Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕКТОНИКА КАК СРЕДСТВО КОМПОЗИЦИИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ

ФОРМЫ

Методическая цель:

Изучение принципов и средств формально-композиционного выражения различных видов физических нагрузок (сжатие, растяжение, изгиб, кручение и т.п.).

Методические пояснения

Наиболее существенными для проектного формообразования отношениями являются отношения морфологии, структуры, функции и конструкции, а также отношения между материалом, конструкцией, функцией и формой. Существенность и значимость этих взаимоотношений определяется тем, что материал, конструкция, функция и форма не только составляют основу информационно-смыслового содержания любой искусственной системы, но при этом еще и отличаются относительно большой степенью самостоятельности и независимости друг от друга. В частности, имеется в виду, что одна и та же функция может быть обеспечена за счет совершенно различных конструктивно-технических решений, а одна и та же конструкция может быть воплощена в принципиально различные материальные формы. Причем вполне возможно и иное их соотношение, т.е. когда одна и та же конструкция может быть использована для обеспечения совершенно различных функций, а одна и та же форма —придана принципиально различным конструкциям.

Материал, конструкция, функция и форма являются, с одной стороны, едиными и нерасторжимыми компонентами предметного содержания любой искусственной системы, а с другой -- конкретные формы их взаимоотношений отличаются большой степенью неоднозначности, изменчивости и вариативности.

Для решения подобных задач существуют различные подходы, методы и средства.

Первый подход основанный на методах, приемах и средствах гармонизации отношений между материалом, конструкцией, функцией и формой объекта. При этом важно ни в коем случае не абсолютизировать их нельзя применять слепо в процессе художественно-композиционного формообразования. "Средства гармонизации" наиболее правильно использовать не в качестве исходных принципов формообразования, а для визуальной корректировки тех или иных свойств и признаков предметной формы.

Второй подход, в основе которого, лежит принцип естественного становления гармонии проектируемого архитектурного объекта непосредственно, в процессе последовательно-органичного его художественно-композиционного формообразования, когда отношения между материалом, конструкцией, функцией и формой определяются законами тектоники.

В теории композиции категория тектоники справедливо рассматривается как одна из центральных и наиболее существенных, с точки зрения закономерностей художественно композиционного построения предметных форм в области архитектуры и дизайна, где доминирующую роль в процессе формообразования играют именно материал, конструкция и функция.

Категория тектоники исторична по своей сути. В визуальном поле тектоники отражаются символические смыслы и содержание, которое эпоха вкладывает в них. художественная выразительность строительных элементов, конструкций и материалов здания имеет свои особенности и возможности в соответствии с практическим назначением и композиционной ролью конструктивные элементы получают ту или иную форму и определенную художественную характеристику. В зависимости от замысла они могут получать характеристику присущую тектоничности или атектоничности.

Однако, традиционно тектоника определяется как зримое отражение в форме архитектурного объекта "работы" конструкции, или еще как "искренность" формы в отношении конструкции и материала. При этом, "работа" конструкции понимается как совокупность ее внутренних напряжений, возникающих под действием всевозможных физических сил и механических нагрузок в соответствии с законами гравитации, статики динамики, сопротивления материалов и т.п.

«Эстетическое осмысление и визуальное выражение этих напряжений в характере объемно-пластического строения элементов конструкции и их пространственно-структурных связей — основной смысловой стержень понимания тектонической выразительности в теории архитектуры и в некоторых современных концепциях композиции в дизайне» (О. В. Чернышев. "Формальная композиция).

В связи с изложенным, при рассмотрении принципа тектонического формообразования студенты должны ясно различать в предметном содержании проектируемого объекта (т.е. в его материале, конструкции, функции и форме) такие уровни организации как: художественно-композиционный, инженерно-технический и социально-культурный.

По своему содержанию уровень социально-культурной организации предметной формы имеет непосредственное отношение не к формообразованию, а к смыслообразованию и в полной мере обретает свою значимость в реальной проектной деятельности, поэтому он может быть использован в учебном процессе как некая эпохальная метафора формообразования.

Поскольку принцип тектонического формообразования охватывает все уровни организации предметной формы,то в полном соответствии с их спецификой следует ясно различать,присущие современности принципы тектонической выразительности, нашедшие свое воплощение в творчестве С. Калатравы, Ф. Герри и других выдающихся мастеров мирового класса.

Принцип выразительности, основывающийся на законах психологии восприятия и связанный с выделением и визуальной акцентировкой существенных свойств и признаков предмета с целью гармоничной организации его художественно-композиционной формы называют часто в литературных источниках как тонический принцип

Тектонический принцип выразительности основан на законах физического строения предмета и связан с выделением и акцентировкой доминирующих силовых напряжений с целью гармоничной организации его инженерно-технической формы.

Архитектонический принцип выразительности основывается на законах взаимодействия материально-технических и художественно-образных начал в области пространственных искусств и связан с выделением и визуальной акцентировкой в материально-художественной форме предмета определенных социально-культурных ценностей и смыслов с целью гармоничной организации отношений в системе «общество—предметная среда».

«Поскольку в основе всех этих определений лежит понятие напряжения, ударения, акцентировки, то сущность трех принципов тектонической выразительности можно обобщенно определить как целенаправленное создание и визуальное выражение эмоциональных, физических, и смысловых «напряжений» в содержании предметной формы в зависимости от уровней и целей ее организации». (О.В. Чернышев).

В целом, теоретический анализ всего комплекса специальных вопросов, связанных с понятием тектоники должен углубить понимание студентами того, что принцип тектонического формообразования является главным системообразующим фактором в гармоничной организации предметной формы.

Процесс тектонического формообразования протекает синхронно в сфере логического мышления и в области образных представлений и завершается в творческой деятельности архитектора формированием целостной образной модели.

В основе принципа тектонического формообразования, нацеленного на достижение гармонии и соразмерности в отношениях элементов предметного содержания, лежат методы образного моделирования системно-целостных процессов их реального взаимодействия, взаимных трансформаций и отбора оптимальных вариантов.

«Решение проблем гармонии отношений между материалом, конструкцией, функцией и формой, возможно при использовании различных "средств гармонизации", которые способны служить лишь вспомогательными инструментами для устранения композиционных несоответствий, конфликтов и противоречий только в отношении характеристик самой предметной формы, а не ее внутреннего содержания. Этот подход был порожден исторической практикой узкопрофессионального расчленения процесса проектной разработки предметных форм, когда архитектор и дизайнер включались в процесс лишь на последней стадии для «гармонизации» и «эстетизации» уже технически подготовленного к производству изделия. В конечном счете этот подход превратился в самостоятельное направление творческой деятельности дизайнеров, которое получило название «стайлинг»

Суть образного моделирования формы состоит в том, что методы и принципы тектонического формообразования нацелены на предотвращение конфликтов и противоречий в самом истоке, начале процесса порождения предметной формы, включая социально-культурный, инженерно-технический и художественно-композиционный уровни ее организации в целом, т.е. как единой системы процессов взаимодействия целеобразования, смыслообразования и формообразования» (О.В. Чернышев).

Для архитектора такой подход к гармонизации становится истинно творческим, поскольку предполагает активную форму его участия в непосредственной трансформации, преобразовании, превращении, "переплавке" определенного содержания в соответствующую его сущности форму.

Гармония предметной формы определяется через ее отношение к собственному внутреннему содержанию с помощью таких композиционных характеристик, как соразмерность, целостность, образность, информативность, выразительность и т.п.

Что касается студентов первых лет обучения, то знакомство с принципами тектонического формообразования и методами его реализации очень важны для понимания и осознания системообразующих факторов в гармоничной организации пространственной формы. Данные принципы осваиваются студентами 1 курса на уровне пропедевтических задач объемно-пространственной композиции.

Изучению подходов к художественно-композиционной организации пространства и формы посвящается целая серия практических упражнений, где тот или иной принцип тектонического формообразования имеет доминирующее значение.

Студенты в первую очередь проводят работу над композицией так называемых «летатлинов» (подвешенных форм), композиция которых в огромной степени зависит от принципов равновесия. Данное упражнение дает возможность реально наблюдать за малейшими изменениями характера пластики, пропорций, размеров в зависимости от изменения элементов формы, иx направленности, характера, их интенсивности в структуре предметной формы.

Упражнение рассчитано на формирование умений управлять мерой выразительности и гармоничной соразмерностью отношений между конструкцией, функцией и формой. Принцип тектонического формообразования при этом реализуется в наиболее объективном и естественном для него виде. Срабатывая как бы автоматически, силы гравитации и притяжения, как бы сами собой, в строгом соответствии с особенностями пространственной конструкции, строят, созидают, рождают, образуют конкретную пластику формы, внутренне соразмерную и гармоничную со своим содержанием.

Этот этап работы имеет чрезвычайно важное значение для успешного выполнения двух остальных композиций, требующих большого творческого напряжения образного мышления студентов.

