Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние исследований половых ролей

Понятие П. р. в том виде, в к-ром оно существовало в психологии, по-видимому, носит слишком общий характер. Спенс и Хельмрайх предложили заменить этот термин четырьмя различными категориями: половая идентичность, сексуальная (половая) ориентация, полоролевые аттитюды и модели поведения, характерные особенности личности. Половая, или гендерная, идентичность (есть некоторые разногласия по поводу того, какой из этих терминов лучше употреблять), вероятно, является важным фактором в обработке информ. о себе и других. Собственные физ. характеристики индивидуума, как и физ. характеристики др. людей, служат важными признаками в оценке П. р. Тем не менее, различные элементы П. р. могут оставаться относительно независимыми друг от друга.

Уже окончательно доказано, что маркирование по полу выполняет важные когнитивные функции в нашем об-ве. Родители подбирают игрушки, соотв. полу их сыновей и дочерей, даже в тех случаях, когда являются поборниками равноправия полов. Сверстники играют особо важную роль в регулировании следования П. р. на протяжении отрочества. В период взрослости П. р. могут сохраняться за счет действия ситуационных факторов и разного распределения полов в трудовой и бытовой средах.

См. также Андрогиния, Развитие социального поведения людей, Сексизм

Р. К. Унгер

 

Полоролевое развитие (sex-role development)

 

Половые роли представляют собой наборы отличительных характеристик, к-рые включают аттитюды, черты личности и модели поведения, определяемые культурой как соответствующие тому или иному полу. Эти представления о соответствии обычно разделяются, по меньшей мере в какой-то степени, большинством представителей определенной культуры. Полоролевые представления превращаются в полоролевые стереотипы, когда люди используют эти характеристики как нормы и применяют их практически ко всем лицам мужского и женского полов.

Полоролевые стереотипы

Вообще, полоролевые стереотипы в технологически развитых культурах довольно сходны. Стереотипы феминности включают качества, к-рые можно отнести к категориям экспрессивных или коллективистских (communal). Стереотипы маскулинности включают качества, обычно ассоциирующиеся с поддержкой (instrumentality)или деятельностью (agency).

В половых ролях и сопутствующих им стереотипах наблюдаются существенные вариации при переходе от культуры к культуре. Напр. Маргарет Мид изучала особенности личности и поведения мужчин и женщин в трех культурах Повой Гвинеи. В каждой культуре имелись свои половые роли и стереотипы, но они не соответствуют феминно-экспрессивным и маскулинно-инструментальным половым ролям и стереотипам технологически развитых стран. Это разнообразие половых ролей — первый признак того, что мн. связанные с ними характеристики не обусловлены биологически и передаются по каналам конкретной культуры.

Полоролевые стереотипы, подобно др. стереотипам, играют важную роль по ряду причин. Во-первых, мн. люди ожидают от других, как впрочем и от себя, поведения, согласующегося с соотв. полоролевым стереотипом. Во-вторых, пол часто предопределяет типичные события, с к-рыми люди сталкиваются в своей жизни. В-третьих, у мн. людей половые роли яв-ся важным источником представлений о себе (Я-концепций).

Теории

Традиционно, психологи обращались к трем широким классам теорий для объяснения процессов, связанных с П. р.: психоан. традиции, теории соц. научения и когнитивным теориям. Психоан. теория постулирует защитную идентификацию ребенка с родителем того же пола в качестве главного фактора П. р.

Теория соц. научения предполагает существование трех осн. — преим. контролируемых средой — механизмов, обеспечивающих усвоение половых ролей и полоролевых стереотипов. Во-первых, дети усваивают содержание половых ролей благодаря прямому обучению. Во-вторых, дети осваивают половые роли благодаря механизму прямого подкрепления. В-третьих, и это наиболее важно, большая часть полоролевого научения, как и вообще всех др. видов научения, происходит в результате наблюдения за поведением моделей. Сторонники теории соц. научения особо подчеркивают важность родителей как ролевых моделей и агентов подкрепления, особенно для маленьких детей.

