снижение материалоемкости;

2. эффективное использование трудовых ресурсов;

3. хорошее знание конъюнктуры рынка;

4. умение прогнозировать появление конкретной потребности и спрос на товары, которые удовлетворяют данную потребность;

5. совершенствование технологии производства и продаж;

6. упорядочение налогообложения, снижение налоговой нагрузки и др.

 

Эластичность. Виды эластичности. Прикладное значение понятия “эластичность”. Эластичность спроса по цене и ее учет в практике ценообразования

 

При рассмотрении вопроса остановимся подробней на понятии и природе эластичности.

Для исследования влияния изменения одной величины на другую применяют термин эластичность. Пусть величина у зависит от х, и эта зависимость описывается функцией у = f(x). Изменение независимой переменной х (∆х) приводит в силу функциональной зависимости к изменению переменной у (∆у). Задача анализа зависимостей – это вычисление того, как изменяется зависимая переменная, вследствие изменения аргумента.

Одним из показателей реагирования одной переменной на изменение другой является производная. Производная определяется как предел отношения абсолютных приращений переменных и характеризует скорость изменения функции у с изменением аргумента х.

, (1)

 
 


Если ∆Р – это изменение цены (аргумента – х), ∆Q – это изменение количества продаваемой продукции (зависимой переменной – у), то производная покажет, на сколько единиц изменится объем продукции в расчете на единичное изменение цены в бесконечно малой окрестности исходного значения.

 

, (2)

 

Графически этому соответствует крутизна наклона касательной к кривой спроса или предложения (в качестве примера взята кривая спроса) по отношению к оси у (цен), рис. 1.

Однако в экономике, этот показатель неудобен, так как он зависит от выбора единиц измерения, то есть он характеризует в определенной степени масштаб. Например рассмотрим функцию спроса на какой-то товар А (Q) от его цены (Р), значение производной при каждой цене Р, измеряемой в рублях зависит от того, в каких единицах измеряется спрос на товар А, допустим, в килограммах или тоннах. В первом случае производная измеряется в кг/руб., во втором – в т/руб., соответственно ее значения при одном и том же значении цены будет различным в зависимости от единиц измерения величины спроса, то же самое произойдет, если мы будем использовать разные единицы измерения цены (доллары США и белорусские рубли). Поэтому для измерения чувствительности изменения функции к изменению аргумента для анализа используют и изучают связь не абсолютных изменений переменных х и у (∆х и ∆у), а их относительных или процентных изменений.

Анализ относительных изменений позволяет судить о многих экономических явлениях с большей степенью достоверности, чем анализ абсолютных изменений. Поэтому наряду с производными при анализе различных зависимостей используют показатели эластичности. Для облегчения дальнейшего рассмотрения, введем обозначения для относительных приращений:

 

(3)

 

Таким образом, эластичностью переменной у по переменной х называется предел

, (4)

или, используя показатели цены и объема продукции,

 

(5)

(6)

 

Относительные отклонения имеют смысл лишь для величин, которые могут принимать только положительные значения, это относится и к показателям эластичности. Поэтому дальше будем полагать х > 0, у > 0 (цена и количество продукции всегда положительны). При этом случаи х = 0 или у = 0 могут рассматриваться только как предельные, гипотетически допустимые.

Так как условие предельного перехода δх → 0 равносильно условию ∆х → 0, равенство (4) и (6) могут быть представлены следующим образом:

 

 

 

а с учетом определения производной (1) получаем:

 

(7)

 

Поскольку х и у положительны, знак эластичности всегда совпадает со знаком производной.

Рассмотрим теперь эластичность для функций, которые наиболее часто используются в различных экономических моделях:

Линейная функция:

у = а + bx, (8)

имеет постоянную производную, но ее эластичность при а ≠ 0 изменяется с изменением х.

Для линейной функции:

1. если а > 0, b > 0, то с изменением х от 0 до + ∞ эластичность возрастает от 0 до + 1, рис. 2а;

2. если а < 0, b > 0, то с изменением х от –а/b до + ∞ эластичность убывает от + ∞ до +1, рис. 2б;

3. если а > 0, b < 0, то с изменением х от 0 до –а/b эластичность убывает от 0 до -∞; в середине этого отрезка E x(y) = – 1, рис.2в.

 


[К1]

 

Степенная функция, рис.3:

 

 

у = АхВ, (9)

 

ее производная равна

, (10)

 

а эластичность

 

(11)

 

при любых значениях х, иными словами, эластичность степенной функции постоянна и совпадает с показателем степени, и изменяется пропорционально х.

