Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки конституционного процесса в Республики Беларусь.

В начале 90-х годов XX века Верховный Совет БССР все свои усилия направил на создание национального государства. Уже Декларация о государственном суверенитете сделала этот процесс плодотворным. 27 февраля 1991 г. Верховный Совет принимает Закон «Об основных принципах народовластия в Беларуси». Этот закон стал своего рода систематизирующим началом по возрождению белорусской государственности в целом и его идеологии в частности. Им определялось, что единственным источником власти в республике является народ, который может осуществлять ее непосредственно, либо через представительные органы. Право выступать от имени народа закреплялось только за Верховным Советом БССР. Государственная власть разделялась на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной безопасности и охраны правопорядка переподчинялись Верховному Совету республики и государственным структурам, которые он определяет. Запрещалось общественным организациям и объединениям вмешиваться в деятельность государственных органов и должностных лиц, чем окончательно устранялось доминирование КПСС-КПБ в обществе. Так же запрещалось вмешательство последних в деятельность общественных формирований. Этим законом определялось собственность республики. Ею объявлялось все, что находится на территории Беларуси.

Таким образом, закон «Об основных принципах народовластия в Беларуси» регламентировал фундаментальные общественные и идеологические отношения. На этих принципах выстраивались система идеологических ценностей общества, важнейшей из которых была возможность белорусам самим решать свою судьбу. В этом, на наш взгляд, и заключается историческая судьбоносность Закона «Об основных принципах народовластия в Беларуси».

Кстати, о принципе разделения ветвей власти. Политическая наука, исследуя этот вопрос, утверждает, что впервые эту благодатную идею высказал английский мыслитель Джон Локк (1632-1704), а французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755) развил ее, и в таком виде она дошла до нас. Несомненно. В трудах этих великих предшественников идея разделения властей получила свое теоретическое обоснование. Хотелось бы подчеркнуть одну, на наш взгляд, принципиальную деталь: почему-то эти мыслители не удосуживались вспомнить о том, что идея разделения властей уже получила свое реальное воплощение в Статуте Великого княжества Литовского 1588 г., за сто лет до их творчества. Думается, что этот документ был известен теоретикам, и умолчали они об этом напрасно. Однако это уже иная идеология.

Закон «О принципах народовластия в Беларуси» в значительной степени обеспечивал необходимые условия для последующей конституционной деятельности. Августовские события 1991 года ускорили конституционный процесс в республики и направили его в русло независимости и полного государственного суверенитета. Создание в августе 1991 года в Москве ГКЧП, введение в некоторых регионах Советского Союза чрезвычайного положения подтолкнули внеочередную 5-ю Сессию Верховного Совета БССР принять 25 августа 1991 года Закон «О придании статута конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», а также постановления об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белоруской ССР. Законом предусматривалось, что в случаях, когда положения действующей Конституции БССР (1978 г.) входят в противоречие с положениями Декларации о государственном суверенитете, надлежит руководствоваться Декларацией как конституционным законом. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет БССР принимает Закон о названии своего государства. С этого дня БССР уходит в историю, страна получила наименование «Республика Беларусь».

Идеология белорусской государственности приобрела необратимый характер. И хотя некоторые обстоятельства усложняли процесс возрождения белорусского национального самосознания, все же отступать с завоеванных позиций никто не собирался. А обстоятельства эти были более чем серьезные: одно то, что на мартовском 1991 года референдуме 80 % белорусских граждан высказалось за сохранение СССР, ставило республиканское политическое и государственное руководство в сложнейшее положение. Не исключено, что именно такое положение привело к тому, что Беларусь стала одним из инициаторов «приговора» Советскому Союзу как государственному образованию. 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) руководители Беларуси, России и Украины (С.Шушкевич, Б.Ельцин и Л.Кравчук), вопреки воли своих народов, денонсировали договор 1922 года об образовании СССР, тем самым окончательно разрушили могучую некогда державу, раздираемую политическими противоречиями. На ее руинах было создано Содружество Независимых Государств (СНГ), которое вскоре пополнилось остальными союзными республиками, за исключением стран Балтии и Грузии. Верховный Совет Республики Беларусь 10 декабря 1991 г. принял постановление «О денонсации договора 1922 г. об образовании Союза Советских Социалистических Республик» и ратифицировал Соглашение об образовании СНГ.

