Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Между первой и второй перерывчик небольшой

Одним из вопросов, которым люди задавались с древнейших времен, является вопрос о происхождении человеческих рас.

Существует множество мнений о том, сколько рас может быть выделено внутри вида Homo sapiens sapiens. Имеющиеся точки зрения очень различны – от гипотезы всего двух основных расовых стволов до гипотезы 15 самостоятельных рас. Между этими крайними точками зрения лежит широкий спектр гипотез, постулирующий от 3 до 5 расовых стволов.

В середине же XX века появилась концепция нереальности рас как внутривидовых подразделений человечества. Одним из первых ее сформулировал бельгийский ученый Ж.Йерно, объявивший расу не фактом, а понятием. А в последние десятилетия в американской и западноевропейской антропологии проявилась устойчивая тенденция к полному отрицанию реальности существования человеческих рас.

Однако, судя по всему, такая крайняя точка зрения явилась результатом не объективных исследований, а излишней идеологизированности и даже политизированности вопроса. Под давлением все возрастающей моды на так называемую «толерантность» и боязни быть обвиненными в расизме многие ученые стали забывать о главном правиле ученого – ориентироваться на реальные факты, а не на мнение общества. В действительности же отрицать различия между людьми, принадлежащими к разным расам, может только слепой. Скажем, представители негроидной расы выделяются не только цветом кожи, но и другими пропорциями тела (у них более длинные руки), другой моторикой (их движения более пластичные) и т.д.

 

Рис. 288. Различия между расами заметить не так уж и сложно

 

Различия между расами настолько заметны даже обычному человеку, что люди с древнейших времен пытались объяснить причину этих различий. Так, например, в соответствии с библейским описанием родоначальниками белой, желтой и черной рас были сыновья Ноя – Яффет, Сим и Хам (соответственно). В древнегреческой мифологии происхождение людей с черной кожей объяснялось неосторожностью Фаэтона (сына бога Гелиоса), который на солнечной колеснице так неосмотрительно близко спустился к Земле, что обжег стоявших на ней белых людей. А греческие философы в объяснениях причин возникновения рас большое значение придавали климату. В современной же науке считается, что становление человеческих рас происходило под влиянием целого ряда как внутренних причин (например, дрейф генов), так и внешних факторов – климата, изоляции или смешения популяции и т.п.

Однако современная антропология в данном вопросе оказывается весьма стесненной фактором времени. Дело в том, что, согласно сложившимся представлениям, все современное человечество (вне африканского континента) является потомками тех сапиенсов, которые покинули Африку всего каких-то 40-80 тысяч лет назад. Таковы выводы генетиков. И за это весьма небольшое время должны были сформироваться все имеющиеся отличия между расами…

Вовсе не хочу сказать, что это является чем-то нереальным. Наоборот, есть примеры, показывающие возможность весьма быстрого формирования рас.

«Из исторического времени известно несколько примеров быстрого изменения рас, как правило, в результате метисации. Лучше всего изучено становление южносибирской расы: в бронзовом веке степи юга Западной Сибири были населены европеоидами, а в позднем средневековье тут уже жили представители вполне сложившейся южносибирской расы. Глобальные перемещения монголоидного населения с востока на запад начались во II веке нашей эры переселениями хунну, а закончились татаро-монгольским нашествием XIII века нашей эры. Понятно, что и до гуннов монголоиды проникали на запад, что четко прослеживается по останкам людей пазырыкской и близких ей культур Алтая – с VII-VI веков до нашей эры. После же татаро-монголов метисация шла еще несколько столетий, так что окончательно сложение южносибирской расы относится к XIV-XVI векам нашей эры. Таким образом, при весьма интенсивном смешении расообразование заняло примерно от 1500 до 2200 лет» (С.Дробышевский, «Об устойчивости и изменчивости рас»).

 

Рис. 289. Образование отличий между расами очень ограничего по времени

 

Большие надежды на прояснение вопроса происхождения рас возлагались на бурно развивающуюся в последние десятилетия генетику. Однако результаты генетических исследований, связанных с предполагаемым расселением людей по планете и формированием рас, дают целый ряд странных, а порой и даже весьма противоречивых выводов.

