Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБЪЕМНО ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

ТОЧКА

Несмотря на свои относительно малые размеры, точка обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами, это – линия и пятно. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.

 

 

ЛИНИЯ

По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину). Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения. Рейсфедер «дает» тонкую, прямую, четкую (черную) линию. Карандаш -- более светлую, свободного начертания. Перо — тонкую с утолщением, «живую» линию. Соус — «жирную», «бархатную» и т. д. Строя линейно-графическую композицию, важно как можно ярче выявлять специфические свойства линий разного исполнения.

В таблице 1 представлены основные виды линейно-графических форм. Они показывают богатый арсенал композиционно-художественных возможностей линии, а также эмоциональные качества линий и абстрактных форм.

Учебная задача заключается в том, чтобы этот арсенал эффективно использовать с целью наиболее яркого раскрытия характера линий и передачи смысловой информации с помощью визуального текста. Это - самые сложные задачи, поскольку трактовки смысловых значений и эмоциональных воздействий той или иной линии на психику и восприятие человека – довольно условны. Однако, возможность выявления в графической композиции линиями разного ритмического строя, впечатления облегчения верха, утяжеление низа, сохранение плоскости и т.п., сегодня не требует доказательств. В исследованиях В. Кандинского, Л. Дорфмана, и других специалистов и психологов эти вопросы достаточно подробно освещены. И довольно целенаправленно используются в учебных методиках дизайна. Такого рода упражнения очень важны и для студентов-архитекторов, поскольку развивают воображение и абстрактное мышление, воспитывают художественный вкус и, самое главное, подготавливают к самому сложному этапу в работе архитектора - к последовательной разработке художественного замысла. Примеры решения подобных задач даны в иллюстрациях к упражнениям.

Важно также иметь в виду, что для «студентов-архитекторов» выполнение графических заданий служит цели построения не формальных (учебных), а содержательных (прикладных) графических композиций.

ПЯТНО

В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно,«размывка» -- мягкими затеками и т. д.

Простейшая композиционная задача здесь заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер.

Более сложная задача -- гармоничное сочетание в графической композиции разных тоновых элементов. Такие элементы могут использоваться как при построении плоскостной композиции, так и в изображении объемов и пространства. Тонально-плоскостная разработка достигается в основном за счет применения разного рода заливочных, пастозных и растровых (равномерно заполненных точками или линиями) графических форм. Такого рода задания, требующие «рукотворной графики» очень важны для студентов-архитекторов на начальном этапе обучения при разработках эскизных проектов (при изображении фасадов, разверток и т. п.).

В принципе решение любой композиционной задачи требует использования тоновой графики. Так, достижение эффекта четкого сочетания силуэтных графических форм основывается на применении аппликации -- черной и белой накладной бумаги.

При сопоставлении тоновых и линейных форм важно добиться гармоничной связи между ними с целью наиболее яркого раскрытия их художественных свойств и сохранения целостности всей графической композиции. Решение подобной композиционной задачи предполагает использование простых геометрических фигур, причем в минимальном количестве. При таком использовании четче выявляется характер формальной графической композиции. Примеры представлены в иллюстрациях к упражнениям на соответствующую тему.


Табл.1. Эмоциональные качества линий и абстрактных форм

 

1 - активное; 2 – пассивное; 3 – конструктивное, солидное, сильное;4 – текучее, мягкое; 5,7 – устойчивое; 6,8 – неустойчивое; 9 – неуверенное, колеблющееся; 10 – благородное, драматичное, вдохновляющее, возвышенное; 11 – земное, спокойное, удовлетворенное, надежное, смелое, сильное; 12 - примитивное, простое; 13 – смелое; 14 – пламенеющее; 15 – утонченное; 16 – зубчатое, грубое, жесткое, энергичное, мужественное; 17 – криволинейное, нежное, мягкое, приятное; 18 – грубое, скрежещущее, раздражающееся; 19 – убывающее, сокращающееся; 20 – возрастающее, расширяющееся; 21 - возбужденное, нервное, испуганное; 22 – спокойное, скользящее; 23 – прогрессивное; 24 – регрессивное; 25 – рассеивающее, исчезающее; 26 – концентрирующее, собирающее; 27 – динамичное; 28 – статичное, фокусное, закрепленное в движении [ 2,3, c. 20].

 


 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ

Линия.

 


Методическая цель:

Изучение графических средств передачи на плоскости смысловой информации

Упражнение 1. Линия в графической композиции.

 

Задание: разработать композицию, на раскрытие характера линии и выявление линиями разного ритмического строя

 

 

Примеры использования различного ритмического строя линий для передачи плотности стихий материального мира. «Стихии: воздуха, воды, земли, растительного мира). Работы студентов 1 курса.

 

 

 


НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ.

Линия. Точка. Пятно.


Методическая цель:

Изучение графических средств передачи

на плоскости смысловой информации

Упражнение 2 Линия точка и пятно в графической композиции.

 

Задание: разработать композицию на раскрытие характера линии и пятна, с использованием ахроматических цветов (черного и белого) и разных тоновых элементов.

 


 

ПРИМЕРЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СМЫСЛОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ приведены из книги В. Кандинского.

Линия.

 


Методическая цель:

Изучение графических средств передачи на плоскости смысловой информации .

Упражнение 3. Линия и точка в графической композиции.

 

Задание: разработать композицию, на раскрытие характера линии и выявление соотношений «правое-левое»


 
 

 

 

«Свободная кривая линия, состоящая из двух волн, идущих в одну сторону, и трех, идущих в другую, имеет, благодаря верхнему утолщению, упрямое "лицо" и завершается направленной вниз, постепенно слабеющей волной. Эта линия устремляется снизу, приобретает усиливающийся волнообразный

характер и поднимается до максимального «упрямства» (В. Кандинский).

 


 


Рисунок слева: «упрямство со снисхождением. Ослабленные изгибы. Сопротивление слева является слабым. Плоская масса утолщается вправо». (В. Кандинский).

Рисунок справа. «Упрямство в скованном напряжении Затвердевающие изгибы. Сопротивление справа сильно заторможено. Расслабленный "воздух"слева». (В. Кандинский).

 

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ.

Линия.


Методическая цель:

Изучение графических средств передачи на плоскости смысловой информации .

Упражнение 4 Отношение к границе

 

Задание: разработать композицию, на раскрытие характера линии и выявление отношений линии к границе формата плоскости.


 
 

 

 

«Простая прямая линия неизменной длины может

быть расположена на плоскости двумя способами.

На рисунке слева - прямая свободно лежит на плоскости.

Ее приближение к границе придает ей выражение явно усиливающегося напряжения, направленного направо вверх,

в результате чего напряжение нижнего конца ослабевает.

На рисунке справа – прямая примыкает к границе и тут же лишается своего напряжения вверх, при этом напряжение вниз усиливается и вызывает ощущение какой-то болезненности, почти что отчаяния» (В. Кандинский).

«Другими словами: при приближении к границе ОП напряжение формы усиливается до тех пор, пока в момент соприкосновения с границей оно внезапно не исчезает. А также: чем дальше форма находится от границы ОП, тем меньше ее напряжение по отношению к границе.

Или: близко лежащие к границе ОП формы усиливают "драматический" характер звучания конструкции, и, напротив, далеко лежащие от границы и группирующиеся вокруг центра формы придают конструкции более "лирическое" звучание. Это, конечно, условные правила, кото­рые наряду с другими средствами в полной мере могут быть использованы, и, исходя из которых, возможно окончательно заглушить едва слышное звучание. В большей или меньшей степени они постоянно оказывают воздействие, что подчеркивает их теоретическую ценность». (В. Кандинский).


 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ.

Линия.


