Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция и приспособительное значение

Существует неск. ясно различимых тенденций в эволюции паттернов П. п. ж. Хотя, в общем, половая активность достаточно неизменна среди представителей одного вида и сильно варьирует у различных видов, ее эволюция, по-видимому, характеризуется повторяющимися адаптациями не к линейному прогрессу, а к давлению отбора.

Дивергентные поведенческие паттерны различных видов приспособлены к тому, чтобы обеспечить успешное размножение при любом давлении окружающей среды. Так, напр., паттерны склещивания (locking patterns), к-рые делали бы партнеров беззащитными перед хищниками, в общем, не найдены у видов, являющихся добычей и спаривающихся на открытых местах. Для таких видов обычна копуляция, при к-рой эякуляция происходит во время единственного введения. Кроме того, индивиды подвергаются действию отбора, поэтому именно их гены передаются следующему поколению. Поскольку с данной конкретной самкой могут спариться неск. самцов, различные паттерны закрепляют этот акт в эволюции, чтобы увеличить вероятность того, что данное животное, по сравнению с другими, будет успешно осеменять самок и обеспечит сохранение генов. Т. о., паттерны самца и самки адаптированы к тому, чтобы обеспечить успешное размножение в любых условиях, с к-рыми они могут встретиться в своей жизни.

См. также Социобиология животных, Инстинктивное поведение

Д. А. Дьюсбери

 

Половое (сексуальное) развитие (sexual development)

 

Согласно психоан. теории личности З. Фрейда, сексуальность берет начало в младенчестве. Развитие сексуальности — главная сторона развития личности. По Фрейду, индивидуум проходит в своем развитии через неск. психосексуальных стадий.

В поведенческом плане, половое созревание отмечено у человека началом генитальной сексуальности. Начало пубертатного возраста у девочек попадает в промежуток от 10 до 14 лет, а у мальчиков — в промежуток от 12 до 16 лет. Гипоталамическая стимуляция гипофиза вызывает секрецию гипофизарных гормонов, одна часть к-рых влияет на деятельность гонад (гонадотропные гормоны), а другая — на деятельность надпочечников (АКТГ). Эти железы, в свою очередь, выделяют гормоны, ответственные за физ. изменения во время пубертата: быструю прибавку в росте, развитие вторичных половых признаков и репродуктивной способности. В добавление к этому, индивидуум испытывает рост полового сознания (sex awareness)и усиление полового влечения. Сексуальная активность, включ. поцелуи, петтинг и даже половые сношения, становится частым компонентом подросткового опыта.

Хотя половую жизнь чаще всего рассматривают в условиях брака, процент добрачных половых связей существенно вырос за последние годы. Д. Каллен отметил неск. важных изменений, произошедших в период с 1960 по 1980 гг. в следующих показателях.

1. Процент подростков, признающих наличие опыта половых сношений. Данные опросов ясно указывают на рост числа учащихся средней школы и студентов колледжей, имеющих опыт половых сношений.

2. Количественное соотношение лиц мужского и женского полов, имеющих опыт половых сношений. В прошлом, процент лиц мужского пола с добрачным сексуальным опытом значимо превышал таковой для лиц женского пола. Каллен обнаружил существенные изменения этого показателя. Благодаря возросшей доле лиц женского пола, сообщающих о раннем опыте половых сношений, соотношение полов по этому показателю к 1980 г. практически сравнялось.

3. Возраст первого полового сношения. Теперь, если судить по данным опросов, первый половой акт совершается в более раннем возрасте, чем прежде.

4. Число партнеров. Среди подростков была отмечена растущая тенденция ограничивать свою сексуальную жизнь одним партнером в течение данного периода времени.

5. Тип отношений. Подростки стали не только более разборчивыми в том, что касается количества сексуальных партнеров, отмечается тж тенденция связывать сексуальные отношения с отношениями любви и привязанности.

См. также Отрочество-юность, Сексуальность человека, Стадии психосексуального развития

Дж. П. Мак-Кинни

 

Половой акт у человека (sexual intercourse, human)

 

П. а. у ч., или коитус, яв-ся одним из наиболее типичных проявлений сексуальной активности во взрослом возрасте. Хотя он обычно рассматривается в контексте супружеских отношений, добрачные и внебрачные половые связи тж широко распространены. Подростки вовлекаются в половые отношения чаще, чем это было принято в прошлом.

