Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как совладание может влиять на здоровье

Для рассмотрения того, как С. может влиять на физ. здоровье, необходимо сначала провести различие между краткосрочными и долговременными эффектами воздействия специфического стрессора.

За редкими исключениями, на здоровье влияет не разовое С. с к.-л. единичным стрессором, а то, насколько С. оказывается эффективным в долговременном плане при мн. столкновениях со стрессорами в различных жизненных ситуациях. Чтобы привести к заболеванию, неспособность к С. тж должна проявляться неоднократно или хронически и на протяжении длительного периода времени.

Существуют 3 осн. пути, к-рыми процесс С. может оказывать отрицательное воздействие на физ. здоровье. Во-первых, он может влиять на частоту, интенсивность, продолжительность и характер нейрохимических реакций на стресс одним из трех способов: а) невозможностью предотвратить или устранить вредные или наносящие ущерб влияния среды; б) невозможностью регулировать эмоциональный дистресс в ситуациях неконтролируемого ущерба или угроз; в) следованием ценностям и связанному с ними жизненному стилю, требующим постоянной и чрезмерной мобилизации усилий. Однако мы должны признать, что заболевания, связанные со специфическими стилями С. (напр., А-тип личности и увеличение риска сердечных заболеваний), могут стать ценой, к-рую чел. платит за др., имеющие для него более важное значение, психол. последствия, такие как сознание выполненного долга и удовлетворение от победы в конкурентной борьбе. Любой из способов С. может приводить к смешанным рез-там, положительным в одном отношении и отрицательным в др.; для исследователей представляется важным рассматривать эту проблему в широком ракурсе и оценивать рез-ты С. с т. зр. совокупности мн. последствий и их ценности в различных контекстах.

Во-вторых, С. может оказывать отрицательное влияние на здоровье, увеличивая риск смертности и заболеваемости, когда оно включает чрезмерное употребление вредных для здоровья веществ, таких как алкоголь, табак и др. наркотики, или когда оно вовлекает чел. в деятельность с высоким риском для жизни.

В-третьих, фокусируемые на эмоциях способы С. могут причинять ущерб здоровью путем отрицательного воздействия специфического способа управления стрессом. Напр., отрицание или избегание неприятных мыслей о грозящей беде может вести к снижению эмоционального дистресса, но одновременно препятствовать реалистической оценке проблемы, позволяющей выработать правильный курс действий.

Исслед. и теория в области психологии С., по-видимому, достигли фазы своего совершеннолетия. Наряду с широко распространившимся общественным и профессиональным признанием того, что С. яв-ся важным ингредиентом нашей повседневной жизни, существуют и многочисленные свидетельства того, что процесс С. в действительности может приводить как к улучшению, так и к ухудшению адапт. В чем существует дефицит, так это в конкретной информ. о том, какие формы С. приводят к благоприятным и неблагоприятным последствиям для определенных типов людей при строго определенных условиях; тж существует мало ясности в вопросе о том, каким образом С. приводит к тем или иным адаптационным рез-там.

См. также Последствия стресса

Р. Лазарус

 

Совместная терапия (conjoint therapy)

 

С. т. представляет собой метод лечения, при к-ром к участию в сеансе психотер. привлекаются одновременно два и более члена семьи или супружеская пара. Количество участников м. б. разным. Присутствующие м. б. тж соседями, знакомыми или сослуживцами пациента.

Происхождение С. т. не связано с каким-то определенным теорет. направлением. В 1950-е гг. эта модель начала применяться почти одновременно во мн. местах по всей территории США Дж. Хейли в статье «Семейная терапия» (Family therapy)пишет, что все пионеры метода С. т. первонач. имели подготовку в индивидуально-ориентированной психотер. Мн. из хорошо известных психотерапевтов в этой области признают влияние теории систем на их мышление. Теория систем подчеркивает важность учета интерактивной и взаимозависимой природы поведения. Согласно этой теории поведение чел. «происходит не в вакууме», а подвергается влияниям извне и, в свою очередь, оказывает влияние на то окружение, в к-ром происходит. Следовательно, что-бы полностью понять поведение чел., важно наблюдать его в контексте. Наиболее типичным контекстом поведения в С. т. яв-ся родственная единица — супружеская пара или семья.

