Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура выявления монопольно высоких цен.

 

При установлении монопольной цены необходимо:

1. уточнить границы товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, а также наличие его доминирующего положения на рынке на момент исследования, используя для этого соответствующие методические рекомендации;

2. проанализировать данные, подтверждающие признаки установления монопольно высоких цен, в т.ч. динамику цен, себестоимости, рентабельности, объемов производства и реализации, средней заработной платы;

3. выбрать базу сравнения и произвести сопоставление фактической и конкурентной (базовой) цены.

В качестве базы сравнения могут выступать соответствующие отраслевые или региональные показатели, например, тепы роста цен на продукцию предприятия-монополиста сравниваются с региональными (отраслевыми) индексами цен на аналогичную продукцию. При отсутствии этих данных в качестве базы сравнения могут быть использованы индекс отпускных цен в промышленности (для товаров производственно-технического назначения) и индекс потребительских цен (по товарам народного потребления).

О наличии признаков монопольно высоких цен свидетельствуют их резкое увеличение, превышение среднеотраслевых (региональных) темпов роста цен или динамики цен по промышленности в целом или по потребительским товарам и услугам. Наряду с анализом динамики цен изучается динамика объемов производства и реализации продукции, по которой предприятие доминирует на рынке.

О снижении объемов производства свидетельствуют реальное сокращение, в натуральных единицах и превышение среднеотраслевых (региональных) темпов спада производства.

Более высокие темпы роста цен на продукцию в сочетании с более высокими темпами спада производства по сравнению с отраслевыми показателями являются косвенным свидетельством наличия монопольного эффекта, а именно, завышения цены при снижении объемов производства и реализации.

О злоупотреблении доминирующем положением на рынке могут свидетельствовать:

1. опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике;

2. значительное превышение темпов роста заработной платы на предприятии над среднеотраслевыми (региональными) показателями;

3. превышение рентабельности продукции, по которой предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности.

С целью дополнительного обоснования может быть проведено сопоставление темпов роста цен, элементов себестоимости и уровней рентабельности по монополизированной и немонополизированной продукции проверяемого предприятия. Значительное превышение темпов роста указанных показателей по монополизированной продукции в сравнении с другими видами продукции хозяйствующего субъекта дополнительно указывает на возможное злоупотребление доминирующем положением в части установления монопольно высоких цен.

Однако каждый из предложенных методов выявления признаков монопольных цен в отдельности не может гарантировать полную достоверность выводов и только их совокупность указывает на наличие монопольных цен. Если в результате проведенного анализа будут выявлены признаки монопольно высоких цен, необходимо определить базовую точку сравнения (приблизительное значение конкурентной цены), чтобы в последующем правильно определить величину превышения монопольной цены над конкурентной.

В качестве конкурентной можно рассматривать цену, сложившуюся на данном или соседнем конкурентном рынках такого же или аналогичного товара. В этом случае возможны следующие варианты в зависимости от страновой принадлежности базового товара, хозяйствующего субъекта:

а) цена монополизированной продукции хозяйствующего субъекта на соседнем конкурентном рынке (рынке другого региона, страны, мировом рынке);

б) цена этой же продукции другого хозяйствующего субъекта на соседнем конкурентном рынке;

в) цена аналогичной продукции того жепредприятия на местном, республиканском рынках, рынке другого региона;

г) цена аналогичной продукции другого хозяйствующего субъекта на местном, республиканском рынках, другого региона.

При невозможности взять за базу сравнения реальную конкурентную цену (если товар уникален) в качестве нее, можно рассматривать «базовую» цену, рассчитанную по следующей формуле:

,

где:

Р – это базовая цена, руб.;

РФ – фактическая цена предприятия-монополиста, руб.;

I – отраслевой (региональный) индекс изменения цен (по продукции производственно-технического назначения в качестве индекса может быть использован индекс цен производителей промышленной продукции; по товарам народного потребления – индекс потребительских цен);

IФ – индекс цен на проверяемую продукцию.

