Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мир потребительских предпочтений: закономерности развития.

Кривая безразличия. Попытки измерения субъективной полезнос­ти с помощью абсолютной шкалы не увен­чались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсо­лютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования. Такие попытки предпринимались в течение полувека, начиная с 80-х гг. XIX в.

Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полез­ность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а отно­сительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая, тео­рия полезности). При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономичес­ких благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

0 Н1 Н2 L' Х

Рис. 4-4. Кривая безразличия в двухмерном пространстве

Допустим, что благо Х является пепси-колой, а благо Y — гам­бургером. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли 3 гам­бургера, запив их одной бутылкой пепси-колы (точка R11), или съесть один гамбургер, запив его тремя бутылками пепси-колы (точка R21) (см. рис. 4—4). Кривая безразличия представляет все множество комбинаций пепси-колы и гамбургеров, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность. Чем правее и выше распо­ложена кривая безразличия, тем большее удовлетворение прино­сят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис. 4—5).

Рис. 4—5. Карта кривых безразличия

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия. Аппарат кривых безразличия имеет важное значение в теории поведения потребителя.

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором, возможна эффективная замена одного блага другим.

Рассмотрим кривую безразличия RS (рис. 4—6). Количество блага X, равное 0Т, представляет минимально необходимую вели­чину потребления блага X, от которого потребитель не может отка­заться, как бы ни было велико предлагаемое взамен благо Y. Ана­логично 0М есть минимально необходимая величина потребления блага Y. Взаимная замена благ Х и Y имеет смысл только в преде­лах отрезка RS. Вне его замена исключается и два блага выступают как независимые друг от друга.

Т Н Х

Рис. 4—6. Зона замещения (субституции)

Предельная норма замещения (MRS) — количество, на ко­торое потребление одного из двух благ долж­но быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Бюджетное ограничение.Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возмож­ность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгод­ным. Эту информацию дает намбюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов). Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Y

Рис. 4—7. Бюджетное ограничение

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничени­ем означает положение равновесия потребителя. На рис. 4—8 по­казаны несколько кривых безразличия — U1, U2, U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.

Рис. 4—8. Положение равновесия потребителя (в ординалистской теории полезности)

Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U2 более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой бо­лее высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы на­шего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.

Кривая “доход-потребление”.Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной прямой вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, ... , ВN. Точки касания кри­вых безразличия с бюджетными ограничениями К1, К2, …, КN показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис. 4—9). Этакривая, на­званная Дж. Хиксом"доход—потребление", получила название кривой уровня жизни.

Рис. 4—9. Кривая "доход — потребление" (уровня жизни)

Если кривая "доход—потребление" — луч, выходящий из нача­ла координат под углом 45°, это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага X, и блага Y. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. В нашем примере сначала происходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение потребления блага Y и постепенное увеличение потребления блага X.

С ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребитель­ских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель (1821 — 1896).

Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены на рис. 4—10.

Q Высококачественные товары

и услуги

 
 


Промышленные товары

стандартного качества

     
 
 
 

 

 


Продовольственные товары

0 Y

Рис. 3—10. Кривые Энгеля

Отложим на оси абсцисс доход потребителя Y, а на оси ординат — количество оплачиваемых им продуктов Q. Прежде всего, происходит насыщение продовольственными товарами, затем — промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее — высококачественными товарами и услугами. Отмечена любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококаче­ственных товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на про­мышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.

Кривая «цена – потребление». Рассматривая кривую "доход — потребление", мы исходили из постоянства цен благ. Изменял­ся только доход. Теперь предположим в качест­ве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ, например блага X. Допустим, что цена блага Х снижается, т. е. Р1Х > Р2Х > Р3Х > Р4Х и т.д. Например, 1 единица блага Х стоила 100 руб., а теперь она стоит 50 руб. Это значит, что за 100 руб. покупатель может купить 2 единицы блага X.

Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX2 в положение NX3 (рис. 4—11).

Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX4, NX5 и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4 с бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, мы получим кривую "цена—потребление".

На базе этой кривой может быть построена кривая спро­са (см. рис. 4—11б), в этом случае на оси ординат откладывается цена товара Х(РX), а на оси абсцисс — количество блага X.

