Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынки с асимметричной информацией

Успех рынка зависит от того, насколько точно цены передают необходимую информацию. Рассматривая модель совершенной кон­куренции, мы исходили из симметричного распределения информации, полной информированности участников рыночного процесса (покупателей и продавцов). В этом случае цены передают точную информацию об альтернативных издержках того или иного прода­ваемого экономического блага. Наличие точной информации не га­рантирует успеха, но значительно облегчает его достижение, спо­собствуя повышению эффективности координации, оптимальному распределению имеющихся ресурсов. Однако реальная действительность далека от этой идеальной картины. Мы сталкиваемся с асим­метрией информации каждый день, видя играющих в азартные игры людей, отправляясь за покупками в магазины или на рынки, а так­же предлагая свои услуги. Организаторы игрового бизнеса знают о его тонкостях гораздо больше, чем рядовые участники; продавцы товара осведомлены о его качестве лучше, чем покупатели; страхующиеся располагают большей информацией об объектах страхо­вания, чем страховые компании. Рыночные цены, оказывается, со­держат нечто большее, чем отражение факта пересечения кривых спроса и предложения. Потенциальные продавцы (как и потенци­альные покупатели) нередко скрывают истинные цели своего пове­дения и используют различные способы для получения односто­ронних преимуществ. Рыночный механизм оказывается несостоя­тельным в силу неполноты (асимметрии) информации.Асиммет­рия информации — положение, при ко­тором одна часть участников рыночной сделки располагает важ­ной информацией, а другая часть нет.

Неопределенность качества. Впервые проблему неопределенности качества на рынке подержанных автомобилей поставил в 1970 г. Дж. Акерлоф.

Предположим, на рынке подержанных автомобилей продаются машины двух категорий качества: выше среднего — хорошие и ниже среднего — плохие. Цена первой категории для продавцов — 3000 долл. и для покупателей — 3600 долл. Цены второй категории соответственно равны 1000 и 1200 долл. Если обе категории имеют­ся в одинаковом количестве, то средняя цена за автомобиль должна была быть 2000 долл. для продавцов и 2400 долл. для покупателей. Вероятность купить хороший автомобиль в этом случае равна 50%.

Однако продавцы знают качество своих автомобилей, а поку­патели нет. Для владельцев хороших машин цена 2000 долл. явля­ется заведомо убыточной, а потому неприемлемой. Наоборот, для владельцев плохих машин цена в 2000 долл. превышает их самые ра­дужные ожидания. В условиях асимметричной информации (про­давцы знают о качестве автомобилей больше, чем покупатели) ры­нок подержанных автомобилей подвергнется существенной дефор­мации. Рациональные продавцы хороших машин будут отказываться от продажи машин себе в убыток. Предложение их сократится. Пред­ложение же плохих машин возрастет. Вероятность покупки хоро­шей машины в этом случае будет снижаться с 50% до 0. В конце концов, на автомобильном рынке останутся только плохие машины.

Рынок страхования при всех его особенностях похож на рынок подержанных автомобилей. Основное его отличие заключается, од­нако, в том, что информация о качестве здесь находится в руках у покупателей страховых полисов. Действительно, кто больше заинте­ресован в страховании жизни: здоровый человек или больной? Оче­видно, что огромный риск потерь почти наверняка заставит обратиться к услугам страховых компаний, прежде всего, людей со слабым здоровьем. Это приводит к тому, что риск высокой степени вы­тесняет с рынка страхования риск низких степеней. Это заставит страховые компании поднять цену страховки, а она отвратит здоро­вых людей от страхования. Таким образом, спираль "высокая цена — опасные клиенты" усилит неблагоприятный отбор и завершится тем, что страхование станет доступно лишь по ценам максимального рис­ка. Однако страхование таит в себе опасности и другого рода.

Моральный риск - поведение индивида, сознательно увеличивающего вероят­ность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полнос­тью (или даже с избытком) покрыты страховой компанией.

Человек, застраховавший жизнь и имущество, чувствует себя увереннее. Однако эта уверенность на некоторых действует рас­слабляюще: они перестают выполнять те меры предосторожности, которые были для них обязательными до страхования. Это повы­шает риск и делает более вероятным то событие, от которого чело­век застрахован. Если человек, застраховавшийся от кражи, начи­нает пренебрегать обычными для него мерами предосторожности, то, естественно, вероятность кражи значительно возрастет. Такое халатное поведение приносит прибыль недобросовестным и нечест­ным людям за счет честных и порядочных. Это тем более относится к таким людям, которые в расчете на большую страховку созна­тельно идут на преступления: поджигают свой старый дом, разби­вают надоевшую машину и даже убивают родственников.

Каковы меры борьбы с моральным риском? Страховые компа­нии пытаются минимизировать моральный риск:

1) осуществляя более тщательный отбор кандидатов, класси­фицируя клиентов по группам риска (и дифференцируя страховые взносы);

2) не заключая договоров страхования с группами клиентов повышенного риска (наркоманами, водителями, ранее задерживав­шимися за управление автомобилем в нетрезвом виде, и т. д.).

3) идя на частичное возмещение ущерба (т. е. разделяя с кли­ентом опасность морального риска).

Важной мерой борьбы с асимметрией информации и мораль­ным риском являются рыночные сигналы.

Рыночные сигналы.Если продавцу на рынке подержанных автомобилей удается послать дополнительный сигнал о высоком качестве своей машины, он вправе претендовать и на более высокую цену автомобиля. Сильным сиг­налом служат гарантии и поручительства. Немаловажным обстоятельством является репутация фирмы: марка учреждения, фир­менные знаки и т. д. Одним из сигналов о качестве нанимаемого работника может быть, в частности, его образовательный уровень.