Суверенной независимой Республике Беларусь требовалась принципиально новая Конституция, которая бы закрепила новую политическую реальность и определила бы основное направление развития возрожденного национального самостоятельного государства. Это тем более было необходимо, поскольку концепция государственного строительства была пока не отработана. Как говорил тогдашний премьер-министр В. Кебич: «Назад пути нет, но и выбор нового еще не сделан». Это подтвердила и работа над проектом Конституции республики. После его опубликования в течение трех лет Верховный Совет не мог набрать необходимого количества голосов. И хотя 5 февраля 1993 г. он высказался за президентскую республику, единства не наблюдалось не только в общественном сознании, или и среди лидеров политических партий. Не было его и у депутатов Верховного Совета. Тем не менее стремление жить под управлением сильной персонифицированной власти в начале 1994 г. берет верх. Период длительных словопрений закончился в пользу президентской республики. Народ верил в сильную личность, способную твердой рукой навести порядок в стране, хотел ее и добивался. А необходимость в такой личности была острейшей: в стране явно просматривалась разбалансировка власти, слабая реализация органами исполнительной власти своих управленческих функций, отсутствовала исполнительская дисциплина.

Другим камнем преткновения был выбор направления общественного развития. Здесь дискуссии были не менее жаркие. Столкнулись две не менее непримиримые идеологии. Значительная часть депутатов стояла за национальный путь развития, за возрождение самобытной белорусской государственности. Оппозиция, возглавляемая активистами БНФ, отстаивала западноевропейскую ориентацию. В конце концов спор разрешился в пользу национального пути развития.

Новой Конституцией Республики Беларусь, которая была принята Верховным Советом 15 марта 1994 г., было введено два новых института власти ‑ пост Президента Республики и Конституционный суд. Правительство приняло форму Кабинета Министров. Согласно Конституции республика Беларусь провозглашалась унитарным демократическим социальным правовым государством, которое владеет верховенством и полнотой власти на всей своей территории.

Одной этой статьей зафиксированы фундаментальные идеологические ценности, которые стали стержнем формирования мировоззрения современников и потомков. Определив демократический путь развития, республика взыскалась за необративность процесса реформирования. И уже политические силы, действующие в стране организованно, свои программные документы выверяют с принятой Конституцией. В качестве ярчайшего примера следует привести тот факт, что в программах партий коммунистической ориентации зафиксирована ориентация на многоукладную экономику, хотя научный коммунизм по этому вопросу высказался весьма определенно: общественная собственность на средства производства.

Далее. Намерение строить правовое государство вызывает доверие и уважение к нашей республики со стороны мирового сообщества. Это тем более символично, что сегодня к Закону опелируют даже те, для кого он остается ширмой, чтобы прикрывать свои неблаговидные деяния. К тому же идея правового государства появилась не сегодня и не вчера. Ее истоки следует искать у Цицерона, древнеримского императора. Но, будучи инициатором «номократии», этому императору не удалось реализовать ее в реальности. Будем надеяться, что в современном мире идея правового государства имеет больше шансов на успех.

Основные идеологические ценности
современного белорусского государства.

