Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Рыночная система

Рынок представляет собой систему отноше­ний, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и поку­пателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой уда­лось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок оз­начает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количествен­ных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т. д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (от англ. transaction — сделка). В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках об­щественного разделения труда производителями, каждый из кото­рых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Обществен­ные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее эко­номных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует пере­распределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресур­сы. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и про­давцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важ­ную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении рав­новесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.

По широте охвата различаются локальные, национальные и международные рынки. Объектом купли-продажи могут быть по­требительские товары или ресурсы; соответственно различаются рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, информации). Наряду с товарным рынком существует денежный рынок. Цены на рынке могут складываться как в процессе купли-продажи, так и до него. Мы чаще сталкиваемся с такими товарами и услугами, цены на которые устанавливаются заранее. Это типично для несовер­шенной конкуренции. Цены на рынке могут складываться в про­цессе как личного, так и безличного контакта (см. рис. 3—1).

 

Формы рынков

Личный контакт
Безличный контакт

       
   


Цены складываются впроцессе купли-продажи
Цены заранее установлены

       
   


Потребительских товаров и услуг
Ресурсов

           
     
 


Локальные
Национальные Международные

Рис. 31. Основные формы рынков

На рисунке заключены в рамки признаки той формы рынка, которая является объектом нашего изучения в данной теме. Позд­нее будут рассмотрены и другие, более сложные формы.

Транзакционные издержки. Одна из главных проблем функционирования рынка — это проблема — издержек в сфере об­мена, связанных с передачей прав собственности.

Понятие транзакционных издержек было введено в экономи­ческую теорию Р. Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услу­ги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического по­ведения контрагентов. Политическая экономия XIX в. фактически абстрагировалась от транзакционных издержек. Однако в XX в. не замечать их стало просто невозможно.

В условиях рыночной экономики, где субъекты обособлены друг от друга, предпосылкой обмена выступает принадлежность благ агентам экономических отношений. Именно собственник, вступая в рыночные отношения, определяет, как и на каких условиях эконо­мическое благо будет передано другому лицу, то есть что является объектом передачи: права пользования, владения, распоряжения, управления и т. д. Сбор необходимых данных о правомочиях про­давца входит в издержки поиска информации и ведения перегово­ров. Полное право собственности обычно включает целый набор прав: владения, пользования, распоряжения, управления, право на до­ход, на капитальную стоимость блага, на безопасность, на переход блага по наследству или завещанию, а также бессрочность, запре­щение вредного использования, ответственность в виде взыскания и остаточный характер.

Удельный вес транзакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности слабо определены (спе­цифицированы). Такие условия характерны для стран, осущест­вляющих переход к рыночной экономике. Недостаточно развитая правовая сторона рыночных отношений создает благоприятные ус­ловия для жульничества, обмана, искажения информации о потре­бительских свойствах товаров и их реальной ценности. Однако и в развитом обществе проблема минимизации транзакционных издер­жек по-прежнему актуальна. Это связано как с дальнейшим совершенствованием юридических норм, так и (что более важно) с ук­реплением этического фундамента, честности и ответственности, идеологии консенсуса в обществе. Последнее направление, как счи­тают многие современные исследователи, ведет к созданию мягкой инфраструктуры рынка и является наиболее эффективным и экономичным способом защиты интересов всех и каждого.

Спрос и предложение

Кривая спроса. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 руб. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 руб. — три единицы, при цене в 20 руб. — четыре единицы и т.д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называетсязаконом спроса. Эта зависи­мость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически.Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент вре­мени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по го­ризонтальной оси (см. рис. 3—2).

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свиде­тельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:

QD = f(P), где QD— величина спроса (demand); Р — цена (price).

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.

Р

 
 

 


50

 

 

30

 

20

Q

0 1 2 3 4

Рис. 32. Зависимость величины спроса от цены

Функция спроса — функ­ция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них явля­ется цена на единицу блага в данный момент. Чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса (см. рис. 3—3).

P P

       
   
 


D2

D

D D1

       
   


0 Q 0 Q

Рис. 33. Кривая спроса Рис. 34. Функция спроса

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) уве­личение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вку­сов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) коле­бание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплиментарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов: QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В), (3.1) , где

QD - спрос; Р - цена; I - доход; Z - вкусы; W - ожидания (waiting); Psub - цена на товары-субституты; Pcom - цена на комплиментарные товары; N — количество покупателей; В — прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (см. рис. 3—4).

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара и его места в бюджете потребителя. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая пере­мещается из положения D в положение D1.

Рост цен на товар, который является субститутом дан­ного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимоза­меняемы (являются субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые.

Наоборот,повышение цен на взаимодополняемое (комплиментарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплиментарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.

Важным фактором, влияющим на спрос, являетсячисло по­купателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя, индивидуальные функции спро­са которых известны (см. рис. 3—5а). Тогда совокупный спрос мо­жет быть определен путем сложения их спроса (см. рис.3—5б).

P P

 
 


DA DA

       
   

 


DA + В

DB DB

 

0 Q 0 Q

а) Кривые индивидуального спроса б) Совокупный спрос

Рис. 35. Индивидуальный и совокупный спрос

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе по­купателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную струк­туру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют ивкусы потребителей, однако, их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Подведем итоги. Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и, наоборот. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражаетизменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса.

Кривая предложения. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 руб. производители согласны продать лишь две еди­ницы блага X, при цене 30 руб. — четыре единицы, а при цене 50 руб. — шесть единиц блага X. В общем виде Qs=f(P), где Qs — величина предложения; Р — цена.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого про­дукта называетсязаконом предложения. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически.Кривая предложениякривая, которая показывает, какое количество экономического бла­га готовы продать производители по разным ценам в данный мо­мент времени. В экономической теории принято откладывать не­зависимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (предложение) — по горизонтальной оси (см. рис. 3—6).

Р S

 

 

50 C

30 B

20 A

 
 

 


0 2 4 6 Q

Рис. 36. Зависимость величины предложения от цены

Изображенная кривая S характеризует уровень цен и объем продаж блага Х в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. На предложение влияют и другие факторы.

Функция предложения делает предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения (рис. 3—7). На предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих факторов:

Qs = f(P, Pr, К, Т, N, В), где Pr — цены ресурсов; К — характер применяемой технологии; Т — налоги и субсидии; N — количество продавцов; В — прочие факторы, (3.2)

P

S

 
 


0 Q

Рис. 3—7. Кривая предложения (изменение величины предложения)

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (см. рис. 3—8).

P

S1

 
 


S

 
 


S2


0 Q

Рис. 3-8. Функция предложения (сдвиг кривых предложений)

Напомним, что под затратами в микроэкономике понимаются оцен­ки, причем такие оценки, которые отражают ценность данных факто­ров производства при их наилучшем альтернативном использовании. Поэтому функция предложения отражает за­траты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в производстве других товаров.

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отра­жаетизменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис. 3—7). Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражаетизменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения (см. рис. 3—8).

 

Р D2 Р Р

Sm D2 Ss D2 SL

Pm D1

PS D1 P1 D1 SL1

P0 P0 P0

 

 

0 Q0 Q 0 Q0 QS Q 0 Q1 Q2 Q3 Q

Рис. 39. Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды.

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В крат­чайшем периоде все факторы производства постоянны, в кратко­срочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение спроса приводит к повышению цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 3—9а).В усло­виях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 3—9б).В условиях длительно­го периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повыше­нии цен (см. рис. 3—9в).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...