Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий словарь терминов и понятий

Авторитетность— способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.

Ассоциация— соединение, связь психических явлений друг с другом.

Атрибуция— приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.

Аттракция— процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.

Вербальный(словесный) — термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом.

Взаимоотношения межличностные— субъективные связи и отношения, существующие между людьми в обществе.

Воздействие педагогическое— влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитанника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Групповая динамика— область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.

Групповая оценка личности— социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.

Демократизация образования— один из основных принципов государственной политики в области образования, пронизывающий все стороны школьной жизни, предполагающий ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе, в которой личность, общество и государство являются полноправными партнерами; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления, с максимальной передачей на места управленческих функций; муниципализация образования, т.е. участие местной власти и местной общественности как в управлении образованием через соответствующие муниципальные органы, так и непосредственно в деятельности образовательных учреждений.

Депрессия— состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Импульсивность— особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Индивидуальность— своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности —устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инстинкт— врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интеграция групповая— согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов

Интенция— способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событии.

Интерес— избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности.

Интерференция— нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.

Интроверсия— обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Климат социально-психологический —психологический настрой в группе или коллективе.

Коммуникация— в социальной психологии передача информации, сообщений, сведений между людьми может иметь как двусторонний, так и односторонний характер

Компенсация— способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой ни развития других позитивных качеств.

Комплекс неполноценности— сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков) и сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями.

Конфликт внутриличностный— состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

Кризис— состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Культура поведения— поступки и формы общения людей, основанные на принципах нравственности, эстетического вкуса и соблюдения норм и правил человеческого общежития.

Межгрупповые отношения— субъективное отношение многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп.

Межличностные отношения— субъективно переживаемая связь между людьми.

Межнациональное общение(на межличностном уровне) — интерсубъектное взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители больших социальных групп — этнических общностей.

Мимика— совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.).

Мировоззрение личности— система взглядов на природу, общество, других людей и самого себя, которая сложилась у человека и определяет его линию поведения, жизнедеятельность.

Образовательный ценз— определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом.

Общественная психология— совокупность групповых, коллективных, массовидных психических явлений, состояний и процессов, происходящих в обществе, образующих сложное единство и находящих свое выражение в целостном представлении об определенной взаимосвязи социально-психологических феноменов.

Основные стороны культуры личности— совокупность компонентов познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры личности, на которую ориентировано содержание образования.

Педагогический диагноз— определение характера и объема трудностей в учебе, а также способностей учащихся на основе данных об освоении школьных программ.

Переживание— ощущение, сопровождаемое эмоциями.

Понимание— психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Поступок— сознательно совершенное человеком управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.

Профессиональная культура— высокий уровень знаний, умений и навыков в определенной области трудовой деятельности.

Психологическая совместимость людей— способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Релаксация— расслабление.

Рефлексия— способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Решительность— готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.

Самоопределение личности— осознание человеком своего места в жизни, в обществе.

Самоопределение личности— самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Самооценка— оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Самореализация личности— наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

Саморегуляция— процесс управления человеком собственными психологическими состояниями.

Симпатия— чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

Совместимость— способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

Совместимость групповая— один из компонентов групповой сплоченности.

Согласие групповое— общность картины мира у людей, объединенных в социальную группу.

Сопереживание— испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.

Соперничество— стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.

Социальное окружение— макро- и микросреда, с которой прямо или опосредованно взаимодействует индивид.

Социальный стереотип— упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.

Социограмма— специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отклонений, ожидаемых выборов и отклонений, сделанных в ходе исследования, проведенного при помощи социометрической методики.

Социометрическая методика— способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы.

Специальная психология— раздел психологии, изучающий психологические состояния.

Статус— понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Стиль общения— индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия — в деловых и личных отношениях, в стиле руководства и т. д.

Суггестия— внушение.

Тревожность— свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Трудности общения— коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения.

Убежденность— уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Уровень притязаний личности— стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Фрустрация— тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Ценности социальные— общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом.

Ценностные ориентации— субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе.

Эгоцентризм— сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Эйфория— состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Экстраверсия— обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него (противоположна интроверсии).

Язык (языки) обучения и воспитания —родной язык обучающихся (воспитанников) или иной язык в рамках предоставляемых возможностей.