Методическая цель:

Изучение графических средств передачи на плоскости смысловой информации

Рис.1
Рис.2
Рис.4
Рис.3
Упражнение 5. Линия в графической композиции.

«Лирическое. Драматическое»

Задание: разработать композицию, на раскрытие характера линии и выявление отношений к центрированию композиции на плоскости.


 
 

 


 


Центрированное положение линейных элементов композиции в формате плоскости.

Рис. 1- «Молчаливая лирика четырех элементарных

линий - застывшее выражение». (В. Кандинский).

Рис. 2. «Драматизация этих же элементов -- сложное пульсирующее выражение. Это усиленное напряжение и прикрепление к верхней границе дают возможность линии в случае 2 казаться длиннее, чем в случае I». (В. Кандинский).

Использование эксцентрики (усиление драматического звучания линейной композиции.

Рис. 3- «Диагональ, проходящая по центру. Ацентральные горизонтальные и вертикальные линии. Максимальное напряжение диагонали. Уравновешенное напряжение горизонтальной и вертикальной линй». (В. Кандинский).

Рис.4. «Ацентральное положение всех линий. Диагональная линия усиливается в результате ее повторения. Сдерживание драматических звуков по направлению к точке касания вверх». (В. Кандинский).

 


НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ.

Линия.


Методическая цель:

Изучение графических средств передачи на плоскости смысловой информации

Упражнение 6. Линия и точка в графической композиции.

 

Задание: разработать композицию, на раскрытие характера линии и выявление ее эмоционального воздействия.

 

(Иллюстрации из книги В. Кандинского «Избранные труды по теории искусства», т.2. с. 266-269)

 

Примеры отношений линейных элементов композиции

между собой и в целом с форматом плоскости.

Рис.1. «Свободная кривая линия направленная к точке – формирует созвучие геометрических кривых». (В. Кандинский).

Рис. 2. «Свободная волнообразная линия с усилением толщины на спусках – усиливает горизонтальность композиции». (В. Кандинский).

Рис.3. «Та же самая волнообразная линия в сопровождении геометрических линий». (В. Кандинский).

Рис. 4. «Простой и единый комплекс нескольких свободных линий». (В. Кандинский).

 

 

Раздел:2.

ЗНАК-ИНДЕКС.

Знак – важнейшее средство, подчиняющееся всем законам композиции.

«В композиции знака - обязательна доминанта элементов, они не имеют развития в пространстве, силовые линии направлены к центру, силовые поля суммируются. Вся композиция однозначна, автономна, ограничена. Она -- констатация визуального факта.

Главное в ней -- декоративность, акцент цвета и контраст очертания, это действуют сильнее, чем "предметное", натуралистическое или стилизованное изображение реальных предметов. Такая композиция — сигнал, команда.

Основная цель знака -- не глубокие чувства и переживания, а фиксация взгляда, поэтому он должен быть оптимально сложным и, в то же время, лаконичным. Восприятие должно быть ясным и четким.

Знак не обязан взаимодействовать, "согласовываться" с окружающими его изображениями. Он "одномерен", воспринимается самостоятельным аккордом. Вид такой композиции -- фронтальная. Вся композиция знака очень плотная, т. е. охватывается одним взглядом» [О.В.Чернышев «Формальная композиция»].

При разработке знака-индекса необходимо выполнять следующие композиционные требования:

· композиция знака должна быть закрытой;

· силовые линии - направлены к центру;

· необходимо соблюдать равновесие между всеми элементами;

· четко определить ритмическую структуру знака.

Форма графического знака может быть различной жесткой геометрической; аморфной; шрифтовой.

По одной и той же схеме можно построить множество знаков. Абстрактные геометрические формы, составляющие схему-основу, необходимо структурировать и выделить композиционно значимые


составляющие элементы. Несколько элементов можно визуально совмещать, выделять отдельные фрагменты структуры как более активные, трансформировать часть изображения. Можно использовать как геометрическую, так и скульптурную пластику, т. е. создать по одной и той же схеме плоскую и объемную композиции. В результате модификации основы можно получить множество вариантов знака-индекса. Приведенные примеры взяты из книги О. В. Чернышева "Формальная композиция.

 

Рис.2. Структурная схема знака-индекса.

 


Рис.3. Варианты знаков-индексов с геометрической пластикой

 


Рис. 4. Варианты знаков-индексов со скульптурной пластикой.

Законченная композиция должна быть не "примитивной", а простой, т. е. целостной, однородной, лаконичной. Простота хорошего знака воспринимается не как исходное состояние, а как конечный результат, итог, когда отсечено все лишнее.

Графическая структура знака должна быть такой, чтобы его восприятие не зависело от масштаба изображения. Знак должен хорошо смотреться и на визитной карточке, и на плакате.

Для студентов-архитекторов разработка знака -- прекрасное упражнение, развивающее вкус, позволяющее развивать абстрактное мышление и воображение.


Для того, чтобы добиться четкой структуры знака, соразмерности и пропорциональности всех его частей, удобно использовать модульную сетку. В основе модульной сетки лежит комбинация вертикальных, горизонтальных или наклонных линий, по которым ориентированы основные элементы знака. Шаг сетки задает ритм всей композиции знака.

 

Рис. 5. Знак, построенный на основе модульной сетки

Все упражнения данной темы предназначены для самостоятельного выполнения.


 

Визуальные средства коммуникации.

Знак-индекс.


Методическая цель:

Изучение графических средств передачи на плоскости смысловой информации

 

Упражнение 8. Знак-индекс в графической композиции.

 

Задание: разработать композицию на раскрытие характера линии и выявление ее эмоционального воздействия как «знака-зарубки» для фирмы, торгующей лесом.

 


Работа студента 1 курса Н. Киль

Руководитель Н.К.Цуканова


 

Упражнение 6.4 Попробуйте на примере стилизации изображения какого-либо живот т м зить жадность, коварство, беззащитность, жестокость, прожорливое и. ппГ<\ душие. Выберите сами любое животное или насекомое и создайте вир.мини ный образ. Выполните работу в черно-белой графике. Вспомните примни избирательности и целостности восприятия, и упростите изображение мк •> бы получился знак, т.е. остались только те графические элементы, шт.р! необходимы для узнаваемости и определения основной характеристики Даже если знак разрабатывается на компьютере, работа начинается I и нм> Их должно быть несколько. В первую очередь, правил»,но ныЬеритг фирм. В зависимости от характера изображения :»то может (>ып. круг мшдр, треугольник или другие изометрические формы И :>< ки ю онредопнюм и ним. | м.пнпле части изображения, осноннои рисунок

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

Изобразительный знак — это частный случай композиции, полученной в результате выделения, подчеркивания, утрирования определенных свойств, качеств реального объекта.

Как правило, изобразительный знак строится на основе стилизации по заданным свойствам. За основу берется изображение реальных объектов (зданий, животных, растений, любых других объектов или их частей). Выделяется главное, наиболее выразительное качество объекта, затем предметы формы упрощаются и стилизуются. Конечный вариант должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к знакам: индивидуальности, лаконичности, компактности композиции. Предельное обобщение предметных форм придает изображению характер отвлеченного знака, при этом связь с прообразом (реальным объектом) сохраняется.

Пластическое решение можно искать разными путями:

· усилить исходную пластику исходного объекта;

· подчинить объект требованиям, сформулированным условием задачи. Например, изображение может имитировать работу кистью или быть стилизовано как геометрическая форма (рис.7).

Характерная особенность изобразительных знаков -- изоморфизм (сходство по форме) с отображаемым реальным объектом, но это не документальная фотография, а художественно-образная композиция, подчеркивающая смысл, предметную ценность исходного материала. При создании изобразительного знака нужно грамотно выбрать форму графического изображения, так, чтобы передать смысловое содержание и избавиться от изначальной информационной избыточности. Переработка исходного объекта может быть настолько значительной, что связь между ним и полученным стилизованным изображением будет условной.