Райс различает 4 возможных стандарта.

1. Согласно древнему двойному стандарту, добрачные половые контакты позволительны мужчинам, но не женщинам, получившим хорошее воспитание; это делало необходимым существование особого класса женщин (проституток) для удовлетворения желаний мужчин.

2. Стандарт дозволенности при наличии любви означает, что добрачные половые контакты санкционируются, но лишь при наличии эмоциональных отношений любви.

3. Стандарт дозволенности без любви означает, что добрачные половые контакты разрешаются, если есть согласие обоих партнеров вне зависимости от характера отношений между ними.

4. Стандарт воздержания утверждает недозволенность добрачных половых связей ни для мужчин, ни для женщин.

В действительности, североамериканские сексуальные обычаи изменились от двойного стандарта к стандарту дозволенности при наличии любви, хотя мн. подростки и взрослые следуют стандарту воздержания до заключения брака в качестве идеала. Ок. 1/3 всех лиц в возрасте 17-ти лет уже имеет опыт полового сношения, и в этих данных нет различий по полу. В разных культурах есть свои предпочтительные способы полового сношения. Хотя американские партнеры предпочитают позицию лицом к лицу, мужчина сверху, эта практика ни в коей мере не означает всеобщего предпочтения.

См. также Культурные различия, Сексуальность человека, Полоролевое развитие

Дж. П. Мак-Кинни

 

Половые девиации (sexual deviations)

 

П. д., или парафилии — это психосексуальные расстройства, характеризующиеся сексуальным возбуждением, направленным на объекты и ситуации, к-рые не яв-ся частью нормативных моделей сексуального возбуждения и активности и к-рые в разной степени могут нарушать способность к взаимной эмоционально насыщенной половой активности. Этот термин просто подчеркивает, что отклонение (пара-) заключается в том, к чему влечет индивидуума (филия). Он охватывает ряд вариантов сексуального поведения, к-рые, на данный момент, расходятся с принятыми в об-ве нормами и стандартами сексуального поведения в степени, достаточной для обозначения их как «девиантных».

В DSM Американской психиатрической ассоц. приводится неск. типов парафилии: а) предпочтение использовать неодушевленные объекты для вызывания сексуального возбуждения, б) повторяемая сексуальная активность с людьми, характеризуемая действительным или имитируемым страданием или унижением, и в) повторяемая сексуальная активность с партнерами без их согласия.

Черты парафилии могут быть прослежены в области нормальной сексуальности. Можно с уверенностью говорить о наличии парафилии лишь тогда, когда такая активность оказывается в фокусе сексуального удовлетворения, замещая прямое сексуальное поведение с соглашающимся на это взрослым партнером.

Причины парафилии носят скорее психогенный, чем биолог. характер, находясь поэтому в большой зависимости от принятой в психопатологии парадигмы. Напр. в рамках психоан. парадигмы эти расстройства рассматриваются как следствие нарушения психосексуального развития в раннем детстве; в рамках бихевиористской парадигмы они рассматриваются как дезадаптивное сексуальное поведение, усвоенное условно-рефлекторным путем; в рамках гуманистической парадигмы они предположительно представляют собой частный компонент уникального, хотя и искаженного, мира субъективного восприятия каждого отдельного индивидуума.

Типы парафилии

Далее приводится краткое описание типов парафилии в соответствии с категоризацией и описаниями DSM.

Фетишизм.Фетишизм характеризуется прежде всего использованием неодушевленных объектов или, реже, частей челов. тела как предпочитаемого или исключительного метода вызывания сексуального возбуждения. Эти объекты или части тела (обозначаемые как фетиш) исключительно важны для достижения фетишистом сексуального удовлетворения и находятся в фокусе сексуального возбуждения. Фетишисты почти всегда лица мужского пола. Используемые при фетишизме объекты могут быть разными, чаще это какие-то предметы женского туалета (нижнее белье, туфли, чулки, перчатки), а тж части тела, типичные для фетишизма — грудь, волосы, уши, кисти и стопы.

