Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СЕРВИТУТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ОТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ И КОММУНИКАЦИЙСервитут — это экономическое отношение между владельцем земли и другими субъектами по поводу одновременного использования различных свойств принадлежащего ему участка, в том числе в качестве средства производства, пространственного базиса, рекреационного ресурса и др. Поскольку владелец земли обременен различными издержками, связанными с сохранением почвенного плодородия, осуществлением своего права собственности на землю, несет затраты в виде земельного налога, страховых и экологических платежей и т. п., часть этих затрат должна быть переложена на сервитутного пользователя, что и делается в зарубежных странах с хорошо отработанным земельным законодательством (Франция, Швеция, Германия, США). В нашей стране в соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник земельного участка, обремененного сервитутом, также вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование данным участком. Однако в настоящее время плата за сервитуты практически не взимается, что наносит землевладельцам большой ущерб — прежде всего сельскохозяйственным предприятиям, земли которых обременены различными ограничениями. К ним относятся, в частности, ограничения по использованию земель в охранных зонах вдоль высоковольтных линий электропередач, линий связи, защитных зонах магистральных трубопроводов, санитарно-защитных и других зонах вдоль автомобильных дорог, на территориях, прилегающих к промышленным предприятиям, в прибрежных полосах и водоохранных зонах рек, которые размещены на землях сельских товаропроизводителей. Рассечение земель сельскохозяйственных предприятий линейными объектами, имеющими, кроме того, охранные зоны, приводит к удорожанию стоимости продукции, дополнительным неудобствам и затратам на холостые переезды сельскохозяйственной техники с участка на участок, повороты и заезды агрегатов при выполнении полевых механизированных работ, росту транспортных затрат вследствие разобщенности и расчлененности массивов, снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции на землях, имеющих различного рода ограничения. По данным проведенных нами обследований, доля земель сельскохозяйственных предприятий, имеющих обременения и ограничения в использовании, находится в пределах от 15 до 60 % их площади и более. В 2000 г. Госкомземом и Федеральным земельно-кадастровым центром Земля. выпущено пособие Ограничения (обременения) прав на использование земельных участков. (М.: Госкомзем, 2000). Землеустроительными организациями в 1995 г. в административных районах начали разрабатываться Дежурные карты ограничений и обременении в использовании земель.. Всего в 1995— 1996 гг. было разработано 338 таких карт. С 1996 г. в районах стали разрабатываться Дежурные земельно-кадастровые карты и планы.. На них отображаются границы земельных участков, их кадастровые номера, объекты недвижимости, границы сервитутов, обременении и ограничений. Эти материалы могут быть использованы при введении ежегодных платежей предприятиями промышленности, транспорта, связи, энергетики, водного хозяйства и других отраслей, объекты которых размещаются на землях сельскохозяйственного назначения и определяют ограничения, обременения и неудобства в использовании земель, в пользу сельскохозяйственных предприятий, то есть при введении платы за сервитуты. Потери (убытки) и упущенная выгода землевладельцев, через территории которых проходят различные трубопроводы, дороги, сети и другие линейные объекты, огромны, так как протяженность их очень велика. В Российской Федерации только протяженность магистральных трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка продукции нефтегазового комплекса, составляет 215 тыс. км, в том числе газопроводные магистрали, включая газопроводы, — 151 тыс. км, нефтепровод-ные магистрали — 48,5 тыс., нефтепродуктовые магистрали — 15,5 тыс. км. С помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100 % добываемого газа, около 99 % добываемой нефти, более 50 % производимой продукции нефтепереработки. В общем объеме перемещаемой по магистральным транспортным трубопроводам продукции доля газа составляет 55,4%, нефти —40,3, нефтепродуктов — 43 %. Магистральный трубопроводный транспорт включает в себя большое количество технологических сооружений и агрегатов. Только на газовых промыслах, магистральных газопроводах и подземных хранилищах Единой системы газоснабжения эксплуатируются 642 компрессорных цеха, 4053 газоперекачивающих агрегата общей установленной мощностью более 42 млн кВт. Подачу газа потребителям обеспечивают более 3300 газораспределительных станций. В состав сооружений магистральных нефтепроводов входят 395 нефтеперекачивающих станций, 868 резервуаров общей емкостью по строительному номиналу 12,7 млн. м3. Состояние транспортных магистральных трубопроводов нефтегазового комплекса характеризуется такими показателями: 85 % газопроводов и 59 % нефтепроводов имеют срок эксплуатации от 10 до 30 лет, менее Шлет эксплуатируются около 1 % газопроводов и около 1 % нефтепроводов; 40 тыс. км га- зопроводов выработали свой ресурс; 40 % нефтепроводов к 2000 г. превысили нормативный срок эксплуатации. В ряде густонаселенных субъектов РФ (Московская, Ленинградская, Воронежская обл., Краснодарский край и т. п.) плотность линейных объектов на 1 га площади гораздо выше, чем в целом по стране. Так, по территории только пригородной зоны Воронежа проходит 390,4 км железных дорог, в том числе 239,4 км общего пользования и 151км остальных; 2,8 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (159 км федерального значения, 1601км территориальных и 97 км ведомственных); 246 км нефтепродуктопроводов и 204,1км отводов от них; 77,0 км высоковольтных линий на 110 кВ, 214 км — на 220 кВ, 30 км — на 330 — 500 кВ; 165 км магистральных газопроводов и 49 км отводов от них; 510 км линий связи и др. Площади земель, обремененных различными ограничениями в пригородной зоне Воронежа, показаны в табл. 120 (данные ЦЧОНИИГипрозема). Площадь земель, обремененных ограничениями только в пользу предприятий, имеющих линейные объекты (трубопроводы, ЛЭП, линии связи и т.