Нарушение требований предметной узнаваемости переводит изобразительны знак в класс знаков-индексов. В то же время, необходимо избегать слишком подробного смыслового содержания, которое приведет к потере знаковости.

При разработке изобразительных знаков основное внимание нужно обращать на воплощение смыслового содержания и соразмерность образного и логического начал. Иными словами, смысл должен просматриваться в форме графического построения. Графическая структура знака должна максимально соответствовать его смысловому содержанию.

Композиция может основываться на линиях или пятнах, геометрических или аморфных формах – главное, чтобы выполнялись условия знаковости:

· автономность –свернутость силовых линий и полей во внутреннем пространстве знака;

· константность восприятия -- независимость от физического и смыслового окружения;

· различимость -- внутренняя индивидуализация структуры, наличие отличительных признаков, выделяющихся из ряда аналогичных знаковых форм;

· запоминаемость -- ясность, четкость построения за счет предельной обобщенности, упорядоченности композиционной организации, лаконичности, оптимальной сложности;

· визуальная активность -- адекватность эмоционально-чувственному восприятию человека, толчок к обостренной реакции, сигнал к интенсивной работе чувственного аппарата.

б
а
в

 

Рис.6. Стилизованное изображение:

а – исходная природная пластика усилена;

б – изображение имитирует работу кистью;

в – объект стилизован как геометрическая форма.

 

 

Визуальные средства коммуникации.

Изобразительный знак.


Методическая цель:

Изучение графических средств передачи на плоскости смысловой информации

Упражнение 9. Изобразительный знак

в графической композиции.

 

Задание: разработать композицию на раскрытие характера линии и пятна и на выявление смыслового содержания «знака-зодиака» .

Работы выполнены студентами 1 курса: К. Рогозной, А. Гудым. Руководитель- Цуканова Н.К.

 

ОСНОВЫ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Методическая цель:

Изучение и построение основных закономерностей восприятия цвета:

Упражнение 1а: Построение явление адаптации.

Упражнение 1б: Построение явления одновременного и последовательного контраста.

Изучение особенностей одновременного контраста осуществляется за счет преобразования насыщенности фона, изменений площади фона, границ соприкосновения полей, расстояний между объектом и фоном, краевого контраста. Изучение особенностей одновременного контраста поможет при создании цветовых композиций на плоскости - на контрастном фоне сменяются квадраты розового, бледно-зеленого, голубого, желтого, сиреневого цветов, такие же квадраты размещаются на фоне того же цветового тона, но большей насыщенности.

Содержание 2-й серии упражнений:

ЦВЕТОВЫЕ ГАРМОНИИ

Методическая цель:

Изучение цветовых гармоний и возможностей их использования в практике архитектурной полихромии.

Упражнение 2а: Построение монохроматических гармоний.

Упражнение 2б: Построение нюансных гармоний.

Упражнение 2в: Построение гармоний дополнительных цветов.

Упражнение 2г: Построение контрастных цветов.

Упражнение 2д: Построение триад и четырехзвучий.

Упражнение 2д: Построение построения закономерных цветовых рядов. Исходный элемент (круг, квадрат, прямоугольник, и т.д.) для построения гармоний выбирается самостоятельно.

Изучая цвет, студенты должны анализировать его психофизиологическое действие, уметь интерпретировать цветовые гармоничные сочетания, которые могут вызывать ощущение статичности, динамизма, глубины, радости, печали, покоя и т.п. Все эти понятия сказываются на интерпретации цвета, т.е. на содержании.

Содержание 3-й серии упражнений:

ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ

Методическая цель:

Построение цветовых композиций на основании цветовых ассоциаций.

Цветовые ассоциации можно разделить на несколько больших групп - физические, физиологические, психологические, эмоциональные, географические и т.д., в пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения.