Идеологические ценности, выработанные всем ходом исторического развития наций и народностей, представляют собой цель и условия формирования любого государства. Ориентируясь на них, выстраивая с их учетом свою внутреннюю и внешнюю политику, страна стремится достичь состояния, когда идеологические ценности превращаются в бесспорные атрибуты общественного сознания, становятся непреложным фактом реальности, воспринимаются человеком как имманентные черты и качества государственной и общественной практики. На пути к такому состоянию идеологические ценности выступают в качестве ориентиров и инструментов общественной жизни, способствуя организации системной комплексной деятельности в процессе достижения поставленных целей. Их роль и значение возрастают тем более, когда эти ценностные ориентации из сферы дискуссий и словопрений переходят в разряд норм и критериев, принимают характер всеобщих стереотипов, в одинаковой степени разделяемых личностью, группой и обществом в целом. В таком случае совокупность идеологических ценностей становится стержнем государственной политики.

На этапе становления и развития белорусского государства нового типа, основанного на полном государственном суверенитете и независимости, важнейшие идеологические ценности нашего народа нашли свое юридическое закрепление в основном законе страны – Конституции Республики Беларусь.

Конституцией зафиксировано множество идеологических ценностей, которые формируют мировоззрение не только современников, но будут оказывать определяющее влияние на общественное сознание и потомков. Уже в преамбуле Конституции значится, что мы, народ Республики Беларусь принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь, осознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества. В этих словах в полной мере выражено извечное стремление нашего народа к равноправной роли в развитии сообщества, международных отношений. И хотя де-юре Беларусь и в советские времена была членом многих международных институтов, вопросами международной политики и международных отношений занималось специально созданное Министерство, в различных крупнейших международных многосторонних формированиях имела свои представительства, была страной-учредительницей Организации Объединенных Наций, ‑ все же де-факто она никогда не была равноправным членом мирового сообщества, всегда ощущала на себе «горячее дыхание» Москвы и всегда «пела» с ее голоса. И только со времени принятия Декларации о государственном суверенитете 27 июля 1990 года она смогла воистину стать полноправным независимым субъектом мирового сообщества. Именно это сознание позволило ей в декабре 1991 года стать не только участницей, но и принимающей стороной Вискулевских соглашений, в результате которых была перекроена географическая карта евро-азиатского континента: на ней возникло 15 самостоятельных независимых субъектов мирового сообщества.

В настоящее время Республика Беларусь признана более чем 140 государствами мира, с 139 из них установлены дипломатические отношения. Ею заключено более 800 двусторонних договоров с зарубежными странами и международными организациями, она является участницей более чем 700 многосторонних договоров. На правах равноправного члена Республика Беларусь является участником более чем 50 различных организаций, да и в Организации Объединенных Наций занимает достойное место страны-участницы. Она является членом 8 органов, входящих в ООН, избиралась членом Совета Безопасности ООН, Экономического и Социального Совета ООН, ряда его функциональных комиссий. Белорусские представители выполняли функции заместителя председателя Генеральной Ассамблеи, избирались на должности председателей и докладчиков главных комитетов Генеральной Ассамблеи, занимали выборные посты в других органах системы ООН. Белорусские специалисты представлены в Секретариате ООН.

Статья первая Основного закона страны характеризует её как демократическое правовое социальное государство. И хотя до полной реализации этих ориентиров еще далеко, их бесспорное достоинство вселяет оптимизм в сердца людей, объединяет и сплачивает народ в сложные нынешние времена.

Конституция Республики Беларусь изобилует положениями и нормами, о которых наш народ мог только мечтать, которых добивался своей героической борьбой многие столетия.

Анализ Конституции свидетельствует о реализации в ней извечных чаяний любого народа. Судите сами.

Высшей ценностью общества и государства является человек, единственным источником власти – народ. Белорусское государство основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип, который фактически был реализован еще Статутом Великого княжества Литовского, теперь юридически оформлен в Конституции Республики Беларусь. Без него верховенство Закона обеспечить практически невозможно, взаимная ответственность государства и личности не реализуема, так же как сомнительно и обеспечение приоритета личности перед государством, охрана ее прав и свобод. Главой государства и главой исполнительной власти стал Президент Республики Беларусь, который формировал высший исполнительный орган и нес ответственность за его работу. Деятельность Президента регламентирована Конституцией и законами.