Так, после первых сравнительных анализов ДНК неандертальца и современного человека неандерталец потерял звание нашего прямого предка, которое он до того сохранял длительное время. Был даже сделан вывод, что в нас нет ни малейшей частицы неандертальца. Однако в 2010 году, в ходе исследования почти полного ядерного генома неандертальцев, было показано, что неафриканские популяции современных людей имеют от 1 до 4 процентов неандертальских генов. Из чего был сделан вывод, что где-то в ходе расселения по планете почти сразу после выхода из Африки сапиенсы («случайно») скрестились с неандертальцами.

А затем последовало сенсационное сообщение – у современных людей обнаружилась и примесь «денисовского» человека также на уровне нескольких процентов генома. Началось с того, что «денисовские» гены были обнаружены у жителей Новой Гвинеи и острова Бугенвиль в Меланезии. Почти вслед за этим исследователи обнаружили их и у австралийских аборигенов. А затем всего за месяц исследований «денисовские» гены перешагнули рубеж западной и восточной частей Индонезии и «добрались» не только до Юго-Восточной Азии, но даже до некоторых групп в Южной Америке!

Генетики заговорили о том, что чистокровные сапиенсы – это только население Африки к югу от Сахары, а все прочие – слегка метисы…

Но совсем недавно биолог Майкл Хаммер с коллегами из Университета Аризоны провел исследование нескольких африканских групп, в результате которого был сделан вывод, что, похоже, «чистых» сапиенсов вообще не осталось.

«Три участка ДНК изученных популяций (на хромосомах 4, 13 и 18) существенно отличались от аналогичных последовательностей в других человеческих группах. Исследователи предположили, что эти участки (2% от всей последовательности ДНК) были получены африканцами от некого ископаемого таксона, обитавшего в Центральной Африке около 35 тысяч лет назад. По расчетам авторов статьи, данный неизвестный вид гоминид отделился от линии, ведущей к современному человеку, примерно 700 тысяч лет назад (т.е. во времена Homo erectus…)» (А.Соколов «Африканцы – больше не чистокровные сапиенсы…»).

 

Рис. 290. «Чистых» сапиенсов не осталось?..

 

Складывается впечатление, что генетика вообще окончательно все запутала.

Получается, что вроде бы вышедшие из Африки сапиенсы в целом сохранили «чистоту генофонда», «согрешив» всего дважды – с неандертальцами и «денисовцами». Но тогда возникает вопрос – почему все-таки скрещиваясь с некоторыми представителями местного населения, мигранты не скрестились с другими представителями, которых заведомо должно было быть намного больше?..

Вдобавок, если присутствие неандертальских генов в современном геноме еще более-менее понятно (поскольку неандертальцев было все-таки не так уж и мало), то наличие «денисовской» примеси вызывает еще более серьезные вопросы. Каким образом некие «денисовцы», от которых до сих пор найдено всего лишь пять весьма небольших костных фрагментов – кость последней фаланги пальца руки девочки, три коренных зуба молодой особи мужского пола и фаланга пальца ноги – смогли внести в современный генофонд такой же весомый вклад, как и неандертальцы?.. И что за странный путь миграций выбрали себе сапиенсы, которым за получением «денисовской» примеси нужно было с Ближнего Востока «заглянуть» на Алтай, после чего они не только двинулись в том же направлении (достигнув в итоге американских континентов), но и повернули на юго-восток и, каким-то образом обогнув Гималаи, заселили Юго-Восточную Азию?..

На мой взгляд, вся эта запутанная картина, скорее всего, не имеет отношения к реальности и является лишь следствием скоропалительности малообоснованных и порой просто ошибочных выводов генетиков. Дело в том, что до сих пор удалось провести генетические исследования весьма небольшой части древних костных останков. И «весомость» генетического вклада «денисовцев» является лишь следствием повышенного и пристального внимания к «денисовцам», которое вызвано сенсационностью самого их обнаружения. «Перекос» исходной базы данных в пользу одних находок в ущерб другим, накладываясь на упоминавшуюся ранее неоднозначность трактовки результатов сравнения ДНК, и дает «перекос» итоговой картины, серьезно завышая значимость загадочных «денисовцев», для которых и внешний вид-то установить пока невозможно.

В этих условиях с расширением базы генетических исследований древних останков нам следует ожидать целой череды очередных «сенсаций» и неоднократного кардинального пересмотра как роли различных популяций, внесших свой вклад в формирование современного генофонда, так и путей миграций. Возможно, в конце концов «сенсационные страсти» улягутся, и генетики перейдут к планомерным и рутинным исследованиям, в результате которых сложится более логичная и стройная картина. Но пока на данном этапе генетика, увы, не проясняет вопрос о том, как и под воздействием чего сформировались разные расы современного человечества, и эволюционная теория вынуждена отделываться лишь общими рассуждениями по этому поводу…

 

Рис. 291. До сих пор не известно, как выглядел «денисовец»

 

Впрочем, и версия «создания» человека инопланетными богами путем генной модификации «земной заготовки» не дает более определенного ответа на вопрос о происхождении человеческих рас. Хотя в рамках этой теории допустимы некоторые дополнительные предположения.

Если боги смогли провести одну успешную генную модификацию, то им ничего не мешало провести и несколько таких модификаций. Например, если им по каким-то причинам понадобилось дополнительно скорректировать первоначальный успешный результат – для улучшения полезных им свойств или просто для более успешной адаптации «созданного» человека к жизни в регионах с иным климатом. В таком случае они могли проводить необходимые генетические коррекции небольшого масштаба.

Тогда вполне допустимо предположение, что некоторые различия между человеческими расами обусловлены упомянутыми повторными модификациями, уже после которых в формирование рас включались и обычные эволюционные факторы – дрейф генов, изоляция и смешение популяций и т.д и т.п.

«Земная заготовка»

 

Итак, древние легенды и предания утверждают, что для «создания» человека боги использовали некое существо, которое уже имелось на Земле и которое требовалось лишь немного модифицировать. Кто же именно послужил богам в роли такой «земной заготовки»?..

В поисках ответа на этот вопрос мы можем оттолкнуться от тех оценок момента «создания» человека (то есть момента генной модификации), которые были проведены ранее. Эти оценки привели нас к диапазону времени примерно от 100 до 50 тысяч лет назад (можно и несколько расширить диапазон, скажем, взяв нижнюю границу на уровне 200 тысяч лет назад, но это в данном случае принципиально ничего не изменит).

Ясно, что австралопитеки и их более ранние предки заведомо не подходят на роль искомой «земной заготовки». Речь также вряд ли может идти о Homo ergaster или даже Homo heidelbergensis. Сомнительно и то, что «земной заготовкой» был Homo erectus – хотя последние его представители жили на Земле в интересующий нас диапазон времени, но, как полагают палеоантропологии, это были уже фактически «остатки», обитавшие на границе ареала более «эволюционно продвинутых» своих родственников – неандертальцев и сапиенсов. Вряд ли подходит на роль «земной заготовки» и Человек флоресский («хоббит»), поскольку уж очень сильно он отличается от современного человека – даже не столько просто ростом, сколько по размеру черепной коробки.

В итоге выбор остается не столь и большой. И первым из кандидатов на звание «земной заготовки» оказывается неандерталец, которого не так уж и давно считали как раз непосредственным предшественником современного человека.

 

Рис. 292. Жизнь неандертальцев (реконструкция)

 

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 сантиметров), массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объему черепной коробки (1400-1740 кубических сантиметров) они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперед, руки короткие и лапообразные. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми.

Считается, что средняя продолжительность жизни неандертальцев составляла около 23 лет. Однако наиболее удачливые индивиды достигали возраста в 50 лет и больше. Например, человеку из грота Фельдгофер, когда он умер, было, по оценкам антропологов, около 60 лет. Что же касается очень низкого среднего показателя продолжительности жизни неандертальцев, то он объясняется, прежде всего, огромной детской смертностью.

Довольно долгую историю имеют споры, могли ли неандертальцы говорить. В последнее время чаша весов постепенно склоняется в сторону версии, что все-таки могли. По крайней мере на это указывает наличие целого ряда признаков – необходимых особенностей голосового аппарата и строения мозга, а также гена FOXP2, связанного, как считается, с речевой функцией.