Трансвестизм.Для этого расстройства характерно повторяемое переодевание мужчины в женскую одежду с целью собственного сексуального возбуждения. Гамма проявлений трансвестизма простирается от тайного и уединенного ношения женского платья до сексуальных отношений с супругой в этой одежде, появления на людях в таком виде в сопровождении представителей этой группы девиантов.

Зоофилия.Для зоофилии характерно использование животных в качестве неоднократно предпочитаемого или исключительного способа достижения сексуального возбуждения. Животное может служить объектом полового сношения или может быть обучено сексуально возбуждать больного путем лизания или трения. При этом расстройстве животное предпочитается вне зависимости от наличия др. доступных источников сексуального удовлетворения.

Педофилия.Педофилия (от древнегреческого «любовь к детям») характеризуется предпочтительной повторяемой сексуальной активностью с детьми. Эта активность варьирует по своей интенсивности и включает поглаживание волос ребенка, прижимание его к себе при скрываемой мастурбации, манипулирование детскими гениталиями, побуждение ребенка к манипулированию собственными и, реже, попытки интроитуса. Объектом внимания педофила может быть ребенок любого возраста вплоть до пубертатного; насильственное принуждение отмечается редко.

Эксгибиционизм.Эксгибиционизм характеризуется повторяемыми актами обнажения своих гениталий перед не ожидавшими этого незнакомыми людьми с целью получения собственного сексуального возбуждения. Обычно нет попыток дальнейшего контакта.

Вуайеризм.Вуайеризм характеризуется повторяемым поиском ситуаций, в к-рых индивидуум смотрит («подсматривает») на не подозревающих об этом женщин — обнаженных, переодевающихся или вовлеченных в половую активность. Больные практически всегда мужского пола, они получают интенсивное половое возбуждение от подсматривания. Они обычно мастурбируют с целью получения оргазма при подсматривании, или непосредственно после, в качестве реакции на наблюдаемую сцену. Попыток дальнейшего контакта с наблюдаемой женщиной (обычно незнакомой), как правило, не происходит и большинство вуайеристов, как и эксгибиционистов, не представляют физ. опасности.

Сексуальный садизм.Название широко распространенного термина «садизм» происходит от пресловутого маркиза де Сада, к-рый в эротических целях совершал такие жестокости со своими жертвами, что был признан психически больным. Сексуальный садизм представляет собой расстройство, осн. чертой к-рого яв-ся причинение физ. или психол. страдания др. лицу с целью достижения собственного сексуального возбуждения и оргазма. Девиант тж вызывает у себя сексуально стимулирующие фантазии подобного рода. В одних случаях садистическое поведение стимулирует формирование сексуальных отношений, тогда как в других оно само по себе достаточно для полного сексуального удовлетворения. В большинстве случаев садистическое поведение происходит в отношениях с соглашающимся на это партнером.

Сексуальный мазохизм.Главной чертой сексуального мазохизма яв-ся сексуальное возбуждение, возникающее у индивидуума вследствие собственного страдания. Это означает, что при этом расстройстве предпочитаемым или исключительным средством достижения сексуального удовлетворения яв-ся причинение страдания в виде унижения, связывания, побоев, ударов кнутом или иным способом. Эти ситуации могут само по себе быть достаточными для полного сексуального удовлетворения, или они могут быть необходимой прелюдией непосредственного сексуального поведения в виде полового сношения. Как и садизм, мазохизм предполагает страдание; в отличие от садизма, страдание здесь причиняется не другим, а самому себе.

Атипичная парафилия.Рубрика атипичной парафилии в DSM предназначена для классиф. индивидуумов, к-рые не могут быть отнесены к к.-л. др. категории. Эти расстройства включают копрофилию (экскременты), фроттеризм (трение), клизмафилию (клистир), мизофилию (грязь), некрофилию (труп), телефонную скатологию (нецензурная брань) и урофилию (моча).

См. также Сексуальность человека, Половое (сексуальное) развитие

Д. Зиглер

 

Половые различия: возрастной аспект (sex differences: developmental)

 

Наиболее твердо П. р. установлены в сфере жизненного опыта (life experiences)и в области биологии. Обычно считают, что они вызывают менее выраженные и менее надежно установленные П. р. в психол. областях когнитивных и социально-эмоциональных характеристик.