См. также Группы достижения изменений, Супружеское консультирование, Методы сексотерапии

Р. Каппенберг

 

Современные методы психотерапии (current psychotherapies)

 

В этой статье описывается неск. распростр. и существенно отличающихся между собой систем психотер., хотя требования краткости вынуждают автора отказаться от рассмотрения нек-рых важных систем и методик.

Психоаналитическая психотерапия. Классический психоан. предложен Фрейдом в середине 90-х гг. XIX в., и с тех пор не раз модифицировался (часто превращаясь в аналитически ориентированную психотер.) мн. неофрейдистами.

Согласно психоан., эмоциональные нарушения и поведенческие дисфункции большей частью яв-ся следствием: а) прошлой жизни, особенно событий раннего детства; б) бессознательных аттитюдов и переживаний, часто глубоко вытесненных; в) биологически обусловленных побуждений, особенно эротических и агрессивных, порождающих глубокие челов. конфликты; г) фиксации на ранних стадиях психосексуального развития — оральной, анальной, генитальной и латентной; д) защитных шагов и уклонений, препятствующих изменению.

Для того чтобы добраться до главных источников бессознательных, вытесненных конфликтов пациентов и устранить их серьезные фиксации, психоаналитики используют различные терапевтические методики: а) метод свободных ассоц.; б) анализ и толкование сновидений; в) формирование и проработку интенсивных отношений переноса (трансфера) между аналитиком и пациентом; г) значительное количество психотерапевтических сеансов; д) интерпретацию бессознательных чувств и конфликтов пациента; е) раскрытие защит пациентов и оказание помощи в отказе от них.

Адлерианская психотерапия или индивидуальная психология. Индивидуальная психология была создана А. Адлером. Хотя ее оригинальные положения соблюдались последователями довольно строго, она получила значительное развитие в трудах мн. психотерапевтов.

Согласно теории Адлера, эмоциональные нарушения в значительной степени связаны с: а) чувством неполноценности; б) стремлением отдельных людей к личному процветанию, а не к соц. интересу; в) нежеланием подвергаться риску и жить полной жизнью; г) отказом от придания конструктивного смысла собственному существованию; д) искаженными восприятиями и представлениями, ведущими к неспособности обучаться.

Адлерианские методики психотер. включают: а) ясный показ клиентам их жизненных целей и возможных способов изменения их дисфункционального стиля жизни; б) конфронтацию клиентов с их обреченными на провал идеями; в) контрпропагандистскую работу с клиентами в случаях, когда их цели, намерения и ценности яв-ся дисфункциональными; г) стимуляцию клиентов к конструктивным действиям, направленным на изменение их целей, подрывающих собственную жизнь; д) постоянное побуждение клиентов к принятию ими ответственности за переориентацию своей жизни в более позитивное русло; е) помощь клиентам в мужественном признании собственного несовершенства; ж) демонстрацию клиентам способов развития своих соц. интересов.

Аналитическая (юнгианская) психотерапия.К. Г. Юнг порвал с Фрейдом примерно в 1913 г. Юнг видел в либидо не сексуальную, а общую психич. энергию и подчеркивал значение мифологических и др. символов в генезе и лечении эмоциональных нарушений. Среди последователей Юнга наибольшую известность приобрели Герхард Адлер и Э. Л. Росси.

Согласно теории Юнга, эмоциональные и поведенческие нарушения возникают, гл. обр., вследствие: а) блокады сильного инстинкта индивидуации чел.; б) комплексов, порождаемых сильными бессознательными компульсиями; в) руководства символическими сообщениями из бессознательного, сбивающими людей с пути; г) наследственных предрасположений, проистекающих из нарушения функционирования коллективного бессознательного; д) появления сексуальных нарушений в рез-те развития общих нарушений (а не наоборот).

Юнгианские методики психотер. включают: а) демонстрацию клиентам того, что все страдания вызваны утратой смысла (жизни) и что архетипы могут порождать целительные силы; б) содействие клиентам в символическом понимании симптомов своих неврозов и показ им выхода из своих внутренних конфликтов через этот символизм; в) подчеркивание целенаправленной, устремленной в будущее работы души; г) раскрытие клиентам креативных и целебных сил бессознательного; д) интерпретацию сновидений с акцентом на их символическом значении; е) побуждение к переживанию, а не просто интеллектуальному пониманию; ж) мягкое, но настойчивое побуждение клиентов быть внимательными к своему внутреннему миру и ценить его.