Основная часть известных неандертальских стоянок находится в Европе, но Европой неандертальцы не ограничивались. Найдены их останки и стоянки на Ближнем Востоке, в Средней Азии (пещера Тешик-Таш в Узбекистане) и даже на Алтае (пещера Окладникова). Так что ареал их обитания был довольно обширным.

 

Рис. 293. Ареал обитания неандертальцев

 

Известны прежде всего пещерные стоянки неандертальцев. Однако обнаружены и признаки того, что там, где не было пещер, неандертальцы могли строить и простые жилища – например, из костей и шкуры мамонта.

Согласно исследованиям пещер Бальци-Росси в Италии, проведенным Жюльеном Риель-Сальваторе и его коллегами из Колорадского университета, жилище неандертальцев делилось на три «зоны». В первой из них, в верхней части жилища, располагалась «кухня», о чем свидетельствуют найденные в этой зоне останки животных, следы охры, которая применялась для выделки шкур, в качестве клея и как антисептическое средство. Во второй зоне, которая была самой просторной, размещался очаг, здесь же было и спальное место. В третьей зоне была «мастерская», где изготавливались каменные инструменты.

Каменные инструменты были довольно разнообразными – скребла, остроконечники, сверла, ножи, каменные проколки и пр. Именно с неандертальцами связывается так называемая мустьерская техника обработки камня. Для нее характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия.

Использовали неандертальцы и другие материалы – кость и дерево. Обработка кости была у них развита слабо. Целые кости и их фрагменты употреблялись от случая к случаю в качестве отбойников, ретушеров, «наковален» для раскалывания камня, копательных инструментов и т.д. Но зато неандертальцы уже использовали в охоте деревянные дротики и копья – в том числе и составные с каменными остриями. В частности, на мустьерской стоянке Умм Эль Тлель в Сирии был обнаружен грудной позвонок дикого осла с вонзившимся в него каменным острием. Здесь же, в слое возрастом около 70 тысяч лет, найдены окаменевшие остатки вязкого смолообразного вещества, с помощью которого такие острия прикрепляли к древку дротика или копья, а также и многочисленные кремневые орудия, сохранившие на своих поверхностях частички этого вещества. Причем источник этого вещества находился в 40 километрах от стоянки.

А 1963 году на среднепалеолитическом памятнике Кенигзауэ в Германии нашли два комка смолы возрастом около 80 тысяч лет. Анализ этой смолы, проведенный химиками в конце 90-х годов, показал, что ее естественное происхождение в данном случае исключено, и что она была получена из березовой коры искусственным путем, а именно посредством низкотемпературной перегонки!..

 

Рис. 294. Неандертальцы на охоте

 

Огонь был хорошо знаком неандертальцам. Впрочем, огнем пользовались еще их предшественники. В неандертальских пещерах найдены круглые каменные очаги. Огонь использовался не только в качестве источника света и тепла. Огнем обрабатывали, например, острие копья, придавая ему таким образом большую твердость. Использовался огонь и для обработки пищи. Неизвестно, правда, могли ли неандертальцы добывать огонь, вращая палочку или высекая искры ударами камня, или просто сохраняли огонь, возникший при ударе молнии.

Довольно долгое время считалось, что неандертальцы питались преимущественно мясом, лишь изредка разбавляя свой рацион различными растительными «добавками». Однако в последнее время исследователи все более склоняются к тому, что неандертальцы были более всеядными и не придерживались строго мясной диеты.

На целом ряде неандертальских стоянок были обнаружены плоские камни без специальной обработки, но со следами износа на поверхностях, указывающими на их возможное использование для растирания или толчения пищевых продуктов – например, дикорастущих злаков. А в мустьерских слоях грота Абрик Романи в Испании, которые датируются временем от 45 до 50 тысяч лет назад, было найдено несколько деревянных предметов со следами обработки. Один из таких предметов по форме несколько напоминал ковш или черпак и мог служить либо в качестве контейнера для пищевых продуктов, либо, например, как лопата для чистки кострищ от золы. К сожалению, от изделия остался только обломок, что не позволило точно определить его назначение.

Неизвестно была ли у неандертальцев одежда. С одной стороны, климат в Европе был в то время весьма прохладный, и обойтись зимой без простейшей одежды в виде шкуры даже возле костра в пещере вряд ли было возможно. Но находок, которые бы определенно указывали на то, что одежду неандертальцы изготавливали и использовали, пока нет – уж слишком недолговечен материал. Однако есть косвенные указания на то, что одежда у них все-таки была. Этот вывод был сделан на основании анализа ДНК различных видов… вшей.

«Благодаря использованию… метода молекулярных часов было установлено, что два современных подвида Pediculus humanus – головная (P.h. capitis) и платяная (Р h. corporis) – разделились примерно 70 тыс. лет назад. Поскольку же вторая из этих форм, питающаяся кожей тела, в отличие от первой формы, а также и от лобковых вшей, жить может только в одежде, то, значит, по крайней мере 70 тыс. лет назад одежда уже была. Гомо сапиенс в то время еще и из Африки-то толком не выбрались, и вряд ли нуждались в чем-то более фундаментальном, чем набедренная повязка (и то вряд ли), а вот неандертальцы… как раз переживали один из самых суровых климатических периодов за всю историю своего существования» (Л.Вишняцкий, «Неандертальцы: история несостоявшегося человечества»).

 

Рис. 295. Жилище из костей и шкур мамонта

 

Имеется целый ряд публикаций, где представлена версия, что неандертальцы вообще мало отличались от сменивших их в итоге кроманьонцев по интеллектуальным способностям и даже имели свою духовную культуру. Однако практически по всем признакам подобного высокого уровня развития неандертальцев согласия у специалистов так и нет, поскольку соответствующие находки имеют весьма неоднозначную интерпретацию.

Так, скажем, на целом ряде неандертальских памятников обнаружены куски и скопления красящих веществ. В Европе находки такого рода известны примерно на 70 среднепалеолитических стоянках. Иногда охру приносили на стоянки издалека. На многих ее кусках имеются четкие следы стирания о твердую или мягкую поверхность. Некоторые из этих следов вполне могли появиться в результате контакта со шкурой животного или человеческой кожей. И неоднократно выдвигались предположения, что минеральные пигменты служили неандертальцам (как позднее и сапиенсам) для раскраски тела, игравшей ритуальную роль – красная охра будто бы символизировала кровь и раны.

Однако охра могла выполнять и чисто утилитарные функции, используясь, например, для дубления шкур либо в качестве примеси к различным вяжущим составам, которые применяли для крепления каменных орудий к рукоятям. Определить же по характеру стертости так называемых охряных «карандашей», служили ли они для нанесения изображений или всего лишь как источник необходимого в быту порошка, крайне трудно…

Вещи, несущие на себе различные непонятные метки явно или предположительно искусственного происхождения – насечки, штрихи, кривые или пересекающиеся линии, углубления, пятна краски и т.д., – известны сейчас в довольно большом количестве. Однако признание искусственного и неслучайного происхождения тех или иных насечек и штриховок еще совсем не означает признания их в качестве именно древних символов.

Неандертальцы изготавливали украшения – бусы и подвески из зубов и костей животных, а также из раковин моллюсков и скорлупы страусовых яиц. Правда, на подавляющем большинстве среднепалеолитических памятников Европы достоверные находки подобного рода отсутствуют, но зато отдельные неандертальские памятники верхнепалеолитического времени дают их в большом количестве. Особенно многочисленные и разнообразные украшения, вырезанные неандертальскими мастерами из кости и зубов животных, происходят с некоторых стоянок шатель-перрона – культуры, появившейся чуть раньше 40 тысяч лет назад и завершившей свое существование около 35 тысяч лет назад. Однако есть и сторонники версии, что данные украшения неандертальцы начали изготавливать уже после контакта с пришедшими сюда кроманьонцами, у которых они и заимствовали традицию изготовления украшений.

Есть статьи, посвященные неандертальским погребениям, где развивается идея о том, что неандертальцы имели какие-то свои представления о загробной жизни. Речь идет о могилах неандертальцев, некоторые из которых датируются возрастом 75-130 тысяч лет.

«Существует мнение, что в их могилах тела погребенных часто сопровождали специально положенные туда вещи – погребальный инвентарь. Это могли быть каменные орудия, куски охры, или, например, запасы пищи. К сожалению, хотя изделия из кремня, красящие вещества и кости животных, действительно, часто залегают вместе с человеческими скелетами, ни в одном случае нельзя исключить возможность того, что они оказались рядом случайно. Дело в том, что точно такие же предметы обычно встречаются и на соседних с погребениями участках культурного слоя стоянок, откуда они вполне могли попасть в могилу естественным путем» (Л.Вишняцкий, «Неандертальцы: история несостоявшегося человечества»).

Имеются работы, в которых утверждается, что у неандертальцев был даже некий «культ пещерного медведя». Однако в более поздних публикациях специалистов с анализом соответствующих находок подобные выводы оспариваются и приводятся другие, более простые объяснения особенностям находок.

Кто из спорящих сторон окажется в итоге прав – покажет время. А нам главное сейчас то, что неандерталец если и не перешагнул «чисто человеческий» рубеж, то явно подошел к нему совсем вплотную.

 

Рис. 296. Культ медведя у неандертальцев (Буриан)

 

Так может неандерталец и стал той самой «земной заготовкой», генную модификацию которой провели инопланетные боги в процессе «создания» человека?..

Исключить такой вариант нельзя, но мешают результаты генетических исследований, которые показывают, что в современном генофонде всего лишь 1-4% неандертальских генов. И если бы в качестве «земной заготовки» выступал именно неандерталец, то это уже была бы не генная модификация, а практически полная «переделка». Так что скорее всего вовсе не неандерталец был той «земной заготовкой», которую боги использовали для «создания» человека.

Но аналогичный результат генетики дают и для «денисовского» человека, примесь генов которого в ДНК современных людей также ограничивается лишь несколькими процентами.

Тогда кто же был «земной заготовкой»?..

Можно, конечно, предположить, что это был какой-то еще неизвестный палеоантропологам вид или подвид. С учетом того, что и «денисовский» человек обнаружен совсем недавно, такой вариант вполне возможен. По крайней мере в качестве рабочей гипотезы.

Но есть вариант и существенно проще – «земной заготовкой» для «создания» человека послужил… Homo sapiens. Только так называемый архаический Homo sapiens.

Поясню идею.

Самой древней находкой «чистого» в эволюционном виде Гомо сапиенса считается череп Омо 1, имеющий возраст 130 тысяч лет. Именно от него идет отсчет времени существования «анатомически современного» человека. Но это лишь «анатомически». Ничем иным от современных ему других видов и подвидов он не отличался. Даже ближневосточные сапиенсы – потомки вышедших из Африки, как указывалось ранее, где-то 40-80 тысяч лет назад – использовали мустьерскую технику изготовления орудий, точно так же как и сосуществовавшие с ними неандертальцы. И вдруг чуть позже происходит буквально «взрыв» технологий каменной индустрии, живописи и т.д. и т.п. Homo sapiens становится «полновесным» Homo sapiens sapiens.

 

Рис. 297. Кто же был «земной заготовкой»?..

 

Так почему бы этому «взрыву» и не быть последствием того самого генного модифицирования, которое шумеры называли «созданием» человека?.. Ведь модификация не обязательно должна была приводить к каким-то морфологическими и анатомическим изменениям – она могла ограничиться переменами в интеллектуальных и духовных способностях.

Скажем, ранее уже упоминался продинорфин – «чисто человеческий» ген, который кодирует производство эндорфинов. В результате отличий в регуляторной зоне этого гена, мы получаем удовольствие от чего-то другого и получаем иное количество удовольствия, нежели обезьяны. То есть мы имеем в данном случае определенный механизм контроля нашего поведения, не связанный с морфологическими и анатомическими изменениями. И нельзя исключить, что как раз отличия именно в этом гене являются результатом той генной модификации, которую провели боги для того, чтобы человек стал «способным служить богам», приобретя при этой модификации способность получать удовольствие от чего-то, от чего «земная заготовка» этого удовольствия не получала…

Заметим, что самый древний представитель Homo sapiens, для которого удалось расшифровать ДНК, датируется возрастом никак не более 45 тысяч лет. То есть для архаического Homo sapiens мы данных по ДНК не имеем, а посему не знаем, насколько сильно он отличается по геному от современного человека…

 

Родителей не выбирают

Ну, а что мы можем узнать о наших «создателях»?..