Проявляющиеся в когнитивной сфере П. р. включают успехи в выполнении вербальных, мат. и зрительно-пространственных заданий; в социально-эмоциональной сфере наиболее устойчиво проявляющимся П. р. яв-ся различие в агрессии. Периоды возрастного развития, в к-рых наблюдаются эти П. р., расходятся в некоторой степени в зависимости от изучаемой сферы.

Девочки в целом превосходят мальчиков в выполнении вербальных заданий на протяжении младенчества и младшего детства. Существование П. р. в вербальных достижениях на протяжении обучения в начальной школе не столь очевидно, хотя, сравнительно с девочками, гораздо больше мальчиков испытывают трудности при обучении чтению. Начиная с подросткового возраста, лица женского пола, в тенденции, достигают более высоких средних показателей по мн. видам вербальных заданий, от тех, к-рые требуют навыков низшего уровня (напр. орфография и пунктуация), до тех, к-рые требуют вербальных навыков высшего уровня (напр. понимание сложного текста и вербальных аналогий). Преимущество лиц женского пола на уровне усредненных показателей сохраняется до среднего возраста и, возможно, продолжает сохраняться в старости, хотя крайне мало существенных исслед., посвященных этим различиям среди пожилых людей. До начала подросткового возраста различия между полами в мат. достижениях весьма незначительны. Однако, начиная с какого-то момента в период отрочества-юности, лица мужского пола, в среднем, получают более высокие показатели по мат. тестам, чем лица женского пола.

В выполнении зрительно-пространственных заданий выделяют, по меньшей мере, 2 главных компонента: аналитический (включающий, к примеру, выделение фигуры из фона и конструирование из кубиков) и неаналитический (включающий, напр., мысленное вращение фигур и репродуцирование пространственных отношений). До подросткового возраста наблюдается сходство между полами в выполнении заданий по обоим компонентам. Начиная с отрочества, лица мужского пола обнаруживают тенденцию к получению более высоких средних показателей в обеих областях. Здесь преимущество лиц мужского пола может сохраняться вплоть до старости, хотя для окончательного утверждения опять-таки не хватает исслед. этого вопроса. Однако известно, что между полами нет различий в выполнении пространственных заданий в др. модальностях, таких как осязание или слух.

Мальчики, в среднем, агрессивнее девочек, и эти различия обнаруживаются примерно с 2-х лет и сохраняются на протяжении отрочества-юности, включ. годы обучения в колледже. Этот паттерн обнаруживается в разных культурах. Результаты, полученные в исслед. взрослых, не столь однозначны. Согласно подготовленному Анной Фроди аналитическому обзору нельзя утверждать, что мужчины всегда проявляют больше физ. агрессии по сравнению с женщинами, однако, по их собственным заявлениям, они более агрессивны и враждебно настроены, чем женщины.

Различия в жизненном опыте

Начиная с момента рождения, к мальчикам и девочкам относятся по-разному во мн. сферах социализации. Взрослые ожидают, что мальчики и девочки, как впрочем и взрослые мужчины и женщины, различаются по своим физ., личностным и когнитивным характеристикам, хотя при этом заявляют, что придерживаются одинакового подхода к собственным детям, независимо от их пола.

Воспитание и обучение дифференцировано по полу, причем эта дифференциация усиливается по мере повышения уровней образования детей. Школьники испытывают на себе действие половой дифференциации в самых разных занятиях, к-рые только можно обнаружить в школах. Мужчины занимают большинство административных и режимных должностей и чаще преподают математику, соц. и естественнонаучные дисциплины в средней школе. Женщины большей частью занимаются канцелярской и секретарской работой и обычно преподают большинство предметов в младших классах, за исключением гуманит. дисциплин, к-рые они ведут и в средней школе. Хотя процент заканчивающих среднюю школу юношей и девушек примерно одинаков, у юношей больше стимулов продолжать свое образование, и потому процент лиц женского пола непрерывно снижается по мере повышения уровней дальнейшего образования.

