Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫБольшое значение при реализации земельной политики в западноевропейских странах имеют меры экономического характера — налогообложение, субсидирование, кредитование. Основу земельных отношений в этих странах составляет частная собственность на землю, на которой в основном базируется (за некоторыми исключениями) и фермерское хозяйство. Эта система сложилась еще в XIX в. под влиянием французской революции 1789 г. Отмена феодальных привилегий и последующие реформы сделали крестьян — основных производителей сельскохозяйственной продукции — частными собственниками своих земель. Формально частная собственность на землю отсутствует лишь в Великобритании, где аналогичный статус обозначается как поместье, наследуемое без ограничений, что фактически подразумевает абсолютное право владения землей, несмотря на то, что формально она принадлежит государству. Развитие этой системы позволило в странах Западной Европы решить ряд вопросов: создать новый социальный слой фермеров за счет разрушения феодального землевладения; обеспечить защиту и личную независимость фермеров, поскольку они могут свободно распоряжаться землей и произведенной продукцией; увеличить производительность сельского хозяйства за счет повышения заинтересованности фермерства в росте производства; предоставить фермерам возможность получения под залог земли, находящейся в собственности; обеспечить фермеру свободу действий в отношении использования земли, передачи ее в аренду, по наследству и т. д. Приобретение крестьянами права собственности на землю осуществлялось по-разному; использовались методы частичной экспроприации земель, экономического регулирования землевладения и землепользования (за счет дифференцированного налогообложения, субсидирования и др.), законодательные акты, ограничивающие максимальный размер землевладения. В конце концов в большинстве стран региона (Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция и др.) возник свободный рынок земельных ресурсов, цены на котором определяются спросом и предложением. Есть, однако, страны (например, Германия), где рынок сельскохозяйственных угодий находится под контролем государства. Главная цель такого контроля — предотвращение спекулятивных сделок с землей. Учитывая, что интересы покупателя и продавца в отношении цены земли не совпадают (покупатель стремится к тому, чтобы цена приближалась к стоимости земли с низким уровнем продуктивности, а продавец ожидает назначение максимальной рыночной цены), правительство Германии приняло решение, что все соглашения о це- нах ниже 150 % средней стоимости земли аналогичного качества, которые были назначены другими фермерами, не противоречат закону (Липски Э. Э. Роль налогообложения и кредитования фермеров в земельных реформах и в системах землепользования в странах ЕЭС. Доклад на семинаре ФАО. - М.: ВАСХНИЛ, 1991. - С.7). Большое значение имеют работы по комассации (объединению) земельных угодий с целью укрупнения земельных участков фермеров, сведения их в крупные массивы и сокращения их числа, а также землеустроительные работы по укрупнению ферм. Это объясняется политикой государства, направленной на поддержку фермеров, число которых постоянно уменьшается. Так, по статистическим данным, в Германии ежегодно исчезает 16,7 тыс. фермерских хозяйств, хотя лишь 0,1 % из них ликвидируется в результате банкротства. В Швеции за период с 1950 по 1990 г. число землевладений сократилось с 300 тыс. до 98 тыс., а средний размер обрабатываемых земель, приходящихся на одно землевладение, увеличился с 12 до 27 га. В 90-е годы количество фермеров сократилось еще на 20 %. К основным инструментам регулирования земельных отношений в странах Западной Европы относятся налогообложение, кредитование и субсидирование. Фермеры платят подоходный налог, земельный налог (или налог на недвижимость), на переход земельной собственности или недвижимости к другому лицу и на прирост капитала (недвижимости). Политика взимания подоходного налога различна. Так, в Германии, Бельгии, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурге для сельскохозяйственных предприятий имеется особое законодательство по удержанию подоходного налога, отличное от промышленных предприятий. В основе исчисления налога лежат расчетные данные или материалы бухгалтерского учета. Этот налог обычно имеет прогрессивный характер, и его ставка зависит от доходов фермы, но, как правило (особенно для мелких ферм), очень невысока. В других странах (Дания, Нидерланды, Великобритания) законодательство по подоходному налогу не признает особого статуса сельского хозяйства, налоговые декларации фермеров принимаются на общих основаниях (хотя они и имеют ряд специальных льгот). В большинстве стран земельный налог относится к категории местных налогов; он взимается с земли (со строениями или без них). Экономическое положение лица (его общий доход) при этом не учитывается. Базой налогообложения, как правило, служит стоимость земли, определяемая в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий и с учетом рыночных цен. Методика оценки в разных странах далеко не одинакова. Например, в Германии, Франции, Италии, Бельгии фермеры оказываются в благоприятном положении, так как оценочные нормативы не меняются длительное время и налог взимается с цены земли, намного уступающей рыночной. Напротив, в Дании и Швеции землю для целей налогообложе- ния регулярно переоценивают с учетом спроса и предложения. В Великобритании земельный налог традиционно мал, но здесь выше налоги на переход недвижимости в другие руки и налог на прирост капитала. Большое значение в странах Западной Европы имеют системы кредитования и субсидирования фермеров, а также различные правительственные программы поддержки фермеров (или их кредитования). Развитая банковская система (кредитные банки, банки сельскохозяйственной ренты, банки кредитования поселков и земельной ренты, кооперативные банки, сберегательные банки, земельные и крестьянские банки и т. д) облегчает заемщику поиск наиболее удобной для него формы кредита. При проведении земельной политики, разрешении земельных споров, регистрации землевладений и землепользовании, охране земельных прав важную роль играют земельные суды. В целом в регионе преобладают фермерские хозяйства небольших размеров по земельной площади с малым числом занятых основных работников (табл. 8). Благодаря высокой интенсификации и специализации производства, прекрасной технической оснащенности, использованию новейших достижений научно-технического прогресса эти хозяйства добиваются высокой экономической эффективности и конкурентоспособны на мировых рынках. Но и в таких условиях государственная поддержка очень важна. Суммарные затраты по возделыванию культур на 1 га обрабатыва- емой площади из-за избыточной технической оснащенности (каждый фермер хочет быть независимым и иметь свою технику), высоких цен на энергоносители очень велики. Снижение себестоимости продукции оказывается возможным только при высокой урожайности культур, но ее увеличение ограничивается необходимостью воспроизводства почвенного плодородия и другими экологическими нормативами. Таким образом, в странах Западной Европы: в основе земельной политики лежат охраняемые законом стабильные отношения собственности на землю, что делает фермера лично заинтересованным в увеличении производства продукции и росте плодородия почв; земельная политика всегда опирается на адекватный экономический механизм ее реализации (включая налогообложение, кредитование, субсидирование); периодически производится корректировка земельного законодательства, что обеспечивает комплексное решение назревших проблем; действует мощная и хорошо отлаженная инфраструкрура, включающая как государственные, так и частные учреждения, предприятия, организации (земельные банки, земельные суды, земельные биржи, землеустроительные службы, информационные системы, налоговые инспекции, регистрационные бюро, различные земельные агентства и т. д.). Анализ роли землеустройства в ходе земельных реформ позволяет сделать следующие выводы. 1. На всех исторических этапах общественного развития землеустройство является орудием в руках государства, предназначенным для укрепления прав собственности на землю и организации ее использования в интересах господствующих классов, проведения в жизнь государственной земельной политики. 2. Успех земельных реформ обеспечивался только в тех случаях, когда государство создавало новые или укрепляло существующие землеустроительные органы, создавало соответствующую законодательную базу, осуществляло финансирование землеустройства и подготовку кадров. 3. Преследуя первоначально чисто технические и юридические цели по измерениям, отводам, отграничению земель и закреплению прав земельной собственности, землеустройство в последующем перерастает в сложное и многогранное социально-экономическое явление. Экономические интересы землевладельцев и землепользователей удовлетворяются не только путем закрепления и охраны их прав. Закономерно возникают вопросы, связанные с плодородием и местоположением земель, конфигурацией, составом угодий и т. д. Тем самым землеустройство приобретает организационно-хозяйственное содержание и начинает непосредственно влиять на экономику устраиваемых хозяйств. 4. Землеустройство как инструмент экономической и аграрной политики государства подкрепляется, как правило, другими экономическими, организационными и техническими мерами: инвестиционной политикой, экономическим и политическим стимулированием, организацией переселения, мелиорацией земель и т. д. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-27 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |