Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Такая структура программы позволяет оптимизировать методику обучения, обеспечивающую достижения высоких уровней обученности служебно-боевым приемам.

В отличие от теоретических учебных дисциплин, изучение которых производится с применением преимущественно линейного метода прохождения учебного материала, физическая подготовка осуществляется с применением концентрического метода, который лежит в основе физической культуры и спорта. Этот метод предусматривает обучение двигательным действиям, с последующим формированием навыков посредством систематического и многократного выполнения этого действия, а также систематического и многократного выполнения определенных упражнений, направленных на развитие того или иного физического качества.

Реализация концентрического метода при обучении служебно-боевым приемам заключается в ускоренном обучении базовым приемам: ударам и защитам от них, болевым и удушающим приемам в стойке, броскам, удержанию, болевым и удушающим приемам в борьбе лежа, задержанию с угрозой применения пистолета, надеванию наручников с последующим их совершенствованием в различных ситуациях и комбинациях, составляющих содержание последующих тем. Экспериментально доказано что такой подход позволяет за минимальный срок освоить программу по данному разделу с последующим повышением уровня обученности служебно-боевым приемам и подготовленности в служебно-прикладном единоборстве.

В основе методики обучения двигательным действиям, в том числе служебно-боевым приемам, лежат знания об их технике, понимание, как самих элементов двигательных действий, так и их структурных связей, взаимных зависимостей, надо точно понимать, чему следует обучать[30].

Освоение предлагаемой программы по служебно-боевым приемам предлагается осуществлять в течение двух, максимум трех семестров, с дальнейшим формированием прочных навыков и достижения высоких уровней обученности приемам, принятым для обучения, в последующих семестрах. В каждое учебное занятие на стадии совершенствования предлагается включать значительное количество приемов. В учебное занятие может включаться набор приемов входящих в определенную тему или набор ситуаций применения определенного приема, взятых из разных тем.

Одним из основных источников знания о технике является описание ее наиболее полно и точно отражающее состав двигательных действий, из которых состоит тот или иной прием. Кроме того, важно, чтобы описание наиболее сложных приемов и действий производилось по счетам и сопровождалось циклограммами. Это обеспечивает соблюдение дидактического принципа наглядности, одного из важнейших принципов при обучении двигательным действиям. Описание служебно-боевых приемов по счетам обеспечивает на начальной стадии обучения приемам применение расчлененного метода. Подобные описания служебно-боевых приемов позволяют эффективно осуществлять самоподготовку курсантов.

Ошибками в выполнении приемов следует считать отклонения от правильного выполнения приема, которое дано в описании, а также недостатки в динамике выполнения приема.

В разделе «Служебно-боевые приемы» (см. ниже) в раскрытие каждой теме включено учебно-наглядное обеспечение ее, выполнено с учетом вышеизложенных условий.

На основании знаний техники преподаватель должен иметь навыки фиксирования ошибок в двигательных действиях, т.е. отклонения от стандартной техники. Сложность фиксирования ошибок в двигательных действиях, в частности при проведении служебно-боевых приемов, заключается в том, что они, во-первых, скоротечны и требуют от преподавателя высокого уровня специального развития зрительного анализатора, обеспечивающего фиксирование правильности выполнения действий на больших скоростях, во-вторых, результативность приемов зависит, как правило, от скоростно-силовых показателей, которые также необходимо фиксировать по внешним признакам.

Для формирования навыков двигательных действий, в том числе служебно-боевых приемов, применяется общепринятая методика обучения[31]. Обучение любым двигательным действиям осуществляется в три этапа. На первом этапе формируется знание о двигательном действии или представление о нем, на втором - умение и на третьем - вырабатывается навык.

Формирование представления о двигательном действии включает в себя создание у обучаемых логического, зрительного и кинестезического образов. Это в значительной степени определяет успех обучения в целом. На данном этапе ведущими методами обучения являются метод слова и показа.

Формирование умения достигается путем применения методаупражнения или повторения действий. В зависимости от сложности двигательного действия в начале практического исполнения могут выполняться подводящие упражнения, двигательное действие по разделениям или в целом. Следует отметить, что выполнение большого количества раз двигательных действий по разделениям не целесообразно, так как при многократном их выполнении формируется неправильный ритм движений. Большое значение на данном этапе приобретает выработка способности регулировать величину, направление и длительность усилия для правильного выполнения двигательного действия.

Важным условием формирования умения является выполнение двигательных действий под контролем сознания обучаемого. Для того чтобы закрепить правильные действия и соответствующие им ощущения, целесообразно несколько раз выполнять прием с заведомой ошибкой. Тем самым у обучаемых создаются предпосылки более дифференцированной оценки и осознания правильного выполнения приема.

Решающее значение при формировании умения имеют корректирующие замечания преподавателя, причем эти замечания должны быть направлены на формирование не только правильной внешней картины движений, но и внутренних ощущений у обучаемых.

Помимо многократного повторения действий при формировании умения важно чтобы обучаемые в течение дня несколько раз мысленно воспроизводили двигательные действия. Такая идеомоторная тренировка намного сокращает время обучения и создает хорошие условия для эффективного и надежного выполнения приема.

Формирование навыка достигается путем дальнейшего заучивания и совершенствования двигательных действий. Навык характеризуется значительной автоматизированностью и минимальным участием сознания в контроле за отдельными второстепенными деталями двигательного действия. На уровне навыка двигательные действия выполняются слитно, с высокой степенью синхронизации и однонаправленности усилий, в оптимальном темпе и с оптимальной амплитудой.

На всех этапах обучения принципиальное значение имеют метод слова (объяснения) и показа. На первом этапе обучения показ в сочетании с объяснением лежит в основе создания зрительного, логического и кинестезического образов у обучаемого. На последующих этапах обучения инструктор (преподаватель) постоянно дает информацию о правильности выполнения двигательных действий, используя при этом как метод слова, так и показа.

В процессе совершенствования служебно-боевых приемов необходимо уделять внимание формированию двигательных способностей (комплекса физических качеств, лежащих в основе того или иного приема) в рамках этих приемов и способности реализовывать эти способности. Это достигается путем применения метода сопряженного воздействия[32].

Формирование навыков отдельно взятого приема не является самоцелью. Важно достигать такого уровня обученности приемам, который бы позволял эффективно применять их в различных ситуациях служебно-боевой деятельностью. Теоретической обоснованием методики формирования высокого уровня обученности служебно-боевым приемам может служить материал, изложенный в монографии М.М. Богена «Обучение двигательным действиям»[33].

Условно обученность служебно-боевым приемам может быть разделена на четыре уровня.

На первом уровне обучаемый усваивает смысл и характерные признаки действия, может узнать это действие, но не пробовал выполнить его практически.

На втором уровне обучаемый усваивает базовый вариант действия и способен выполнить его в стандартных условиях.

На третьем уровне овладения двигательными действиями обучаемый может выполнять его в вариативных условиях, включая экстремальные, в том числе жизненно опасные ситуации, может самостоятельно обнаруживать и исправлять ошибки.

На четвертом уровне формируется способность ориентироваться в ситуациях и принимать решение на применение тех или иных двигательных действий (на предыдущих уровнях обучаемый выполнял установки преподавателя).

Овладение двигательными действиями на четвертом уровне предусматривает проявление двигательной смелости и ловкости, и на этой основе способности в быстро меняющейся обстановке корректировать свои действия, сохраняя их эффективность.

В целях достижения более высокого уровня обученности, кроме метода стандартного повторения двигательных действий, необходимо используется метод вариативно-переменного упражнения, который обеспечивает формирование навыка выполнения двигательного действия в любой обстановке[34].

Применительно к выработке навыков владения служебно-боевыми приемами этот метод на стадии совершенствования предполагает:

· нарастание скорости атакующих действий партнера и его сопротивления;

· проведение приемов на партнерах разного роста и веса;

· выполнение приема в разнонаправленных и однонаправленных комбинациях с другими приемами;

· проведение свободных поединков по специальным правилам, которые в целях избежания травматизма предусматривают различные ограничения и использование средств индивидуальной защиты и имитационного оружия.

В процессе совершенствования служебно-боевых приемов существенным моментом является темповое их выполнения на партнерах разного веса и роста с различным уровнем сопротивления. Для выполнения подобных заданий может быть применен следующий методический прием. Обучаемые выстраиваются в две шеренги. После выполнения обусловленного приема или комбинации приемов первым и вторым номером, производиться смещение шеренг на одного человека, а освободившиеся в шеренгах курсанты соединяются в пару. Аналогично проводятся спарринги (схватки) со сменой партнера в каждом раунде.

При обучении служебно-боевым приемам важно фиксировать внимание на благоприятных условиях проведения приема. Например, при использовании болевых приемов в стойке в качестве ответных действий после защиты от ударов выбор приема, в первую очередь, определяется положением атакуемой руки противника, которое позволяет выполнить захват, соответствующий тому или иному приему с последующим его проведением.

В процессе совершенствования болевых приемов в стойке и приемов спортивной борьбы важно научить проводить разнонаправленные комбинации. При выполнении приемов противник может оказывать сопротивление, создавая благоприятную динамическую ситуацию для проведения другого приема, так как усилия сопротивления совпадают с усилиями необходимыми для проведения этого приема.

Одним из средств достижения высокого уровня обученности служебно-боевым приемам являются поединки по специально разработанным правилам: невооруженных противников, против вооруженного ножом, палкой (имитационными), один против двоих, поединки с использованием имитационной резиновой палки и т.п., в которых обусловливаются технико-тактические действия и уровень психофизической мобилизации.

Одним из ведущих средств технико-тактической и психофизической подготовки сотрудников милиции является служебно-прикладное единоборство, в основе которой лежат базовые приемы. В процессе использования указанных средств совершенствуются навыки технико-тактических действий, как в нападении, так и в защите, формируются профессионально значимые психофизические качества.