Во время обучения в школе мальчиков больше побуждают выбирать продвинутые курсы математики и естественных наук, и они действительно чаще выбирают эти курсы по сравнению с девочками, закладывая тем самым основы последующей специализации в колледже. Девочки же в большей мере ориентированы на гуманит. дисциплины (язык и литература) во время обучения в школе. Соответственно, в высшей школе студентки чаще специализируются в области гуманитарных наук и педагогики, а студенты — в области естественных наук. На уровне профессионально-технического образования лица женского пола явно предпочитают программы подготовки работников сферы обслуживания, здравоохранения и офисных работников, тогда как лица мужского пола записываются, в основном, на программы подготовки специалистов для пром-сти, сельского хозяйства и торговли. Эти различия, обусловленные полом, ведут к более низкой оплате труда большинства женщин.

П. р. проявляются тж в семейной и трудовой жизни. Во всех культурах имеет место большее или меньшее разделение труда по полу, в основном связанное с мобильностью работника. Везде мужчины чаще выполняют работу, требующую разъездов; женщины обычно выполняют работу, позволяющую им оставаться рядом с семьей и несут осн. обязанности по воспитанию детей. И мужчины, и женщины выполняют работу, требующую физ. силы.

П. р. существуют в физ. и психич. здоровье. У лиц мужского пола короче средняя продолжительность жизни и они сравнительно чаще умирают в пренатальном периоде и на протяжении любого отрезка жизни. Тем не менее, женщины чаще посещают врачей и психотерапевтов. В том, что касается проблем психич. здоровья, наиболее существенным П. р. яв-ся депрессия.

П. р. в сфере здоровья, как физического, так и психического, опосредуются браком. У женатых мужчин ниже средние показатели смертности и заболеваемости, чем у неженатых. Однако самыми здоровыми женщинами оказываются те, кто никогда не был замужем.

По мере того как перед людьми открывается все больше возможностей, нек-рые из П. р. в сфере жизненного опыта становятся все менее выраженными, гл. обр. вследствие постоянно растущего числа женщин, выбирающих себе занятия, образование, профессиональную подготовку и профессии, к-рые прежде считались в данной культуре «мужскими». Однако при этом не уменьшается разрыв в оплате труда мужчин и женщин; напротив, похоже, что он становится еще больше.

Биологические половые различия

П. р. обнаруживаются в неск. биолог. областях, включ. гены, гормоны, орг-цию головного мозга и физ. характеристики. Пренатальное половое развитие ребенка обусловлено последовательностью генных, хромосомных и средовых действий. Эта последовательность начинается с соединения X- или Y-хромосомы отца с Х-хромосомой матери. Чтобы у ребенка сформировался биолог. мужской пол, совершенно необходимо, помимо соотв. хромосом, наличие в пренатальный период развития тестикулярных гормонов; без этих гормонов у ребенка сформируется биолог. женский пол. Генетические различия, зависящие от половых хромосом, — это один из возможных биолог. факторов, к-рый влияет на полоролевое развитие и на психол. П. р.

Для объяснения различий в психологии и половых ролях мужчин и женщин теоретики тж обращались к различиям в структуре и функциях головного мозга. В общем, правое полушарие мозга связывают с решением пространственных задач и симультанной (параллельной) обработкой информ. из неск. источников, а левое полушарие — с решением вербальных задач и сукцессивной (последовательной, пошаговой) обработкой информ. Возможно, какие-то незначительные различия в орг-ции мозга и существуют, но даже если это так, ими все равно не удается объяснить существующие психол. П. р.

В качестве еще одного возможного биолог. фактора П. р. неоднократно предполагались половые гормоны. Однако сейчас уже не пытаются объяснить различия в психологии мужчин и женщин влиянием половых гормонов.

Возможно, что месячные гормональные изменения связаны с какими-то П. р. в перцептивных и социально-эмоциональных характеристиках. Нек-рые женщины испытывают изменения уровня активности, сенсорных порогов и настроения, связанные с их месячными циклами. Однако, несмотря на огромное количество исслед., нет никаких доказательств в пользу того, что менструальный цикл женщин связан с их познавательной (когнитивной) деятельностью.

Существует ряд физ. П. р.; напр. в среднем мужчины выше, тяжелее и сильнее женщин. Девочки, в среднем, характеризуются более высокими темпами созревания, причем то же самое, вероятно, справедливо в отношении скорости созревания ЦНС. Девочки достигают пубертата, в среднем, на 1,5—2 года раньше мальчиков. Темп физ. созревания, по-видимому, связан со зрительно-пространственными навыками у лиц обоего пола: поздно созревающие имеют более совершенные зрительно-пространственные навыки, чем рано созревающие. Между скоростью созревания и вербальными навыками никакой связи не обнаружено.