 

Антимонопольный орган или его территориальные представительства на основе жалоб потребителей и по результатам предварительного анализа не могут принять окончательное решение о ценовом злоупотреблении хозяйствующего субъекта-монополиста на рынке и выдать ему соответствующее предписание. На этом этапе может быть предпринята попытка сбалансирования интересов сторон, своеобразный поиск компромисса. В таком случае предприятие обосновывает уровень цен на свою продукцию в антимонопольных органах, для чего представляет необходимые материалы: калькуляцию издержек, сведения о динамике объемов производства, анализ конъюнктуры рынка, сведения о рентабельности производства и др.

Территориальные органы по антимонопольной политике анализируют представленные материалы, а также аргументацию потребителей продукции и в каждом конкретном случае (в присутствии представителей обеих сторон) принимает совместное сбалансированное решение по уровню «справедливой» цены, которое обеспечивало бы максимальное удовлетворение потребностей рынка в сочетании с обоснованным соблюдением финансовых интересов производителя продукции.

В случае, если стороны не пришли к соглашению, анализируется деятельность хозяйствующего субъекта на предмет монопольно высоких или низких цен, в ходе которого уточняются параметры их формирования по результатам маркетингового исследования рынка, изучается динамика цен и объемов производства, проверяется обоснованность издержек и направления расходования прибыли.

На этом этапе уточняется значение базовой цены, полученное в ходе предварительного анализа. При уточнении значения базовой цены, рассчитанной по приведенной формуле, следует очистить себестоимость от экономически необоснованных затрат, а также скорректировать прибыль с учетом обоснованности ее использования. С этой целью анализируют структуру цены (тарифа) на проверяемую продукцию и обоснованность всех видов затрат по статьям калькуляции с учетом «Основных положений по составу затрат, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг)» и особенностей отраслевого состава затрат.

О необоснованности затрат в составе себестоимости или необоснованном использовании прибыли будут свидетельствовать следующие факты:

§ уменьшение объемов производства при наличии того же (или сниженного, но непропорционально) количества рабочего и управленческого персонала проверяемого предприятия;

§ неэффективное использование дорогостоящего оборудования;

§ перенос на себестоимость продукции затрат или расходования прибыли по направлениям, не связанным с производственной необходимостью;

§ значительное превышение уровня материальных затрат и зарплаты (с учетом дополнительных выплат) на предприятии над соответствующим среднеотраслевым уровнем.

При проверке обоснованности себестоимости по всем статьям калькуляции и распределения прибыли необходимо учитывать специфические особенности экономического положения предприятия и ценообразования на его продукцию, в частности:

- объективную необходимость в средствах на расширение и модернизацию производства, переподготовку и переквалификацию кадров;

- объективную необходимость (в силу отсутствия средств местного бюджета) содержать на балансе предприятия организации и учреждения социальной сферы (жилье, детские сады, столовые и т.п.).

Для констатации установления монопольно высокой (низкой) цены следует убедиться, что свидетельствующие об этом факты действительно продиктованы ценовой, производственной и финансовой политикой предприятия и подтверждают допущенное им злоупотребление доминирующим положением на рынке, а не вызваны изменением рыночной конъюнктуры.

Полученную величину «базовой» цены необходимо скорректировать на соотношение спроса и предложения на данный вид продукции по результатам маркетингового анализа рынка.

Изучение динамики объемов производства продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке, следует дополнить определением потенциальных возможностей проверяемого предприятия по производству монополизированной продукции, данными о сменности оборудования, загрузке производственных мощностей, наличии запасов товарной продукции на складах, незапланированных отпусках работников без сохранения содержания, динамике численности работающего персонала.

При установлении факта монопольно высокой цены возможны следующие решения антимонопольного органа:

а) при необоснованном сокращении объемов производства и при наличии потребности в этой продукции предписание может содержать требование увеличения объема выпуска;

б) при сохранении объемов производства, но уменьшении поставок на рынок (сопутствующим признаком злоупотребления является увеличение запасов на складе) предписание должно содержать требование реализации излишних запасов готовой продукции;

в) при сохранении излишней численности работающих предписание может содержать требование снижения расходов на заработную плату или увеличения объемов производства в соответствии с численностью работающих.

В исключительных случаях, когда фирма, занимающая доминирующее положение на товарном рынке, докажет, что ее действия по установлению монопольно высокой (низкой) цены способствовали или будут способствовать насыщению товарного рынка или улучшению потребительских свойств товара, повышению его конкурентоспособности, данные действия могут быть признаны правомерными.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...