Трудно проверить качество товара или услуги, если вы, на­пример, обедаете в данном ресторане впервые или зашли в новый магазин. Однако и в этом случае вы можете получить рыночный сигнал, если этот ресторан принадлежит известной компании (типа "Макдональдс", "Русское бистро" и т. п.), а покупаемый товар про­изведен известной вам фирмой.

Аукционы.Типичным рынком, на котором быстро удается ликви­дировать асимметрию информации, является аукцион. Как определить реальную цену уникальных произведений искус­ства? Как быстро выявить соотношение спроса и предложения на скоропортящиеся продукты: живые цветы, ранние овощи и фрук­ты, свежую рыбу? Здесь трудно установить цену заранее, до тех пор, пока точно не определены размеры спроса или предложения. Цена устанавливается лишь в момент продажи.

Аукцион всегда начинается в ситуации, для которой типична асимметрия информации. Каждая из сторон точно знает свои стар­товые цены и потенциальные возможности, однако имеет лишь приблизительные представления о стартовых ценах и потенциальных возможностях конкурентов. Каждая из сторон не только не распо­лагает необходимой информацией, но и старается скрыть свою ин­формацию от других.

Существует два основных типа аукционов: английский и гол­ландский.

Английский аукцион — это аукцион, в ко­тором ставки растут снизу вверх до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной из предложенных цен.

Это наиболее известный тип аукциона, на котором продают произведения искусства и предметы роскоши, раритеты и домаш­ний скот.

Голландский аукционэто аукцион, в ко­тором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар не будет полностью продан за минимально доступную цену.

Главным фактором здесь является время, так как продается обычно скоропортящийся товар: живые цветы, ранние овощи и фрукты, свежая рыба и т. д. Минимально допустимая цена — это, как правило, цена, равная 20% первоначально объявленной. Если и по такой цене не удается продать товар, то он снимается с торгов.

На голландских цветочных аукционах в 1992 г., в которых уча­ствовало 5,5 тыс. продавцов и 2,5 тыс. покупателей, было продано свыше 3,5 млн. штук срезанных цветов. Особой разновидностью аукциона являетсязакрытый аукцион, или аукцион втемнуюэто аукцион, в котором ставки выстав­ляются всеми участниками независимо друг от друга одновре­менно и товар достается тому, кто предложил наивысшую цену.

Юридические принципы рыночной экономики.На заре рыночной экономики господствовал юридический принцип"пусть остерегается покупатель". Это означает, что продавцы товара отвечали только за опре­деленный круг его качественных характеристик. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой этот юридический принцип вытеснен другим —"пусть остерега­ется продавец". Новый принцип означает, что покупатель имеет право требовать компенсацию за физический и моральный урон, связанный с использованием купленного товара. Такая компенса­ция может быть обусловлена даже такими дефектами, о существо­вании которых продавец не знал, а также дефектами, возникшими в результате неправильного использования товара покупателем.

В 1992 г. в США против фирмы "Макдональдс" было возбуж­дено судебное дело. Пострадавшая требовала компенсацию в 1 млн. долл. (!) за физический и моральный ущерб, возникший в связи с тем, что компания продала ей... слишком горячий чай. Пострадав­шая заказала горячий завтрак, чтобы съесть его по дороге, отправ­ляясь на работу. Открыв стаканчик с чаем в машине, она пролила его, испортив платье и получив ожог. Более того, она чуть ли не попала из-за этого в автомобильную катастрофу. Потеря трудоспо­собности в период болезни (упущенная зарплата), затраты на лече­ние и, конечно, моральный ущерб она оценила в "скромную сумму" в 1 млн. долл. Данный процесс создал прецедент, заставивший ог­раничить претензии покупателей трехкратной суммой стоимости купленной вещи.

Другими примерами действия нового юридического принципа являются иски заядлых курильщиков заболевших раком к табачным фирмам или иски случайно (или не случайно) упавших людей в супермаркетах к их владельцам с целью возмещения физического и морального ущерба.

Издержки по подобным искам вынуждают владельцев повышать цены на свою продукцию. Повышенные цены вместе с товарами автоматически переносятся и на страны, где подобные юридические принципы не действуют или не являются нормой общественного поведения. Например, в Россию.

Известно, что абсолютно безопасных товаров просто не суще­ствует (особенно если их использовать не по прямому назначению), к тому же попытки создания только абсолютно безопасных товаров резко увеличили бы их цены. Защита прав потребителей, конечно, необходима, но только в разумных пределах.

Защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров. Однако можно ли получить такую информацию и кто дол­жен это сделать? Важную роль здесь играют общества потребите­лей, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение), законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами фирмы, активно рекламирующие свою продукцию. Информация не бесплатна. Поэтому сразу возникает вопрос: кто в ней заинтересо­ван и почему?

Большая часть информации поступает в форме рекламы, функ­ции которой противоречивы. Часто довольно трудно ответить на вопрос, чего в рекламе больше: информации или дезинформации, правды или обмана. К тому же, обращенная к большой аудитории, она по-разному интерпретируется различными категориями граж­дан. Чем шире аудитория — тем выше коэффициент расщепления информации, тем больше вероятность того, что эту рекламу разные категории читателей и слушателей поняли неоднозначно, со значи­тельными отклонениями, пропустив важные "куски информации".

С ростом качества товара растет и его цена, но именно она может сделать товар недоступным для широкого потребления. Поэ­тому важным критерием становится не достижение полной информированности, абсолютного знания, а оптимальное соотношение качества и цены. Получение полной информации оказывается ско­рее заманчивым идеалом (к которому, конечно, надо стремиться), чем реальной практикой современного хозяйства, для рынков кото­рого по-прежнему типична большая или меньшая информационная асимметрия.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...