Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.

Взаимодополняемость благ. Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с дру­гом называетсявзаимодополняемостью благ. Примером взаимо­дополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские бла­га, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и про­катный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодопол­няемые блага называютсякомплиментарными товарами. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жест­кой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относитель­ной, например, чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной прямой (рис. 4—13). Выбор потреби­теля здесь является вынужденным и единственно возможным, не­зависимо от цен на блага Х и Y, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии HG и MN.

Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображен­ными на рис. 4—14. В этом случае зоной взаимодополняемости слу­жит отрезок кривой от точки С до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, при­водит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппара­ты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, еслидва про­дукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Y

M C3 U3

C2 U 2

H

C1 U1

       
   
 
 


0 N G X

Рис. 413. Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость

 

Рис. 4-14. Относительная взаимодополняемость

Взаимозаменяемость благ. Свойство благ удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга называ­етсявзаимозаменяемостью благ. Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино —театр — цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потреби­тельские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. Вза­имозаменяемые блага называютсятоварами-субститутами. Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совер­шенной), когда одно благо может полностью заменить другое, на­пример красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например, чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис. 4—15).

Рис. 4—15. Совершенная взаимозаменяемость

 

Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предель­ная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюд­жетное ограничение HG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительнос­ти чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаме­няемость (рис. 4—16). В этом случае покупка блага Х может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, умень­шает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых това­ров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наобо­рот. Таким образом, еслидва продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Положительнаяперекрестная эластичность товаров-субсти­тутов (ЕDXY > 0) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаимо­заменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности ЕDXY = + ¥. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к почти полному перемещению спроса на благо X. Теория взаимозаменяе­мости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потреби­тельских благ.

Y

 
 


U2

U1

0 Х

Рис. 4—21. Относительная взаимозаменяемость

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономи­ки. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ,

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...