Упражнение 3а: ассоциативные композиции на заданные темы и заданные цветовые палитры.

Инструментами становятся парные понятия «активный - пассивный», «печаль - радость», «статика -динамика», «теплый - холодный».

Содержание 4-й серии упражнений:

«ЦВЕТОВАЯ ОБРАБОТКА ПЛОСКОСТИ»

Методическая цель:

Изучение формообразующего действия цвета для управления зрительным восприятием архитектурных поверхностей.

Упражнение 4. Использование цвета в плоскостных структурах для выявления структурных качеств плоскости и получения различных плоскостных форм.

Цвет выступает как формообразующее средство композиции, которое может прояснить форму, подчеркнуть ее структуру; сделать ее более выразительной, или деформировать ее.

Упражнение 4а: Построение плоскостной (с неглубоким рельефом) композиции с выявлением структуры и доминантных элементов с помощью цветовых соотношений: теплых и холодных, интенсивных контрастных и нюансных. Цвет используется как средство структурирования исходной плоскостной модели.

Упражнение 4б: Построение плоскостной (на той же самой исходной) композиции с выявлением, значения композиционных центров с помощью цветовых соотношений: теплых и холодных, контрастных и нюансных.

Содержание 5-й серии упражнений:

«ЦВЕТОВАЯ ОБРАБОТКА ОБЪЕМА»

Методическая цель:

Изучение формообразующих возможностей цветовой обработки объемов и их элементов для получения различных по активности эмоционального воздействия объектов

Упражнение 5. Изучение закономерностей построения цветопространства.

Развертка куба используется как модель цветопространства в следующей последовательности операций:

Упражнение 5а. На развертке куба построить двухстороннюю произвольную цветовую композицию, выявляющую такое свойство пространства как единство принципов построения цветовой композиции внутреннего и внешнего пространства;

Упражнение 5б. Создать двухстороннюю цветовую композицию на развертке куба и проанализировать возможности ее использования для внешнего и внутреннего пространства -- на противопоставлении их цветовых качеств

Упражнение 5в. Построить композицию, придающую пространству определенную метроритмическую организацию за счет иллюзии «выступающих» и «отступающих» цветов, «весомости» цветов, оптических иллюзий.

Содержание 6-й серии упражнений:

«ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЦВЕТОМ СТРУКТУРЫ ФАСАДОВ»

Методическая цель:

Использование формообразующих эффектов полихромии во фронтальных архитектурных композициях на основе интеграции цвето-пространственных концепций.

Исходные условия – испольуются два заданных одинаковых фасада (фрагменты фасада). В первом варианте архитектурная полихромия полностью подчиняется структурной форме, во втором - контрастирует с ней, развиваясь самостоятельно. В результате в первом случае возникает формообразующий эффект, подчеркивающий и выявляющий массу, геометрию и структуру формы, во втором - эффект визуального изменения первоначальной формы.

Методические пояснения

Существует абсолютная зависимость между новой познавательной парадигмой и кругом профессиональных задач архитектора – от умения владеть кистью и карандашом до умения донести свой замысел до заказчика.

Цветной эскиз, полихромный макет, средства автоматического проектирования, цветовые графики и схемы - вот те средства, которыми должен владеть современный архитектор. В принципе архитектор обязан мыслить колористически уже в начале проектирования, используя цвет как композиционное средство.

В учебном пособии представлены серии упражнений, позволяющие реализовать принцип развертывания цветообраза от его перцептивных «снований до цветовой среды архитектурного объекта. Порядок упражнений позволяет выработать у студентов установку, что цвет – не дополнительное, подчиненное средство архитектурного формообразования, а самостоятельный инструмент упорядоченности пространства, выявления его семантического значения.

