Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммерческое предпринимательство

Товарные биржи. Полем деятельности коммерческого предпри­нимательства служат товарные биржи и торговые организации.

Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На то­варной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель та­кой биржи — создать механизм управления свободной конку­ренцией и с ее помощью с учетом изменения спроса и предло­жения выявить реальные рыночные цены. Товарная биржа — наиболее развитая форма регулярно функционирующего опто­вого рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, ме­талл, нефть, лес и т. д.), продающихся по стандартам. Подоб­ные биржи много лет действуют во всех экономически разви­тых странах. Классическими примерами служат специализиро­ванные товарные биржи, такие, как Лондонская (цветные ме­таллы), Ливерпульская (хлопок). Сингапурская (каучук) и др.

Помимо проведения обычной торговли с фактическими по­ставщиками товаров на товарных биржах широко распростра­нено заключение соглашений при так называемых фьючерсных сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Товарные биржи выполняют следующие основные функции:

• оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

• упорядочение товарной торговли, регулирование торго­вых операций и разрешение торговых споров;

• сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производ­ства и других факторов, оказывающих влияние на цены.

Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а сделки с будущим товаром или по договорам поставки (сроч­ные сделки). Товарные биржи могут быть закрытыми или от­крытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать уча­стие только брокеры — биржевые посредники, выступающие между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых бир­жах — также посетители. По характеру биржевых операций то­варные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки.

В настоящее время в России функционируют около 150 то­варных бирж. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга такие бир­жи действуют во многих крупных городах страны.

Операции по купле-продаже товаров и услуг. Основное со­держание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого пред­принимательства в определенной мере аналогична схеме про­изводственно-предпринимательской деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобрета­ется готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции здесь имеет место получение готового продукта.

Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходи­мо выполнить маркетинговый анализ рынка.

В общем виде маркетинг представляет собой систему орга­низации и управления всеми сторонами хозяйственной дея­тельности коммерческого предприятия, фирмы. Маркетинг рассчитан на комплексный подход в управлении деятельностью торгового предприятия. Посредством маркетинга осуществля­ются все виды жизненного цикла торгового предприятия: ис­следование рынка, продвижение товаров по каналам обраще­ния до конечного потребителя, финансовое обеспечение и по­лучение прибыли. При этом к торговому предприятию предъ­являются два взаимосвязанных требования: максимально воз­можная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемость в условиях конкуренции.

Важнейшим условием осуществления маркетинга в торговой деятельности является его планирование. План маркетинга служит основанием для установления задания по объему про­даж в натуральном и стоимостном выражении. При этом това­ры различаются по характеристике спроса: первая группа — товары, еще не завоевавшие рынок, а потому требующие по­вышенного внимания; вторая группа — товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом.

Структура маркетинга наряду с оперативной управленче­ской работой включает в себя также такие функции, как иссле­дование рынка, оценка ситуации, предвидение, планирование (о котором говорилось выше), практическая реализация наме­ченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечис­ленных функций.

Если предварительный анализ рынка и прогноз свидетель­ствуют в пользу осуществления коммерческой сделки, то пред­принимателю необходимо проработать бизнес-план, в котором должны найти отражение программа действий по осуществлению сделки и расчет требуемых затрат и ожидаемых результатов.

В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:

• наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг (закупки товара, его транспортирования, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов);

• приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;

• закупку товара для последующей его продажи;

• привлечение денежных средств в кредит для финансиро­вания сделки и последующий возврат кредита и процен­тов за пользование им;

• получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции;

• получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирова­ния сделки;

• реализацию товаров покупателю и получение выручки;

• регистрацию сделки, выплату налогов и платежей феде­ральным и муниципальным финансовым органам.

Все важнейшие мероприятия коммерческой сделки увязы­ваются между собой по срокам, и, где это возможно, преду­сматривается параллельно-последовательная методика проведе­ния операций. В заключение разрабатывается бизнес-план и укрупненный координационный план действий. Если сделка носит крупный и продолжительный характер, рекомендуется разрабатывать план-график выполнения работ с указанием сро­ков и исполнителей.

Финансовое предпринимательство

Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи. Что же представляют собой эти ин­ституты рынка?

Коммерческий банк — это финансово-кредитное учрежде­ние акционерного типа, кредитующее на платной основе пре­имущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные опе­рации по поручению клиентов. Источником доходов коммерче­ского банка является разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств.

Операции коммерческих банков делятся на три группы: пас­сивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).

Особенность деятельности коммерческих банков России со­стоит в том, что они привлекают средства предприятий на зна­чительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, так как обязаны выплатить своим кредиторам деньги в опреде­ленный заранее срок с установленными процентами. Учитывая, что предоставленные коммерческим банком кредиты могут быть по тем или иным причинам не возвращены вовремя, банк должен обладать определенными резервами.

Другая особенность коммерческих банков России в совре­менный период заключается в том, что в большинстве своем они не обладают возможностями предоставления долгосрочных кредитов в значительных размерах. Таких средств во многих коммерческих банках России нет. Не случайно доля долгосроч­ных кредитов, выданных коммерческими банками, составляет лишь 3% всех активов. А главным источником доходов в коммерческих банках экономически развитых стран служат долгосрочные кредиты. Отсюда и неустойчивость доходов коммерче­ских банков России, нередкое их банкротство.

Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функциони­рования фондовой биржи базируется на оперативном регулиро­вании спроса и предложения. На фондовой бирже проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регу­лярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бума­гам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на световом табло и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы пока­зывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пе­ресчитанные по специальной формуле, служат основой для по­лучения индексов биржевой активности — своеобразных баро­метров экономической конъюнктуры.

За рубежом сами фирмы и предприятия на бирже не участ­вуют. Их интересы, как правило, представляет либо банк, либо холдинговая или брокерская компания биржи. Число таких членов регулируется, а репутация их должна быть безупречной. Помимо того, такое членство требует денег. Например, на Ныо-Йоркской фондовой бирже цена места колеблется от 450 до 6000 тыс. долл., а число членов практически неизменно — 1469.

Вместе с тем в условиях государственно-монополисти­ческого капитализма роль биржи в торговле ценными бумагами несколько уменьшилась. Главная причина этого — образование мощных кредитно-финансовых институтов, которые сконцен­трировали у себя большую часть торговли ценными бумагами, без посредничества биржи. На снижение роли биржи в торгов­ле ценными бумагами повлияло также увеличение объема госу­дарственных облигаций в общей массе ценных бумаг.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...