Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закрепление (возвращаюсь к карточкам)

 

Можно ли сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" отнести к устному народному творчеству?

 

(Так почему же сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" относится к устному народному творчеству?)УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

 

Уста, губы Придумывал народ При пересказе каждый придумывал своё - "из уст в уста" творил

 

 

Народную сказку не записывали, а пересказывали по памяти. Её "сказывали", передавали из уст в уста.

 

Итог урока

 

Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами работать.

 

 

Былины.

 

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

 

По сей день остается дискуссионным вопрос о происхождении былин как жанра. Описываемые в них события относятся к периоду X—XI вв., и традиционно возникновение былин датируют домонгольским периодом. Тот факт, однако, что былины являются сугубо русским жанром (т. е. отсутствуют в украинском и белорусском фольклоре), заставляет предположить, что они возникли в период после разделения этих трех этносов — не ранее XIV в.

 

Былины делятся на 2 цикла:

1. Былины киевского цикла - повествуют о подвигах древнерусских богатырей и отражают исторические события времени правления Владимира Святого и его правнука Владимира Мономаха (слившихся в образ Владимира Красное Солнышко). Прототипами ряда былинных героев стали реальные личности. Некоторые сюжеты посвящены успешной борьбе Руси с кочевниками.

2. Былины новгородского цикла - бытовые, новеллистические. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

 

Примеры былин:

киевский цикл - Алеша Попович и Добрыня Никитич, Алёша Попович и Тугарин, Василиса Никулишна и Данила Денисьевич, Илья Муромец и Идолище, Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле, Добрыня и Дунай и т.д.

новгородский цикл - Вольга и Микула Селянинович, Вольга, Садко и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературному чтению "Богатырская сказка про Илью Муромца"

ЦЕЛИ: создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников, сформировать понятие о былине, богатырской сказке - видах устного народного творчества.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник "Маленькая дверь в большой мир" (ч.1) Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой; репродукция картины В.Васнецова "Богатыри"; аудиозапись М.Мусоргского "Богатырские ворота"; толковый словарь, книжная выставка "Дива былинные",презентация.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Актуализация знаний.

 

1.Упражнение в технике чтения. Задание 1 на стр.26 тетради.

 

-Собери и прочитай скороговорку. ( От топота копыт пыль по полю летит)

 

Речевая разминка. Сейчас мы с вами разогреем наши голосовые связки, поработаем над дикцией и интонацией. Давайте прочитаем эту скороговорку с

испугом

восторгом

хвастаясь

 

2. Проверка домашнего задания. Рассказ учеников о былине.

Что такое былина?

О чем рассказывается в былинах?

Назовите героев русских былин.

О каких подвигах богатырей вы знаете?

 

( Слайды "Русские богатыри")

 

II. Введение в тему урока.

 

Учитель. На протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок.

 

Сказка - это вид устного народного творчества. Какие еще виды устно народного творчества вам, ребята, известны?

 

Дети. Пословицы, поговорки, волшебные сказки, потешки, небылицы, былины.

 

III. Работа над "Сказкой про Илью Муромца".

 

Постановка проблемы.

 

Учитель. Что мы будем сегодня читать? Прочитайте заглавие.

 

- Если вспомнить название раздела, то о чем будет произведение?

 

- Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей и называются богатырскими).

 

- Кто такой Илья Муромец? (Рассказ учителя об Илье Муромце)

 

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов- отсюда и фамилия. Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю:Как одно - то на небе красно солнышко. А один - то на Руси Илья Муромец:(слайд)

 

Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы. (Слайд)

 

":Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей.." :Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи. А погиб защищая Киев от набега. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись - "Илья из города Мурома".

 

К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. (слайд)

 

(Сообщения детей, слайды)

 

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

 

- Назовите на ней те предметы, которые говорят о древности сказки. (одежда, прически, изба:)

 

- Где Илья? Как вы догадались?

 

Чтение сказки по частям с комментированием.

 

После 1-й части:

 

- Почему у родителей Ильи не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилий. Это еще раз говорит о древних корнях сказки.)

 

- Что огорчило родителей?

 

Физкультминутка

 

Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М.Мусоргского "Богатырские ворота" :

 

Дружно встали - раз, два, три -

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце - руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

 

Чтение 2-й части . Словарная работа. Объяснение слов и выражений по ходу чтения:

 

- Как понимаете "есть сын, да никуда не годящий?"

 

- Кто такой "странник"? ( Человек, который ходит пешком, странствует).

 

- Сколько это "чаша в полтора ведра"?

 

- Как понимаете "не прекословил" (не спорил), "тын" (забор из бревен или жердей).

 

Вопросы после второй части:

 

- Какое чудо сотворили странники с Ильей?

 

- Какой наказ они ему дали?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...