 

Функции с несколькими переменными:

§ линейные функции:

 

у = f(х12, …,хn). (12)

 

Под частной эластичностью функции по одному из аргументов хк понимается эластичность переменной у, рассматриваемой в зависимости только от хк, при постоянных значениях остальных аргументов. Она связана с частной производной по этому аргументу соотношением

 

(13)

§ степенная функция нескольких переменных с постоянными частными эластичностями:

 

у = Ах1В1 х2В2 ,…,хnВn . (14)

 

Эластичность является безмерной величиной, которая связана с единицами и масштабами рассматриваемых величин. Эластичность и производная не связаны друг с другом однозначно, хотя и совпадают по знаку в тех случаях, когда стремятся к нулю (когда реакция спроса на изменение цены отсутствует) или к бесконечности (когда потребитель «бесконечно сильно» реагирует на ничтожно малое изменение цены).

Часто путают концепции наклона и эластичности, полагая, что чем меньше крутизна кривой спроса, тем выше эластичность, и наоборот, чем круче кривая спроса, тем ниже эластичность. Эти предположения совершенно ошибочны, и их ошибочность вытекает из определения самих терминов. Например, наклон кривой спроса в целом зависит от абсолютного изменения цены при абсолютном изменении величины спроса, а наклон в каждой точке кривой равен отношению δQ/δP (7). Таким образом, эластичность есть величина, равная произведению наклона кривой спроса (dQ/dP) на отношению цены к объему спроса, то есть эта мера процентных изменений цены и количества продукции. Следовательно, наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений P и Q, а эластичность спроса по цене относится к относительным изменениям P и Q. Только в очень редких случаях может быть достигнуто арифметическое совпадение значения наклона кривой спроса и эластичности спроса по цене. Более того, в случае линейной понижающейся кривой спроса, наклон есть величина постоянная, тогда как эластичность по цене изменяется от точки к точке кривой в соответствии со значениями P/Q.

Рассмотрим виды эластичности, наиболее часто применяемые при проведении экономического анализа.

Существует два основных метода расчета эластичности:

в точке: точечная эластичность(прямая эластичность) показывает чувствительность объема спроса или предложения к изменению цены в данной точке кривой спроса или предложения, она была рассмотрена выше. Формула точечной эластичности будет иметь следующий вид:

 

(15)

по дуге: дуговая эластичностьпоказывает чувствительность спроса или предложения между двумя точками кривой (спроса или предложения);

 

(16)

В зависимости от объекта изучения выделяют эластичность спроса и эластичность предложения. Эластичность спросапредставляет собой меру чувствительности величины спроса к изменениям какой-либо из детерминант спроса.

 

(17)

 

Различают следующие виды эластичности спроса:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· перекрестная эластичность спроса.

Эластичность спроса по ценепоказывает, насколько изменится объем спроса на товар при изменении цены на этот товар.

 

(18)

 

Коэффициент эластичности спроса по цене всегда отрицательный, так как существует обратная связь между объемом спроса и ценой.

Существуют два метода вычисления эластичности спроса по цене ( ), как уже указывалось выше, в точке и по дуге.

Точечная эластичность отражает чувствительность величины спроса к очень малому изменению цены в данной точке. Алгебраически эластичность в точке представляется следующей формулой:

 

. (19)

 

Данное выражение показывает, что эластичность в точке равна отношению изменения величины спроса к изменению цены, умноженному на отношение цены к величине спроса в данной точке. При стремлении изменения цены к нулю, отношение ∆Q/∆Р становится эквивалентным производной функции спроса по цене, или выражению (2)

 

,

 

отсюда формула эластичности в точке приобретает вид (выражение (7)):

 

 

Следовательно, эластичность спроса по цене – это предел отношения относительного приращения объема δQ=∆Q/Q к относительному приращению цены δP=∆P/P при условии, что последнее стремится к нулю.

Пример:

Допустим, что функция спроса на товар задана уравнением:

Какова будет эластичность спроса по цене при цене равной 10 рублей?

Решение:

Для вычисления необходимо знать Р, Q и ∆Q/∆Р (dQ/dP).

При цене Р = 10 рублей,

Степень изменения Q при изменении Р равна dQ/dP и находится путем вычисления первой производной функции спроса:

Теперь можно подставить значения в формулу

 

Значение –0,167 величины говорит о том, что, если цена товара изменится на незначительную величину, допустим на 1% против первоначальной цены (Р=10 рублей), то величина спроса изменится в противоположном направлении, примерно, на 0,167%.

Дуговая эластичность характеризует меру чувствительности величины спроса между двумя точками кривой спроса:

 

(20)

 

Для иллюстрации техники вычисления эластичности спроса по цене, рассмотрим кривую спроса, на которой имеются две точки А и Б со следующими комбинациями цены – количества:


Таблица 1.1.

Точки Цена, рублей Величина спроса, штук
А
Б

 

 

Определим степень чувствительности величины спроса к снижению цены с 12 до 10 рублей, что эквивалентно движению по кривой из точки А в точку Б, рис. 4.

