Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В РАСШИРЕНИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЮ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВАСуществует три варианта использования капиталовложений в хозяйстве: модернизация производства на основе замены устаревшего оборудования без увеличения поголовья скота на фермах, что приведет к снижению себестоимости продукции; расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующего производства на фермах с постепенным комплектованием стада за счет хозяйственных ресурсов, с одновременным ростом поголовья и снижением производственных затрат; новое строительство ферм и комплектование стада за счет приобретения продуктивного скота в племенных хозяйствах. Если не учитывать рост качества продукции (повышение жирности молока, качества шерсти и т.д.), оценку эффективности землеустройства можно осуществить способом, показанным в табл. 43. Любой вариант с точки зрения землеустройства может трансформироваться в другие (с различным размещением ферм, числом производственных подразделений, организацией кормовой базы). При заданных условиях для хозяйства предпочтительнее вариант III (с организацией самостоятельной бригады и строительством небольшой фермы на 200 структурных голов скота). Коэффициент эффективности капиталовложений составит в этом случае 0,21. О преимуществах этого варианта свидетельствуют и данные табл. 44. Если по вариантам размещения производственных центров будет изменяться поголовье скота, а следовательно, и стоимость продукции, за критерий следует брать максимальный прирост чистого дохода на 1 руб. приведенных затрат. Безусловно, выбор того или иного варианта будет зависеть от наличия у хозяйства денежно-материальных средств и других ресурсов. Поэтому сначала ре- шают задачу оптимального сочетания отраслей в хозяйстве с учетом уже имеющихся ресурсов, а затем разрабатывают варианты размещения производственных подразделений и хозяйственных центров. Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите показатели, используемые при экономическом обосновании размещения производственных подразделений и хозяйственных центров сельскохозяйственного предприятия. 2. По каким показателям можно рассчитать капиталовложения на жилое и производственное строительство? 3. Какие ежегодные издержки производства учитываются при экономическом обосновании размещения производственных подразделений и хозяйственных центров? 4. Какова методика расчета ежегодных издержек производства, зависящих от территориальной организации производства? 5. По какому обобщаемому показателю можно выбрать наилучший вариант размещения производственных подразделений и хозяйственных центров? 6. Как оценить эффективность нового строительства, размещения населенных пунктов и производственных центров в хозяйстве? 7. Как оценить экономическую эффективность капиталовложений в расширение, реконструкцию и технологическое перевооружение действующих производств? Глава VIII РАЗМЕЩЕНИЕ МАГИСТРАЛЬНОЙ ДОРОЖНОЙ СЕТИ Экономический анализ вариантов размещения дорожной сети, требующих дополнительных капиталовложений, осуществляют после того, как намеченные схемы строительства и размещения дорог и дорожных сооружений будут обоснованы с технической точки зрения. По своим параметрам они должны соответствовать предполагаемой интенсивности движения транспортных средств и ожидаемому грузообороту. В проектах внутрихозяйственного землеустройства проводят, как правило, укрупненные расчеты экономического обоснования размещения дорог. Это размещение влияет на различные процессы производства и организацию территории хозяйства. Более точное обоснование производят во время подготовки сметно-финансовой документации в рабочих проектах. При проектировании дорог учитывают следующие экономические показатели: объем капиталовложений на строительство дорог и дорожных сооружений; ежегодные издержки производства и потери, связанные со строительством и эксплуатацией дорог и изменением условий обслуживания производства; коэффициент экономической эффективности (срок окупаемости) капиталовложений. Обычно принимают вариант с наибольшим коэффициентом абсолютной эффективности капиталовложений. Он также должен превышать нормативный уровень: Если значение Еа превышает нормативный срок окупаемости (для отраслей транспорта и связи он равен 0,05), капиталовложения на строительство внутрихозяйственных дорог считаются эффективными и соответствующий вариант их размещения по территории хозяйства принимается к рассмотрению. Для расчета величины капиталовложений по каждому из вариантов