Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Техника боевых приемов борьбы (комплект плакатов)
(наименование НИР)
Учебное наглядное пособие.
(жанр научного исследования)

 

Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
(направление и поднаправление научного обеспечения деятельности МВД России в соответствии с приложением №7 к приказу МВД России от 28.12.2005 г. №1055)

 

Утвержден на заседании ученого совета

Нижегородской академии МВД России

протокол № 6 от 30 июня 2008 года

 

Научный руководитель кандидат педагогических наук, профессор       В.Н. Лавров
  (подпись руководителя НИР)  

 

Нижний Новгород 2008


 

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Руководитель темы      
Лавров В.Н. кандидат педагогических наук, профессор   общее руководство и подготовка проекта
 

 


РЕФЕРАТ

 

Заключительный отчет Пояснительная записка 9 с. 125 плакатов.
  (объем отчета; количество, объем частей и приложений)

 

Перечень ключевых слов (от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста работы, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска):
Удары и защита от ударов, болевые и удушающие приемы, надевание наручников, связывание правонарушителя, наружный осмотр, взаимодействие при силовом задержании, помощь при нападении.

 

Текст реферата:
Объект исследования: физическая подготовка сотрудников ОВД.   Цель работы: разработать комплект плакатов, иллюстрирующих технику боевых приемов борьбу принятых для обучения. Методы исследования:общенаучные (анализ, синтез, дедуктивный, сравнительный), специально-научный (педагогический эксперимент).   Результат:комплект плакатов по технике боевых приемов борьбы для обеспечения учебного процесса по физической подготовке и самоподготовки курсантов, слушателей и сотрудников ОВД. Степень апробации и внедрения:результаты исследования проверены и внедрены в учебный процесс Нижегородской академии МВД России.   Рекомендации по дальнейшему внедрению результатов: издание комплекта плакатов, иллюстрирующих технику боевых приемов борьбы, принятых для обучения под грифом МВД России.

 


Пояснительная записка

 

В настоящее время в высших образовательных учреждениях России во исполнение Приказа Рособрнадзора от 30.09.2005 г. № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» создаются учебно-методические комплексы учебных дисциплин.

Учебно-методический комплекс дисциплин – это комплект учебно-программных, учебно-методических, наглядных и прочих материалов, обеспечивающих образовательный процесс. Назначение комплексов наиболее полное методическое обеспечение образовательного процесса, которое постоянно должно совершенствоваться.

Как нам представляется, наиболее полные учебно-методические комплексы, эффективность которых обоснована, целесообразно распространять как передовой опыт в образовательные учреждения. Рабочим программам таких комплексов придавать статус примерных, а вместе с методическим обеспечением этих программ статус базовых учебно-методических комплексов.

Нами за последние годы выполнен целый ряд научно-исследовательских работ, главным образом заказных, обосновывающих эффективность программы физической подготовки сотрудников милиции и учебно-методическое обеспечение программы. Основными из них являются:

· Предложения по совершенствованию системы физической и огневой подготовки сотрудников милиции (заказ ИМЦ ГУК МВД России от 25.07.2002 г. № 21/16/4815. 2002 г.).

· Физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России (заказ ГУК МВД России на 2004 г. п. 3.7. 2004 г.)

· Обоснование примерной программы учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России (заказ ИМЦ ГУК МВД России от 15.03.04 г. № 21/16/1797. 2005 г.).

· Программа обучения на квалификационных курсах преподавателей физической подготовки учебных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте, средних и высших образовательных учреждений МВД России (заказ ЦОКР МВД России от 03.10.2005 г. № 1013. 2005 г.)

· Проект базового учебно-методического комплекса учебной дисциплины «Физическая подготовка» для высшего и среднего профессионального образования, включающий проекты примерной программы и учебника «Физическая подготовка», а также ряд мультимедийных и видео материалов (заказ ЦОКР МВД России от 21.09.2006 г. № 21/14/6495. 2006 г.).

· Обоснование базового учебно-методического комплекса учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России (план НИР академии на 2007 г. П. 79, заказ ЦОКР МВД России 21/14/6495 от 21.09.2006 г.).

· Учебник дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России (план НИР Нижегородской академии на 2007 г. П. 80, заказ ЦОКР МВД России 21/14/6495 от 21.09.2006 г.)

