Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исходя из собственного жизненного опыта и изученной экономической теории, предложите какую-либо специфическую стратегию.

Название Суть стратегии Ожидаемые последствия
Стратегия диверсификации Производство новых видов товаров и услуг. Умеренное финансирование рекламы. Большие вложения в производство. Увеличение выручки от продаж. Рост прибыли. Финансовая устойчивость. Завоевание нового рынка. Снижение риска за счет исключения зависимости от одного товара или товарной группы.

Назовите специфические особенности стратегического планирования и устно их проанализируйте.

Специфические особенности стратегического планирования:

- акцент на долгосрочные и среднесрочные аспекты;

- адаптивный характер – возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям среды;

- увязка целей и возможностей фирмы;

- высокая степень неопределенности;

- концентрация на отдельных важных позициях;

- уровень планирования – преимущественно высшее руководство;

- широкий набор возможных альтернатив.

Стратегические планы организации пронизывают все формы её управления и планирования.

Определите, поиск ответов на какие вопросы идет:

На стратегическом уровне (уровне высшего руководства). Какой хочет видеть себя фирма? К каким ориентирам она будет стремиться? Разрабатывается стратегический план развития, формулируется видение, миссия фирмы.
На исполнительном уровне.   Каким образом достичь поставленные цели? Разрабатываются планы по сбыту, управлению персоналом, маркетингу.
На оперативном уровне. За счет кого, за счет чего, используя какие ресурсы выполнить поставленные задачи? Кто и что должен делать, когда и как? Осуществляется оперативное планирование: например, детализация производственной программы по дням, декадам, месяцам.

 

1.4. Модель и принципы стратегического планирования

На рисунке 1.4.1 определены наиболее существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действия.

Рис. 1.4.1. Модель процесса стратегического планирования

Вопросы:

1. Дайте краткую характеристику каждого блока модели.

Первый блок - определение миссии организации. Миссия - это причина существования организации. На этой стадии детализируется статус фирмы, и определяются ориентиры, к которым будет стремиться организация.

Второй блок – определение целей организации Цель - это конечное состояние или желаемый результат, вырабатываемый в соответствии с миссией организации, достижения которых планируется в полном объеме или в большей своей части.

Третий блок – оценка и анализ внешней среды. Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших с точки зрения организации субъектов и факторов окружающей среды (отрасли, рынков, поставщиков и совокупности) глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии оценивают внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности.

Четвертый блок - анализ сильных и слабых сторон организации. Этот блок представляет собой комплексный анализ внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

Пятый блок - анализ стратегических альтернатив. Этот блок предполагает поиск ответа на вопрос : «Куда мы направляемся?» и «Как мы попадем из той точки, где находимся сейчас, в ту точку, где мы хотим быть?»

Шестой блок - выбор стратегии. Этот блок связан с процедурами стратегического позиционирования, позиционного анализа и обоснования выбора стратегии устойчивого развития.

Седьмой блок – реализация стратегии. Этот блок включает проведение стратегического плана на практике, процесс внедрения, связанный с применением долгосрочных и тактических планов, политики, процедур и правил.

Восьмой блок – оценка стратегии. Этот блок включает отслеживание результатов проводимой стратегии с целью ее будущей корректировки.

Объясните причины характера и последовательности взаимосвязей в модели.

Как видно, процесс стратегического планирования – это сложный многоступенчатый процесс. Важное место здесь занимает определение миссии и целей, на основе которых идет дальнейший процесс планирования. Немаловажным также является анализ стратегических альтернатив и обоснованный выбор наиболее эффективной и продуктивной из них. Процесс стратегического планирования представляет собой замкнутую цепь с обратной связью, что позволяет своевременной вносить определенные корректировки с изменением условий деятельности и исправлять ошибки.

3. Принципы планирования (общие):

- принцип единства – системный характер планирования;

- принцип гибкости – возможность изменяться в зависимости от внешней/внутренней среды.

- принцип точности;

- принцип непрерывности;

- принцип участия. Каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо должности и функций.

Принципы стратегического планирования (специфические):

- принцип обеспечения оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев;

- единство и комплексность прогнозов, программ, проектов;

- единство процесса разработки, обеспечения, выполнения и проверки стратегических планов;

- принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга.

