Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологический и метафизический бихевиоризм

С философской точки зрения следует различать два принципиальных основания для отказа от ментализма и выбора Б. Методологический бихевиорист допускает, что психич. явления и процессы — это реальность, однако считает, что они недоступны научному изучению. Научные факты, говорит методологический бихевиорист, должны быть публичными и открытыми явлениями, такими как движения планет или химические реакции, к-рые могут наблюдать все исследователи. Сознательный опыт, однако, неизбежно оказывается сугубо личным и внутренним; интроспекция может его описать (часто неточно), но не способна сделать его публичным и открытым для всеобщего обозрения. Следовательно, чтобы стать наукой, психология должна заниматься изучением только публичного и открытого поведения и отвергнуть интроспекцию. Отсюда сознание, несмотря на всю свою реальность и привлекательность, с методологической точки зрения, не может быть предметом научной психологии.

Метафизический бихевиорист высказывает еще более радикальное утверждение: точно так же, как физ. науки отвергли демонов, духов и богов, показав мифичность их существования, так и психолог должен отвергнуть — как мифические — психич. явления и психич. процессы. Это вовсе не означает, что такие ментальные понятия, как «идея», лишены всякого смысла (хотя это может быть так), ведь и понятие «Зевс» также не является совершенно бессмысленным. Мы можем описать Зевса и объяснить, почему люди верили в него, не утверждая при этом, что имя «Зевс» имеет отношение к чему-то, что когда-либо существовало. Сходным образом, говорит этот радикальный бихевиорист, мы можем описать условия, при к-рых люди используют «идею» или любое другое ментальное понятие, и объяснить, почему они верят в то, что обладают разумом или душой (психикой), и при этом утверждать, что «идея», «разум» и подобные понятия не имеют отношения к чему-либо, что существует в реальности, за исключением, пожалуй, определенных действий и определенных стимулов. Следовательно, поскольку нельзя исследовать то, что не существует (психика), психология должна быть бихевиористской: все, что реально существует — это поведение.

Многообразие необихевиоризма

Основными видами необихевиоризма являются формальный Б., включая логический Б. и целевой (или когнитивный) Б.; неформальный Б.; радикальный Б. Все они, за исключением последнего, — формы методологического Б.; радикальные бихевиористы стоят на позициях метафизического Б.

Формальный бихевиоризм.Рассматривая поведение в качестве предмета психологии, бихевиорист вовсе не исключает возможности обращения к ненаблюдаемым процессам, к-рые могут быть использованы для объяснения наблюдаемого поведения. В действительности, под влиянием логического позитивизма и операционизма, формальный бихевиорист видит свою задачу в объяснении наблюдаемого поведения на основе теории, состоящей именно из таких ненаблюдаемых логических категорий. Однако при этом данный ненаблюдаемый теоретический конструкт операционально определяется в терминах либо тех манипуляций, к-рые осуществляются над подопытным животным, либо определенного аспекта его стимульного окружения, либо измеряемого аспекта его поведения. Следуя этой логике, формальные бихевиористы, с одной стороны, надеются, приняв методологический Б., придать своим исслед. научный статус, а с другой — достичь такого же уровня объяснительной теории, как в физике или химии, где использование теоретических терминов — обычное явление.

Логический Б. Кларка Л. Халла и его последователей — наиболее полно разработанная программа Ф. б. Следуя примеру Ньютона и физическим наукам в целом, Халл разработал гипотетико-дедуктивную теорию научения, универсальную для всех млекопитающих. Эта теория была сформулирована в виде набора аксиом, из к-рых путем операциональных определений можно было впоследствии выводить прогнозы в отношении поведения и подвергать их соответствующей эксперим. проверке.

Сопоставление логического Б. Халла с целевым или когнитивным бихевиоризмом Э. Ч. Толмена показывает, насколько могут два варианта Б. различаться между собой в деталях, одновременно сохраняя верность общему духу и идее направления, провозглашенного Уотсоном. Толмен отверг механистический мускульно-рефлекторный подход Уотсона и Халла. Для них научение заключалось в связывании определенных стимулов со специфическими моторными реакциями, что предполагало исключение возможности всякого обращения к цели или намерению, к-рое они считали мистическими и менталистскими понятиями. Толмен, однако, рассматривал поведение как неизбежно целенаправленное (животные всегда пребывают на пути движения в прямом или обратном направлении от некоторой цели), а научение как неизбежно когнитивное; его целью является не реагирование на стимулы, а получение информации о своем окружении.