Выводы

Мн. психологи, изучающие взаимосвязи между биолог., жизненными и психол. П. р., приходят к выводу, что биолог. П. р. невозможно объяснить различия в психологии лиц мужского и женского полов. Биолог. факторы могут создавать потенциальные возможности для формирования психол. характеристик. Однако воздействия среды часто перекрывают биолог. различия и контролируют П. р., к-рые могут проявиться, а могут и не проявиться в психол. характеристиках.

См. также Статус профессии, Школьное обучение, Половые различия, Полоролевое развитие

К. Шау

 

Половые различия в склонностях к математике (sex differences in mathematics)

 

На протяжении ряда лет сообщалось о П. р. в склонности к математике, согласно к-рым лица мужского пола более способны к изучению этой дисциплины. Однако такие различия становятся заметными только в младшей средней школе (9—10 классы). В целом, в это время девочки превосходят мальчиков в решении задач на вычисления, тогда как мальчики явно сильнее девочек в решении задач, требующих способности к мат. рассуждению. Хотя П. р. в общей способности к мат. рассуждению довольно значительны, П. р. в успешности выполнения определенных видов мат. заданий еще больше. По сравнению с представителями мужского пола, лица женского пола реже завершают изучение курсов математики в средней школе и колледже в соответствии с установленными квалификационными требованиями, реже поступают на факультеты точных наук в колледжах (где требуют успешного освоения определенного количества мат. курсов в период обучения в средней школе) и имеют меньший показатель продолжительности работы в областях, требующих мат. знаний и навыков.

Для объяснения этих различий выдвигалось неск. гипотез. Гипотеза маскулинной идентификации гласит, что для того, чтобы иметь интерес и способность к овладению математикой, необходимо психологически идентифицироваться с мужским полом. Согласно гипотезе соц. подкрепления, связанные с полом различия в мат. достижениях обусловлены, по крайней мере частично, дифференциальным соц. подкреплением и различающимися ожиданиями в отношении мальчиков и девочек.

Феннема и Шерман высказали предположение, что П. р. в способности к мат. рассуждению — всего лишь результат того обстоятельства, что мальчики под воздействием факторов социализации выбирают для изучения больше курсов математики и изучают ее в большем объеме, чем девочки. Бенбоу и Стэнли представили данные, к-рые противоречат этой теории. Они считают, что скорее всего сочетание эндогенных и экзогенных переменных служит причиной относительно высокого уровня мат. мышления у большей доли мальчиков по сравнению с девочками. Однако пока не удается установить, какие именно взаимодействия таких факторов, как особенности окружающей среды, соотношение женских и мужских гомонов, физиологически обусловленные различия в уровнях активации и разная латерализация полушарий, могли бы стоять за П. р. в склонностях к математике.

См. также Успеваемость и учебные потоки, Результаты научения (I, II), Школьное обучение

К. П. Бенбоу

 

Половые различия (sex differences)

 

Истоки изучения П. р. лежат в области дифференциальной психологии, начало к-рой было положено исследованиями Ф. Гальтона. Гальтон измерял, выражал в количественных единицах и сравнивал различные физ. и психич. черты мужчин и женщин.

Новый импульс исслед. в области П. р. придала важная работа Элеоноры Маккоби и Кэрол Джеклин, в к-рой они проанализировали психол. литературу, охватывающую свыше 1000 исслед. в более чем 50 тематических областях, преследуя одну цель — определить, какие из П. р. действительно существуют. Они пришли к выводу, что устойчивые П. р. можно обнаружить лишь в четырех областях: девочки превосходят мальчиков в вербальной способности; мальчики превосходят девочек в зрительно-пространственной способности; мальчики превосходят девочек по уровню мат. способностей; лица мужского пола являются более агрессивными по сравнению с лицами женского пола. Носящие предположительный характер, но неоднозначные свидетельства П. р. были обнаружены в следующих областях: девочки обладают более высокой тактильной чувствительностью; лица мужского пола более активны, особенно в компании других; девочки чаще или охотнее сообщают о своих страхах, робости или тревогах; лицам мужского пола более свойственна состязательность и стремление к господству (доминантность); девочки склонны быть более уступчивыми. Маккоби и Джеклин не удалось обнаружить непротиворечивых доказательств П. р. в др. традиционных областях исслед.