Личностно-центрированная, или клиентоцентрированная терапия.Личностно-центрированная терапия (первонач. наз. клиентоцентрированной) была предложена К. Роджерсом в начале 1940-х гг. Она нашла таких видных сторонников, как В. Рейми (теперь когнитивный психотерапевт) и Ю. Гендлин (теперь работает в области эмпирической, осн. на опыте психотер.). Хотя она уже и не практикуется в первоначальном виде, но все же представляет собой интегральный компонент теории и практики бесчисленного количества теоретиков и психотерапевтов.

Согласно взглядам Роджерса, эмоциональные нарушения яв-ся преим. рез-том: а) приобретения людьми отрицательной Я-концепции вследствие недостаточного принятия их др., особенно в детские годы, и отказа др. обеспечить им подходящие условия для (личностного) роста; б) расхождения между реальным Я и тем, как воспринимают чел. др.; в) отказа людей прямо и свободно осознать те аспекты собственной личности, к-рые не согласуются с их Я-концепцией; г) склонности людей делать чрезмерные обобщения, находиться во власти концепций или мнений и полагаться на абстракции, вместо того чтобы обратиться к испытанию реальности; д) самоуничижения или чувства малоценности.

Роджерианские, или личностно-центрированные методики психотер. включают: а) включение в глубокие, интенсивные, заботливые отношения с клиентами; б) постоянное проявление в этих отношениях искренности, конгруэнтности и эмпатического понимания клиентов и их проблем; в) недирективный и ненавязчивый диалог между врачом и клиентом; г) помощь клиентам в замене состояния собственной малоценности на способность ценить и верить в мудрость своего развивающегося организма; д) содействие клиентам в достижении безусловно положительного отношения к самим себе, гл. обр. через переживание безусловно положительного отношения к ним терапевта.

Когнитивно-поведенческая и рационально-эмотивная терапия.Совр. когнитивно-поведенческая терапия зародилась в 1955 г., когда А. Эллис предложил свою рационально-эмотивную терапию. Следуя филос. концепциям стоиков, особенно Эпиктета и Марка Аврелия, а тж воспользовавшись нек-рыми идеями таких пионеров-исследователей, как Э. Солтер, А. Герцберг и Дж. Келли, Эллис связал воедино нек-рые осн. элементы когнитивной терапии в изложении А. Адлера и поведенческой терапии в понимании Дж. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. В последующем появилась группа психотерапевтов, использующих сходные формы терапии.

Согласно теориям рационально-эмотивной терапии (РЭТ) и когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), главный вклад в эмоциональные и поведенческие нарушения вносят: а) сильная тенденция (как врожденная, так и приобретенная) действовать как в пользу своих интересов и интересов своей соц. группы, так и против них; б) искаженные восприятия, нереалистичные наблюдения и выводы; в) абсолютистские, иррациональные убеждения в том, что (1) нек-рые неприятные ситуации не должны существовать, но (2) к великому ужасу, они существуют, и (3) люди, оказавшиеся в этих неприятных ситуациях, совершенно не в состоянии им противостоять, а (4) те, кто вызывает такие ситуации — никчемные люди; г) непомерная эскалация людьми своих сильных желаний до размеров божественных предписаний, требований и настояний свыше; д) образование у людей взаимосвязей и взаимодействий между нереалистичным и абсолютистским мышлением, неадекватным эмоциональным реагированием и обреченным на неуспех поведением.

Методики КПТ и РЭТ включают: а) демонстрацию клиентам того, что их эмоциональные проблемы вызваны не неблагоприятными условиями, а (сознательным или бессознательным) выбором создавать себе эти проблемы; б) обучение клиентов различным когнитивным, эмоциональным и поведенческим методам изменения нереалистичного мышления, неадекватных чувств и дисфункционального поведения; в) выполнение клиентами определенных домашних заданий; г) десенсибилизацию и фладинг в реальных условиях, а тж воображаемую десенсибилизацию и постепенные приближения к вызывающим тревогу ситуациям; д) использование подкреплений и штрафов для побуждения к изменению поведения; е) сильнодействующие методы, такие как энергичные дискуссии по поводу себя и упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной стыдливости; ж) семантические методы терапии; з) решение задач и применение научного метода к личным и межличностным проблемам; и) разнообразные психопедагогические методики, такие как лекции, семинары, демонстрация аудиовидеозаписей и библиотерапия; к) тренинг навыков, направленный на повышение способностей, интересов и достижений клиентов; л) методы когнитивного отвлечения, воображения и рефокусирования.