Неформальный бихевиоризм.Развитие Б. продолжалось и после «золотого века» теории в 1930—40-х гг. Неохалловский Б. послевоенного времени (после Второй мировой войны) иногда называют необихевиоризмом, однако назв. «Н. б.» или «либерализованная теория S-R» более точно отражают его сущность. Характерный признак этого движения — снижение внимания к проблемам построения аксиоматической универсальной теории и готовность говорить о свойственных людям высших психич. процессах, пусть даже как промежуточных S-R переменных. Тем самым Ф. б. утрачивал свою прежнюю жесткость выражения и приобретал большую гибкость в обращении с такими важными человеческими феноменами, как речь и решение задач.

Неформальные бихевиористы рассматривали S-R пары в качестве центральных процессов головного мозга, к-рые, тем не менее, подчинялись обычным законам S-R научения, и поэтому могли быть включены в операциональные S-R теории научения без отказа от Б.

Неформальные бихевиористы смогли, таким образом, говорить о мышлении, памяти, решении проблем и речи в терминах S-R теории поведения, обращаясь с ними как со скрытыми компонентами приобретенных S-R связей. Это позволяло существенно расширить перечень форм поведения, рассматриваемого в терминах S-R. Примечательным продуктом этого направления стала теория социального научения — результат сочетания неохалловского Б. и психоан. с некоторыми из постулированных Фрейдом психич. механизмов, рассматриваемых в качестве скрытых, опосредующих поведение переменных.

Радикальный бихевиоризм.Наиболее последовательной формой Б. является Р. б. Б. Ф. Скиннера. Скиннер отверг методологический Б. для утверждения еще более радикального метафизического Б. Разговоры о разуме и психике являются не более чем культурными мифами, к-рые надлежит разоблачить и отбросить.

Существуют три объяснения обычных, повседневно употребляемых менталистских понятий. Во-первых, некоторые навязшие в зубах разговоры о психич. явлениях в действительности касаются обычных физ. процессов в теле, к-рым мы привыкли давать эти ярлыки. Не существует принципиального различия между таким внешним стимулом, как булавочный укол, и таким внутренним стимулом, как зубная боль, за исключением того, что доступом к последнему стимулирующему событию обладает лишь сам человек. Во-вторых, нек-рые психич. явления, в особенности чувства, являются всего лишь сопутствующими побочными продуктами влияний окружения и результирующего поведения, но не играют роли в детерминации поведения. Так, человек может «испытывать удовлетворение» вследствие похвалы своего начальника, однако то, что действительно контролирует поведение, есть сама похвала, т. е. разновидность подкрепления, а не сопутствующее ей чувство. В отличие от внутренних стимулов, которые могут осуществлять управление поведением, сопровождающие его чувства этого не делают и могут игнорироваться научной психологией, несмотря на всю свою феноменологическую привлекательность. Наконец, от многих менталистских терминов можно отказаться просто как от мифов, представляющих собой вербальные операнды, усваиваемые нами в условиях нашей специфической культуры и совершенно лишенные к.-л. объективных оснований.

По своей сущности, несмотря на различие в частностях и деталях, Р. б. наиболее близок из всех разновидностей необихевиоризма к классическому Б. Уотсона.

Бихевиоризм сегодня.Р. б. на сегодня остается единственной оказывающей серьезное влияние разновидностью Б. Другие его формы стали достоянием истории, и интеллектуальные потомки отцов-основателей уже не разделяют их теоретических воззрений.

Однако Б. как филос. и ист. течение остается объектом интереса со стороны психологов, философов и историков.

См. также Бихевиоризм: история, Логический позитивизм, Механистическая теория, Вопрос об отношении души и тела, Намеренное поведение, Телеологическая психология

Т. Г. Лихи

 

Бихевиоризм: история (behaviorism: history)

 

В широком контексте развития психологии, науки и американского об-ва Б. имеет чрезвычайно богатую и насыщенную событиями историю. Очерк его истории проще всего начать с краткого словарного определения Б. как «психологической школы, считающей, что объективно наблюдаемое на уровне организма поведение составляет сущность или исключительную научную основу психол. данных и исследований, и подчеркивающей роль окружения в качестве детерминанты поведения человека и животных» («Словарь американского (культурного) наследия»).