Следующее упражнение - на балансировку, т.е. – передачу напряжений в элементах формы и изменение направленности сил. Композиционная задача главным образом состоит в установлении количественной меры в соотношении элементов и их соответствии величине этих нагрузок на основе принципов тектонической выразительности.

Следующее упражнение - на выявление сил растяжения в вантово-стержневых конструкциях.

В данном задании, рассчитанном на выявление работы монолитных форм, сочетающихся с работой вантово-стержневых конструкций, представляется особенно сложной. Здесь в полной мере необходимо использовать все три метода тектонического формообразования и в первую очередь — метод образного моделирования как основы мысленного эксперимента. Работа над третьей композицией отличается тем, что все ее конструктивные элементы (несущие, несомые, вспомогательные) должны быть придуманы и встроены в общую композиционную структуру без нарушения ее общего принципа тектонического формообразования.

 

Если в первой теме возможно использование графического эскизирования. которое ограничивается целями поиска общей композиционной идеи, то всю остальную работу необходимо выполнять только "в макете", внося существенные взаимосвязанные изменения в конструкцию, функцию и форму одновременно.


 

Тектоника. Равновесие


Методическая цель:

Изучение принципов и средств формально-композиционного выражения тектоники равновесия.

Упражнение 1. «Тектоника равновесия»

Задание: разработать подвешенную на консоль, композицию из различных (прямых стержневых и криволинейных элементов и плоскостей).

Работа выполнена студентами 1 курса. Руководители: А.Г. Токарев, Г.Г. Шопина

 

 


Тектоника. Балансировка.


Методическая цель:

Изучение принципов и средств формально-композиционного выражения тектоники балансировки форм (изменение линии передачи сил в конструктивных элементах композиции).

 

Упражнение 2. «Балансировка».

Задание: разработать композицию из нескольких линейных элементов (5-6),один из которых должен опираться на плоскость подмакетника, остальные - под произвольными углами соединены с опорным в общую равновесную композицию с учетом визуального выражения изменения линии передачи сил (нагрузки).


 


Тектоника.

Растяжение.


Методическая цель:

Изучение принципов и средств формально-композиционного выражения различных видов физических нагрузок – растяжения.

 

Упражнение 3. «Тектоника растяжения»

Работы студентов 2 курса. Руководители: А.Г. Токарев; И.А. Ягуза; Н.К. Цуканова.
Задание: разработать композицию на выражение работы конструкций усиленных контрфорсами и растяжками.
Тектоника.

Изгиб. Растяжение.


Методическая цель:

Изучение принципов и средств формально-композиционного выражения различных видов физических нагрузок – растяжения.

 

Упражнение 4. «Тектоника растяжения»

Задание: разработать композицию на выражение работы конструкций усиленных контрфорсами и растяжками

 

 

 

 

Тектоника.

Сжатие, растяжение, изгиб, кручение


Методическая цель:

Изучение принципов и средств формально-композиционного выражения различных видов физических нагрузок


Упражнение 5.

Задание: выявить работу конструкций в объемно-пространственной композиции на тем: Павильон«Зимний сад».(2 курс, 3 семестр)

 

Курсовой проект студентов 2курса на тему: «Парковый павильон «Зимний сад» Руководители: Г.Г.Асланян; Н.К. Цуканова.

 

 


 


Тектоника

Растяжение


Методическая цель:

Изучение принципов и средств формально-композиционного выражения различных видов физических нагрузок – растяжения.

Упражнение 6. «Тектоника растяжения»

Задание: разработать композицию на выражение работы конструкций усиленных растяжками


 


 

Примеры выявления работы конструкций в


творчестве С. Калатравы

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объемно-пространственная композиция как методологическая основа и инструментарий архитектурно-художественного формообразования, опирающаяся на идеи пропедевтического подхода в обучении профессиональному мастерству будущих архитекторов-проектировщиков

Ее содержание, формы и методы — закономерны. «Возникнув в ходе объективных условий исторического процесса, связанного с научно-техническим прогрессом и общественным развитием, интеллектуализацией всех сфер деятельности, она проявила себя не только как новая педагогическая доктрина, пришедшая на смену исчерпавшей свой потенциал академической школе, но и как формообразовательная лаборатория поисков нового образа архитектуры — концептуальных разработок, не связанных напрямую с проектированием и строительством конкретных сооружений» [

1-

Между творческой практикой зодчих, теорией архитектурной композиции и содержанием школы архитектурно-художественного формообразования должна быть налажена тесная связь и взаимодействие. В этих специализированных областях участвуют одни и те же деятели, которые выдвигают и реализуют собственные идеи. Достижения в области теории и практики выступают как профессиональный инструментарий, воплощающий опыт проектирования. Он же, обращенный на цели архитектурной педагогики, трансформируется в учебное содержание. Пропедевтическая модель является одним из возможных вариантов его представления, удобным для усвоения.