В тоже время в качестве коллективного руководителя государства выступал и Верховный совет, который являлся высшим представительным и единственным законодательным органом власти. Он создавал правовую основу государства, определял основные направления его внутренней и внешней политики. И хотя часть полномочий Верховного Совета в угоду принципа разделения властей перешла к исполнительной ветви власти и Конституционном суду, все же его приоритетная роль была сохранена. Верховный Совет не только принимал законы и постановления и контролировал их исполнение, он же обладал правом их толкования. Кроме законотворческой деятельности в функции Верховного совета входили и другие контрольные полномочия: за назначением
Премьер-министра, его заместителей, руководителей силовых министерств и структур, контроль в финансовой и других сферах.

В то же время на законотворческий процесс мог активно влиять и Президент. Он обладал правом принимать указы, участвовать в работе Верховного Совета и его органов, выступать перед ним в любое время с речью или сообщением, предлагать издание новые законов. Президент обладал правом отлагательного вето, мог вернуть закон на доработку, после чего закон мог быть принят не менее, чем двумя третьими депутатов.

Являясь главой исполнительной власти, Президент Республики Беларусь не только активно участвовал в формировании Кабинета Министров, других правительственных структур, решении кадровых вопросов, но и осуществлял личное руководство деятельностью Кабинета Министров, нес ответственность за ее эффективность. К тому же лично он обладал высокой степенью независимости и мог быть смещен со своего поста только Верховным Советом в случае нарушения Конституции Республики Беларусь или совершения преступления.

В этих положениях Конституция Республики Беларусь 1994 г. невольно заложила возможность не столько разделения властей, сколько их противостояние. Стремление использовать опыт развитых капиталистических стран при формировании Конституции, зафиксированное в частности в статье 6, где говорится о том, что власти «взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга», не дало желаемого результата. Там механизм «сдержек» и «противовесов» базируется на политической и социально-экономической стабильности, сложившейся двухпартийной системе, достаточно высокой политической культуре. Беларусь этим еще не распологала, что привело впоследствии к жесткому противостоянию Президента и Верховного Совета.

Согласно Коснтитуции были объявлены выборы Президента Республики Беларусь. В процессе их подготовки и проведения отчестливо проявилась политическая культура, идейное богатсво, мировоззренческая сущность лидеров политических сил. Есть основания пологать, что многие их них “примеряли” президенсткий мундир на себя. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что в президентскую гонку выключилось более 20 претендентов. Среди них особенно активно действовали Зенон Позняк, Василий Новиков, Геннадий Карпенко, Александр Лукашенко, Вячеслав Кебич, Сианислав Шушкевич и другие. Партия любителей пива высказалась за учителя из Солигорска А.Кольцова. О своем стремлении стать первым президентом Беларуси заявил крупный предприниматель из Канады (белорус по происхождению) граф А.Прушинский. Однако необходимое количесвто подписей (100 тысяч) смогли собрать только шестеро: Александр Дубко, Вячеслав Кебич, Александр Лукашенко, Василий Новиков, Зенон Позняк, Станислав Шушкевич. Победивший во втором туре голосования Александр Григорьевич Лукашенко, 20 июля 1994 г. на специально созванной XY сессии Верховного Совета Республики Беларусь принес присягу, что означало вступление в должность главы государства и главы исполнительной власти.

Как только Президентом страны был избран А.Г. Лукашенко, которого никак не ожидали видеть в этом качестве оппозиционные силы и тогдашнее руководство страны, как между ним и Верховным Советом разгорелась ожесточенная борьба. Верховный Совет стремился подчинить своему влиянию Президента. Президент же, пользуясь громадным кредитом народного доверия, который он получил на выборах, мужественно отстаивал свои полномочия, независимость, свое властное поле.