п.), составляет 199,5тыс. га, в том числе федерального значения — 132,5 тыс. га, или 5,1% площади земель сельскохозяйственного назначения. Тем не менее сельхозпредприятия, имеющие из-за этого неудобства в использовании земель, не получают никаких компенсационных платежей. Основанием для определения платы за сервитута могут служить землеустроительные дела, оформляемые на основании проектов межхозяйственного землеустройства при отводах. Размер оплаты может быть достаточно большим. Например, Н. Н. Болку-нова, используя применяемую во Франции методику расчета ущерба, наносимого сельскохозяйственным производителям размещением опор высоковольтных линий электропередач, приводит следующие данные (табл. 121). Этот ущерб включает в себя дополнительные затраты на агротехнические работы, стоимость потерь урожая, издержки на борьбу с сорняками. В США величина ущерба на одну опору ЛЭП в зависимости от ее размещения на поле составляет: в середине поля 31,48 долл., на краю поля 36,74 долл. Н. Н. Болкунова и И. Б. Загайтов рекомендуют в состав платы за сервитута сельскохозяйственным предприятиям от пользователей инженерных сетей и коммуникаций включать: арендную (сервитутную) плату в пользу предприятия — собственника земли; компенсационные платежи сервитутопользователя за потери и убытки сельскохозяйственного производства от функционирования инженерных сетей и коммуникаций. to о
Необходимость взимания сервитутной платы обусловлена тем, что собственник земли несет, по сути дела, общие расходы по сохранению земельного участка, уплачивает земельный налог. Владелец же инженерных сетей использует этот земельный участок, но не несет никаких затрат. В известном смысле сервитутный пользователь является арендатором определенных потребительских свойств земли, а потому обязан выплачивать ее владельцу арендную плату. Величина этой платы является договорной, но в конечном счете должна ориентироваться на ставки земельной ренты. Компенсационные платежи имеют иной смысл — они должны покрывать ущерб, причиняемый сельскохозяйственному предприятию при эксплуатации инженерных сетей и коммуникаций. Во всех случаях их размер должен быть увязан с величиной убытков, наносимых землевладельцам и землепользователям, а также потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (включая упущенную выгоду) в ходе земельных отводов. Это нужно, чтобы избежать двойного счета одних и тех же потерь. Рассмотрим конкретные примеры. 1. В 32-метровой защитной зоне магистрального газопровода В соответствии с методикой расчета земельной ренты, нормативной цены сельскохозяйственных угодий и ставок рентных платежей, разработанной кафедрой экономики АПК Воронежского ГАУ, рентные платежи с 1 га сельхозугодий в пригородной зоне равняются 803 руб.; с 1 км газопровода — соответственно 803 • 3,2 = 2569,6 руб. (см.: Назаренко Н. Т., Горланов С. А., Попов Ю. Ю. Методика расчета земельной ренты, нормативной цены сельскохозяйственных угодий и ставок рентных платежей. — Воронеж: ВГАУ, 1998. - С. 14). 2. Из-за труднопроходимых преград, вызванных прокладкой ки грузов в сельхозпредприятии равным 0,5 км. Для расчетов было взято предприятие общей площадью 5000 га, длина газопровода 5000 м. Грузоемкость территории примем равной 20 т на 1 га, тариф на перевозку грузов — 0,90 руб. за 1 ткм. Тогда увеличение внутрихозяйственных транспортных затрат составит 3,2 ■ 0,90 • 20 • 5000 ■ 0,5 = 144 тыс. руб. или 28,8 тыс. руб. на 1 км. 3. В результате проложения газопровода ухудшилась конфигурация полей, уменьшилась длина гона сельскохозяйственной техники, вдоль защитной зоны трубопровода появились дополнительные дороги, зоны недопашки и недосева. Примем ширину дороги вдоль защитной зоны газопровода равной 4 м. Тогда из оборота будет исключено 0,8 га пашни на 1 км его протяженности (2 • 4 • 1000/10000 = 0,8). В 5-метровой зоне, примыкающей к дороге (1 га на 1 км), из-за повреждения посевов в поворотной полосе будет потеряно примерно 20 % урожая сельскохозяйственных культур. Если урожайность зерновых равна 30 ц с 1 га, закупочная цена 224 руб. за 1 ц, то общие потери урожайности составят 0,8 ■ 30 ■ 224 + + 1,0 • 0,2 • 30 ■ 224 = 6,7 тыс. руб. на 1 км газопровода. Предположим, что на 100 м поворотной полосы суммарные потери рабочего времени механизаторов вследствие уменьшения длины гона составят 1,8 ч, а стоимость 1 тракторо-ч — 45 руб., тогда на 1 км газопровода дополнительные затраты на холостые повороты и заезды тракторных агрегатов будут равны 1,8 ■ 10 • 45 = 810 руб. Таким образом, только учет трех вышеуказанных факторов приведет к установлению компенсационных платежей за пользование газопроводом в размере 39 тыс. руб. (2,7 + 28,8 + 7,5) на 1 км газопровода или 196 тыс. руб. на всю его длину 5 км, проходящую по территории хозяйства. Если считать, что кадастровая цена 1 га необремененной пашни составляет 30 тыс. руб., а по данным Н. Н. Болкуновой, снижение этой цены в охранных зонах линейных инженерных объектов составляет не менее 20 %, то окончательная кадастровая цена обремененного участка будет равна 0,8 • 30 = 24 тыс. руб. Приняв арендную (сервитутную) плату в размере 2 % кадастровой цены участка, установим ее годовой размер. В данном случае она составит 480 руб. на 1 га (0,02 ■ 24000 = 480). |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-27 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |