Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные особенности организационной деятельности

Система ценностей.Все орг-ции имеют свою историю, культуру и традиции. Они стремятся к некоему идеалу, некоему стандарту производственной деятельности. Им присущи определенные принципы, инструкции, установки, процедуры, производственные нормативы, кодексы поведения и методы текущего контроля за всеми этими стандартами и рычагами управления. Деятельность орг-ции во многом обусловлена принципами, к-рыми руководствовались ее лидеры при ее создании; людьми, к-рые были в нее привлечены; и тем, чем она занималась ранее, в частности тем, как она справлялась с к.-л. кризисными ситуациями, присущими только ей.

История.Всем орг-циям как продуктам собственной истории, культуры и традиций присущи определенные предания. Они имеют своих легендарных героев, помнят о ярких победах над конкурентами, вырабатывают определенные способы пр-ва продукции, торговли или обслуживания, к-рые отличают их от др. орг-ции в той же сфере деятельности.

Информация.Все орг-ции должны получать информ., обрабатывать ее и действовать на ее основе. Они должны чутко реагировать на свои социально-экономические реалии. Орг-ции получают информ. как из собственных внутренних структур, так и с рынка, а тж (более или менее систематически) из более обширных источников внешнего мира; эта информ. затем обрабатывается и учитывается в текущей деятельности. Существует своего рода организационная память. В ней «хранятся» сведения о том, как орг-ция мобилизует свои навыки, знания и способности при решении различных проблем. Есть определенная модель того, как орг-ция их задействует.

Коммуникация.Орг-циям присущи определенные методы внутренней коммуникации и способы сообщения с внешним окружением. Система связи вместе с системой учета и контроля составляют то, что можно назв. сенсорным и моторным аспектами орг-ции.

Властные структуры.Все орг-ции имеют руководство, к-рое осуществляет властные функции и распределяет их среди остальной части орг-ции. Компоненты орг-ции могут иметь собственные властные структуры, в силу обладания определенными знаниями, ресурсами или организационными возможностями. В этих случаях руководству приходится взаимодействовать с др. центрами власти. Руководство должно тж взаимодействовать с различными структурами вне орг-ции.

Ключевые фигуры.Во всех орг-циях, кроме руководителей, есть ключевые фигуры, к-рые обладают определенными знаниями или соц. влиянием и к-рые взаимодействуют между собой определенным образом. Взаимодействие этих ключевых фигур оказывает значительное влияние на то, как функционируют остальные части орг-ции.

Группы.Все орг-ции состоят из разнообразных групп. Эти группы м. б. функциональными (напр., торговая, рекламная, производственная или конструкторская); или профильными (напр., врачи и медсестры, преподаватели и воспитатели); или же они могут отличаться по выполняемым заданиям, напр., выполнять различные производственные или сервисные операции. Эти группы связаны друг с другом и вовлечены в непрерывный процесс внутригрупповой и межгрупповой адаптации.

Адаптация.Все орг-ции должны постоянно к чему-то приспосабливаться. Адаптация м. б. более или менее успешной, но она так или иначе имеет свои характерные особенности. Адаптационные модели могут меняться с приходом новых руководителей, новых членов орг-ции или с изменением ориентации пр-ва или обслуживания. Но в целом, если исключить подобные радикальные перемены, процессы адаптации носят эволюционный и предсказуемый характер.

Диагностика.Любой чел., к-рому предстоит внести изменения в к.-л. орг-цию, должен составить себе четкое представление о том, каким образом функционирует каждая из этих ее систем, как последние взаимодействуют между собой и с орг-цией в целом, о взаимодействии этого целого со своим внешним окружением. Опираясь на такое представление, консультант может сделать определенные выводы, касающиеся обнаруженных пробелов, недостатков и их последствий. Затем консультант, используя свою научную дисциплину (социология, психология) и подходящую теорию (соц. научение, психоан.), осмысляет эти выводы. Переходя от фактов к выводам и от последних к их интерпретации, консультант может т. о. прийти к логическому пониманию орг-ции и определить конкретную схему действий по устранению существующей проблемы. Эта программа изменений должна точно соответствовать данной проблеме, возникшей именно в этой орг-ции, при определенных условиях и в конкретный момент времени.

Формулирование диагноза предполагает и составление прогноза. Прогноз позволяет консультанту ограничить свою деятельность определенными рамками и выработать реалистичные ожидания.

См. также Профессиографический анализ, Организационный климат

Г. Левинсон

 

Организационная психология (organizational psychology)

 

О. п. имеет целью повышение производительности труда и удовлетворенности работой в различных орг-циях. Эта дисциплина изучает широкий круг тем: от мотивации труда, морального духа сотрудников и продуктивности их работы до лидерства (руководства) и эффективности организационной структуры, от малых групп до больших многонациональных корпораций. История развития О. п. началась в 1925 г. с обобщений рез-тов классических Хоторнских исслед. Эти эксперименты, помимо прочего, позволили сделать принципиальный вывод: изменения производительности труда рабочих невозможно объяснить одними объективными факторами, такими как материальные условия и режим труда. Для понимания трудового поведения большое значение имеют субъективные факторы, такие как моральный дух, стиль руководства, аттитюды работников в отношении компании и межличностные отношения.

Меняющиеся общественные представления о природе труда и об ответственности орг-ций за качество трудовой жизни их сотрудников тж оказывают влияние на развитие О. п. Предмет О. и. частично совпадает с областью интересов психологии персонала, к-рая занимается преимущественно индивидуальными различиями и подбором/отбором кадров. Новые области О. п. включают разраб. и оценку программ профподготовки, оценку деятельности работника, измерение отношения работников к своему делу и их удовлетворенность работой, а тж организационную диагностику и оценку. О. п. имеет множество подобластей, в т. ч.: удовлетворенность работой, трудовые аттитюды, развитие карьеры, мотивация труда, групп. процессы, групп. динамика, деятельность руководителя, принятие решений в орг-циях и совершенствование организационной структуры.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...