Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И БОРЬБА С ПОЖАРОМ

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И БОРЬБА С ПОЖАРОМ

Санкт Петербург 2011

 

НАЧАЛЬНАЯ (БАЗОВАЯ) ПОДГОТОВКА

ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

 

 

Часть 2

 

«ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И БОРЬБА С ПОЖАРОМ»

 

Учебное пособие

 

 

 

Санкт Петербург 2011

 

 

 

Учебное пособие содержит систематизированный материал в виде вопросов и ответов по противопожарной безопасности и борьбе с пожарами на судах и

содержит необходимые сведения и указания по нормам и мерам пожарной безопасности, теории пожара и об источниках его возникновения.

Даны общие указания по методикам тушения пожаров, сведения о значении общесудовых аварийно предупредительных сигналов, об использовании пожарных систем и оборудования, об устройстве и использовании пожарных дверей и заслонок, а также об имеющихся на судне системах и средствах аварийной эвакуации.

Изложены основы противопожарной защиты. Даны рекомендации по предупреждению, локализации, ограничения распространения и тушения пожаров.

 

Учебное пособие предназначено для курсантов морских учебных заведений и слушателей курсов ЮРЦДПО при изучении дисциплины “Базовая подготовка” (Начальная подготовка по безопасности и инструктажу). Может быть использовано на судах различных типов, так как полностью соответствует требованиям международных конвенций и органов технического надзора в части обеспечения безопасности плавания.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

РАЗДЕЛ 3. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БОРЬБА С ПОЖАРОМ………………………………………………………………………

3.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………

3.2. Теория пожара……………………………………………………….

3.3. ВИДЫ и СПОСОБы прекращения горения…………………….

3.4. Огнетушащие средства

3.5. Предотвращение пожаров на судах.

3.6. Действия при обнаружении пожара.

3.7. АКТИВНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА СУДНА

3.8. ПРОТИВОПОЖАРНОЕ СНАБЖЕНИЕ СУДНА

3.8.1. СОСТАВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СНАБЖЕНИЯ

3.8.2. Переносные огнетушители

3.8.3. ПОЖАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

3.8.4. СНАРЯЖЕНИЕ ПОЖАРНОГО

3.8.5. АВТОНОМНО ДЫХАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

3.8.6. АВАРИЙНО ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

3.8.7. МЕЖДУНАРОДНОЕ БЕРЕГОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ

3.9. стационарные СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

3.10. КОНСТРУКТИВНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

3.11. ПОЖАРНЫЕ ЗАСЛОНКИ

3.12. ПУТИ ЭВАКУАЦИИ И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.13. СХЕМА (ПЛАН) ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

3.14. ТАКТИКА БОРЬБЫ С ПОЖАРОМ

3.15. ПОЖАРНЫЕ УЧЕНИЯ

3.16. ОРГАНИЗАЦИЯ Борьбы с пожарами на судах

3.17. БОРЬБА С ПОЖАРОМ В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ СУДНА

3.18. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ, ОТНОСЯШИЕСЯ К СХЕМАМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Пожары являются одной из самых опасных аварий на судах, независимо от их назначения. Дело в том, что скорость распространения пожара чрезвычайно высокая, пожар затрудняет эвакуацию людей с судна.

Пожар в Красном море в феврале 2006 года на пароме «Салам – 98» унес жизни 1056 человек.И это при условии, что пожар произошел в районе оживленного судоходства, когда аварийному судну достаточно быстро оказали помощь другие суда.

Анализ происшествия показал, что судовладелец не уделял достаточного внимания вопросам безопасности мореплавания, а экипаж судна не был подготовлен к действиям в чрезвычайной ситуации. Возгорание не было своевременно обнаружено и ликвидировано, командный состав не смог выделить главного звена при борьбе за живучесть и организовать эвакуацию людей.

Вероятность возникновения пожара всегда в той или иной степени существует на любом судне. Обратимся к случаям пожаров в порту Новороссийск (2006 -2007г.).

Случай 1. 26 января 2006г., в самый разгар холодов, в Администрацию морского порта Новороссийск поступил сигнал о том, что на якорной стоянке, неподалеку от поселка Кабардинка, горит сирийское судно «FAYSAL» », порт приписки ЛАТТАКИЯ (флаг Сирия). Пожар случился ранним утром из – за неисправности в проводке. Моряки (19 человек) в панике метались по палубе, на морозе, в пижамах и «вьетнамках». Некоторые, правда, успели надеть чалму. Спасатели помогли им перебраться на буксир, укутали в теплые одеяла и отправили на берег.

Пожар тушили матросы, они же пожарные малого пожарного судна «Марс» во главе с капитаном Леонидом Загребельным. «Тушили почти сутки, только пенная атака продолжалась часов девять, а потом еще откачивали воду из трюмов, чтобы судно не затонуло, - рассказывал Леонид Иванович. – У ребят, находившихся непосредственно на раскаленной палубе «FAYSAL», оплавились сапоги, и спецовки прокоптились до такой степени, что ничем не отстирываются. Пару раз было по-настоящему страшно за них. В первый раз страшно, когда повалил черный дым, а мы уже знали, что в машинном отделении находятся полупустые цистерны с топливом, которые в любой момент могут рвануть. А второй – когда горящее судно едва не опрокинулось». На самом-то деле экипаж «Марса», не раз, сталкивавшийся с реальной опасностью, постоянно проигрывает похожие ситуации во время учений. Оттого и не пострадали ни люди, ни Цемесская бухта, в которую не попало ни капли мазута. Моряки Новороссийского морского торгового порта спасли жизни 19 человек и предотвратили загрязнение Цемесской бухты. Жертв нет. Сирийское судно «Марсу» помогали тушить буксиры: «Тигрис», «Толковый», «Торопливый» и «Старательный».

Случай 2. 20 января 2007г. погрузку сырой нефти у причалов нефтегавани Шесхарис порта Ново­российск производили танкеры: у причала № 1 - «YANNTS Р», у причала № 2 - «EAGLE PHOENIX»,y причала № 3 «METIN AKAR», у причала № 8 - «APACHI 1».

Состояние погоды: ветер северо-западный 7-13 м/сек, на 18.00 -18.07 дождь, 18.07 -21.20 осадки. В 19.25 начался сильный снегопад с дождем (из объяснительной капитана танкера «EAGLE PHOENIX»). В 19.30 от первого грозового разряда (молнии), неожиданно начавшейся грозы, произошла вспышка паров углеводорода в газовой смеси, выходящей из системы газоотвода - мачтово­го стояка (mast riser) танкера «YANNIS Р». По прошествии 1 - 3 минут (приблизительно в 19.31 - 19.33), при очередном грозовом разряде произошла аналогичная вспышка на танкере «EAGLE PHOENIX». С возникновением вспышек экипажи танкеров приступили к их тушению. Была прекраще­на погрузка сырой нефти, приведена в действие система водотушения, несколько позже пе­рекрыты клапана отсечения мачтовых стояков. В 19.33 была ликвидирована вспышка на танкере «YANNIS P», в 19.48 на танкере «EA­GLE PHOENIX». Танкера были освидетельствованы инспекторами клас­сификационных обществ DNV и Lloyds Register, и им была разрешена погрузка сырой нефти.

Горение на выходе из газоотводных систем танкеров было ликвидировано силами их эки­пажей, причем на танкере «YANNIS Р» это было осуществлено быстрее (за 4 минуты после возгорания перекрытием клапана отсечения мачтового стояка), чем на танкере «ЕА-GLE PHOENIX» (через 15-18 минут). Это объясняется лучшей подготовкой экипажа танкера «YANN1S Р» и эффективным руководством его капитана и старшего помощника.

Возгорание ни на одном из танкеров не вызвало никаких повреждений. Это объясняется тем, что устройство мачтового стояка газоотводной системы предназначено для защиты от огня (любого происхождения) грузовых и топливных танков танкеров и выполнено в соот­ветствии с требованиями противопожарной защиты. Наибольшая температура при горении была надмачтовым стояком (газ горел как обычный газовый факел на нефтеперерабаты­вающих заводах). В результате этого единственным повреждением от возгорания на обоих танкерах была обгоревшая краска самых верхних частей мачтовых стояков.

Причины возгорания: возникновение грозового фронта непосредственно над г. Новороссийском (вероятнее всего над терминалом Шесхариса), неожиданность начавшейся грозы, в связи, с чем не были проведены необходимые меры обеспечения противопожарной безопасности при грозе (так как отсутствовала информация гидрометеорологической службы г. Краснодара).

