Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФИРМА КАК СОВЕРШЕННЫЙ КОНКУРЕНТ

Экономическая природа фирмы.

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Подфирмой понимается экономический субъект (юридическое лицо), которое занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресур­сы для производства определенных экономических благ с целью максимизации доходов ее владельцев. В условиях цивилизованного налогообложения цель фирмы принимает форму максимизации прибыли.

Термины предприятие и фирма в широком смысле слова не тождественны. Предприятие – это имущественный комплекс в форме магазина, завода и т.п., который выполняет одну или несколько различных функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма – это юридическое лицо, владеющее и ведущее хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Хотя большинство фирм имеют только одно предприятие, многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. Только в узком смысле слова, когда речь идет о фирме, владеющей одним предприятием, можно говорить об их тождестве.

Стихийный и планомерный порядок.Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный и планомерный порядок, предполагающие созда­ние иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономи­ческими агентами. Однако в первом случае такая координация осу­ществляется через рынок, а во втором — путем объединения (ко­операции) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

В отличие от естественным образом сложившегося рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организа­ции экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических сти­мулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. Фирма есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимате­ля. Но подобные инструкции и распоряжения возникают не на пустом месте.

Существование фирм в рыночной экономике требует научного объяснения. Если рыночный механизм является достаточно совер­шенным, то почему возникают фирмы? Вопрос этот можно сформулировать с точностью до наоборот: если основу современной рыноч­ной экономики составляют фирмы, то почему все общество с тече­нием времени не превращается в одну огромную фирму, которая вытеснила бы рыночный порядок?

В экономической литературе существуют различные ответы на эти вопросы. Одни экономисты рассматривают современные фаб­рики (фирмы) как итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К. Маркс), другие считают, что фир­мы — результат минимизации риска и неопределенности (Ф. Найт), третьи объясняют появление фирм необходимостью уменьшения трансакционных издержек (Р. Коуз, О. Уильямсон). Остановимся на последнем подходе подробнее.

Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы со­ставляет пучок контрактов между владельцами определенных фак­торов производства.

В современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владель­цев факторов производства, связанных между собой сетью кон­трактов, в результате чего достигается минимизация транзакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов.

Уильямсон разделил все ресурсы на три группы: общие, специфические и интерспецифические.

Общие ресурсы — это ресурсы, ценность которых не зави­сит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оце­ниваются одинаково.

Специфические ресурсы — это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

Интерспецифические ресурсывзаимодополняемые, взаимоуникалъные ресурсы, максимальная ценность которых дости­гается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не смо­жет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой орга­низации.

Поэтому фирма выступает не просто как коалиция владельцев ресурсов, связанных между собой сетью контрактов. Это объедине­ние, в основе которого лежит отношенческий (или имплицитный) контракт по поводу интерспецифических ресурсов. Наличие таких ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции. Естественно, фирма использует не только интерспецифические, но и другие ресурсы: специфические и общие. Таким образом, сердцевину фирмы состав­ляет долговременный отношенческий контракт, заключенный меж­ду собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интер­специфических и специфических ресурсов в фирме позволяет эко­номить транзакционные издержки, а их владельцам — получать экономическую прибыль (квазиренту).

Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить много­образие форм современных фирм. Уникальность вступающих в ко­алицию интерспецифических ресурсов и многообразие транзакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежа­щих в основе разнообразных видов современных фирм. Многообра­зие способов минимизации транзакционных издержек предопреде­ляет, по мнению сторонников неоинституционального подхода, много­образие фирм.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...