Обратимся к древним легендам и преданиям, которые, как указывалось ранее, оказываются вовсе не выдумками и фантазиями наших предков, а своеобразной летописью реальных событий. В частности, обращает на себя внимание хеттский текст под весьма значимым названием «Небесное царство». Хетты были, правда, много позже шумеров, но хеттская мифология, как уже достаточно надежно установлено исследователями, уходит своими корнями в глубокое прошлое – в том числе и во времена тех же шумеров, с мифологией которых у хеттов вообще очень много общего.

«Давным-давно, в минувшие те дни, Алалу был царем на Небесах; Алалу гордо восседал на троне. Ану могучий, средь богов первейший, прислуживал ему, у ног его склоняясь, с питьем ему он чашу подносил. И девять считанных эпох на Небесах царем Алалу был. В девятую ж эпоху Ану вступил с ним в бой. Алалу побежденный, бежал в великом страхе – …на троне сел Ану... И девять считанных эпох на Небесах царем Ану был; в девятую ж эпоху с Ану вступил Кумарби в бой. Ану бежал, разжав смертельные объятия врага – бежал Ану, укрыться думал в небесах. Кумарби, устремившись вслед за ним, Ану схватил за пятку и вниз его стянул с небес. За чресла укусив его, лишил он «мужества» Ану, – оно, растаяло оно в его утробе, как бронза, без следа» («Небесное царство»).

Посмотрим, о чем нам говорит этот текст по самой своей сути. Фактически речь в нем идет о том, что Ану (у шумеров это главный бог) силой захватил власть в некоем «Небесном царстве», свергнув законного правителя – Алалу. После некоторого периода вполне спокойного правления, Ану был также насильственным образом свергнут неким Кумарби. Обладал ли этот Кумарби законным правом на трон, не ясно, поскольку текст об этом умалчивает. Но как бы то ни было, переворот произошел, и Ану вынужден был бежать. Более того, попытка Ану укрыться где-то «в небесах» не удалась, поскольку Кумарби преследовал его. Преследовал до тех пор, пока Ану не оказался «сброшенным с небес» на Землю.

Самая последняя часть приведенного выше текста достаточно аллегорична, и смысл ее не так понятен. Но здесь мы можем иметь дело не только с аллегорией, но и с недостатками перевода, при котором изначальный смысл претерпел определенные искажения. Поэтому можно вполне предположить, что речь идет, например, о том, что Кумарби не лишал Ану способности производить потомство в прямом смысле этого слова, а только окончательно отстранил Ану от права наследования трона в «Небесном царстве».

Впрочем, под «мужеством» можно понимать, скажем, те вооруженные силы, которые имелись на стороне Ану; а уничтожение этих сторонников Ану явилось результатом какого-то мощного удара, направленного против главного скопления этих вооруженных сил («за чресла укусив его»)…

 

Рис. 298. Верховный бог Ану (каменный барельеф)

 

Очевидно, что Ану не остался совсем один – какая-то часть его сторонников уцелела. С ними он и прибыл на Землю. Разные исследователи называют разные цифры, но обычно количество прибывших с Ану богов колеблется от полусотни до трехсот персон. Это количество вполне может уместиться на космическом корабле, хотя и приличных размеров…

Теперь учтем еще несколько соображений.

Во-первых, в условиях вооруженного конфликта и погони, когда приходится уносить ноги и искать срочное убежище, вряд ли целесообразен «свободный поиск» – тут уж не до него. Гораздо более разумным и логичным было бы выбирать из вариантов уже известных планет. А раз так, то весьма вероятным представляется посещение нашей планеты кем-то из представителей цивилизации богов еще задолго до рассматриваемых событий.

