Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МАЛЫЕ ЖАНРЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Колыбельные:

 

Баю — баю — баюшки,

Да прискакали заюшки

Люли — люли — люлюшки,

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать

Да стал мой милый засыпать

 

 

Сидит Дрема,

Сидит Дрема,

Сидит Дрема, сама дремлет,

Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема,

Взгляни Дрема,

Взгляни Дрема на народ,

Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема,

Бери Дрема,

Бери Дрема кого хошь,

Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема,

Сидит Дрема,

Сидит Дрема, сама дремлет,

Сидит Дрема, сама дремлет

 

 

Уж ты котинька-коток,

Кудреватенький лобок,

Приходи к нам ночевать,

Нашу Вареньку качать.

Уж как я тебе коту

Шубку новую сошью,

Дам кусочек пирога,

Налью кувшинчик молока.

 

Потешки:

 

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

 

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

(Бабушка добренька!)

Попили, поели, ш-у-у-у...

Шуууу!!! (Домой) Полетели!

На головку сели! ("Ладушки" запели)

Сели посидели,

Дальше (Домой) полетели!!!

 

 

Этот пальчик

(Поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

 

Пестушки:

 

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

 

 

Потягушечки!

Порастушечки!

Поперек толстушечки,

Руки - хватушечки.

Ноги – бегушечки.

 

 

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

 

Прибаутки:

 

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

 

 

Иван бедный

Нашел котел медный

Пошел за водицей.

Нашел молодицу.

Молодица-молода

Пирогов напекла,

На базар понесла.

 

 

Павушка летала,

Перышки роняла.

— Кому эти перышка?

— Родимому Вовушке.

— На что ему перышки?

— Шапочку пушить.

— На что шапочка?

— Дедушке дарить.

 

 

Дадим Вове каши

В красной чаше,

Хлеба краюшку,

Меда кадушку,

Пышки, лепешки,

Куриные ножки.

 

Перевертыши:

 

Из-за лесу, из-за гор

Едет дядюшка Егор.

Он на сивой на телеге,

На скрипучем на коне;

Топорищем подпоясан,

Ремень за пояс заткнул;

Сапоги нарастопашку,

На босу ногу зипун;

Парень белый, вышитОй,

Рубашка чернобровая.

 

 

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Выбегала дубина

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Кнут схватил собаку

Парить мужика,

А мужик со страху –

Бац под ворота.

Деревня закричала:

«Мужики горят!

Сарафаны с бабами

На пожар спешат».

 

 

Небылицы:

 

Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаяно хвостом

К небу прицепился.

 

 

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

 

 

Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой

От конька-горбунка

И медведя-плясунка:

 

Уж как пестрая свинья

На дубу гнездо свила.

Гнездо свила, детей вывела.

Шестьдесят поросят

 

По сучочкам сидят.

Поросята визжат,

Полететь хотят.

Полетели, полетели.

 

Уж как по небу медведь летит.

Медведь летит,

Головой вертИт.

А несет-то он коровушку,

 

Черно-пеструю, белохвостую.

А коровушка мычит

Да хвостищем-то вертИт!

Знай медведю кричит:

 

- Давай вправо,

Давай влево,

А теперь вот напрямик!

 

Заклички:

 

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

 

 

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок.

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога.

 

 

Яры пчелушки,

Медоносушки,

Летите на лужок,

Садитесь на цветок,

Собирайте медок!

Пчёлка, гуди,

В поле лети!

С поля лети,

Медок неси!

 

Приговорки:

 

Дождик, дождик, посильней,

Разгони моих свиней,

А то свиньи дома,

Не боятся грома.

 

 

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко —

Дам тебе горошечка!

 

 

Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

 

 

Радуга-дуга,

Унеси дождя!

Золотым мостом,

Серебряным концом!

Выйди, радуга-дуга,

На зеленые луга

Своим концом,

Золотым венцом!

Радуга-дуга,

Принеси дождя!

Нам по ложке,

Медведю по плошке,

А серому волку —

По целому ведёрку!

 

Жеребьевки:

 

Конь вороной

Остался под горой;

Какого коня — сивого

Или золотогривого?

 

 

Мати, мати,

Что вам дати

Дуб или березу?

 

Считалки:

 

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

 

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Кошка учится считать.

Вычетает кошка мышку,

Получается ответ:

Кошка есть, а мышки нет.

 

 

Трынцы-брынцы бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон.

 

Игровые приговоры:

 

Нарисуем мы часы, стрелкой будем я и ты.

Кто быстрее круг пройдет, место первое займет.

 

 

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

На месте замри.

 

На полянке у реки появились вдруг пеньки.

Кто-то их смолой облил, сверху донизу залил.

Обойдем их стороной, ни коснувшись, ни задев,

Мы найдем пенек сухой, отдохнем на нем присев.

 

 

Детская литература первой половины XIX века

 

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

(1769 — 1844)

Великий русский баснописец

Представьте себе пожилого человека. У него доброе лицо, умный, понимающий взгляд. А вокруг него — звери и птицы: Ворона и Лисица, Слон и Моська, Кукушка и Петух.

 

Человек этот — Иван Андреевич Крылов, а животные — герои его басен.

 

Что такое басня? Басня — это небольшое, чаще всего написанное в стихах произведение. В нём животные ведут себя совсем как люди: те же у них недостатки. В каждой басне есть совет, поучение или просто насмешка.

 

Иван Андреевич Крылов был знаменитым русским баснописцем. Долгую жизнь прожил Крылов. Всё было в этой жизни: и горе, и радость.

 

У него рано умер отец, Андрей Прохорович, бывший военный, храбрый и честный человек. Он был беден, и после смерти своей семье ничего не оставил. Вот и пошёл Ваня Крылов в том возрасте, когда ещё другие дети за партой сидят, работать. Нужно было помочь матери прокормить семью.

 

На службе насмотрелся он всякого. Жадность и лень, воровство и ложь, грубость и лицемерие.

 

И только книги скрашивали безрадостную жизнь. В наследство от отца достался мальчику старый деревянный сундук, обитый железом. А в сундуке были книги. Особенно нравились басни древнего баснописца Эзопа. Они были такие смешные, что, читая их, Ваня хохотал от души. Был еще и французский букварь. Мальчик переводил из него на русский язык басни француза Лафонтена.

 

Много времени прошло с тех пор. Стал Иван Андреевич журналистом2, потом работал в Публичной библиотеке3. В 1809 году вышла первая книга его басен. Было в ней 23 басни. Их читали, переписывали, а так как они легко запоминались, заучивали наизусть взрослые и дети. Признавая заслуги Крылова как баснописца, его избрали членом Российской академии наук.

 

Басни Крылова бессмертны.

 

И теперь среди людей можно встретить трудолюбивого Муравья и лентяйку Стрекозу, которая

 

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

 

 

А также — Лебедя, Щуку и Рака.

Не могут они договориться друг с другом:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

 

Можно узнать в некоторых из нас Мартышку, Осла, Козла и Мишку, которые не понимают, что всякому делу учиться надо. И одного желания для того, чтобы стать музыкантом, мало.

 

 

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

 

 

Басни эти подобны зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постарается от них избавиться.

 

 

 

 

 

 

Конспект урока чтения по теме: "И.А. Крылов "Басни". 4-й класс

 

Цель: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова, расширить круг читаемых басен; воспитывать интерес к чтению басен; развивать умение выразительно читать, инсценировать басни, интерес к литературе как части общей культуры.

 

Оборудование:у каждого ученика учебник “В океане света” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой 4 кл., ч.1; сборники басен И.А.Крылова; выставки рисунков-иллюстраций к басням, альбом иллюстраций по произведениям И.А.Крылова.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

 

Вступительное слово учителя.

 

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем их и инсценируем.

 

Вспомните, пожалуйста, чем удивительна и необычна была жизнь Ивана Андреевича Крылова.

 

2. Обобщающая беседа. (Показ портрета И.А. Крылова)

 

Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народного. “Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек”.

 

Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке? (открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека)

 

Как люди проявили любовь к этому человеку?

 

(В Санкт-Петербурге в Летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.)

 

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около “дедушки Крылова” всегда цветы, играющие дети?

 

Наблюдения, мысли народа, весь его многовековой житейский опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали: “У сильного всегда бессильный виноват...”, “Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку...”.

 

И вы, ребята, можете продолжить зачитывать мораль разных басен и везде, как говорил тот же Н.В.Гоголь, “всюду у него Русь и пахнет Русью”.

 

Как вы понимаете эти слова Гоголя?

 

Что такого русского, необычного в баснях Крылова?

 

А что такое вообще басни?

 

Да, Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...