Проведенный Элис Игли и Линдой Карли метаанализ литературы по П. р. в способности оказывать влияние (influenceability)и выполненный Дженет Хайд метаанализ опубликованных исслед. П. р. в таких когнитивных областях, как вербальная, количественная и зрительно-пространственная способности, свидетельствуют о том, что объясняемая П. р. изменчивость изучаемых свойств типично очень мала. Оценка показала, что фактором пола объясняется только 1% вариации способности оказывать влияние. Как сообщает Хайд, даже в области наиболее выраженных П. р. — имеется в виду зрительно-пространственная способность — фактором пола объясняется всего 5% установленной изменчивости данных.

Область П. р. — одна из немногих, где все еще продолжается полемика о роли природы и воспитания в развитии. Хотя большинство занимающихся этой проблемой ученых считают П. р. продуктом взаимодействия биолог. и соц. факторов, исследователи склонны сосредотачиваться на изучении вклада в П. р. либо биолог., либо соц. переменных. Кроме того, в данной области возможны различные виды взаимодействий, к-рые могут вызывать совершенно разные типы исслед. и политических решений.

Критика биологизаторских теорий П. р. оказалась особенно откровенной в новой развивающейся области «психологии женщин». Осн. направление этой критики касалось влияния пола экспериментатора или, более широко, исследователя на проявление П. р. испытуемых в результатах выполнения тестов и др. заданий. Др. направление отмечает существование обусловленной полом исследователя предвзятости в выборе содержательной области для изучения проявлений П. р. и в подборе методов, используемых для оценки «той же самой» характеристики у лиц мужского и женского полов.

Критика исслед. П. р. может быть и концептуальной, а не только методологической. Напр. можно указать на отсутствие общей теорет. базы для определения того, когда следует изучать проявление данного П. р., или что именно означает факт его обнаружения. Поэтому данные о П. р. обычно рассеяны по всей исследовательской литературе. Поскольку эти данные к тому же часто противоречивы и невелики по объему, обобщения в области П. р. нередко основываются на произвольно принимаемых решениях или на стереотипных предположениях о том, какими они «должны» быть. Тем не менее, имеется тенденция трактовать описания П. р. как объяснения, потому что они связываются либо с биолог. процессами, либо с предложенными исследователем объяснительными механизмами.

См. также Половые различия: возрастной аспект, Половые различия в склонностях к математике, Сексизм

Р. К. Унгер

 

Половые роли (sex roles)

 

Несмотря на огромное количество книг и статей, в названии к-рых встречается термин «половые роли», обнаруживается на удивление мало сходства в определениях этого термина. На самом общем уровне П. р. можно определить как «совокупность образцов поведения и характеристик, широко рассматриваемых как а) типично женские или мужские (полоролевые стереотипы) и б) желательные для женщин или мужчин (полоролевые нормы)». К характеристикам, к-рые обычно считают охватываемыми П. р. человека, относятся черты личности, ценности, навыки и способности, интересы и виды деятельности, выполняемой в рамках семейных или профессиональных ролей.

Если полоролевые стереотипы и нормы отражают представления о лицах мужского и женского полов как соц. группах, то термин «половая типизация» служит для обозначения характеристик конкретного человека, имеющих отношение к связанным с полом параметрам. Степень половой типизации можно определить, установив, насколько человек оценивает свои собственные качества, а не качества др. людей.

В начале 30-х гг. были разработаны шкалы маскулинности— фемининности для оценки расположения индивидуумов в гипотетическом континууме, охватывающим диапазон характеристик от типично и подобающе мужских до типично и подобающе женских. В 40-е и 50-е гг. влияние психоаналитических идей привело теоретиков к разграничению сознаваемых и несознаваемых аспектов половой типизации. Полоролевая идентификация — термин, имеющий самое непосредственное отношение к психоаналитической теории. Это понятие указывает на то, до какой степени индивидуум интернализовал черты и образцы поведения, считающиеся адекватными для человека его пола.