· Проект Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел (заказ ДКО МВД России 21/14/1880 от 06.03.2007 г. 2007 г.)

Сведениями о рассмотрении ЦОКРом МВД России указанных работ мы не располагаем. Эти и другие работы, последние годы не допускались для рассмотрения на заседании методической секции (подсекции) физической подготовки, не осуществлялась приемка научной продукции в соответствии с требованиями приказа Министра внутренних дел РФ от 28.12.2005 года № 1055 «Об организации научного обеспечения и распространения передового опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России».

Все вышеперечисленные труды и многочисленные публикации, направленные на совершенствование физической подготовки сотрудников милиции, без каких либо оснований остаются невостребованными. Свидетельством этого является тот факт, что 12.03.2007 года была утверждена очередная примерная программа дисциплины «Физическая подготовка».

Примерная программа является не обязательной для применения. Однако она должна быть примером для подражания. В примерной программе должен концентрироваться передовой, научно обоснованный опыт, накопленный в образовательных учреждениях МВД России. В чем заключается обоснованность, и чей опыт распространяется данной примерной программой остается непонятным.

Программы по учебным дисциплинам в обязательном порядке должны иметь учебно-методическое обеспечение.

Во исполнение заказа ЦОКР МВД России от 21.09.2006 г. № 21/14/6495. 2006 г. (исп. Миленин В.М.) нами представлены научно обоснованные и проверенные многолетним опытом работы проекты примерной программы и учебника, являющегося полным учебно-методическим и учебно-наглядным обеспечением практического раздела программы. По согласованию с ЦОКРом МВД России было проведено рецензирование этих материалов шестью образовательными учреждениями. Представленные материалы получили положительную оценку.

Утвержденная ДКО примерная программа практически не имеет учебно-методического обеспечения. По-видимому, в целях учебно-методического обеспечения этой программы Департамент кадрового обеспечения (ДКО) МВД России направил в образовательные учреждения заказ от 06.03.2007 г. № 21/14/1880 (исп. Мельников С.В.), предусматривающий перечень научно-методических работ для их выполнения. Также, по-видимому, в порядке учебно-методического обеспечения программы ДКО МВД России направил в образовательные учреждения видеофильм «Боевые приемы борьбы» (исх. № 21/14/4695 от 25.05.2007 г.).

Любая научно-исследовательская работа предполагает анализ состояния вопроса. Мы, с позиции, изложенной в наших трудах, систематически анализировали официальные программные и методические документы по физической и огневой подготовке, аргументируя все свои замечания. Аналитическая работа позволяла нам совершенствовать учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Физическая подготовка».

В настоящее время в соответствии с планом НИР Нижегородской академии МВД России на 2008 г. (П. 79.) была выполнена инициативная научно-исследовательская работа «Анализ программного и учебно-методического обеспечения физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России» (аналитический обзор) и утвержден на заседании ученого совета академии (протокол № 2 от 26 февраля 2008года). Работа предусматривает:

· Сравнительный анализ примерной программы дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России, утвержденной ДКО МВД России 12.03.2007 г., и проекта примерной программы, подготовленного Нижегородской академией МВД России в соответствие с заказом ЦОКР МВД России (исх. № 21/14/6495 от 21.09.2006 г.);

· Анализ видеофильма «Боевые приемы борьбы», направленного ДКО МВД России в образовательные учреждения МВД России (исх. № 21/14/4695 от 25.05.2007 г.);

· Анализ перечня материалов базового учебно-методического комплекса дисциплины «Физическая подготовка», заказанных образовательным учреждениям МВД России Департаментом кадрового обеспечения МВД России (исх. № 21/14/1880 от 06.03.2007 г.).