Поведенческая психотерапия.Поведенческие методы впервые использованы в психотер. Дж. Б. Уотсоном и М. С. Джонс в 1920-х гг.; широкое распространение они получили в 1950-е гг. благодаря трудам Дж. Вольпе, Б. Ф. Скиннера и их последователей.

Согласно теориям поведенческой терапии, эмоциональные проблемы возникают гл. обр. в рез-те: а) неэффективного или неадаптивного научения; б) обусловливания др. людьми, особенно в период раннего детства; в) самообусловливания и самозакрепления дисфункциональных мыслей, чувств или действий; г) избегания ситуаций, вызывающих тревогу; д) отсутствия навыков, приводящего к снижению результативности; е) искаженных восприятий окружающей действительности.

Осн. методиками, используемыми в поведенческой терапии, яв-ся: а) фокусирование усилий на изменении текущего поведения клиентов; б) активное и директивное обучение клиентов тому, как изменить их дисфункциональные мысли, чувства и паттерны поведения, а тж тому, как приучить себя мыслить, чувствовать и действовать более конструктивно; в) имажинативная (воображаемая) систематическая десенсибилизация тревог и страхов; г) десенсибилизация in vivo;д) методики постепенной десенсибилизации и наводнения (фладинга); е) демонстрация клиентам способов контроля стимулов и изменения ситуаций, вызывающих проблемы; ж) коррекция искаженных восприятий и нереалистичных представлений; з) тренинг навыков, направленный на повышение способностей, интересов и достижений клиентов; и) сочетание подкрепления адаптивного поведения с аверсивным обусловливанием дезадаптивного поведения; к) методики релаксации.

Гештальт-терапияразраб. Ф. Перлзом в начале 1940-х гг. Среди учеников Перлза — Дж. Фэган, У. Кемплер, А. Левицки, Лаура Перлз, Э. и М. Полстер, Ирма Ли Шеферд, Дж. Симкин и Дж. Зинкер.

В гештальт-терапии принято считать, что эмоциональные нарушения в основном вызываются: а) «обязывающим» отношением к жизни; б) перевесом размышлений над действиями; в) отказом от жизни в настоящем в пользу сосредоточения на прошлом или будущем; г) переделыванием себя и др. вместо того, чтобы быть самим собой и принимать себя таким, какой есть; д) отказом брать на себя ответственность за собственные решения.

Осн. методики гештальт-терапии: а) содействие клиентам в полном осознании своих чувств в ситуации «здесь-и-сейчас»; б) демонстрация клиентам, как отвергать когнитивные интерпретации и объяснения имеющихся у них трудностей; в) дыхательные и физ. упражнения; г) помощь клиентам в достижении интеграции.

Эмпирическая (основанная на опыте) и гуманистическая психотерапияобязана своим происхождением трудам таких философов, как Серен Кьеркегор, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Мартин Бубер и Жан-Поль Сартр, а тж таких психологов, как Вильгельм Дильтей, Абрахам Маслоу и Вильгельм Райх. Она объединяет широкий спектр теорий и методов.

Сторонники эмпирической, гуманистической и экзистенциальной терапии придерживаются мнения, что эмоциональные нарушения имеют свои истоки в: а) отказе подвергаться риску, живя полной жизнью, и примирении с неизбежностью смерти; б) неспособности стать хозяином своей жизни и поведения и быть совершенно автономным, даже в условиях комфортабельной жизни общины или соц. группы; в) чрезмерной конформности, ведущей к тенденции постоянно пренебрегать собственным опытом; г) отказе экспериментировать с собственными желаниями и стремлениями, обрекая себя на сужение опыта.

В эмпирической, гуманистической и экзистенциальной терапии используются следующие методики: а) акцентирование испытываемых клиентами ощущений и их внутренних процессов изменения и развития; б) помощь клиентам в обретении глубокого внутреннего чувства истины; в) использование физ. упражнений и физ. приемов высвобождения эмоций; г) намеренное подвергание себя риску с целью ощутить иной модус существования; д) заботливое и открытое отношение к клиентам, служащее для них моделью заботливого и открытого отношения к др. людям; е) содействие клиентам в достижении безусловно положительного самоотношения или полного самопринятия, аутентичности, честности перед собой и откровенности.