Могут ли повторяться такие случаи? Обратимся к статистике нарушения требований пожарной безопасности выявленных в порту Новороссийск на приходящих иностранных судах в отчетный период за 2006 г. По результатам пожарно-технических обследований проанализированы типичные нарушения требований пожарной безопасности:

1. По эксплуатации судовых электросетей и электрооборудования:

· Использования неисправных электрокабелей, электрооборудования, освещения, судовых механизмов, нарушения правил их эксплуатации.

· Проведения самостоятельных изменений в электроснабжении судовых помещений, установки дополнительных штепсельных розеток, разветвителей (тройников), удлинителей и нештатных предохранителей, использования нештатных электрических и электронагревательных приборов.

· Нарушения креплений электрооборудования и заземлений, эксплуатация электрооборудования при неисправном состоянии средств защиты от короткого замыкания и перегрузок.

· Использования светильников без колпаков и предохранительных сеток.

2. По нарушениям эксплуатационного характера:

· Переоборудование судовых помещений, установка дополнительных конструкций, полок и стеллажей (в т.ч. временных) для складирования и хранения изделий и материалов без согласования с Регистром.

· Отсутствие на противопожарных закрытиях, запорных устройствах судовой вентиляции стационарных планок с надписями, содержащими наименование помещений куда они ведут, а для запорных устройств судовой вентиляции – принципа действия и наименования вентилируемого помещения.

· Наличие утечек топлива и масла у механизмов и трубопроводов.

· Неисправности средств управления поступлением воздуха в МП (открытия и закрытия светового люка, кольцевых пространств вокруг дымовых и выхлопных труб в кожухе судовой трубы, закрытия раструбов вытяжной вентиляции и вентиляционных заслонок, пуском и остановкой нагнетательных и вытяжных вентиляторов. Не исправность закрытий противопожарных дверей.

3. По несоблюдению противопожарного режима:

· Хранения ветоши, белья и других материалов в сыром виде навалом, в тюках, связках или пропитанных нефтепродуктами.

· Хранение горюче-смазочные материалов в открытой таре в помещениях МО.

· Хранение легковоспламеняющихся жидкостей и горючих материалов смазочных материалов в местах, не предназначенных для этих целей.

· Хранение вещества и материала, которые могут опасно взаимодействовать друг с другом, загружать помещение излишним количеством материалов, загромождать подступы к средствам тушения пожара.

· Не своевременно проводится техническое обслуживание средств пожаротушения.

· Хранение поставленных на судно емкостей с горючими жидкостями в местах, не предназначенных для этого (бочки на палубах, в помещениях румпельных отделений).

4. По судовым учениям (борьба с пожаром):

· Судовые учения по борьбе с пожаром проводятся не регулярно;

· Отработка экипажами действий по борьбе с пожаром проводится без учета имеющихся на судне оперативных планов тушения пожара;

· Не проводится полная герметизация судна;

· Не эффективное управление с Главного Командного Пункта (ГКП) аварийной партией (группой);

· Борьба с пожаром проводится без учета имеющихся судовых систем пожаротушения;

· Отсутствуют надежные средства связи между ГКП и аварийной партией, (группой разведки).

· Слабые практические навыки членов экипажа по действиям в случае пожара.

Выводы: Практически, в этих компаниях неразвиты системы противопожарной защиты судов, отсутствует контроль со стороны ответственных лиц компаний и капитанов судов за противопожарной подготовкой экипажей, за соблюдением противопожарного режима и поддержанием высокого уровня противопожарной защиты судов.

Из анализа видно, что и в настоящий момент следует шире вести профилактическую работу по предотвращению условий, способствующих возникновению пожара на борту судна, приобретению членами экипажей практических навыков использования судовых средств обнаружения, локализации и ликвидации возникшего пожара. При этом командный состав должен не только умело управлять судном и руководить производством судовых работ, но и уметь грамотно организовать борьбу за живучесть судна.

Целью данной работы является систематизирование имеющегося материала в части ознакомления с противопожарной безопасностью и борьбой с пожаром на судне, с вопросами техники безопасности.

Общие положения

Судовой пожар – это техническое происшествие, в основе которого лежит неорганизованный и неуправляемый процесс горения, происходящий в непредназначенном для этого месте и приводящий к снижению маневренных характеристик, потере материальных ценностей, а иногда к гибели людей и самого судна.

