Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия

 

В нашей стране имеется очень много коллективов (профессиональных и иных групп), являющихся многонациональными по своему составу. Именно в них проявляются национальные особенности, традиции, нормы поведения людей, во многом влияющие на межличностные отношения.

Коллектив — высшая форма развития малой группы, в которой ее представители объединены единством общих целей и задач совместной деятельности, строгой организацией труда и сплоченностью. Многонациональный коллектив, обладая всеми важнейшими характеристиками развитой группы, требует в то же время особого внимания со стороны руководителя и с точки зрения регулирования существующих в нем взаимоотношений между представителями различных этнических общностей.

Для многонациональных коллективов характерна активность межэтнического общения, обусловленная формированием их по территориальному признаку, комплектованием из традиционно проживающих в конкретных районах национальностей, привыкших к постоянным контактам друг с другом, взаимно уважающих традиции, привычки, нормы поведения одна другой. В то же время сфера подобных межнациональных отношений в этих коллективах находится в постоянном развитии, может в зависимости от обстоятельств в большей или меньшей степени трансформироваться. Так, после развала СССР во многих районах средней полосы России появилось большое количество мигрантов из бывших союзных республик, которые в условиях нового культурного окружения проявляют большую сплоченность в совместных действиях, ведут себя активнее и организованнее по сравнению с местными жителями. Все это вызывает определенное недовольство со стороны последних, которое весьма специфически проявляется во взаимоотношениях с мигрантами. К ним относятся настороженно, а порой и негативно [125].

Часто именно в многонациональном коллективе руководитель, социальный работник и педагог впервые встречаются с представителями той или иной национальности и в большинстве случаев оказываются неподготовленными к общению с ними. Данные специальных исследований показывают, что межнациональное общение в таком коллективе, кроме того, возрастает в 4-6 раз, и это требует от каждого человека преодоления дополнительных психологических трудностей [7. — С. 17].

Практика свидетельствует, что большинство руководителей многонациональных коллективов, особенно низшего звена, испытывают частые и серьезные затруднения в управлении межнациональными отношениями, прежде всего на начальном этапе своей деятельности. Объясняется это целым рядом причин. Главная среди них — отсутствие специальной подготовки к работе с людьми именно в многонациональном коллективе. Вот почему в настоящее время большинство молодых специалистов оказываются практически беспомощными, сталкиваясь на первых порах с социально-психологическими явлениями, возникающими в многонациональном коллективе. Социологические опросы показывают, что только через 4-5 лет после начала практической деятельности у людей, стоящих во главе трудовых коллективов, появляются достаточные знания национально- и социально-психологических особенностей тех людей, среди которых им приходится работать, и только потом формируются устойчивые умения и навыки регулирования межнационального взаимодействия и отношений [153. — С. 208].

Однако знания и опыт не всегда гарантируют от ошибок, так как в целом по стране еще не организованы повсеместно (а если и проводятся, то лишь эпизодически) обсуждение и обмен накопленной практикой управления межнациональными отношениями и тем более пока совсем неизвестны привившиеся на западе тренинги межнационального общения. Многие общественные организации и органы местного управления лишь теперь, под влиянием региональной напряженности, начали уделять внимание проблеме изучения национально-психологических особенностей, формам воспитательной работы с представителями конкретных этнических общностей, путям предупреждения негативных процессов, происходящих на национальной почве. К сожалению, пока еще очень мало издается литературы, которую можно было бы использовать в качестве подспорья в деятельности по сплочению многонациональных коллективов.

Последние отличаются от однонациональных групп своей социальной организацией. В этом смысле представляют интерес мотивы консолидации людей внутри таких объединений по национальному признаку. Руководитель, социальный работник и социальный педагог содержание и специфику этой консолидации должны представлять во всей полноте, поскольку именно через нее преломляются все предпринимаемые воспитательные воздействия. Кроме того, изменения в настроениях, переживаниях представителей одной национальности в коллективе — это своего рода барометр, по показаниям которого можно судить о результатах воспитательной работы, управленческих решениях, определять перспективы дачьнейшего сплочения многонационального коллектива или проводить в нем соответствующие обстоятельствам разъяснительные мероприятия.

Специальные исследования в области психологии общения свидетельствуют также, что первые воспитательные воздействия сначала катализируют, а потом и усиливают активность во взаимоотношениях людей одной национальности. Увеличиваются содержательность, длительность и полнота таких контактов. В ходе них проявляются национально-психологические особенности поведения и межнациональные пристрастия. По ним можно судить о межэтнической напряженности и принимать меры по ее снижению. Опыт районов, где периодически возникают межэтнические конфликты, показывает, что если руководство региона правильно оценивает предшествующую инцидентам (обострению взаимоотношений между представителями национальных групп) обстановку, проводит необходимую профилактическую организационную работу, то таких конфликтов можно избежать. В многонациональном коллективе наблюдается большое разнообразие форм межличностных отношений, основанных на национальной принадлежности, культурной специфике, своеобразии языка, обычаев, традиций [50. — С. 167]. Их трудно охватить вниманием и заботой в полном объеме, но они должны фиксироваться в интересах эффективности воспитательных усилий, направленных на весь имеющийся объем связей и межличностны контактов. Знание специфики проявления в этом процессе национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей облегчает деятельность руководителя, социального работника и социального педагога. На основе всестороннего анализа национального своеобразия отношений и общения можно находить нетрадиционные подходы, устанавливать приоритетность тех шагов, которые следует предпринимать в интересах достижения целей воспитательной деятельности, всего процесса руководства и управления.

В многонациональном коллективе достаточно активно проявляются и отношения, связанные с поддержанием устойчивых связей между представителями одной национальности в рамках, например, предприятия, цеха, учреждения и т.д., т.е. отношения межгрупповые. Анализ сегодняшней ситуации на местах показывает, что такие отношения распространены и достаточно устойчивы. Более того, они усиливаются по мере интенсификации обмена информацией по вопросам как политического характера, так и по проблемам производства. Психологические исследования свидетельствуют, что активизация таких связей может быть предпосылкой и определенных трений между представителями различных этнических общностей [80]. Руководитель, социальный работник не должны оставлять без внимания все эти отношения, обязаны их анализировать, а затем и учитывать в своей деятельности.

В то же время было бы неправильным считать взаимодействие между людьми одной национальности в коллективе национальными отношениями в полном смысле этого слова. Это скорее узкоэтнические отношения, возникающие между отдельными носителями одинаковых национально-психологических особенностей. Они обнаруживаются главным образом в структуре социокультурных межличностных контактов. Иначе говоря, в коллективе структурообразующей единицей выступает не непосредственно один человек определенной национальной принадлежности, а группа людей одной национальности, в которой формируется этногрупповое самосознание, начинают регулярно проявляться общие интересы и стремления [102. — С. 68].

Этот процесс должен держать в поле зрения руководитель коллектива (социальный работник и социальный педагог). Необходимо четко фиксировать этапы его развития, явления, которые его сопровождают. Последние могут определять как направленность, так и содержание всех форм активности в воспитательной работе. Вполне понятно, что все предпринимаемые усилия должны осуществляться не в интересах установления, принятия каких-либо административных мер, применения методов экономического или политического давления. К числу они привели, сегодня хорошо известно. Нужна эффективная работа по сплочению членов многонационального коллектива, предотвращению извне инспирированных межнациональных трений.

Объектом воспитательного воздействия необходимо рассматривать этническую микрогруппу как исходную единицу социальной структуры многонационального коллектива. Последняя представляет собой прежде всего объединение людей одной национальности, характеризующееся единым языком, общими национально-психологическими особенностями, культурным единообразием и этногрупповым самосознанием, наличием внутри-групповых норм и принципов.

В многонациональном коллективе таких микрогрупп может быть несколько. Их члены реагируют на однотипные воспитательные воздействия по-разному, определяя в большей степени функционирование различных общеколлективных социальных и морально-психологических ценностей, например, общественного мнения, групповых настроений, традиций и т. д. И поскольку для формирования результативной деятельности всего коллектива необходимо единство отдельных, возникающих в каждой этнической микрогруппе социально-психологических процессов, постольку главной задачей воспитательной работы в многонациональном коллективе должно быть целенаправленное вовлечение членов всех микрогрупп в общее русло коллективно полезной активности.

Сама воспитательная работа при этом значительно усложняется, требует большей напряженности усилий, объемных знаний, профессиональной подготовленности, высокого педагогического мастерства. Приоритетное значение приобретает знание руководителем, социальным работником и социальным педагогом существа национально-психологических процессов, происходящих в коллективе, умение учитывать закономерности их проявления. Необходимы также и практические навыки использования этих процессов в интересах сплочения коллектива, что облегчает воспитательную работу в целом.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...