В политической борьбе приняли участие еще два новых политических института: на свою долю властных полномочий претендовал Конституционный суд, созданный в апреле 1994 г., а также столкнулась с Верховным Советом в процессе перераспределения сфер влияния Администрация Президента. Политическое противостояние переросло в кризис, разрешить который в рамках действующей Конституции было невозможно.

Администрация Президента инициировала обсуждение вопроса о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 г. Были выдвинуты для всенародного обсуждения два проекта изменений. И здесь проявились амбициозные подходы к решению государственных вопросов. Проиграв президентские выборы, партия коммунистов Беларуси через свою фракцию в Верховном Совете совместно с фракцией аграриев в представленном проекте даже не упоминает института Президента, тем самым вносит предложение о его ликвидации. Проект Администрации Президента вносит предложение вместо однопалатного Верховного Совета создать новую структуру –двухпалатное Национальное Собрание. На всенародном референдуме, Закон о котором был принят 13 июля 1991 г., победил проект Администрации Президента. За него проголосовало 5, 2 млн. человек, или 70, 45 % избирателей, внесенных в списки голосования.

Проект фракции коммунистов и аграриев получил 582 тыс. голосов, или 4, 93 %.

Согласно внесенным всенародным референдумом 24 ноября 1996 г. изменениям в стране был образован новый законодательный орган – Национальное Собрание с Советом республики из 64 представителей (по 8 от каждой области и г. Минска и 8 представителей, предложенных Президентом) и Палаты представителей из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого, свободного и равного избирательного права при тайном голосовании.

Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является Премьер-Министр, расширены права и полномочия Совета министров, изменен порядок назначения лиц на некоторые государственные посты и освобождения их от должности. Расширены права граждан, предусмотрены иные процессы дальнейшей демократизации общества.

Этим же референдумом был перенесен День независимости республики с 27 июля на 3 июля - когда республика отмечала День освобождения от фашисткой оккупации («за» проголосовало 5,8 млн. человек или 88, 18 % граждан, принявших участие в голосовании). Народ высказался против свободной (без ограничений) продажи и купли земли (82, 88 %), против отмены смертной казни (80, 44 %). Оппозиция вновь потерпела сокрушительное поражение. Первое такое поражение она понесла во время референдума 14 мая 1995 г., в котором приняло участие 64, 8 % граждан, внесенных в списки, и на котором решались вопросы придания русскому языку статуса государственного, утверждения новой государственной символики (75, 1 %), а также поддержки политики Президента Республики Беларусь на экономическую интеграцию с Российской Федерацией (83,3 %). Белорусский национальный путь развития, инициируемый Президентом республики А.Г. Лукашенко, пройдя серьезные испытания, как от внутренней оппозиции, так и внешних сил, был активно поддержан народом, обогащается и дополняется в ходе экономического и политического строительства.

Краеугольным камнем внешней политики Республики Беларусь стала интеграция с Россией, активно и с надеждой воспринятая белорусским народом. В многовекторном характере этой политики российский вектор занимает доминирующее положение. Беларусь всегда активно и настойчиво искала пути сближения с Россией. В ноябре 1992 г. между Беларусью и Россией было заключено соглашение о свободной торговле, в январе 1995 г. – о таможенном союзе. В феврале 1995 г., во время визита Б.Н. Ельцина, Президента России, был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. На его основе подписаны соглашения о совместных усилиях в охране государственной границы, о создании белорусско-российский финансово-промышленных групп, о завершении строительства, использовании и содержании узла Барановичи (система предупреждения о ракетном нападении), использовании радиостанции Вилейка и др.

Все это способствовало сближению интересов двух стран, преодолению некоторых противоречий, и послужило хорошей основой для решения вопросов более глубокой интеграции. Уже 27 февраля 1996 г. президенты двух стран подписали совместное заявление, в котором высказались за дальнейшую интеграцию обоих государств, и предприняли шаги, которые позволили придать этому процессу качественно новый уровень, выявить конкретные принципы и важнейшие направления обоюдного сближения.

