Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей

 

Руководитель многонационального коллектива, социальный работник должны делать все от них зависящее, чтобы их воспитательная работа была хорошо продумана, тщательно спланирована, последовательна на всех своих этапах.

Основным элементом этой деятельности является, во-первых, изучение специфики представителей различных этнических общностей. Руководитель, социальный работник и социальный педагог предварительно знакомятся с нравами, обычаями, традициями народов, которые их интересуют. Хорошо, если они имеют знания по этим вопросам или опыт общения с представителями конкретных национальностей. Тогда ко времени прихода в многонациональный коллектив у них складываются определенные представления о возможных формах поведения будущих подчиненных, их вероятных реакциях на те или иные воспитательные мероприятия, а также о способах стимулирования их совместной активности. Непосредственно в общении с ними руководитель, социальный работник и социальный педагог систематизируют свои наблюдения на основе ранее накопленных знаний.

Важно, чтобы на этом этапе рядом оказался кто-то более опытный, хорошо понимающий возникающие трудности, готовый совместно проанализировать действия воспитателя, поддержать личными соображениями по поводу складывающихся ситуаций в межнациональных отношениях, сориентировать его на дальнейшую работу по изучению национально-психологических особенностей не только на практике, но и посоветовать, что можно прочитать о них в публикациях в периодической печати, специальных источниках. Другими словами, должен всегда существовать человек, который внимательно следит за профессиональным становлением руководителя, социального работника и социального педагога, активно им помогает в деятельности по сплочению многонационального коллектива.

Кроме того, необходимо помнить, что изучение руководителем психологии представителей различных национальностей должно быть процессом непрерывным, постоянно совершенствующимся и углубляющимся. Это чрезвычайно кропотливая работа. Она обеспечивает успех в последующем, когда настанет время осуществления собственно педагогического воздействия на представителей конкретных этнических общностей. Незнание национально-психологических особенностей членов коллектива ведет к появлению межнациональных трений, и тогда начинает действовать феномен, который у специалистов принято называть взаимной отчужденностью. Последствия ее опасны — это обострение морально-психологического климата в многонациональном коллективе, отсутствие взаимопонимания между его членами в ходе совместной деятельности.

Нельзя допускать предвзятого отношения к представителям одних национальностей и, наоборот, наделять привилегиями других. Руководитель коллектива, социальный работник и социальный педагог обязаны всегда быть справедливым к каждому человеку, независимо от его национальной принадлежности. Воспитательная работа в целом не должна сводиться к разовым усилиям. Ее необходимо проводить целеустремленно, планомерно и разнообразно, в зависимости от конкретных условий.

Во-вторых, важнейшим элементом воспитательной деятельности является осмысление руководителем коллектива, социальным работником и социальным педагогом характера взаимоотношений, нравственно-психологической атмосферы в многонациональном коллективе. Этот процесс должен опираться на рекомендации ученых. Могут быть использованы специальные методики, способные показать общую картину межнациональных отношений в коллективе, позволяющие определить направления совершенствования воспитательного процесса.

В-третьих, важное значение имеет деятельность руководителя, социального работника и социального педагога по сплочению многонационального коллектива. Основное требование к ним в современных условиях — повернуться лицом к каждому конкретному человеку, представителю той или иной этнической общности. Они должны путем учета и изменения собственных действий, изучения характера взаимоотношений в различных микрогруппах и коллективе в целом иметь четкое представление о мнениях и позициях каждого своего подчиненного по поводу национально окрашенных проблем, возникающих в ходе совместной деятельности. Руководитель должен стремиться приводить в соответствие нормы и формы общения представителей различных этнических общностей. Необходимо при этом широко использовать знания национально-психологических особенностей для наиболее эффективного стимулирования трудовой активности в коллективе.

Особое место в сплочении многанационального коллектива должно занимать интернациональное воспитание. Эффективности его осуществления и на этой основе сплочению людей разной национальной принадлежности должна способствовать вся система активных действий руководителя, социального работника, весь уклад трудовой жизни.

Руководитель, социальный работник и социальный педагог обязаны постоянно анализировать положение дел в межнациональных отношениях, следить за тем, чтобы оно как объективная предпосылка способствовало укреплению дружбы между представителями разных национальностей. В многонациональном коллективе необходимо организовывать решительную борьбу с пережитками в сознании и поведении людей, делать все возможное для искоренения предрассудков, эгоизма, национальной ограниченности.

В-четвертых, обязательным направлением деятельности руководителя, социального работника и социального педагога следует считать усилия по предотвращению конфликтных ситуаций в коллективе. Конфликты на национальной почве всегда являются следствием неправильного отношения представителей одной национальности к другой. Необходимо тщательно разобраться в их причинах, имея в виду следующее.

