Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные психологические принципы рекламной деятельности.

В своей брошюре «Психология рекламы» В.П. Зазыкин указывает на четыре основополагающих правила врекламном бизнесе: [6, с. 39—43]

1. Реклама должна содержать уникальноеторговоепредложение (УТП).

2. Представление потребителю товара должно быть акцентировано на особенности его функций и выгод, которые они принесут их обладателю.

3. Воздействие на потребителя рекламы должно осуществляться постоянно.

4. Рекламное объявление не должно перегружать сознание потребителя (при восприятии информации он способен прочно запомнить лишь одну яркую мысль и один сильный довод).

Понятие УТП было введено много лет назад американским специалистом по теории и практике рекламы Россером Ривсом и остается одним из основополагающих. Уникальное торговое предложение — это то, что выгодно отличает рекламируемый товар. В тексте, в изобразительных решениях демонстрация преимуществ должна стать лейтмотивом. Цель формулирования УТП образно обозначил американский писатель Р. Эмерсон: «Если кто-то может написать книгу лучше других, прочесть лучше проповедь или сделать мышеловку лучше, чем его сосед, то живи он хоть в лесу — люди протопчут к его дому тропинку». Следовательно, главное — показать уникальность рекламируемого товара, помочь потребителю оценить степень его необходимости.

Уникальное торговое предложение по Р. Ривсу имеет трехкомпонентную структуру.

1. Внятное и четкое обозначение товара или услуги. При этом важно не опуститься до базарного расхваливания их и не уподобиться витринной выкладке. Обозначьте, в чем именно проявится преимущество того, кто последует вашему призыву.

2. Уникальность формы предложения в соответствии с уникальностью товара (либо по сравнению с рекламной практикой в данной сфере).

3. Предложение должно быть настолько привлекательным, чтобы у потребителя возникло необходимое желание им воспользоваться.

Как отмечает видный отечественный теоретик в области рекламы О.Феофанов, в массе однотипных товаров отыскать УТП крайне сложно, поэтому «уникальность товара» изобретается самим рекламистом, который наделяет его «придуманным имиджем» [33, с. 111]. О магическом значении рекламного образа (имиджа) для продвижения товаров на потребительском рынке будет подробно нами рассмотрено в 5 главе.

Важнейшее значение имеет соблюдение в рекламной практике второго правила, касающегося специфики информирования потребителя о выгодах, которые принесут обладание рекламируемым товаром.

Выделить функцию и выгоду, помочь потребителю осмыслить их достоинства, убедить, что воспользоваться ими — прямой интерес зрителя — это обязанность рекламы. Допустим, речь идет о каком-либо фрукте. Понадобиться сообщить, какими витаминами он богат, в чем уникальность сочетания в этом фрукте необходимых для организма микроэлементов, какова польза от его калорийности, насколько дольше других фруктов он способен сохранять свои уникальные свойства? и т.д.

Приведем ряд конструктивных правил, которым тоже необходимо следовать:

• раскройте выгоду обладания товаром,

• представьте достоинства его функций,

• сумейте обеспечить наглядность своих рекомендаций,

• не заслоняйте выгоду постановочными эффектами,

• постарайтесь демонстрировать выгоду, опираясь на восприятие.

Упущение рекламы межбанковского объединения «Инкомбанк» становится в этом свете особенно наглядными. Привлекательная девушка, приятный закадровый голос, вполне современное изобразительное и музыкальное решение. Но всякий раз недоумений остается больше, чем информации. Что именно рекламируется? В чем уникальность предложения, каковы выгоды сотрудничества с «Инкомбанком» по сравнению с любым из его конкурентов? Вопросы, вопросы, вопросы... Запомнилась разве что сияющая улыбкой девушка и загадочно-мелодичное название банка. Чему эти скудные впечатления обязывают потребителя?

Добавим к сказанному, что сообщение о функциях и выгоде товара или услуги недопустимо сводить к простому перечислению. Все это необходимо «упаковать» в ауру привлекательности, чтобы сведения о свойствах и качествах товара создавали бы и необходимую положительную психологическую установку.

Третий основополагающий принцип рекламной деятельности определяет необходимость обеспечения постоянного рекламного воздействия на потребителя.

Следование этому принципу требует соблюдения определенных условий.

1. Внесение изменений в рекламную кампанию равноценно сокращению ассигнований на нее.

2. Даже отлично поставленная рекламная кампания окажется, провалена, если ежегодно изменять ее содержание. Конкурент может обойти вас с помощью пусть уступающей по эффективности, но неизменной рекламы.

3. Активная рекламная кампания способна «работать», пока товар в моде.

У заповеди постоянства воздействия могут быть и опасные задержки. Если реклама делается тривиально, без оригинальных решений, без учета психологических факторов восприятия, если пренебречь законами формирования интереса — вы получите «эффект бумеранга», т.е. последует реакция совершенно противоположная той, на которую рассчитывали. Вспомним, как несколько лет назад с экранов Центрального телевидения с помощью мультипликационных сюжетов нас назойливо призывали экономить электроэнергию. Однако исполнение было столь примитивно, что вскоре эти убогие «мультики» стали раздражать даже детей, которые готовы глаз не спускать с телеэкрана, а потребление энергии, тем не менее, увеличилось. Сработал психологический эффект, т.е. «эффект бумеранга».

