Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и принципы правового государства

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь наша страна провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государст­вом. Реализация этого конституционного положения в практике государствен­ного строительства предполагает хорошее знание наработанных человечеством моделей построения государства. К их числу относится и модель правового государства.

Концепция правового государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Истоки этой идеи прослеживаются уже в трудах древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Идейно-теоретические основы концепции правового государства заложили Ш. Монтескье (концепция разделения властей), Ж.-Ж. Руссо (идея народного суверенитета), И. Кант (концепция государства как объединения людей, которые подчиняются правовым законам). Сам термин “правовое государство” утвердился в XIX веке в трудах представителей немецкой юридической школы К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Важными вехами на пути к правовому государству и примерами для других стран стали Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., где впервые нашли отражение некоторые принципиальные положения право­вой государственности.

Правовое государство – это государство, которое ограничено в своих действиях правом. Таким образом, в основе концепции правового государства лежит проблема соотношения государства и права: что должно преобладать – право над деятельностью парламента и других государственных органов или сверхвласть названных государственных структур? В первом случае мера сво­боды и ответственности государственных органов и личности зависит от общей воли всех граждан (права), а в другом - исключительно от решений парла­мента. Последний путь ведет к замене права законом, абсолютизации воли за­конодателя и позволяет провозгласить правовым любое государство, где дейст­вует принцип формальной иерархии юридических норм. Чтобы понять отличие названной формы государственности от правового государства, следует обра­титься к анализу его признаков.

Мировая политическая мысль выделяет следующие основные принципы правового государства:

- суверенитет народа;

- верховенство закона;

- всеобщность права;

- разделение властей;

- приоритет прав и свобод человека;

- юридическая взаимоответственность государства и личности.

- Суверенитет народа - это конституционно-правовая регламентация го­сударственного суверенитета. Он означает, что именно народ является высшим и единственным источником власти. В этой связи государственный суверенитет носит представительный характер.

- Верховенство закона заключается в том, что общество руководствуется в своей деятельности правовыми принципами. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают высшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, которые издаются государ­ственными органами. Только законодательный орган может их принимать, из­менять или отменять в соответствии с установленными законодательными процедурами. Нарушение или неисполнение законов должно наказываться также в рамках законов. В этой связи часто поднимается и дискуссируется во­прос о качестве законов. В правовом государстве законы должны соответство­вать праву и выступать основными регуляторами общественной жизни.

- Всеобщность права означает связанность правом самого государства и его органов. Издавая законы, государство не вправе само их нарушать. Госу­дарственные органы и должностные лица обязаны действовать строго на основе и во исполнение законов. В отличие от граждан, которые должны руководство­ваться принципом: разрешено все, что не запрещено законом, государственным органам, связанным с административно-государственным управлением, запре­щено все, что не разрешено законом.

Разделение властей предусматривает оптимальное соотношение компе­тенций законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, согласова­ние противоречий между ними, а также между личностью, государством и об­ществом. Власть не должна быть сосредоточена в руках одного органа или лица во избежание любых форм деспотизма. Принцип разделения властей, наличие системы сдержек и противовесов, с помощью которых власти ограничивают и уравновешивают друг друга, вовсе не исключает их единства и взаимодействия в достижении целей государства и общества.

Приоритет прав и свобод человека означает гарантию законодатель­ного обеспечения прав и свобод человека, их защиту исполнительной властью. В правовом государстве исходят из того, что эти права и свободы неотчуж­даемы и принадлежат человеку от рождения. Они предоставлены в равной мере всем и каждому. Перечень основных прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, а их осуществление не должно нарушать прав и свобод других лиц. В качестве названных стандартов выступают положения и нормы Всеобщей декларации прав человека, Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Пакта о гражданских и по­литических правах и пр. Так, согласно Парижской хартии для новой Европы каждый человек имеет право на свободу мысли, совести, взглядов, убеждений, религии, собраний, передвижения и пр. Каждый имеет право участвовать в сво­бодных и справедливых выборах, владеть собственностью, трудиться. Никто не должен задерживаться правоохранительными и другими органами без юриди­ческих оснований, защиты и справедливого судебного разбирательства в случае официально выдвинутых ему обвинений.

Под юридической взаимоответственностью государства и личности понимаются гарантии обеспечения прав и свобод гражданин со стороны госу­дарства с одновременной ответственностью последних перед государством и обществом. В качестве методов достижения соответствующего поведения гра­ждан применяются стимулирование, убеждение, повышение уровня правовой и политической культуры. Могут использоваться согласно законодательства и определенные санкции за нарушение общепринятых юридических норм пове­дения.

Соответствующую ответственность перед гражданами несет государство. Ее формами являются отчеты исполнительных органов перед представитель­ными, предоставление объективной информации заинтересованным гражданам, судебное преследование действий должностных лиц за ущемление прав граждан.

Таким образом, государство, как источник формирования права, на определенном этапе общественного развития само становится правовым явлением. Правовое государство является важным этапом в расширении свободы индивида и общества, однако в своем классическом, либеральном варианте оно делает акцент на формальном, правовом равенстве. Проблемы достижения фактического, политического и социально-экономического равноправия всех граждан обычно не обсуждаются. Поэтому наиболее развитой ступенью общества является не просто правовое государство, а правовое социальное общество, в котором безусловное верховенство права, его принципов и ценностей дополнено реальными гарантиями обеспечения прав и свобод человека, которые приобретают непосредственное юридическое и социальное значение.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...