 

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психологияличности. — М., 1980.

2. Абхазский узел. — М., 1994.

3. АгабаевА.В. Советский Туркменистан. — М., 1989.

4. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. — М., 1983.

5. Айдаров А. Г. Становление новых праздников и традиций. — Алма-Ата. —1967.

6. Акишина А.А., Кано X. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. — М., 1991.

7. Акопов Г. В. Психолого-педагогическая характеристика группового сознания первичного коллектива: Автореф. дисс.канд. психол. наук. — Л., 1991.

8. Актуальные проблемы психологии и педагогики в Казахстане. —Алма-Ата, 1990.

9. Актуальные проблемы этнической психологии. — Тверь, 1992.

10. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1980.

11. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 1999.

 

12. Арутюнян С. М. Нация и ее психический склад. — Краснодар, 1966.

13. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. — М., 1987.

14. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М, Сусоколов А.А. Этносоциология.—М., 1999.

15. Асмолов А.Г. О месте установки в структуре деятельности: Автореферат дисс. канд. психолог, наук. — М., 1976.

 

16. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск, 1979.

17. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». — М., 1973.

 

18. Баграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология.— М., 1966.

19. Бадмаев П.А. Мудрость в русском народе. — Петроград,1917.

20. Бадмаева З. Нащюнально-психологические особенностикалмыков: дис.... канд. психол. наук. — М., 1997.

21. Бердяев Н.А. Душа России. — М., 1992.

22. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. — Пг., 1921.

23. Библиотека для чтения, Т. 3. — СПб, 1837.

24. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. — Л., 1965.

 

25. Бороноев А.О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. — Л., 1978.

26. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. — Л., 1994.

27. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер и судьбы страны. — Л., 1992.

28. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. — М., 1973.

29. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1981.

30. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. — М., 1989.

31. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы русской науки. — М., 1983.

32. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев С.А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР.— М., 1986.

33. Бутми Э. Опыт политической психологии английского народа в XIX веке. — СПб, 1914.

34. Вашутин М. К возрождению славяно-русского самосознания. — Петроград, 1911.

35. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. — М., 1997.

36. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. — Чебоксары, 1970.

37. Вопросы национальной психологии. — Черкесск, 1972.

38. Вопросы этнической психологии. — Нальчик, 1979.

39. Воронов Н.Г. Старые и молодые народы и наследственность.—М., 1888.

40. Вундт В. Психология народов. В 10 т. — СПб, 1902.

41. Выготский Л.С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств // Педология.—1929.—№3.

42. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1934.

43. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.—М., 1960.

44. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. — М., 1982.

45. Гаджиев А.Х. Методологические и прикладные проблемы марксистско-ленинской этнической психологии. — Махачкала, 1977.

46. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. — Ростов-на-Дону. —1982.

47. Гаджиев А.Х. Социально-психологические проблемы марксистско-ленининской этнической психологии. — Махачкала, 1978.

48. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. — М., 1988.

49. Герцен А. И. Собр. соч. В 30-ти томах. — М., 1959. — Т. 6.

50. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность.— Киев, 1984.

51. Гнатенко П.И., Кострюкова Л.О. Национальная психология: анализ проблемы и противоречий. — Киев, 1990.

52. Головатенко А.И. История России: спорные проблемы. — М., 1995.

53. Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология.—Л., 1979.

54. Гражданские движения в Латвии. — М.,1990.

55. Гражданские движения в Белоруссии. — М., 1990.

56. Гражданские движения в Кыргызстане, — М., 1991.

57. Гражданские движения в Литве. — Том 1, 2.— М., 1993.

58. Гражданские движения в Таджикистане. — М., 1990.

 

59. Гражданские движения в Узбекистане. — М., 1994.

60. Грдзелидзе Р.К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе. — Тбилиси, 1979.

61. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. — М., 1986.

62. Губогло М.Н. Червонная СМ. Крымскотатарское национальное движение. Т. 1,2. — М., 1992.

63. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. — М., 1990.

64. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории.— М., 1992.

65. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. — М., 1995.

 

66. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М.,1984.

67. Дагестанский этнополитический ареал. — М., 1993.

68. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.

 

69. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем / /Советская этнография. — 1983. —№2.

70. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность.— Баку, 1976.

71. Деркач А.А., Крысько В.Г. Национально-психологические предпосылки эффективности идейно-воспитательной работы в коллективе. — М., 1990.

72. Джандильдин Н.Д. Единство интернационального и национального в психологии советского народа. —Алма-Ата, 1989.

73. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. — Алма-Ата, 1971

74. Диндзе В.Ф. О национальном воспитании: опыт привлечения внимания к насущному вопросу. — СПб, 1913.

75. Доржиева И.Е. Народные традиции трудового воспитания у бурят. — Новосибирск, 1980.

76. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. — Л., 1982.

77. Дробижева Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. — 1991.—№ 1.

78. Дробижева Л. М., Аклаев А.Р, Коротеева В. В.. Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в РоссийскойФедерации. — М., 1996.

79. Дробижева Л.М. Актуальные задачи: союз с социальными психологами // Советская этнография.— 1983.— № 4.

80. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений.—М., 1980.

81. Дуброва Я.И. История калмыцкого народа. — Элиста, 1968.

82. Душков Б.А. Проблема исторического развития этнической психологии. — М., 1979.

83. Евретов Г.А. Пределы здравого русского национализма — СПб, 1912.

84. Елтбаев Н.Е. Социализм и национальная психология. — Алма-Ата, 1978.

85. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион. — М., 1982.

86. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. — М., 1988.

87. Залюбовская Е.В. Вопросы этнопсихологии в работе гида-переводчика. — М., 1990.

88. Здравомыслов А. Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования. — 1993. — № 8.

89. Здравомыслов А. Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. — 1996. — №12.

90. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. — М.. 1991.

91. Зеленин Х.М. Очерки русской мифологии. — Пг. 1916.

92. Иванова М.Г. Истоки удмуртского народа. — Ижевск, 1994.

93. Идентичность и конфликт в постсоветском государстве. — М., 1997.

94. Измайлов А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М., 1991.

95. Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. — М., 1985.

 

96. История ВКП (б). Краткий курс. — М., 1945.

97. История дипломатии. — М., 1941.

98. История и современность. — М., 1993.

99. Кавелин К.Д. Собр. соч. в 4-х томах. — СПб, 1899.

 

100. Казачество возрождается. Том 1,2,3.— М., 1994.

101. Калтахчян С.Т. Марксистско-ленинская теория наций и современность. — М., 1983.

102. Каранашвили Г.В. Этническое самосознание и традиции. — Тбилиси, 1984.

103. Карлов В.В. Этнокультурные процессы новейшего времени.—М., 1993.

104. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на них. — М., 1990.

105. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. — Улан-Удэ, 1997.

106. Карнышев А.Д. Социальная психология и образование.— Улан-Удэ, 1993.

107. Касьянова К. О русском национальном характере. — М.,1993.

108. Ковалевский П.И. Национальное воспитание и образование в России. — СПб, 1910.

109. Козлов В. И. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии//Советская этнография. — 1983. — №2.

110. Козлов В.И. Динамика численности народов. — М., 1969.

111. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.

112. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. — М., 1970.

113. Костомаров Н. Русские нравы. — 1995.

114. Крживщкий Л. Психологические расы: опыт психологии народов. — СПб, 1902.

115. Крысько В.Г. Влияние национально-психологических особенностей на боевую деятельность личного состава армий империалистических государств. — М., 1987.

116. Крысько В.Г. Национально-психологические особенности личного состава «сил самообороны» Японии. — М., 1986.

117. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. — М., 2002.

118. Крысько В.Г. Социально-политическая и психологическая характеристика населения Китая. — М., 1982.

119. Крысько В.Г., Деркач А.А., Саракуев Э.А. Этнопсихология. Ч. 1-2. — М., 1992.

120. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию.— М., 1996.

121. Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа. — М., 1940.

122. Куликов И.Д. Национально-психологические особенности личного состава армии АРЕ: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. — М., 1988.

123. Кцоева Г.У. Этнические стереотипы в системе межличностных взаимоотношений: Автореф. дисс. канд. психол. наук.—М., 1985.

124. Ладзин В.Р. Психология туркменов. — Париж, 1987.

125. Лебедева Л.М. Социальная психология этнических миграций. — М., 1993.

126. Лебедева Н. М. Новая Русская диаспора: социально-психологический анализ.— М., 1997.

127. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М., 1999.

128.Лебон Г. Психология народов и масс. — М., 1996.

129. Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. — М., 1956.

130. Левкович В.П. Методика изучения супружеских отношений в смешанных семьях. — М., 1993.

131. Левкович В.П., Зуськова О.Е. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. — 1987. — № 4.

132. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. — М., 1993.

133. Ленин В. И. Социализм и война. Полн. собр. соч. Т. 26.

 

 

134. Леонтьев А. А. Национальная психология и этнопсихология // Советская этнография. —1983. — № 2.

135. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

136. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. — М., 1856.

137. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.

138. Лосский И.О. Характер русского народа. В двух книгах. — Париж, 1957.

139. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). — СПб, 1994.

140. Луганский Н.И. Влияние национально-психологических особенностей населения ФРГ на морально-боевые качества личного состава бундесвера: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. —
М, 1968.

141. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.

142. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. — СПб, 1994.

143. Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997.

144. Люди советского Азербайджана. — Париж, 1987.

145. Макиенко В.М. Образы русской речи. — М., 1986.

146. Малинаускас К. Национальная психология и ее место в духовной жизни социалистических наций. — М., 1975.

147. Маматов М.М. Психический склад нации и его особенности. — Ташкент, 1980.

148. Марцинковская Т. Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. — М., 1994.

149. Марцинковская Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в русской психологической науке (середина XIX — начало XX в.): Автореферат дисс. доктора психол. наук. — М., 1994.

150. Мацейкив М.А. Некоторые аспекты этнической психологии в наследии А.А. Потебни // Исторический путь психологии.—М., 1992.

151. Метелица Л.М. Единство интернационального и патриотического воспитания. — М., 1982.

152. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. — М., 1993.

153. Многонациональный коллектив: управление и руководство.— Фрунзе, 1986.

154. Молдаване. —Париж, 1989.

155. Мосс М. Общества. Обмен. Личность // Труды по социальной антропологии. — М., 1996.

156. Муратов М.В. Неизвестная Россия. — М., 1919.

157. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений //Проблемы общественной психологии. — М., 1965.

158. Набиев ММ. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении: Дисс. канд. психол. наук. — М., 1995.

159. Надеждин Н.И. Об этнографическом изучении народности русской (26 ноября 1846 г.) // Записки Русского Географического общества. Кн. 2. — СПб, 1847.

160. Надирашвили Ш.М. Понятие установки в общей и социальной психологии. — Тбилиси, 1974.

161. Национальная культура и общение. — М., 1977.

162. Национальное и интернациональное в современном мире.— Кишинев, 1981.

163. Национально-культурная специфика речевого общения.— М., 1977.

164. Национальные истории в советском и постсоветском государствах. — М., 1999.

165. Национальные отношения: Словарь. — М., 1997.

166. Николайчук Г.П. Психология нации и ее влияние на моральные силы многонациональной социалистической армии. — М., 1979.

167. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории.—М., 1997.

168. Овсяников В.Н., Молостов Б.В. Советская Россия. — М., 1989.

169. Овсянико-Куликовский Н.Д. Психология национальности. — М., 1922.

170. Овчинников В.В. Сакура и дуб. — М., 1989.

171. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дисс. докт. психол. наук. — М., 1989.

172. Орлов А.В. Процессы интернационализации советского образа жизни: этносоциальные системы. — Киев, 1966.

173. Павленко В. Н., Таглин С. А. Факторы этнопсихогенеза. — Харьков, 1993.

174. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л, 1967.

175. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. — М., 1983.

176. Платонов О.А. Русская цивилизация. — М., 1995.

177. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. — СПб, 1993.

178. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. — М., 1995.

179. Политология на российском фоне. — М., 1994.

180. Политология. — М., 1993.

181. Полторак А.И. Нюрнбергский процесс. — М., 1969.

182. Поршнев Б. Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания.— М., 1973.

183. Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии.— М., 1961.

184. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., 1966.

185. Прабхупада С. Бхагават Гита как она есть. — Вильнюс, 1990.

186. Пресняков А.Е. Первый опыт истории русского самосознания. — СПб, 1901.

187. Прибалты: историко-социологический очерк. — Париж, 1985.

188. Природа и население России. В 4 частях / Под ред. В.В. Битнер. — СПб, 1890.

189. Пронникое В.А., Ладанов И.Д. Японцы. Этнопсихологические очерки. — М., 1985.

190. Разбуженный Татарстан. — М., 1994.

191. Размышления о России и русских: штрихи к истории русского национального характера. — М., 1994.

192. Результаты одного исследования // Психологический журнал. — 1989. — № 4.

193. Республика Беларусь. — Минск, 1991.

194. Решетов A.M. Этнопсихологические проблемы изучения народов. — М., 1981.

195. Риверс У.Х. Психология и этнология. — М., 1926.

196. Риттих А.Ф. Четыре лекции по русской этнографии. — СПб, 1895.

197. Роковые решения. — М., 1958.

198. Роль религиозных культов в деятельности и поведении народов Средней Азии. — Алма-Ата, 1987.

199. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. — М., 1991.

200. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

201. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.—М., 1959.

202. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1960.

203. Рудник С.Т. Советская Украина. — М., 1989.

204. Русская идея. — М., 1992.

205. Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. Т. 1,2. — М., 1994.

 

206. Русский народ: его нравы, обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М., 1992.

207. Салимова К. И. Восхождение к успеху: воспитание в Японии.— М., 1995.

208. Семья и быт народов Прибалтики. — М., 1962.

 

209. Серова Н.Н. Культура межнационального общения. — Минск, 1986.

210. Синкевич 3. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). — М., 1996.

211. Синкевич З.В. Этносоциология. — СПб, 1994.

212. Словарь практического психолога. — Минск, 1997.

213. Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: народы Нижнего Амура. — М., 1991.

214. Советский Таджикистан. — М., 1990.

215. Современная зарубежная этнопсихология. — М., 1979.

216. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.—М., 1998.

217. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Соч. Т.1. —М., 1990.

218. Социальная психология. — Л., 1978.

219. Социальное и национальное: опыт этносоциальных исследований по материалам Татарской АССР. — М., 1973.

220. Социально-культурный облик советских наций (по материалам социологического исследования). — М., 1986.

221. Социальные очерки о советской Эстонии. — Таллинн, 1985.

222. Социология межнациональных отношений в цифрах. — М., 1996.

 

223. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. — Л., 1987.

224. Стереотипы в общественном сознании. — М., 1988.

225. Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. — М., 1993.

226. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М., 1999.

227. Строганов В. Русский национализм, его сущность, история и задачи. — СПб, 1912.

228. Суворова Д.Г. Критика этнопсихологических концепций современной буржуазной социологии. — Алма-Ата, 1971.

229. Сухарев В., Сухарев М. Европейцы и американцы глазами психолога. — Минск, 2000.

230. Сысоев Е.Г. Обычаи и нравы ненцев // Культура народностей Севера: традиции и современность. — Новосибирск, 1986.

231. Татария: опыт этносоциологического исследования. — Казань, 1989.

232. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. — М, 1978.

233. Традиции в эстонской семье. — Таллин, 1985.

 

234. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси, 1961.

235. Уледов А. К. Общественная психология и идеология. — М., 1985.

236. Урсин М.Г. Очерки психологии славянского племени. — СПб, 1887.

237. Фон Тхи Ким Нган. Социальное восприятие в условиях межэтнического общения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1990.

238. Феденко Н. Ф., Луганский Н. И. Некоторые национально-психологические особенности населения и личного состава армий империалистических государств. — М., 1966.

239. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 1,2. — М., 1991.

240. Феофанов Н.Г. Национальное восприятие. — М., 1997.

 

241. Фетисов И.В. Особенности национальной психологии испанцев: дисс. канд. психолог, наук. — М., 1995.

242. Фрейнкман-Хрусталева Н. С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты: история и психология. СПб., 1995.

243. Хабибулин КН. Национальное самосознание и интернационалистское поведение.— Л., 1989.

244. Хорунженко КМ. Культурология: Энциклопедический словарь.— Ростов-на-Дону, 1997.

245. Цамерян И.П. Нации и национальные отношения в развитом социалистическом обществе. — М., 1979.

246. Чарквиани Д.А. Информация, противоречия и смена социальных установок.— Тбилиси, 1980.

247. Челпанов Г.И. Социальная психология или «условные рефлексы». — М., 1926.

 

248.Чимитова С.Ц. Национально-психологические особенности воспитания бурятов: Автореф. дисс. канд. пед.наук. — М., 1994.

249. Что делать? В поисках идей совершенствования межнациональных отношений в СССР. — М., 1989.

250. Шаронов В. В. Психология класса: проблемы методологии исследования. — Л., 1975.

251. Шермухамедов С. Национальная форма социалистической культуры узбекского народа. — Ташкент, 1961.

252. Шермухамедов С.И. О национальной форме культуры узбекского гарода. — Ташкент, 1961.

253. Шихирев П. Н. Проблемы исследования межгрупповыхотношений//Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 1.

254. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. — М., 1927.

255. Шпет Г.Г. Психология социального бытия, — М., 1996.

256. Штейнталь X., Лацарус М. Мысли о народной психологии.—Спб., 1865.

257. Штейнталь X. Грамматика, логика и психология // История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. М., 1965.

 

258. Этническая психология: этнические процессы и образ жизни людей. — М., 1984.

259. Этнические стереотипы поведения. — Л., 1985.

260. Этнополитическая мозаика Башкортостана. Том 1,2,3.— М., 1992.

261. Этнопсихолингвистика. — М., 1978.

262. Этнопсихолингвистика. — М., 1988.

263. Этнопсихологические проблемы развития личности. — Баку, 1985.

264. Этнопсихологические сюжеты. — М., 1992.

 

265. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. —М., 1998.

266. Этнос. Идентичность. Образование. — М., 1994.

267. Этнос. Нация. Общность: Этнологический словарь. — М., 1996.

268. Этносоциологические особенности русских. — М., 1992.

269. Юм Д. О национальных характерах. — СПб, 1992.

270. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.

271. Янкул И.И. Из психологии народов. — Одесса, 1885. 272.

272. Allport G.M. Attitudes // C.M. Murchison (ed). The Handbook of social psychology. Wochester, 1935.

273.Benedict R. Patterns of culture. — Boston.— 1934.

274. Benedict R. The chrysanthenum and the sword. — Boston, 1946.

275. Berlin В., Kay P. Basic color terms: their universality andevolution. — Berkeley, 1969.

276.Bock P.K. Continuities in psychological anthropology. — San Francisco, 1980.

277. Brishn R. W., Cushner K., Cherne C., Yong M. Intercultural interactions: a practical guide. — Beverly Hills (Cal.), 1986.

278. Crosscultural adaptation. — N.Y., 1987.

279. Crosscultural perspectives on Learning. — N.Y., 1975.

280. Crosscultural psychology: research and applications. — Cambridge, 1992.

281. Daun A. Shwedish way of thinking. — London, 1989.

282. Doob L.N. The behavior of attitydes. — Washington, 1947.

283. Dudicha L. The attitudes of college ctudents toward war and the Germans befofore and during the second world war // Journal of Social Psychology. — 1942. — Vol.15.

284. Duijker H., Freida N. National character and national stereotypes. — N.Y., 1980.

285. Gorer R., Rickman J. The people of Great Russia: a psycho logical stydy. — London, 1949.

286. International research in Crosscultural investigations. — London, 1982.

287. KardinerA. Psychological fronties of society. — N.Y., 1946.

 

288. Kardiner A. The psichological fronties of society. — N.Y., 1945.

289. Le Vine R.A., Campbell D.T. Ethnocentrism: Theories of conflict, ethnic attitudes and group behavior. — N.Y., 1972.

290. Lemelin R. Pathway to the national character. — London, 1974.

 

291. Linton R. The cultural background of personality. — N.Y., —1945.

292. Matsumoto D. Culture and psychology. — Pacific Grove (Cal.), 1996.

293. Peabody D. National characteristics. — Cambridge-Paris, 1985.

294. Psychological investigations in the begining of 20—th century.—N.Y, 1934.

295. Race differences in intelligence. — San Fransisko, 1987.

296. Segall M. K, Campbell D. Т., Hersokovits M.. J. The influence of culture on visual perception. — Indianapolis, 1966.

297. Smith M.B. Social Psychology and Human Values. — Chicago, 1969.

298. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. — Cambridge, 1981.

299. Toward general theory of action. — Cambridge, 1951.

300. Toward understanding Crosscultural relations. — Cambridge, 1998.

 

Содержание

 

Предисловие................................................................................................................................................... 2

Введение.......................................................................................................................................................... 3

Лекция 1. Этнопсихология как наука и ее роль в познании Межнациональных различий и отношений...................................................................................................................................................... 3

Этнопсихология и другие науки.................................................................................................................. 3

Предмет, основные понятия и методология этнопсихологии.................................................................. 6

Задачи этнопсих

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...