Первоначально недоразумения, которые при определенных условиях могут вылиться в конфликтные ситуации на национальной почве, возникают в сфере бытовых и нравственных норм поведения. Часто их причиной является отсутствие опыта взаимоотношений между представителями конкретных этнических общностей, негативное эмоциональное восприятие такого рода контактов. Руководителю, социальному работнику и социальному педагогу следует работать не столько со всем коллективам, сколько с каждым его представителем в отдельности. Нужно учить людей видеть у окружающих а прежде всего лучшие черты, проявления отрицательных нейтрализовывать воспитательными воздействиями. Следует пресекать факты притеснения по национальному признаку. Если они имеют место и вовремя не обнаружены, это приводит к обострению всех отношений между людьми.

Особенно на первых порах совместной деятельности наблюдается излишняя замкнутость членов многонационального коллектива в микрогруппах по земляческому признаку. Необходимо делать так, чтобы интересы последних не входили в противоречие с целями и задачами всего коллектива. Нельзя упускать момента, когда начинают возникать трения между этими объединениями, предпринимать все меры, чтобы они не переросли в конфликты.

Одной из таких мер может выступать укрепление авторитета актива многонационального коллектива. Руководитель с помощью социального работника, социального педагога должен заботиться о том, чтобы члены актива представляли интересы всех национальностей, входящих в коллектив.

Важнейшим элементом воспитательной деятельности в многонациональном коллективе является, в-пятых, формирование культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения — это объемное понятие, включающее в себя, с одной стороны, прошлый опыт положительного взаимодействия и сотрудничества народов, с другой — те традиции, которые формировались в процессе накопления такого опыта. Людей, обладающих высокой культурой межнационального общения, отличает интерес к духовным ценностям своего и других народов, доброжелательность ко всем без исключения людям, независимо от их национальной принадлежности, готовность прийти на помощь. Им чужды национальная замкнутость и кичливость, шовинизм и местничество.

Совершенно очевидно, что высокой культурой межнационального общения должны обладать сами руководители многонациональных коллективов, социальные работники и социальные педагоги. Им должны быть присущи чувство такта, деликатность в отношениях с представителями различных этнических общностей. Они должны быть знакомы с национально-психологическими особенностями, обычаями, нравственными и социальными ценностями того народа, на представителей которого они оказывают воспитательное воздействие. В идеале — они, кроме того, должны владеть навыками устной речи коренных жителей того региона, на территории которого живут и работают.

Существенным признаком зрелости руководителя, социального работника и социального педагога являются их умения управлять межнациональным общением в своем коллективе, понимать сложность и противоречивость этого процесса, находить, придерживаясь принципа социальной справедливости, выходы из конфликтных ситуаций. Культура межнационального общения исключает пристрастие, основанное на национальной принадлежности, требует оценки результатов деятельности членов многонационального коллектива сообразно их вкладу в общее дело, утверждения атмосферы коллективизма и товарищества.

Формирование культуры межнациональных отношений представителей многонационального коллектива, в свою очередь, может включать следующие направления деятельности руководителя, социального работника и социального педагога. Это, прежде всего подбор, расстановка и обучение актива, в котором представлены все национальности и который занимает однозначную позицию по отношению к нарушителям правил межнационального общения.

Кроме того, следует расширять горизонты межнационального общения у представителей разных этнических микрогрупп в коллективе. Сюда можно отнести формирование у людей таких качеств, как сопереживание и сочувствие, сострадание и готовность помочь советом, содействие и содружество. Люди, независимо от их национальной принадлежности, внутри коллектива должны научиться ценить в других то, что отличает их друг от друга. Эта способность и может характеризовать уровень межнационального общения, культуру межнациональных отношений.

Таким образом, учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе не только является важной предпосылкой повышения ее эффективности, но и представляет собой достаточно сложный процесс использования целого ряда, специальных знаний и навыков, которые нужно формировать у руководителей многонациональных коллективов, социальных работников и социальных педагогов [120. — С. 162-167].

 

Вопросы для повторения

1. Назовите причины, по которым важно учитывать национально-психологические особенности людей в воспитательной работе.

2. На какие элементы структуры многонационального коллектива и какие социальные процессы, происходящие в нем, в первую очередь должны воздействовать руководитель, социальный работник и социальный педагог?

3. Перечислите основные направления воспитательной работы в многонациональном коллективе с учетом национально-психологических особенностей его членов.

4. Назовите основные составляющие культуры межнационального общения руководителя, социального работника и социального педагога.

 

Вопросы для самостоятельных исследований

1. Опишите специфику воспитательных воздействий на представителей тех национальностей, которые учатся (работают) вместе с вами.

2. Составьте таблицу (схему) своеобразия национально-психологических особенностей своей этнической общности и необходимые направлений их учета в ходе воспитательной работы.

3. Изучите недостатки вашего личного взаимодействия с представителями конкретных этнических общностей.

4. Проанализируйте и опишите свою личную культуру межнационального общения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...