Горение представляет собой совокупность физических процессов и химических реакций, сопровождающихся выделением тепла, света и побочных продуктов горения. Взрыв частный случай горения с высокой скоростью, характеризующийся кратковременным выделением большого количества энергии.

Теория пожара

3.2.1. Как графически представить процесс горения?

Пожар представляет собой химическую реакцию горения, возникающую при соприкосновении горючего вещества с кислородом при наличии теплоты, достаточной для возгорания. В упрощенном виде процесс начала горения вещества можно представить в виде так называемого «Пожарного треугольника». Огонь не может возникнуть в отсутствие одной из сторон треугольника «горючее вещество — кислород—теплота».

Само соединение компонентов треугольника ещё не достаточно для поддержания горения, необходимо иметь эти компоненты в достаточном количестве. Горение может начаться от точечного источника тепла (искры, пламени спички и т.д.). После начала горения цепная реакция окисления сама является источником тепла. Это тепло распространяется во всех направлениях. Часть тепла возвращается к горючему веществу, газифицирует его, повышает температуру паров до температуры воспламенения и таким образом поддерживает горение. Следовательно, источник воспламенения необходим только на этапе воспламенения, а для продолжения устойчивого горения необходима устойчивая цепная реакция окисления (горения), как источник тепла. Отсюда возникло понятие «пожарного тетраэдра».

 

Пожарный тетраэдр

Пожарный тетраэдр – многогранник с треугольными гранями, иллюстрирующий цепную реакцию взаимодействия между теплотой (1) , горючим веществом (2) и кислородом (3), поддерживающую горение. При разрушении основания тетраэдра, т.е. цепной реакции (4), горение прекращается.

●ГОРЮЧЕЕ ВЕЩЕСТВО.

Горючее вещество может находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии.

В качестве примера горючих веществ можно привести бумагу, дерево, картон, краску, нефтепродукты, ацетилен. К твердым горючим веществам относится ряд металлов – магний, натрий и другие, которые могут перевозиться в качестве груза.

●КИСЛОРОД, ОКИСЛИТЕЛЬ.

Кислород обычно содержится в воздухе в количестве, достаточном для поддержания горения. Для поддержания пламенного горения обычных горючих материалов необходима концентрация кислорода в воздухе не менее 15%. Но тление может происходить и при содержании в воздухе 3% кислорода.

Окислитель – это вещество, поддерживающее горение. Окислители в своём химическом составе имеют атомы кислорода, которые, освобождаясь, поддерживают горение.

Сильными окислителями являются селитры (калиевая, натриевая, азотная); перекиси (водорода, натрия, бария, хромовый ангедрид). Хорошими окислителями являются бертолетова соль и марганцево-кислый калий.

●ТЕПЛОТА.

Теплота или источник воспламенения – это источник энергии, имеющий определённую температуру и запас тепла, способный нагреть горючее вещество до температуры самовоспламенения (см. п.3.2.2.) .

 

Огнетушащие средства

3.4.1. Какие существуют огнетушащие средства и в чем их достоинства и недостатки?

1.ВОДА.В основном, оказывает охлаждающее действие. Дополнительное преимущество: при образовании больших объемов водяного пара происходит вытеснение кислорода. При испарении 1л воды образуется 1,7м³. насыщенного пара. Вода представляет собой идеальное средство для охлаждения многих горючих веществ.

Преимущества:

· море обеспечивает неограниченный запас воды; высокий уровень поглощения теплоты; универсальность; имеет малую вязкость, струя может глубоко проникать в очаг пожара и создавать пленку на поверхности горящей жидкости (легкая вода);

· распыление для охлаждения значительных площадей или охлаждения границ пожара;

● превращаясь в пар, вытесняет воздух (объемное тушение).

Недостатки:

· возможное влияние на остойчивость судна;

· тушение водой горящих жидкостей может способствовать распространению пожара;

· вода непригодна для тушения пожаров при наличии электрооборудования или при наличии вблизи пожара кабелей под напряжением;

· вода вступает в реакцию с некоторыми веществами, образуя ядовитые пары, а взаимодействие с карбидом кальция, натрия приводит к взрыву.

· вода вызывает набухание некоторых грузов (портит груз).