Y

Рис. 4—11. Кривая "цена—потребление" (а) и построение кривой спроса (б)

При анализе кривой "доход — потребление" мы рассматрива­ли влияние изменения дохода, при анализе кривой "цена — потреб­ление" — влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Выясним теперь, в какой степени изменение спроса на благо Х вызвано изменением цены, а в какой — реального дохода.

Эффект дохода и эффект замещения.Допустим, цена блага Х снижается с Р1Х до Р2Х, а цена на благо Y остается неизменной (РY = const). В этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (Y) другим благом (X).

Эффект замещения изменение струк­туры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода. Оставшееся увеличение спроса на благо Х в виде отрезка R2R1, представляет эффект дохода, так как связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увели­чению покупательной способности потребителя.

Эффект дохода это воздействие, оказы­ваемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения. В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект заме­щения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.

Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить измене­ние спроса при росте или падении цен на товары и услуги.

Некачественные товары. Парадокс Гиффена.Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них обратил внимание, как гла­сит научная традиция, английский экономистРоберт Гиффен(1837—1910). Изучая ценообразование в Ирландии, он обнаружил парадоксальное явление. Во время катастрофического неурожая кар­тофеля, который был основным продуктом питания ирландских бед­няков, спрос на него менялся необычным образом. Мы знаем, что если цена на товар повышается с Р1 до Р2, то количество покупаемого блага должно сократиться с Q1 до Q2 (рис. 4—12). Од­нако в результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос при цене Р2 с Q1 до Q3. Это означает сдвиг кривой спроса из положения D1 в состояние D2. Если соединить точки N1, N2 и так далее, то в долговременном плане получится, что спрос на картофель (кривая D) изменяется в том же направлении, что и цена, т. е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон.

 

Рис. 3—12. Парадокс Гиффена

Причину этих явлений нетрудно объяснить: во время неуро­жая беднякам пришлось отказаться от ряда других, более высоко­качественных товаров (мясо, масло, молоко и др.), цена на которые выросла в еще большей степени, чем на картофель. Тем самым низкокачественный товар вытеснил другие, высококачественные то­вары. Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называетсямалоценным или низкокачествен­ным товаром (inferior good). Если для нормальных товаров эф­фект дохода и эффект замещения (субституции) суммируются, то для низкокачественных товаров они вычитаются.

Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюд­жете потребителя скромное место, то положительный эффект за­мещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен).

Если низкокачественный товар занимает большое место в бюд­жете потребителя (как это было в Ирландии середины XIX в. с картофелем), то в случае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря снижение его цены. Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поэтому, если снижается его цена, то и спрос на него падает. Следовательно, эф­фект дохода имеет отрицательное значение. Поскольку отрицатель­ный эффект дохода больше положительного эффекта замещения, то общим результатом будет сокращение спроса на благо низшего порядка на величину.

Товар Гиффена это товар, занимающий боль­шое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на ко­торый при прочих равных условиях изменяется в том же на­правлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эф­фект замещения.

Парадокс Гиффена наблюдался в России первой половины 90-х гг. и после кризиса 1998 г. Спад уровня потребления в 90-е гг. охватил практически все продукты, за исключением карто­феля (потребление которого выросло на 16%) и хлебобулочных из­делий (объем потребления которых остался практически на том же уровне). По основным продуктам питания уровень потребления в 1994 г. был на 30—60% ниже, чем в 1990 г.

Несмотря на то, что цены на картофель росли быстрее общего уровня потребительских цен, потребление его выросло, так как он стал вытеснять более высококачественные продукты. Общее количество продуктов составило 73% медицинских норм. Если же вычесть картофель и хлебобулочные изделия, то потребление про­дуктов питания на душу населения составит в России 468 кг, в развитых странах — 788 кг, а согласно существующим медицин­ским нормам — 741 кг. Это означает, что потребление населения России составит только 63% по отношению к медицинской норме (и 59% по отношению к развитым зарубежным странам).

Кривые безразличия не только позволяют прогнозировать спрос на товары качественные и некачественные, но и заставляют по-новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...