Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ ПРИ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРАХ.

Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.

Чем обусловлено возникновение проблемы управления стратегическим набором при множественных ориентирах? В каких ситуациях она возникает?

Интерес к множественным целям и ориентирам возник в 50-х годах, когда обеспечение роста в ближайшем будущем уже не давало гарантии роста на более отдаленное время; рентабельность перестала быть непременным следствием роста; с отказом от традиционных видов деятельности встала проблема синергизма; нестабильные внешние условия стали порой угрожать самому существованию фирмы. Управления стратегическим набором при множественных ориентирах возникает, когда появляется противоречие между ориентирами деятельности фирмы: 1) между рентабельностью и объемом продаж; 2) между рентабельностью и гибкостью; 3) между долгосрочной перспективой и краткосрочной перспективой; 4) между гибкостью и синергизмом.

Обоснуйте выбор ориентиров для Вашей организации.

Ориентиры:

1. Краткосрочные перспективы роста.

2. Долгосрочные перспективы роста.

3. Краткосрочная рентабельность.

4. Долгосрочная рентабельность.

5. Краткосрочная гибкость.

6. Долгосрочная гибкость

7. Синергизм.

Оцените каждый ориентир коэффициентом значимости.

Определите контрольные показатели по каждому ориентиру и приведите их в сопоставимый вид.

Сделайте оценку действующего набора СЗХ (PF1) с позиций множественности ориентиров по табл. 12.1.

Ориентиры Ориентир 1 Ориентир 2 Ориентир 3 Ориентир 4 Ориентир 5
ДП КП ДП КП ДП КП ДП КП ДП КП
PF 0,2 0,1 0,2 0,1 0,15 0,05 0,05 0,05 0,06 0,04
PF 1 0,6 1,4 0,5 0,6 0,3 0,35 0,25 0,48 0,32
PF max 1,5 0,5 0,5 0,5 0,6 0,4
PF 2 1,2 0,5 0,8 0,3 0,3 0,25 0,3 0,35 0,54 0,16

Тема 13. МЕТОДЫ ВВОДА В НАБОР НОВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗОН ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Данная тема предусматривает задания для самостоятельной работы студента.

Схематично раскройте содержание и последовательность реализации метода корректировки планов по ходу дела при вводе в набор новых СЗХ

Схематично раскройте содержание и последовательность планомерного подхода (метода) при вводе в набор новых СЗХ.

 

Левая часть рисунка - корректировка планов по ходу дела; правая - планомерный подход.

Схематично раскройте содержание и последовательность метода диверсификации путем накопления стратегического опыта при вводе в набор новых СЗХ

Тема 15. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.

Данная тема предусматривает задания для самостоятельной работы студента.

При помощи таблицы 15.1 проанализируйте сферы деятельности Вашей организации, которые подвержены ограничениям.

Таблица 15.1

Области контроля предпринимательского поведения в России

Области контроля Точка приложения контроля Примеры ограничений и принуждений
1. Продукция 1. Техническая характеристика изделия - выбор рынка Аэрокосмическая промышленность, Министерство обороны
  2. Функционирование продукции Законодательство по вопросам безопасности и охраны природной среды
  3. Объем производства Субсидии и дотации в сельском хозяйстве
2. Процессы производства 1. Условия труда Законодательство по охране труда
  2. Загрязнение природной среды Нормы загрязнения среды
  3. Качество продукции Законы в области санитарии и безопасности фармацевтической продукции
  4. Контроль заработной платы Законы о минимальной заработной плате, коллективные договоры
  5. Обеспечение занятости Коллективные договоры
3. Поведение в конкуренции 1. Цены Антимонопольное законодательство, контроль цен на коммунальные услуги, электроэнергию, железнодорожный транспорт
  2. Сокрытие истины Защита прав потребителей
4. Прибыль 1. Утаивание прибыли Налоги
  2. Распределение прибыли Выплата дивидендов
5. Ресурсы 1. Сырье Ограничения на импорт, экспорт
  2. Инвестиции Кредитование инвестиций
  3. Финансирование Займы организациям. Обеспечение займов.
6. Управление 1. Решения, связанные с занятостью и условиями труда Участие рабочих через профсоюзы
  2. Общеорганизационное управление Представители рабочих, потребителей, федерального правительства

   
 
 
 
 
 