В процессе сравнительного анализа программ доказана эффективность предлагаемой нами программы по сравнению с утвержденной программой. В частности отмечается, что в разделе 4 «Боевые приемы борьбы» утвержденной программы отсутствует внутри предметная структурно-логическая связь. Например, в нашей программе и многих других обучение боевым приемам борьбы всегда начинается с изучения ударов и защиты от ударов невооруженного, т.е. с приемов, которые лежат в основе практически всех принятых для обучения приемов. Изучение ударов и защиты от ударов начиналось со стоек, как исходного положения для выполнения ударов и защиты от ударов, а также передвижений, которые являются средством защиты и создания благоприятной ситуации для нанесения ударов. В утвержденной же программе приемы, структурно-логически связанные между собой, разбросаны по разделу. Стойки, передвижения - тема 4.5, удары рукой, ногой, головой - тема 4.7, а защита от ударов ножом (предметом), рукой, ногой, головой – тема 4.12. Содержание схожих по названию тем в предложенном нами проекте и утвержденной программе в значительной степени отличается. Так, например, в утвержденную программу впервые включена тема 4.15. «Взаимодействие с напарником при силовом задержании и надевании наручников (связывании)», о необходимости включения в программу, которой мы предлагали еще в 1998 году[1]. Краткое содержание данной темы включает: задержание правонарушителя вдвоем с напарником с использованием: задней подножки, рычага руки внутрь, загиба руки за спину, передней подножки, удара (нажима) подошвенной частью стопы в подколенный сгиб; надевание наручников, связывание и сопровождение его. В предлагаемой нами программе есть тема

Тема 2.2.7. «Взаимодействие при силовом задержании. Помощь при нападении. Защита от группового нападения», краткое содержание которой включает: силовое задержание двумя сотрудниками во взаимодействии при подходе сзади, спереди, один спереди другой сзади в положении стоя и с переводом в положение лежа и т.д. Как мы видим совершенно иной подход к трактовке содержания. Учебно-наглядное обеспечение данной темы содержит конкретные технико-тактические действия:

Силовое задержание двумя сотрудниками во взаимодействии при подходе сзади в положении противника стоя.

№ 1 проводит прием на правую руку, №2 – на левую.

фото 1 а фото 1 б

1. И.П. - №1 и №2 стоят сзади противника, соответственно справа и слева от него;

№ 1 и № 2 - проводят загиб руки за спину толчком (фото 1 а, б);

№ 1 - свободной рукой захватывает дальнее плечо (одежду на плече) сзади или за волосы (болевой захват);

фото 2

№ 2 – предплечье свободной руки заводит под подбородок и захватывает отворот одежды у правого уха, проводит удушающее воздействие.

 

2. И.П. - №1 и №2 стоят сзади противника, соответственно справа и слева от него;

№1 - проводит загиб руки за спину толчком;

№2 - проводит дожим кисти под ручку (фото 2).

Силовое задержание двумя сотрудниками во взаимодействии при подходе спереди в положении противника стоя.

1. И.П. - №1 и №2 стоят перед противником, соответственно слева и справа от него;

№ 1 и № 2 - проводят загиб руки за спину рывком (фото 3).

2. И.П. - №1 и №2 стоят перед противником, соответственно слева и справа от него;

№ 1 и № 2 - проводят загиб руки за спину замком (фото 5).

3. И.П. - №1 и №2 стоят перед противником, соответственно слева и справа от него; противник принимает боевую стойку (поднимает руки);

№ 1 и № 2 - проводят загиб руки за спину скручиванием внутрь (фото 6).

Захваты свободными руками так же как при задержании при подходе сзади с применением загиба руки за спину толчком обеими сотрудниками.

фото 3 фото 4 фото 5 фото 6

 

фото 7

Силовое задержание двумя сотрудниками во взаимодействии при подходе один сзади, другой спереди в положении противника стоя.

И.П. - №1 стоит справа сзади, а №2 справа спереди от противника;

№1 - проводит загиб руки за спину толчком при подходе сзади;

№2 - проводит загиб руки за спину рывком (фото 12) или рычаг локтя через предплечье (фото 7).

После силового задержания двумя сотрудниками во взаимодействии в положении противника стоя можно сопроводить, а для надевания наручников подвести к стене, № 1 прижимает противника бедром и переходит от загиба руки за спину к блокированию руки сзади (фото 8а, б) и надевает наручники (фото 8в).

фото 8а фото 8 б фото 8 в

Силовое задержание двумя сотрудниками во взаимодействии при подходе сзади с переводом противника в положение лежа.

И.П. - №1 и №2 стоят сзади противника, соответственно справа и слева от него;

№ 1 и № 2 - захватывают одноименными руками руки противника за запястье, с упором свободной рукой в плечо и толчком стопой в сторону в подколенный сгиб (фото 9а), переводят в положение лежа на животе и фиксируют рычаг рук внутрь в положении лежа (фото 9б);

фото 9 а фото 9 б фото 9 в

№ 1 – переходит к блокированию руки голенью (фото 9в), а № 2 - продолжает удерживать левую руку на рычаге руки внутрь;

№ 1 – надевает наручники.

Силовое задержание двумя сотрудниками во взаимодействии при подходе спереди с переводом противника в положение лежа.

1. И.П. - №1 и №2 стоят перед противником, соответственно слева и справа от него;

1. № 1 и № 2 – проводят вход в прием загиб руки за спину «замком»: с шагом наружу пропускают разноименные руки между рук и туловищем противника, а одноименные запустить снаружи выше локтя и соединить их в крючок, поворачиваясь наружу, подставляют ноги, стоящие внутри, перед ногами противника (фото 10 а);

фото 10 а фото 10 б

2. под болевым воздействием на плечевые суставы перевести противника в положение лежа на животе (фото 10 б);

3. № 1 - блокирует руку голенью, а № 2 - захватывает левую руку на рычаг руки внутрь (фото 9 в).

фото 11 а фото 11 б фото 11в

2. И.П. - №1 и №2 стоят перед противником, соответственно слева и справа от него;

№ 1 и № 2 - захватывают разноименными руками руки противника за запястье, а другой рукой упираются ему в грудь (фото 11а) или, если руки подняты, захватывают кисти на дожим (фото 11б), выполняют заднюю подножку, сваливая противника на спину;

№ 1 - скручиванием руки внутрь переводит противника в положение лежа на животе, а № 2 - передвигается за головой, натягивая руку и скручивая ее внутрь, переходит на другую сторону (фото 11в);

№ 1 - блокирует руку голенью, а № 2 - захватывает левую руку на рычаг руки внутрь (фото 9 в).

К серьезным недостаткам утвержденной программы, в отличие от ранее действующих программ, является то, что из содержания физической подготовки исключены спортивные единоборства. Вместе с тем, минимум требований к физической подготовке Госстандарта по специальности 030505 Правоохранительная деятельность, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 27.12.2005 г., и программа по физической подготовке, утвержденная приказом МВД России от 15.05.2001 г. № 510, предусматривают «учебно-тренировочные поединки по борьбе, боксу, рукопашному бою», которые являются ведущим средством формирования психологической и технико-тактической готовности к применению боевых приемов борьбы.

В основе учебно-методического комплекса должно быть систематизированное изложения учебной дисциплины в соответствии с программой.

Анализируя перечень материалов учебно-методического комплекса дисциплины «Физическая подготовка», заказанных ДКО МВД России (исп. Мельников С.В.) образовательным учреждениям МВД России нами выявлено, что материалы, предложенные для разработки, не представляют собой систематизированного изложения учебной дисциплины в соответствии с примерной программой утвержденной ДКО МВД России 12.03.2007 г. Так первый пункт перечня «Проект Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел» никакого отношения к учебно-методическому обеспечению утвержденной примерной программы для образовательных учреждений не имеет.

Никакого отношения к учебно-методическому обеспечению утвержденной примерной программы не имеют, например, такие материалы, предусмотренные перечнем, как «Прикладная гимнастика на учебных занятиях по физической подготовке с курсантами (слушателями) образовательных учреждений МВД России» и «Организация и методика занятий по легкой атлетике в образовательных учреждениях МВД России», т.к. программа не предусматривает ни прикладную гимнастику, ни легкую атлетику.

Мы, как головной исполнитель по подготовке «Проекта Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел», выполнили данную работу. Мы убеждены, что структура и содержание непосредственно физической подготовки в учебных центрах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте, средних и высших образовательных учреждений МВД России, и непрерывная физическая подготовка сотрудников ОВД должны быть едиными. Учитывая это, едиными являются структура и содержание практического раздела проекта НФПипроекта базового УМК для образовательных учреждений МВД России.

В соответствии с выдвинутой нами концепцией физической подготовки сотрудников милиции служебно-боевые приемы (боевые приемы борьбы) служат для пресечения преступлений или административных правонарушений и задержания, лиц их совершивших, не превышая пределов необходимой обороны, мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, или пределов крайней необходимости, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных на милицию обязанностей.