Транзактный анализ(ТА), предложенный Э. Берном в середине 1950-х гг., первонач. был задуман как дополнение к психоан.

Согласно теории ТА, главными причинами эмоциональных нарушений яв-ся: а) получение людьми в раннем детстве «перфолент» («tapes»)от «родительского» эго-состояния, побуждающих их функционировать в эго-состоянии «ребенка», а не в более разумном и продуктивном состоянии «взрослого»; б) врожденная тенденция людей считать транзакции между своими эго-состояниями крайне важными и непоколебимыми; в) возникающие в рез-те этого стереотипизированные привычные паттерны поведения и отсутствие личной автономии; г) недостаток ласки и любящего признания окружающих в раннем детстве; д) сохранение осн. жизненных решений или «сценариев», поскольку они имели субъективную ценность в ранние детские годы; е) тенденция к использованию защитных маневров или игр для удержания и подкрепления ранних «сценариев» принятия решений.

Транзактные психотерапевты используют разнообразные методики, особенно следующие: а) прослеживание истоков нарушенных чувств до решающего момента в давнем прошлом с последующим переобучением клиентов относиться к этому иначе и, соответственно, испытывать др. чувства; б) помощь клиентам в достижении баланса эго-состояний; в) показ клиентам, как посредством конфронтации с самим собой можно вновь пережить решающие моменты прошлой жизни и прийти к новому решению важных вопросов; г) помощь клиентам в осознании ими своей внутренней силы; д) выявление и прерывание защитных маневров или «игр» клиента; е) помощь клиентам в достижении более равномерного распределения энергии между различными эго-состояниями.

См. также Адлерианская психотерапия, Аналитическая психотерапия, Поведенческая терапия, Клиентоцентрированная терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Экзистенциальная психотерапия, Гештальт-терапия, Основы личностно-центрированного подхода, Психоанализ, Транзактный анализ

А. Эллис

 

Сознание (consciousness)

 

Несмотря на то что С. — наиболее очевидный и хорошо знакомый каждому признак нашего существования, филос. и психол. рассуждения о С. весьма запутанны и противоречивы. Р. Б. Перри заметил: «Как может термин означать что-либо, если он используется для обозначения всего и вся, в т. ч. и собственного отрицания?» Большинство психологов рассматривают С. как сознавание чего-либо или текущее знание о чем-либо. К сожалению, термин «awareness» допускает столь же неоднозначное толкование, как и термин «consciousness»,так как они употребляется практически в одних и тех же ситуациях. Так, напр., термином «awareness» может обозначаться перцептивное сознавание (perceptual awareness), интроспективное сознавание (introspective awareness), рефлексивное осознание (reflective awareness), подпороговое сознавание (subliminal awareness), сознавание себя (self-awareness), осознание сознавания (awareness of awareness)и т. д.

Сознание и бессознательное

Согласно Джону Локку, С. — это рефлексия, включенная в различные умственные акты, такие как восприятие, мышление, сомнение, верование, воление и т. д. С. представляет собой внутренний, незамутненный взор ума, от к-рого практически ничто не м. б. скрыто. Представления Локка о С. оказали настолько сильное влияние на психол. науку, что до появления фрейдовского психоан. понятие бессознательного мышления или восприятия считалось внутренне противоречивым. З. Фрейд показал, насколько сложными м. б. мыслительные процессы, протекающие без их осознания, и каким образом бессознательная сфера чел. может содержать в себе представления, желания и чувства, в к-рых он не отдает себе отчета.

Фрейд разглядел в содержимом бессознательного смысл и намерение. Такие внешне безобидные и непреднамеренные акты, как оговорки, забывчивость и потеря предметов (вследствие того, что они не были положены на обычное место), м. б. мотивированы на бессознательном уровне. А коль скоро это так, ранее принятое определение С. как преднамеренной и целенаправленной психич. активности оказывается в равной мере применимым и к бессознательному.

К. Юнг пошел еще дальше в сглаживании различия между С. и бессознательным. Бессознательное, по Юнгу, есть совершенный источник нашей общности и креативность. Коллективное бессознательное — это «образ мира, на формирование к-рого ушла вечность... [Оно] состоит из совокупности инстинктов и их коррелятов, архетипов. Подобно тому как каждый из нас обладает инстинктами, он тж обладает запасом архетипических образов».

Достижения когн. психол. говорят о том, что сложная психич. деятельность, в т. ч. наша способность приобретать, хранить и извлекать информ. из памяти, в основном реализуется посредством бессознательных и недоступных для самонаблюдения операций.

Исслед. «слепого зрения» и «несознаваемой памяти» (memory without awareness)тж свидетельствуют о наличии противоречий в разграничении С. и бессознательного. Слепое зрение — это способность нек-рых людей с поврежденной зрительной корой мозга распознавать и реагировать на зрительные стимулы, не сознавая их. Вейскранц провел серию тестов с испытуемым, у к-рого была удалена правая область зрительной коры. Как и следовало ожидать, испытуемый сообщал о том, что он ничего не видит, когда стимулы предъявлялись в левой части его зрительного поля. Однако когда его попросили угадать вид стимула (X или О), этот испытуемый дал правильные ответы в 27 попытках из 30, — свидетельство того, что он все же воспринимал стимулы на каком-то уровне.

Следовательно, умственные процессы, такие как восприятие, представление, намерение, вспоминание и т. п., можно обнаружить и на бессознательном уровне, где они недоступны для интроспекции, а граница между С. и бессознательным не столь резка, как некогда считалось. Как только исследователи осознали эти факты, обсуждение феномена С. превратилось в достаточно сложное занятие. Простота основанного на здравом смысле понимания С. как текущего знания, или сознавания (awareness), оказалась обманчивой и пустой. Если можно обоснованно указать как на сознаваемое, так и на неосознаваемое знание (awareness), полезность понятия «awareness» как дескриптора С. (consciousness)становится проблематичной. С. как одно только интроспективное сознавание (или самоотчет) становится простым качеством, накладываемым на определенные содержания опыта. В действительности это качество может оказаться всего лишь определенными корковыми процессами, так как их нарушение приводит к утрате интроспективного сознавания (awareness). Тем не менее обычно признается, что С. как определяющая характеристика психич. явлений включает нечто большее, нежели просто интроспективное сознавание.

Множество оттенков сознания

Отношение бытия к С. во все времена интересовало философов. На уровне здравого смысла обычно принимается на веру, что каждый чел. наделен телом и разумом и что они взаимодействуют, образуя действующего субъекта. Пытаясь дать ясный анализ (раз)ума, тела и их взаимодействия, философы пришли к многообразию т. зр., к-рые открывают нам разнообразные перспективы видения С. в ученых рассуждениях. Все эти филос. спекуляции распадаются на две широкие категории: а) признающие реальность как разума, так и тела; б) отрицающие реальность одного из них в угоду др. Дуалистические теории строятся на свойственном здравому смыслу представлении, что (раз)ум и тело — это две разные, независимые и взаимодействующие, вещи. Напр., согласно Декарту, сознание есть квинтэссенция ума, а ум отличен от тела. В соответствии с его представлениями существуют две в корне различные субстанции — материальный мир, имеющий протяженность, и мышление, не имеющее протяженности. Последнее в принципе несводимо к первому.

Главная проблема такого дуализма — это проблема взаимодействия. Каким образом непротяженное мышление взаимодействует с протяженным телом? Любой из вариантов причинного взаимодействия между ними, предлагаемых в большинстве дуалистических теорий, противоречит физ. теории, утверждающей, что вселенная яв-ся закрытой системой и что каждое физ. событие связано с предшествовавшим ему физ. событием. Подобное допущение исключает всякую возможность того, что психич. акт может вызвать физ. явление, если, конечно, сам этот психич. не оказывается в нек-ром смысле физ. Теории параллелизма пытаются обойти эту проблему посредством допущения, что физ. и психич. процессы протекают параллельно, не оказывая друг на друга никакого влияния.

Монистические теории, напротив, постулируют только один вид субстанции: разум или материю. Субъективный идеализм Дж. Беркли упраздняет материю в пользу разума, материализм отрицает разум в угоду материи.

Материалистическое отрицание разума—сознания принимает неск. форм. Среди них можно назв.: а) категорическое отрицание всего психич., включая С., к-рое не обнаруживает себя в объективном поведении или действии; б) признание психич. явлений, но отрицание того, что они обладают причинной силой, поскольку яв-ся всего лишь побочными продуктами физ. процессов мозга; в) отождествление психич. явлений с состояниями (или режимами работы) головного мозга.