В моделировании, имеющем отношение к П. р., есть два аспекта: научение (или узнавание) и исполнение. В фазе научения дети усваивают содержание как женских, так и мужских половых ролей. Однако, дети конечно же не исполняют все образцы поведения, о к-рых они узнали на этом этапе. Они склонны повторять или обобщать образцы поведения, перенятые от тех моделей, действия к-рых имели положительные последствия или, по меньшей мере, не имели отрицательных.

Когнитивные теории делают акцент на когнитивных процессах, придавая гораздо меньшее значение внешним средовым воздействиям. Следуя созданной Ж. Пиаже модели когнитивного развития, Лоуренс Колберг предложил модель возрастных изменений, происходящих в процессе П. р.: от появления гендерной идентификации (правильного маркирования себя и других по полу) в возрасте ок. 2—3 лет до формирования со временем (примерно в 7 лет) гендерного постоянства (понимания невозможности изменения пола). Сторонники когнитивного подхода утверждают, что после достижения гендерного постоянства оно становится механизмом самоподкрепления для полоролевого поведения, одобряемого в данной культуре; по существу, дети начинают сами готовить себя к соц. жизни в соответствии с содержанием половых ролей, санкционированным их культурой.

В нек-рых более совр. когнитивных теориях П. р. акцент перенесен с развития гендерного постоянства на использование конструктов обработки информ., в особенности когнитивных структур (наз. схемами), к-рые направляют восприятие. Сандра Бем, напр., высказала предположение, что П. р. происходит в результате ассимиляции Я-концепций в гендерную схему, вследствие чего обеспечивается когнитивная готовность к восприятию информ. в типичной для определенного пола манере.

Развитие половых ролей

Развитие гендерной идентичности. Гендерная идентичность, паз. тж гендерной ориентацией, отражает личное восприятие человеком себя относительно своего номинального пола. Поскольку это личное восприятие, оно чрезвычайно трудно поддается измерению. Анормальная гендерная идентичность диагностируется у людей, особенно у лиц мужского пола, к-рые ведут себя в разрез со своими санкционированными культурой половыми ролями и потому часто привлекают к себе внимание окружающих; к таким лицам чаще всего относят изнеженных, женоподобных мальчиков, гомосексуалов, транссексуалов и трансвеститов.

В течение мн. лет Джон Мани и его коллеги работали с людьми, у к-рых наблюдалось несоответствие между гендерной идентичностью, физ. характеристиками и половыми хромосомами, гл. обр. вследствие пренатальных гормональных воздействий. На основе клинического опыта эти исследователи пришли к выводу, что можно изменить номинальный (зарегистрированный) пол ребенка на противоположный номинальный пол, если такая перерегистрация производится где-то до 18-месячного возраста. Дети, пол к-рых переопределяется позже этого срока, часто испытывают серьезные психол. проблемы. Т. о., образование устойчивой гендерной идентичности происходит в возрасте примерно 1,5 лет.

Развитие гендерного постоянства.Маленькие дети еще не знают того, что пол является постоянной характеристикой или что обычно пол определяют по строению наружных половых органов. Примерно в 2 года дети научаются обозначать себя точно в соответствии со своим полом. Примерно в 3 года они уже могут практически безошибочно категоризовать по полу других. Следующий шаг — понимание устойчивости пола. Где-то ок. 7 лет дети приходят к пониманию постоянства гендера или, иначе говоря, к убеждению в том, что пол человека не изменяется вместе с изменением его имени, одежды или поведения. Наконец, в промежутке между 7 и 9 годами дети приходят к ясному пониманию того, что пол человека определяется по внешнему виду гениталий.

Полоролевые знания.Полоролевые знания указывают на точность представлений людей о половых ролях. Они отражают описательную, а не оценочную характеристику.

Как можно ожидать, знания детей о половых ролях увеличиваются с возрастом. К 3 годам дети узнают о нек-рых концептуально простых аспектах половых ролей, особенно тех, что связаны с внешностью (напр. длина волос, величина, одежда), игрушками, вещами, а тж нек-рыми профессиями и занятиями. С возрастом знания детей углубляются и расширяются, охватывая представления о большинстве профессий и др. будущих ролей, мужских и женских занятиях, характеристиках внешности и чертах личности. После неск. лет обучения в начальной школе детям становятся известны большинство аспектов полоролевых стереотипов своей культуры.

Полоролевые аттитюды.В отличие от полоролевых знаний, полоролевые аттитюды включают оценочный компонент, связанный с «правильностью» и «справедливостью» соотв. стереотипов. Предметом исслед. в этой области были аттитюды, касающиеся профессий, детских и взрослых ролей, черт личности и типичных занятий, а тж полоролевые аспекты Я-концепций.

В период от раннего дошкольного до младшего школьного возраста полоролевые аттитюды детей, в целом, приобретают все более выраженную половую типизацию, вызванную, по крайней мере отчасти, приростом их знаний о половых ролях. Однако в индивидуальных случаях маленькие дети часто освобождают себя от следования тем нормам и правилам, к-рые они выводят из собственных полоролевых аттитюдов, хотя мальчики более склонны придерживаться таких норм и правил.

На протяжении обучения в начальной и младшей средней школе половая типизация мн. полоролевых аттитюдов, напротив, неуклонно уменьшается. Возрастные тенденции на следующем этапе развития (средняя школа) не столь ясны, но, по-видимому, по меньшей мере нек-рые из полоролевых аттитюдов подростков опять начинают приобретать выраженную половую типизацию. Эти возрастные паттерны могут быть обусловлены действием неск. факторов, в т. ч. когнитивной зрелости и социоэкономического статуса.

Взрослые, активно участвующие в воспитании своих еще не выросших детей, наиболее традиционны в своих аттитюдах; бездетные молодые супружеские пары и супружеские пары, ожидающие рождения ребенка, занимают в этом отношении промежуточное положение; наименьшая половая типизация аттитюдов отмечается у одиноких взрослых и взрослых с выросшими детьми.

На протяжении всего жизненного цикла полоролевые аттитюды лиц мужского пола часто отличаются более выраженной половой типизацией по сравнению с соотв. аттитюдами лиц женского пола. Роли, связанные с ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, обнаруживают наибольшие различия между полами; представители «сильного» пола чаще представительниц «слабого» пола приписывают эти роли в основном женщинам.

Полоролевое поведение.Почти нет надежных доказательств существования психол. половых различий в поведении, тогда как полоролевые стереотипы предполагают, что половых различий гораздо больше, чем на самом деле выявлено, и что они сильнее, чем в действительности.

Выводы

Большинство психологов объясняют половые различия и П. р. как эффекты средовых влияний и когнитивного развития в сочетании с неким биолог. потенциалом. Однако они приходят к выводу, что соц. окружение оказывает в данном случае гораздо большее практ. воздействие, чем лежащие в основе этих различий и процессов биолог. факторы.

Хотя нек-рые люди принимают традиционные полоролевые стереотипы, знания и аттитюды, вследствие их широкого распространения, как разумные и естественные, мн. психологи с этим не согласны. Традиционные полоролевые стереотипы несовместимы с мн. половыми различиями и яв-ся дезадаптивными для большинства взрослых ролей. Чтобы успешно жить и работать в об-ве др. людей, взрослым необходимо обладать положительными качествами из противоположных стереотипов — маскулинного и феминного. Сама по себе стереотипизация яв-ся нормальным когнитивным процессом; люди категоризуют множество вещей на основе четко различимых измерений, чтобы внести порядок в огромный объем непрерывно получаемой ими информ. Но именно внешнее окружение (соц. и культурная среда) задаст те измерения, в соответствии с к-рыми будут складываться стереотипы. С. Бем, как и мн. др. психологи, выступала против чрезмерной эксплуатации об-вом механизма половой атрибуции, вынуждающего людей формировать и использовать стереотипы на основе пола.

См. также Аккультурация, Андрогиния, Половые различия, Половые роли, Стереотипизация

К. Шау

 

Помогающее поведение (helping behavior)

 

П. п. определяется как действия, к-рые направлены на благо других и за к-рые не предусматривается к.-л. внешних вознаграждений. Оно относится к категории просоциального поведения, к-рое охватывает все положительные формы соц. действий, имеющие своей целью пользу или выгоду других. П. п. включает в себя такие действия, как делиться, дарить, помогать и подбадривать.