И во-вторых, для того, чтобы укрыться, надо было выбирать такую планету, на которой сбежавших было бы трудно найти. Или их там даже не предполагали бы искать. То есть планета должна быть в некотором смысле на задворках «Небесного царства». Не обязательно нужно понимать это сугубо в пространственном смысле, могут быть ведь и другие варианты. Например, наша планета была когда-то давно обнаружена, но сочтена по каким-то причинам неперспективной для активного освоения. Или представляла из себя нечто типа заброшенной лаборатории в какой-то «глухомани» (с точки зрения жителей «Небесного царства», разумеется). Или была не совсем подходящей для жизни представителей инопланетной цивилизации – по имевшимся на Земле условиям …

Во всяком случае именно на такие варианты выводит прежде всего тот факт, что прибывшие на Землю боги не встретили здесь никаких других богов – из числа представителей своей же цивилизации. Впрочем, если учитывать всю совокупность текстов древних мифов и реальных фактов, очень похоже, что имело место сочетание сразу всех этих условий. Более подробно на этом мы остановимся чуть позже, а сейчас можем подвести промежуточный итог, который нам понадобится.

Итак, на нашу планету прибывает весьма ограниченная группа представителей иной цивилизации из числа «низвергнутых с небес на землю». Группа, которая покидала свою родную планету, скорее всего, в большой спешке, а поэтому не имела в своем распоряжении многого из того, чем реально располагала вся их цивилизация, и чем бы этой группе захотелось бы воспользоваться в случае заранее подготовленной экспедиции.

В пользу именно такого вывода говорят также некоторые дополнительные свидетельства, как прямые, так и косвенные. Прежде всего то, что прибывшая группа характеризуется катастрофическим дефицитом в женской своей части – богинь заметно меньше, чем богов. Это было бы абсолютно глупым и неразумным при организации нормальной экспедиции, но тут надо было просто спасать собственную шкуру, и никто, естественно, о балансе полов не задумывался.

 

Рис. 299. Фараон перед богиней Хатхор и богом Гором

 

Такое развитие событий, какое описывается в древних текстах, имеет одно важное следствие – прибывшая группа богов имела также весьма ограниченный набор ресурсов: пищевых, энергетических, технологических, интеллектуальных и так далее.

И вот, что любопытно – в мифологии самых разных народов имеется всего лишь один бог, который является «мастером на все руки», решающим различные проблемы богов, так или иначе связанные с научными и техническими знаниями. Своего рода «академик всех ремесел». Никто из других богов не мог делать все то же, что и он. Даже верховные боги (цари богов) вынуждены были время от времени обращаться к нему за помощью в соответствующих научно-технических вопросах.

В египетской мифологии эту роль выполнял бог Тот, знающий все и снабжающий Гора оружием. В угаритстких текстах таким мастером является бог Котару-ва-Хасису, который строит для богов дворцы и изготавливает для них оружие, обладающее особыми «божественными» возможностями. Этим же занимается также всего один из хеттских богов. Гефест – универсальный мастер в пантеоне древних греков. Виракоча в Южной Америке и Кетцалькоатль в Мезоамерике – также специалисты во всех областях…

 

Рис. 300. Бог Тот – «академик» египетского пантеона

 

Но у беглецов был дефицит не только специалистов. Когда бежишь – не до запасов инструментов и оборудования на все случае жизни. Главное – спасти собственную жизнь.

Конечно, какой-то минимум оборудования и техники на межпланетном корабле присутствовать должен. Например, на случай вынужденной или аварийной посадки на первую попавшуюся планету. Но это именно минимум, а не ассортимент на абсолютно все случае жизни.

С признаками дефицита инструментов нам в экспедициях как раз доводилось сталкиваться. Скажем, знаменитый Обелиск в асуанских каменоломнях явно задумывался в качестве объекта, имеющего ровные плоскости. Такие плоскости проще всего было бы обеспечить, используя плоскую или дисковую пилу соответствующих размеров. Однако следы на самом Обелиске, в траншее возле Обелиска и на скальном массиве вокруг него больше соответствуют какой-то круглой или овальной фрезе, либо упоминавшейся ранее большой «ложке», вычерпывавшей гранитный материал с использованием «пластилиновой технологии».

Аналогичный инструмент использо<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...