Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Разработка логистической системы складского и подъемно-транспортного оборудования

Грузовая единица

Грузовая единица— некоторое количе­ство грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица как основа материального потока связывает склад с внешней сре­дой — с другими участниками логистической системы, а также все подсистемы склада между собой. Формиро­ваться грузовая единица может как на производственных участ­ках, так и на складах.

Основнымихарактеристиками грузовой единицы явля­ются, следующие элементы:

— размеры и вес грузовой единицы;

— способность к сохранению целостности, а также первона­чальной геометрической формы в процессе разнообразных логи­стических операций.

Размеры грузовых единиц, а также оборудования дляих по­грузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использо­вать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы для формирования гру­зовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм, грузоподъёмностью до 1000 кг и 1500 кг. Любой груз, упакованный в стан­дартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Этим достигается унификация размеров транс­портной тары.

В логистике применяется разнообразная материально-техни­ческая база. Для того чтобы она, была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базо­вый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного сред­ства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип со­здания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на, сетку кратных поддону размеров, которые опре­деляют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Способность грузовой единицы сохранять целостность в про­цессе выполнения логистических операций достигается пакети­рованием. Пакетирование — это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Для осуществления доставки между звеньями логистической системы грузовая единица формируется на внешнем товароносителе. При этом, чем крупнее сформи­рованная грузовая единица, тем меньше перевалок на тонну перерабатываемого гру­за. Наиболее часто в качестве внешнего товароносителя используют контейнеры (мел­кие, средне- и крупнотоннажные) и плоские поддоны. Технологии товародвижения, основанные на поставках грузов с использованием указанных товароносителей, со­ответственно, называются контейнерные и пакетные (на основе грузопакетов).

Грузопакеты относятся к группе унифицированных грузов и являются преиму­щественно пакетами из скомплектованных отдельных, главным образом, упакован­ных грузов и соответствующих вспомогательных погрузочных средств, состоящих из товароносителя и средств защиты грузов (рисунок 14).

Возможно создание грузовой единицы без товароносителя (бочки, тюки, руло­ны), но в этом случае груз должен быть скомплектован и погружен с помощью тех­нических средств.

Для по­ставки грузов покупателям, необходимо определить виды и особенности транспортных средств, которые будут осуществлять доставку грузов, а также вид и размеры внешнего товароносителя для осуществления заказа клиентам.

Рисунок 14 – Формирование пакетов

На выбор товароносителя влияет:

- вид и размеры упаковки и транспортной тары;

- система комплектации заказа;

- оборачиваемость товарного запаса;

- применяемое технологическое оборудование для складирования груза;

- особенности подъемно-транспортных машин и механизмов, обслуживающих склад.

Основные требования клиентов к осуществлению поставки в данном случае про­диктованы техническими возможностями погрузочно-разгрузочного фронта на пред­приятии клиента и изменяющимися техническими средствами разгрузки и транс­портировки, а также величиной партии заказа, количеством и размером грузовых мест. Например, отсутствие погрузочно-разгрузочной рампы и соответствующего подъем­но-транспортного оборудования под выгрузку поддонов, делает невозможным при­менение пакетной технологии.

Размеры погрузочно-разгрузочного фронта, высота рампы, ее техническое осна­щение являются определенным ограничением при выборе транспортных средств до­ставки грузов. Величина партии поставки, особенности размеров и вида товара дик­туют условия при выборе внешнего товароносителя. Задача выбора складской грузовой единицы заключается в определении типа и размеров носителя и парамет­ров сформированной на нем грузовой единицы [5, c. 342-350].

3.2. Основные требования, предъявляемые к устройствам для хранения грузов

Зона или участок хранения грузов — это один из важнейших технологических участ­ков складов, на который расходуется до 90% затрат, необходимых для строительства скла­да. На участках хранения грузов может быть применена разнообразная технология скла­дирования, устройства, механизмы и сооружения.

Понятие «способ хранения грузов» включает в себя: вид и условия хранения, типы и параметры устройств, примененных для хранения грузов и для доставки их на места хра­нения; тип и параметры строительных конструкций, создающих определенные условия для хранения грузов.