Дж. Б. Уотсон заявлял, что такой вещи, как С., просто не существует. Отзвуки подобной радикальной т. зр. в наше время можно найти в утверждениях о бесплодности С. как психол. понятия. Станович пишет: «Любой вопрос психологии, хоть как-то затрагивавший понятие "С.", сразу же становился весьма запутанным; в то же время любое продвижение в теории психологии, к-рого удавалось достичь, оказывалось совершенно не связанным с к.-л. понятием "С."». Б. Ф. Скиннер и его последователи полагают, что С. — это эпифеномен мозговой деятельности и потому не обладает причинной силой. Следовательно, С. не может играть объяснительную роль в понимании поведения. Материалистическая теория центральных состояний (central-state materialism)отождествляет С. с чисто физ. процессами головного мозга. Отдельные теоретики, — напр., Фейгл, — доказывают, что С. м. б. отождествлено с определенными референтами нейрофизиологических понятий.

Материализм нового времени, в отличие от бихевиоризма, допускает возможность «внутреннего» опыта и его влияния на тело, однако не видит в сознательном опыте ничего такого, что было бы нельзя объяснить с чисто физ. позиций. Согласно Д. М. Армстронгу, опыт С. (the experience of consciousness)— это всего лишь одна часть мозга, сканирующая др. его часть. Он пишет: «При восприятии мозг сканирует окружающую среду. При осознании (in awareness)восприятия др. процесс в мозге сканирует это сканирование». Внутреннее чувство, к-рое дает нам интроспективное сознавание, — это просто др. мозговой процесс. Т. о., согласно этой т. зр., нет оснований предполагать существование к.-л. процесса, к-рый может функционировать независимо от мозга.

Существует неск. широко известных возражений против вышеупомянутых теорий, описывающих С. исключительно в терминах поведения, нейронной активности или обработки информ. Невозможно отрицать С. как факт непосредственного опыта. Феноменологический опыт боли, напр., качественно отличается от нейронной активности головного мозга. Болевой опыт однороден и непрерывен, тогда как сопутствующие боли нейронные разряды представляют собой разнородные, прерывистые и пространственно разнесенные события. Др. словами, в отличие от чувственного опыта, мозговая активность характеризуется «зернистостью». Более того, известно, что наши психич. состояния могут оказывать глубокое воздействие на состояние нашего тела. Многократно описаны ощутимые эффекты плацебо, а психосоматические заболевания уже никому не кажутся чем-то невероятным.

Феноменологи, такие как Гуссерль, выдвигают весомые аргументы в пользу С. как неотъемлемой стороны нашего опыта, не поддерживая при этом дуалистический интеракционизм. Подобно Декарту, Гуссерль верил в саморазоблачающий характер С.: нельзя отрицать его существование, не вступая при этом в противоречия, а жизнь без С. невозможно даже вообразить. Он рассматривает С. скорее как функцию, нежели как сущность. Как и Брентано до него, Гуссерль уделял особое внимание интенциональной природе С. Внешний объект, содержание С. и наше сознавание (awareness)его непосредственно связываются интенциональностью С. Наше знание о мире формируется не в рез-те получаемых нами впечатлений, а яв-ся следствием логического процесса интенции. Разделяемые нами представления о мире возникают не на основе ощущений и восприятий, к-рые обособлены и индивидуальны и, как следствие, не могут раскрыть чел. универсальный и единый характер своих объектов, а благодаря «конститутивной функции» С., к-рое интуитивно «схватывает» их сущность. Конститутивная функция С. заключается в интуитивном постижении сущности объектов, с тем чтобы мы могли понять их значение и значимость для нас. Единый характер, к-рый объекты имеют как феномены нашего опыта, можно понять только через их сущности, а не через совокупность их непостоянных качеств.

На центральное место С. в челов. состоянии указывал тж и Сартр в своей экзистенциальной философии. Согласно Сартру, С. интенционально по своей природе и всегда на что-то направлено. С. не яв-ся вместилищем для чего-либо или сценой для представления вещей. Осн. его свойство — раскрытие вещи, на к-рую оно направлено. Уникальность С. заключается в том, что оно раскрывается само по мере раскрытия объекта. Т. о., и для Гуссерля, и для Сартра С. — это принцип субъективности, к-рый объясняет очевидное единство и значение феноменов нашего опыта.