Линн разграничивает полоролевое предпочтение (восприятие характеристик одного пола как предпочтительных или более желательных, чем характеристики др. пола) и полоролевое принятие (практикуемые аспекты поведения, считающиеся подходящими для лиц определенного пола, без обязательной идентификации с др. аспектами данной роли).

Более совр. теории П. р. вобрали в себя концепцию маскулинности и фемининности как двух независимых психол. параметров. Были сконструированы 2 важных инструмента для измерения П. р. с позиций этого многомерного подхода — BSRI и PAQ. Изначально такие теории рассматривали одновременное обладание большим количеством и/или высоким уровнем развития черт, традиционно считавшихся маскулинными и фемининными (т. е. андрогинию), как идеальную, с т. зр. здоровья, полоролевую идентичность. Др. класс относительно новых теорий рассматривает П. р. на основе стадиальной концепции развития. Эти теории описывают развитие П. р. в виде последовательности стадий: от стадии относительно слабой дифференциации через фазу принятия традиционных стереотипных половых ролей к стадии, на к-рой индивидуум реорганизует соц. нормы исходя из своих индивидуальных особенностей и потребностей. Ребекка и ее коллеги назвали эту стадию полоролевой трансценденцией.

Полоролевая социализация

Различие между теориями заключается в том, как они объясняют механизм приобретения людьми П. р. и разное значение П. р. для лиц мужского и женского полов. Самая ранняя трактовка полоролевой социализации была предложена Фрейдом, теория к-рого основывалась на признании бессознательных, инстинктуальных и связанных с созреванием процессов, обусловленных разным анатомическим строением мужского и женского организмов.

Др. важная система взглядов основана на теории соц. научения. Эта теория придает особое значение физ. и соц. качествам родителей и характеру процессов подкрепления в процессе приобретения детьми П. р. Родители и др. значимые фигуры из окружения ребенка подкрепляют моделируемое поведение, когда оно считается соответствующим полу ребенка, и игнорируют или наказывают за неадекватное его полу поведение.

Когнитивные теории развития подчеркивают роль собственного поведения ребенка в подкреплении соотв. П. р. Эта теория отводит гораздо более важную роль категоризации ребенком себя как «мальчика» или «девочки», чем пассивному приобретению поведенческого репертуара через процессы подкрепления, обеспечиваемые другими.

По всей вероятности, приобретение соответствующих биолог. полу П. р. связано как с действием механизмов соц. научения, так и с влиянием определенных аспектов когнитивного развития. Напр., данные многочисленных кросс-культурных исслед. свидетельствуют о том, что в разных культурах существуют сходные и устойчивые различия в том, как матери и отцы обращаются с сыновьями и дочерями, чтобы увеличить самостоятельность и независимость первых и улучшить эмоциональные отношения последних. Тем не менее, поведение родителей может оказаться несообразным в отдельных случаях. Воздействие практик родительской социализации может модифицироваться такими переменными, как физ. особенности ребенка, его позиция рождения и пол сиблингов. Кроме того, в поведении родителей обнаруживаются различия в зависимости от их расовой и этнической принадлежности, социоэкономического статуса, а тж задач исслед. и условий, в к-рых оно проводится.

Эмпирические исслед. показывают, что дети приобретают понимание различных аспектов пола в относительно неизменной последовательности. Первым достигается примитивный уровень отнесения ребенком себя к определенному полу, затем объектом категоризации становится другой того же пола и, наконец, таким объектом становится другой противоположного пола.

Важный вопрос, к-рый не удается разрешить ни теории соц. научения, ни когнитивной теории развития, касается различного воздействия полоролевой социализации на девочек и мальчиков в нашем об-ве. Хотя девочки и мальчики могут приобретать представление о своей половой идентичности примерно в одном (раннем) возрасте, на протяжении всего детства гораздо больше девочек, чем мальчиков, обнаруживают предпочтение к тем или иным аспектам роли противоположного пола. Существует несколько возможных объяснений этой половой асимметрии. Одно из них заключается в том, что маскулинные характеристики считаются более полезными и желательными для об-ва в целом.

Девочек, по-видимому, не наказывают стол

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...