За оказанием помощи могут стоять различные мотивы, такие как чувство долга, подчинение требованию или угрозе, ожидание вознаграждений, моральные обязательства или благодарность. Мотивы П. п. можно классифицировать в соответствии с их моральной ценностью. В основе П. п. самого высокого морального уровня лежит альтруистический мотив. Альтруистический акт определяется как добровольное и сознательное поведение, не содержащее в себе иной конечной цели помимо блага др. человека.

На привлечение внимания психологов к данной области повлиял целый ряд факторов: дух времени (Zeitgeist), отразившийся в стремительном улучшении качества жизни в 1960-х и начале 1970-х гг.; теорет. анализ проблемы развития моральных суждений, предпринятый Пиаже и Колбергом в 1960-х; пионерские исслед. Берковица по социально ответственному поведению человека перед др. людьми, зависящими от него в достижении своих целей; и исслед. Дарли и Латанэ вмешательства случайных свидетелей в аварийные ситуации.

Большая часть исслед. П. п. относится к условиям, при к-рых специфические ситуационные и личностные переменные способствуют или препятствуют актам оказания помощи. Стало очевидным, что П. п. обусловлено множеством факторов, и что эти факторы действуют различными путями в зависимости от специфической ситуации и специфических личностных тенденций.

Латанэ и Дарли разраб. на основе теории принятия решений модель процесса оказания помощи при возникновении кризисных (аварийных) ситуаций. Их модель состоит из пяти последовательно принимаемых субъектом решений. Во-первых, случайно оказавшийся на месте события человек должен обратить внимание на то, что нечто произошло. Затем, после того как данный человек осознал происшедшее событие, оно должно быть проинтерпретировано как чрезвычайное. Далее этот человек должен решить, стоит ли ему брать на себя ответственность за вмешательство. Как только такое решение принято, человек должен решить, в какой форме может быть оказана помощь. Наконец, человек должен решить, как реализовать свое решение помочь. Пилявин и др. предположили, что принятие решение о том, оказывать или не оказывать помощь, зависит от неск. опосредующих переменных: силы переживания чувства «мы» между реципиентом и потенциальным помощником, испытываемым этим последним; возбуждения; атрибуции возбуждения; и воспринимаемых затрат и вознаграждений за непосредственную помощь. Предполагается, что на эти опосредующие переменные влияют характеристики ситуации, черты и состояние потенциального помощника, а тж характеристики жертвы.

Бар-Тал высказал предположение, что два суждения — расчет соотношения затрат и наград и учет атрибуции ответственности (заключения о том, почему др. человек оказался в ситуации, в к-рой ему требуется помощь) — определяют решение о предоставлении помощи. Помимо этого, на процесс формирования суждений оказывают влияние 4 типа переменных: личностные, ситуационные, культурные и связанные с характеристиками человека, нуждающегося в помощи. Стауб предложил общую модель, к-рая описывает то, каким образом ситуационные и личностные факторы совместно влияют на П. п. П. п. представляет собой функцию от личных целей (мотивов); однако, активизация поведения зависит от важности данной цели в сравнении с др. целями и от характеристик ситуации. Наконец, Шварц и Ховард представили пятиступенчатую модель, к-рая включает: а) восприятие нуждающегося в помощи, а тж определение возможных действий по оказанию помощи и оценка собственной способности их выполнить; б) образование чувства моральной ответственности; в) оценка затрат и выгод от возможных действий; г) определение и оценка возможных реакций и д) выбор действия.

4 осн. подхода занимались развитием П. п., в особенности высоконравственного П. п.: эволюционный, психоаналитический, с позиций теории соц. научения и когнитивной теории развития. Эволюционный подход связан с поиском биолог. и соц. условий, к-рые могут способствовать формированию альтруистического поведения. Здесь существуют две т. зр. Согласно первой т. зр., альтруистическое поведение необходимо для выживания человека как вида, поэтому генам альтруистического поведения оказывалось предпочтение при воспроизводстве популяции. Согласно второй т. зр., альтруистическое поведение яв-ся продуктом социокультурной эволюции: челов. существа эгоистичны по своей природе, однако соц. эволюция посредством культурного давления противодействует индивидуальным эгоистическим тенденциям для того, чтобы способствовать альтруистическому поведению, представляющему ценность для группы или об-ва.