Для согласования коммерческой стратегии бизнеса и предпочтений наиболее влиятельных групп общества выберите одну из трех концепций социально ответственного бизнеса, обоснуйте выбор исторического подхода к взаимоотношениям бизнеса и общества и альтернативный сценарий развития организации при помощи таблицы 15.2 «Современные концепции социально ответственного бизнеса», таблицы 15.3 «Исторические подходы к взаимоотношениям бизнеса и общества», таблицы 15.4 «Альтернативные сценарии развития организации» и таблицы 15.5 «Классические модели деятельности организации»

Таблица 15.2

Современные концепции социально ответственного бизнеса

Теория «корпоративного эгоизма» Теория «корпоративного альтруизма» Теория «разумного эгоизма»
Первая и наиболее традиционная теория подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была «озвучена» Милтоном Фридманом в 1971г.   Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Она принадлежала Комитету по экономическому развитию США. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни».   Третью позицию представляет одна из самых сильных «центристских» теорий. Она настаивает на том, что социальная ответственность – это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли.  

 

Таблица 15.3

Исторические подходы к взаимоотношениям бизнеса и общества

Подход компании «Дженерал Моторс» Подход М.Фридмана Подход А.Смита
Первый, сформированный в США «автомобильным королем» Вильсоном, бывшим президентом «Дженерал Моторс», гласил: «Что хорошо для «Дженерал Моторс», то хорошо для страны». Второй подход гласил, что «дело бизнеса – бизнес», или, перефразируя М.Фридмана, «выдвижение к фирме требований заниматься чем-то другим, кроме целенаправленной деятельности по получению прибыли, является, в принципе, подрывом социальной доктрины государства». Третий подход, основанный на теории А.Смита исходит из того, что компания является реактором богатства общества и любое вмешательство в ее деятельность подрывает ее устои свободного предпринимательства.

 

Таблица 15.4

Альтернативные сценарии развития организации

Оптимистический Пессимистический Транзитивный Апокалипсический
Общество вернется к пониманию места и роли фирмы, как реактор ее богатства. Когда фирма предоставит товары и услуги для потребителей, обеспечит работников з/п, а участников рынка возможностью функционирования, общество и государство откажутся от жестокого регулирования предпринимательской деятельности. Общество нанесет бизнесу значительный урон, после которого фирма не сумеет оправиться. Фирма превратится в социально-экономический институт – она совместно с обществом определит ответственность, согласно интересам всех влиятельных групп общества, что позволяет уменьшить ее уязвимость. Фирма будет заменена новой организацией, практически не имеющей с ней ничего общего.

 

Таблица 15.5

Классические модели деятельности организации

Модель свободного предпринимательства Модель «Бережливый капитализм» Филантропическая модель Популистская модель Социалистическая модель
В этой модели профессиональный интерес управления наряду с ростом заработка и расширением производства признается как важнейший побудительный фактор. Следует заметить, что она ни в коей мере не связана с удовлетворением запросов потребителей (предполагается, что «невидимая сила» позаботится об их нуждах). Отвечает в первую очередь требованиям общества о сохранении окружающей среды и во вторую – интересам кредиторов и потребителей. В первую очередь, прибыль, остающаяся на руках компании используется на нужды локального окружения, местной общины. Отражает стратегию профсоюзов, стремящихся к максимизации одобрения со стороны лиц наемного труда. Приоритет отдается обществу в целом.

 

На основе выбора оптимальной для Вашей организации концепции социально-ответственного бизнеса, исторического подхода, сценария развития, модели деятельности сформулируйте предпочтительную модель деятельности организации. Оцените ее коэффициентами значимости в результирующей таблице 15.6 «Модели деятельности организации». Дайте ей соответствующее название (критерии оценки – 2 балла – требования наиболее влиятельных групп общества, 1 балл – предпочтения наименее влиятельных групп, которые практически не учитываются бизнесом).

 

Социальная ответственность бизнеса
                   
Цель\приоритет Прибыльность\рост фирмы Удовлетворение запросов Социальные \неэкономические области Суммарная важность Позиция фирмы
Область контроля Точка приложения воздействия Воздействие (В) Относительная важность(В*П) Воздействие (В) Относительная важность(В*П) Воздействие (В) Относительная важность(В*П)
Продукция 1.Техническая характеристика изделия - выбор рынка                
2.Функционирование продукции         9*2=18 1защита
3.Объем производства 8*2=16 6*2=12     1защита
4.Границы диверсификации                
Процессы производства 1.Условия труда 6*1=6     3*1=3 3защите не подлежит
2.Загрязнение природной среды         2*2=4 4контроль
3.Качество продукции 7*2=14 5*2=10 2*2=4 1защита
4.Контроль заработной платы 5*1=5     4*1=4 2использование для переговоров
5.Обеспечение занятости 3*1=3     4*1=4 3защите не подлежит
Поведение в конкуренции 1.Цены 6*1=6     3*1=3 1защита
2.Сговор                
3.Сокрытие истины                
Прибыль 1.Утаивание прибыли                
2.Распределение прибыли 6*1=6     3*1=3 3защите не подлежит
Ресурсы 1.Сырье 8*1=8 7*1=7     2использование для переговоров
2.Инвестиции 6*1=6         4контроль
3.Финансирование                
Право собственности 1.Собственность на активы                
Управление 1.Решения, связанные с занятостью и условиями труда         6*1=6 4контроль
2.Общефирменное управление 7*1=7         3защите не подлежит

