Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прибыль как вознаграждение услуг предпринимателя.

Под прибылью понимается разница между доходами, полученными пред­приятием от продажи товаров, и расходами, произведенными им в процес­се производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, установленной в договорном порядке, а выступает в качестве остаточного дохода.Экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за выполнение функции предпринимателя, т. е. как доход от фактора предпринимательства.

Раскроем природу этого вида дохода. Прибыль как разница между объемом продаж и издержками имеет две формы: бухгал­терскую и экономическую.Бухгалтерская прибыль рассчитывается пу­тем вычета из полученного дохода бухгал­терских, издержек (т. е. денежных расходов фирмы на сырье, материалы, зарплату, оборудование и т. д.). Фирма выплачивает эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей ресурсы на рынке.

Однако кроме бухгалтерских, явных издержек существуют и неявные, скрытые издержки, которые также должны учитываться фирмой при оцен­ке экономических результатов ее деятельности, — это платежи за ресурсы, которыми владеет или использует фирма. Они получили название альтернативных издержек, т. е. издержек упущенных возможностей: фирма может использовать в производственном процессе свое помещение и оборудование, свой денежный капитал, свой земельный участок. Хотя она не оплачивает эти издержки, фактически они существуют, так как при альтернативном использовании эти ресурсы мог­ли бы принести ей определенный доход. Поэтому эти скрытые издержки также необходимо вычесть из общего дохода при определении прибыли фирмы. В этом случае мы получимэкономическую (чистую) прибыль.

Всегда ли фирма получает экономическую прибыль? Ответ должен быть отрицательным, и не только потому, что издержки могут количест­венно превышать доход или равняться ему. Дело в другом. В условиях свободной конкуренции переливы капитала из отрасли в отрасль в поисках более высокого дохода приводят к выравниванию альтернативной стои­мости различных вариантов капиталовложений. В этом случае полные из­держки фирмы совпадают с полной выручкой, и экономическая прибыль исчезает.

Значит ли это, что предприниматель, организовавший дело, не получит никакого дохода? Разумеется, нет, поскольку в полные издержки входит и альтернативная стоимость услуг предпринимателя, которая и является платой за его труд по организации и ведению дела. В экономической тео­рии она получила названиенормальной прибыли. Размер этой прибыли определяется доходом, который предприниматель мог бы получать, рабо­тая по найму. Это нижняя граница дохода предпринимателя, так как при доходе ниже этого предела предприниматель будет заинтересован отка­заться от своей деятельности и принять более выгодное для него предло­жение о работе по найму.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции, т. е. в ста­тичной экономической системе, функционирующей по замкнутому кругу, нет места экономической прибыли: предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков; его доход — плата за управление.

Но вознаграждение предпринимательства происходит не только из нормальной прибыли, которая входит в экономические издержки, но и из возможного излишка дохода, превышающего явные и неявные издержки, т. е. из экономической прибыли. Как же возникает этот излишек, откуда берется экономическая прибыль в конкурентной системе, если все факто­ры производства — труд, капитал, земля, предпринимательство — компенсируются?

Дело в том, что в реальной действительности рынки отличаются некоторым несовершенством конкуренции: всегда ощущается нехватка информации, имеется дифференциация однородной продукции, выпуск новых, неизвестных ранее изделий, концентрация про­изводства в руках немногих фирм, позволяющая осуществлять контроль над объемами продаж и ценами, тайный сговор производителей. Од­ним словом, экономика находится в состоянии непрерывного развития, динамических преобразований, что придает ей известнуюнеопределен­ность и обусловливает большую или меньшую степеньмонополизации.

В решающей мере такое состояние экономической системы обуслов­лено действиями предпринимателей, ищущих свое место на рынке и ис­пользующих его в своих интересах. Это ведет к нарушению сложившегося рыночного равновесия, и на какой-то период одни предприниматели ока­зываются в более выгодном положении, чем другие, их конкуренты, и стремятся реализовать эту выгоду с пользой для себя. Но эта выгода далеко не явная, не очевидная. Предприниматель всегда идет на риск, когда ре­шает начать какое-то новое дело, осуществить какие-то инновации, ку­пить какие-либо ценные бумаги, поставить на неизвестный рынок свою продукцию и т. д. Это и порождает состояние неопределенности, в кото­ром приходится искать правильные решения, просчитывать множество вариантов и... рисковать. Естественно, в такой ситуации прибыль не гарантируется, но стремление к ее получению заставляет предпринимате­ля просчитывать возможные варианты с максимальной точностью и, в конечном счете, добиваться своего. Без развития нет прибыли; без при­были нет развития. Прибыль является вознаграждением за нововведения.

Таким образом, если предпринимательство выступает как фактор, на­рушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием инноваций, топрибыль не может выступать как равновесная цена.

Получение наиболее активными, удачливыми предпринимателями прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может происходить долго, так как рядом с новаторами неизменно появляются имитаторы, которые присваивают их прибыли и тем самым выравнивают условия хозяйст­вования. Но с другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоян­но воспроизводятся: у новаторов нет иного пути, чтобы продолжать получать прибыль, кроме беспрерывных нововведений. Прибыль рождается из новшеств и является вознаграждением, которое побуждает предпринима­теля к постоянным нововведениям. Это значит, что стремление к получению прибыли является мощным фактором экономического про­гресса, так как нововведения стимулируют инвестиции, рост производства, занятости, а, в конечном счете, и повышенные благосостояния.

Вместе с тем предпринимательство связано не только с получением прибыли, но и с возможными убытками. Последние являются такой же реальностью в рыночной экономике, как и прибыли. Поэтому угроза убыт­ков и банкротства служит таким же мощным стимулом эффективного хозяйствования, как и получение прибыли.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...