Психоан. подход подчеркивает значение долговременных последствий опыта младенчества и детства.

Согласно подходу с позиций теории соц. научения, П. п. научаются в процессе взаимодействия с соц. окружением. В качестве условий, способствующих приобретению П. п., выделяются в первую очередь положительное подкрепление и моделирование, а тж индукция и исполнение роли. Когнитивный подход к развитию подчеркивает качественные изменения в аспекте когнитивной, соц. перспективы и развитие моральных суждений в качестве необходимых условий для формирования высоконравственного просоциального П. п.

В последнее время была предложена интеграция двух последних подходов в рамках теории когнитивного научения. Этот подход, наряду с признанием влияния когнитивной, соц. перспективы и развития моральных суждений, тж выделяет в качестве детерминанты формирования альтруистического поведения развитие системы саморегуляции. Согласно этому подходу, система саморегуляции лежит в основе формирования самоконтроля — способности выполнять жертвенное поведение без ожидания внешних вознаграждений.

См. также Сотрудничество/соперничество

Д. Бар-Тал

 

Понятие рефлекторной дуги (reflex arc concept)

 

Статья Джона Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (The reflex arc concept in psychology)была опубликована в 1896 г., однако и сейчас она считается одной из классических работ, повлиявших на развитие функционалистской школы психологии.

Во времена Дьюи психологи переняли у физиологов модель рефлекторной дуги и адаптировали ее к изучению психол. действия. Считалось, что сенсорные нейроны проводят стимуляцию в центральный отдел, в к-ром, якобы, возникают «представления» или происходят «центральные процессы», к-рые, в свою очередь, программируют последующую моторную реакцию. Подобное объяснение казалось Дьюи в высшей степени абстрактным и фрагментарным.

По сравнению с предпочитавшейся тогда теорией рефлекторной дуги Дьюи рассматривал событие «ребенок-видит-пламя-и-хочет-дотянуться-до-него» как сложное единство, где стимул и реакция яв-ся фазами единого события, в к-ром «видение и хватательное движение настолько часто оказывались связанными между собой, что подкрепляют друг друга и помогают осуществиться друг другу». С т. зр. Дьюи, видение объекта и дотягивание до него под контролем зрения направляют друг друга на протяжении всего события, а не яв-ся тремя отдельными, последовательными актами, как следует из модели рефлекторной дуги.

Кроме того, Дьюи, судя по всему, был близок к интерпретации поведения с т. зр. взаимодействия организма и стимульного объекта. Он тж постепенно отходил от теории, согласно к-рой центром события яв-ся стимулируемый организм, и склонялся к более широкому толкованию психол. событий, к-рое не ищет их причины «под кожей организма».

Др. проблемой, волновавшей Дьюи, было присущее совр. ему психологии разделение организма на тело и душу (разум). В своей статье, посвященной рефлекторной дуге, он высказывался за освобождение психологии от этого устаревшего дуализма. Он призывал своих коллег перестать рассматривать тело и разум как независимые друг от друга сущности и научиться смотреть на поведение как на результат такой интеграции, при к-рой его просто невозможно разделить на две части. Он считал метальные акты не просто психич. явлениями, а актами, в к-рых физическое и психическое сплавились в нерасторжимое целое.

См. также Вопрос об отношении души и тела, Социальная психофизиология

Н. Пронко

 

Порог (limen)

 

В психофизике термин «П.» имеет 2 значения. Для любой сенсорной модальности абсолютный П. — это слабейший раздражитель, к-рый можно обнаружить, тогда как разностный П. — это наименьшее различие в стимуляции, к-рое можно обнаружить. Эти понятия были распространены на др. психол. содержание, включ. область научения.

Сходное использование понятия П. появилось в приложениях теории обнаружения сигналов к изучению процессов узнавания. В этом случае П. соответствует критерию испытуемого, т. е. критерию принятия положительного решения в ситуации, когда его просят ответить, опознается ли им данный элемент списка как встречавшийся (виденный, слышанный и т. д.) ранее. Испытуемый устанавливает критерий (П.) и отвечает «да», если чувство знакомости элемента превышает этот критерий, и «нет», если чувство знакомости оказывается ниже его. Данные такого рода используются для вычисления мер запоминаемости.