 

Тема 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ФАЗЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ

2.1. Основные компоненты разработки и принятия стратегического плана

2.2. Современные тенденции стратегического развития компании в период постиндустриальных отношений субъектов рыночной экономики.

2.3.Фазы внутрифирменного определения функций планирования: этапы, горизонты, пирамида планирования.

 

Данная тема предусматривает задания для самостоятельной работы студента.

 

Кеннет Эндрюс и представители школы дизайна предложили свою модель формирования стратегического плана, представленную на рисунке 2.1.1.

 

 

Рис. 2.1.1. Модель стратегического планирования, предложенная Гарвардской школой бизнеса

 

Объясните, в чем заключается принципиальное отличие подходов к формированию стратегического плана представителей школы дизайна и школы планирования.

Основными различиями являются:

- Основатель школы дизайна Ансофф в процесс СП вводит понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных целей высшего руководства в школе дизайна.

- Школа планирования описывает процесс СП в виде формализованной блок схемы, где подробно разработаны и расставлены в приоритетном порядке с приданием весовых коэффициентов факторы, описаны правила выбора той или иной стратегии.

- В модели, предложенной школой планирования существует анализ обратной связи и непрерывность реализации плана.

Подход Д.Хасси отражен в следующем алгоритме, представленном на рисунке 2.1.2.

 

Рис. 2.1.2. Основные элементы содержания стратегического плана, предложенные Д.Хасси

 

Рис. 2.1.3. Основные элементы содержания стратегического плана, предложенные И.Ансоффом

 

Обоснуйте выбор модели формирования стратегического плана Вашей организации из вариантов, предложенных И.Ансоффом, К.Эндрюсом, Д.Хасси.

Из всех предложенных моделей формирования стратегического плана я выбрал модель, предложенную Ансоффом, так как: большое значение отдается целеполаганию (очень важно сразу определить миссию и цели организации); процесс планирования представлен в виде удобной блок-схемы; модель предполагает оценку анализ и оценку влияющих на организацию факторов; есть возможность выбора наиболее эффективной альтернативы; наличие обратной связи и непрерывность процесса планирования.

Приведите не менее 10 определений стратегии из различных источников литературы с указанием такого источника и анализом ключевых моментов каждого определения. Представьте в виде таблицы.

Таблица 2.1.1

№ п/п Определение стратегии Автор Источник Анализ ключевых моментов определения
Стратегия – это системный подход, обеспечивающий сложной организации сбалансированность и общее направление роста.     И.Ансофф «Стратегическое управление» Стратегия – системный процесс. Стратегия рассматривается как целостное множество элементов в совокупности отношений и связей между ними.
Стратегия – это совокупность «пяти п»: план по достижению долгосрочных целей, принцип поведения, позиция, перспектива, паттерн.   Г.Минцберг «Школы стратегий» План – это предварительный прогноз. Принцип поведения – взгляд в будущее и прошлое. Позиция - расположение определенных товаров на конкретных рынках. Перпектива - основной способ действия организации. Паттерн - ловкий прием, особый «маневр». Все это составляет стратегию.
Стратегия – это способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны. М. Портер «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов» Основная задача стратегии заключается в достижении организацией долгосрочных конкурентных преимуществ над соперниками в каждой сфере бизнеса.
Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей А. Чандлер «Strategy and Structure» (Стратегия и структура) Стратегия направлена на долгую перспективу: она предполагает определение долгосрочных целей и задач предприятия. Долгосрочные цели не подлежат пересмотру до изменения внешних или внутренних условий среды функционирования организации
Стратегия – это набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности     А. Томсон "Стратегический менеджмент" – Томпсон, Стрикленд. Стратегия – это не один подход или действие, это их набор. Стратегия предполагает использование определенных подходов из всей совокупности в определенных условиях.
Стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели О.С. Виханский «Стратегическое управление»», О.С. Виханский. Стратегия основывается на конкретной цели. Цель – одно. Цель четко определена.
Стратегия – определяется четырьмя элементами или направлениями: стратегия товарно-рыночного инвестирования, предложение потребительской ценности (или ценности для покупателя), активы и компетенции, функциональные стратегии и программы. Д.Аакер «Стратегическое рыночное управление», Д. Аакер Основным компонентом стратегии является сфера бизнеса и происходящие внутри нее динамические процессы. Сфера бизнеса определяется товарами, которые компания планирует предложить и от производства которых она отказывается; рынками, которые она стремится или не желает обслуживать; конкурентами, с которыми она будет соперничать; конфликтами, от которых она стремится уклониться; а также уровнем вертикальной интеграции
Стратегия – это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности. Р.А.Фатхутдинов «Стратегический менеджмент», Р.А. Фатхутдинов. Стратегия предполагает достижение целей в любой области деятельности. Стратегия – центральный, основной путь субъекта к достижению поставленных целей.
Стратегия – это складывающийся из нескольких этапов путь, который должна пройти компания от своего нынешнего состояния до того целевого состояния, которое мы планируем и предвосхищаем. А. Гершун, М.Горский. «Технология сбалансированного управления», А. Гершун, М. Горский Стратегия – путь от нынешнего состояния к целевому, желаемому. Стратегия – комплексный путь, состоящий из определенных этапов.
Стратегия – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей Чуб Б. А. «Стратегический менеджмент оргнизации» Стратегия предполагает взаимоувязку ресурсов и целей. Стратегия – последовательное, пошаговое достижение определенных целей.
Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. М. Мэскон «Основы менеджмента» М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Стратегия предполагает высокую детализацию. Стратегия – это целостный, системный. комплексный план.