2.УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ (СО2). На судах углекислый газ СО2 используется для тушения пожаров в машинных и грузовых помещениях, кладовых, эффективен для тушения электрического и электронного оборудования с помощью стационарных установок и огнетушителей.

При температуре О0С и давлении 36 кг/см2 СО2 переходит в жидкое состояние. Из одного литра жидкого СО2, при расширении получается 500 литров газа. Углекислый газ на судах хранится в баллонах под давлением. При подачи в помещение он переходит в газообразное состояние с быстрым расширением, что приводит к его переохлаждению. В результате переохлаждения газ выбрасывается из установки (раструба огнетушителя) в виде хлопьев сублимированного снега («искусственного льда») с температурой минус 78,50С. Попадая в очаг горения, СО2 переходит из твердого состояния в газообразное.

Углекислый газ в 1,5 раза тяжелее воздуха и поэтому постепенно концентрируется в нижней части защищаемого помещения. Тушение углекислым газом требует времени и нужной концентрации при объемном способе тушения. Горение может быть прекращено при концентрации его в закрытом помещении в диапазоне 30-45% объемных.

Преимущества:

· инертность; сравнительно невысокая стоимость; не повреждает груз, не оставляет следов, не проводит электричество;

· не образует ядовитых или взрывоопасных газов при соприкосновении с большинством веществ.

Недостатки:

· ограниченный запас; не оказывает охлаждающего действия при объемном способе; создает опасность удушья при концентрации в воздухе 15 – 30%;

· мало эффективен при применении на открытом воздухе;

· при тушении магния вступает с ним в реакцию (выделяется кислород).

3.ПЕНА. Подавляет огонь, образуя воздухонепроницаемый слой. Этот слой не дает возможности воспламеняющимся парам выходить за пределы поверхности, а кислороду проникать к горючему веществу. Тем самым исключается возгорание над покровом пены. Вследствие нагрева пузырьки пены лопаются, образуя водяной туман, который переходит в пар. Все это в комплексе прекращает процесс горения.

Достоинства:

· свободно и быстро покрывает поверхность; тушит горящие нефтепродукты, спирты, эфиры, кетоны. За счет воды содержащейся в растворе обладает охлаждающим эффектом (тушение пожаров класса А);

· применяется совместно с огнетушащими порошками;

· пена создает паровой барьер, препятствующий выходу паров наружу;

· для получения пены применяется пресная, забортная или мягкая вода;

· экономный расход воды, не вызывает перегрузки пожарных насосов;

· пенообразователи имеют небольшой вес, системы не требуют много места для размещения (компактны).

Недостатки:

· проводит электричество; нельзя применять для тушения горючих металлов; ограниченный запас; не тушит газы.

4. ОГНЕТУШАЩИЕ ПОРОШКИ.Огнетушащие вещества в виде порошков делятся на две группы - это огнетушащие порошки общего назначения – для тушения пожаров классов А, В, С, Е и огнетушащие порошки специального назначения, которые используются для тушения только горючих металлов. Обычно в качестве сухого порошка применяется бикарбонат натрия с различными добавками, улучшающими текучесть, взаимную смешиваемость с пеной, водостойкость и срок хранения. В качестве сухого порошка применяются также фосфат аммония, бикарбонат калия, хлорид калия и т. д.

Достоинства. Сухой порошок быстро сбивает пламя. Порошковое облако, попадая в зону горения, тормозит реакцию горения. Кроме этого, происходит разбавление горящих веществ негорючими газами, выделяющимися в результате термического разложения частиц порошка. Применяемые порошки не токсичны, однако при тушении рекомендуется защищать дыхательные пути. Порошки не оказывают вредного воздействия на судовое оборудование.

Недостатки.Ограниченный запас, вызывают раздражение дыхательных путей, приводят к порче электроники. Обладают малым охлаждающим эффектом. Не обладают проникающей способностью.

5. ХЛАДОНЫ, (ФРЕОНЫ). Хладоны, галоны, (фреоны) – галоидированные углеводороды состоят из углерода и одного или нескольких галогенов: фтора, хлора, брома и йода. Тушение пожаров хладонами основано на химическом торможении реакции горения, т.е. связывание активных центров атомов и радикалов.

Легко испаряясь, пары этих жидкостей заполняют весь объем горящего помещения. Достигнув очага пожара, они замедляют реакцию горения и обрывают ее, в результате чего пожар прекращается.