См. также Психофизические методы, Психофизика

Г. Кимбл

 

Порядок рождения и личность (birth order and personality)

 

Один из самых значительных вкладов в психологию, сделанных А. Адлером, состоит в постулировании связи между порядком рождения и развитием личности. Адлер предположил, что положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из к-рых разрешается в разных семьях по существу сходным образом. Т. о., связанный с порядком рождения опыт имеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности рождений в семье.

Исслед. порядка рождения насчитывается с избытком. Несмотря на предельно эмпирический характер большинства этих исслед., их результаты ограничиваются разрозненными явлениями и неполными объяснениями, что неудивительно при отсутствии осн. и полной теории порядка рождения. Складывается впечатление, что имеется множество документальных подтверждений связей между порядком рождения и др. явлениями, но еще не сделано сколько-нибудь существенных шагов по пути понимания или объяснения результатов исслед. порядка рождения. По-видимому, невозможно одним только порядком рождения объяснить полученные в этой области результаты.

Тем не менее, впечатляющее количество исслед. порядка рождения отражает важность этого фактора. Даже в тех случаях, когда исслед. приводит к противоречивым результатам, их почти всегда можно объяснить пороками методологии или слабой теорет. базой, на к-рой основывалось данное исслед. Олмен, Грин и Кларк практически не обнаружили различий в личностных профилях, когда исключили действие всех факторов кроме порядка рождения. Однако, несмотря на подобную изобличающую «улику», исслед. порядка рождения продолжают приносить значимые результаты, особенно когда контролируются нек-рые критические факторы. Становится все яснее, что «влияния порядка рождения яв-ся более общими, чем предполагал Адлер», и, видимо, именно это навело Моузака на мысль о большей важности субъективного восприятия человеком своего психол. порядка рождения по сравнению с его местом в чисто биолог. последовательности рождений в семье.

Адлер утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный контекст той семейной атмосферы, в к-рой он рос, и что важным вопросом в рамках этого контекста яв-ся положение ребенка в структуре семьи, связанное с порядком рождения. В ходе развития семьи как группы возникают новые, отличные от прежних потребности, и удовлетворение этих потребностей распределяется между детьми в зависимости от порядка рождения. У двух любых детей стиль совладания с проблемой, возникающей при изменении ситуации в семье, никогда не совпадает. Адлер указывал, что потребности или запросы, влияющие на стиль жизни, соответствуют воспринимаемому порядку рождения конкретного ребенка.

Из этого следует, что есть 4 категории порядка рождения с соотв. наборами характеристик и исследовательских данных. Следует подчеркнуть, что такие характеристики показывают лишь общие тенденции и предназначены для того, чтобы помочь психологам делать предположения относительно порядка рождения и личностной динамики, а вовсе не для того, чтобы с их помощью описывать и маркировать конкретных людей.

Первенец.Первенцы занимают уникальное положение в семье. Родители объективно могут уделять больше времени и внимания первому ребенку и склонны быть более осторожными, снисходительными и оберегающими. Первенец избавлен от необходимости соперничать со старшими братьями/сестрами и, хотя бы на время, поставлен в условия, когда ему ничего не остается, как подражать взрослым моделям и пытаться превзойти взрослые стандарты поведения.

Исслед. показывают, что эти факторы действительно сказываются на развитии личности. Первые дети в семье, в целом, чаще получают оценки по тестами интеллекта, попадающие в крайнюю правую (верхнюю) область распределения, яв-ся высоко мотивированными, достигают высоких постов и имеют сильную потребность в достижении. Среди студентов, получивших гос. поощрительную стипендию по результатам Национального квалификационного теста качества образования, количество первенцев равно суммарному количеству тех, кто родился вторым или третьим. Первенцы чаще всех других попадают в биографические справочники современников (Who's Who)и с большей вероятностью встречаются на руководящих должностях.

