Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод «мозгового штурма» («мозговая атака»)

Его предложил еще в 40-х годах XX века известный американский психолог Осборн. Новым идеям, утверждает он, необходимо помогать прорываться из сверхсознания в сознание, устраняя барьеры на их пути.

Процедура «мозгового штурма» довольно проста: проблема обсуждается примерно полчаса. Все идеи, выдвинутые участниками, записываются на магнитофон и тогда только подвергаются тщательному анализу. Здесь все имеет значение. Приступая к «мозговой атаке», постарайтесь обеспечить непринужденность обстановки, в процессе выдвижения идей недопустима в какой бы то ни было форме оценка их, а тем более критика. Иначе не достичь раскованности участников. На это время должна быть забыта иерархия отношений: все при «мозговом штурме» равны, мнение каждого без обсуждений считается ценным. В процессе «мозгового штурма» рекомендуется высказать любые предложения, идеи, в том числе парадоксальные, необычные и даже нереальные. Ничто не должно отвергаться, так как даже самая немыслимая идея может породить цепь ассоциаций, привести к конструктивному и практически важному результату. Успех тем вероятнее, чем полярное профессиональная принадлежность участников штурма. Столкновение разных областей знаний способно «высечь искру», которая воспламенит огонь счастливой находки. Во время «мозгового штурма», особенно в разгаре его, возникает тот благодатный азарт, когда идеи генерируются как бы сами собой, свободные от скорлупы условностей, и «улов» оказывается поистине богатый.

Этот метод особенно эффективен при обсуждении концепции рекламы, ее общей идеи.

Метод «синектического штурма»

«Синектический штурм» — это, по существу, частный случай «мозгового штурма». Он разработан американским ученым У. Гордоном. При синектическом штурме допустимы элементы критики, но обязательно выполнение четырех приемов, основанных на аналогиях[З].

1. Прямая аналогия. («А как решаются задачи (проблемы), похожие на данную?»)

2. Личная аналогия или эмпатия. («Попробуем войти в образ данного субъекта и порассуждать с его точки зрения»).

3. Символическая аналогия. (Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе).

4. Фантастическая аналогия. («Как бы эту проблему попытался решить Чапаев, Иванушка-дурачок, лесковский Левша?». Призовите себе в помощь любого исторического деятеля или сказочного персонажа.)

Эти чудодейственные четыре приема стимулируют цепную реакцию ассоциаций, способных привести к оригинальному творческому решению.

И далее У. Гордон приводит ряд соображений, подсказанных личным опытом применения данного метода.

Во-первых, не стоит обращаться к нему без предварительной обработки материала, проблемы. Стоит начать с метода «мозговой атаки», обработать его данные, некоторое время спустя обратиться к методу «синектического штурма», используя уже полученные результаты.

Во-вторых, наиболее эффективны приемы символической и фантастической аналогий, когда в «мозговой атаке» участвуют представители творческих профессий и лица с так называемым художественным типом мышления. Они легко перевоплощаются в заданные образы и выдают пусть дилетантские, но яркие и образные решения, от которых уже недалеко и до искомого результата. К тому же среди таких участников «вспыхивает» азартное состязание, еще активнее стимулирующее творческий поиск.

Автор ссылается на занятия, которые ему довелось проводить несколько лет назад с телевизионными режиссерами и редакторами. Предстояло разработать концепцию разножанровой телепередачи. В соответствии с методом фантастической аналогии слушателям были предложены установки. «Представьте себе, что вы Иван Грозный (это женщине!). Как бы вы стали делать такую передачу?», «А вы — Лев Троцкий...», «Вы — Золушка...», «Вы — Остап Бендер...». Что тут началось! Какой каскад предложений! Какие находки! Столько было восторгов и, что особенно ценно, — как быстро и с какой охотой все включались в игровую ситуацию. Жаль, что все это так и осталось учебным материалом, слишком уж консервативна наша система по отношению к инициативе, идущей «снизу». Сколько на этом теряем!

В-третьих, позаботьтесь о комфортной во всех отношениях обстановке. Пусть на столах будет кофе, чай, сигареты. И никаких отвлечений: двери на запор, а телефон отключить...

В-четвертых, «мозговые атаки» целесообразно проводить под руководством специалиста, лучше психолога.

 

Интересно, что эти приемы дадут хороший результат при отборе в творческие профессии, особенно режиссеров. Выявляется все — образность мышления, оригинальность фантазии, быстрота реакции, умение перевоплотиться, способность убеждать и т.д.

Метод фокальных объектов

Суть его состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на тот, что помещен в фокус внимания (отсюда и название — фокальный). Необычные сочетания, новые качества возбуждают цепь ассоциаций, необходимых для творческих решений.

Иллюстрацией может послужить одна история [6,с. 46—47]. Знаменитый американский актер Ю. Бриннер работал над образом «безупречного ковбоя» Криса в фильме «Великолепная семерка». Стереотипный набор внешних примет — джинсы, шляпа, пара послушных пистолетов, лихой конь — не исчерпывал, по замыслу создателей фильма, трактовку именно этого характера. Тогда, как повествует легенда, обратились к методу фокальных объектов. За основу взяли сочетание ковбоя и... тигра. И принялись подбирать качества тигра, которые могли бы быть присущи этому персонажу:

- Тигр, — какой? Полосатый. Но полосатых ковбоев не бывает.

- Тигр, — какой? Смелый, решительный. Банально: все ковбои со времен Уильяма Харта смелы и решительны.

- Тигр, — какой? Пластичный. Крадется бесшумно, ступает мягко, но сам словно стальная пружина. Когда нужно — бросок и цель настигнута... Так и пришли к своеобразной пластике героя.

Знаменитой походке Криса долго потом подражали миллионы мальчишек, да и джентльмены постарше.

А в рекламном деле метод поможет сэкономить немало времени, уходящего на дорогостоящие пробы и ошибки.

Метод морфологического анализа

Здесь техника иная. В процессе обсуждения проблемы сначала выделяют ее главные характеристики, выстраивая как бы «оси». На каждую из них мысленно «нанизывают» затем всевозможные комбинации «элементов». В поле зрения при этом, как правило, попадают самые неожиданные варианты, которые иначе и не придумаешь. Например, размышляя над характеристикой образа героя рекламного фильма, в качестве осей могут быть выбраны его обаяние, направленность активности, а за элементы принимаются поступки, отношения...

Для этого метода понадобятся графические построения. Пусть на схеме будут нарисованы три-четыре оси, на которые помещают элементы с названием качеств. Оси можно вращать, менять местами элементы — все годится, лишь бы возникали идеи. А не возникнуть они не могут.

Метод контрольных вопросов

Активизации поиска оригинальных идей может послужить и система наводящих вопросов, задаваемых в процессе обсуждения варианта. Например: «А если сделать наоборот?», «А если заменить этот элемент другим?», «А если изменить возраст персонажа?»

Несмотря на видимую простоту, этот метод дает результаты, когда испробованы остальные, но полученное решение не удовлетворяет.

Подводя итоги, следует отметить, что каждый из приведенных выше методов обеспечивает целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов и воображения.

Ассоциациями принято считать закономерную связь двух или нескольких психических процессов, выражающуюся в том, что проявление одного из них вызывает появление другого или других процессов. В художественном творчестве ассоциации носят чувственный характер и возникают на первоначальных этапах создания художественного произведения, когда только формируется замысел. При ассоциациях возникают чувственные образы, которые могут быть описаны и осознаны. Ассоциация стимулирует развитие воображения, но ведь с этого и начинается творчество.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...