На материальных складах народного хозяйства широко применяется разнообразное оборудование - стеллажи, поддоны, складская унифици­рованная тара и др. Применение этого оборудования способствует более полному использованию объемов складских помещений, внедрению комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, обеспечению количественной и качественной сохран­ности материальных ценностей.

К устройствам для переработки и хранения грузов предъявляются следующие требования:

· обеспечение качественной и количественной сохранности грузов;

· наиболее рациональное размещение грузов по участкам хранения, с учетом их свойств и технологии переработки;

· максимальное использование площадей и объемов складских поме­щений;

· использование наиболее рациональных технологических процессов переработки грузов и видов подъемно-транспортного оборудования;

· обеспечение максимальной производительности средств механиза­ции, обслуживающих зону хранения и доставляющих грузы на места хранения и с мест хранения на участок выдачи;

· использование простой и надежной системы учета поступления, хранения и выдачи грузов из зоны хранения, а также с мест размещения отдельных видов грузов в этой зоне;

· применение типовых технологических решений, стандартных строительных конструкций и покупного технологического оборудования;

· соблюдение правил противопожарной безопасности, техники безопасности, охраны труда, производственной санитарии [3, c. 150-153].

Внешнее складское оборудование

Внешнее складское оборудование включает выравнивающие платформы, герметизаторы проёмов и секционные ворота.

Выравнивающая платформа (Dockleveller) применяется там, где необходимо иметь простое в эксплуатации переходное устройство между полом помещения и поверхностью автомобиля. Она позволяет беспрепятственно и безопасно вы­полнять погрузочно-разгрузочные работы с использованием транспортных средств. В результате существенно сокращается время погрузки-разгрузки, сни­жается уровень травматизма и вероятность повреждения груза. Каждый тип платформ имеет широкий спектр дополнительных устройств, позволяющих на­иболее полно удовлетворить требования заказчика.

Платформа механическая. Регулировка положения платформы производится вручную без особых уси­лий. Платформа устойчива в любой позиции благодаря балансировочному пружинному механизму. Передние шарниры сконструированы так, чтобы ми­нимизировать обслуживание и чистку козырька (рисунок 15).

Рисунок 15 – Платформа механическая

Гидравлическая платформа с шарнирным козырьком. Регулировка положения платформы и козырька производится операто­ром с пульта с помощью одной общей кнопки, что позволяет избежать оши­бок в работе.

В закрытом положении шарнирный козырек оказывается заблокированным. Это исключает несанкционированное проникновение под платформу и обеспе­чивает безопасность движения транспорта перед погрузочной площадкой.

Гидравлическая платформа с телескопическим козырьком. Применяется для автоматизации любых видов погрузочно-разгрузочных ра­бот, в том числе и для боковой загрузки автомобиля. Данная конструкция ко­зырька позволяет обслуживать автомобили с большей разницей по высоте ку­зова и на большем расстоянии от погрузочной площадки, так как максимальный пролет козырька составляет 1100 мм (рисунок 16).

Рисунок 16 – Гидравлическая платформа

Все перечисленные виды платформ способны выдерживать нагрузку свыше 3—5 т, что позволяет использовать погрузчики для выполнения погрузочно-разгрузочных операций. Возможность поднятия или опускание платформы (свободный ход от 60 до 70 см) позволяет обслуживать любые типы транспортных средств.

Герметизатор проема (Dockshelter) обеспечивает защиту от сквозняков, дождя и ветра. Уплотнение надежно перекрывает зазор между кузовом грузового авто­мобиля и строением, предотвращает энергетические потери и возможные по­вреждения груза, препятствует несанкционированному доступу на склад. Также оно предотвращает проникновение холода или тепла. Этим уменьшается по­требление энергии и благодаря идеальным условиям работы сокращаются про­пуски работы сотрудников по болезни.

Герметизаторы долговечны в эксплуатации и имеют малый срок окупаемости. Размеры герметизаторов выбираются в зависимости от габаритов обслуживае­мого автотранспорта.