Несомненно, служебно-прикладное единоборство является важнейшим средством технико-тактической и психофизической подготовки сотрудников к применению силовых приемов в служебно-боевой деятельности. Однако условия и характер деятельности в единоборствах и при силовом задержании с применением служебно-боевых приемов существенно отличаются. В единоборствах поединки ведутся в рамках правил с определенными запретами на технические действия, которые могут нанести травму и в ограниченное время. Служебно-боевые действия с применением служебно-боевых приемов характеризуются специальными тактическими действиями, упреждающими ударами в уязвимые места, болевыми захватами и надавливаниями. Тактически правильно организованное задержание с применением служебно-боевых приемов это скоротечное действие.

Высокий уровень обученности служебно-боевым приемам предполагает волевую подготовленность к решению служебно-боевых задач. Высокий уровень физической, технической и тактической подготовленности определяют и специальную волевую подготовленность. Однако реальные условия самозащиты и задержания правонарушителей с использованием силовых приемов, спецсредств и огнестрельного оружия могут вызывать стрессовое состояние у сотрудников милиции, в результате чего они становятся не способными реализовать свои физические качества и технико-тактические навыки. В связи с этим большое значение приобретает развитие волевых качеств, противодействующих негативному влиянию стрессовых состояний, вызванных реальными условиями и характером деятельности.

Источником развития волевых качеств является относительное несоответствие между наличными возможностями человека и внешними условиями и характером деятельности. Это несоответствие вызывает нервно-эмоциональную напряженность. При многократном выполнении заданий человек адаптируется к конкретным условиям, т.е. несоответствие устраняется, и он в подобных условиях сможет уверенно действовать, полностью реализуя свой двигательный потенциал.

В целях формирования волевых качеств, обеспечивающих надежность действий в экстремальных ситуациях существует метод проблемно-ситуационного упражнения[35], который является разновидностью метода вариативно-переменного упражнения применяемого в спортивной подготовке.

Суть метода проблемно-ситуационного упражнения заключается в моделировании реальных ситуаций преследования, пресечения сопротивления и насильственного задержания или огневого поражения правонарушителей. Главным условием при моделировании ситуаций является создание относительно высокого уровня нервно-эмоциональной напряженности, на фоне которой выполняются учебные задания.

Нервно-эмоциональная напряженность может быть создана:

· преодолением различных препятствий, требующих комплексного проявления физических качеств и одновременно смелости и решительности;

· выполнение служебно-боевых приемов, в том числе стрельбы, на фоне световых, звуковых раздражителей, в условиях ограниченной видимости и на фоне утомления после интенсивной физической нагрузки;

· выполнение служебно-боевых приемов, в том числе применение оружия, в обстановке внезапности;

· ведением силового задержания и применения оружия в различных внешних условиях (малый объем помещения, подвал, коридор, лестничная клетка, кабина лифта и т.п.).

Нервно-эмоциональная напряженность может достигаться за счет комбинирования вышеперечисленных факторов.

В разделе «Служебно-боевые приемы» содержание тем включает изложение краткого содержания, учебно-наглядное обеспечение для изучения этого содержания и подставлены контрольно-обучающие задания.

Реализуя метод проблемно-ситуационного упражнения, задания сформулированы в форме служебно-боевых задач. Такой подход предполагает не просто изучение отдельных приемов как самоцель, а формирование установки на эффективное решение служебно-боевых задач посредством изучаемых служебно-боевых приемов. В контрольно-обучающие задания включены различные учебно-тренировочные задания и контрольно-обучающие спарринги и схватки, обеспечивающие с одной стороны повышение уровня обученности служебно-боевым приемам, а с другой - совершенствование физических, психологических и волевых качеств, необходимых для эффективных действий в экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД.

Из контрольно-обучающих заданий предлагается отбирать конкретный материал для изучения на различных этапах обучения в соответствии с документами планирования. Из этих заданий предлагается формировать билеты для контроля.

Использование метода проблемно-ситуационного упражнения как показали исследования, обеспечивает формирование эмоциональной устойчивости - одного из важнейших факторов надежности применения служебно-боевых приемов в различных условиях, способствует более прочному закреплению техники и тактики их использования.

Сопутствующим элементом обучения служебно-боевым приемам является тактика поведения сотрудника милиции при несении службы, которая предусматривает:

1. Заступил на службу - проявляй бдительность, осмотрительность, держи себя в состоянии оптимального напряжения, при возникновении экстремальной ситуации внимательно изучи и оцени обстановку, и только после этого прими решение.

2. Соблюдай требования закона РФ «О милиции», устава ППС и других нормативных документов, Четко выполняй инструкции и команды начальников.

3. При ведении переговоров с правонарушителем будь предельно сдержан, не провоцируй нападение правонарушителя.

4. В ситуациях, когда очевидна необходимость применения служебно-боевых приемов, действуй решительно и смело, отдавая предпочтение упреждающим, опережающим атаку противника, действиям, оказывай психологическое воздействие, отвлекай внимание противника.

Высокий уровень обученности сотрудников милиции служебно-боевым приемам предполагает также и готовность к правомерному их применению. Формирование умений оценивать ситуацию и принятие решений на действия с применением приемов насильственного воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия может быть достигнуто за счет установления межпредметных связей и комплексирование учебных дисциплин обеспечивающих служебно-боевую подготовку.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...