Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе

 

Учет национально-психологических особенностей предполагает особое построение воспитательной деятельности в коллективе. Национально-психологические особенности, с одной стороны, определяют своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание. Представители различных национальных общностей по-своему воспринимают стиль поведения руководителя, социального работника и социального педагога. Они предъявляют разные требования к их моральным и нравственным качествам, профессиональным навыкам, педагогическому мастерству. Известно, например, что у некоторых коренных народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока поначалу ценится не столько само содержание их воспитательных усилий, сколько умение подойти уважительно к представителю той или иной нации, способность доводить информацию постепенно, дозируя ее на различных стадиях воздействия. У представителей государств Прибалтики приоритет в воспитательной работе отдается тому человеку, которому сразу удается доказать логическую необходимость и целесообразность предпринимаемых усилий.

Национально-психологические особенности, с другой стороны, опосредуют продолжительность воспитательных воздействий. Руководителю, социальному работнику и социальному педагогу, управляющим коллективом, сформированным, например, из удмуртов, чукчей, бурятов или якутов требуется настрой на продолжительную и объемную работу как с каждым конкретным представителем конкретной этнической микрогруппы, так и с ней самой в целом. Почти так же будет обстоять дело и в коллективе, в который входят выходцы из Средней Азии. С гражданами славянских и прибалтийских национальностей изначально требуется очень напористая, всегда чрезвычайно убедительная активность руководителя (социального работника и социального педагога), эффект от которой должен быть ощутим с первых шагов.

Все эти нюансы определяются исторически сложившимися традициями в отношении к педагогической деятельности у конкретных народов. Многое здесь зависит и от специфики культурного развития этнической общности. Воспитание — это воздействие на личность человека определенной национальности, видоизменение ее в интересах более гибкого и всестороннего общения и взаимодействия с представителями других наций и народностей. По этой причине руководитель, социальный работник и социальный педагог в своей деятельности обязаны предусматривать возможные проявления национального своеобразия индивидуальности тех, на кого она направлена [265. — С. 178-180].

Эта закономерности в воспитательной работе — следствие специфики национальных механизмов деятельности и поступков людей. В основе таких механизмов лежат установки и стереотипы, закрепленные всем ходом исторического и культурного развития национальной общности.

Национально-психологические особенности оказывают существенное воздействие и на конструкцию собственно воспитательных мероприятий. Они могут способствовать или, наоборот, препятствовать адаптации представителей той или иной нации к требованиям со стороны руководителя, социального работника и социального педагога. Например, у некоторых народов Севера есть традиция не противопоставлять себя явно воздействию со стороны воспитателя другой национальности, а постепенно завоевывая его на свою сторону, свести эту деятельность к приемлемым для них формам и способам взаимного общения. У представителей некоторых народов Северного Кавказа непонятные или непривычные для них приемы и средства воспитательного воздействия, как правило, сразу же встречают неприятие или даже противодействие.

Можно выделить три этапа процесса адаптации национальной психологии представителей той или иной национальности к педагогическим мероприятиям. На начальном этапе национально-психологические особенности или способствуют или препятствуют воспитательному воздействию руководителя, социального работника или социального педагога. Если они вступают в противоречие с целями последних, то должны предприниматься конструктивные шаги для перестройки содержания и качества педагогических мероприятий. В этом случае требуются усилия по нахождению более эффективных путей для привлечения внимания объекта воспитания. Теперь уже потребуется довольно длительное время, которое необходимо затратить на тщательное изучение ситуации в коллективе, уточнение специфики проявления национально-психологических особенностей, специфики их влияния на взаимодействие и общение с представителями конкретных этнических микрогрупп.

На втором этапе происходит стабилизация воспитательных воздействий. Несмотря на трудности начального периода, руководителю, социальному работнику и социальному педагогу, как правило, удается найти контакт с людьми, достигнуть определенного взаимопонимания. На этой стадии воспитательной работы наблюдается и консолидация активности ее субъекта и объекта в интересах закрепления успеха, устанавливаются прочные связи с каждым конкретным членом коллектива или группой лиц одной национальности, закладывается база для совместного взаимодействия людей в рамках коллектива.

На последнем этапе максимально раскрываются потенциальные возможности представителей всех этнических миммикрогрупп во взаимодействии друг с другом. Теперь национально-психологические особенности людей уже стимулируют активность руководителя, социального работника и социального педагога, обусловливают большую интенсивность проявления дружеских отношений. В таких условиях мероприятия по интернациональному воспитанию становятся гораздо более результативными, прямо способствуют сплочению членов многонационального коллектива. А если и возникают какие-то трудности совместного взаимодействия людей, то они быстро нейтрализуются самими представителями этнических общностей [120. —С. 162].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...