Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессы становления правового государства и гражданского

общества

 

Появление правового государства обусловлено исторически и связано с вызреванием и развитием гражданского общества. Однако представления о том, какими они должны быть существенно отличаются в различных концепциях. На определенных этапах развития обычно абсолютизируются те или иные их признаки.

В классической либеральной трактовке выделяется в первую очередь приоритет прав и свобод личности. Правовое государство рассматривается как результат своеобразного «общественного договора» между народом и властью. Это демократическое конституционное государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающее права и свободы личности, подчиненное воле суверенного народа. Взаимоотношения в таком государстве определяются конституцией, которая провозглашает приоритет прав человека. Поэтому граждане имеют реальную возможность защитить себя от произвола государственных органов власти. В таком понимании государство как бы противостоит обществу, является источником постоянной угрозы для его свободы. Данная трактовка соответствует в наибольшей степени эпохе буржуазных революций и свободной конкуренции.

В современных условиях становится все труднее провести четкие грани между государством и обществом. В развитых демократических странах Запада государство во многом утратило свое монопольное положение как единственный инструмент политики. Оно оказывается опутанным сложной сетью общественно-политических институтов, которые формируются гражданским обществом, но являются элементами политической системы. Именно этим объясняются заявления некоторых исследователей о том, что сама идея разделения социальной системы на правовое государство и гражданское общество применима только к ранней стадии развития капитализма и в настоящее время потеряла свою актуальность.

Особо следует обратить внимание на использование названных понятий в постсоциалистических странах. В условиях строительства новой политической системы требования формирования правового государства и гражданского общества наполняются новым содержанием по сравнению с их классической либеральной трактовкой. Здесь мы имеем дело не с констатацией факта их построения, а процессом становления, перехода к новому типу государственности. Под правовым государством и гражданским обществом понимается более высокая степень развития государства и общества, даже по сравнению с конституционным государством, такие правовые взаимоотношения между государством, личностью и обществом, которые означают не их противопоставление друг другу, а отношения социального партнерства в решении всех общественных проблем.

На государственном уровне этот процесс предполагает введение конституционного правления, верховенство закона, связанность законом самого государства и его органов, эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности, четкое разделение властей, функций и полномочий государственных и негосударственных институтов, гарантии прав и свобод граждан.

На общественном уровне новая государственность призвана обеспечить активное и устойчивое социальное, экономическое и культурное развитие общества. Становление развитого гражданского общества является одним из главных условий формирования правового государств.

На личном уровнеуспех преобразований зависит от общей правовой и политической культуры граждан, господства в обществе и сознании людей демократических традиций, нравственных норм, ответственности, самодисциплины и самоуправления.

В этой связи важно понять, что правовое государство и гражданское общество не вводятся единовременным актом и не являются результатом чистой воли законодателя. Приоритетными направлениями формирования правового государства и гражданского общества являются превращение закона в основное средство управления всеми сторонами жизни общества, создание такой общественной ситуации, когда соблюдение законов выгоднее, чем их нарушений, развитие самоорганизации и самоуправления общества.

При этом очень важно избегать двух крайностей: слабой власти, не способной возглавить политические и социально-экономические преобразования, и абсолютизации власти, сдерживающей общественную инициативу и историческое творчество народных масс. Задача заключается в необходимости создания принципиально новой модели государства – эффективного государства.

Концепция эффективного государства, сформулированная в Республике Беларусь, соответствует в наибольшей мере современным реалиям, является наиболее целесообразной в условиях многоукладной экономики. Эффективное государство – это такое государство, которое использует все возможности своего специфического аппарата и общественные институты для обеспечения прав и свобод личности, повышения уровня экономического и социального благосостояния народа, создания и поддержания системы общеобязательных правил поведения людей и гарантий их соблюдения. Эти правила поведения, нормы права основываются на учете интересов различных политических и социальных групп и слоев, на открытости в принятии и осуществлении государственно-властных решений через механизмы коллективного и индивидуального участия граждан и широкой общественности в формировании и осуществлении государственной политики. Тем самым действия государства соизмеряются с его реальными возможностями и подкрепляются возможностями общественных институтов.

Правильное понимание современной роли государства в процессах общественного развития обеспечивает проведение наиболее рациональной политики при реализации всех его функций, способствует решению задач социально-экономического развития, укреплению авторитета Республики Беларусь на международной арене.

 

Контрольные вопросы и задания по лекции №8:

1. Назовите основные теории возникновения государства и факторы, обусловившие данный процесс.

2. В чем заключается сущность государства (в соответствии с различными подходами)?

3. Перечислите неотъемлемые признаки государства?

4. Опишите структуру государственного механизма и его основные элементы.

5. Что такое форма государственного правления? Перечислите основные формы правления.

6. Что такое правовое государство?

7. Назовите основные характерные черты демократического правового государства.

8. Объясните значение термина «суверенитет народа».

9. Разъясните смысл понятий «верховенство права» и «всеобщность права».

10. Почему приоритет прав и свобод человека рассматривается в качестве важнейшего признака правового государства?

11. Какие концепции гражданского общества Вы знаете? В чем их принципиальное различие?

12. Что мы вкладываем в понятие «правовое социальное общество»?

13. Как в Конституции Республики Беларусь сформулированы основы конституционного строя в нашей стране?

14. Разъясните сущность и содержание концепции эффективного государства, сформулированной Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

 

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн.: Беларусь, 2000.

2. От стабильности – к устойчивому динамичному развитию. Послание Президента Республики Беларусь Национальному собранию Республики Беларусь. – Минск, 2000.

3. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий. – Мн.: Право и экономика, 2001.

 

[2; 11; 12; 16; 19; 25; 38; 39; 43; 52; 55; 58; 63; 69; 71; 88; 90; 93]

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...