 

С учетом теоретических подходов к формированию концепции социально ответственного бизнеса и, используя рисунок 15.1 «Целевые приоритеты фирмы с точки зрения ее прибыльности», проведите оценку важности ограничений, накладываемых обществом в таблице 15.7.

Рис. 15.1. Целевые приоритеты фирмы с точки зрения ее прибыльности.

Таблица 15.7

Оценка важности ограничений

Области контроля Цель/приоритет
Ц1/П1 Ц2/П2 Ц3/П Суммарная важность Позиция организации
Воздействие (В) Относительная важность (В*П) В В*П В В*П
                 
                 
                 

 


Проведите анализ поля сил, оказывающих влияние на деятельность Вашей организации по таблице 15.8., и запишите предпочтительные цели в таблице 15.9.

Таблица 15.8

Анализ «поля сил»

Анализ "поля сил"
                 
Социальные группы Цели организации Правила игры Относит. сила группы Механизм влияния Вероятностное давление Сила давления
Наиболее предпочтительные Наименее предпочтительные Наиболее предпочтительные Наименее предпочтительные
Управляющие Рост доходов, эффективности производства, профессиональный интерес Уравнение доходов Профессиональный подход к управлению Уклонение от налогов 0,8 Выработка управленческих решений, приказы, увольнения, премии
Лица наемного труда Повышение уровня оплаты труда, улучшение условий труда Отсутствие системы поощрений Повышение производительности труда Конфликт с руководством 0,5 Диалог, совместное участие в решении проблем, забастовки 0,5
Профсоюзы Усиление власти, улучшение условий труда работников Снижение уровня занятости Система льгот, защита работников Ввод ограничений 0,5 Коллективные договора
Держатели акций Рост доходов Усиление налогового бремени, распределение прибыли в пользу общества Участие в принятии решений организации Отказ от владения 0,7 Голосование на собрании акционеров, покупка\продажа акций 2,8
Правительство Экономический рост, налоговые поступления Сокрытие доходов предприятия, уклонение от уплаты налогов Обращение к соответствующим органам Привлечение СМИ, общественности 0,4 Создание законодательно-правовой базы 1,2
Местные органы власти Сохранение окруж. Среды, природных ресурсов, соответствие нормам безопасности Снижение государственного контроля Проведение проверок Привлечение СМИ, общественности 0,6 Нормативные акты, указы, документы 2,4
Клиентура Обеспечение выбора, удовлетворение потребности, справедливые цены Приобретение некачественных товаров Выбор производителей Обращение в комитет по защите прав потребителей, суд 0,9 Покупка или отказ от нее, переговоры 3,6
                 
Т.о. видим, что наибольшее давление на нашу фирму оказывают управляющие, лицанаемного труда и клиентура    
                     

 


Баланс «поля сил»

Баланс "поля сил"
                 
Социальные группы Группы-опоненты Возможная коалиция
  Упраляющие Лица наемного труда Профсоюзы Держатели акций Местные органы власти Правительство В пользу предложения Против предложения
Упраляющие + + + + - - + + + + + - + - 1,2,3,4,5,6 2,3,5,6,
Лица наемного труда + - + + + + - + - + - 1,2,3,5,6 1,4,5,6
Профсоюзы - + + - + - + - 2,3,5,6 1,4,5,6
Держатели акций + + + - + - + + + + - + - 1,2,3,4,5,6 2,3,5,6
Местные органы власти - + - + - + + + + 2,3,5,6 1,2,4
Правительство + - + - + + - + + 1,2,3,4,5,6 1,2,4
                 
Примечание: плюсы и минусы означают решительную поддержку или оппозицию соответственно

 

При помощи рисунка 15.2. определите стратегию социальной ответственности (ССО) организации

 

Рис. 15.2. Анализ социально – политических мероприятий фирмы

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...