Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Большое значение при реализации земельной политики в за­падноевропейских странах имеют меры экономического характе­ра — налогообложение, субсидирование, кредитование. Основу земельных отношений в этих странах составляет частная соб­ственность на землю, на которой в основном базируется (за неко­торыми исключениями) и фермерское хозяйство. Эта система сло­жилась еще в XIX в. под влиянием французской революции 1789 г.

Отмена феодальных привилегий и последующие реформы сде­лали крестьян — основных производителей сельскохозяйственной продукции — частными собственниками своих земель. Формально частная собственность на землю отсутствует лишь в Великобрита­нии, где аналогичный статус обозначается как поместье, наследу­емое без ограничений, что фактически подразумевает абсолютное право владения землей, несмотря на то, что формально она при­надлежит государству. Развитие этой системы позволило в странах Западной Европы решить ряд вопросов:

создать новый социальный слой фермеров за счет разрушения феодального землевладения;

обеспечить защиту и личную независимость фермеров, по­скольку они могут свободно распоряжаться землей и произведен­ной продукцией;

увеличить производительность сельского хозяйства за счет по­вышения заинтересованности фермерства в росте производства;

предоставить фермерам возможность получения под залог зем­ли, находящейся в собственности;

обеспечить фермеру свободу действий в отношении использо­вания земли, передачи ее в аренду, по наследству и т. д.

Приобретение крестьянами права собственности на землю осу­ществлялось по-разному; использовались методы частичной экс­проприации земель, экономического регулирования землевладения и землепользования (за счет дифференцированного налогообложе­ния, субсидирования и др.), законодательные акты, ограничивающие максимальный размер землевладения. В конце концов в большин­стве стран региона (Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерлан­ды, Швеция и др.) возник свободный рынок земельных ресурсов, цены на котором определяются спросом и предложением.

Есть, однако, страны (например, Германия), где рынок сельско­хозяйственных угодий находится под контролем государства. Глав­ная цель такого контроля — предотвращение спекулятивных сделок с землей. Учитывая, что интересы покупателя и продавца в отношении цены земли не совпадают (покупатель стремится к тому, чтобы цена приближалась к стоимости земли с низким уровнем продуктивности, а продавец ожидает назначение максимальной рыночной цены), правительство Германии приняло решение, что все соглашения о це-


нах ниже 150 % средней стоимости земли аналогичного качества, ко­торые были назначены другими фермерами, не противоречат закону (Липски Э. Э. Роль налогообложения и кредитования фермеров в зе­мельных реформах и в системах землепользования в странах ЕЭС. Доклад на семинаре ФАО. - М.: ВАСХНИЛ, 1991. - С.7).

Большое значение имеют работы по комассации (объедине­нию) земельных угодий с целью укрупнения земельных участков фермеров, сведения их в крупные массивы и сокращения их чис­ла, а также землеустроительные работы по укрупнению ферм. Это объясняется политикой государства, направленной на поддержку фермеров, число которых постоянно уменьшается. Так, по статис­тическим данным, в Германии ежегодно исчезает 16,7 тыс. фер­мерских хозяйств, хотя лишь 0,1 % из них ликвидируется в резуль­тате банкротства.

В Швеции за период с 1950 по 1990 г. число землевладений со­кратилось с 300 тыс. до 98 тыс., а средний размер обрабатываемых земель, приходящихся на одно землевладение, увеличился с 12 до 27 га. В 90-е годы количество фермеров сократилось еще на 20 %.

К основным инструментам регулирования земельных отноше­ний в странах Западной Европы относятся налогообложение, кре­дитование и субсидирование. Фермеры платят подоходный налог, земельный налог (или налог на недвижимость), на переход зе­мельной собственности или недвижимости к другому лицу и на прирост капитала (недвижимости).

Политика взимания подоходного налога различна. Так, в Герма­нии, Бельгии, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурге для сельс­кохозяйственных предприятий имеется особое законодательство по удержанию подоходного налога, отличное от промышленных пред­приятий. В основе исчисления налога лежат расчетные данные или материалы бухгалтерского учета. Этот налог обычно имеет прогрес­сивный характер, и его ставка зависит от доходов фермы, но, как правило (особенно для мелких ферм), очень невысока.

В других странах (Дания, Нидерланды, Великобритания) законо­дательство по подоходному налогу не признает особого статуса сель­ского хозяйства, налоговые декларации фермеров принимаются на общих основаниях (хотя они и имеют ряд специальных льгот).

В большинстве стран земельный налог относится к категории местных налогов; он взимается с земли (со строениями или без них). Экономическое положение лица (его общий доход) при этом не учи­тывается. Базой налогообложения, как правило, служит стоимость земли, определяемая в зависимости от качества сельскохозяйствен­ных угодий и с учетом рыночных цен. Методика оценки в разных странах далеко не одинакова. Например, в Германии, Франции, Италии, Бельгии фермеры оказываются в благоприятном положе­нии, так как оценочные нормативы не меняются длительное время и налог взимается с цены земли, намного уступающей рыночной.

Напротив, в Дании и Швеции землю для целей налогообложе-


ния регулярно переоценивают с учетом спроса и предложения. В Великобритании земельный налог традиционно мал, но здесь выше налоги на переход недвижимости в другие руки и налог на прирост капитала.

Большое значение в странах Западной Европы имеют системы кредитования и субсидирования фермеров, а также различные правительственные программы поддержки фермеров (или их кре­дитования). Развитая банковская система (кредитные банки, бан­ки сельскохозяйственной ренты, банки кредитования поселков и земельной ренты, кооперативные банки, сберегательные банки, земельные и крестьянские банки и т. д) облегчает заемщику поиск наиболее удобной для него формы кредита.

При проведении земельной политики, разрешении земельных споров, регистрации землевладений и землепользовании, охране земельных прав важную роль играют земельные суды.

В целом в регионе преобладают фермерские хозяйства неболь­ших размеров по земельной площади с малым числом занятых ос­новных работников (табл. 8).

Благодаря высокой интенсификации и специализации произ­водства, прекрасной технической оснащенности, использованию новейших достижений научно-технического прогресса эти хозяй­ства добиваются высокой экономической эффективности и кон­курентоспособны на мировых рынках.

Но и в таких условиях государственная поддержка очень важна. Суммарные затраты по возделыванию культур на 1 га обрабатыва-


емой площади из-за избыточной технической оснащенности (каждый фермер хочет быть независимым и иметь свою технику), высоких цен на энергоносители очень велики. Снижение себесто­имости продукции оказывается возможным только при высокой урожайности культур, но ее увеличение ограничивается необходи­мостью воспроизводства почвенного плодородия и другими эко­логическими нормативами.

Таким образом, в странах Западной Европы:

в основе земельной политики лежат охраняемые законом ста­бильные отношения собственности на землю, что делает фермера лично заинтересованным в увеличении производства продукции и росте плодородия почв;

земельная политика всегда опирается на адекватный экономи­ческий механизм ее реализации (включая налогообложение, кре­дитование, субсидирование);

периодически производится корректировка земельного законо­дательства, что обеспечивает комплексное решение назревших проблем;

действует мощная и хорошо отлаженная инфраструкрура, включающая как государственные, так и частные учреждения, предприятия, организации (земельные банки, земельные суды, зе­мельные биржи, землеустроительные службы, информационные системы, налоговые инспекции, регистрационные бюро, различ­ные земельные агентства и т. д.).

Анализ роли землеустройства в ходе земельных реформ позво­ляет сделать следующие выводы.

1. На всех исторических этапах общественного развития земле­устройство является орудием в руках государства, предназначен­ным для укрепления прав собственности на землю и организации ее использования в интересах господствующих классов, проведе­ния в жизнь государственной земельной политики.

2. Успех земельных реформ обеспечивался только в тех случаях, когда государство создавало новые или укрепляло существующие землеустроительные органы, создавало соответствующую законо­дательную базу, осуществляло финансирование землеустройства и подготовку кадров.

3. Преследуя первоначально чисто технические и юридические цели по измерениям, отводам, отграничению земель и закрепле­нию прав земельной собственности, землеустройство в последую­щем перерастает в сложное и многогранное социально-экономи­ческое явление. Экономические интересы землевладельцев и зем­лепользователей удовлетворяются не только путем закрепления и охраны их прав. Закономерно возникают вопросы, связанные с плодородием и местоположением земель, конфигурацией, соста­вом угодий и т. д. Тем самым землеустройство приобретает орга­низационно-хозяйственное содержание и начинает непосред­ственно влиять на экономику устраиваемых хозяйств.


4. Землеустройство как инструмент экономической и аграрной политики государства подкрепляется, как правило, другими эконо­мическими, организационными и техническими мерами: инвести­ционной политикой, экономическим и политическим стимулиро­ванием, организацией переселения, мелиорацией земель и т. д.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-27

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...