Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синдром увеличения воздушности легких (эмфизема легких)

Большинство хронических заболеваний легких приводит в той или иной мере к затруднениям при дыхании фазы выдоха. В связи с этим внутриальвеолярное давление повышается, альвеолы расширяются, содержание в легких увеличивается, но дыхательная экскурсия легких уменьшается, в стенках перерастянутых альвеол возникают дистрофические процессы, внутриальвеолярный газообмен ухудшается, что ведет к развитию дыхательной недостаточности. При эмфиземе грудная клетка и легкие находятся как бы в состоянии постоянной инспирации (на вдохе). Эмфизема это хроническое состояние, она может периодически усиливаться и уменьшаться, но полностью не исчезает.

Основные жалобы.

Одышка

Физикальные данные.

Осмотр.

Форма грудной клетки – эмфизематозная /бочкообразная.

Уменьшение экскурсии грудной клетки.

Голосовое дрожание.

Ослаблено.

Перкуссия.

Коробочный перкуторный звук.

При топографической перкуссии верхние границы приподняты, нижние границы легких опущены, ограничение экскурсии при дыхании.

Аускультация.

Дыхание везикулярное ослаблено.

Бронхофония.

Ослаблена.

 

Синдром обтурационного ателектаза

Вероятные причины.

Бронхогенный рак легкого.

Основные жалобы.

Одышка и приступы удушья

 

Физикальные данные.

Осмотр.

Над областью ателектаза – участок западения грудной клетки. Отставание в акте дыхания половины грудной клетки со стороны поражения.

Голосовое дрожание.

Ослаблено или не определяется.

Перкуссия.

Укорочение или тупой перкуторный звук, что зависит от размеров ателектаза.

Аускультация.

Дыхание везикулярное ослабленное или не выслушивается.

Бронхофония.

Ослаблена или не определяется

При частичном ателектазе (частичная обтурация бронха)

Основные жалобы.

Нарастающая одышка

Физикальные данные.

Осмотр.

Над областью ателектаза – участок западения грудной клетки. Отставание в акте дыхания половины грудной клетки со стороны поражения.

Голосовое дрожание.

Усилено над ателектазом из-за уменьшения воздушности легочной ткани.

Перкуссия.

Притуплено-тимпанический перкуторный звук из-за уменьшения альвеолярных обертонов, так уменьшается амплитуда колебаний стенок частично спавшихся альвеол.

Аускультация.

Дыхание везикулярное ослабленное (уменьшение поступления воздуха в альвеолы), может быть бронхиальный оотенок дыхания в области неполного ателектаза..

Бронхофония.

Усилена над ателектазом из-за уменьшения воздушности легочной ткани

Синдром компрессионного ателектаза

Вероятные причины.

Жидкость в плевральной области. При плеврите ателектаз локализуется преимущественно у корня легкого, при гидротораксе – выше уровня жидкости.

Основные жалобы.

Одышка

Физикальные данные.

Осмотр.

Над областью ателектаза – участок выбухания грудной клетки. Отставание в акте дыхания половины грудной клетки со стороны поражения.

Голосовое дрожание.

Усилено.

Перкуссия.

Укорочение или тупой перкуторный звук, что зависит от размеров ателектаза.

Аускультация.

Дыхание бронхиальное ослабленное или не выслушивается. Может выслушиваться крепитация в связи с нарушением кровообращения в стенках сдавленных альвеол и проникновения в них транссудата.

Бронхофония.

Усилена

 

Синдром жидкости в плевральной полости

Основные жалобы.

одышка. Появление одышки связано с уменьшением дыхательной поверхности легкого (сдавление легкого) и как следствие развитием дыхательной недостаточности.

Физикальные данные.

Осмотр.

Отставание в акте дыхания половины грудной клетки со стороны поражения. Симптом Лестена (сглаженность или выбухание межреберных промежутков).

Голосовое дрожание.

Ослаблено.

Перкуссия.

Укорочение или тупой перкуторный звук, что зависит от количества выпота.

Аускультация.

Дыхание ослабленное (при небольшом количестве выпота) или отсутствует.

Бронхофония.

Ослаблена.

 

Синдром утолщения плевральных листков (шварты) и заращения плевральной полости (фиброторакс)

Жалобы.

Могут отсутствовать. При массивных спайках – одышка и боли в грудной клетке при физической нагрузке.

Физикальные данные.

Осмотр.

Отставание в акте дыхания половины грудной клетки со стороны поражения. Втяжение межреберных промежутков в фазу вдоха.

Голосовое дрожание.

Резко ослаблено.

Перкуссия.

Укорочение или тупой перкуторный звук, что зависит от количества выпота.

Аускультация.

Дыхание ослабленное или отсутствует. Шум трения плевры.

Бронхофония.

Ослаблена.

 

Синдром скопления воздуха в плевральной полости (пневмоторакс)

В силу различных причин в полости плевры может оказаться воздух: например, при прорыве в нее субплеврально расположенных каверны или абсцесса. В этом случае создавшееся сообщение бронха с плевральной полостью приводит к накоплению в последней воздуха, сдавливающего легкое. В этой ситуации повышенное давление в плевральной полости может привести к закрытию отверстия в плевре кусочками поврежденной ткани, прекращению поступления воздуха в плевральную область и формированию закрытого пневмоторакса. Если имеется сообщение между бронхом и полостью плевры, то пневмоторакс называется открытым.

Основные жалобы:

Резко развившееся удушье и боли в грудной клетке.

Физикальные данные.

Осмотр.

Выпячивание межреберных промежутков со стороны поражения при дыхании, отставание в акте дыхания половины грудной клетки со стороны поражения.

Голосовое дрожание.

При закрытом - резко ослаблено или отсутствует.

При открытом пневмотораксе - усилено.

Перкуссия.

Тимпанический перкуторный звук.

Аускультация.

При закрытом - дыхание ослабленное или отсутствует.

При открытом пневмотораксе – дыхание бронхиальное, может быть металлическое. Может выслушиваться крепитация в связи с нарушением кровообращения в стенках сдавленных альвеол и проникновения в них транссудата.

Бронхофония.

При закрытом - резко ослаблена или отсутствует.

При открытом пневмотораксе - усилена.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

- курация больных в палатах;

- разбор курируемых больных;

- работа с историями болезни;

-демонстрация практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.

- решение тестовых заданий и ситуационных задач по теме занятия;

- внеаудиторная работа по теме занятия

5.4. Итоговый контроль знаний:

1. Перечислить основные симптомы, характерные для заболеваний, органов дыхания.

2. Дать определение, нажать этиологические и патогенетические факторы в развитии бронхитов. Роль курения.

3. Данные осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации при остром бронхите.

4. Данные осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации при хроническом бронхите.

5. Дополнительные методы обследования при диагностике бронхита.

6. Бронхиальная астма - определение, особенности анамнеза, механизмов развития.

7.Особенности осмотра, объективные данные в момент приступа удушья при бронхиальной астме. Дифференциальный диагноз между бронхиальной и сердечной астмой.

8. Лабораторные и инструментальные методы обследования больных бронхиальной астмой.

9. Современные представления о пневмонии, определение, классификация, вопросы этиологии, патогенеза, анамнестические данные.

10. Жалобы больных при плевропневмонии.

11. Данные осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации при очаговой пневнонии.

12. Клинико-анатомические параллели долевой пневмонии.

13. Данные осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации при .крупозной пневмонии.

14. Мокрота больного в стадию «красного опеченения».

15. Исходы и осложнения пневмоний.

16. Профилактика (первичная, вторичная, третичная) воспалительных заболеваний органов дыхания (бронхитов, пневмонии).

17. Профилактика (первичная, вторичная, третичная) бронхиальной астмы.

Ситуационные задачи по теме.

Задача№ 1

Больная 58 лет, в течение 20 лет страдает хроническим бронхитом. Обратилась по поводу одышки, которая возникла 5 лет назад и постепенно нарастала. Последнее время при подъеме на лестницу вынуждена отдыхать на каждом этаже. Отмечается небольшой цианоз губ.

1)Почему у больной хроническим бронхитом возникла одышка?

2)Проявлением какого синдрома она является, какие исследования необходимы для его подтверждения, предполагаемые результаты?

 

Задача №2

У больного 30 лет в 10 часов вечера с ознобом поднялась температура до 39.8 С, возникла головная боль, боли во всем теле, слабость. На следующий день появился кашель с небольшим количеством «ржавой мокроты», колющие боли в правой половине грудной клетки при дыхании. При объективном обследовании в этот день справа спереди книзу от IV ребра и нижней части аксилярной области определяется ослабленное везикулярное дыхание, крепитация.

1)Ваш диагноз?

2)Укажите данные голосового дрожания, перкуссии.

3)Если назначенное лечение будет не эффективно, как изменяются объективные данные через 2-3 дня, почему?

 

Задача №3

Больная обратилась на 3 день болезни с жалобами на сухой кашель приступообразный, насморк, общее недомогание, повышение температуры до 38 С. При выслушивании дыхание над легочными полями жесткое, рассеянные сухие хрипы, у угла правой лопатки на ограниченном участке мелкие влажные хрипы.

1)Какое заболевание легких у больного?

2)От чего будут зависеть изменение перкуторного звука, голосового дрожания и бронхофонии книзу от угла правой лопатки, возможные их варианты?

 

Задача №4

Больного беспокоят приступы удушья, возникающие внезапно, чаще ночью. Одышка во время приступа экспираторного характера, кашель сухой. Дыхание у больного шумное, слышно на расстоянии, в дыхательный акт включена дополнительная мускулатура. Грудная клетка расширена. Перкуторно – звук коробочный. При аускультации в нижнебоковых отделах дыхание везикулярное ослабленное, на остальном протяжении – жесткое. Множество сухих хрипов. Голосовое дрожание и бронхофония ослаблены.

1)О каком патологическом процессе надо думать?

2) Назовите макро- и микроспопические особенности мокроты при данном заболевании?

 

Задача №5

У больного К., 20 лет, после переохлаждения организма появились следующие симптомы: кашель, вначале сухой, затем с небольшим количеством слизисто-гнойной мокроты, повысилась температура тела до 37, 6 0 С, общая слабость. При осмотре форма грудной клетки коническая, без патологических изменений. Обе половины ее активно участвуют в акте дыхания. Голосовое дрожание не изменено, при перкуссии звук легочный. Аускультативно -дыхание жесткое, сухие рассеянные хрипы, единичные мелкопузырчатые незвучные влажные хрипы.

1)О каком заболевании Вы думаете?

2)Разновидностью какого дыхательного шума является жесткое дыхание?

3)Почему в данном случае хрипы незвучные?

 

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия.

В соответствии с методическими указаниями для внеаудиторной работы по теме следующего занятия.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

НИРС наряду с традиционными видами обучения осуществляется на аудиторных занятиях, но в большей мере предполагает участие во внеаудиторной учебно-исследовательской работе каждого студента, включая систематическое выполнение заданий по СРС.

Ее основная цель – способствовать более прочному, чем при восприятии готовых сведений, усвоению знаний, обеспечить адекватное владение научной информацией. Вторая существенная цель УИРС – снабдить будущего специалиста элементарными исследовательскими умениями и навыками, способствующими его дальнейшему профессиональному совершенствованию.

Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются:

1) самостоятельная работа;

2) пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками.

Обсуждение реферата проводится на практическом занятии.

Тематика НИРС:

1. Факторы риска в развитии заболеваний легких.

2. Бронхиальная астма

3. Пикфлоуметрия

4. Инцекционно- токсический шок.

 

Занятие №14

Тема: «Симптоматология заболеваний органов кровообращения (пороков сердца, миокардитов, гипертонической болезни, стенокардии) Симптоматология ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, ЭКГ – диагностика».

2. Форма организации учебного процесса: клиническое практическое занятие

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

3. Значение темы:Из всех основных физических методов исследования наибольшее значение для диагностики болезней сердца имеет аускультация. На основании полученных данных можно дать полную аускультативную оценку деятельности сердца, диагностировать пороки сердца, выявить аритмию и др.

4. Цели обучения:

- общаяобучающийся должен обладать ОК и ПК: ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-4; ПК-5;

- учебная:

знать социально-значимые проблемы, процессы и существующие методы применения медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача Методы физикального осмотра, клинического обследования больного, алгоритм лабораторных и инструментальных обследований терапевтических больных. Выявлять у больных основные патологические симптомы и синдромы заболеваний на основе медико-биологических дисциплин, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях;

уметь анализировать и делать практические выводы, оценивать социальные факторы (в т.ч. факторы риска), влияющие на состояния физического и психологическое состояние пациента. Применять морально-этические нормы врачебного поведения.

Определить статус пациента: собрать анамнез, провести физикальное обследование пациента; наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни. Проводить исследования больного терапевтического профиля на основе современных методов клинического, лабораторного, инструментального обследования больных;

владетьнавыками использования на практике оценки факторов риска, влияющих на физическое и психическое состояние пациента, навыками проведения объективного обследования больного, постановки предварительного диагноза на основании результатов клинических, лабораторных, исследований, навыками сопоставления клинических и морфологических данных выявлять патологические синдромы.

5. План изучения темы:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...