Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сексуальные дисфункции и секс-терапия

Сексуальные дисфункции отмечаются у мн. людей в течение жизни; часто они яв-ся транзиторными, возникая в рез-те специфического стресса в отношениях между партнерами. Эти дисфункции особенно легко поддаются лечению. Идентифицируются факторы, вызывающие тревогу (когнитивные, поведенческие и эмоциональные), и пары получают поведенческие задания, выполнение к-рых имеет целью снижение тревоги, связанной с сексуальной интимностью, что приводит к устранению симптомов. Однако в нек-рых случаях сексуальные дисфункции вызываются менее курабельными глубинными психол. причинами.

Секс-терапия как поведенческий подход разраб. Мастерсом и Джонсон. Они предложили известные теперь технические приемы фокусирования на чувствительности, генитальной стимуляции и необязательного сношения, используемые в большинстве подходов к лечению сексуальных дисфункций. Фокусирование на чувствительности предусматривает нежное поглаживание тела, без касания груди или гениталий и без полового сношения. Генитальная стимуляция представляет собой продолжение фокусирования на чувствительности с добавлением эротической стимуляции гениталий. Прием необязательного сношения представляет собой половой акт, целью к-рого яв-ся не обязательное достижение оргазма, а оптимальное сосредоточение на ощущаемом при этом удовольствии.

Технические приемы секс-терапии наиболее эффективны в лечении любящих, привязанных друг к другу партнеров, у к-рых отсутствует серьезная психопатология или супружеские конфликты. Э. Каплан считает предикторами плохого рез-та секс-терапии тж злоупотребление психоактивными веществами, тяжелую депрессию или тревогу и отсутствие мотивации к лечению. При отсутствии этих противопоказаний до 80% случаев сексуальных дисфункций доступны успешному лечению с помощью методов краткосрочной поведенческой терапии.

См. также Гомосексуальность, Инцест, Половые различия: возрастной аспект, Половые девиации, Сексуальные дисфункции, Половой акт

Д. Джерард

 

Сексуальность; ориентация и идентичность (sexuality: orientation and identity)

 

Определения

Половая (сексуальная) ориентация — это предпочитаемый индивидуумом пол партнера в эротических/любовных/эмоциональных отношениях. Термины гетеросексуальный, гомосексуальный и бисексуальный лучше использовать в качестве прилагательных, а не существительных, и применительно к поведению, а не к людям. В обыденной речи, однако, часто кого-то наз. гомосексуалом или гетеросексуалом, да люди и сами о себе так говорят. Неточное использование этих слов связывает вместе тех, чьими постоянными сексуальными партнерами яв-ся лица одного с ними пола, и тех, чьи гомосексуальные контакты редки в сравнении с гетеросексуальными. Термин «гомосексуальный» лучше оставить для обозначения поведения тех, кто имеет половые контакты исключительно или почти исключительно с представителями одного с ними пола, а термин «гетеросексуальный» — для поведения тех, чьи эротические партнеры всегда или почти всегда принадлежат к противоположному полу; термином «бисексуальный», или «амбисексуальный», правильно было бы обозначать половое поведение тех, кто более или менее регулярно вступает в сексуальные отношения с представителями обоих полов.

Половая идентичность указывает на то, благодаря чему индивидуум считает себя представителем определенного пола — мужского или женского. Внутренняя убежденность в этой идентичности может как отражать, так и не отражать физ. внешность или предписываемую об-вом гендерную роль. Эти различия яв-ся ключевыми, особенно в отношении транссексуализма. В своем реальном окружении транссексуалы идентифицируются по их анатомическим половым признакам. Транссексуалы воспитываются в соответствии тем, какими их видит об-во. И тем не менее они считают себя представителями противоположного пола. Их внешний облик конфликтует с их внутренним образом своего пола. Этот аспект жизни существует отдельно от их сексуальной ориентации, поскольку транссексуал м. б. гомосексуально или транссексуально ориентированным. В обыденной жизни каждый может «идентифицировать» себя как гомосексуала или считать свою «идентичность» гомосексуальной. Речь идет об употреблении этого термина в аффилиативном (присоединительном) смысле. Точно так же чел. мог бы идентифицировать себя как американского индейца или унитария.