Вскрыв концептуально-значимые положения

архитектурной пропедевтики (природа, содержание, организационные условия и пр.), мы показали узловые точки и проблемы ее практического воплощения, высказали соображения о прогнозах ее развития.

Наиболее острая методическая проблема связи ОПК с учебным архитектурным проектированием не может решаться поэтапным прохождением, при котором особенно возможна опасность разрыва. Практический опыт ведущих архитектурных школ свидетельствует о плодотворности параллельного развертывания проектного процесса с включением в него материала ОПК в качестве инструмента поиска основной образной идеи на первой фазе.

При рассмотрении вопросов содержания и методов архитектурной пропедевтики, тенденций развития современной архитектуры выявлен, что потенциал ОПК как пропедевтической дисциплины еще не исчерпан. Совершенно ясно, что и в наступившем столетии она останется надежным, апробированным инструментом в овладении мастерством архитектурной композиции

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Архетипы

Исходный первообраз (в сознании, искусстве) (БСЭ)

Формы «коллективного бессознательного». Сами по себе это еще не образы, а только потенциальная возможность оформиться им в соответствии с заданной в сознании «кристаллической решеткой». «Изначальный образ наделяется содержанием только тогда, когда он становится осознанным и таким образом наполняется материалом сознательного опыта». По мере такого оформления восприятие этих образов сопровождается «необычайно оживленными эмоциональными тонами они способны впечатлять, внушать, увлекать». (К.Г. Юнг).

Знаки

Материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в сообществе.

Иконология

Происходит от греч. - изображение и - слово, смысл, знать и означает область знания, раскрывающую художественный смысл изображения, значение художественных форм в контексте определенного исторического типа искусства, направления, течения, стиля. Иконология пользуется предписаниями «иконографии» о том, как следует изображать те или иные сюжеты, воссоздавать «сценарии» художественного произведения во всей полноте и целостности. Иконология выступает в роли метода алгоритмических программ в составлении композиций на заданную тему, а также их «расшифровки». Суть иконологического исследования состоит во всесторонней и наиболее полной интерпретации смысла изображения, для чего необходимо использовать и сопоставлять данные различных областей знаний.

В иконологии эклектически создается семантический двойник изображения, параллельная изобразительному искусству словесная реальность. Иконологические опыты основываются на столкновении полярных точек зрения, игре интеллекта, блеске эрудиции, неожиданных сопоставлениях. Это остроумная игра, в которой осуществляется выход за пределы конкретного сюжета

Иконографии наиболее присущи аналитические методы исследования, иконологии - синтетические.

Инвариант

То, что остается неизменным в большом количестве вариантов «при аннигиляции всех различий». (Ф.Б. Поршнев). Аннигиляция различий (от лат. Nihil ничто; букв. превращение в «ничто» , уничтожение). (Словарь иностранных слов) - такое уничтожение различий, при котором они исчезают, наделяя объекты, которым они принадлежали - другими свойствами.

Инструментарий

Орудия для работы; совокупность инструментов, применяемых в какой-либо специальности.

Интерпретация

Разъяснение, истолкование.

Композиционное формообразование

Методический прием, основанный на способности таких категорий композиционного мышления, как ритмичность, масштабность, пропорциональность, тектоничность, пластичность и др. вычленять в многообразии явлений целостные структуры и связывать в единой художественной проекции то, что реально разделено в пространстве и времени.

Принцип выразительности формы - конструктивного (системного и структурного) каркаса содержания в единстве с его культурным смыслом.(Розенсон И.А.)

Метод

Способ познания или исследования явлений природы и общественной жизни. Комплексный метод - системный подход при одновременной разработке всех аспектов проектирования: градостроительных, функционально-планировочных конструктивных, экономических, им архитектурно-художественных.

Методика

Совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы.

Способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. (БСЭ).

Методология

Учение о методе научного исследования; совокупность применяемых в исследовании методик. Учение о научном методе познания. (СИС).

Методология архитектурного проектирования

Уровень обобщения, близкий к теоретическому и философскому, содержит фундаментальные парадигмы профессионального мышления, актуальные для всех направлений архитектуры. (Розенсон И.А.)