3 апреля 1996 г. президенты Белоруссии и Российской Федерации А.Г. Лукашенко и Б.Н. Ельцин подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, основанного на принципах суверенитета и равенства сторон. Этим документом образовывались высшие органы сообщества, был избран Председателем сообщества на два год Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Гражданам двух стран обеспечивались равные права в получении образования, охране здоровья, трудоустройстве, оплате труда, законодательстве и другие.

Следующим шагом на пути интеграции было подписание 2 апреля 1997 г. Договора о Союзе Беларуси и России. В рамках Договора был разработан и внесен на всенародное обсуждение проект Устава Союза Беларуси и России. Он получил всеобщее одобрение. После доработки Устав был подписан 23 мая 1997 г. и вступил в силу. Оба государства сохраняли государственный суверенитет, независимость, территориальную целостность, свои Конституции, государственные символы.

Одним из ключевых вопросов Устава является вопрос о гражданстве Союза, который позволяет преодолеть проблемы, связанные с защитой интересов белорусов в тех странах, где отсутствуют дипломатические представительства Республики Беларусь. Там интересы белорусов, как граждан Союза, получают защиту дипломатических представительств Российской Федерации, которые имеются практически во всех странах мира.

Депутаты национального Собрания Беларуси поддержали оба документа и ратифицировали их. Президент республики А.Г. Лукашенко издал Закон «О ратификации Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза Беларуси и России» и подписал соответствующую ратификационную грамоту. В соответствии с принятыми документами Союз является добровольным объединением и открыт для других стран.

Главные цели, которые преследуют Союз Беларуси и России, состоят в том, чтобы укрепить дружбу, братство и всестороннее сотрудничество между двумя государствами в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других сферах. Уставом предусмотрено обеспечение устойчивого социально-экономического развития Беларуси и России, их безопасности, высокой обороноспособности, взаимного сотрудничества с государствами Европы и мира.

Союз является субъектом международного права. Каждое государство имеет в Союзе один голос при решении вопроса. Руководящими органами Союза являются высший Совет Союза, Парламентское Собрание Союза, исполнительный комитет Союза. Предусмотрена унификация законодательства двух государств.

Уже на первой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которая состоялась в Бресте 12-14 июня 1997 г., создана структура этого органа, обсуждены вопросы его представительства к качестве наблюдателя в европейских межпарламентских структурах: Межпарламентском Союзе, Парламентской Ассамблее Совета Европы, Парламентской ассамблее Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. В декабре 1997 г. был сформирован первый бюджет нового государственного альянса. Финансирование совместных проектов и программ взяли на себя Россия –65 % и Беларусь –35 %.

Очередным актом интеграции стало подписание 8 декабря 1999 г. президентами Беларуси и России Договора о создании Союзного Государства. 26 января 2000 г. состоялся обмен грамотами о его ратификации. Согласно этому документу сформирована рабочая группа по подготовке проекта Конституционного акта нового государственного образования, который предусматривается принимать на референдумах в обеих странах, введение единой денежной системы в Союзном государстве намечено на 2005 г.

Процесс интеграции Беларуси и России приобретает все более конкретные очертания. Он активно поддерживается гражданами обоих государств. Тем не менее, его интенсификация встречает определенные трудности, которые связаны прежде всего со стремлением руководителей Беларуси и России, их государственных органов и конкретных политикой избежать ошибок и просчетов в этом судьбоносном для народов процессе, предусмотреть наиболее плодотворные пути реализации устремлений и чаяний широких народных масс, создать поистине демократическое государственное объединение, в рамках которого можно было бы вывести жизненный уровень человека на высоту современного цивилизованного развития.

Белорусская сторона всесторонне изучает исторический опыт в этом направлении, полезно использует аналогичную практику других международных объединений, творческий потенциал собственного народа, терпеливо и взвешенно ведет сложную политическую работу по реализации принятых договоренностей.