Понятие гендера, или гендерной роли, отлично от понятий ориентации и идентичности, хотя и связано с ними. Гендер и гендерная роль относятся к представлениям об-ва о том, как мальчики и девочки или мужчины и женщины должны вести себя и как с ними следует обращаться. Половая роль — это выражение в поведении биолог. предрасположенности чел. Термины «мальчики» и «девочки», «мужчины» и «женщины» яв-ся соц., а термины «лицо мужского пола» и «лицо женского пола» — биолог. Гендер относится ко всему, что чел. делает в об-ве, в к-ром живет, и может иметь или не иметь ничего общего с биологией. Напр., лица мужского пола могут жить как женщины, а лица женского пола — как мужчины; индивидуум мужского пола м. б. воспитан как мальчик, но во взрослом возрасте жить как женщина. Однако для большинства людей их идентичность, ориентация и гендер созвучны друг другу.

Типичный представитель мужского пола считает себя таковым, придерживается маскулинной манеры поведения (комбинация биологически и социально детерминированных моделей поведения), принимается в об-ве за мужчину и предпочитает иметь половые сношения с лицами женского пола. Типичная представительница женского пола считает себя женщиной, придерживается феминной манеры поведения (тж комбинация биологически и социально детерминированных моделей поведения), считается об-вом женщиной и предпочитает иметь половые контакты с лицами мужского пола. Отклонения появляются, когда индивидуум предпочитает эротические отношения с лицом своего пола (гомосексуалы мужского и женского пола) или когда лицо мужского пола считает себя лицом женского иола (транссексуал мужского пола) либо, наоборот, лицо женского иола считает себя лицом мужского пола (транссексуал женского пола).

Гетеросексуал мужского пола считает себя лицом мужского пола, живет как представитель мужского пола, ему нравится собственный пенис, и он предпочитает эротические отношения с лицом женского пола. Гомосексуал мужского пола тж считает себя лицом мужского пола, живет как представитель мужского пола, ему тж нравится собственный пенис, но он предпочитает иметь эротические отношения с др. лицом мужского пола. В отличие от них, транссексуал мужского пола считает себя лицом женского пола, предпочитает жить как женщина и хочет избавиться от полового члена, получив взамен vulva, vagina и женскую грудь в придачу. Обычно он предпочитает иметь половые отношения с лицом мужского пола, но считает это гетеросексуальным контактом, поскольку видит себя лицом женского пола. Ниодин гомосексуал мужского пола не захотел бы удалить свой половой член, заменив его влагалищем; это, однако, яв-ся частым желанием транссексуала мужского пола. Для транссексуала женского пола справедливо обратное Хотя она, возможно, не всегда склонна к операции по замене vagina и labia мужским половым членом и мошонкой, в типичных случаях ее желание сводится к удалению молочных желез и прекращению менструального цикла, поскольку это — постоянное и зримое напоминание о том, что она не та, кем себя считает.

Трансвестизм — родственное явление. Людей, к-рым нравится одеваться в одежду противоположного пола, относят к широкой категории трансвеститов, или противоположно одевающихся. Подавляющее большинство трансвеститов — лица мужского пола и гетеросексуалы. Если они гомосексуалы, их обычно наз. жаргонным выражением drag queens («мужчина в платье королевы»). Мотивы такого переодевания разнообразны. Для одних за этим стоит сексуальное удовлетворение, для др. — это выражение той части личности, к-рой удобно в одежде противоположного пола. Для нек-рых это яв-ся реакцией на побуждение, непонятное ни им самим, ни науке. Большинству гомосексуалов переодевание не доставляет наслаждения. Транссексуалы переодеваются в одежду противоположного пола, поскольку это согласуется с их стремлением жить жизнью пола, к к-рому, по их убеждению, они принадлежат. Индивидуумы, являющиеся первично трансвеститами, при переодевании часто выражают чувство временно меняющейся гендерной идентичности.

Эти сложности гораздо более распространены, чем принято думать, ибо все подобные люди склонны жить в своем уединенном мирке. В сфере сексуального поведения имеется, вероятно, больше вариаций, чем в любой др. сфере поведения чел. Поскольку разнообразные комбинации обычно яв-ся предметом частной жизни, они не вызывают ни комментариев, ни критики.

Статистика

Данные о распространенности всех этих форм поведения носят дискуссионный характер. Транссексуализм считается редким расстройством, встречающимся примерно в 1 случае на 25—50 тыс. человек, причем соотношение транссексуалов мужского и женского пола составляет 2:1—5:1. Об-во признает, что быть лицом мужского пола более выигрышно в соц., финансовом и иных отношениях, и потому более охотно принимает желание транссексуалов изменить женский пол на мужской. Люди не так легко понимают мужчин, к-рые хотят быть женщинами.

Кинси разраб. 7-балльную шкалу (от 0 до 6) для точного описания сексуального поведения чел. Люди с исключительно гомосексуальным поведением получают 6 баллов, а те, кто близок к этому — 5 баллов. Люди с исключительно гетеросексуальным поведением получают 0 баллов, а те, кто близок к этому — 1 балл. Промежуточные случаи оцениваются исходя из того, что индивидуум с равной представленностью гомо- и гетеросексуальных контактов, получил бы 3 балла. Признавая, что люди могут хотеть одного, а делать др., Кинси одновременно протоколировал ориентацию людей, проявляющуюся в их сексуальных фантазиях. Замужняя женщина, имеющая половые отношения лишь со своим мужем, может воображать свой сексуальный контакт с женщиной. Заключенный в тюрьме может иметь гомосексуальный контакт, фантазируя при этом о гетеросексуальных отношениях. Кинси и его сотрудники обычно усредняли шкальные баллы реального поведения и фантазий. Были тж предложены градации поведения транссексуалов и трансвеститов для более точного отражения большого количества типов, объединенных под этими широкими рубриками.

Обсуждение процентного соотношения типов сексуальной активности населения имеет не только научную важность, но и социально-политические последствия. Нек-рые активисты гомосексуального движения и противники гомосексуализма считают, что каждого, кто участвовал в гомосексуальных действиях, следует считать гомосексуалом. Бисексуалов часто рассматривают как лиц, занявших нейтральную позицию и по разным причинам предпочитающих, чтобы их не считали гомосексуалами. Группы по обе стороны баррикад считают статистические данные важным политическим оружием, не желая учитывать промежуточные оттенки. Эти проценты имеют эпидемиологический и политический подтекст. Они оказывают влияние на то, какие законы будут приняты, как широко будут развернуты научные исслед. в области терапии синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа) и будут ли лица, открыто признающие себя геями, допускаться в политику и на военную службу.

Субкультуры

Термин «гомосексуал» относится к личному поведению, тогда как термин «гей» относится к публичному поведению и указывает на связь с субкультурой. Мн. гомосексуально ориентированные индивидуумы открыто заявляют о своих сексуальных предпочтениях и м. б. идентифицированы но своей деятельности и манерам поведения. Это проявляется в феминизированном стиле поведения у мужчин и маскулинизированном — у женщин. Такой стиль м. б. естественным проявлением собственной личности пли частью весьма формализованных кодов, к-рыми обозначается групп. идентичность. Мн. соц. сигналы, используемые для того, чтобы подать знак о сексуальных интересах, одинаковы как для гомосексуалов, так и для гетеросексуалов. Для поведения гомосексуалов в преим. гетеросексуальной обстановке определенные коды оказываются полезными: тонкие изменения тона голоса, поза и манеры, ключевые слова, контакт взглядом и постоянное посещение известных мест для завязывания знакомств — баров для геев, бань или парковых зон.

Бисексуальное (амбисексуальное) поведение в 1990 гг. тж обсуждалось более открыто, чем в прошлом. И здесь нет подтверждений тому, что его распространенность была большей, чем в к.-л. иной прошедший период времени. Амбисексуалы более открыто общаются с гомосексуалами, чем гетеросексуалы, но считают себя, да и яв-ся, самостоятельной категорией людей. Так же, как это делали до них лесбиянки, они требуют признания себя отдельной от гомосексуалов общностью, со специфическими групп. потребностями и интересами.

Женщин, предпочитающих иметь эротические и любовные отношения — исключительно или эпизодически — с лицами одного с ними пола, в викторианскую эпоху наз. «романтическими друзьями». В западной культуре они были меньшинством еще более скрытым, чем мужчины; общественность узнала об их существовании лишь после Второй мировой войны. Вплоть до 1960-х гг. их смешивали в одну группу с мужчинами, называя «гомосексуалами женского пола» или «геями женского пола». Позже, исходя из политических соображений, они согласились, чтобы их наз. лесбиянками, поскольку это давало им идентичность как группе.

Хотя у гомосексуалов мужского и женского пола имеется много общих потребностей, у лесбиянок есть и особые потребности. В частности, их крайне возмущают стереотипные представления о них, бытующие в об-ве. Как и представители любой др. ориентации, они м. б. женственными или вести себя в стиле «мачо», быть консерваторами или либералами, верующими или атеистами, заинтересованными или незаинтересованными в получении оргазма, склонными к промискуитету или моногамности, замкнутыми или общительными, привлекательными или малоинтересными. Их мотивации или причины идентификации с лесбийской общиной часто шире, чем у гомосексуалов мужского пола. Нек-рые женщины вовлекаются в половые контакты с лицами одного с ними пола по политическим соображениям, что у мужчин наблюдается чрезвычайно редко или вовсе не наблюдается.

В любой культуре одежда яв-ся символом принадлежности к мужскому или женскому полу и выражает причастность к какой-то группе или отделенность от нее. Одежда — средство обеспечения очевидности разделения полов и точной идентификации пола. Она объективно отражает ряд психич. и соц. аспектов, и мн. люди отрицательно реагируют на нарушение связанных с одеждой норм и, следовательно, предпочитаемой об-вом групп. идентичности.

Корни сексуального поведения

Взаимодействующие факторы, обусловливающие поведение любого типа, не всегда ясны. Почему одним людям легко следовать соц. стандартам и доктринам, а др. трудно? Никто точно не знает, почему большинство людей яв-ся гетеросексуалами, а меньшинство — гомосексуалами. Большинство данных, однако, указывает на генетическую предрасположенность, взаимодействующую с соц. обучением. Генетика задает наклонность, предрасположенность, с к-рой индивидуум входит в об-во. Последнее, в свою очередь, влияет на половую ориентацию и сексуальное поведение индивидуума. Не каждый, однако, соглашается с тем, что биология играет столь же сильную роль.

Наиболее веские доказательства генетической обусловленности половой ориентации получены в исслед. семей и близнецов. Классические работы в этой области были проделаны в 1950-е гг. Францем Каллманном, изучившим 40 монозиготных и 45 дизиготных пар близнецов мужского пола, в к-рых по меньшей мере один из них в начале исслед. признавал наличие у себя гомосексуальных тенденций. Каллманн обнаружил, что если один из монозиготных близнецов был гомосексуалом, то его брат, без исключения, тж был гомосексуалом. Среди же дизиготных близнецов вероятность гомосексуальной ориентации брата гомосексуала примерно соответствовала таковой в мужской популяции в целом. Каллманн нашел тж, что если один член пары монозиготных близнецов набирал 5 или б баллов по шкале Кинси, то вероятность того, что его брат тж наберет 5 или 6 баллов, была выше 90%. Каллманн сообщает, что различия между братьями обычно не превышали одного или двух баллов по шкале Кинси.

Есть сообщения из Нидерландов и США о различном строении определенных структур мозга у гетеросексуалов и гомосексуалов. Голландские исследователи Ф. Швааб и М. Гофман обнаружили, что у гомосексуалов размеры ядра в супрахиазмальной области значительно больше, чем у гетеросексуалов, а С. Ле Вэй из США обнаружил, что размеры интерстициального ядра в области переднего гипоталамуса у гомосексуалов мужского пола и женщин меньше, чем у гетеросексуалов мужского пола. Мозг лесбиянок еще должен стать объектом исслед. Др. исследователями тж были обнаружены структурные различия морфологии мозга у мужчин и женщин и связь этих различий с функцией репродуктивности. Такие структурные различия между гомосексуалами и гетеросексуалами еще предстоит найти.

Критики этих исслед. утверждают, что ученые редко задаются вопросом о причинах гетеросексуальности. Однако для исследователей гомосексуальность и гетеросексуальность яв-ся двумя сторонами одной медали; изучение характера формирования одного типа поведения помогает понять др. тип. В рассматриваемых ниже исслед. приводятся документально подтвержденные случаи, когда биолог. предрасположенность к гетеросексуальности и проявлению мужского начала перекрывается соц. обусловливанием воспитания представителей мужского пола как девочек.

Социальные и правовые факторы

В настоящее время постулируется не дихотомия «природа/воспитание», а взаимодействие природных и соц. факторов. Правила, нормы, традиции и идеалы любого об-ва — окружающей среды — тж взаимодействуют при структурировании поведения конкретного чел. Эти воздействия умеряют, усиливают или сводят на нет врожденные поведенческие тенденции. Можно с уверенностью сказать, что идея эффектов взаимодействия сейчас повсеместно принята в научном мире:

Генетическая предрасположенность + Социальные воздействия = Поведение

Правовые ограничения, обычно отражающие соц. установки, яв-ся сильным средством формирования предпочтительного поведения. Требуется сильная воля или компульсивные побуждения, чтобы открыто демонстрировать поведение гомосексуала, трансвестита, транссексуала или любое др. девиантное сексуальное поведение, если санкции против этого достаточно суровы. В арабских мусульманских странах действуют строгие запреты на любое открытое выражение сексуальности, даже на то, чтобы поцеловать женщину в общественном месте и на открытость части ног и рук у женщин. Такие «мелкие» правонарушения могут наказываться избиением палкой или плетью. Гомосексуальное поведение часто карается смертной казнью или длительными сроками заключения. Алжирские либералы, напр., боролись против смертного приговора за гомосексуализм и супружескую измену. Гомосексуальное и транссексуальное поведение редко наблюдается в этих странах, поскольку его открытая демонстрация сопряжена с риском.

Неизвестны культуры, в к-рых поощрялись бы или были предпочтительным модусом поведения гомосексуальные контакты между взрослыми. Существуют, однако, об-ва, в к-рых поощряются гомосексуальные контакты взрослых с детьми. Хотя это и однополые контакты, они не яв-ся предпочтительным способом получения сексуального удовлетворения, поскольку это поведение не эротически мотивировано. Напр., в племени калули на Новой Гвинее все мальчики выполняют роль пассивных партнеров в анальном сексе со зрелыми мужчинами. В новогвинейском племени самбия все мальчики совершают оральный секс с мужчинами для получения от них зрелой спермы. В этих культурах считается, что подобная практика обеспечивает передачу мужских качеств от мужчины к мальчику. Когда эти мальчики достигают зрелости, они переходят на гетеросексуальное эротическое поведение, несмотря на годы гомосексуального «тренинга». Во мн. культурах отмечается поведение, к-рое на Западе считалось бы сексуальным, но не являющееся таковым для коренного населения.

В нек-рых культурах поведение гомосексуалов и/или трансвеститов принимается без осуждения и даже считается обычаем богов. В Махабхарате, классической эпической индийской поэме о добре и зле, бог Кришна одевается женщиной и вступает в половой контакт с перворожденным сыном Арджуна, великого воина, для к-рого это яв-ся первым сексуальным контактом. Др. боги в индуистском пантеоне — открытые гомосексуалы. Во времена, предшествовавшие контакту с европейской цивилизацией, вожди на Гавайских островах гордились тем, что имеют любовников и любовниц.

Саморазоблачение и разглашение

К наиболее трудным процессам жизни людей, отличающихся от большинства своим сексуальным поведением, относится саморазоблачение. Точный смысл этого термина продолжает трактоваться по-разному, но по существу он означает наступление момента, когда чел. признается себе, что он гомосексуал, транссексуал или трансвестит, и решает покончить с отрицанием этого и с тайной жизнью. За признанием самому себе следует признание в этом окружающим. Однако в об-ве, даже наиболее терпимом, имеются скрытые «минные поля», на к-рые не каждый отваживается вступить, так что не всякий чел. решается на саморазоблачение. Для решившихся пойти на это саморазоблачение обычно становится постоянным, медленным и трудным процессом. В зависимости от того, как далеко хочет зайти чел., информ. распространяется на рабочем месте, в сферах проведения досуга и мед. обслуживания. Обычно первыми об этом узнают друзья, последними — члены семьи, особенно родители. Нет точных данных относительно того, какая часть гомосексуалов, транссексуалов и трансвеститов прибегла к саморазоблачению. Большинство активистов в этих субкультурах полагает, что чем больше людей прибегнет к саморазоблачению, тем труднее будет для об-ва сохранять негативное дискриминирующее отношение к сексуальным меньшинствам с позиции превосходства гетеросексуальности. В поддержку этих усилий в США и др. странах учреждены национальные дни саморазоблачений.

Разглашение — феномен, вызывающий еще большую полемику. Он возник в 1990-е гг. Разочарованные медленным ходом процесса принятия геев об-вом, их активисты прибегают к публичной огласке действительного или мнимого гомосексуального или трансвестистского поведения политиков, звезд спорта и шоу-бизнеса и др. лиц. Их аргумент: разглашение обеспечивает совокупность ролевых моделей для тех, кто стыдится своего положения. Оно тж лишает силы тех, кто использует в качестве маскировки сексофобическую активность для сокрытия своего собственного поведения. Тем не менее этот процесс наз. филос. изнасилованием, психич. насилием и этическим шантажом. Разглашение, безусловно, может повредить карьере или личной жизни чел.

Что значит быть «другим»?

Для нек-рых людей быть «другими» (в сексуальном отношении) яв-ся сознательным выбором. Для др. в этом нет выбора. Они отличаются от большинства с момента рождения или вследствие событий, к-рые они не в силах контролировать. Об-во отвергает или принимает их в соответствии с культуральными мифами, представлениями и нормами. Во всем мире имеется много сходства в том, как реагируют на это в разных культурах, но есть тж и разительные различия. Здесь речь идет не о том, правы или неправы эти люди, а о том, что они просто не такие, как все. Внутри любого об-ва можно обнаружить нейтральное отношение к «другим», реакцию на них как на сознаваемую угрозу или убеждения, что такое поведение яв-ся даром божьим, заслуживающим особой благодарности.

Обширное поле вариантов сексуального поведения м. б. уподоблено банкету ООН. Однако если чел., склонный к необычным и тонким нюансам пищи, может получить титул гурмана, то чел., склонный к необычному сексуальному опыту, встречает гораздо менее терпимое к себе отношение. Это происходит даже тогда, когда участники действуют добровольно и в частной обстановке. Как и с пищей, нек-рые варианты поведения могут никогда не быть испробованы, нек-рые м. б. испробованы однократно с тем, чтобы уже никогда более к ним не обращаться. Но отвергнуть их все без размышлений и проб означало бы лишить себя и др. не только удовольствия, но и чувства незыблемого Я.

См. также Аккультурация, Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте, Андрогиния, Сексуальное поведение животных, Бисексуальность, Культурный детерминизм, Гомосексуальность, Теория навешивания ярлыков, Я-концепция, Самораскрытие, Половые роли, Полоролевое развитие, Социальное влияние, Табу, Транссексуализм, Трансвестизм

М. Даймонд

 

Селекционизм (selectionism)

 

С. — это общий подход к объяснению сложных явлений, при к-ром сложность рассматривается как кумулятивный рез-т повторяющегося действия относительно простых процессов. Первым примером систематического развития С. стала концепция эволюции путем естественного отбора, к к-рой независимо друг от друга в 1859 г. пришли Ч. Дарвин и А. Уоллес. Эволюция, происходящая путем естественного отбора, рассматривает сложность и разнообразие жизни как рез-т повторяющихся циклов изменения характеристик организмов, дифференциальной репродукции (естественного отбора) форм жизни, обладающих определенными характеристиками, и сохранения продуктов дифференциальной репродукции, ответственных за эти характеристики (последние в настоящее время известны под назв. «гены»). Согласно С., сложность и разнообразие возникают как «случайный» рез-т повторения трехступенчатого процесса — изменения, отбора и сохранения. Т. о., сложность и разнообразие яв-ся эмерджентными следствиями относительно простых процессов, к-рые не требуют принципов высшего уровня для направления к заданной цели.

Что касается психологии, то здесь наиболее последовательным селекционистским подходом, предложенным и развитым Б. Ф. Скиннером, яв-ся анализ поведения. Селекционистская направленность анализа поведения ярче всего проявляется в его положении о том, что даже сложное поведение чел. — кумулятивный продукт отбора на основе подкрепления. «Подкрепители» — это стимулы, изменяющие («отбирающие») вероятность того, что окружающая среда будет стимулировать предшествующие им реакции. Отобранные т. о. реакции вносят вклад в вариацию, доступную для дальнейшего отбора, окончательным рез-том к-рого яв-ся сложное поведение. Сложное поведение, обычно описываемое с помощью таких терминов, как мышление, запоминание, решение задач и говорение, рассматривается как продукт продолжительной истории отбора посредством подкрепления (т. е. отбора посредством воздействий индивидуальной среды). Отбор через подкрепление изменяет поведение организма, к-рый сам по себе — продукт естественного отбора путем воздействия предшествующей среды на вид, представителем к-рого яв-ся индивид. В качестве модели изменений, произведенных естественным отбором на протяжении эволюции, Ч. Дарвин обратился к искусственному отбору, в процессе к-рого животноводы скрещивали домашних животных, чтобы изменить нек-рые признаки (напр., хвост голубей). Аналогичным образом Б. Ф. Скиннер использовал метод последовательного приближения, в процессе к-рого экспериментатор постепенно изменяет критерии реакции, от к-рых зависит появление подкрепления, как модель того, каким образом отбор посредством естественных случайных событий может сформировать сложное поведение на протяжении жизни индивида.