Преимущества:

· используются в небольших количествах; очень быстро сбивают огонь, не портят груз и оборудование; в системах нагнетания газа образуют однородную газовую среду; «проникающий» газ, распространяется по всему помещению, применим для тушения пожаров с электрооборудованием.

Недостатки:

ограниченный запас, сравнительно высокая стоимость. Отсутствует охлаждающее действие, ухудшают видимость. При использовании в условиях очень высоких температур (500˚С) возможно образование ядовитых побочных продуктов (т.е. высокая токсичность). Не эффективны для глубоко расположенных очагов возгорания (например, в матрасах, тюках шерсти и т.д.). Вдыхание галлонов вызывает головокружение и нарушение координации движений. Разрушают озоновый слой.

В России наибольшее распространение получили хладоны 13В1, 12В1, фреон 114-В2 а также смесь бромистого этила (73%) и фреона 114 – В2 (27%) для тушения твердых и жидких горючих веществ. При достижении в аварийном помещении паров 215г на 1см куб. свободного объема цепная реакция горения прекращается. Эффективно тушат тлеющие материалы. Дальнейшие поставки хладонов этих типов запрещены, так как они разрушают озоновый слой.

ЗАМЕНИТЕЛИ ХЛАДОНА (ГАЛОНА).

После запрещения Монреальским Протоколом использования и производства озоноразрушающих хладонов, начались интенсивные поиски альтернативных им объемных средств тушения. Как в нашей стране, так и за рубежом изготавливаются и устанавливаются на суда новейшие системы пожаротушения, использующие тонко распыленную воду, аэрозольные генераторы, инертные газы и неразрушаюшие озоновый слой хладоны. В настоящее время созданы системы газового тушения, использующие хладон FM – 200 (гептофторпропан). Допущен для использования в системах пожаротушения для защиты как обитаемых так и необитаемых помещений. Для прекращения пожара требуется низкая концентрация хладона (7,5%), не влияющая на органы дыхания человека.

ИНЕРТНЫЕ ГАЗЫ (ИГ).

Инертные газы это газ или смесь газов, не содержащих достаточное количество кислорода для поддержания горения.

ИГ получаются от сжигания органического топлива в судовых котлах, и отдельных газогенераторах на дизельном топливе. Азотные генераторы вырабатывают ИГ - АЗОТ из воздуха. Огнегасительное действие ИГ сводится к понижению концентрации кислорода в очаге горения. Их применяют для заполнения свободного пространства танков, трюмов для защиты от пожаров и взрывов, а также для тушения пожаров в трюмах. Азот (N) – широко применяется в системах инертного газа для инертизации танков на танкерах – химовозах, и танкерах - газовозах. Для эффективного применения системы содержание кислорода в ИГ должно быть не более 5% при температуре газов не более 40˚С. При выгрузке нефтепродуктов подача газов в танки на 25% должна превышать максимальную скорость разгрузки.

ТОНКОРАСПЫЛЕННАЯ ВОДА.

Тонкораспыленная вода является эффективным и перспективным средством тушения. Она рекомендуется для тушения твердых веществ в измельченном виде, волокнистых материалов и легковоспламеняющихся жидкостей.

Для получения тонкораспыленной воды требуется винтовые и вихревые распылители при давлении воды в магистрали 25-30 кг/см2. В этом случае получаются частички воды размером от 0,1 мм до 0,5. Такая тонкораспыленная вода в пламени превращается в пар, предварительно отобрав значительную часть тепла от пожара, а пар, разбавляя окислитель в зоне пожара, способствует прекращению горения.

Требуемая дисперсность распыла зависит от характера горящих веществ. Например, для тушения бензина и пылеобразных веществ диаметр капель должен быть не более 0,1мм, для спиртов – 0,3мм, для горючих жидкостей типа трансформаторного масла и волокнистых материалов – 0,5мм.

Тонкораспыленная вода сейчас чаще применяется в стационарных установках тушения пожаров в МО, инсинераторых, сепараторных помещениях, причем автоматически, поскольку не опасна человеку.

ВОДЯНОЙ ПАР.