В психологии возникновение Б. как самостоятельного направления принято связывать с вводным параграфом статьи, опубликованной Джоном Б. Уотсоном:

«Психология, какой ее видит бихевиорист, является абсолютно объективной экспериментальной ветвью естествознания. Ее теоретическая цель заключается в предсказании и контроле поведения. Интроспекция не составляет существенной части ее метода, а полученные с помощью интроспекции данные не имеют никакой научной ценности, ибо слишком легко поддаются интерпретации на языке сознания. Бихевиорист, в своем стремлении получить единую сх. анимальной реакции, не признает разграничительной линии между человеком и животным. Поведение человека, во всей его утонченности и сложности, составляет лишь часть полной сх. исследования бихевиориста.»

Манифест Уотсона был прямо нацелен на решение проблемы контроля поведения, к-рая сильнее всех других проблем занимала психологию и общество в первой половине XX в.

Скиннер утверждал, что Б. — это «не просто научное изучение поведения, а философия науки, обращенная к предмету и методам психологии».

Как и в отношении любого другого аспекта психологии, в отношении корней и предыстории Б. возникали многочисленные споры. Историки психологии — современники Уотсона (напр. Э. Г. Боринг, Эдна Хайдбредер, Р. С. Вудвортс) — единодушно считали Уотсона «основателем» Б. Последующие авторы, изучавшие этот предмет (напр., А. Э. Каздин, Ф. Сэмелсон), рассматривали Уотсона в качестве «катализатора» движения — в направлении от «сознания» к «объективизму», — к-рое в то время уже набирало силу. Они отмечают, что Уотсон не был абсолютно оригинален ни в терминологии, ни в основаниях того нового подхода, к-рый он назвал Б.

Некоторое представление об общественной реакции на «Бихевиоризм» Уотсона дают, в частности, комментарии и статьи ведущих газет той эпохи. Здесь можно привести реакцию на наиболее известное заявление Уотсона, широко цитировавшееся и нередко искажавшееся в те годы: «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и возможность воспитать их в устроенном по моим собственным принципам мире, и я гарантирую, что выберу любого из них наугад и научу его, как стать специалистом в любой профессии — врачом, адвокатом, художником, торговцем и, да, даже нищим и вором, независимо от его талантов, склонностей, свойств, способностей и расы его прародителей».

Последствия таких утверждений для Б. и для американского об-ва, конечно же, были огромными. К сожалению, эту цитату обычно вырывали из контекста и выпускали такие ее строки: «Я выхожу за пределы установленных мною фактов и я признаю это, но точно так же поступали защитники противоположной стороны и делали это на протяжении тысячелетий. Пожалуйста, заметьте, что когда этот эксперимент завершится, я смогу позволить себе точно определить тот способ, к-рым надлежит воспитывать детей, и тот тип об-ва, в к-ром они должны жить».

Поведенческое движение в американской психологии можно рассматривать как определенное научное и общественное движение, возникшее под влиянием общественных сил и, в свою очередь, оказавшее обратное влияние на об-во, в недрах к-рого оно возникло. Б. прочно вплетен в контекст социальной, политической, культурной, образовательной, экономической и интеллектуальной истории Америки XX в. Более того, с тех пор как прагматическая философия поведенческого движения вышла за пределы психол. лаборатории, она пронизывает фактически каждую сторону американской жизни.

Историки психологии, говоря о начале XX в., отмечают рост материализма, детерминизма, механицизма и даже антиинтеллектуализма как преобладающих тенденций в американском об-ве в результате его активной урбанизации. Эти тенденции отвечали духу времени и выражали то, что рассматривается ныне в качестве основополагающих филос. принципов Б.

Существует определенное родство и взаимовлияние между Б. в той форме, как его определял Уотсон, и областью психологии животных. Психология животных преимущественно объективна в том смысле, что наблюдателю — подобно астроному, физику или ботанику — необходимо занимать внешнюю позицию в отношении исследуемого им материала.