Существуют следующие виды герметизаторов проемов. Занавесочный герметизатор наиболее универсальная конструкция, которая может монтироваться на непо­движной или складной раме, а также непосредственно в проем. Благодаря не­большой стоимости данная конструкция наиболее популярна.

Подушечный герметизатор применяется там, где обслуживается автотранспорт одинаковой ширины, но разной высоты и требуется максимальная герметичность проема. Идеально под­ходит для холодильных камер.

Надувной герметизатор. Надувные боковые и верхняя подушки герметизатора плотно охватывают кор­пус грузовика и позволяют обслуживать автотранспорт любого размера: фурго­ны, еврофуры, контейнеры. Надувные боковые и навесные подушки закрывают погрузочную площадку почти герметически. По этой причине он особенно подходит для охлаждения и замораживания товаров в складах. При необходимости секции могут быть быстро и лег­ко заменены (рисунок 17).

Комбинированный герметизатор применяется для автотранспорта, имеющего одинаковую ширину, но разную высоту. Состоит из верхней надувной секции и боковых занавесочных полотен или подушек.

Секционные ворота,гибкие механические секционные и автоматические рулонные ворота выпол­няют следующие задачи:

• уменьшают теплопотери;

• устраняют сквозняки;

• защищают от пыли и шума;

• препятствуют доступу посторонних лиц.
Виды ворот:

• механические секционные ворота;

• высокоскоростные спиральные ворота;

• высокоскоростные рулонные турбо ворота.

Рисунок 17 – Герметизатор проёма

Наиболее простые в эксплуатации и относительно недорогие — это механиче­ские секционные ворота. Открывание и закрывание ворот осуществляется вруч­ную или при помощи электродвигателя. Секции ворот могут подниматься внут­ри склада как вертикально, так и горизонтально в зависимости от установленных направляющих и конструкции склада (рисунок 18).

Рисунок 18 – Механические секционные ворота

Высокоскоростные турбоворота являются результатом объединения творчест­ва и передовой технологии. Предельно высокая скорость, непревзойденная со­противляемость ветровым нагрузкам, уникальная герметичность, надежность и превосходная работоспособность — отличительные черты этой революционной системы ворот. Секции дверного полотна (высотой 225 мм) изготовлены из не содержащего ПВХ, акрилового стекла. По желанию заказчика возможны любые комбинации прозрачных и серых секций.

Высокоскоростные приводные механизмы с микропроцессорным блоком уп­равления и преобразователем частоты обеспечивают максимально высокие ско­рости с одновременной плавностью и бесшумностью работы ворот. Ворота рас­считаны по меньшей мере на 250 000 циклов в год. В случае прекращения подачи электропитания достаточно воспользоваться ручным рычагом для приведения в действие пружинного механизма и подъема полотна ворот [14, c. 72-74].

Стеллажное оборудование

Стеллаж представляет собой металлическую пространственную кон­струкцию, оборудованную вертикальными и горизонтальными стойками, соединенными между собой горизонтальными связями. Грузы устанав­ливаются в ячейки, образующиеся при соединении вертикальных и го­ризонтальных стеллажей.

Применение этого оборудования способствует более полному использованию объемов складских помещений, внедрению комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, обеспечению количественной и качественной сохран­ности материальных ценностей.

В зависимости от назначения существуют следующие виды стеллажей:

• полочные;

• универсальные паллетные;

• мезонинные (многоэтажные);

• консольные;

• глубинные (проходные);

• гравитационные;

• элеваторные.

Полочные стеллажи, используются для хранения однородной или разнородной продукции ма­лых и средних габаритов. Максимально подходят для ручной обработки гру­зов. Быстро монтируются и демонтируются. Модульность и простота кон­струкции позволяют в любой момент осуществить перепланировку склада. Полочные стеллажи могут комплектоваться дополнительными элементами.

Легкие грузовые полочные стеллажи.Группа полочных стеллажей, состоящих из сварной рамы и продольных балок. Могут быть оснащены полками (металл, сварная сетка, ДСП, фанера), а также поперечными элементами (связи) для негабаритных грузов (например, автозапчасти). Легкий грузовой стеллаж предназначен для нагрузки от 150 до 400 кг на один уровень.