Водяной пар для тушения пожаров подается в зону горения по специальным трубопроводам, от паросиловой установки. Лучшими огнегасительными свойствами обладает насыщенный пар. Огнегасительные концентрации водяного пара зависят от вида горючих материалов и не превышают 35% по объему. Применение водяного пара для тушения пожаров эффективно в помещениях объемом до 500м3. Высокая температура, опасность для личного состава, малые скорости заполнения аварийного помещения ограничивают применение водяного пара как огнетушащего средства. Пар нельзя применять для тушения разогретого железа до 7000С и горящей сажи, т.к. происходит усиление горения и возможность взрыва выделяющегося водорода.

ОГНЕТУШАЩИЕ АЭРОЗОЛИ.

Принцип действия огнетушащих аэрозолей основан на ингибировании окислительно-восстановительных реакций мелкодисперсными продуктами (аэрозолем) солей и окислов щелочных и щелочноземельных металлов, образующихся при сгорании аэрозолеобразующего заряда, находящегося в корпусе генератора, и способных находиться во взвешенном состоянии в течение 30-50 минут.

Газоаэрозольная смесь, выделяющаяся при срабатывании генератора, токсичная, оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки органов дыхания, поэтому входить в помещение, в котором применялись генераторы, можно не ранее, чем через 30 мин. после прекращения их работы в средствах защиты органов дыхания или после проветривания.

Извещатели пламени.

Для выявления наличия пожара можно использовать как инфракрасный, так и ультрафиолетовый диапазоны электромагнитного спектра, однако на судах чаще применяются инфракрасные детекторы огня. Инфракрасные (IR) детекторы реагируют на электромагнитное излучение, возникающих при горении органических и углеводородных материалов, а также на фликкер-частоты пламени. Следует исключить ложные срабатывания такого детектора при воздействии на него солнечных лучей. При наличии особой опасности, создаваемой водородом, требуется детектор особого типа.

4. Ручные пожарные извещатели.

Наряду с детекторами в жилых помещениях, рабочих помещениях и на пунктах управления устанавливается пожарные извещатели, приводимые в действие вручную. У каждого выхода и в коридорах на каждой палубе следует установить по одному извещателю так, чтобы ни какая часть коридора не находилась от извещателя на расстоянии более 20м.

Комбинированный ствол РСКМ

1-наконечник ствола (спрыск); 2-капроновый насадок; 3-золотник; 4-корпус; 5-гайка;

РС; I-струя компактная; II-распыление с широким факелом; III-распыление с узким факелом; IV-ствол закрыт.

СТВОЛ — ДИФФУЗОР. Стандартный ствол, посредством поворотной рукоятки, по желанию пожарного, позволяющий перекрыть поток, идущий из пожарного рукава, или обеспечить подачу такого потока в виде струи или распыленной жидкости. Некоторые диффузоры обеспечивают также возможность создания водяной завесы.

СТВОЛ С ШАРОВЫМ КЛАПАНОМ. Как следует из названия, регулировка здесь производится посредством рычажного шарового клапана. Бывают с возможностью обеспечивать водяную завесу или без нее.

ТУРБИННЫЙ НАСАДОК. Струйный/туманообразующий насадок с быстро вращающимися зубцами.

Расход регулируется посредством рычага.

НАСАДОК ПОВЫШЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

Насадок, обеспечивающий струю, распыление, перекрытие потока и снабженный «зубцами» на выпуске, обеспечивающими высокое качество распыления.

ТУМАНООБРАЗОВАТЕЛЬ ИЛИ КОПЬЕВИДНЫЙ НАСАДОК. Часто имеются на судах, перевозящих автомобили, поскольку благодаря большой длине позволяют тушить пожары под автомобилями.

Механизмы должны быть слегка смазаны в соответствии с инструкциями изготовителя. Обязательно следует позаботиться о том, чтобы отложения старой смазки не мешали действию насадка.

Технические данные СПЛК-20П

- Условный проход присоединительной арматуры, мм.......................80

- Рабочее давление жидкости у ствола, кгс/см2......................................6

- Расход воды при давлении перед стволом 7 кгс/см2, л/мин.......….114

- Дальность полета струи воды при давлении 7 кгс/см2, м............…..55

- Дальность пенной струи при давлении 7 кгс/см2, м.......................…38

- Расход пены при кратности 10, м3/мин......................................….....12

- Вращение вокруг вертикальной оси, град...................................…..360

- Изменение угла наклона в вертикальной плоскости, град..от 15 до 75

- Масса ствола, кг, не более.........................................................…........32

 

 

 

Ствол пожарный лафетный комбинированный переносной СПЛК-20П:

1-кожух, 2-насадок; 3-золотник; 4-рукоятка; 5-патрубок; б-фиксирующее устройство;

7-труба; 8-рукоятка; 9-фпанец; 10-корпус приемный, 11-присоединительная арматура;

12-съемная опора.