необходимо знать длину дорог, их технические категории и удельные капиталовложения на 1 км протяженности в зависимости от типа конструкции дорожных одежд. Перемножив указанные величины, получают стоимость строительства всей дороги. К ней добавляют затраты на строительство дорожных сооружений (мостов, переходов, водоотводных и водопропускных сооружений и др.). Таким же образом исчисляются и затраты на реконструкцию дорог и дорожных сооружений. Величина ежегодных издержек производства и потерь (С) определяется по формуле Амортизационные отчисления и годовые эксплуатационные затраты зависят от величины капиталовложений и технических характеристик дорог. В проектах внутрихозяйственного землеустройства можно использовать нормативы удельных капиталовложений и ежегодных издержек производства, связанных со строительством, эксплуатацией и реконструкцией дорог и дорожных сооружений (Волков С. Н. Экономическая эффективность внутрихозяйственного землеустройства/ Учебное пособие. — М.: МИИЗ, 1990. — С. 52—53). Затраты на транспортировку грузов для усовершенствованных покрытий составляют для переходных покрытий для низших покрытий При переводе на современный уровень цен могут быть использованы данные приложения 16 по транспортным работам. Коэффициенты перевода грузов в 1-й класс, полученные на основании общих тарифов перевозок продукции автомобильным транспортом, могут быть приняты равными для 2-го класса 1,24, 3-го— 1,66, 4-го —2. Потери продукции с площади сельскохозяйственных угодий, изымаемых для строительства дорог (С4), зависят от их протяженности и ширины полосы отвода. Зная площадь под дорогой и выход валовой продукции с 1 га земель (зависящий от вида угодий, структуры посевных площадей, закупочных цен на продукцию и продуктивности), определяют окончательное значение С4. Аналогично вычисляют и потери чистого дохода с площади, занимаемой дорогами. При этом чистый доход определяется как разность между стоимостью валовой продукции и средневзвешенными производственными затратами на возделывание сельскохозяйственных культур. Потери продукции из-за бездорожья (С5) можно свести к следующим основным элементам: уменьшение продуктивной площади земель в связи с повреждением посевов вблизи полевых грунтовых дорог на разбитых, разъезженных участках, которое приводит к снижению объемов производства продукции (П^; снижение продуктивности угодий, примыкающих к полевым дорогам, из-за запыленности посевов (П2); снижение продуктивности пашни вследствие переуплотнения почвы, возникающего в результате передвижения транспортных средств и сельскохозяйственной техники по полям при отсутствии дорог или малой их густоте (П3); увеличение себестоимости продукции из-за нарушения технологии производства, несвоевременного выполнения полевых работ, невывоза или несвоевременного вывоза продукции, снижения качества и роста потерь продукции при транспортировке и т. п. (П4). Установлено, что в период распутицы транспорт при объезде разбитых участков совершает наезды на посевы. При этом средняя ширина полосы повреждения составляет 4,5 м, а на отдельных участках — 20 м и более (Дороги местного значения/ Под ред. Г. А. Кузнецова. — М.: Агропромиздат, 1986. — С. 190—191). Если потери продукции с этой полосы принять равными 30 %, потери на 1 км полевой грунтовой дороги составят Общие потери продукции в связи с повреждением посевов будут равны Летом в сухую погоду на посевах, расположенных вблизи грунтовых дорог, возникает полоса запыления, достигающая в ширину 200—250 м. Урожайность зерновых культур на ней снижается на 5—30 %. Приняв средние потери равными 17,5 %, а полосу запы- ления — 225 м, получим общие потери продукции (чистого дохода) от запыленности посевов Складывая величины П] и П2, получим Снижение продуктивности пашни, вызванное переуплотнением почвы из-за бездорожья, можно определить по данным М. Э. Каинга (табл. 45). При проведении укрупненных расчетов сокращение среднего расстояния переездов по полям можно определять как разность между средней условной шириной полей по вариантам. Суммарное увеличение себестоимости продукции из-за нарушения технологии производства, несвоевременного выполнения полевых работ и вывоза продукции, ухудшения условий организации труда в земледелии (П4) можно принять равным показателю эффективности строительства внутрихозяйственных дорог, предложенному А. К. Славуцким. Для районов избыточного увлажнения он составляет 16—20 % (в среднем 18 %), значительного увлажнения—12—16 (14), незначительного увлажнения — 8—12 % (в среднем 10 %) (Указания по инвентаризации и паспортизации внутрихозяйственных дорог и разработке схем их развития в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях Нечерноземной зоны РСФСР. - М.: МСХ РСФСР, 1981. - С. 14). Рассмотрим конкретный пример. В хозяйстве, находящемся в зоне избыточного увлажнения, из-за бездорожья и плохого качества полевых грунтовых дорог затруднены доставка грузов, ведение полевых работ (особенно в период распутицы и сильных ливней). При составлении проекта внутрихозяйственного земле-
устройства было разработано два варианта развития внутрихозяйственной дорожной сети (табл. 46, рис. 5). По первому из них предусматривается строительство асфальтобетонных магистральных дорог протяженностью 4,3 км для связи центра хозяйства с пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции и молочной фермой, а также 7 км грунтовых профилированных дорог, укрепленных добавками, для обслуживания пашни и кормовых угодий. Намечается также строительство железобетонного моста через реку. По второму варианту изменяется схема размещения внутрихозяйственной дорожной сети. Намечается строительство 6 км асфальтобетонных и 5,4 км грунтовых дорог, укрепленных добавками. Характеристики размещения и технического состояния дорог на год землеустройства и по проекту показаны в табл. 46. Для расчета экономических характеристик обоих вариантов используют нормативы, приведенные в табл. 47. Величина капиталовложений на строительство дорог по варианту I составит: по грунтовым дорогам, укрепленным добавками,
по асфальтобетонным дорогам К2 = 124,37 • 4,3 = 534,79 тыс. руб. С учетом строительства железобетонного моста всего потребуется 725,98 тыс. руб. капиталовложений (176,19 + 534,79+15,0). Аналогично проводится расчет по второму варианту. Рассмотрим далее, как вычисляются ежегодные издержки производства, связанные со строительством и эксплуатацией дорог, на год землеустройства. Первоначальная стоимость грунтовых дорог при их протяженности 13 км и затратах на строительство 10 тыс. руб. на 1 км составит 130 тыс. руб. Приняв норму амортизационных отчислений 9% и эксплуатационные расходы на 1км дороги 0,8тыс. руб., получим При грузообороте 12 600 т (в переводе на 1-й класс грузов) и среднем расстоянии перевозок 2,5 км транспортные издержки будут равны Потери чистого дохода с площади под дорогами 15,6 га составят Следует иметь в виду, что основные результативные показатели (урожайность культур, грузооборот, чистый доход с 1 га угодья и др.) для сопоставимости вариантов между собой и с показателями на год землеустройства должны быть одинаковыми. Это позволит выявить эффект собственно размещения дорожной сети, устраняя влияние интенсификации производства. Затем рассчитываются потери от бездорожья, в том числе: потери от повреждения и запыленности посевов П12 = = 4,073 WL = 4,073 ■ 350 13 = 18 532 руб.; снижение продуктивности пашни (П3) вследствие переуплотнения почвы при урожайности 4000 корм. ед. с 1 га и сокращении среднего расстояния движения автомобилей и техники по полям на 0,2км согласно табл.45 при площади пашни 907га составит 1,15-907 =1043 руб.; рост себестоимости продукции из-за бездорожья (П4) при средневзвешенных производственных затратах 300 руб. на 1 га и общей площади обслуживаемого земельного массива 1300 га будет равен 0,18-300-1300 = 70 200 руб. В итоге общая сумма потерь составит 18 532 + 1043 + 70 200 = = 89 775 руб. Показатели экономической оценки размещения дорог сведены в табл. 48. Согласно полученным данным при принятии I варианта Если принимается II вариант, искомый коэффициент Для выбора наилучшего варианта строительства внутрихозяйственных дорог следует рассчитать величину приведенных затрат:
60 200 + 0,5 ■ 725 980 = 96 499 руб. (I вариант); 67 312 + 0,05 • 882 140 = 111 419 руб. (II вариант). По I варианту приведенные затраты меньше, поэтому он и принимается за основу при проектировании. Контрольные вопросы и задания 1. Какие показатели применяют при анализе вариантов размещения дорог на территории хозяйства? 2. Как рассчитать объем капиталовложений на строительство дорог? 3. Назовите показатели, характеризующие ежегодные издержки при экономическом обосновании размещения магистральных дорог. 4. Как учитывается переуплотнение почвы при экономическом обосновании размещения дорог? 5. Почему в качестве критерия выбора наилучшего варианта размещения дорог выбран максимум коэффициента эффективности капиталовложений? Можно ли использовать показатель минимума приведенных затрат? Глава IX |
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-27 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |