Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства национальной психологии

 

Свойства национально-психологических особенностей — это проявление закономерностей функционирования национальной психики.

Во-первых, национально-психологические особенности, концентрируя в своем содержания национальную специфику психологических процессов и состояний, а также национальное своеобразие взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, обладают способностью детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования этих психологических явлений, придавая ему особую направленность.

Детерминация этнопсихологическая (с лат. determino определяю) — процесс проявления причинной зависимости, выражающийся в способности национальной психологии (национально-психологических особенностей) влиять на характер протекания и функционирования других психологических явлений.

Каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктует его этническая среда и многолетний опыт национального развития.

Во-вторых, важнейшим свойством национально-психологических особенностей является невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю. Хотя, с другой стороны, для более четкого выражения специфики национально-психологических особенностей можно было бы взять психологию и формы ее проявления у представителей какой-либо начальной общности в качестве своеобразного эталона для внесения. Однако исследования российских и зарубежных ученых показывают, что практически это невозможно. Методологически же отдавать приоритет в психологическом развитии представителям конкретного этноса просто неверно.

Национально-психологические особенности людей, кроме того, слабо подвержены непосредственному воздействию объективных обстоятельств. Поэтому, в-третьих, они обладают еще и большой по сравнению с другими психологическими явлениями консервативностью и устойчивостью.

Неотъемлемым свойством национально-психологических особенностей является их многообразие. У каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеет свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изучение и осмысление. Рекомендуется проводить сравнения с однотипными характеристиками представителей других наций и народностей.

Психологический механизм подобного сравнения можно представить на следующем примере. Французам типичный немец представляется блондином. Действительно, блондинов в Германии больше, чем во Франции. Однако в общей популяции немцев на их долю приходится меньшинство в сопоставлении с лицами, обладающими темными волосами. Следовательно, реально типичный немец блондином не является, но французам и представителям некоторых других наций в силу субъективности их оценок, он таковым кажется. Но если на примере восприятия физических качеств сравнительность оценок проявляется наглядно, то при восприятии социальных качеств людей и их поведения этот эффект порой скрыт и требует достаточной наблюдательности, а потом и правильного осмысления. Так, если китаец-неудачник в старости получает помощь от детей, он счастлив и рассказывает об этом всем окружающим. Американцы, наоборот, скрывают такого рода факты и мечтают о независимости. Самоуверенность, стремление к независимости развиты у американцев более, чем у представителей других народов [286. — Р. 67-68].

Задача этнопсихологии состоит в том, чтобы находить закономерные зависимости и связи в оценках своеобразия проявления национально-психологических характеристик представителей конкретной нации и видеть их отличие от им подобных у представителей других общностей.

Свойства национально-психологических особенностей — результат влияния этнопсихологического отражения, основная суть которого состоит в том, чтобы аккумулировать опыт жизни, деятельности и в окончательном итоге сформировать национальную психику.

Основу проявления этнопсихологического отражения составляет механизм постоянного сравнения вновь воспринимаемых сознанием воздействий объективной действительности со старым, «национальным» по содержанию опытом. Образно говоря, сознание человека, представителя той или иной этнической общности настроено на определенную «волну» восприятия и осмысления окружающего мира в соответствии со сложившимися национальными традициями и установками, которые, во-первых, словно фильтр очищают его психику от того, что для нее в этническом отношении «чуждо», и, во-вторых, задают размер и направление этой «волны». Речь при этом, конечно, идет не об общих закономерностях функционирования психики, которые у всех народов одинаковы, а о внутреннем соотношении операций и действий в рамках этого процесса.

Сложившийся у каждой этнической общности свой, национальный, настрой индивидуального и общественного сознания всегда своеобразно учитывает характер воздействия объективной действительности, соответствующий новым обстоятельствам, в каждом конкретном случае отличных от предыдущих. Психическая деятельность человека — результат диалектического взаимодействия, с одной стороны, объективных воздействий окружающей действительности, влияющих на нее, а с другой, — субъективного их восприятия (сложившихся у представителей той или иной этнической общности системы мышления, своеобразного проявления эмоций и воли, традиционных представлений о характере взаимоотношений между людьми).

Поскольку этнопсихологическое отражение аккумулирует в себе огромный опыт жизни, культуры и быта предшествующих поколений, оно обладает значительной силой. В некоторых исследованиях сила психического, общественно-психологического и этнопсихологического отражения признается примерно одинаковой с идеологическим отражением. Однако это не совсем так.

Идеологическое отражение в ряде случаев сильнее отражения общественно-психологического, поскольку идеология как бы упорядочивает общественную психологию. По отношению к общественно-психологическому этнопсихологическое отражение ближе к отражению идеологическому. Оно как бы систематизирует содержание общественной психологии, придает ему определенную направленность, «очищает» от случайного, всего того, что в национальном и культурном отношении непривычно. Можно считать, что этнопсихологическое отражение значительно сильнее, чем отражение общественно-психологическое, но слабее идеологического и находится как бы в промежутке между ними.

Следует помнить, в нашем сознании процесс осмысления присущих каждой нации общих признаков представляется совершенно отдельным явлением национальной психологии, частью только общественной психологии.

Но это, с одной стороны, не собственно общественная психология, а то, что относится к эмпирически обобщенному человеческому опыту, т.е. второму составному элементу общественного сознания.

И с другой стороны, при этом идет сопоставление по различным критериям, вот почему этнопсихологические явления раньше всегда отрывались от индивидуального сознания.

Относя национальную психологию к собственно общественной психологии, исследователи видели в ней известную нечеткость, эмпиричность, незавершенность и неуловимость, говорили о трудности изучения ее содержания, невозможности полностью его постичь.

Все это затрудняло процесс осмысления ее роли в системе явлений общественного и индивидуального сознания. А она достаточно велика.

Специфика национально-психологического отражения закреплялась исторически. Появление человека, выделение его из мира животных, весь последующий ход развития был процессом развития у него качеств, необходимых для жизни в обществе. И уже с возникновением родоплеменных отношений социально-психологические качества людей подвергались строгому отбору. Сложившийся в системе родоплеменных связей механизм ограничения психики определенным кругом явлений продолжал функционировать в последующее время. Причем с образованием государственности, с разделением общества на классы сила его воздействия непрерывно возрастала за счет принятия идеологических теорий господства и подчинения, которые все чаще акцент делали на национальной исключительности. Предписываемые этим механизмом стереотипы реагирования и поведения людей принимали все более жесткий характер и почти в неизменном виде передавались новым поколениям.

Опыт психической деятельности и характер функционирования психики носил уже сугубо национальное (этническое) своеобразие, поскольку его развитие шло только в границах этнических общностей. Межнациональные отношения, возникавшие в ходе торговли и войн между странами, способствовали закреплению специфических национальных черт психики людей, так как они выделяли их среди представителей других этносов и обеспечивали приоритет в тех или иных видах деятельности. «История внешних отношений — войны, конфликты, союзничество и сотрудничество, многообразные внешнеполитические ситуации далекого и близкого исторического прошлого глубоко запечатлеваются в памяти поколений, а следовательно, откладываются в национальном сознании, национальной психологии, объективизируясь в различных интерпретациях явлений исторической жизни народов, в определенных духовных, идеологических и общественно-психологических формах общественного сознания», — отмечает А. Ф. Дашдамиров [69]. С развитием капитализма доминирование национального над общечеловеческим, национально-психологического над общепсихологическим получило свое окончательное закрепление.

 

Функции национальной психики

 

Проблема функций психики (сознания) является одной из сложнейших в современной психологической науке. Подходы к ее решению в настоящее время строятся на признании когнитивной, регулятивной и коммуникативной функций психики, которые детерминируют деятельность субъекта. Национальная психология (национально-психологические особенности), сохраняя общепсихологические системные свойства, также выполняет подобные функции. Однако есть функции, присущие только национальной психологии. Важнейшей из них является объективизация этнической специфики.

Деятельность — «зеркало психики человека», в котором не могут не проявляться и национально-психологические особенности. С другой стороны, последние, как и все другие психологические явления, включаются в причинную взаимосвязь бытия одновременно и как обусловленные, и как обусловливающие. Под воздействием объективизации национальной специфики осуществляется проявление в деятельности и поведении представителей той или иной этнической общности специфических особенностей их индивидуального и общественного сознания, реализуемое через посредство присущих именно их нации своеобразных психологических качеств и трудовых навыков, через использование традиционных способов и путей достижения целей деятельности.

Рассматриваемая функция по механизму действия имеет много сходного с проявлением психологических особенностей у людей с одинаковыми трудовыми специальностями. По свидетельству А. А. Бодалева, представители различных профессий обнаруживают тенденцию по своему воспринимать внешний облик других людей [24. — С. 122]. Американские социологи, изучавшие внешние признаки поведения государственных чиновников, пришли к выводу, что обезличенный характер административной деятельности, строгая приверженность к определенным правилам и распорядку способствуют общему объединению этих людей в профессиональные группы, обусловливают бедность их эмоциональной жизни, проявление формализма и сухости в их взаимоотношениях с теми, кто ничего общего с этой службой не имеет [300. — Р. 205]. Экспериментально доказана и зависимость ценностных ориентации личности и групп людей от их социальной роли [111. — С. 26].

Сама по себе объективизация национальной специфики в отличие от рассмотренных выше примеров носит нейтральный характер, так как восприятие людьми себя как членов определенной этнической общности в процессе осознания ими собственной активности отнюдь не означает конфликтное сравнение собственных деловых и социальных качеств с им подобными у представителей других наций и народов. Такое сопоставление обычно осуществляется лишь в том случае, если люди различных национальностей совместно трудятся. Но и тогда, как правило, оно не имеет антагонистической окраски.

Основу объективизации этнической специфики, свойственной любой общности, составляет социальный опыт, являющийся следствием своеобразия ее социально-политического, экономического и культурного развития. «Культура, — писал Л. С. Выготский, — создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций человека» [43. — С. 45]. В ходе предшествующих этапов исторического развития нации ее прошлый опыт закрепляется не только в традициях, обычаях и привычках людей, а также и в нормах поведения, образе реагирования на окружающую обстановку, в действиях в различных стандартных ситуациях.

Национальная психология (национально-психологические особенности) выполняет в деятельности и регулятивную функцию. Рассматривая любую деятельность как систему, имеющую свою структуру, внутренние переходы и превращения, развитие, психологи считают, что субъекты этой деятельности — человек, группы людей — не пассивны, а активны в своем отношении к ней. Они сами управляют своим поведением в деятельности, сами ориентируют ее развитие в нужных для достижения поставленных целей направлениях. Национально-психологическая регуляция сложна и может осуществляться за счет, например, преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки, деятельности за счет традиционных форм и способов.

Национально-психологические особенности не только оказывают влияние на общий характер проявления психики людей, но и придают этому процессу определенную структуру и содержание. Третья их функция, контролирующая, реализуется в форме проявления национального своеобразия процессов адаптации, стабилизации и стимуляции.

Адаптация. Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать приспособлению людей разной национальности к условиям деятельности. Адаптация же при этом выражается не только в приспособлении организма к специфическим условиям труда, но и в приверженности традиционным способам поведения, позволяющим человеку справляться с трудностями, достигать успеха в деятельности. Как показывают психологические исследования, французы, например, легко входят в обстановку благодаря своей сообразительности, энергичности, легкости, подвижности. Англичанам же, которым присущи неповоротливость, слабая сообразительность, беспомощность, требуется значительно больше времени для привыкания к условиям деятельности.

Несмотря на наличие у представителей разных народов неодинаковых адаптационных возможностей, они так или иначе рано или поздно приспосабливаются к условиям деятельности, т.е. начинается процесс стабилизации. И тогда наступает этап восполнения недочетов, присутствовавших ранее, или, наоборот, они проявляются более выражено. Результаты психологических исследований свидетельствуют, что у французов, например, быстро снижается энергичный настрой в деятельности, падает активность, теряется уверенность в своих силах, особенно если их действия не приносят желаемого успеха. У англичан же, как правило, все происходит по-другому. Привыкнув к условиям труда, они действуют хладнокровно, настойчиво, уверенно.

Национально-психологические особенности, проявляясь в деятельности, обусловливают определенную динамику (а иногда и содержание) психологической активности представителей конкретных этнических общностей. В зависимости от присущих им воли, динамики и состояния эмоционально-чувственной сферы их психики в процессе деятельности могут возрастать или понижаться воодушевление и деловой настрой, активность предпринимаемых усилий и т.д. Стимуляция последних посредством традиционных, национально специфичных форм поощрения активности дополняет процессы адаптации и стабилизации, придает своеобразие деятельности людей тех или иных наций и народов.

Национально-психологические особенности личности или этнической группы в полной мере могут проявляться только в деятельности, которая представляет собой систему действий, совершаемых с помощью орудий труда и направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

Деятельность осуществляется под контролем сознания человека или групп людей, что позволяет учитывать внешние условия трудовой обстановки и в соответствии с ними изменять и планировать действия людей, оценивать их результаты. Существует, таким образом, единство между деятельностью и сознанием ее субъекта. Любая деятельность наполняется своим конкретным психологическим содержанием благодаря умственным, эмоциональным, волевым и мотивационным особенностям личности и группы, их знаниям, умениям и практическому опыту.

Национально-психологические особенности будучи составной частью этого психологического содержания и в то же время формами выражения его национального своеобразия оказывают обратное влияние на деятельность, придавая ей специфические характеристики. Вместе с тем национально-психологические особенности являются и элементом психологических предпосылок эффективности деятельности, к которым отечественные психологи относят особенности мотивации, познавательных, эмоциональных и волевых процессов (частные предпосылки) и положительные психические состояния, степень распределения: активности сознания на цель, обстановку, свои орудия производства, поведение, динамизм и устойчивость психики (общие предпосылки). Эффективность коллективной деятельности зависит также от сплоченности, навыков и умений его членов, социально-психологической атмосферы, в нем царящей.

Проявление и специфику функционирования национально-психологических особенностей можно рассматривать в качестве психологических предпосылок эффективной деятельности, к которым также относят трудовую мотивацию, познавательные, эмоциональные и волевые процессы, положительные или негативные психические состояния, целеполагание, морально-психологическую обстановку, поведение, динамизм и устойчивость психики. На последние национально-психологические особенности представителей конкретных этнических общностей также оказывают свое влияние. Эффективность групповой деятельности зависит также от сплоченности, навыков и умений представителей этнических групп.

При оценке эффективности деятельности, кроме того, принимаются во внимание не только психологические, но и морально-нравственные (моральный климат) и операциональные (характер применения форм и способов действия) предпосылки. Однако как в морально-нравственном климате, так и в формах, способах действий, можно выделить психологическое содержание (психологический компонент). С другой стороны, морально-нравственные качества и психологический климат в совокупности и единстве своих проявлений составляет основу деловых и профессиональных возможностей людей в осуществлении определенной деятельности.

Изучение национально-психологических особенностей, своеобразия их проявления в трудовой активности представителей той или иной этнической общности дает, таким образом, основания для определенной оценки их деловых возможностей (с психологической точки зрения).

Будучи реальными психологическими явлениями и благодаря присущим им специфическим свойствам, национально-психологические особенности обычно влияют на эффективность деятельности на трех уровнях:

v национального своеобразия организации труда, характера и вида выполняемой деятельности;

v национальной специфики проявляемых профессиональных и творческих качеств людей в процессе труда;

v национального своеобразия морально-нравственного климата.

 

Вопросы для повторения

 

1. В чем проявляется сущность психологии нации?

2. Что такое системообразующая сторона психологии нации?

3. Что такое динамическая сторона психологии нации?

4. Перечислите свойства национально-психологических особенностей.

5. Перечислите функции национальной психики.

 

Вопросы для самостоятельных исследований

1. Попытайтесь объяснить разницу между системообразующей и динамической сторонами психологии нации.

2. Нарисуйте схему, отражающую структуру общественного сознания и отметьте на ней место национальной психологии.

3. Постарайтесь объяснить, благодаря чему так велика роль национальной психологии в жизни и деятельности людей.

4. Выясните, почему раньше существовало столько путаницы в объяснении структуры психологии нации.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...