Переносные огнетушители

3.8.2.1. Каково назначение и классификация основных типов переносных огнетушителей?

Огнетушители предназначены для использования в качестве первичных средств пожаротушения пожаров класса "А" (твердые горючие вещества, твёрдые материалы органического происхождения, горение которых сопровождается тлением) и класса "В" (горение жидкостей или твердых тел, превращающихся в жидкости - нефтепродукты, масла, краски и т. п.). Большинство современных огнетушители могут тушить пожары класса "С" (газообразные вещества) и класса "Е" (электроустановок под напряжением до 1000V).

Тушение огнетушителями не подлежат вещества, горение которых возможно без доступа воздуха (хлопок, пироксилин), а также щелочных и щелочноземельных металлов и сплавов с их содержанием (класс "Д"). Тушение данных веществ возможно, однако, для каждого конкретного вещества и условий необходимы свои тушащие средства.

Огнетушители делят по следующим категориям:

- по типу зарядов - углекислотные, порошковые, воздушно-пенные, химическо-пенные, водно-дисперсионные, аэрозольные;

- по способу доставки - переносные (до 23 кг), передвижные (более 23 кг) и стационарные;

- по способу приведения в действие - самосрабатывающие и с принудительным срабатыванием;

- по типу вытеснения огнетушащего вещества: закачные (з), корпус и заряд огнетушителей постоянно находится под давлением вытесняющего газа;

с баллоном вытесняющего газа (б), в которых газ для вытеснения подаётся из отдельного баллона, находящегося внутри или снаружи корпуса огнетушителя;

с газогенератором (г), где газ выделяется в ходе химической реакции между компонентами газогенератора.

Основные данные и область применения огнетушителей приведены в

таблице.

Тип огнетушителя Область применения Огнетушащий эффект Возможные опасности
Водный, воднодисперсный для тушения пожаров классов «А», «В» Охлаждение реагирующих веществ Водой нельзя тушить: Электрооборудование, находящееся под напряжением, горючие металлы (щелочноземельные), алюминиево-магниевые сплавы и магний, горящие жидкости, температура воспламенения которых превышает 100°С (асфальты, битумы), спирты, эфиры, растворители, химические соединения, вступающие в химические реакции с водой.
Пенный для тушения пожаров класса "А" и класса "В".   Изоляция горящего материала от зоны горения, частичное охлаждение Воздушно-механической пеной нельзя тушить: - электрооборудование, находящееся под напряжением, если раствор пенообразователя приготовлен на морской воде. - Электрооборудование, находящееся под напряжением свыше 500 вольт, если раствор пенообразователя приготовлен на пресной воде. - Электрооборудование, находящееся под напряжением свыше 1000 вольт, если раствор пенообразователя приготовлен на дистиллированной воде. - Горючие металлы, магниевые сплавы. - Горящие жидкости, температура воспламенения которых превышает 100°С. - Горящую сажу и разогретые до 700°С и выше стальные конструкции. - Горящие газы и криогенные жидкости. - Химические соединения и материалы, вступающие в химическую реакцию с водой. - Боеприпасы, пиротехнику. Не допускается применение огнетушителей для тушения загорания веществ, горение которых происходит без доступа воздуха.
Порошковый для тушения пожаров классов «А», «В», «С» и «Е». При использовании специальных порошковых составов – класса «Д» Химическое торможение реакции горения, частичная изоляция горящего материала от зоны горения, Разбавление горючей среды с помощью газообразных продуктов разложения порошка и непосредственно порошковым облаком   Порошками общего назначения нельзя тушить пожар класса Д. Отличное огнетушащее средство, но им нельзя тушить: - Горящую одежду на людях – произойдёт раздражение слизистой оболочки глаз и дыхательных путей человека. - Горючие металлы (порошками общего назначения) – может произойти бурная химическая реакция. - Боеприпасы, пиротехнику.
Углекислотный для <

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...