Однако последующие исследователи раннего Б., в частности Сэмелсон, считают мифом представление о том, что Б. возник в недрах психологии животных и что именно работа с животными побудила исследователей заняться изучением поведения. К примеру, наиболее известные зоопсихологи того периода, Р. М. Йеркс и М. Ф. Уошберн, не признавали Уотсона и его теорий. До Уотсона и в современной ему психологии уже существовала тенденция (особенно в психологии животных) подвергать сомнению полезность понятия «сознания». Эксперим. и теоретические разраб. ранних исследователей, в особенности Уотсона, подчеркивающие влияние окружения на поведение, привели к выдвижению на передний план понятия «научения», к-рое определило основную проблематику исследований в эксперим. психологии на протяжении последующих десятилетий. Ряд исследователей — Э. Л. Торндайк, Э. Р. Газри, Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл, К. В. Спенс, О. X. Маурер, Б. Ф. Скиннер, А. Бандура и другие — предприняли попытки создания теорий или моделей научения и постулировали разнообразные принципы и механизмы для объяснения феномена «научения».

См. также Модификация поведения, Бихевиоризм, История психологии, Логический позитивизм

Л. Краснер

 

Бланковые (типа «карандаш—бумага») тесты интеллекта (pencil-and-paper intelligence tests)

 

Б. т. и., в отличие от их индивидуально проводимых аналогов, экономичны с т. зр. временных и денежных затрат, поскольку они могут проводиться в группах. Кроме того, групповые тесты интеллекта могут быть быстро и объективно обработаны, позволяя т. о. пользователям получать необходимую информ. в течение сравнительно коротких промежутков времени.

Возникновение групповых тестов

При создании групповых интеллектуальных тестов психологи стремились воспроизвести результаты индивидуальных тестов интеллекта, таких как шкала интеллекта Стэнфорд-Бине. Отис, аспирант Льюиса Тёрмена, разрабатывал бланковые версии группового теста на основе неск. заданий Бине для своей докторской диссертации. Он закончил свои диссертационные исслед. примерно в то время, когда началась Первая мировая война и возникла потребность в процедуре отбора и классиф. огромного количества призывников. Отис присоединился к Тёрмену, Йерксу и др. известным психологам того времени, разрабатывавшим инструмент для такой классиф. Именно материал Отиса лег в основу Армейского альфа-теста, первого группового теста интеллекта. Крупномасштабный «эксперимент» с Армейским альфа-тестом доказал пригодность метода группового тестирования. В течение короткого времени групповые тесты интеллекта стали широко распространенными в американских школах в связи с сильно возросшим притоком учащихся.

Содержание

Ранние групповые интеллектуальные тесты, разрабатывавшиеся для использования в школах, как правило, включали в себя один или два уровня, содержащих неск. субтестов, проводимых в разное время. Такие тесты обычно были перегружены заданиями на оценку словарного запаса, общей осведомленности и полученных в школе умений и навыков. Многие из этих ранних мер интеллекта пересекались с мерами школьных достижений. Сегодняшние критики, как и их предшественники, настаивают на том, что тесты интеллекта оценивают всего лишь успехи в усвоении школьной программы по родному языку и математике. Одно популярное заблуждение заслуживает особого упоминания: представление о том, будто тесты интеллекта измеряют природную способность, остающуюся неизменной с рождения.

Одна хорошо известная серия тестов учебных способностей — Тест школьных способностей Отиса — Леннона (OLSAT). Два элементарных уровня этой серии — для дошкольников и учеников 1—3 классов — дают итоговый показатель, осн. на выполнении трех субтестов; классификация, аналогии и вербальный комплексный (неск, различных типов заданий, измеряющих следование указаниям, количественные рассуждения и словесное понимание). Др. три уровня — для учащихся 4-12 классов — содержат ряд различного типа заданий в формате циклического, или спирального, комплекса, облегчающего проведение и обработку результатов теста. Типы заданий включают словесные аналогии, противоположности, фигурные аналогии, последовательности фигур, решение арифметических задач, числовые последовательности, завершение предложений и умозаключения. Интерпретация дается единому итоговому показателю. OLSAT предназначен для прогнозирования школьной успеваемости.