Структурно-логическая связь в изучении раздела «Служебно-боевые приемы» заключается в следующем. В данный раздел включено двенадцать тем:

Тема 1. Удары и защита от ударов невооруженного противника.

Тема 2. Болевые и удушающие приемы в положении противника стоя.

Тема 3. Приемы спортивной борьбы.

Тема 4.Задержание с угрозой применения пистолета (автомата). Защита от огня противника.

Тема 5. Надевание наручников и связывание. Наружный осмотр.

Тема 6. Служебно-боевые приемы с применением резиновой палки. Защита безоружного сотрудника от ударов палкой или аналогичным предметом.

Тема 7. Взаимодействие при силовом задержании. Помощь при нападении. Защита от группового нападения.

Тема 8. Освобождение от захватов и обхватов.

Тема 9. Пресечение попыток достать или взять оружие (упреждающие действия). Защита от угрозы оружием в упор и попыток обезоружить.

Тема 10. Удары ножом или аналогичным предметом. Защита безоружного сотрудника от ударов ножом или аналогичным предметом.

Тема 11. Удары и защита от ударов с использованием автомата.

Тема 12. Тренировка в служебно-прикладном единоборстве.

Особенность данного раздела заключается в том, что программный материал упорядочен, т.е. установлена логическая связь в изучении приемов и действий. В программу включены базовые служебно-боевые приемы, содержащиеся в первых пяти темах, а также наиболее типичные ситуации служебно-боевой деятельности, действия в которых основаны на применении базовых приемах, выполняемых в различных комбинациях между собой. Это позволяет оптимизировать методику обучения, обеспечивающую достижения высоких уровней обученности служебно-боевым приемам.

В отличие от действующих программ темы укрупнены за счет объединения мелких тем по схожести действий. Например, в действиях изучаемых в теме 9. «Пресечение попыток достать или взять оружие (упреждающие действия). Защита от угрозы оружием в упор и попыток обезоружить», если в качестве ответного действия служат болевые приемы в стойке, вооруженная или атакующая рука, как правило, захватывается и на нее проводится болевой прием. В данном случае в процессе изучения этой темы происходит совершенствование болевых приемов в соответствующих ситуациях.

Объединение тем произведено также по противоположности задач, которые ставятся перед обучаемыми при выполнении упражнений в парах. Например, тема 1. «Удары и защита от ударов невооруженного противника». В теме 7. «Взаимодействие при силовом задержании. Помощь при нападении. Защита от группового нападения» изучается взаимодействие сотрудников милиции при задержании правонарушителей оказывающих активное сопротивление, а при защите от группового нападения изучаются противоположные действия. Противоположные задачи в действиях, изучаются в теме 6. «Служебно-боевые приемы с применением резиновой палки. Защита безоружного сотрудника от ударов палкой или аналогичными предметами. Использование автомата в качестве подручного средства».

Учитывая значимость в деятельности сотрудника милиции использования огнестрельного оружия для защиты и задержания с угрозой его применения, т.е. как устрашающее средство, в программу включена отдельная тема 4 «Задержание с угрозой применения пистолета (автомата). Защита от огня противника».

В соответствии с выдвинутой концепцией физической подготовки сотрудников милиции служебно-прикладное единоборство рассматривается как главное средство формирования специальной физической, психологической и технико-тактической готовности к противоборствам с применением служебно-боевых приемов в реальных условиях. Учитывая это, в программу включена тема 12. «Тренировка в служебно-прикладном единоборстве», которая включает набор технико-тактических действий и тренировочных заданий обеспечивающий подготовку к ведению поединков.

В основе учебно-методического обеспечения раздела «Служебно-боевые приемы» являются учебно-наглядное обеспечение тем, включенных в данный раздел.

Отчет по теме «Техника боевых приемов борьбы (комплект плакатов)», подготовленный по заказу ДКО МВД России от 06.03.2007 г. № 21/14/1880, представляет собой плакаты в формате А-3, сверстанные из учебно-наглядного обеспечения раздела «Служебно-боевые приемы», входящего в проект учебника «Физическая подготовка», и учебное наглядное пособие, представляющее собой те же плакаты выполненное в формате А-4.

 


[1] Лавров В.Н. Взаимодействие сотрудников милиции при пресечении противоправных действий и задержании лиц их совершивших //Милиция - 1998 - июль - октябрь.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...