Моделирование

Исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов (для определения, уточнения их характеристик, рационализации способов их построения и т.п.). (БСЭ).

Образ художественный

Обобщенное художественное отражение действительности (А.П. Садохин).

Результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека,, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления; на уровне логического мышления - понятия, суждения и умозаключения.(БСЭ).

Парадигма

«Господствующий в какую-либо данную эпоху взгляд (на язык, культуру, профессию, науку, искусство, мироустройство), связанный с определенным философским течением, определенным направлением в искусстве. Парадигма связана с определенным стилем мышления в науке и стилем в искусстве. Содержание этого понятия - явление историческое» (БСЭ).

Проблема

Отчетливо ощущаемая точка неблагополучия, требующая разрешения ситуации со многими неизвестными и предполагающая множественность путей выхода из нее.

Семантика

Раздел семиотики. Отношение знака («означающего») к его значению («означаемому»), знака к замещаемому им объекту.

Семиотика

Наука о знаках и знаковых системах в природе и в обществе. Занимает срединное положение внутри ряда наук, что сближает ее с философией, и особенно с гносеологией (наукой о познании).

Символ

Особая разновидность знака, обозначающего обширную область значений, употребление его включает культурно-смысловой регистр, большую культурно-смысловую область. «В символе содержание лишь мерцает сквозь выражение, а выражение лишь намекает на содержание» (С.С. Аверинцев).

Символические знаки

Знаки, имеющие с замещаемыми ими объектами условно-конвенциональную связь. По сложности функционирования в культуре приближается к понятию «образ».

Синтез

Метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей; Синтез в процессе научного познания связан с анализом.

Смыслообразование

Методический прием, заключающийся в том, чтобы увидеть проектируемый объект как образ социально-культурного бытия человека, поскольку каждая вещь или архитектурный объект, обладает внутренним смыслом, не сводимым к ее материальному существованию. Центральное место среди средств смыслообразования принадлежит приему сопоставления, в котором объекты приобретают вторичные значения, образующие контекст социокультурного смысла (по аналогии с выразительными средствами поэтики).

Структура

Состав и строение системы, способ связи ее элементов, закон ее упорядочивания.

Художественный образ

«Носитель специфической художественной информации, при помощи него в акте искусства, осуществляется передача художественно освоенных смыслов и ценностей». «Создание художественного образа становится возможным благодаря образно-синтезирующей способности и интуиции художника» (А.А. Мещанинов)

Художественно-образное моделирование

Методический прием, опирающийся на способность профессионального воображения к моделированию (отличного от инженерного, математического и др.), в процессе которого создается целостный вымышленный мир, обладающий качеством эмоциональной убедительности. (Методика художественного конструирования).

Язык

Упорядоченная коммуникативная знаковая система, моделирующая действительность. Обеспечивает обмен, накопление и хранение информации в обществе, которое им пользуется. Является результатом социальной конвенции (договоренности), поэтому подразумевает конкретное отношение «означающего» к «означаемому».

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. .Чернышев О.В.«Формальная композиция. – Мн., 2001

2. Агранович-Пономарева Е.С., Литвинова А.А. Архитектурная колористика. – Мн.:УП «Технопроект», 2002.

3. Азизян . Теория композиции как поэтика архитектурной формы.

4. Барабанов А.А (Уральский архитектурный институт) Семиотические проблемы формообразования начального обучения архитектора).В межвузовский сб. – Ростов-на-Дону, Рост. архит. ин-т, 1992.

5. Богомолов И.И. Методические указания к выполнению чертежно-графических работ по курсу: Основы архитектурного проектирования. – Пенза, 1988.

6. Ветрова И.Б. Неформальная композиция. - М.: Издательство «Ижица», 2004.

7. Дорфман Л. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. – М., 1997.

8. Кандинский В. Избранные труды по теории искусств. Т.2 1818-1938.- М: Гилея,2008

9. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.,1985.

10. Лотман Ю.М. Символические и несимволические культуры//Семиосфера. - СПб.,2001.

11. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования. - М.,2004.

12. Нечаев Н.Н., Сулименко С.Д., Методы архитектурного творчества. - Ростов-на-Дону.1988

13. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий. – М.,1991.

14. Раппапорт А.Г., Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре.-М.,1990.

15. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006.

16. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина, С. М. Локшиной и др. - М., 1984.

17. Соловьев Ю.Б. Методика художественного конструирования. - М.,1983

18. Степанов А.В. и др. Архитектура и психология. М.,1993.

19. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция. - М., 1993 .

20. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М.,1978.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...