Др. широко используемой серией тестов являются Тесты когнитивных способностей (CogAT). Существуют три тестовых батареи в многоуровневом формате (3-12 классы школы), к-рые могут использоваться по отдельности или в совокупности как многоаспектный оценочный инструмент. Вербальная батарея (Verbal Battery)содержит четыре субтеста (словарный, завершение предложений, классификация слов и словесные аналогии). Количественная батарея (Quantitative Battery)включает три субтеста (количественные отношения, числовые последовательности и составление равенств). Невербальная батарея (Nonverbal Battery)представлена тремя субтестами (классификация фигур, фигурные аналогии и фигурный синтез). По каждой батарее выводится единая итоговая оценка для интерпретации. По словам авторов, эта серия тестов измеряет академические способности и способность к абстрактному мышлению с опорой на вербальные, числовые и фигурные символические системы, распространенные в нашей культуре.

Интерпретация

Используемые в настоящее время тесты обычно дают нормированные для возрастных групп стандартные оценки и процентильные ранги по возрастам и классам. Показатели умственного возраста, наследие ранних тестов иногда приводятся для тех пользователей, к-рым нужна привязанная к возрасту мера когнитивного развития. Стандартизированные выборки для совр. тестов обычно основаны на 100 тыс. и более испытуемых, тщательно отобранных по критерию максимально точной представленности населения страны в целевых возрастных группах или школьных классах. Нормы для этих тестов, как правило, гораздо лучшего качества, чем нормы индивидуально проводимых тестов.

Неразрешенные проблемы

С момента своего появления групповые тесты интеллекта стали предметом ожесточенных дискуссий и споров. Критическая литература изобиловала заблуждениями по поводу применения групповых тестов и их интерпретации. Слабое понимание сложной взаимосвязи генетических и средовых факторов вообще, а тж того, как они проявляются в выполнении тестов, в частности, имело результатом многочисленные ядовитые выступления противников интеллектуального тестирования. Когда выяснилось, что представители национальных меньшинств в целом выполняют тесты на более низком уровне, появились обвинения, что эти тесты изначально благоприятствуют белым представителям среднего класса. Целые города объявляли запрет на использование групповых тестов интеллекта на том основании, что национальные меньшинства подвергаются дискриминации.

При всех своих ограничениях, стандартизованные тесты способностей дают психологам объективные и экономичные средства для выполнения своих функций. Поэтому психологи несут особую профессиональную ответственность за грамотное использование тестов и обучение клиентов и представителей др. профессий корректному использованию и интерпретации тестовых результатов.

См. также Армейские тесты времен Первой мировой войны, Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Меры интеллекта

Г. Робертсон

 

Блокировка (blocking)

 

Положение о том, что совпадения событий во времени недостаточно для того, чтобы между ними образовалась ассоц., сегодня общеизвестно. Замечательной иллюстрацией этого служит феномен Б. Б. происходит, когда выработка условной реакции на некий раздражитель гасится, или «блокируется», т. к. этот стимул сигнализирует об исходе, к-рый ранее предсказывался др. признаком. В частности, испытуемый, обученный реагировать на условный раздражитель (А) до того, как у него вырабатывают реакцию на смешанный раздражитель (АБ), состоящий из первоначального элемента (А) и добавленного элемента (Б), не обнаруживает научения при предъявлении одного раздражителя Б. Предшествующее обучение реагировать на А каким-то образом препятствует формированию условной реакции на новый раздражитель или, иначе говоря, блокирует обусловливание.

Теории, к-рые приходят на смену модели Ресколы — Вагнера, можно классифицировать по тому, придают ли они осн. значение обработке безусловного раздражителя (БРЗ) или обработке условного раздражителя (УРЗ). В своем объяснении Б. теория обработки информ. А. Р. Вагнера сохраняет ключевую характеристику модели Ресколы — Вагнера, а именно то, что связи, устанавливаемые между событиями, возникают вследствие обработки БРЗ. Согласно этому объяснению, событие, к-рое хранится в памяти до его актуальной реализации, не будет обрабатываться в той же степени, как неожидавшееся событие — т. е. событие, к-рое отсутствовало в памяти на момент своего возникновения. Т. о., утрата способности к образованию связи с новым УРЗ при Б. происходит потому, что первоначальный раздражитель в процессе выработки УР на смешанный раздражитель активирует в памяти мнемический след БРЗ; этот БРЗ теперь репрезентирован в памяти новым элементом и смешанным раздражителем. В результате, когда этот БРЗ действительно появляется, связь между ним и этим новым признаком меньше обрабатывается.

Аттенционная теория Макинтоша предлагает альтернативное объяснение Б. с использованием параметра степени специфичности раздражителя, к-рая снижается в ситуации отсутствия изменения в подкреплении. Раздражители, к-рые регулярно оставляют след и т. о. предсказывают эмоциональные последствия (БРЗ), обычно принимаются во внимание при последующих пробах; и наоборот, раздражители, к-рые не сигнализируют изменения в характере БРЗ, в конечном счете игнорируются. Поскольку качественные и количественные свойства самого БРЗ остаются неизменными на второй стадии эксперим. модели Б., утрачивается способность к образованию связи с этим новым, но избыточным признаком.

Центральная идея теории Макинтоша состоит в том, что ассоциативная сила конкретного УРЗ зависит от того, в какой степени он оказывается надежным предиктором БРЗ в сравнении с др. раздражителями. Отсюда следует, что внимание к данному раздражителю будет расти до тех пор, пока он будет оставаться хорошим предиктором. Пирс и Холл видоизменили эту не согласующуюся с интуитивными представлениями идею Макинтоша, выдвинув предположение, что УРЗ будет продолжать обрабатываться в пределах его сочетания с непрогнозируемым или неожиданным БРЗ. Б. объясняется тем, что новый УРЗ не будет обрабатываться, поскольку он сочетался с ранее известным БРЗ. Хотя ни одна из этих теорий не смогла охватить все наблюдения, полученные на эксперим. модели Б., они стимулировали продолжение исслед. в этой области и обозначили новые, перспективные пути концептуализации процесса научения.

См. также Обработка информации

Э. Рикерт

 

Болезнь Альцгеймера (Alzheimer's disease)

 

Б. А. — приводящее к слабоумию расстройство, развивающееся в среднем возрасте (45—60 или 65 лет) и характеризующееся относительно устойчивыми клеточными изменениями стареющего мозга. Иногда ее называют пресенильной деменцией, чтобы отличать от сенильности или сенильной деменции (старше 65 лет). Клиническая симптоматология характеризуется прогрессирующим психич. снижением, обычно начинающимся с нарушений кратковременной памяти. Затрудняется фиксация текущих событий, хотя память на прошлые события может оставаться сохранной. По мере прогрессирования снижается память на отдаленные события и уровень логического мышления. Номинальная афазия (затруднения в назывании предметов) может присутствовать и на более поздних стадиях болезни.

Депрессия обычна на ранних стадиях расстройства, хотя эпизодически отмечается и эйфория. Очень важно различать депрессию, не сопровождающуюся деменцией, и депрессию с Б. А., поскольку прогноз и перспективы лечения значительно лучше при отсутствии органических церебральных нарушений. В случаях, когда дифференциальная диагностика невозможна, должно проводиться лечение депрессии.

Изменения личности часто представляют собой преувеличение преморбидных тенденций. Так, слегка подозрительный человек может демонстрировать черты параноидности. В нек-рых случаях, однако, наблюдается обратное развитие преморбидных тенденций.

С т. зр. нейрофизиологии Б. А. характеризуется выраженной кортикальной атрофией с расширением желудочков. Б. А. в действительности не является диффузным церебральным расстройством. Скорее отмечается избирательная ранимость определенных областей, включая ассоциативные зоны теменной, височной и лобной долей. Первичные двигательные и сенсорные зоны, напротив, остаются относительно сохранными. Из подкорковых зон гиппокамп и область миндалины обнаруживают наибольшую уязвимость.

При микроскопическом исслед. Б. А. обнаруживаются 3 специфических патологических изменения мозговой ткани: нейрофибриллярные узлы (НФУ), сенильные бляшки и грануловакуолярная дегенерация. НФУ состоят из пучков парных спиралевидных волокон, отличных по размеру и форме от непарных волокон, обнаруживаемых в нормальных нейронах. Было установлено, что количество НФУ коррелирует со степенью ухудшения психич. состояния. Сенильные бляшки являются отражением патологических нейрональных процессов. Образование бляшек тж коррелирует со степенью интеллектуального снижения. Грануловакуолярная дегенерация представляет собой форму дегенеративных изменений нейронов, часто наблюдаемых лишь в зоне гиппокампа. Все 3 типа изменений мозговой ткани могут обнаруживаться в позднем возрасте и при отсутствии деменции, но при ее наличии они гораздо более выражены.

Возможно действие разнообразных этиологических факторов. Напр., повышенная частота Б. А. в нек-рых семьях свидетельствует о возможной генетической предрасположенности. Возможно тж действие вирусной инфекции, поскольку исслед. показали, что бляшки образуются в мозгу мышей при инфицировании их вирусом спонгиформной энцефалопатии. Предполагается и аутоиммунная основа расстройства — проникновение церебрального протеина в кровоток через дефицитарный гематоэнцефалический барьер. В сосудистой системе образуются антитела, атакующие мозг при повторном переходе через барьер.

Высказывается предположение об интоксикации следами металлов. Одним из ведущих кандидатов на эту роль является алюминий. Доказано, что при введении его в мозг чувствительных животных образуются НФУ. В мозгу пациентов, умерших от Б. А., обнаружен повышенный уровень алюминия, хотя его распределение не соответствует локализации сенильных бляшек.

В отношении Б.А. применялись разнообразные методы лечения, но результаты были не слишком утешительными. Безуспешной была гипербарическая оксигенация, равно как не привело к успеху и применение таких препаратов, как витамины, сосудорасширяющие и многочисленные психотропные средства.

См. также Головной мозг, Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС, Минимальная мозговая дисфункция (диагностика и вмешательство)

Б. М. Торн

 

Болезнь Паркинсона (Parkinson's disease)

 

Б. П. представляет собой хроническое дегенеративное расстройство ЦНС. Болезнь обычно начинается медленно, с очень незначительным числом очевидных симптомов. Поскольку начало процесса медленное и больные — лица пожилого возраста, симптомы часто неправильно трактуются как следствие нормального старения.

Этиология неизвестна. Эпидемиологический профиль включает следующие факты: а) это болезнь пожилых людей; б) первые симптомы обычно появляются на шестом десятилетии жизни больного и в) у мужчин заболеваемость несколько выше, чем у женщин. Установлено, что уровень нейромедиатора допамина в клетках ткани черного вещества мозга (substantia nigra)при Б. П. значительно снижен. Причина этого неясна.

Поскольку симптомы развиваются медленно, могут пройти годы, пока будет поставлен диагноз. Заболевание прогрессирует, снижая способность больного справляться с повседневными делами без посторонней помощи. К проявлениям болезни относятся:

1. Ригидность мускулатуры, связанная с замедлением произвольной моторики, чувством напряженности мышц и необходимостью прилагать большие усилия для того, чтобы двигаться; имеется тенденция к наклону туловища вперед.

2. Маскообразное лицо, лишенное выражения; взгляд, фиксированный прямо перед собой, частота мигания век ниже обычной.

3. Тремор пальцев верхних конечностей, включая характерное движение «скатывания пилюли», когда верхняя конечность неподвижна (тремор покоя).

4. Тремор покоя стоп, губ, языка и челюстей.

5. Ригидность или ритмические сокращения мышц верхних конечностей при пассивном движении (феномен зубчатого колеса).

6. Неусидчивость, компульсивное постоянное хождение.

7. Нарушение плавности движений, к-рые становятся дергаными и некоординированными.

8. Общая слабость и повышенная мышечная утомляемость, медленное включение в движение при целенаправленных действиях.

9. Частые судороги мышц нижних конечностей, шеи и туловища.

10. Слабый голос, обычно снижающийся до монотонного шепота.

11. Потеря постуральных рефлексов, вызывающая затруднения в удержании равновесия.

12. Неспособность сидеть прямо.

13. Ходьба с наклоном туловища вперед, малыми шаркающими шагами, часто убыстряемыми до трусцы.

14. Депрессия, связанная с патологическим внешним видом, ослабевшим голосом, затрудняющим общение, и частой тенденцией к самоизоляции вследствие застенчивости и замешательства.

15. Частые вегетативные проявления, включающие повышенное слюнотечение (вследствие снижения частоты глотания), жирность кожных покровов, повышенное потоотделение, запоры, учащенное и затрудненное мочеиспускание.

Лечение направлено на контроль симптомов болезни лекарственной, поддерживающей терапией, физиотерапевтическими программами и уходом. Большинство пациентов справляется с повседневной деятельностью по дому при проведении эффективной лекарственной программы, к-рая часто позволяет поддерживать нормальный образ жизни.

См. также Центральная нервная система, Нервно-мышечные расстройства

Р. Т. Джубилато

 

Болезнь Пика (Pick's disease)

 

Б. П. — относительно редкая форма атрофии коры головного мозга, преим. в лобных и/или височных долях. Подобно болезни Альцгеймера, Б. П. развивается в возрасте 50—60 лет и классифицируется как пресенильная или идиопатическая деменция. Поведенческие синдромы при Б. П. и болезни Альцгеймера весьма сходны; единственным надежным способом дифференциальной диагностики этих болезней является гистологическое изучение пораженных тканей, хотя иногда компьютерная томография (КТ) может помочь обнаружить зоны фокальной атрофии, характерные для Б. П.

Ранние стадии Б. П. характеризуются деградацией соц. поведения, утратой контроля побуждений и тенденцией или к гиперактивности, или к апатии. Функции абстрактного мышления (рассуждение, память) утрачиваются раньше, конкретное мышление поначалу остается сохранным. Способность к самообслуживанию и повседневной активности прогрессивно снижается. На более отдаленных этапах заболевания интеллектуальное снижение глобализуется, речь и моторика беднеют и стереотипизируются. В терминальной фазе развиваются мутизм и контрактуры, существенно снижается вес тела, больной сильно ослабевает и становится полностью беспомощным.

См. также Болезнь Альцгеймера, Органические синдромы, Болезнь Паркинсона

С. Урбина

 

Болезнь серповидных эритроцитов (sickle cell disease)

 

Клинические признаки

Болезнь серповидных эритроцитов (БСЭ) представляет собой группу генетических расстройств, поражающих примерно 1 из каждых 400 новорожденных афро-американцев. БСЭ является результатом наследования двух аберрантных аллелей, ответственных за образование гемоглобина. По меньшей мере один из этих аллелей является аллелем серповидных эритроцитов (HbS). БСЭ сопровождается закупоркой сосудов, когда серповидный эритроцит блокирует малые кровеносные сосуды. Это может вызвать как острые, так и хронические осложнения, включая острый легочный синдром, асептический некроз бедер или плеч, ретинопатию, язвы нижних конечностей, церебральную сосудистую патологию и хроническую анемию.

Повторные эпизоды сильных болей, часто обозначаемые как болевые «кризы», являются наиболее частым и инвалидизирующим осложнением БСЭ. Болевые эпизоды обычно носят возвратный и непредсказуемый характер. Боль может быть локализована практически в любой части тела, чаще в конечностях, суставах, нижней части спины и живота. Частота и тяжесть болевого синдрома варьируют от продолжительных периодов почти полного отсутствия боли до неск. болевых приступов в месяц. Мед. вмешательство направлено на минимизацию закупорки сосудов серповидными эритроцитами и снижение выраженности болевого синдрома. Для этого вводятся сильнодействующие анальгетики перорально (через рот) при умеренных болях и парэнтерально (внутривенно) — при сильных. Часто возникает необходимость в госпитализации или неотложной помощи.

До недавнего времени большинство родителей детей с БСЭ не могли узнать о наличии заболевания до появления мед. проблем. Часто проблемы, возникающие у младенцев и детей с БСЭ, являются тяжелыми и опасными для жизни. При отсутствии правильного мед. вмешательства может наступить летальный исход; риск смерти наиболее высок в течение первых пяти лет жизни ребенка. Сегодня широкое использование скрининга новорожденных делает возможным раннее выявление БСЭ. Хотя и сейчас до 40-летнего возраста внезапная и неожиданная смерть не исключена, мн. люди с БСЭ живут долгой и активной жизнью.

Последствия для образа жизни

Лица с БСЭ подвергаются действию сильных стрессоров, связанных с их заболеванием. Для детей это — задержка роста и пубертатного развития, частые обращения к врачу и госпитализации. Эти стрессоры могут оказывать влияние

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...