Предлагаемая последовательность выполнения упражнений, что позволяет продвигаться от элементов к системе, от основных категорий цветоведения к композиционному введению цвета в архитектурное пространство. К сожалению студенты-архитекторы в самой сжатой форме изучают «цвет как средство композиции», недостаточное количество аудиторных часов (предусмотренное госстандартом образования), предопределяет, в основном, самостоятельное изучение и теоретических положений, освоение принципов и выработку умений «работать с цветом». Времени не хватает на серьезное изучение основ цветовой гармонии. Не говоря уже о цветомоделировании. Обучение проходит в три этапа.

1.Знакомство с основными закономерностями восприятия, их физическими, физиологическими и психологическими предпосылками, а также изучение законов формирования цветовых групп (1, 2 и 3-я серия упражнений);

2. Выработка умений и навыков практической работы по композиционной упорядоченности цветовой плоскости (4-я серия упражнений).

3. Выработка умений и навыков практической работы по композиционной упорядоченности цветовых объема и среды (5, 6 –я серии упражнений).

Программа направлена на то, чтобы помочь студентам овладеть основами цветомоделирования, усвоить закономерности ее композиции, овладеть практикой использования цвета в решении отдельного объекта и в проектировании цветовой среды.

 

Цвет.

ОСНОВЫ ЦВЕТОВОЙ ГАРМОНИИ.


Методическая цель:

Изучение основных закономерностей восприятия цвета.


Упражнение 1,2. Основы цветовой гармония.

Задание: построить гармонизаторы на основе круга и квадратов. Изучение цветовых гармоний и возможностей их использования в практике архитектурной полихромии.

 

 


 


Цвет.

ОСНОВЫ ЦВЕТОВОЙ ГАРМОНИИ.


Методическая цель:

Изучение цвета как композиционного средства передачи на плоскости смысловой информации, построение цветовых композиций на основании цветовых ассоциаций.

Упражнение 3. Структура и содержание ассоциативной композиции.

Задание: разработать абстрактную плоскостную композицию на заданную тему.


 


Цвет.

ЦВЕТОВАЯ ОБРАБОТКА ПЛОСКОСТИ».


Методическая цель:

«Изучение формообразующего действия цвета для управления зрительным восприятием архитектурных поверхностей.

 

Упражнение 4. Использование цвета в плоскостных структурах.

Задание: выявить структурные качества плоскости для получения различных плоскостных форм.

 


 

 

Цвет.

ОСНОВЫ ЦВЕТОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ.


Методическая цель:

Изучение формообразующих возможностей цветовой обработки объемов и их элементов для получения различных по активности эмоционального воздействия объектов

Упражнение 5. Изучение формообразующих свойств цвета.

Задание: Выявить доминирующие элементы и композиционный центр.




Цвет.

ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЦВЕТОМ СТРУКТУРЫ ФАСАДОВ.


Методическая цель:

Использование формообразующих эффектов полихромии во фронтальных архитектурных композициях.

Упражнение 6а. Основы цветовой композиции.

Задание: выделить в композиции фасада композиционный центр.

 


 

 


 

Цвет.

ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЦВЕТОМ СТРУКТУРЫ ФАСАДОВ.


Методическая цель:

Использование формообразующих эффектов полихромии во фронтальных архитектурных композициях.

Упражнение 6б,в. Основы цветовой композиции.

Задание: выделить в композиции фасада акценты.

 

 


 


 

Цвет.

ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЦВЕТОМ СТРУКТУРЫ ФАСАДОВ.


Методическая цель:

Использование формообразующих эффектов полихромии во фронтальных архитектурных композициях.

Упражнение.6а,б,в. Разработать варианты решения фасадов.

Задание: выделить в композиции фасада: структуру; композиционный цент; акценты.


 

ПРИМЕРЫ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ЗАСТРОЙКИ В БРЕСТЕ И МИНСКЕ.

 

 

 

 

Раздел 4.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Архетипы

Исходный первообраз (в сознании, искусстве) (БСЭ)

Формы «коллективного бессознательного». Сами по себе это еще

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...