Наконец, четвертое основное правило рекламной деятельности связано с требованием не перегружать рекламное объявление, выделив лишь один сильный довод и одну яркую идею.

Сколько бы аспектов ни содержал текст или ролик, потребитель, скорее всего, остановит свое внимание на чем-то одном или попытается по своему разумению свести весь набор в некое непредсказуемое впечатление. Поэтому уникальное торговое предложение, функции рекламируемого товара, предлагаемую выгоду необходимо суметь выразить компактно.

Мировая рекламная практика предостерегает от бездумного включения в рекламу побочных доводов. Неожиданно он может стать основным, переключив внимание на себя, ослабляя силу психологического воздействия разработанных вами аргументов. Так, рекламируя, например, соковыжималку, недопустимо сравнить ее с аналогом другой фирмы. Может запомниться именно существование товара-конкурента. Этот эффект называют действием «довода-вампира».

В упомянутой нами выше работе Зазыкина В.П. приводятся частные правила рекламной деятельности, которые полезно использовать рекламистам в качестве практических рекомендаций.

1. Реклама стимулирует сбыт хорошего товара и разоблачает недостатки плохого. Остерегайтесь заявлять о достоинствах товара, которыми он не обладает — это верный способ обратить внимание потребителя на обман.

2. Чем незначительнее достоинства товара, незамеченные потребителем, тем вернее провалит продукцию акция, рекламирующая ее.

3. Тональность любой рекламы должна быть мажорной, праздничной, насыщенной положительными эмоциями. Этому способствует соответствующее музыкальное сопровождение. Чем лучше настроение покупателя, тем легче ему принять положительное решение о покупке товара.

4. Используйте прием личного обращения для привлечения внимания: начинайте с мотива личной выгоды, имитируйте мягкую тональность доверительного общения с конкретным собеседником, сконцентрируйте внимание на одной теме, одной идее, используйте суггестию и ритмику речи.

И все это — с учетом технических возможностей носителя информации.

5. Особенности психофизиологии восприятия предъявляют свои требования к изобразительным решениям, воспроизводимым на телеэкране:

движение слева направо воспринимаются легче и более благоприятно, нежели справа налево;

• движение по диагонали из левого нижнего угла экрана в правый верхний обычно ассоциируется с преодолением, достижением чего-то значимого;

• обратное движение воспринимается как потеря неких позиций;

• движение по диагонали из правого нижнего угла экрана в левый верхний и наоборот могут вызвать смутные негативные ощущения;

• резкая и частая смена кадров (особенно от среднего плана к крупному) ассоциируется с вторжением в персональное пространство зрителя и может возбудить отрицательные эмоции.

Еще об особенностях телерекламы. Среди всего арсенала телевизионных выразительных средств на первом месте по силе эмоционального воздействия — музыка, потом — экспрессивное проявление человеческого поведения и, наконец, — цвет и форма.

6. Некоторые частные рекомендации:

• продуманная подпись под фотографией иной раз стоит всего рекламного объявления,

• фотография больше привлечет внимание, чем рисунок (эффект достоверности уподобления),

• чем жирнее шрифт, тем надежнее кажется товар,

• вензеля в тексте рекламы — признак дани традициям, свидетельство уникальности, гарантия добропорядочности,

• около четверти объема всей информации рекламного объявления вместите в заголовок, при этом избегайте длинных слов (не более пяти-семи букв),

• то, что важно выделить, помещайте в правом верхнем углу листа.

7. Реклама должна быть уместной — требование к тем, кто ее демонстрирует. Но помнить об этом должны и рекламодатели. Вспоминается весьма курьезный случай. На ЦТ в девяностые годы проводился один из вошедших в моду телемостов — «Токио — Москва». В разговоре участвовали только женщины. Естественно, речь в основном шла о том, что им ближе. Рекламные паузы заполняли японцы. И вот наш ведущий Леонид Золотаревский с гордостью объявил, что сейчас в эфире - советская реклама, мол, и нам есть, что показать японцам. Вниманию недоумевающих дам были предложены... телескопические подъемные краны на шасси от ликвидированных ракет средней дальности!.. Демонстрируя рекламу в «стыке» с передачей, надо хорошо знать ее аудиторию, чтобы не попасть мимо цели.

Зная все эти заповеди и правила, вы сумеете избежать ошибок, но применять их надо творчески. И всегда следует иметь в виду принципиальный совет западных исследователей в области психологии рекламы: содержание рекламы не должно быть равнозначно товару или услуге. Смысл сообщения всегда должен быть шире — в этом и заключается рекламная стратегия. И тогда «мы видим, что косметические фирмы продают нам не столько крем для освежения кожи, сколько дают надежду на вечную молодость. Пивовары не только торгуют пивом, но одаряют весельем. Автомобильные компании предлагают вам лимузин не только для комфортабельных поездок, но ради вашего самоутверждения, помогают повысить престиж».

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...