Одно из самых важных следствий селекционистских теорий, независимо от их реализации, состоит в том, что их конструкты всегда указывают на диапазон изменчивости, а не на к.-л. неизменную сущность. Напр., в теории эволюции понятие вида яв-ся статистической абстракцией, относящейся к диапазону изменчивости признаков. Вид как некая «вещь» не существует, есть только различающиеся между собой индивиды, диапазон изменчивости к-рых определяет понятие вида. Эволюционист Э. Майр более четко, чем др., сформулировал эту особенность селекционистских понятий. Аналогичным образом при анализе поведения подкрепляющий стимул отбирают не одну-единственную реакцию, а некий спектр реакций, характеристики к-рых отвечают критериям появления подкрепителя. Статистическая природа понятий селекционистских теорий вступает в противоречие с понятиями эссенциалистских теорий, преобладающих в психологии. Напр., в исслед. языка вариациям «грамматичности» речи может не придаваться сколько-нибудь существенного значения. Напротив, эти вариации рассматриваются как рез-т относительно неважных переменных «исполнения» (таких как оговорки и описки из-за невнимательности), к-рые в какой-то степени затушевывают функционирование базовой инвариантной и универсальной сущности, напр., «устройства овладения языком» или «органа речи». Для подобных лингв. теорий именно инвариантные «универсалии», а отнюдь не вариации, яв-ся реальными и истинными. Ситуация эта напоминает то, что происходило в биологии до Ч. Дарвина: виды считались неизменными и вечными сущностями, а отдельные организмы были всего лишь вариациями на тему фундаментального плана, лежащего в основе вида. Короче говоря, в то время как С. считает изменчивость внутри классов явлений фундаментальным фактором, эссенциализм расценивает ее как досадную помеху и вводящую в заблуждение ненужность. Различие между селекционистскими и эссенциалистскими понятиями имеет глубокие филос. корни, уходящие, соответственно, к английской эмпирической философии и Платону.

См. также Генетика поведения, Бихевиоризм, Эмпиризм, Эволюция, Постмодернизм, Подкрепление

Дж. Донахью

 

Семантический дифференциал (semantic differential)

 

С. д. был разраб. Ч. Э. Осгудом как измерительная процедура для оценки значений. Осгуд предполагал, что значения слов могут изменяться в отношении довольно значительного, но неизвестного количества измерений.

С. д. яв-ся стандартизованной процедурой извлечения тщательно продуманной выборки размещений субъектом понятия (слова) по множеству континуумов. Типичным примером может быть следующий вопрос: «Как бы вы оценили яблоко, используя для этого следующие шкалы? Где бы вы поместили значение яблоко вдоль континуума, простирающегося между двумя указанными точками, где оценка 1 или 7 означает чрезвычайно, 2 или 6 означает очень, 3 или 5 означает, скорее, хороший (или плохой) и оценка 4 означает ни хороший, ни плохой или в равной степени хороший/плохой?»

Яблоко

Хороший ___-___-___-___ Плохой

Большой ___-___-___-___ Маленький

Активный ___-___-___-___ Пассивный и т. д.

Значения в семантическом пространстве обладают двумя важными свойствами: направлением от средней точки каждой шкалы и удаленностью от начала каждой шкалы (что предположительно свидетельствует об интенсивности значения).

Осгуд обнаружил, что семантическое пространство можно теоретически представить как обладающее минимум тремя ортогональными измерениями: оценкой (напр., хороший—плохой), активностью (напр., активный—пассивный) и силой (напр., большой—маленький). Т. о., С. д. оказывается модифицированной формой контролируемых ассоциаций — преим. посредством использования процедур шкалирования и отбора самих оценочных шкал.

С. д. применялся в кросс-культурных исслед. значений при изучении развития значений у детей, а тж для оценки настроений, эмоций и изменений личности в ходе психотер. (последнее оказывается наиболее популярным в наше время).

См. также Когнитивная сложность, Измерение, Психолингвистика, Шкалирование

Р. А. Кашау

 

Семейная терапия (family therapy)

 

Описание семейной терапии

С. т. может быть охарактеризована как попытка модификации отношений в контексте семейной системы. В С. т. симптоматическое поведение и проблемы рассматриваются как результат неправильного взаимодействия, а не как индивидуальная характеристика того или иного члена семьи. Т. о., для С. т. характерен интерперсональный, а не интрапсихический подход.

Эта системная теория с терапевтической т. зр. предлагает рассматривать семейный процесс как такой, при к-ром каждый член семьи играет определенную роль в поддержании системы. «Идентифицированный пациент» может рассматриваться в качестве «проблемы», но «причиной» является сама дисфункциональная семейная система. Задача терапевта заключается в изменении системы путем соотв. вмешательств. Существует много направлений, в рамках к-рых используются различные техники, но общим для всех является принцип, согласно к рому проблему представляет собой система, а не к.-л. ее отдельный элемент.

Систему образуют взаимозависимые элементы, обладающие взаимной каузальностью; их динамическая связь обеспечивает относительную устойчивость системы во времени. Системы бывают открытыми (т. е., обнаруживающими тенденции к континуальному развитию или претерпевающими какие-то изменения) или закрытыми. Семья является открытой системой; пример закрытой системы — система парового отопления. Открытая система характеризуется тремя качествами: целостностью, отношениями и эквифинальностью.

Целостность означает, что систему образуют взаимодействия, а не просто нек-рое количество людей. Под отношениями понимаются взаимодействия в рамках системы: все происходящее в семье между ее членами, их постоянные взаимодействия и повторяющиеся паттерны таких взаимодействий. Эквифинальность — это качество систем, благодаря к-рому они функционируют независимо от первоначальных причин и могут изменяться под влиянием текущих факторов. Они не определяются своими исходными параметрами.

Четыре исторических понятия

Ниже приводятся ранние понятия, образующие основу четырех совр. ведущих теорий.

1. Взаимосвязанные патологии (Interlocking Pathologies). Натан Аккерман ввел понятие взаимосвязанных патологий, когда проблемы одного члена семьи связываются через взаимодействия с др. ее членами. Аккерман наблюдал эти перепутавшиеся корни в семейной системе и убедился в том, что они, в основном, не сознавались членами семьи. Понятие взаимосвязанных, неосознаваемых патологий поддерживается школой объектных отношений.

2. Слияние (Fusion). Мюррей Боуэн ввел понятие слияния — явления, первонач. отмеченного в семьях больных шизофренией, но наблюдаемого и в т. н. нормальных семьях. Слияние означает, что отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга и спаяны вместе, образуя неопределенную, аморфную массу. Психотер. по Боуэну имеет целью «отцепить» членов семьи друг от друга.

3. Псевдовзаимность (Pseudomutuality). Лайман Уинн и его сотрудники наблюдали ложный тип близости или интимности, к-рый они назвали «псевдовзаимностью», характеризовавшейся утратой границ между отдельными членами семьи. В качестве способа коррекции этой псевдоинтимности, Уинн предложил смену границ путем устранения существующих альянсов и расщеплений и создания новых коалиций. Минухин называл то же явление «запутыванием» («enmeshment»). Целью структурной С. т. является создание новых альянсов с целью помочь «запутавшимся» друг с другом или же «разобщенным» членам семьи стать более независимыми. Структурная семейная терапия основана гл. обр. на идеях Уинна.

4. Двойная связь (The Double Bind). «Двойную связь можно вкратце описать как паттерн взаимодействия, характеризующийся "строгими ограничениями", налагаемыми с помощью парадоксальной коммуникации в рамках "важных, эмоционально значимых отношений", результатом которого становится "неприемлемое решение", из которого его участники "не н состоянии выпутаться"» (Эбелис). Эти процессы в их сильном проявлении обнаружены в семьях больных шизофренией,

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...