Такие дети, в тенденции, склонны проявлять высокую ответственность и ориентированы на продуктивность, чтобы соответствовать взрослым стандартам. Они осторожны, добросовестны и склонны к сотрудничеству, что отражает их желание сохранить свое привилегированное положение в отношениях с родителями после появления соперника.

Средние дети.Второй и/или средний ребенок в семье в принципе лишен возможности испытать, что значит быть единственным ребенком. Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать в состязание, чтобы «захватить власть». Средний ребенок может находиться в тени старших сиблингов, к-рых он стремится сместить с занимаемых позиций. Он часто чувствует себя менее компетентным по сравнению со старшим братом или сестрой (не сознавая, что его незнание и неумение — просто следствие возраста) и может пытаться выделиться в др. областях. Напр., если старший ребенок имеет интеллектуальные наклонности, то младший может стремиться к занятиям спортом или иск-вом.

Исслед. показывают, что средние дети в семье чувствительны к несправедливостям, нечестности и совершаемым по отношению к ним ошибкам. Вероятно, они не отказываются попробовать свои силы в иск-ве. Средние дети в семье, будучи весьма коммуникабельными и благосклонными к другим, яв-ся хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения.

Младшие дети.Младший ребенок тж занимает уникальное положение в семье. У него нет преследователей и, являясь «ребенком всей семьи», он никогда не будет лишен этого положения. Ранняя социализация последних детей в семье чаще включает снисходительное, балующее обращение с ними остальных членов семьи, приводя в результате к формированию зависимо-импульсивного типа личности.

Младшего ребенка легко избаловать, особенно когда старшие братья и сестры присоединяются к родителям в стремлении удовлетворить все его потребности. Результатом этого нередко становится чувство защищенности и неконкурентный характер: такой ребенок будет всегда искать поддержки других. Младший ребенок часто яв-ся самым «могущественным» в семье, прибегая к таким формам выражения своих желаний, как агрессивные действия и плач.

Младшие дети в семье менее серьезно относятся к собственной персоне и любят веселье и розыгрыши. В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в макс. возможное число групп, а тж имеют самую высокую самооценку по сравнению с занимающими все др. позиции в порядке рождения. Они креативны, человеколюбивы и отличаются развитой способностью понимать юмор. Последние дети из больших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам. Однако, высока вероятность того, что они могут оказаться в числе неуспевающих учеников, стать алкоголиками (зависимой личностью) и иметь самый низкий IQ. Тем не менее, положение последнего ребенка в семье обеспечивает ему максимум любви и заботы из всех возможных позиций в порядке рождения.

Единственный ребенок.Положение единственного ребенка в семье сходно с положением самого младшего в том, что над ним никогда не нависает угроза утратить свои привилегии, поскольку у него просто нет соперников. С первенцами таких детей роднит их единственность: им не нужно бороться за родительское внимание и они ориентируются в своем поведении исключительно на взрослые образцы поведения и стандарты деятельности. Родители склонны баловать единственного ребенка, и такие дети могут в последующем пытаться восстановить привилегированное положение, просто захватывая «центр сцены», но не сделав ничего такого, что оправдывало бы их действия. Есть 2 возможных исхода развития единственного ребенка в семье: он может остаться по-детски зависимым и беспомощным, либо приложит все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым.

Исслед. показывают, что единственные дети испытывают сложности с установлением близких отношений, тяготея к одинокому образу жизни. Они склонны к эгоизму и имеют самую низкую потребность в аффилиации. Они стремятся во что бы то ни стало угодить другим, но при этом стараются сохранять макс. независимость и менее всего боятся неудачи. Для таких детей весьма вероятно поступление в колледж и успешное обучение. После первенцев, единственные дети имеют самый высокий IQ и самый высокий показатель потребности в достижении. И действительно, единственный ребенок в семье добивается в учеб. деятельности положения лидера и может превзойти учителя или наставника. Больше всего у единственных детей психол. проблем, и, по всей вероятности, они чаще обращаются за психиатрической помощью, причем неоднократно.

Исслед. будут продолжаться, т. к. качество и потенциал наших теперешних знаний в этой области, равно как и ожидаемые в ближайшем будущем данные, играют важную роль в понимании челов. поведения.