В представленной ниже таблице проведите сравнение оперативного и стратегического видов планирования по заданным критериям.

Таблица 2.3.1

Критерий сравнения Оперативное Стратегическое
Миссия, предназначение Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации.   Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц.
Объект концентрации внимания Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов.   Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.
Учет фактора времени Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Ориентация на долгосрочную перспективу.
Основа построения системы планирования Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология. Люди, системы информационного обеспечения, рынок.
Подход к управлению персоналом Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций. Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия.
Критерии эффективности Прибыльность и рациональность, использование производственного потенциала. Своевременность и точность реакция организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения.

 

Тема 3. КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

3.1. Миссия и цели организации

3.2. Оценка и анализ внешней среды

3.3. Обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

3.4. Изучение стратегических альтернатив

 

Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.

 

Миссия и цели организации

Миссия - это основная цель организации (организации) или четко выраженная причина ее существования. Практически все преуспевающие организации имеют формально выраженную формулировку своей миссии, которая в современных условиях дополняется концепцией видения бизнеса, представленной на рисунке 3.1.1.

Рис. 3.1.1. Видение бизнеса

Стержневые ценности – стабильные непреложные принципы организации.

Основные намерения – миссия, причина существования организации в данный момент.

БАЦ (большие амбициозные цели) – однозначное непреодолимое стремление организации.

Видение Социально-ориентированное динамично развивающиеся предприятие, нацеленное на усиление долгосрочных конкурентных позиций и повышение прибыльности бизнеса на основе безопасного производства.  
Сформулируйте элементы видения миссии организации, выбранной Вами в первом разделе.

       
   


Акционерное общество обеспечивает своей продукцией как российских, так и зарубежных потребителей, взаимоотношения с которыми строятся по принципу: "Потребитель - основа нашего благополучия". Миссия компании может быть сформулирована так: «Динамичное развитие Компании с целью наиболее полного удовлетворения потребителей техническим углеродом в соответствии с высокими стандартами качества».__________________________________________________________________

Цели организации формулируются на основе миссии. Цели представляют из себя результаты, которых стремится добиться организация в перспективе. Цели могут быть поставлены перед организацией в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями. Цели отличаются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесенностью с миссией, а также должны иметь временные рамки их достижения. Цели должны соответствовать определенным характеристикам, которые носят название SMART-характеристики:

1) S (Specific – определенность, точность) - цели должны быть ясными и точными, чтобы не оставалось место для их неясного толкования;

2) М (Measurable - измеримость) – выражать качественно все что можно и даже субъективные ожидания, фиксируя то, каким может быть результат, если цель достигнута;

3) А (Achievable - достижимость) – и начальник и подчиненный должны быть уверены, что поставленная цель достижима;

4) R (Related - взаимосвязь) - соотносится со стратегией, хозяйствующими целями организации, интересами исполнителей;

5) Т (Time-bound – временная определенность) – определена по шкале времени и срокам их достижения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...