Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях

 

Этнопсихология должна давать рекомендации, как правильно изучать и обеспечивать всестороннюю подготовку условий оптимального достижения представителями конкретных этнических общностей социальной, нравственной и профессиональной зрелости, как своевременно подводить каждого человека к наиболее продуктивному проявлению его качеств в интересах взаимодействия и общения людей в сложном межнациональном окружении, как выявлять и всесторонне осмысливать закономерности влияния на этот процесс их национально-психологических особенностей. Этнопсихология должна правильно разъяснять, как последние зарождались и в каком виде теперь опосредуют поведение и действия представителей конкретного народа, как и почему их надо принимать во внимание в ходе воспитания, обучения и профессиональной подготовки.

Говоря другими словами, опираясь на рекомендации этнопсихологов, различные специалисты и ученые, решая задачи по нахождению принципиально новых подходов к проблемам индивидуального развития и социального становления людей, всегда должны помнить, что они имеют дело не с абстрактным человеком или группами людей, а с конкретными носителями национально своеобразной психики, проявления которой способствуют или препятствуют их усилиям. И если этот факт не принимается во внимание (или тем более игнорируется), то эффективности во всестороннем развитии личности человека в обществе в позитивном смысле вряд ли можно ожидать.

И, наоборот, только тогда присутствует большая результативность, когда принимаются в расчет специфика национально традиционных форм и методов обучения, особый настрой эмоционального и коммуникативного реагирования людей в ходе воспитательного воздействия на них, характерные для педагогики конкретных народов.

Изучением накопленного у различных народов своеобразного опыта обучения и воспитания занимается этнопедагогика. Это очень молодая отрасль знаний сталкивается в своем развитии с необходимостью обобщения огромного количества исследовательского материала о многочисленных народах и поэтому еще не выработала свои четкие методологические позиции. Тесное и активное взаимодействие представителей этнопедагогики с этнопсихологами позволит, с одной стороны, ускорить процесс выработки методологической базы осмысления сущности национального воспитания и обучения, а с другой, — даст возможность осуществлять более продуктивную подготовку профессионалов в этой области.

Психология может и обязана заострять свое внимание именно на выработке в каждом конкретном случае наиболее типических подходов к обучению воспитанию, профессиональной подготовке представителей определенной этнической общности, поскольку в силу сложившихся традиций и исторического опыта национально-психологические особенности, опосредуя весь этот процесс и специфически влияя на него, вызывают к жизни так или иначе своеобразные проявления и организацию комплекса нравственных, политических, психологических, социальных и дидактических усилий педагога, требующих мобилизации всех имеющихся у него всесторонних знаний, навыков и умений. Причем при воздействии на русского они должны быть одни, на карела — другие, на тувинца — третьи.

Особого внимания заслуживают вопросы разработки принципов подготовки профессионалов и создания социальных программ для обучения людей правильному регулированию межнациональных отношений. Несмотря на полиэтнический состав нашего государства и достаточно большой опыт совместного проживания многих народов, появившиеся в последние годы разнообразные исследования ученых в области межнационального общения, осуществляющийся анализ региональных кон-фликтов, изучение национально-психологических особенностей представителей многих этнических общностей в плане их адаптированности к совместной экономической, политической и иной жизни и деятельности, до сих пор любой человек, особенно после развала СССР, чувствует себя слабоустойчивым в сегодняшних условиях, осуществляя контакты с людьми другой национальности, иного вероисповедания, чужих для него традиций, привычек, обычаев.

И это не случайно. Мы забываем о том, что национально-психологические особенности, являясь по своей природе с доисторических времен устойчивыми духовными образованиями, служившие к тому же важнейшим способом обыденного отражения окружающей действительности в психике любого члена конкретной этнической общности и обеспечивавшими в нормальных (безконфликтных) обстоятельствах первичное природно-психологическое единство людей, в сегодняшних ситуациях нестабильности, связанных с политическими и экономическими кризисами привычных форм социальности, с обострением межэтнических проблем и противоречий, с проявлением ощущения «утраты привычного порядка» выходят на передний план, непосредственно детерминируют кризисное, часто спонтанное поведение населения многих регионов страны.

Следовательно, существует настоятельная необходимость создания системы безболезненной профилактики национальных отношений, обеспечения на государственном и местном уровнях условий для деформированных проявлений этнического самосознания, приносящих страдания и бессмысленные жертвы в ходе межэтнических контактов и тем более конфликтов. Требуется мобилизация усилий всех ученых, направленных на разработку рекомендаций по предотвращению всего комплекса политических и социально-психологических метаморфоз, способных возникнуть во взаимоотношениях. Не меньшее значение приобретает и выработка стратегии и тактики воспитания населения в правилах специфического отношения к представителям других наций и народов.

Все это чрезвычайно кропотливая работа, без нее не может быть успеха в последующем, когда придет время для осуществления в конечном итоге обширных мероприятий по интернациональному воспитанию, очень важных на последнем этапе формирования бесконфликтных, межэтнических отношений. Хотя само понятие интернационального воспитания в силу известных причин потеряло свою привлекательность, его педагогический смысл отнюдь не стал менее значимым, а даже приобретает все большую актуальность и практическую значимость. В связи с этим психология может и должна наполнить его новым содержанием, частью которого обязано стать формирование профессионализма в межнациональных отношениях.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...