Сознание и мозг

А. Р. Лурия, следуя Л. С. Выготскому, полагал, что С. — это сложная структурная система, имеющая смысловую функцию. Он отвергал дуалистическое постулирование принципиального отличия сознания—разума от материальных объектов. В то же время он полагал, что попытки отыскать механизмы С. внутри мозга тж не ведут к успеху. Согласно А. Р. Лурии, С. — это способность «оценивать сенсорную информ., реагировать на нее критичными размышлениями и действиями и сохранять следы событий в памяти, чтобы прошлые отпечатки или действия могли быть использованы в будущем». Эта способность не яв-ся функцией какой-то одной части мозга. Скорее, «ее нужно искать в совместной деятельности отдельных систем мозга, каждая из к-рых вносит свой особый вклад в работу всей функциональной системы в целом». Среди систем мозга, участвующих в сознательной психич. деятельности, можно назв.: а) ретикулярную формацию ствола мозга, контролирующую уровни бодрствования; б) вторичные зоны задних (афферентных) областей коры полушарий, обеспечивающие регистрацию и хранение поступающей сенсорной информ.; с) наиболее важные медиальные зоны лобных долей, участвующие в формировании побуждений и программ действия, а тж играющие осн. роль в сознательной регуляции целенаправленного поведения.

Дж. Серль доказывает, что ментальные состояния вполне реальны и обладают собственными свойствами. В то же время они не отделены от мозга и имеют биолог. основу. Серль полагает, что психич. явления «порождаются деятельностью мозга и реализуются в его структурах. С этой т. зр., С. и интенциональность яв-ся такой же частью биологии чел., как пищеварение или кровообращение. Нельзя не признать, что в мире существуют столь сложные системы, как мозг с его субъективными ментальными состояниями, и наличие ментальных свойств у таких систем — реально существующий физ. факт».

Сперри рассматривает С. как первичный источник причинного воздействия. С. обладает автономией по собственному праву и не сводимо к электрохимическим процессам. С. — «интегральный рабочий компонент» мозга. Сперри рассматривает его как динамическое, эмерджентное свойство, появляющееся из высшего уровня функциональной орг-ции коры головного мозга. Как эмерджентное свойство, С. проявляется в чувстве, определяемом нейронными инфраструктурами мозга на высших уровнях его иерархической орг-ции. Однако в то же самое время С. не только обнаруживает характеристики, к-рые невозможно отнести ни к одной из составляющих мозг систем, но еще и осуществляет регулирующее воздействие на мозговые процессы. Т. о., психич. явления — это «скорее причины, нежели корреляты» событий в НС. «Физиол. мозга обусловливает ментальные эффекты, а ментальные феномены, в свою очередь, оказывают причинное влияние на нейрофизиологию». Будучи эмерджентными свойствами деятельности коры головного мозга, сознательные феномены могут функционально взаимодействовать на своем уровне и в то же время осуществлять нисходящий контроль над составляющими их нервными процессами. Т. о., согласно Сперри, сознательные состояния скорее «приходят вслед за» («supervene»)физиолог. процессами, чем «вмешиваются в» («intervene»)в них.

Попытки наделить сознательные явления реальностью и причинной силой и при этом рассматривать их как проявления активности мозга, подвергаются критике. Мн. ученые полагают, что они осн. на ложных аналогиях. Трудно представить себе, каким образом сложная орг-ция нервных процессов порождает сознательные явления, к-рые, как предполагается, качественно отличны от физ. явлений.

Поппер и Экклс отказались от представления о С. как функции сложной нейронной орг-ции. Они сочли, что единство сознательного опыта трудно объяснить, исходя из разнородных, прерывистых и пространственно разнесенных разрядов нейронов. Аналогично этому, самосознание и волевые акты требуют для своего объяснения силы, независимой от мозговых процессов. Такие явления, как «ожидание» (antedating), в к-рых сознательный опыт не следует непосредственно за стимуляцией, а относится назад во времени, не согласуются с гипотезой нервно-психич. тождественности. Мы не знаем, какие точно физиолог. процессы участвуют в формировании перцептивного опыта. Экклс указывал, что отрицательный поверхностный потенциал коры головного мозга, регистрирующийся перед простыми произвольными движениями (т. н. потенциал готовности), развивается в течение достаточно длительного времени и распространяется по всей коре. Согласно Экклсу, это явление доказывае

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...