На пути интеграции особенно актуально представляется процесс формирования исторического самосознания белорусов, основанного на восприятии себя как равноправного субъекта мирового сообщества. К сожалению, историческая практика не «баловала» наш народ такой «щедростью». И в Великом княжестве Литовском, и в Речи Посполитой, и тем более, в Российской империи, и даже в составе Союза Советских Социалистических Республик наш народ никогда не имел полного суверенитета. Только в настоящее время он стал равноправным независимым субъектом международных отношений, достойным внимания и уважения других народов. Не взирая на серьезные трудности нынешнего этапа государственного строительства, президент страны А.Г. Лукашенко, политические институты и политические лидеры нашего государства делают все возможное, чтобы закрепить, и приумножить достигнутые ценности, интенсифицировать процесс развития национального самосознания наших граждан, возродить и упрочить присущие нашему народу чувства свободы и справедливости, достоинства и чести, патриотизма и любви к Отечеству.

Эти вопросы были в центре внимания участников постоянно действующего семинара руководящих работников республиканского и местных государственных органов, состоявшегося в марте 2003 г. Выступивший с докладом Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко прямо определил самую острую, сущностную проблему: «Кто мы белорусы, в чем наше предназначение, наша судьба?.. где наше, белорусское место в общественном развитии?» Ответ на эти вопросы составляет стержень всей внутренней и внешней политики страны, мировоззренческую, возможно, самую важную и трудную часть идеологии.

На этом семинаре тщательному анализу и всесторонней оценке были подвергнуты все составляющие идеологической работы, как мощного механизма воздействия на мировоззрение граждан, который безотказно действует в любой среде, в любых условиях, спонтанно либо организованно, целеустремленно либо бессистемно. Закономерным и обоснованным ее результатом является единство или хаос в обществе, стабильность общественно-политической ситуации или раздираемая противоречиями реальность, энтузиазм или апатия граждан. Это тем более важно, что в условиях современной идейной пестроты и плюралистического калейдоскопа Россия, как обоснованно было заявлено на семинаре, перестает быть духовным и культурным оплотом восточно-европейской цивилизации. Эта миссия выпала сегодня на долю нашей страны. Временем, судьбою, ситуацией Беларусь выдвинулась на великую роль духовного лидера этой цивилизации, отмечал А.Г. Лукашенко. В этой связи мы не изменим своей веками сложившейся национальной толерантности, не намерены копировать чужие ценности и установки. Наше отечество, наш народ, наше общество стремится и намерено развиваться в рамках собственной культурной традиции, когда во главу угла будут поставлены собственные идеалы, ценности, цели и приоритеты.

Слов нет, сделать это архисложно и трудно. В этом процессе всем найдется достойное место: политическим структурам и общественным формированиям, политическим партиям и социальным группам, массовым движениям и трудовым коллективам. Но в центре этого процесса всегда будет стоять человек, гражданин Республики Беларусь, только на таком пути наш народ, нашу страну ждет благополучие и процветание, авторитет и доверие. Помочь ему осознать свое место в историческом процессе, в жизни страны и своей судьбе, призвана вся система идеологической работы. Поэтому в центре всей работы с людьми следует ставить идеологические проблемы, под постоянным вниманием держать мировоззренческие вопросы.

 

 

Контрольные вопросы и задания по лекции №14-15:

1. Охарактеризуйте взаимосвязь политического сознания и политической идеологии.

2. Каковы функции политической идеологии в общественном и государственном развитии?

3. Каковы концептуальные основы либерализма?

4. Укажите основные черты неолиберализма.

5. Перечислите основные постулаты социалистической идеологии.

6. Опишите процесс становления и принципы демократического социализма.

7. Раскройте содержание консервативной идеологии.

8. В чем заключается особенность неоконсерватизма?

9. Какие концептуальные составляющие каждой из трех основных идеологий соответствуют, с вашей точки зрения, идеологии белорусского государства?

Литература

[1; 6; 8; 32; 40; 42; 47; 53; 57; 53; 57; 61; 86]

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...