Используются для многоярусного хранения грузов на паллетах. Использу­ются при хранении однородных и разнородных грузов. Для защиты конструк­ции стеллажей от случайных ударов штабелеров, погрузчиков устанавливают­ся отбойники и направляющие рельсы. При применении дополнительных аксессуаров появляется возможность хранения бочек, коробок, рулонов и т.д. (рисунок 19).

Рисунок 19 – Лёгкие полочные стеллажи

Наиболее распространенным способом хранения больших объемов промы­шленных грузов или товаров является их складирование в рядных паллетных стеллажах. Груз при этом укладывается на паллеты двух основных типоразме­ров - EUR (800X1200Х150 мм,европаллета) и FIN (1000X1200Х150 мм, фин­ская паллета). Подобным способом можно хранить и тяжелые штучные гру­зы. Данный тип стеллажей характеризуется простотой конструкции, высокой несущей способностью и низкой средней стоимостью одного паллетоместа по сравнению с другими видами стеллажей. Возможно хранение товаров от двух до восьми уровней и более. Универсальные паллетные стел­лажи чаще всего используются при оснащении производственных складов готовой продукции, распределительных центров, оптовых складах-магази­нах, складских комплексов и т.п. (рисунок 20).

Их применение позволяет существенно сократить затраты на хранение еди­ницы продукции, эффективно используя полезную площадь склада (коэффи­циент использования площади склада может достигать 0,6). Конструкции стеллажей позволяют устанавливать одинарные и сдвоенные ряды, длина ко­торых ограничивается только удобством обслуживания погрузочной техники. Также к преимуществу паллетных стеллажей относятся:

• широкий выбор типоразмеров металлоконструкций, рассчитанных на разную нагрузку и разное количество уровней хранения;

• возможность максимального заполнения складского помещения стелла­жами по высоте;

• свободный доступ к каждому паллету без необходимости удалять или пе­ремещать другие паллеты;

• возможность использования паллет разных типов;

• перфорированный (с шагом 50 мм) профиль стоек и использование крон­штейнов с зацепами дает возможность легко регулировать уровень балок в соответствии с габаритами товара;

• удобный контроль складских запасов, возможность компьютерного учета.

Рисунок 20 – Паллетные стеллажи

Мезонинные (многоэтажные) стеллажи. Мезонин позволяет максимально использовать пространство помещения с высоким потолком. За счет возведения новых этажей система позволяет уве­личить в 2—3 раза пространство, предназначенное для складирования и пере­движения товара. Мезонин может использоваться как для зоны хранения то­вара, так и для зоны комплектации.

Площадки мезонина по желанию заказчика могут быть изготовлены из ме­талла, металлической решетки, фанеры. Доступ на этажи мезонина осуществ­ляется с помощью лестниц, оснащенных перилами. Ступени лестницы изго­товлены из рифленого листа, чтобы исключить возможность скольжения.

Консольные стеллажи используются в основном для хранения длинномер­ных грузов (различные профили, пиломатериалы, трубы, рулонные материа­лы, сортовой металлопрокат). Они не ограничивают доступ к любому наиме­нованию товара. Они могут быть как односторонними, так и двухсторонними. На них удобно сортировать товары по виду, длине, весу и т.п., иметь визуаль­ное представление о наличии и количестве товара на складе. Высота ярусов легко варьируется. При установке направляющих на консольные стеллажи по­является возможность использования их в качестве полочных стеллажей без ограничения длины полки и для продукции на вешалках.

Основные характеристики:

• высота стеллажей до 8 м;

• максимальная нагрузка на одну консоль до 1000 кгс;

• длина консоли до 2 м;

• шаг перфорации стоек от 50 до 150 мм;

• число ярусов складирования до 8.

В зависимости от складируемых товаров консольные стеллажи оснащаются различным дополнительным оборудованием:

• кассеты для длинномерных товаров;

• полки из металла, решетки и ДСП для хранения товаров на паллетах;

• специальные держатели для бочек, катушек и рулонных товаров;

• различные разделители, упоры, ограничители и отражатели;

• деревянные или пластмассовые накладки на консоли для более бережного обращения с товаром;

• навесы для установки конструкций вне помещения;

• пожарные отсекатели.

По пожарным требованиям консольные стеллажи должны иметь горизон­тальные экраны (пожарные отсекатели) из негорючих материалов с шагом по высоте не более 4 м.

Глубинные (набивные, проходные) стеллажи. Данный тип стеллажей используется на складах с небольшой номенклату­рой товаров, но с большими объемами хранения, когда быстрый грузообо­рот или непосредственный доступ к любой паллете не являются решающим фактором. При использовании данного вида стеллажей увеличивается площадь под хранение и уменьшается площадь для проезда подъемно-транспортной тех­ники, так как погрузчики заезжают в стеллаж, постепенно загружая его (рисунок 21).

Рисунок 21 – Глубинный стеллаж

Конструкция стеллажей реализует схему «первым пришел, последним ушел». Для защиты конструкции стеллажей от случайных ударов штабелеров, погрузчиков устанавливаются отбойники и направляющие рельсы.

Основные преимущества набивных стеллажей:

• максимальное использование имеющегося пространства склада (до 85%);

• складирование паллеты производится короткой стороной в глубину, т.е. име­ется возможность использовать как европейские, так и финские паллеты;

• короткие пути доступа к паллетам;

• нагрузка на паллету до 1,5 т и более.

Гравитационные стеллажи предназначены для хранения и обработки большого количества однородных грузов узкого ассортимента на паллетах одного типа (или евро, или финских). Вес паллеты с товаром 1 т и более. Позволяют разделить зоны загрузки и вы­грузки. Операции загрузки-выгрузки могут осуществляться одновременно.

Конструкция стеллажей реализует принцип FIFO, т.е. товар, загруженный в стеллаж первым, первым будет выгружен (что актуально при хранении скоро­портящейся продукции). Отсутствие межстеллажных проходов позволяет максимально использовать объем склада.

Основные преимущества гравитационных стеллажей:

• оптимальное использование имеющегося пространства. Компактное

складирование и отсутствие межстеллажных проходов, что обеспечивает высокую степень использования объема склада. Использование принципа «первый пришел, первый ушел» позволяет легко отслеживать сроки годности товара, что важно при хранении скоропортя­щейся продукции;

• вследствие того, что паллеты перемещаются под действием силы тяжести
вдоль склада по роликовому полотну, происходит снижение материальных
и временных затрат на внутрискладское перемещение товаров. Это позволяет существенно экономить время на транспортных операциях с товара­ми, что ведет к сокращению парка складской техники;

• зоны загрузки и выгрузки гравитационного стеллажа разделены, что поз­воляет одновременно загружать и разгружать стеллаж, увеличивая общую
производительность труда на складе.

Элеваторные стеллажи являются высокотехнологичными стеллажами. Используются для архивно­го и складского хранения. Позволяют рационально использовать пространст­во склада и офиса.

Принцип действия системы элеваторных стеллажей основан на том, что полки (или рамки для подвесных папок), вращаясь внутри специального кор­пуса, оснащенного электронной системой управления, по команде доставля­ют нужный материал на удобную для пользователя плоскость-стол. Светоди­одные индикаторы отображают область полки, в которой находится востребованный товар или дело. Система управления проста в эксплуатации и не требует специальных знаний.

Основные характеристики:

• позволяют наиболее оптимально использовать пространство как в высо­ких помещениях складов, так и в небольших офисах. Экономия площади
достигает 70%;

• сокращают время поиска и доступа в два раза, повышают производитель­ность хранилища;

• обеспечивают защиту хранимых материалов от света и пыли.

Электронная система управления может быть подключена к компьютеру пользователя, что в комплексе со специальным программным обеспечением позволяет вести учет хранимых материалов «в режиме реального времени». Используя систему совместно с базой данных электронного архива, можно одновременно получать оригинал и электронную копию документа.

Системы управления нескольких складов с такими стеллажами могут быть объединены в сеть, это позволяет осуществлять поиск и отдавать команду на доставку хранимого материала с любого ближайшего пульта управления.

Имеют встроенную ручную систему управления на случай аварийного вы­ключения электроэнергии [14, c. 75-79].

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...