Обычным способом вычисления процентного изменения является определение приращения величины относительно ее первоначального значения (обозначаемого индексом 1) и умножение этого приращения на 100, чтобы выразить его в процентах. Тогда в алгебраической форме эластичность по цене:

 

 

Если же вычислить чувствительность величины спроса к увеличению цены с 10 до 12 рублей, это равносильно движению вверх по кривой от точки Б к А, коэффициент эластичности спроса по цене будет равен:

 

 

Разница между двумя коэффициентами эластичности возникает потому, что при движении от А к Б происходит совсем не те изменения, что при движении от Б к А. При вычислении процентного отношения, изменение базовых величин от P1,Q1 к P2,Q2 дает две разные меры ценовой чувствительности одного и того же интервала кривой спроса. Разница эта объясняется важностью базы при исчислении процентных изменений.

Неопределенность в выборе правильной базы для вычисления была частично преодолена путем использования в качестве базы среднего значения изменения количества Q для двух точек и среднего значения изменения цены Р для двух точек. С учетом этого, видоизменяется формула (20).

 

(21)

 

 

При использовании этой формулы безразлично, какая точка считается начальной.

Однако значение эластичности, рассчитанное данным методом, является менее точным, чем точечная эластичность.

В нормальных условиях с увеличением цены Q уменьшается, поэтому можно считать, что эластичность спроса по цене всегда отрицательна, и, следовательно, при анализе спроса знак эластичности не представляет интереса. Для измерения величины реакции спроса на изменение цены удобнее использовать абсолютную цену эластичности .

В зависимости от принимаемых значений ЕD/P спрос бывает:

1. эластичным, если процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению величины спроса

│ЕD/P │> 1;

2. неэластичным, если процентное изменение объема спроса меньше процентного изменения цены

0 <│ЕD/P │< 1;

3. с единичной эластичностью, если │ЕD/P │= 1;

4. совершенно эластичным, если │ЕD/P │= ∞;

5. совершенно неэластичным, если │ ЕD/P │=0.

Таблица 1.2.

Точечная эластичность

Точ-ки Координаты ΔQ / ΔP Эластичность
D1 D2 D3 D1 D2 D3 D1 D2 D3
А (1,25;15) (5;7,5) (7,5;22,5) -0,25 -2 -1 -3 -3 -3
В (2,5;10) (10;5) (15;15) -0,25 -2 -1 -1 -1 -1
С (3,75;5) (15;2,5) (22,5;7,5) -0,25 -2 -1 -0,33 -0,33 -0,33

 

Как видно из данных таблицы 1.3, для эластичности спроса по цене наклон кривой спроса не имеет значения, так как результаты в «одинаковых» точках совпадают.

Теперь рассчитаем дуговую эластичность.

Рассчитаем для точек дуговую эластичность спроса по цене, переходя от точек С →В, В →А, С →А, чтобы выявить влияние повышения цены на объем спроса.

аблица 1.4

Точечной

(25)

 

и дуговой

(26)

Так как, объем предложения является возрастающей функцией цены, эластичность предложения в обычных случаях – положительная величина.

Основные факторы, оказывающие влияние на эластичность предложения:

1. период времени, в зависимости от длительности которого различают:

а) мгновенный период времени, в течение которого все факторы производства постоянны, поэтому предложение и цена товара не могут быть изменены, ЕS/P = 0;

б) короткий период времени, в течение которого предложение может в некоторой степени приспособиться к изменяющийся цене (например, в результате изменения спроса), и на значительной части кривой предложения ЕS/P > 0. Однако при приближении к некоторому предельному объему производства эластичность снижается, стремясь к нулю;

в) длительный период времени характеризуется тем, что возможности приспособления еще шире, а коэффициент эластичности – больше, чем в коротком периоде, так как в данном периоде все факторы производства могут быть изменены, приспособлены под изменившуюся конъюнктуру рынка.

2. типы предлагаемых к продаже товаров и услуг;

3. наличие свободных (незагруженных) производственных мощностей;

4. возможность длительного хранения продукции;

5. ситуация, складывающаяся на данном рынке в данный период времени.

Перекрестная эластичность предложенияотражает меру чувствительности объема предложения товара А (∆QА) к изменению цены на товар В.

Перекрестная эластичность спросапоказывает насколько изменится объем спроса на товар А при изменении цены товар В (∆РВ).

 

(27)

 

Если:

> 0 – товар А и В - комплементарны;

< 0 – субституты;

= 0 – нейтральные товары.

 

Этапы формирования цены

 

Процедура формирования цены на предприятии является сложным и многоэтапным процессом, состоящим из следующих этапов:

Этап 1. Изучение рынка сбыта продукции:

· характер конкуренции на рынке;

· выделение основных конкурентов;

· уровень платежеспособного спроса.

Этап 2. Выбор цели ценообразования:

· максимизация прибыли;

· выживаемость на рынке;

· удержание определенного сегмента рынка.

Этап 3. Анализ спроса:

· характер спроса на продукцию;

· чувствительность покупателей к уровню цены;

· тип товара, с точки зрения, эластичности спроса по доходу.

Этап 4. Анализ себестоимости продукции:

· верхни

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...