См. также Порядок рождения, Детская психология, Развитие в раннем детстве, Отношения сиблингов

Р. Дрисколл, Д. Икстейн

 

Порядок рождения (birth order)

 

Эмпирические исслед. П. р. связаны с поиском устойчивых связей между личностными переменными и порядковым местом в семье. Эти исслед. носят бессистемный характер и почти всегда лишены к.-л. теорет. предпосылок, поэтому в литературе встречается множество противоречивых данных.

Типичной методикой таких исслед. яв-ся выяснение (обычно в форме опросов) П. р., не принимающее во внимание переменные, связанные с самим порядковым местом в семье, такие как возраст, раздельное проживание сиблингов, половые различия, аборты, выкидыши или мертворожденность. Публикуемые результаты часто неубедительны, потому что исследователи не сравнивают людей с одинаковым статусом рождения. Самым слабым местом яв-ся отсутствие установившейся модели исслед. в этой области. Большинство исследователей не рассматривают П. р. как детерминанту личности, но считают, что он яв-ся самостоятельной характеристикой влияющего на индивидуума окружения.

Ниже будут рассмотрены эмпирические исслед. связанных с П. р. различий, статистическая значимость к-рых подтверждена на уровне доверительной вероятности р < 0,05. Было проанализировано более 3000 таких исслед., но лишь весьма малую выборку опубликованных работ можно свести воедино и обобщить их результаты. Так или иначе, имеющиеся данные позволяют выделить 5 возможных психол. позиций, в соответствии с к-рыми и подготовлен данный обзор: первый, второй, средний, последний и единственный ребенок в семье.

Первый ребенок.Первые дети имеют более высокие оценки в средней школе по сравнению с более поздними детьми, наиболее уязвимы к стрессу, чаще учатся в колледже, чем более поздние дети, и представлены непропорционально большой долей среди проблемных детей.

Второй ребенок.Второй ребенок в семье — особо выделяемая категория П. р. Такие дети проявляют большую зависимость в своем поведении по сравнению с детьми, родившимися раньше (первыми) или позже них; чаще обращаются за помощью к взрослым и ищут их одобрения, чем первые и последующие дети в семье; больше времени проводят в индивидуальных занятиях; обычно более разговорчивы и выражают более негативный аффект по сравнению с другими. Мн. мальчики, производящие впечатление изнеженных, яв-ся первыми или, даже чаще, вторыми детьми в семье. Вторые дети в однополых диадах, по-видимому, больше подражают родителю того же пола, чем их старшие братья/сестры.

Средний ребенок.Дети, занимающие среднее по П. р. положение, в тенденции лучше приспосабливаются эмоционально, если они из больших семей. Средние дети крайне остро чувствуют непринадлежность (непринятость другими) и наиболее чувствительны к разного рода несправедливостям и проявлениям пренебрежения. Они лучше всего преуспевают в командных видах спорта, безусловно чаще изучают музыку и языки и занимаются художественным творчеством. У них выраженные эстетические интересы, и они явно преобладают среди актеров.

Последний ребенок.Дети, родившиеся последними, приобретают больший опыт братских (сестринских) отношений, чем первенцы, не говоря уже о единственных детях в семье. Похоже, что они имеют самую высокую самооценку. Последние дети в семьях прекрасно адаптированы, если они из больших семей, но составляют непропорционально большую долю среди пациентов с психиатрическими расстройствами, если происходят из малых семей; весьма вероятно, что у них самый низкий IQ и изрядный опыт школьных неудач. Родившиеся последними девочки, по-видимому, имеют знач. более низкую самооценку, чем ожидаемая.

Единственный ребенок.Взросление без братьев и сестер не оказывает сколько-нибудь необычного воздействия на развитие личности. Единственные дети в семье представлены непропорционально большой долей в группе лиц с эмоциональными нарушениями, а единственные сыновья имеют сильнейшую потребность в опеке. Единственные дети, по-видимому, менее склонны брать на себя ответственность за достижение успеха по сравнению с первенцами и более поздними детьми в семье. Им более свойственно обращаться за мед. помощью, пр

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...